М., 1995. С. 36–44. 17. Черты «новгородской старины» на пограничных землях Троице-Сергиева монастыря в XIV–XVI вв.//Новгород и Новгородская земля. Великий Новгород, 1995. С. 39–44. 18. К изучению организационной и социальной структуры Троице-Сергиева монастыря в XV–XVII вв.//Проблемы истории и источниковедения: Тезисы докладов и сообщений Вторых чтений, посвященных памяти А. А. Зимина. Т. 2. М., 1995. С. 647–652. 19. Архив Троице-Сергиева монастыря: История разработки, итоги и задачи изучения//Архивоведение и источниковедение отечественной истории. Проблемы взаимодействия на современном этапе. М., 1995. С. 153–157. 20. Землевладение Спасо-Ярославского монастыря в XIV–XVI вв.//Ярославская старина. Вып. 3. Ярославль, 1996. С. 23–32. 21. Троице-Сергиев монастырь и Вятско-Камский край в XVI–XVII вв.//Религия и церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера: К 450-летию преп. Трифона Вятского. Материалы международной научной конференции. Вып. 1. Киров, 1996. С. 221–227. 22. К изучению монастырского иммунитета на землях Новгородской митрополии в XVI–XVII вв.//Государственное управление и местное самоуправление на Европейском Севере: Исторический опыт и современность. Петрозаводск, 1996. С. 8–10. 23. Землевладение Троице-Сергиева монастыря в XV–XVII в. М., 1996. 336 с. 24. Междисциплинарные связи в изучении архива и библиотеки Троице-Сергиева монастыря XIV–XVII вв.//Источниковедение и компаративный метод в гуманитарном знании. М., 1996. С. 178–181. 25. Крестьянское хозяйство на монастырских землях Ростовского и Ярославского уездов в первой половине XVI в.//История и культура Ростовской земли. 1995. Ростов, 1996. С. 16–22. 26. Феодальная вотчина XV–XVII вв.: Духовные факторы эволюции//История и культура Ростовской земли 1995. Ростов; Ярославль, 1996. С. 27–34. 27. Понимание монашества в средневековой Руси (XI–XVI вв.)//Религия, умонастроения, идеология в истории. Межвузовский сборник научных трудов. Брянск, 1996. С. 75–84. 28. Демографические процессы в Троицких вотчинах северных уездов по государственным и монастырским описаниям первой трети XVII в.//Прошлое Новгорода и Новгородской земли.

