21 нояб. 1990 г., в день памяти арх. Михаила, митр. Шемокмедский Константин (Меликидзе) освятил Архангельскую ц. и возобновил Д. В наст. время в мон-ре 2 действующих храма: во имя архангелов Михаила и Гавриила с приделом в честь Благовещения Пресв. Богородицы и ц. Сретения Господня (1998). Настоятель мон-ря - игум. Михаил (Мегенеишвили); подвизаются иеромонах и 4 послушника. Н. Чихладзе, Т. Картвелишвили Архитектурно-художественный ансамбль Главный храм мон-ря - ц. во имя архангелов Михаила и Гавриила (ок. XII-XIII вв.). Д. окружен низкой каменной оградой. С юга в стену ограды встроена надвратная 2-этажная колокольня (XV-XVI вв.): нижний этаж прямоугольный, верхний этаж имеет округленную форму и 6 оконных проемов. В XIX в. были построены деревянный архиерейский дом и за оградой с юж. стороны кельи (не сохр.). В 1904 г. к западу от церкви построили звонницу. В 90-х гг. XX в. в мон-ре были возведены новые келейные корпуса. Церковь архангелов Михаила и Гавриила в мон-ре Джумати. Ок. XII-XIII вв. Церковь архангелов Михаила и Гавриила в мон-ре Джумати. Ок. XII-XIII вв. Церковь во имя архангелов Михаила и Гавриила, изначально однонефное строение, впосл. неоднократно перестраивалась. С юж. стороны по всей ее длине, возможно, имела пристройку (придел), на что указывают фрагменты высоких арок и фрескового декора на юж. стене центрального нефа. В XVIII в. реставрационные работы проводили дочь Георгия Саакадзе царевна Хварамзе и гурийский кн. Георгий IV Гуриели († 1726) (изображены на сев. стене церкви). В 1846 г. церковь была основательно обновлена и перекрыта заново, расширен алтарь, изменены формы зап. притвора (использованы круглые колонны) и облицовка сев. фасада. В этот же период или позднее был пристроен юж. придел. Фрагментарно сохранившаяся роспись интерьера центрального нефа украшает в основном нижние регистры стен (в XIX в. верхняя часть интерьера была покрыта побелкой). Художественные слои принадлежат разным эпохам. Самый ранний датируется временем не позднее нач. XIV в. Отдельные части росписи (фрагменты геометрического орнамента) видны в поврежденных местах основного, 2-го слоя, художественный стиль к-рого выявляет особенности развитого палеологовского искусства и дает основание датировать роспись XIV в.

http://pravenc.ru/text/171875.html

Источники относят начало колонизации вост. славянами низовьев Дона и Волги ко 2-й пол. X в., когда здесь, на землях Хазарского каганата, возникло Тмутараканское княжество. Ок. 1023 г., по сообщению Лаврентьевской летописи, кн. Мстислав Владимирович заложил в г. Тмутаракань ц. Пресв. Богородицы (ПСРЛ. Т. 1. С. 147), в 60-х гг. XI в. насельник Киево-Печерского мон-ря прп. Никон основал близ города монастырь. В нач. XII в. Тмутараканское княжество потеряло независимость и было присоединено к Византии. В 1-й четв. XIII в. в донские степи пришли монголо-татар. завоеватели, край стал частью Золотой Орды со столицей в Сарае. В 1261 г. здесь была учреждена Сарайская (позднее Сарская и Подонская, затем Крутицкая) кафедра Русской Церкви, в юрисдикции к-рой состояло правосл. население Ср. и Н. Дона. Земли верховьев Дона входили в Черниговскую епархию, на рубеже XII и XIII вв.- в Рязанскую епархию. В 1-й пол. XIV в. между Рязанскими и Сарскими епископами шел спор о подведомственности паствы, проживавшей «в пределе Червленого Яру и по караулам возле Хопер до Дону» (РИБ. 1880. Т. 6. Стб. 163-172). Это свидетельствует о том, что территория Донского края в этот период, очевидно, полностью принадлежала этим 2 епархиям. Внутренние усобицы, приведшие Золотую Орду к распаду, вынудили Сарского еп. Вассиана в 1454 г. перенести резиденцию из Сарая в Москву, следствием чего стала утрата связи донской паствы с архиереями. В летописях, но особенно в дипломатической переписке Русского гос-ва с Ногайской Ордой, Крымским ханством и Турцией в XV-XVI вв., указывается на пестрый социальный и этнический состав населения этих земель, сношения с к-рым московские власти осуществляли преимущественно через Посольский приказ. По-видимому, со 2-й пол. XV в. донские земли, войдя в церковном отношении в Патриаршую область, управлялись патриархом, однако связь их с церковным центром, даже в кон. XVII - нач. XVIII в., была чрезвычайно слабой, что сформировало особенности церковной жизни на Дону, о к-рых известно с XVII в. В крае отсутствовали к.-л. органы епархиального управления, не собиралась и не выплачивалась церковная дань и не практиковались наказания за нарушение канонов, священнослужителями зачастую являлись беглые и запрещенные в служении клирики. Определяющую роль в поставлении клириков играли войсковые и станичные атаманы вместе с кругом. Именно они, приезжая в Москву с посольскими поручениями от всего войска Донского, ходатайствовали о поставлении выбранных кандидатов, о предоставлении не только жалованья и военных припасов, но и богослужебных книг, икон, запасных Св. Даров, утвари, колоколов, ладана (часто казаки использовали пребывание в Великороссии для поездок на богомолье, преимущественно в Соловецкий в честь Преображения Господня мон-рь ).

