И. А. Устинова. Начальный этап церковной реформы Петра I: преобразование патриарших приказов       В начале XVIII в. в Русской Православной Церкви произошли серьезные изменения, коснувшиеся всех сторон ее деятельности – административной, экономической, социокультурной, канонической. Церковная реформа Петра I стала длительным проектом, реализация которого происходила на нескольких уровнях. Уже с конца XVII в. начали сь мероприятия по ограничению деятельности монастырей, в начале XVIII в. были проведены описания владений, принадлежавших монастырям и архиерейским домам, а после смерти патриарха Адриана в 1700 г. фактически было упразднено патриаршество. Первый правительственный «приступ» на права и привилегии Церкви состоялся в конце XVII – начале XVIII в. Подробный анализправительственных мероприятий по описанию имуществ архиерейских домов и монастырских владений, изменения (усиления) налогового давления на Церковь, отчетливо прослеживающихся на рубеже XVII–XVIII вв., проведен в работах М. С. Черкасовой и Н. В. Башнина. Результаты исследования позволили авторам вполне аргументированно говорить о «начальном этапе» церковной реформы Петра I . В отечественной историографии накоплен огромный массив данных о состоянии и процессе описания имущества архиерейских домов и монастырей в начале XVIII в. Многие документы эпохи и описания архиерейских домов, их хозяйственные книги были изданы . Немало внимания в литературе уделялось и административным преобразования в Русской Православной Церкви начала XVIII в. Система церковного управления патриаршего времени и начала XVIII в. изучена в работах Н. В. Каптерева, Т. В. Барсова, И. М. Лихницкого. В них содержится подробный обзор возникновения и функционирования органов церковного управления при патриархе (приказы, светские чиновники), а также общецерковных – Освященного собора и церковных соборов . Авторы отметили серьезное влияние светской власти на функционирование органов высшего церковного управления, усиление бюрократизации и светского компонента в церковном управлении на протяжении XVI–XVII вв. Ослабление этой тенденции в 1660–1680-х гг. не привело к ее прерыванию, что наглядно выразилось в начале церковной реформы Петра I. В исследованиях И. М. Перова и И. М. Покровского раскрыты вопросы епархиального строительства и властных полномочий русских архиереев в XVII – начале XVIII в. М. И. Горчаков и И. И. Шимко ввели в научный оборот массив делопроизводственных материалов Монастырского и Патриаршего Казенного приказов, восстановили картину их функционирования в широком хронологическом диапазоне, в том числе и в начальный период церковной реформы Петра I .

http://sedmitza.ru/lib/text/10168840/

храм освятили. В его сев. части перед иконостасом была устроена новая рака над мощами К. По указу Новгородской духовной консистории от 18 мая 1861 г. ц. во имя прп. Ксенофонта Робейского приписали к ближайшему Слутскому приходу, поскольку с 1845 г. в пустыни не было собственного причта ( Цветков. 1899. С. 310). В нач. XX в. в ц. во имя блгв. кн. Александра Невского, расположенной в дер. Слутка, хранились иконы, книги и церковная утварь из Ксенофонтова мон-ря: образ Ксенофонта Робейского (XVI (?) в.), кипарисные кресты 1567 и 1662 гг. (один из них с неизвестными мощами), Евангелие 1694 г. и др. реликвии ( Силин. 1902. С. 630). К наст. времени из имущества Ксенофонтова монастыря сохранилось оловянное блюдо кон. XVII - нач. XVIII в. и 5 рукописных книг XV-XVII вв., хранящихся в РГИА и РГБ. К. упоминается в «Перечне Новгородских чудотворцев» (РНБ. Погод. 1940. Л. 32, XVIII в.; РНБ. Мих. Q 532. Л. 191, XVIII в.- ЭК ИРЛИ. ПД) и в др. поздних месяцесловах XVIII-XIX вв. Память святого указана в «Книге глаголемой Описание о российских святых»: «Святый преподобный Ксенефонт, строитель Троицкаго монастыря 5 поприщ от Хутыня, ученик Варлаамов, преставися в лето 6770 (1262) июня в 28 день» (РНБ. Q. I. 603. Л. 22-22 об., XVIII в.; др. списки: РНБ. Собр. РАО. 31. Л. 14-14 об., XVIII в.; «Повесть о российских святых угодниках» (РНБ. Q. I. 382. Л. 15 об., XVIII в.- ЭК ИРЛИ. ПД); «Перечень всех российских чудотворцев» (РНБ. ОЛДП. Q 862. Л. 105 об., XVIII в.- ЭК ИРЛИ. ПД). Сведения о «Ксенофонте, строителе Троицкаго монастыря, в десяти поприщахъ от Хутынскаго состоящаго» помещены в «Алфавите» старообрядческого мон. Ионы Керженского (ЯМЗ. Инв. 15544. Л. 124, 1807-1811 гг.). Составитель сообщил, что святой был учеником Варлаама Хутынского, преставился в 6740 (1232) г. Также память К. внесена под 26 янв. и 28 июня в святцы поморского наставника Ф. П. Бабушкина (БАН. Дружин. 736. Л. 35 об., 64 об.; 131. Л. 113, 215 об.). Запись о К. под 26 янв. находится в Четьих Минеях еп. Ермогена (Добронравина) (РНБ.

