Валент . С V в. А. становится мощным стратегическим оплотом К-поля в борьбе с зап. соседями, но прежде всего это был важный адм. ц. В X-XI вв. адрианопольский дука упоминается в ряду военных чинов сразу вслед за фессалоникийским. Выходцами из А., центра македон. знати, являлись 3 претендента на визант. трон XI-XII вв.: Лев Торник, Никифор Вриенний и Алексей Врана. В XIV в. активизировалось городское население А.; в 1341 г. здесь поднялось восстание, предшествовавшее движению зилотов в Фессалонике. Как важный стратегический пункт А. подвергался многочисленным нападениям: в 449-450 гг. выдержал нашествие Аттилы , в 586 г. был осажден аварами, в нач. IX в. его окрестности подверглись набегу болгар под предводительством Крума. Несмотря на то что имп. Михаил I заново отстроил крепостные стены города, болгарам удалось овладеть А. (813). Болг. царь Симеон дважды брал город штурмом (912, 923). В XI в. город стал оплотом в борьбе с печенегами. 22 нояб. 1189 г. в город вошли нем. крестоносцы, а 27 февр. 1190 г. Фридрих I Барбаросса заключил здесь мирный договор с имп. Исааком II Ангелом . В 1205 г. близ А. был разбит болгарами и пленен лат. имп. Балдуин I . В XIII в. А. становится ареной борьбы никейских, эпирских и болг. войск, пока в 1242-1246 гг. не перешел во власть никейского имп. Иоанна III Ватаца . При султане Мураде I (1362-1389) началось османское наступление во Фракии. Город был захвачен турками ок. 1361 г. и до взятия К-поля в 1453 г. являлся резиденцией султанов. В XVIII в. А. начинает приходить в упадок. В ходе русско-тур. войн 1828-1829 и 1877-1878 гг. город был дважды занят рус. войсками. После их ухода турки подвергли христ. население города жестоким репрессиям. Затем А. принадлежал то Болгарии (1913), то Турции (1914-1918), то Греции (1920-1922). В наст. время это тур. город с населением более 100 тыс. чел. (1990). Список епископов: Евтропий (до 330); сщмч. Лукий (до 357); сщмч. Филипп (ок. 362; пам. зап. 22 окт.); Аммоний (ок. 394, не позднее 400); Григорий (упом.

http://pravenc.ru/text/82160.html

Как имеющая апостольское происхождение, Литургия Преждеосвященных Даров, как в древности, так и теперь, не надписывается чьим-нибудь именем. В древнейших рукописных памятниках чин этой Литургии надписывался именем апостола Иакова, апостола Петра, евангелиста Марка, Василия Великого . Чины этой Литургии существовали в Церквах Иерусалимской, Антиохийской и Александрийской. Святым Василием Великим в Литургию были внесены некоторые изменения: во-первых, Литургия была сокращена; во-вторых, в неё были включены некоторые молитвы самого святого Василия Великого. В таком виде Литургия была введена в Константинопольской Церкви, откуда распространилась по всему христианскому Востоку, заменив прежние Литургические чины. Что же касается надписания этой Литургии именем святого Григория Двоеслова (ум. 604 г.), то оно принадлежит уже к позднейшим временам (XVI в.) и возникло на почве глубокого почитания, с которым православный Восток относился к имени этого святого мужа, восстановившего в Римской Церкви некоторые из древних обрядов, забытых там и сохранившихся во всей первозданной чистоте своей на Востоке (в том числе, и Литургию Преждеосвященных Даров). В греческих синаксарях с IX века помещаются известия о том, что святой Григорий Двоеслов устроил у римлян совершение полной Литургии во дни Великого Поста, а позднее (Пролог, 12 марта: жизнеописание святого Григория Двоеслова , папы римского) это стало изъясняться и переводиться так, что он устроил у христиан Римской империи совершение великопостной Литургии (разумеется – Преждеосвященной) 391 . У нас в России, когда господствовал Устав Студийский (XI-XIII вв.), Литургия Преждеосвященных Даров совершалась во все седмичные дни Великого Поста (кроме субботы и воскресенья). Но со времени введения Иерусалимского Устава (XIV-XV вв.) святого Саввы Освященного и до настоящего времени эта Литургия совершается только по средам и пятницам Великого Поста и в особые дни праздников. Литургия Преждеосвященных Даров состоит из исследования вечерни, так как в древности причащались вечером, а в Святую Четыредесятницу до вечера не вкушали пищи, и Литургии – кроме молитв освящения Даров, поскольку Дары уже освящены.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