http://pravenc.ru/text/178954.html

В древней церковной традиции к стихам песнопений, взятых из Свящ. Писания, обычно припевались короткие припевы. Для Б., согласно Часослову (Sinait. gr. 863) и более поздним памятникам, первоначальным припевом был стих: «Μνσθητι μν, Κριε, ταν λθης ν τ βασιλε σου» (                ). Процесс общего развития церковной гимнографии привел к значительному увеличению объема первоначальных простых припевов к стихам из Свящ. Писания и привязке их содержания к памятям церковного календаря; в результате возникли особые гимнографические жанры - такие, как канон, стихиры, и в т. ч. тропари на Б. Виды тропарей на Б. Существующие циклы тропарей на Б. можно разделить на 3 категории: воскресные, будничные и праздничные. Самые древние - циклы воскресных тропарей на Б. (известны уже по греч. рукописям IX в.); вместе с написанными позднее циклами будничных тропарей (их происхождение связывают с деятельностью к-польских песнотворцев прп. Иосифа Песнописца, прп. Феофана Начертанного - Пентковский, Йовчева. С. 42) они относятся к песнопениям седмичного круга богослужения и помещаются в Октоихе . Праздничные тропари на Б. посвящены различным памятям церковного года (подвижного и неподвижного богослужебных кругов). Эта категория тропарей на Б. была распространена меньше, чем первые 2; праздничные тропари на Б. встречаются только в нек-рых рукописях (Минеях и Триодях) и не вошли в печатные литургические книги. Кроме Октоихов, Триодей и Миней тропари на Б. встречаются в особом типе рукописного богослужебного сборника - Макаризматарии (Μακαρισματριον букв.- Блаженник), от XII-XIV вв. до нас дошли неск. подобных рукописей (Sinait. gr. 828, XIII в., Paris. gr. 352, XIII в., Crypt. Г. α. 27 - Пентковский, Йовчева. С. 48-49; Никифорова. С. 161; Bertoni è re. P. 167); 2 такие рукописи упомянуты в завещании 1135 г. игумена одного из сицилийских мон-рей. Помимо тропарей на Б. Макаризматарии нередко содержат светильны . Структура циклов тропарей на Б. Тропари на Б. относятся к сложным жанрам церковной гимнографии и состоят из мн. небольших песнопений (ср. с каноном или кондаком ). Группы тропарей на Б. имеют структуру, сходную со структурой канона.

