Еще меньше юридических сборников, но есть такая рукопись, как Sinait. gr. М 153, 10–11 вв., включающая Частную распространенную эклогу, «Прохирон» и Аппендикс эклоги. Среди наиболее ранних списков сочинений античных авторов – отрывки Sinait. gr. МГ 26 (9–10 вв.), содержащей 5 песней «Илиады» Гомера с пояснениями игумена Софрония (в 836–859 гг. Софроний I, патриарх Александрийский), и Sinait. gr. М 138 (10–11 вв.) с трактатами Аристотеля «Об истолковании» со схолиями и толкованиями 13–14 вв. Имеются рукописи 14–16 вв. с сочинениями Аристотеля, Еврипида, Софокла, Аполлония Родосского, Ливания (Sinait. gr. 1194–1196, 1198, 1387, 1415, 1667, 1720, 1721, 1883). Из исторических сочинений наиболее интересны «Церковная история» Евсевия Кесарийского (Sinait. gr. 1183, 10 в.), «Краткая история» Георгия Кедрина (Sinait. gr. 1184, 11 в.), «Топография» Космы Индикоплова (Sinait. gr. 1186, нач. 11 в.), ««Краткая история» патриарха Никифора» (Sinait. gr. 1185, 11–12 вв.). На разговорном греческом языке написаны «Сокровище» Дамаскина Студита (Sinait. gr. 10, 139, 17 в.), трактат по астрологии и алхимии (Sinait. gr. 10, 326, 17–18 вв.), трактат в стихах о лунном цикле (Sinait. gr. 10, 383, 16–17 вв.), «Война мышей и лягушек» Димитрия Зину (Sinait. gr. 10, 384, 16 в.) и др. Древнейшими греческими документами являются хрисовул императора Андроника II Палеолога, данный патриарху Александрийскому Григорию (1316–1354), документ об уплате денег Феодосием, епископом Синайским (1440), и письмо Геннадия II Схолария, патриарха Константинопольского, к монахам монастыря. Арабские рукописи на пергамене и бумаге составляют вторую по численности группу манускриптов, включавшую (до находки 1975 г.) 603 кодекса (9–19 вв.). Старейшие датированные рукописи относятся к 9–10 вв. Находка 1975 г. выявила, в частности, старейшую датированную арабскую рукопись Евангелия (фрагмент, состоящий из последних 5 листов кодекса), отнесенную автором каталога к 859 г., но содержащую указания на дни месяцев и день недели, совпадение которых, причем очень точное, имело место только в 873 г. Несколько рукописей представляют собой греко–арабские билингвы и сборники греческих литургических чтений с одновременно вписанными арабскими рубриками, одна – коптско–арабскую билингву.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Влияние учения святого Григория Синаита об «умном делании» на средневековое восточное монашество Учение преподобного Григория об «умном делании» оказало большое влияние на укрепление подвижнического характера средневекового монашества и особенно на развитие в нём в XIV веке созерцательного направления. Исследовать эту тему нет нужды, так как в данной области имеется достойная кандидатская диссертация послушника (ныне игумена) Петра (Пиголь) , успешно защищённая в Московкой Духовной Академии в 1988 г. 596 Можно ограничиться лишь названием имён духовных преемников Преподобного, имевших ту же великую веру, какую имел преподобный Григорий, и свято следовавших его наставлениям. Это: 1 . В Византии – преподобный Герасим (XIII-XIV вв.), преподобный Иосиф (XUUU-XIV вв.), святой Патриарх Каллист († 1364), святой Григорий Палама († 1359), инок Давид Дисипат (XUUU-XIV вв.). 2 . На Святой Горе Афон – преподобный Марк Клазоменский (XIII-XIV вв.), авва Николай (XUUU-XIV вв.), слепец Аарон (XUUU-XIV вв.), Климент Болгарин (XUUU-XIV вв.). 3 . В Болгарии – преподобный Феодосии Тырновский († 1363), преподобный Роман Тырновский († ок.1370), святитель Евфимий, Патриарх Тырновский (XIV в.). 4 . В Сербии – митрополит Серский (Серезский) Иаков († ок.1360–1365), преподобный Ромил Раванницкий († 1376), преподобный Григорий Горняцкий (XIV-XV вв.), преподобный Афанасий Метеорский († 1383), преподобный Сисой Синаит (XIV-XV вв.), инок Силуан (XIV в.). 5 . В Румынии – преподобный Никодим Тисманский († 1406). На Русь влияние учения святого Григория Синаита могло проникнуть через святителя Алексия, митрополита Киевского (Московского, † 1378). Святой Алексий для возведения в митрополита ездил в Константинополь, некоторое время (1353–1354 гг.) находился там и встречался со святым Патриархом Каллистом – ближайшим учеником святого Григория и большим его почитателем. Усвоив идеи «умного делания», святитель Алексий мог повлиять на образ духовного жительства великих подвижников Святой Руси: преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского († 1392), святителя Стефана, епископа Великопермского († 1396), преподобного Афанасия Высоцкого (XIV-XV вв.)...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