http://sedmitza.ru/lib/text/5258737/

СПб., 1893; Абрамович Д.И. Описание рукописей С.–Петербургской духовной академии: Софийская библиотека. СПб., 1905–1910 (Т. 1: 1905; Т. 2: Четьи минеи. Прологи. Патерики. 1907; Т. 3: Сборники. 1910)], поступили в Публичную библиотеку) и Соловецкого [Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской Духовной академии/Сост. И.Я. Порфирьев , А.В. Вадковский, Н.Ф. Красносельцев . В 3–х т. Казань, 1881–1898] монастырей, основанные в 15 в. (Соловецкая библиотека в составе 1 482 рукописных книг 13–19 вв. поступила в 1928 г. из Казанской духовной академии, где она хранилась с сер. 19 в.), Александро–Невской лавры (поступила в 1929 г.; в составе – 110 рукописных книг 15–19 вв. и архивные материалы к. 18–19 вв.); библиотека Новгородской духовной семинарии (поступила в 1928 г.; в составе – 261 рукопись 16–20 вв. на древнерусском, греческом, западноевропейских и восточных языках; в т.ч. рукописи, принадлежавшие ранее архиепископу Феофану Прокоповичу) ; собрание Волковского старообрядческого молитвенного дома в Петербурге (поступило в 1940 г.; в составе – 122 рукописных книги 16–20 вв.). Из Государственного книжного фонда в 1920 г. было передано собрание петербургского купца 2–й гильдии Н.Я. Колобова (759 древнерусских рукописей 15–20 вв.). У сына коллекционера Н.М. Михайловского было куплено собрание, включающее 1 137 древнерусских рукописных книг 15–19 вв. В 1932 г. поступило собрание Общества любителей древней письменности (более 3 тыс. русских и славянских рукописей, в их числе – Киевская Псалтирь 1397 г.), а также коллекция рукописей основателя этого общества П.П. Вяземского. В древнерусских фондах представлены певческие рукописи, начиная с 12 в. В отделе имеется значительное собрание старообрядческих рукописей 18–20 вв. См.: Лопарев Х.М. Описание рукописей Общества любителей древней письменности. В 3-х т. СПб., 1892–1899; Описание рукописей князя Павла Петровича Вяземского. СПб., 1902; Рамазанова Н.В. Рукописные книги собрания Придворной певческой капеллы: Каталог/Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Одна для библиотеки Сионского собора, другая для митрополита Давида и третья для князя Дадиани. Поводом для снятия копий служило желание духовного грузинского правительства (экзарха Исидора) иметь более исправное издание грузинской Библии. – Но это благое желание доселе не осуществилось. Кроме цельной Библии, существуют в грузинском переводе отдельные книги в довольно древних списках. – Есть пергаменная Псалтирь, относимая археологами к VIII-IX вв.; составлен этот перевод с еврейского текста и совершенно отличен от общего типа грузинской Библии, составленной с LXX. Есть список всех пророческих книг XI в. (в Крестном монастыре). Здесь текст отличен от афонского списка. Сохранилось несколько рукописей Псалтири в Синайском монастыре; самая древняя относится к VII-VIII вв., затем: к VIII-IX вв., к IX-XI вв. и позднее. От XI в. два списка грузинского перевода Псалтири, сделанного с греческого языка, хранятся в Императорской публичной библиотеке и одном грузинском монастыре. Есть также список относимый к VII-VIII вв., почти всей Библии Ветхого и Нового Завета, хранящийся в библиотеке Сионского собора и перенесенный туда из Мцхетского монастыря. Есть на нем подпись какого-то Лазаря, отождествляемого с писцом этого имени XIII-XIV вв. Перевод здесь составлен или значительно поправлен по еврейскому тексту и заключает в себе очень древний, ранее афонского, текст. Кем составлен перевод, пока неизвестно. Многих ветхозаветных книг здесь нет: книг великих и малых пророков, Премудрости Сираха, Маккавейских и 3-й книги Ездры. Ценны два Кутаисских списка грузинской Библии, содержащие поправки свв. Евфимия и Георгия, принадлежат XII и XIII вв. В этих и подобных им, частью может быть утерянных, а частью только еще не обнародованных списках грузинская Библия употреблялась среди грузин с давнего времени. Невежественными, невнимательными и спешными переписчиками священные списки часто портились ненамеренно. Но к этому присоединилось и намеренное изменение текста, делавшееся армянами в своих еретических целях. Это было замечено ревнителями православной веры. Грузинские ученые подвижники X и XI вв., жившие на Афоне, Евфимий и Георгий (Мцатминдели) потрудились над исправлением существовавших и составлением новых (за утратой древних) переводов Священных и богослужебных книг. Из ветхозаветных книг они составили переводы на Псалтирь, сохранившиеся и доныне. Переводы эти сделаны с LXX. Многие книги в грузинском переводе они исправляли, каковые поправки, думают, также сохранились в вышеупомянутых кутаисских списках.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