http://pravenc.ru/text/блаженны.html

В житии отражены события общественной и политической жизни Византии 1-й пол. Х в. (восстание Константина Дуки в 913, смерть Христофора Лакапина, вторжение венгров на Балканы, нападение рус. флота на К-поль в 941). П. И. Жаворонков Житие Василия Нового (BHG, N 263) было создано во 2-й пол. Х в. в К-поле; оно известно в различных редакциях, из к-рых наибольшее значение для слав. традиции имеют следующие: 1) редакция, отраженная в списке Ath. Dionys. 187, 1328 г.; 2) пространная редакция, основным представителем к-рой является рукопись ГИМ. Син. греч. 249, XVI в. (эти 2 редакции образуют 1-ю текстологическую семью по классификации Х. Ангелиди); 3) редакция, представленная списком Ath. Iver. 478, XIII в. (3-я семья по Х. Ангелиди). Ученик прп. Василия пишет его житие. Миниатюра из Жития Василия Нового. 50-60-е гг. XVIII в. (ГИМ. Муз. 196. Л. 89 об.) Ученик прп. Василия пишет его житие. Миниатюра из Жития Василия Нового. 50-60-е гг. XVIII в. (ГИМ. Муз. 196. Л. 89 об.) Кроме полного текста жития в визант. традиции известны сокращенные версии, в частности переработка в составе рукописи Sinait. gr. 532, XV-XVI вв., содержащая только Видение Григория о Страшном Суде, а также ряд версий, содержащих Хождение Феодоры по мытарствам. С одной из таких переработок, видимо, связан араб. перевод жития, выполненный в Дамаске в 1693 г.: «Житие святого Василия Нового и описание видения, которое видела Феодора, его служанка, при разлучении ее души с телом». Этот перевод сохранился в рукописи Damask. Orth. Patr. 227 (по др. нумерации - 1639), 1790 г. Житие было дважды переведено на церковнослав. язык. Древнейший перевод был выполнен, по всей вероятности в кон. XI в. на Руси. Греч. оригинал этого перевода принадлежал к несохранившейся древнейшей редакции, текст к-рой наиболее близок к тексту 1-й редакции, представленной в рукописи Ath. Dionys. 187. 2-й перевод жития был выполнен не позднее XIV в. у юж. славян. Греч. оригинал 2-го слав. перевода относится к редакции, отраженной в списке Ath. Iver. 478, где сокращены житийные эпизоды, а основное содержание составляют 2 больших видения: Хождение Феодоры по мытарствам и Видение Страшного Суда.

http://pravenc.ru/text/149757.html

Распространению почитания Г. Л. в Сербии с XIV в. способствовало то, что Лесновский мон-рь в 1-й четв. XIV в. вошел в державу Неманичей. Управляющий этой областью вел. воевода (позднее севастократор и деспот) Иоанн Оливер в 1341 г. построил и украсил собор мон-ря. Несмотря на сохранившееся небольшое количество письменных свидетельств, о почитании Г. Л. в серб. землях свидетельствуют его изображения в росписях храмов XIV-XVII вв. В наст. время мощи Г. Л. находятся в Лесновском мон-ре ( Култови лица. С. 33), частицы их были заключены в серебряные чеканные ковчеги-реликварии, изготовленные в XVIII в. и на рубеже XVIII-XIX вв., находящиеся в музее мон-ря ( Поповска-Коробар. Лесновски ман-р. С. 87-88; кат. 23, 24). Посвящения храмов Г. Л. до последнего времени не было. О его почитании в России, кроме упомянутого выше посольства митр. Михаила, до XIX в. ничего неизвестно, память Г. Л. не указана в восточнослав. месяцесловах. Агиография Краткое житие Г. Л. содержится в 2 пергаменных южнослав. списках Пролога редакции Константина , еп. Мокисийского: САНУ. 53, 1330 г. (Лесновский, или Станиславов, Пролог написан в Лесновском мон-ре), среднеболг. извод. Л. 115-115 об.; НБС. Рс 705, 1-я пол. XIV в., серб. извод (Пролог Ковачевича). Л. 87 об. Тексты практически не отличаются. Наиболее вероятное время создания краткого жития - 2-я четв. XIII в. Пространное житие Г. Л. дошло в неск. списках не ранее 1347 г. (напр.: НБКМ. 988. Л. 32-39 об.), переписано в 1868 г. протопопом Иоанном Христевым из Кратова (см.: Стоянов М. , Кодов Хр. Опис на славянските ръкописи в Софийската Народна библиотека. София, 1964. Т. 3. С. 143-144). Его древность подтверждается житийной иконой, датируемой ок. 1626 г. Датировка этого жития, дошедшего в позднем списке, затруднительна, но скорее всего оно написано не ранее рубежа XVI-XVII вв. Типологически принадлежит к группе т. н. народных житий болгаро-македон. св. отшельников ( Иоаким Осоговский , Иоанн Рильский, Прохор Пшинский ), старшее из к-рых (Иоанна) датируется XI-XII вв. Сюжет с убийством Маврагана при содействии Г. Л. («святой убийца», собственноручно вершивший суд над грешниками) имеет ряд аналогий в балканской агиографии XIII-XIV вв. (напр., чудо св. Димитрия Солунского о царе Калояне, св. Саввы Сербского о болгарине Стрезе, св. кор. Стефана Дечанского о чельнике Ивое и воеводе Юнце) и скорее всего навеян 2 первыми образцами, к-рые в отличие от него повествуют о конкретных исторических личностях. Текст памятника изобилует новоболг. (македон.) формами, к-рые трудно отнести только на счет переписчика XIX в. Известие жития, что «патриархъ Болгарски во гратъ Терново убояся сожжение ради, прыиде и взем мощи преподобнаго, принесе и положи и въ Тапезицъ у Святых Апостол», возможно, написано после случившегося незадолго до этого сожжения турками мощей св. Саввы Сербского (1594). Гимнография