После этого имп. Михаил VIII созвал Собор архиереев для суда над А. А. по надуманным обвинениям (в т. ч. в связях с иконийским султаном Кылыч-Арсланом II). Патриарх был смещен и сослан на о-в Проконис (весна-лето 1265), где через неск. лет умер. На его стороне выступил ряд иерархов: Алексий Евхаитский, Феодор Ираклийский, Константин Неокесарийский. Неприятие сторонниками А. А. его изгнания вызвало длительный (до 1310) церковный раскол, получивший название «арсенитского». В 1284 г. сын Михаила VIII имп. Андроник II Палеолог позволил перенести мощи А. А. из Прокониса в К-поль, в храм Св. Софии. Почитание А. А. как святителя началось, видимо, сразу после его смерти, была составлена служба, однако его память не была внесена в календари и в наст. время не отмечается правосл. Церквами ( Macrides. P. 75). Гробница А. А. привлекала особое внимание рус. паломников: о нетленных и прославившихся многочисленными исцелениями мощах А. А. говорится в Анонимном хождении в Царьград кон. XIII - нач. XIV в., в паломничествах Стефана Новгородца (1348/49), Игнатия Смольнянина (1389-1393), Зосимы , диак. Троице-Сергиева мон-ря (1419-1420) (Книга хожений: Записки рус. путешественников XI-XV вв. М., 1984. С. 82, 93, 101, 121). Из произведений, приписываемых А. А., ему бесспорно принадлежит только «Завещание», в к-ром он излагает свою биографию и предает анафеме Михаила VIII и его сторонников (PG. 140. Col. 947-958). Стихи на Светлое Христово Воскресение (Ibid. Col. 937-940) и канон на елеосвящение, надписанные именем Арсения, скорее всего являются творениями свт. Арсения, архиеп. Керкирского . Акты периода Патриаршества А. А. описаны В. Лораном (RegPatr. Vol. 1. Fasc. 4. N 1329-1347, 1353-1374). Н. Д. Барабанов Арсенитский раскол Низложение А. А. по настоянию имп. Михаила VIII (1265) и избрание на К-польскую кафедру Германа III вызвало протест в церковных кругах и среди приверженцев ослепленного имп. Иоанна IV Ласкаря. На сторону сосланного Патриарха встали мн. представители высшего духовенства, большинство малоазийских монахов, к-рые, называя себя зилотами, требовали сохранения священных канонов, и даже сестра имп. Михаила VIII инокиня Марфа. Противоречия усилились после избрания Патриарха Иосифа I (1266-1275). В течение почти 50 лет Церковь в Византии была расколота на 2 непримиримых лагеря: арсенитов, во главе к-рых стояли митр. Сард Андроник и личный друг А. А. иером. Иакинф из Никеи, и иосифлян, пользовавшихся поддержкой власти. Хотя позднее обе партии объединились в борьбе против унии (1274), преодолеть раскол долго не удавалось. В 1284 г. Собор в Адрамиттии постановил сжечь все полемические сочинения арсенитов и иосифлян. Мощи А. А. были торжественно перенесены в храм Св. Софии, но арсениты оставались непримиримы. Согласие было достигнуто лишь 14 сент. 1310 г., когда на торжественной церемонии в ц. Св. Софии Патриарх Нифон I (1310-1314) под давлением имп. Андроника II (1282-1329) пошел на компромисс с арсенитами, приняв 6 их условий.