http://pravenc.ru/text/2462137.html

XVI - нач. XVII в.) (списки: Ath. Laur. Κ. 158, нач. XVII в.; Ath. Ivir. 1192, нач. XVII в.; 1248, 1-я пол. XVII в.; Vat. Barb. gr. 301, XVII в.), доместика Иверского мон-ря на Афоне Космы Македонца (посл. треть XVII в.) (списки: автограф Ath. Ivir. 1074, 1682 г.; Zakinfos. P. Gritsanis. 8, 1698 г.; Ath. Ivir. 1048, 1686 г.), свящ. и номофилакса Великой ц. Баласиса (посл. треть XVII в.) (списки: Ath. Ivir. 1686 г.; Sinait. gr. 1494, 1679 г.; Ath. Ivir. 1021, 1701 г., и др. рукописи XVII-XVIII вв.). Авторские мелодические версии И. катавасий принадлежат протопсалту Великой ц. Панайотису Хрисафу Новому (2-я пол. XVII в.) (списки: Lesb. Leim. 239, 1672-1673 гг.), Герману , митр. Нов. Патр (2-я пол. XVII в.) (списки: Ath. Ivir. 1048, 1686 г.; Lesb. Leim. 243. Fol. 73-103v, 1787 г.; Ath. Prodromou. 1, XVIII в.; Ath. Doch. 407, XVIII в.; Ath. Laur. Ε. 113, Θ. 153; Ath. Vatop. 1379, XVII в.; Ath. Xeropot. 325, XVIII в.; 380, 1759 г.), доместику (впосл. лампадарию) Великой ц. Петру Пелопоннесскому († 1778) (его И. с пространным ирмологическим мелосом является сокращенным и упрощенным вариантом мелодической версии Баласиса; списки: Zakinfos. P. Gritsanis. 13, 1773 г.; Lesb. Leim. 246, 1779-1793 гг.; Ath. Xeropot. 375, 1783 г.; 372, 1785 г.; 386, кон. XVIII в.). По рукописи Ath. Xeropot. 262 (1-я пол. XVII в.) известен анонимный И. катавасий, мелос которого имеет сходство с версией И. Германа, митр. Нов. Патр. Позднее распространились И. краткого, силлабического мелоса: протопсалта Великой ц. Петра Византийского († 1808) (И. с последованием песней; списки: Ath. Pantel. 999, 1803 г.; Ath. Vatop. 1378, 10-е гг. XIX в.; Sinait. gr. 2086, 1805 г.; Athen. Bibl. Nat. 964, 1806 г.; Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 740, 1805 г. (автограф)) и доместика Марка (1-я пол. XIX в.) (Ath. Gregor. 16, 1832 г.). Мелодические версии отдельных последований ирмосов в греческих И. XVIII-XIX вв. принадлежат иером. Анфиму Фессалийцу (кон. XVII в.) (Ath. Ivir. 1243, XVIII в.), Петру Берекету (нач. XVIII в.) (Athen.