I.V.1888 хиротонисан во епископа Угличского, вик. Ярославской епархии, с пребыванием в г.Ростове. Хиротония состоялась в Спасо-Яковлевском монастыре г.Ростова, совершал ее митрополит Московский Иоанникий с сослужащими ему святителями. Епископ Амфилохий состоял действительным и почетным членом почти всех столичных и провинциальных исторических и археологических обществ. Оставил очень много работ по археологии, филологии и истории древней русской литературы; составил описание рукописей библиотеки Воскресенского монастыря; впервые списал многие древние рукописи. Весьма важны его труды по сравнению греческих и древнеславянских рукописей и по составлению словарей к древним памятникам. В этом славном археологией городе преосвященный и скончался 20 июля 1893 года. Труды : «О трех обетах монашества (девстве, настяжании и послушании)». Издано в 1845 году. «Краткая жизнь Ростовского Борисоглебского монастыря, что на Устье реке, чтеца Алексея Стефановича с его портретом.» Москва, 1863. «Снимки из кондакария XII-XIII вв.» Москва, 1879· Изд.литографированное. «Палеографическое описание греческих рукописей», с таблицами снимков. · М. 1879–1880. m.I – рукописи IX-X вв. m.II – -«- ΧΙ-ΧII вв. m.III.– -»- XIII-XIV вв. m.IV- - " - XV-XVII вв. «Описание Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки, с приложением снимков со всех пергаментных рукописей и некоторых писанных на бумаге»· M.1875· «Летописание и другие древние сказания о св.благоверном вел. кн.Данииле, сыне св.благоверного великого кн.Александра- Невского и о построенном им за Москвой-рекой Даниловом монастыре». М.1875. «Кондакарий в греческом подлиннике XII-XIII вв.» по рукописи Московской Синодальной библиотеки. М.1879. Словарь из Пандекта Антиоха XI века Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки. М.1860. «Четвероевангелие Галичское 1147 г., сличенное с древнеславянскими рукописными Евангелиями XI-XVII вв. и печатными: Острожским 1576 г. и Киевским 1788 г. с греческим евангельским текстом 635 г., сличенным с греческими четвероевангелиями X и X-XI вв.графа Орлова-Давыдова и с разночтениями, выбранными Преосвященным Порфирием из Евангелий Публичной Библиотеки в С.-Петербурге и печатными 1757 г. издания Рейнекция и 1854 г. издания Тишендорфа». С гравированными изображениями евангелистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

            Главная церковь монастыря по форме и устройству апсиды имеет аналогии с храмом южного монастыря Мангупа и с «храмом с крещальней» в Инкермане (в последнем, как и в Шулдане, имеется баптистерий). По своим пропорциям (значительная высота — 3,65 м) церковь ближе всего к главному храму монастыря св Софии (5,5 м) и базилике св. Георгия (4 м) в Инкермане. Вообще рост объемов церквей вверх характерен именно для палеологовского времени. Отметим, что в базилике св. Георгия имеется и двухступенчатый синтрон. Фрески в церквах Эски-кермена датируются не XII-XIII вв., как считал В. Бабенчиков, а концом XIII- XIV вв. Таким образом, среди архитектурных аналогий церкви Шулдана — памятники XIV-XV вв.             Важными для датировки являются и упомянутые находки из засыпи первоначальной крещальни. Наличие их в слое позволяет датировать время засыпки не ранее XIV-XV вв. Следовательно, главный храм Шулдана и современная крещальня могут датироваться XIV-XV вв.             Вторая церковь по своей форме напоминает церковь в 4-м ярусе Чилтера, храм у станции Uhkepмah-I и часовню в оконечности Тешкли-буруна на Мангупе, то есть памятники, также появившиеся не ранее XIV в.             Таким образом, история монастыря в обрыве скалы Шулдан представляется в следующем виде. Первоначальный монастырь мог здесь возникнуть в XIII-XIV вв. Скорее всего, он был небольших размеров, а часть комплекса находилась в гроте к западу от современного и была уничтожена в результате обвала На месте современной главной церкви находилась более ранняя с примыкающей к ней с юга крещальней, от которой сохранилась лишь купель со ступенькой, вырубленной в полу. В период Феодоро, вероятно не ранее конца XIV-XV вв., монастырь перестраивается, храм расширяется, появляется новый баптистерий. Учитывая пропорции храма и наличие горнего места, монастырь, скорее всего, был не последним в церковной иерархии. Не исключено, что он был одной из резиденций митрополита. Напомним, что Шулдан расположен в нескольких километрах от столицы Феодоро. По-видимому, в XIV- XV вв. сооружаются и остальные помещения монастыря. С конца XV в., вероятнее всего, комплекс практически не функционировал, а его помещения использовались жителями соседней деревни для содержания скота.