http://pravenc.ru/text/161373.html

История канонизации святых в Русской Церкви может быть разделена на семь периодов: Для каждого периода мы приводим список святых, которым было установлено общецерковное празднование. Обзор местных канонизаций за всю историю был бы слишком велик, поэтому мы ограничились тем, что впервые привели список местных канонизаций за время после 1917 г.; имена местночтимых святых XI – нач. XX в. и подвижников благочестия XI–XX вв. можно найти в списках «Святая Русь», в приложениях к изд.: Макарий. Кн. 1–9. 1. Канонизация святых в XI в. – 1547 г. В данный период к общецерковному почитанию были прославлены следующие святые: 1–2) благоверные князья страстотерпцы Борис (в крещении Роман, † 24.07.1015) и Глеб (в крещении Давид, † 5.09.1015), пам. 24 июля. Празднование общецерковное установлено в 1072 г. 3) Прп. Феодосий, игум. Печерский († 3.05.1074). Празднование общецерковное установлено в 1108 г., местное – вскоре после кончины святого. 4) Равноап. вел. кнг. Ольга († 11.07.969). Празднование общецерковное установлено до сер. XIII в. (память указана в Прологах XIII–XIV вв.— РГБ. Рум. 319; РГАДА. Син. тип. 168). 5) Прп. Антоний Киево-Печерский († 7.05.1073, пам. 10 июля). Празднование общецерковное установлено ок. 1132–1231 гг., древнейший текст жития датируется не позднее 90х гг. XI в. 6) Равноап. вел. кн. Владимир Святославич († 15.07.1015). Празднование общецерковное установлено вскоре после 15.07.1240. 7–8) Блгв. кн. Михаил Черниговский (см. Михаил Всеволодович) и боярин его Феодор, мученики († 20.09.1246). Празднование общецерковное установлено до 70х гг. XIII в. 9) Свт. Леонтий, сщмч., еп. Ростовский († ок. 70х гг. XI в., пам. 23 мая). Празднование общецерковное установилось к нач. XIV в. (пам. указана в Уставах кон. XIV в.— ГИМ. Син. 332 и 333, в агиографическом сборнике XIV в.— РГБ. Троиц. 745 и более поздних), а местное празднование было установлено в 1190 г. еп. Ростовским Иоанном на день обретения мощей 23 мая (1164). 10) Петр, свт., митр. Киевский и всея Руси († 21.12.1326). Празднование общецерковное установлено митр. Киевским Феогностом по благословению Патриарха Кпольского Иоанна XIV Калики в 1339 г.

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

Владимира (Иоанна) Васильковича (1269-1288). Кн. Владимир основал мон-рь св. Апостолов под Владимиром-Волынским, а также др. «монастыря многи» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 921), сведения о к-рых не сохранились. Материальное обеспечение В.-В. е., как и др. епархий Руси того времени, должно было основываться на княжеской десятине, но конкретных сведений о ней (какие существуют, напр., применительно к Новгородской и Смоленской епархиям ) нет. Сохранилось лишь позднее (в грамоте 1443 г.) упоминание о пожаловании земельной волости владимир-волынскому кафедральному собору галицко-волынским кн. Романом Мстиславичем († 1205) (АрхЮЗР. 1883. Ч. 1. Т. 6. 3). С 1-й пол. XIII в. (первое упоминание под 1240) источникам известно о существовании во В.-В. е. такого церковного учреждения как соборный клирос при кафедральной церкви, действовавшего и в др. епископальных центрах Руси. Ист.: Успенский сб. XII-XIII вв./Изд. подгот. О. А. Князевская и др. М., 1971. С. 96, прав. стб.; Darrouzès. Notitiae. P. 367.764, N 13. Лит.: Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 30-32; Андрияшев А. М. Очерк истории Волынской земли до кон. XIV ст. К., 1887. С. 64-65; Иванов П. А. Ист. судьбы Волынской земли с древнейших времен до кон. XIV в. Од., 1895; Голубинский. История РЦ. Т. 1/1. С. 670; Грушевський М. С. Icmopiя Ykpaïhu-Pyci. Льbib, 19052. Т. 2. С. 375-377; Присёлков М. Д. Очерки по церк.-полит. истории Киевской Руси XI-XII вв. СПб., 1913. С. 155-156 (переизд.: СПб., 2003. С. 90-92); Poppe A. Pastwo i koció na Rusi w XI wieku. Warsz., 1968. S. 175-179; он же. Митрополиты и князья Киевской Руси// Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киевской Руси (988-1237). СПб., 19962. С. 464-465. Примеч. 12; Щапов Я. Н. Гос-во и церковь Др. Руси X-XIII вв. М., 1989. С. 39-42, 52-54, 127, 211. А. В. Назаренко XIV - нач. XVII в. В 1-й пол. XIV в. Владимиро-Волынские епископы поддерживали традиц. связи с переместившейся из Киева в Сев.-Вост. Русь митрополичьей кафедрой, за исключением кратких периодов существования Галицкой митрополии в нач.