http://pravenc.ru/text/674073.html

Мч. Иоанн Воин. Роспись Покровского придела собора Покрова на Рву в Москве. Кон. XVIII в. Мч. Иоанн Воин. Роспись Покровского придела собора Покрова на Рву в Москве. Кон. XVIII в. Несмотря на многочисленность изображений И. В., они довольно однообразны и находят аналогии в иконографии др. св. воинов кон. XVII - XVIII в., хотя отличаются друг от друга нюансами. Преобладают фронтальные образы мученика в красном плаще и богато декорированных доспехах сложной формы, с чертами искусства барокко; в таких произведениях часто присутствует панорамный пейзажный фон, включающий оружие, лежащее на поземе (ср. житийные иконы 1-й четв. XVIII в. вмч. Георгия из Благовещенской ц. в Ярославле (ЯИАМЗ) и вмч. Димитрия Солунского в собрании М. Е. Де Буара (Елизаветина)). Существуют неск. вариантов этой иконографии, отличающихся количеством и расположением атрибутов, жестами святого, наличием в верхней части композиции образа Спасителя или Св. Троицы. Наибольшее распространение получили изображения И. В. с крестом в воздетой деснице и с копьем с флажком в руке; иногда руки святого разведены в стороны (небольшая икона кон. XVII в., ГММК; фреска галереи ярославской ц. св. Иоанна Предтечи в Толчковской слободе; икона рубежа XVII и XVIII вв. в ц. Успения в Гончарах в Москве; средник житийной иконы 1-й трети XVIII в. из ц. ап. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе в Костроме (КГОИАМЗ); икона 1-й трети XVIII в. в ц. свт. Николая Чудотворца в Кузнецах в Москве ( Баталов А. Л., Вайнтрауб Л. Р. Церковь свт. Николая в Кузнецах: История храма и его прихода. М., 2009. Т. 1. С. 37. Ил. 7), возможно происходящая из придела во имя св. Иоанна Воина в Георгиевской (Иверской) ц. на ул. Б. Ордынка); в ряде случаев руки изображаются перед грудью (храмовая икона в приделе ц. св. Иоанна Предтечи на Пресне в Москве, написанная на рубеже XVII и XVIII вв. или ок. 1730 Тимофеем Кирилловым; см.: Красилин М. М. Памятники искусства XVI - нач. XX в. в немузейных собраниях: (Москва: Церковь Иоанна Предтечи)//Худож. наследие: Хранение.