http://sobory.ru/article/?object=04749

80. Из истории книжной культуры в Поволжье в XVII – начале XVIII в. (по описям монастырских библиотек)//Марийский археографический вестник. 2005. 15. С. 44–55. 81. Население монастырской деревни в Кадуйском крае в конце XVI – начале XVIII в. (село Танищи)//Кадуй: Краеведческий альманах. Вологда, 2005. С. 120–137. 82. К изучению церковного строительства в Ростовской митрополии в XVII в.//Сообщения Ростовского музея. Вып. 15. Ростов, 2005. С. 132–146. 83. Землевладение Троице-Сергиева монастыря в Юрьевецком уезде в конце XVI – первой половине XVIII в.//Мининские чтения: Материалы научной конференции. Нижний Новгород, 2005. С. 297–306. 84. О вкладах Строгановых в северные монастыри в XVI–XVII вв.//Двинская земля. Вып. 4. Котлас, 2005. С. 214–227. 85. Размышления над монографией З.В. Дмитриевой «Вытные и описные книги Кирилло-Белозерского монастыря XVI–XVII вв.»//Кириллов: Краеведческий альманах. Вып. 6. Вологда, 2005. С. 40–53. 86. Метрические экстракты как источник по исторической демографии XVIII в. (По документации Вологодской духовной консистории)//Ушаковские чтения II: Материалы научно-практической межрегиональной конференции памяти профессора И. Ф. Ушакова. Мурманск, 2005. С. 263–270. 87. К изучению монастырских вкладных записей XVI–XVII вв.//Памяти Е. И. Каменцевой. Вспомогательные исторические дисциплины: Классическое наследие и новые направления. Материалы XVIII научной конференции. М., 2006. С. 418–421. 88. Вологодское подворье Кирилло-Белозерского монастыря в XV – начале XVIII в.//Вестник церковной истории. 2006. 1. С. 7–55. 89. Источники по истории Вологодско-Пермской епархии в XVI – первой четверти XVII в.//Исследования по истории средневековой Руси: К 80-летию Ю. Г. Алексеева. М.; СПб., 2006. С. 202–213. 90. Актовые источники в составе некоторых историко-статистических описаний церковных приходов севера//Важский край. Источниковедение, история, культура. Исследования и материалы. Вып. 3. Вельск, 2006. С. 156–176. 91. Монастыри Среднего Поволжья по описи 1641–1643 гг.//И. Д. Кузнецов – ученый, педагог, человек: Сборник статей всероссийской научной конференции. М., 2006. С. 241–244.

http://sedmitza.ru/lib/text/5258737/

была Столовая гора. Там располагались 3 языческих святилища, посвященные 3 «патронам» И.: Мятцели, Мятер-Дала и жен. божеству Сусон-Дала. Гора считалась священной: ввиду природных условий она преграждала путь в горную И. холодным ветрам. В день летнего солнцестояния на Столовой горе устраивался праздник в честь 3 божеств. Жители И. и соседних регионов (Хевсурети, Мохеви, Осетии, Тушети) поднимались на гору с жертвенными животными и возносили молитвы Мятцели и др. божествам о здоровье и благополучии в сельскохозяйственных делах. Последним жрецом И. был Элмарз Хаутиев, проживший 157 лет,- он выполнял свои религ. обязанности до 20-х гг. XX в. (см.: Мужухоев М. Б. Проникновение ислама к чеченцам и ингушам//Археол. памятники Чечено-Ингушетии. Грозный, 1979. С. 51). Христианство Храм Тхаба-Ерды в Ассинском ущелье. Рубеж X и XI вв., XII и XIII вв., XVI-XVII вв. Храм Тхаба-Ерды в Ассинском ущелье. Рубеж X и XI вв., XII и XIII вв., XVI-XVII вв. Башня с изображением Голгофского креста в сел. Верхний Лейми. XVII-XVIII вв. Христианизации аланов содействовал также абх. (западногруз.) царь Георгий II (922/9-957), к-рому К-польский патриарх Николай I Мистик писал: «Ты немало приложил стараний в деле просвещения аланов и тех, которые удостоились крещения». Аланов крестил греч. миссионер еп. Евфимий. Впоследствии была учреждена Аланская епархия (сначала архиепископия, преобразованная затем в митрополию). Она занимала 61-е место в составе К-польской Патриархии и шла вслед за Русской митрополичьей кафедрой. Аланские митрополиты ездили в К-поль для участия в церковных Соборах, поддерживали тесное общение с Патриархией. Архиеп. Харьковский Макарий утверждает, что по росписи Палеолога в XIII в. Аланская митрополия титуловалась Вичинской - по имени города на Кубани. Араб. историк аль- Масуди указывает, что аланы «приняли христианство во времена халифов Аббасидской династии, но после 932 г. вновь вернулись к язычеству, изгнав из своей страны епископов и священников, присланных византийским императором».