http://pravenc.ru/text/76276.html

Хотя жили Три Святителя в IV столетии, однако их общий праздник стали отмечать гораздо позднее – только с XI века. Памяти каждого из них по- отдельности праздновали и раньше, но в XI веке произошла вот какая история. Согласно повествованию - синаксарю, помещенному в современных греческих и славянских служебных Минеях под 30 января, в царствование византийского императора Алексея Комнина, в 1084 году (по другой версии 1092 г.), в столице Византийской империи - Константинополе вспыхнул спор о значимости Трех Святителей в среде «самых образованных и искуснейших в красноречии людей». Одни ставили выше Василия Великого, другие Григория Богослова, третьи - Иоанна Златоуста. Тогда эти иерархи явились Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, выдающемуся песнописцу того времени (в рукописях сохранилось около двухсот его канонов святых. Сегодня мы читаем перед Причастием его канон Ангелу-хранителю), заявили о своем равенстве пред Господом, повелели праздновать их память в один день и сочинить гимны для общего последования. После видения Мавропод составил службу на 30 января, т.к. все трое вспоминались именно в этом месяце: Василий Великий - 1.01, Григорий Богослов - 25.01, перенесения мощей Иоанна Златоуста - 27.01. Рассказ составителя синаксаря у некоторых ученых вызывает сомнение. Он не встречается в других византийских источниках; более того, неизвестно, был ли жив Мавропод во время правления Алексея Комнина. Однако это событие уже вошло в сокровищницу церковного Предания. Три святителя в византийских литературных источниках Три Святителя были самыми любимыми и почитаемыми иерархами в Византии. Из сохранившихся источников, литературных, изобразительных, литургических, следует, что к X-XI веку уже сформировалось представление о них как о едином целом. В «Чудесах св. Георгия» рассказывается о видении сарацину приносимого в жертву Христа во время Божественной Литургии в знаменитом храме вмч. Георгия в Ампелоне. На обвинение сарацина в заклании младенца священник отвечал, что даже «великие и пречудные отцы, светочи и учители церкви, каков был святой и великий Василий, преславный Златоуст и Григорий богослов, не видели страшного этого и ужасного таинства». Болгарский священнослужитель Козма Пресвитер (к. X - н. XI вв.) в «Слове на еретики и поучении от божественных книг» писал: «Подражайте бывших прежде вас, в ваших санех святых отец епископ. Григория мню, и Василия, и Иоанна. и прочая. Их же печаль и скорби о людех бывшая, кто исповесть». Для Иоанна Мавропода (XI в.) Три Святителя – совершенно особенная тема, которой посвящены «Похвала», стихотворные эпиграммы, два песенных канона. В следующие века о Трех Святителях не устают вспоминать писатели и видные церковные иерархи: такие, как Федор Продром (XII в.); Федор Метохит, Никифор, патриарх Константинопольский, Герман, патриарх Константинопольский (XIII в.); Филофей, патриарх Константинопольский, Матфей Камариот, Филофей, епископ Селимврийский, Николай Кавасила, Никифор Каллист Ксанфопул (XIV в.).

http://ruskline.ru/opp/2024/02/12/k_isto...