http://pravenc.ru/text/471095.html

16 . Бегунов Ю. Григорий Цамблак и Иосиф Волоцкий //Palaeobulgarica/Старо-българистика. 1991. 1. 82–85. 17 . Бегунов Ю. Григорий Цамблак и балканская история//Търповска книжовна школа В. Търново 1994. 5. 141–146. 18 . Бетин Л. Митрополит Киприан и Феофан Грек//ЕВ 1977. 1. 109–115. 19 . Брюсова В. О русско-болгарских связях в искусстве XI-XIV вв.//Byzantinobulgarica. 1986. 8. 131–149. 20 . Глубоковский Η. Н. Святой Киприян, митрополит всея России (1374–1406) как писатель//ЧОЛДП 1892. 1. 358–424. 21 . Григорий Мних. Житие Ромила пустынножителя//Родник златоструйный. Памятники болг. литературы IX-XVIII вв. М. 1990. 353–360. также о св. Ромиле: BHG 2384. 22 . Григорий Цамблак. О великом духовном сеятеле Евфимии. О пастыре добром Евфимии//Родник златоструйный. Памятники болг. литературы IX-XVIII вв. М. 1990. 150–153, 274–277. [Ср. 11 .101]. 23 . Данчев Г. Отношение Евфимия Тырновского к еретическим учениям, распространявшимся в болгарских землях//Byzantinobulgarica. 1980. 6. 95–104. 24 . Дмитриев Л. А. Роль и значение митрополита Киприана в истории древнерусской литературы (К русско-болгарским литературным связям XIV-XV вв.)//ТОДРЛ 1963. 19. 215–254. 25 . Дончева-Панайотова Н. Сборники «Книги Григория Цамблака» – возникновение, содержание, распространение//ЕВ 1981. 3. 16–29. 26 . Дуйчев И. Центры византийско-славянского общения и сотрудничества//ТОДРЛ 1963. 19. 107–129. 27 . Дуйчев Ив. Поздние отголоски исихазма в болгарской литературе//Исследования подревней и новой литературе. Л. 1987. 81–85. 28 . Евфимий Тырновский. Житие Иоанна Рильского. Житие Петки Тырновской//Родник златоструйный. Памятники болг. литературы IX-XVIII вв. М. 1990. 330–352. 29 . Иванова Кл. Отражение борьбы между исихастами и их противниками в переводной полемической литературе болгарских славян//Actes du XIV е Congr. Int. des Ét. Byz. Bucharest 1975. 2. 167–176. 30 . Иванова Кл. Болгарская переводная литература X-XIV вв. в контексте «Slavia Orthodoxa»//Studia slavica mediaevalia et humanistica. Rome 1986. 2. 361–371.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Соч.: Усадьбы Годуновых: К композиции масс моск. храмов кон. XVI в.//Сб. Об-ва изуч. рус. усадьбы. М., 1928. Вып. 5/6. С. 33-39; Марьинка Бутурлинка//Там же. Вып. 7/8; Мавзолей в Николо-Погорелом//Памятники искусства, разрушенные нем. захватчиками в СССР. М.; Л., 1948. С. 449-468; Проект перестройки центра Моск. Кремля при Борисе Годунове//Сообщ. Ин-та истории искусств АН СССР. М., 1951. Вып. 1. С. 79-83; Каменное зодчество эпохи расцвета Москвы//История русского искусства. М., 1955. Т. 3. С. 282-481 (соавт.: П. Н. Максимов, В. В. Косточкин); Моск. триумфальные ворота рубежа XVII-XVIII вв.//Мат-лы по теории и истории искусства. М., 1956. С. 110-124 (соавт.: Выголов В. П.); Зодчий Яков Бухвостов. М., 1959; Рус. народное декоративно-прикладное искусство. М., 1959; Рус. народное искусство. М., 1959; Архитектура и декоративное убранство XVII в. [за исключ. гл. 3]//История рус. искусства. М., 1959. Т. 4: XVII в. и его культура. С. 57-90, 121-302; «Фасадический план Москвы» М. Ф. Казакова//Архит. наследство. Л.; М., 1959. Вып. 9. С. 5-14; Деревянное зодчество 1-й пол. XVIII в.//История рус. искусства. М., 1960. Т. 5. С. 272-284; Изображение Иерусалимского храма на иконе «Вход в Иерусалим» Благовещенского собора//ВВ. 1960. Т. 17(42). С. 105-113; К датировке «звенигородского чина»//ДРИ. М., 1963. [Вып.]: XV - нач. XVI в. С. 83-92; Подмосковье: Книга-спутник по древним подмосковным городам, селам и старым усадьбам XIV-XIX вв. М., 1965, 19743; Архитектура//История рус. искусства. М., 1965. Т. 9: Рус. искусство 2-й пол. XIX в. Кн. 2. С. 257-301 (совм. с Е. А. Борисовой); Каменная летопись Моск. Руси: Светские основы каменного зодчества XV-XVII вв. М., 1966; Псковские зодчие в Москве в кон. XV в.//ДРИ. М., 1968. [Вып.]: Художественная культура Пскова. С. 189-196; Редкий памятник древнерус. архит. мысли (храм села Каменского)//История СССР. 1969. 3. С. 150-155; Иконостас Успенского собора во Владимире Андрея Рублева//ДРИ. М., 1970. [Вып.]: Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств: XIV-XVI вв. С. 29-40; Москва: Художественные памятники города. М., 19702; Пути и поиски историка искусства. М., 1970; О палладианстве в творчестве Д. Кваренги и Н. Львова//Рус. искусство XVIII в.: Мат-лы и исслед. М., 1973; Искусство Моск. Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева: Проблемы, гипотезы, исслед. М., 1976; Исслед. и очерки: Избр. труды об искусстве народных промыслов и архит. наследии XVI-XX вв. М., 1976; К изучению ц. Вознесения в с. Коломенском//ДРИ. М., 1977. [Вып.]: Проблемы и атрибуции. С. 355-367; Архитектура//Очерки рус. культуры XVII в. М., 1979. Ч. 2. С. 170-207; Рус. шатровое зодчество: Памятники сер. XVI в.: Проблемы и гипотезы, идеи и образы. М., 1980.