http://pravenc.ru/text/159136.html

Σ. 39; Правдолюбов С. , протодиак. Великий канон святого Андрея Критского: (История. Поэтика. Богословие): Магист. дис./МДА. [М.], 1987. Т. 2. С. 70-73, 171-172. В. В. Василик, М. С. Желтов Славянские азбучные стихиры (А. с.) Циклы слав. А. с. были обнаружены в кон. 60-х - нач. 80-х гг. XX в. в результате открытий К. Ивановой-Константиновой, Б. Йованович-Стипчевич, В. М. Загребина и Г. Попова . В наст. время известны слав. А. с. на пред- и попразднство Рождества Христова и на Богоявление в Минеях Праздничных XI-XIV вв. и в чине погребения мирян и священников в южнослав. Требниках XIII-XIV вв. (известны в 2 полных серб. списках: кон. XIII? - нач. XIV в., РНБ. О. п. 1. 14 (издан Загребиным) и посл. четв. XIV в., О. I. 469, а также фрагмент (только начало, до буквы «д») в среднеболг. Зайковском Требнике 1-й пол. XIV в.- София. НБКМ. 960; издан Б. Холошняем). Старший список слав. А. с. на предпразднство Рождества Христова содержится в рус. Праздничной Минее (восходящей непосредственно к старослав. оригиналу - РГАДА. Ф. 381. 131), датируемой не позднее рубежа XI-XII вв. Непереводной характер слав. А. с. не вызывает сомнений, т. к. число их в каждом из 36 циклов (кроме попразднства Богоявления, от к-рого сохранилось лишь 16 стихир) соответствует числу букв древнейшего слав. алфавита (в циклах визант. авторов число стихир соответственно - 24). Начальные буквы слав. А. с. соответствуют алфавитному порядку и составу букв глаголицы: в них имеются песнопения на букву «джерв» («г» мягкое) между буквами «и» и «к» и по 2 стихиры на буквы «п» (вторая между и - соответствует глаголической букве «пе») и «х» (вторая между и - соответствует глаголической букве «холм»). В этом смысле слав. А. с. служат дополнительным источником реконструкции первоначального глаголического алфавита наряду с абецедариями , «Азбучной молитвой» свт. Константина Преславского и древнейшими азбучными стихами. Тесная связь слав. А. с. в рукописной традиции со слав. гимнографическими сочинениями, снабженными текстовыми акростихами (в т.