Вост. атриум уникален для кипрских базилик и имеет, по мнению Ш. Дельвуа, аналог - вост. атриум иерусалимского храма Гроба Господня времени равноап. имп. Константина I Великого. Впрочем, предположение этого исследователя, что в К. хранилась частица Честного Креста, остается гипотезой: поздние источники (XIII-XIV вв.), сообщающие о даровании равноап. Еленой частиц Креста кипрским храмам, ничего не говорят о К. Однако очевидно, что К. была паломнической базиликой, подобно базилике ап. Варнавы. Не вызывает сомнения у исследователей и зависимость архитектуры К. от к-польского зодчества. На это указывают выступающие наружу апсиды, высокий синтрон, хоры, нартекс с нишами в торцах, а также проконесский мрамор и др. детали. На более позднем этапе к К. с севера был пристроен баптистерий в форме небольшого зального храма с 3 помещениями перед ним, а еще позднее - ряд помещений к востоку от него и у сев.-вост. и юго-вост. углов вост. атриума. Единственная сохранившаяся in situ декорация К.- выложенный мраморной плиткой пол в базилике (нартекс, пастофории), в вост. атриуме и в баптистерии (пол в др. помещениях К. был устлан желтыми плитами из сланца). Особенно роскошен наборный мраморный пол в технике opus sectile с чисто геометрическими мотивами, в т. ч. с мотивом пересекающихся кругов. Стены были отделаны большими плитами разноцветного мрамора. Лит.: Delvoye Ch. La place de Chypre dans l " architecture paléochrétienne de la Méditerranée//Πρακτικ το Πρτου Διεθνος Κυπρολογικο Συνεδρου. Λευκωσα, 1972. Τ. 2. Σ. 17-21; idem. L " Art paléochrétien de Chypre//XVe Congrès Intern. d " Études Byzantines: Rapports and co-rapports. Athénes, 1976. P. 1-52 (var. pag.); Papageorghiou A. L " architecture paléochrétienne de Chypre//Corso di cultura sull " arte Ravennate e Bizantina. Ravenna, 1985. Vol. 32. P. 299-324; idem. Foreign Influences on the Early Christian Architecture of Cyprus//Acts of the Intern. Archaeol. Symposium «Cyprus between the Orient and the Occident». Nicosia, 1986. P. 490-497; idem. (Π[απαγεωργου] Α.). Καμπανπετρας βασιλικ//ΜΚΕ. 1987. Τ. 6. Σ. 224-225; Hagiographica Cypria: Sancti Barnabae laudatio auctore Alexandro Monacho et Sanctorum Bartholomaei et Barnabae vita e Menologio Imperiali deprompta; Vita Sancti Auxibii/Ed. P. Van Deun, J. Noret. Turnhout; Leuven, 1993. P. 208-236. (CCSG; 26); Roux G. La Basilique de Campanopétra. P., 1998. (Salamine de Chypre; 15).