http://pravenc.ru/text/389549.html

Подробные результаты анализа вкладной книги Троице-Сергиева монастыря 1673 г. отражены в таблице, которая охватывает период с 1600 по 1686 гг. По ней можно проследить развитие конюшенного хозяйства монастыря в правление архимандритов Иоасафа (1605–1610) гг., Дионисия (Зобниновского) (1610–1633 гг.), Нектария (Вязлетина) (1633–1640 гг.), Адриана (1640–1656 гг.), Иоасафа (1656–1667 гг.), Феодосия (1667–1674 гг.) и Викентия (1674–1694 гг.). Информационные возможности таблицы также могут быть использованы для дальнейшего исследования не только русского средневекового монастырского хозяйства, но и конного наследия России. © Фрольцова П. А., 2019   Савич А. А . Соловецкая вотчина в XV – XVII вв. (Опыт изучения хозяйства и социальных отношений на русском Севере в Древней Руси). Пермь, 1927; Прокофьева Л. С . Вотчинное хозяйство в XVII в. (По материалам Спасо-Прилуцкого монастыря). М.; Л., 1959; Борисов А. М . Хозяйство Соловецкого монастыря и борьба крестьян с северными монастырями в XVI – XVII вв. Петрозаводск, 1966; Тихомиров М. Н . Монастырь-вотчинник XVI в.// Тихомиров М. Н . Российское государство в XV – XVII вв. М., 1973; и др. Черкасова М. С . Землевладение Троице-Сергиева монастыря в XV – XVI вв. М., 1996; Черкасова М. С. Крупная феодальная вотчина в России конца XVI – XVII вв. М., 2004. Филимонов К. А. Конный двор: история и перспективы//Вперед. 1990. 22 сентября. С. 3; Филимонов К. А. Из истории конюшенного хозяйства Троице-Сергиевой лавры XV–XIX вв.//Труды по истории Троице-Сергиевой лавры: Сборник статей. М., 1998. С. 112–119; Филимонов К. А. Конные дворы Сергиева Посада//Вперед. 2005. 20 декабря. 142 (14399). С. 3. Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969; Клитина Е. Н. Вкладные книги Троице-Сергиева монастыря//Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом). Т. 26. СПб., 1971. С. 287–293; Стрельников С. В. К изучению источников вкладных книг XVI–XVII вв.: вкладные грамоты.//Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. История. 2008. 2. С. 21–29; Николаева С. В. Троице-Сергиев монастырь в XVI – начале XVIII в. Вклады, вкладчики, состав монашеской братии. Сергиев Посад, 2009.