http://pravenc.ru/text/115370.html

Pratola Serra, 2000. Vol. 2: Formia medievale/Ed. M. D " Onofrio. Д. В. Зайцев, А. К. Почитание Е. у южных славян и на Руси Как покровителя Охрида и основоположника местной церковной иерархии почитание Е. унаследовано балканскими славянами от греков и восходит к средневек. представлению о тождестве Охрида с античным Лихнидом. Судя по наличию рус. списков службы XII-XIV вв. (см. ниже) в эпоху Первого Болгарского царства, культ Е. был распространен на всей территории страны, позднее приобрел региональный характер (в границах Охридской архиепископии и даже только в Охриде). В Размо находятся посвященные Е. раннехрист. 3-нефная базилика и пещерная церковь с фресками (ок. 1300). За пределами Македонии традиции почитания Е. были столь прочно забыты, что в 1845 г. В. И. Григорович , обнаружив в охридском храме свт. Николая икону Е., мог вполне серьезно сомневаться, не является ли это имя написанным по ошибке вместо св. Горазда ( Григорович В. И. Очерк путешествия по Европейской Турции. М., 18772. С. 101). Пространное «Мученичество» Е. было переведено на слав. язык не позднее XII в. не в составе студийского комплекта Четьих-Миней (отсутствует в древнейшем списке майского тома - РГБ. Вол. 597, посл. четв. XV в.). Язык перевода лишен ярких регионально-диалектных примет, но, исходя из мест позднейшего почитания святого, гипотетически его можно связывать с Охридом и датировать соответственно не позднее X в. Текст «Мученичества» сохранился в ряде списков исключительно восточнослав. происхождения, старшие из к-рых находятся в пергаменном Успенском сборнике (ГИМ. Усп. 4 перг. Л. 118 об.- 124), датируемом не позднее рубежа XII и XIII вв., и в чрезвычайно близком к нему по составу житийной части (но не последовательности текстов) сборнике сер. XV в. (РГБ. Ф. 98. Егор. 279). Во 2-й четв. XVI в. «Мученичество» было включено в состав ВМЧ (присутствует уже в старшем, Софийском комплекте РНБ. Соф. 1321 - Творогов О. В. Древнерусские четьи сборники XII-XIV вв.//ТОДРЛ. 1990. Т. 44. С. 211). В Успенском сборнике дата в заголовке «Мученичества» стерта, текст помещен после 15 мая и перед Житиями мч. Вита (15 июня) и мц. Февронии (25 июня), заимствованными из июньской Минеи. Возможно, этот текст первоначально также был приурочен к июньской памяти Е. В Четьих-Минеях, начиная с ВМЧ, «Мученичество» помещено под 10 мая (в отличие от службы). Краткое Житие Е., составленное на основе текста «Мученичества», было включено в пространную редакцию древнерус. Пролога в 3-й четв. XII в. под 4 мая. Эта дата празднования утвердилась в совр. календаре РПЦ.

http://pravenc.ru/text/190117.html

1896. С. 154). Житие по жанру близко к т. н. народному (безымянному) Житию Иоанна Рильского и является типичным описанием подвигов основателя мон-ря, отражая лит. вкусы провинциального болг. монашества. Житие было написано, по мнению исследователей, в XIII или в 1-й пол. XIV в. на основе древнего текста, созданного, вероятно, в нач. XII в. ( Иванова. 1986. С. 570-571). Житие не вошло в агиографический комплекс, составленный в Тырнове в XIV в., и обычно переписывалось в сборниках с житиями др. западноболг. пустынников и/или серб. святых (Там же. С. 571). Его старший список, окончание которого утрачено, происходит из Германского монастыря (XV в.; серб. извод: ЦИАМ. 47); 2-й по старшинству список находился в составе Сборника служб серб. святым и житий серб. святых (XVI-XVII вв.; погиб в апр. 1941, во время фашистской бомбардировки Белграда, но ранее был изд.- см.: Ламанский. 1864; 1867; Иванов. 1931). Критическое издание текста отсутствует, древнее проложное Житие неизвестно. Гимнография И. О. посвящено 3 версии службы. Древнейшая, представленная наибольшим числом списков, опубликована и лучше остальных изучена ( Станчев, Попов. 1988. С. 175-181; 1992. С. 117-132). Известно не менее 4 ее списков: в болг. Минее служебной на июль-авг. (НБКМ. 1132-я, пол. XIII в.); в серб. Минее на те же месяцы (Високи-Дечани. 32, 1-я треть XIV в.); в серб. Минеях праздничных (ГИМ. Хлуд. 166, 1-я пол. XIV в., и 169, 1-я пол. XV в.- см.: Николова С. и др. Българското средновек. културно наследство. 1999. С. 49-51. 42, 44). Служба компилятивна, оригинальными в ней являются только песнопения малых форм: стихиры, седален, кондак и икосы. Ядро службы составляет компилятивный канон прп. Евфимию Великому 8-го гласа, в к-ром имя Евфимий заменено именем И. О. ( Станчев, Попов. 1988. С. 120-122, 124-125, 128-129); этот канон, в к-ром песни 1-4 и 9 восходят к соответствующему сочинению св. Климента Охридского, а ряд ирмосов и тропарей песней 5-8 - к творениям св. Феофана Начертанного, был составлен не позднее XI в.

http://pravenc.ru/text/468939.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010