http://pravenc.ru/text/1470145.html

Значительным вкладом в науку явились исследование Н. Сперовского «Старинные русские иконостасы», до сих пор не потерявшее своей актуальности и обогатившее нас знаниями о многих редких позднесредневековых памятниках 3 . В этом ряду должна быть рассмотрена и небольшая книга Д.Н. Тренева с характерным для эпохи подробным названием «Иконостас Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря – образцовый русский иконостас XVI–XVII веков, с прибавлением краткой истории иконостаса с древнейших времен» 4 . Несколько статей по различным темам, связанным с иконостасом, были написаны в последние предреволюционные годы Н.Д. Протасовым 5 . Круг его интересов был необычайно широк и простирался от алтарных преград в пещерных храмах Южной Италии до московских иконостасов XV в. Проблемой происхождения иконостаса, его эволюцией и символикой много занимался Е.Е. Голубинский , который посвятил теме специальную статью 1872 г., а почти 30 лет спустя обобщил достижения русской дореволюционной науки в специальных разделах своей фундаментальной «Истории русской церкви» 6 . Автор впервые попытался представить общую картину происхождения иконостаса из византийской алтарной преграды. Этот процесс он представил как постепенное разрастание иконного убранства от одной иконы над царскими вратами до сплошной стены. Сильной стороной исследования Е.Е. Голубинского было использование большого числа как греческих, так и русских письменных источников. Его труд на долгие годы стал главным ориентиром для исследователей русского иконостаса. Среди публикаций послевоенного времени можно выделить статью В.Н. Лазарева, систематизировавшего данные о декорации византийского темплона 7 . По мнению исследователя, трансформация алтарной преграды в иконостас была длительным и постепенным процессом, резко ускорившимся около середины XIV в., когда проемы между колонками темплона стали заполняться иконами. Этот процесс, начавшийся в Византии под воздействием исихазма, получает свое логическое завершение на русской почве. Надо сказать, что интерес исследователя к теме проявился в более ранней статье 8 . Анализируя два оглавных «Деисуса» XII–XIII вв. из ГТГ, В.Н. Лазарев обосновывает мысль, что именно такие Деисусы, расположенные над царскими вратами алтарной преграды, явились исходной точкой в развитии высокого иконостаса. Исследователь не исключил возможности параллельного развития нижнего ряда икон под архитравом и сделал обобщающий вывод: «Из слияния местного и деисусного ярусов, к которым позднее присоединились праздничный и пророческий, сложилась классическая форма русского иконостаса».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Посвятительные эпиграммы проливают свет на особенности убранства к-польских мон-рей в эпоху Комнинов. Особенно показательна в этом плане поэма на образ Спасителя, к-рый был обретен имп. Иоанном II Комнином во время одного из походов в М. Азию, украшен золотом и драгоценными камнями и подарен мон-рю Пантократора (между 1134 и 1143; известна в 2 редакциях: Nicola Callicle. 1980. P. 78-80; Vassis. 2013. P. 221-223). Среди посвятительных стихотворений - эпиграмма на покров, преподнесенный севастом Иоанном Арвантеном мон-рю Пресв. Богородицы Одигитрии ( Drpi . 2016. P. 85-87); 2 четверостишия на мраморное скульптурное изображение вмч. Георгия; эпиграммы на образ Христа, украшенный драгоценными камнями Исааком Комнином, на изображение Христа с участниками семи Вселенских Соборов, на образ Пресв. Богородицы, украшенный императором (вероятно, Иоанном II), на изображение Страшного Суда в Большом дворце в К-поле (поэма написана от лица Алексея I). Сами произведения искусства, для к-рых были созданы эти эпиграммы, не сохранились. При этом Н. К. могут принадлежать поэма, размещенная на ставротеке из сокровищницы собора св. Марка в Венеции, созданной по заказу имп. Ирины Дукены, и краткие эпиграммы, размещенные на 3 др. реликвариях ( Paul. 2007. S. 250, 264). В рукописи Marc. gr. XI 31. Fol. 80r-v (кон. XIII в.) именем Н. К. подписаны стихотворные монологи 12 месяцев с рекомендациями относительно рациона, наилучшим образом подходящего для каждого из них. В др. рукописях это сочинение приписано Феодору Продрому. По мнению издателя, атрибуция Продрому более достоверна ( Nicola Callicle. 1980. P. 31-32). На слав. почве календарный цикл известен в списках 2 редакций - южнославянской (старшей), в к-рой он назван сочинением Птохопродрома, и русской (младшей). Первоначально перевод был выполнен сербами на Афоне не позднее рубежа XIV и XV вв. ( Турилов. 2000). Существует предположение, что Н. К. был также автором «Тимариона» - сатирического диалога в духе Лукиана о путешествии в загробный мир (Византийская сатира. 1953. С. 364; Romano. 1973; Pseudo-Luciano. 1974. P. 25-31). Основаниями для отождествления 2 авторов послужило то, что, во-первых, автор диалога демонстрирует глубокие познания в медицинской науке, к-рыми мог обладать только профессиональный медик, а во-вторых, то, что он восхваляет представителей семейства Палеолог, с которым был близок Н. К. (сохранились 5 стихотворных эпитафий членам этого семейства, написанных Н. К.). Эта гипотеза подверглась обоснованной критике ( Baldwin. 1984), и в наст. время диалог считается анонимным.