http://pravenc.ru/text/389453.html

Первые учебные заведения на территории совр. Зап. Грузии были основаны греками. Так, в III-II вв. до Р. Х. в древнегруз. царстве Колхида функционировали гимназии и военные школы, в III-IV вв. в колхидском г. Фасисе (совр. Поти) работала академия риторики, где получали образование греки и местные жители. В этой философской академии учились греч. философ Фемистий (приблизительно 317-388) и его отец Евгений. С принятием Грузией христианства в IV в. при церквах, позже при мон-рях стали открываться груз. духовные школы, в IX-X вв.- духовные уч-ща. В 1114 г. царь Грузии св. Давид IV Строитель (1089-1125) основал при мон-ре Гелати близ Кутаиси Гелатскую академию, ее называли «Вторыми Афинами» и «Новым Иерусалимом». Академия являлась просветительским центром духовно-церковных и общефилософских наук: здесь преподавали геометрию, арифметику, музыку, риторику, грамматику, философию, астрономию, юриспруденцию и медицину; работали известные грузинские духовные деятели прп. Арсений Икалтойский , Иоанн Петрици и др. Ректор академии носил титул «наставник наставников» и пользовался большим авторитетом при царском дворе. Логотипом академии являлась открытая книга, освещенная лучами солнца,- изображение сохранилось на портале входа в здание академии. Гелатская академия существовала до 20-х гг. XVI в. (подробнее см.: «Академия и богословская школа в Гелати», разд. «Монастырские школы» в ст. Грузинская Православная Церковь ). Позднее при мон-ре Гелати было образовано ДУ, где продолжалась научно-просветительская работа, особое внимание уделялось изучению Свящ. Писания, катехизиса, церковного пения, каллиграфии и др. Была разработана Гелатская певч. школа. В XVII-XVIII вв. были созданы ключевые для Церкви в Зап. Грузии произведения: летопись «Гелатский короникон», памятник груз. церковного права «Законы католикосов» (НЦРГ. S 51, 1794 г.,- ПГП. Т. 1. С. 393-397) и др. В XIII-XVIII вв. на территории Зап. Грузии также существовали духовные школы в Гурии (при церкви в Озургети, в мон-рях Шемокмеди, Джумати), в Раче (при мон-ре Никорцминда) и в др. регионах; в школах обучали Свящ. Писанию, арифметике, пению, ремеслам. В XVII-XVIII вв. почти при всех приходских церквах в Зап. Грузии действовали церковноприходские школы.