http://sedmitza.ru/lib/text/8968989/

Гелатская школа продолжила начатую прп. Ефремом Мцире систематизацию груз. богословско-философской терминологии. Разработанный в рамках школы метаязык высокого философского стиля с совершенной лексикой и мифическими аналогиями используется как терминологический в области богословия, философии и др. наук (напр., математики) и в наст. время. В школе получила развитие заимствованная в Византии просодическая система, риторико-грамматические взгляды и др. Влияние гелатской школы, а также языка и терминологии Иоанна Петрици прослеживается в сочинениях груз. летописцев XII-XIII вв. (историк Давида Строителя, автора «Восхваления венценосцев»), одописцев (Иоанн Шавтели, Чахрухадзе), гимнографов (католикос Арсений (Булмаисимисдзе), Николоз (Гулаберисдзе)), поэтов (Шота Руставели). Лит. наследие школы было изучено и скопировано представителями школы католикоса-патриарха Антония I (Багратиони) (XVIII в.), попытавшегося восстановить традиции груз. эллинофильских школ. Наследие гелатской школы составляют рукописи XI-XIII вв. Это переводы с греч. языка догматико-экзегетических сочинений прп. Максима Исповедника (Кут. 14, XII в.), Толкований на Евангелие от Иоанна свт. Феофилакта Болгарского (Кекел. А 52, XII-XIII вв.), метафрастических чтений Иоанна Ксифилина (Кекел. A 90, XIII в.; Кут. 3, 4, XVI в.), Библии (с катенами, т. н. Гелатская редакция Библии - Кекел. A 1108, XII в.; Q 1152, XII-XIII вв.), Толкований на Екклесиаст Псевдо-Митрофана Смирнского (Григория Акрагантского) и Олимпиодора (Кекел. A 61, XIII в.), комментариев Аммония, сына Гермия (V-VI вв.), «Категорий» Аристотеля и «Введений в аристотелевские Категории» Порфирия (III в.) (Кекел. S 2562, XIII-XIV вв.), «Иудейских древностей» Иосифа Флавия (Кекел. A 675, XIII в.), фрагментов комментариев Никиты Гераклийского гомилии свт. Григория Богослова (Кекел. H 1337, XIII в.), Петр Гелатели Лествицы прп. Иоанна Лествичника (Кекел. A 39, XIII в.), Иоанна Чимчимели Толкований на Евангелия от Марка и от Луки свт. Феофилакта Болгарского (Кекел. A 52, XII-XIII вв.), и др.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДМАНИССКАЯ ЕПАРХИЯ [груз. ], Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), была образована в Квемо-Картли (Юго-Вост. Грузия). Нек-рые историки (С. Какабадзе , К. Кекелидзе , Д. Бердзенишвили) считали, что в ранних источниках при упоминании епископов Тумасского (Книга посланий. 1968. С. 97) и Тимуэльского ( Ухтанес. 1975. С. 139) имели в виду епископа Дманисского, И. А. Джавахишвили сомневался в правильности таких выводов ( Джавахишвили. 1979. Т. 1. С. 340). По сведениям груз. историка XVIII в. царевича Вахушти Багратиони , в XVII в. в Д. е. входили Ташири и Дманисхеви (Дманисское ущелье) ( Вахушти Багратиони. 1973. Т. 4. С. 3-15). Нек-рые ученые относят эти данные и к более раннему периоду ( Бердзенишвили. 1979. С. 118; Зенон (Иараджули). 2005. С. 30), другие (К. Кутателадзе) считают, что в раннефеодальную эпоху Ташири был в составе Цуртавской епархии ГПЦ: груз. и арм. источники V - нач. VII в. называют епископа Цуртавского «придворным» епископом питиахша Гугарка (Гогарены), владевшего территорией Ташири ( Яков Хуцеси. 1946. Т. 1. С. 35-37, 38, 41; Книга посланий. 1968. С. 1). В ранний период кафедральным собором Д. е. был т. н. круглый храм (IV-V вв.) в с. Вардисубани ( Чачхунашвили. 1992. С. 73; Бердзенишвили. 2000. С. 113); не позднее IX в. кафедра Д. е. находилась в Дманисском Сиони . Сведения о Д. е. и Дманисских епископах (дманели) в источниках ранее XIII в. немногочисленны, что отчасти объясняется попеременной экспансией этих территорий арабами (VII-IX вв.), армянами (X-XI вв.) и турками-сельджуками (XI-XII вв.). Однако о полнокровной жизни епархии свидетельствуют мн. ранние памятники христ. искусства, расположенные на ее территории: Дманисский Сиони (IX в.), ц. Бучуриани (VI-VII вв.; в 1970 взорвана), Кведаубанская ц. близ Казрети (V-VII вв.), 2 церкви в с. Укангори (IV-VI вв.) ( Мусхелишвили. 1941. С. 163) и др., а также раннехрист. груз. стелы и каменные кресты ( Мачабели. 1988. С. 282-283; Синауридзе. 1985. С. 41).

http://pravenc.ru/text/178576.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010