http://pravenc.ru/text/2566112.html

В позднее средневековье появились еще 2 редакции Второго Жития. Расширенная версия, известная по рукописи XIV в. (Paris. Lat. 5598. Fol. 1-31v), близка к нему по сюжету. Она входит в сборник, содержащий Жития Е. и его учеников Северина, Вульфина и Леонарда, а также в описание чудес Е., составленное Летальдом. Краткая версия (Paris. Lat. 14652. Fol. 169v - 172v, XV в.) представляет собой сжатое изложение биографии Е. В церкви бывш. аббатства Сель-сюр-Шер сохранилось 2 иконографических цикла, посвященные Е.: романский барельеф сер. XII в. на фасаде храма и витражи XIX в., повторяющие эпизоды барельефа. Житийные сцены составляют верхний регистр двойного фриза, к-рый опоясывает алтарную часть храма. Мастер изобразил не основные моменты из жизни основателя обители, а зрелищные чудесные эпизоды, наиболее соответствующие народному восприятию легенды: отрок Е. изгоняет беса, волки стерегут овец, преподобный входит в огненную печь, демон доставляет камни для строительства церкви. Почитание Е. носило местный характер. Во франк. мартирологах IX в. (Узуарда, Адона Вьеннского) его память отсутствует. Все рукописи Жития преподобного созданы в исторической обл. Берри. В Сель-сюр-Шер сохранилась бывшая монастырская ц. Нотр-Дам-ла-Бланш (XII-XIII вв., восстановлена в 1882-1904). В крипте храма находится саркофаг, в к-ром, по преданию, был похоронен Е. Часть мощей преподобного хранится в реликварии. Ист.: Letaldus Miciacensis. Vita S. Eusicii I// Labbe Ph. Nova bibliotheca manuscriptorum librorum. P., 1657. Vol. 2. P. 372-376; idem. Miracula S. Eusicii//Ibid. P. 463-466; Officia propria abbatiae regiae B. Mariae Cellensis. P., 1649. P. I-XVII; AnBoll. 1989. Vol. 107. Fasc. 3-4. P. 412-413 [пролог]; Bouquet M. Recueil des historiens des Gaules et de la France. P., 1869. T. 3. P. 428-430 [фрагм.]; Vita S. Eusicii//Catalogus codicum hagiographicorum latinorum antiquorum saeculo XVI, qui asservantur in bibliotheca Nationali Parisiensi. Brux., 1890. Vol. 2. P. 132-152. (SH; 2); Duchesne A. Historiae Francorum scriptores. P., 1636. Vol. 1. P. 534-535 [фрагм.].

http://pravenc.ru/text/187402.html

Проезд : до ст. Кашира Павелецкой ж.д. Каширское шоссе. Далее  пешком. (см. Белопесоцкий монастырь). СОКОЛОВА БОГОРОДИЦКАЯ КАШИРСКАЯ ПУСТЫНЬ (мужской монастырь) Ныне у дер. Соколова Пустынь. Расположена на левом берегу р. Оки, в 41 км. к востоку от г. Серпухова. Время основания неизвестно. Опись 1578 г. сообщает: «…а на монастыре церковь Пречистыя Богородицы древенная, на каменное дело… да другая церковь Усекновения честныя главы Крестителя Господня Ивана с трапезою, древенная, клетцки, ветха, стоит без пенья; а церкви поставленье и церковное строенье игумена Иосифа Сокола с братьею. Да игумен же Митрофан с братьею сказал, что государь пожаловал прежнего игумена Варсонофья с братьею на церковное сооруженье и на монастырское строенье в 77 г. г.] 40 руб. денег». В 1679 г. пустынь была приписана к Коломенскому архиерейскому дому. Последний игумен Иосиф упоминается в 1739 г. Возобновлена монашеская жизнь в 1890 г. Образован скит женского Никитского Каширского монастыря (см. Каширский Никитский монастырь, скит). МОНАСТЫРЬ ЧЕТЫРЕХ ЦЕРКВЕЙ Монастырь Четырех Церквей. Фотография середины XX века. На берегу р. Оки, напротив впадения в нее р. Лопасни, когда-то стоял город Лопастна — владение черниговских князей. Позднее город отошел к Рязани, однако, неоднократно разоренный татарами в XIII-XIV вв., он окончательно запустел. От города остались (или были построены заново) четыре деревянные церкви. Место стало называться «погост Городище». Из сохранившегося описания XVI в. следует, что храмы были посвящены Воскресению Христову, Его славному Преображению, свт. Николаю Чудотворцу и мчц. Параскеве Пятнице. Храмы были «строенья мирского, монастыря еще не было». О существовании обители свидетельствуют рукописный синодик 1653 г., хранившийся в одной из церквей: «положил сей сенодик в монастырь Николы Чудотворца зовомый четырех церквей Государев богомолец Благовещенский протопоп Стефан В[о]нифатьев […] по своих родителех в вечный поминок…». Стефан Вонифатьев был духовником Государя Алексея Михайловича.