http://pravenc.ru/text/2462337.html

ФЕВРАЛЬ 4 Евагрий Мгвимели (Шиомгвимский, Цихедидский), прп., VI в. 6 Арсений Икалтоели (Икалтойский; Калипосский), прп., переводчик, писатель, философ, поэт, + 1127 7 Соломон II, св., последний царь Имерети, + 1815 10 Иоанн (Чимчимели. Философ), прп., XIII в. 12 Собор Иерусалимских груз. преподобных отцов и жен, подвизавшихся в IV-XVIII вв. В числе их: Прохор Грузин (Георгий Шавтели), прп., XI в. Лука Иерусалимский (Абашидзе), прп., + 1273/77 Николай, Двали. мч., + 1314 14 Иларион Грузин (Картвели; Афонский; Святогорец, Новый) (Канчавели), прп., иеросхимон., афонский старец, + 1864 17 Феодор (Тевдоре) Аджарский (Ачарели), сщмч., замученный османами на Афоне, XVIII-haч.XIX вв. 18 Николай VIII (Багратиони), свт. католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1589/91 19 Лазские первомученики: Максим, Феодот, Евсухий (Исихий), мц. .Асклепиодота, 41 (в святках РПЦ – 305-311) 22 Колайские мученики, 9 братьев (VI в.): Адарнасе, Бакар, Бардзим, Гурам, Дачи, Джуаншер, Парсман, Рамаз, МАРТ 3 Иоанн IV (Окропири), свт., католикос-патриарх всей Грузии, + 1001 Мученики, пострадавшие в Команах в Абхазии: Евтропий, Клеоник и Василиск , + 308 6 Досифей (Церетели), сщмч. ГПЦ, местоблюст. Западногруз. (Абхазского) Католикосата, митр. Кутаисский, + 1821 10 Иоанн Хахулели (Хахульский), Окропири (Златоуст), прп., X–XI вв. 12 Димитрий II Самопожертвователь (Тавдадебули), св. царь-мч. единой Грузии + 1289 16 Амвросий (Хелая), исп., Католикос-Патриарх Грузии, + 1927 ли лезгин прпп. Антоний Месх и Пимен Салос (Блаженный), XIII в. 17 Гавриил Мцире, иером. прп., + 1802 28 Иоанн Манглели (Саакадзе), свт., еп. Манглисский, + 1751 АПРЕЛЬ 1 Евлогий Пророк (Салос, Блаженный), блж., ясновидец и Иоанн Шавтели, прп., XII -XIII вв. 2 Георгий Мацкверели (Шуартклели), свт., еп. Ацкурский, IX-X вв. 10 Квабтахевские мученики, отцы и жены + 1386 г. 14 Димитрий Кипиани, мч., культурный и общественный деятель Грузии, + 1887 15 Сухий вмч. и 16 воинов с ним (т. наз. Месукевийские мученики) († 100/130): Андрей (Андриа), Анастасий, Виктор, Доментиан, Зосима, Иаков, Ивхирион, Иордан, Кондрат, Лукиан, Мимненос, Нерангий, Полиевкт, Фалалей (Талале), Феодорит, Фока. 17 Ефрем Великий (Мацкверели), свт., еп. Ацкурский ГПЦ, IX в. 18 Василий Ратишвили, прп. XIII в. 21 Евфимий (Шервашидзе), сщмч., митр. Гелатский Абхазского Католикосата, +1822 29 Лазские (Папатские, Дудикватские) 300 мчч., пострадавшие в Дудикети и Папати (Турция), XVIIXVIII вв.