http://pravoslavie.ru/1879.html

На протяжении XII-XIII вв. заседания A. publica и затем A. litterarum contradictarum проводились там, где в данный момент находилась папская курия (в Риме, напр., в Латеранской базилике , в соборе св. Петра, в ц. св. Сабины и др.). В XIV в. в Авиньоне эти органы папской канцелярии получили определенную привязку к месту: A. litterarum contradictarum располагалась в маленьком темном помещении, примыкавшем с одной стороны к большому залу для A. publica, а с др.- к помещению A. sacri palatii. Заседания A. publica проходили обычно по будням, c нач. XIV в.- по четвергам, а A. litterarum contradictarum в случае подачи протеста проводилась через неск. дней после заседаний A. publica. Председателем A. publica и A. litterarum contradictarum был вице-канцлер папской канцелярии, непосредственным же разбирательством по спорным делам и принятием решений занимался аудитор A. litterarum contradictarum, являвшийся одновременно должностным лицом канцелярии в ранге папского нотария и ординарным судьей курии. Трудность разбиравшихся дел и необходимость принятия быстрого решения требовали от аудитора как обширных теоретических знаний канонического и рим. права, так и большого практического опыта судейской работы (среди занимавших эту должность в XIII - нач. XIV в. были 3 известных канониста: в 1226-1227 - Синибальдо Фьески (позднее папа Иннокентий IV ), в 1240-1244 - Готфрид Транийский, в 1304-1313 - Гвидо Байзио). Должность аудитора была пожизненной, теряли ее только при возведении в кардиналы. В XIII-XIV вв. ее обладателями становятся в основном папские капелланы и епископы, имеющие степень доктора обоих прав. Заседания A. publica проводились вице-канцлером при участии аудитора A. litterarum contradictarum, папского корректора и нотариев, лекторов (чтецов) грамот, просителей и их прокураторов; работой A. litterarum contradictarum руководил непосредственно аудитор с 2 лекторами, с одним, а позднее 2 назначенными вице-канцлером нотариями и прокураторами сторон. Все они являлись служащими канцелярии. Должность постоянного прокуратора при Римской курии (не путать с прокураторами в суде) появилась в нач. XIII в. (во 2-й пол. века они уже объединились в собственную коллегию). Ее обладатели, представители низшего светского духовенства (в XIV в. их число было ограничено 15), брались за установленную плату представлять интересы просителей и улаживать их дела с персоналом канцелярии и др. институтов курии. Находясь под судебной юрисдикцией аудитора A. litterarum contradictarum, прокураторы при вступлении в должность приносили ему клятву достойно и честно исполнять свои обязанности и получали от него грамоту, подтверждающую их полномочия (procuratorium). Аудитор налагал дисциплинарные взыскания (штрафы) за недостойное поведение во время заседаний (шум, выкрики, ругательства) и регулировал вопросы оплаты услуг прокураторов.

http://pravenc.ru/text/76812.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010