http://pravoslavie.ru/41585.html

Новгорода. Н. Новг., 1998; Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церковных древностей. Н. Новг., 1999; Агафонова И. С. Троицкий собор Выксунского Иверского монастыря//УЗ Волго-Вятского отд./Междунар. слав. академия наук, образования, искусств и культуры. Н. Новг., 2000. Вып. 7. С. 72-75; Агафонова И. С., Калентьева И. А. и др. О проекте реставрации ц. Похвалы Пресв. Богородицы в Н. Новгороде - памятника архитектуры XVIII-XIX вв.//Там же. 2001. Вып. 8. С. 79-83; Каравашкин В. А. Объемно-пространственные построения каменных ярусных церквей XVIII в. в Нижегородской обл.//Памятники христ. культуры Нижегородского края. Н. Новг., 2001. С. 140-148; он же. Храмовое зодчество Арзамаса XVIII в.//УЗ Волго-Вятского отд. 2002. Вып. 10. С. 91-94; он же. Каменное храмовое зодчество Нижегородской губ. 1-й пол. XVIII в.//Там же. 2004. Вып. 14. С. 128-133; он же. Барочные мотивы в храмовом зодчестве Нижегородской губ. 70-90-х гг. XVIII ст.//Там же. 2004. Вып. 16. С. 139-146; он же. Каменное храмовое зодчество Нижегородской губ. XVIII в.: Дис. Н. Новг., 2007; Каравашкин В. А., Шумилкин С. М. Ярусные храмы Балахны XVIII//УЗ Волго-Вятского отд. 2003. Вып. 12. С. 118-121; они же. Каменное храмовое зодчество Нижегородской губ. XVIII в. Н. Новг., 2011; Мясникова А. Н. Это знаменитое с. Лысково. Н. Новг., 2005; Коваль В. В. Храмы села Катунки. Н. Новг., 2006; Лисицына А. В. Архит. комплекс Федоровского мон-ря в г. Городце в нач. XX в.//Святыни земли Нижегородской. Н. Новг., 2008. С. 61-71; Лисицына А. В., Кабатова В. Н. Портрет времени: Архитектура города Богородска Нижегородской обл. Н. Новг., 2008; Балахнинский р-н: Иллюстр. кат. памятников истории и культуры. Н. Новг., 2011; Городецкий р-н: Иллюстр. кат. памятников истории и культуры. Н. Новг., 2011; Давыдов А. И. Нижегородские храмы. Н. Новг., 2011; Шумилкина Т. В., Шумилкин М. С. Абабковский монастырь - архит. комплекс периода эклектики//Приволжский науч. журнал. Н. Новг., 2011. 3. С. 99-106; они же. Архитектурный ансамбль Саровского мон-ря XVIII - нач.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

Пейзаж иконы конца XVIII века: античные руины изображены почти такими же, как и на светских картинах. В мотиве руин культура романтизма реализовала, как правило, тему бренности всего земного. 135. Фрагмент иконы «Св. Евдокия». Конец XVIII века. Историко-архитектурный музей-заповедник «Коломенское Москва. Наложение планов постоянно будет встречаться как в XVIII, так и в XIX в. На иконе Ивана Афанасьева (илл. 123) владимирский Успенский собор, в котором хранится представленная над фигурами святых князей чудотворная икона Владимирской Богоматери, соседствует с «фантастическим» псевдоготическим стаффажем, заимствованным, видимо, с гравюры. Интересное совмещение мы видим на иконе XVIII в. св. юродивого Прокопия Устюжского. Задний план занимает панорама Устюжского Михайло-Архангельского монастыря, на которой узнаются его главные храмы – Введенский и Михаила Архангела. На переднем же плане представлен типично западный пейзаж, фрагменты которого мастер взял с какой-то итальянской, немецкой или голландской картины XVII-XVIII вв. Этот западный «фантастический» пейзаж может представлять собой не что иное, как сложный символ «вторично мифологизированной» в XVIII в. античности, которая еще в эпоху раннего барокко стала служить неисчерпаемым материалом для построения сложной символики, доказывающей истины христианства. В этом же пейзаже можно усмотреть представление иконописца XVIII в. и об «античном», «римском» ландшафте (илл. 133). На протяжении XVIII – начала ХХ в. аллегорические и топографически точные фоны развивались и самостоятельно, без явных наложений. Однако аллегорическая и реалистическая символика практически всегда оказывалась развернутой в соответствии с тем способом подачи художественного материала, который господствовал в ту или иную эпоху. 136. Фрагмент Иконы «Чудо от иконы «Богоматерь Знамение»» (названной «Вид древнего Новгорода»), который вполне может служить планом города. XIX век. Историко-архитектурный музей-заповедник «Коломенское», Москва. Установка культуры XVIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010