† ок. 1098 г. Свт. Ефрем, еп. Переяславский, в киевских Ближних пещерах почивающий (28 января). † 1098, 11 августа Св. прмч. Феодор Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий. † 1098, 11 августа Св. прмч. Василий Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий. † после 1098 г. Прп. Захария Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (24 февраля). † ранее XII в., 2 апреля Свт. Савва, архиеп. Сурожский (15 декабря – Собор Крымских святых). XI-XII вв. Прп. Марк гробокопатель, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (29 декабря). XI-XII вв. Прп. Феофил слезоточивый, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (29 декабря). XI-XII вв. Прп. Иоанн богоугодник, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (29 декабря). XI-XII вв. Прп. Феофил другой, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (28 сентября – Собор Ближних пещер). XI-XII вв. Прп. Феодосии другой, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (28 сентября – Собор Ближних пещер). XI-XII вв. Прп. Иоанн другой, «пещерник», Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (28 сентября – Собор Ближних пещер). XII-XIII вв. Прп. Онуфрий молчаливый, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (21 июля). XII-XIII вв. Прп. Онисим затворник, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (4 октября, 21 июля). XII-XIII вв. Прп. Елладий затворник, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (4 октября). XII-XIII вв. Прп. Авраамий затворник, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (29 октября). XIII в. до 1240 г. † после 1205, 29 января Свт. Игнатий, еп. Смоленский (в неделю пред 28 июля – Собор Смоленских святых). † 1206, 19 марта Св. блгв. кнг. владимирская Мария (в иночестве Марфа). (23 июня – Собор Владимирских святых). † 1212, 14 апреля Св. блгв. кн. владимирский Всеволод (в крещении Димитрий), Большое Гнездо (23 июня – Собор Владимирских святых). † 1214, 17 января Свт. Иоанн, еп. Ростовский (23 мая – Собор Ростовских и Ярославских святых). † ок. 1218 г. Прп. Досифей II, игумен киево-печерский, в Дальних пещерах почивающий (28 августа – Собор Дальних пещер).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Мон-рь обладает уникальной коллекцией энкаустических икон VI-IX вв. Исследователи выделяют среди сохранившихся памятников неск. художественных традиций - к-польскую, египетскую и сиро-палестинскую. Иконы «Христос Пантократор» (VI - 1-я пол. VII в.), «Богоматерь на престоле, со святыми Феодором Тироном и Георгием», «Ап. Петр» атрибутируются столичной мастерской, тогда как «Вознесение» с образом Спаса Еммануила, сидящего на радуге, и «Три отрока в пещи огненной» (обе датируются в пределах VI-VII вв.), вероятно, были выполнены на востоке империи. Появление в мон-ре нек-рых из этих икон связывают с имп. дарами, напр., по мнению Хадзидакиса, икона «Христос Пантократор» могла быть даром имп. Юстиниана и иметь отношение к мозаичной иконе Спасителя на воротах главного входа (Халка) в комплекс Большого дворца в К-поле . 4 небольшие энкаустические иконы VI-VII вв.: «Св. Иоанн Предтеча», «Богоматерь с Младенцем», «Святые Сергий и Вакх», «Мученик и мученица (Святые Платон и Гликерия?)» - из коллекции Порфирия (Успенского) также неоднородны по своим художественным характеристикам. Икону «Св. Иоанн Предтеча» ученые склонны относить к искусству Египта и датировать V-VI вв. Мнения об иконе «Богоматерь с Младенцем» различны: часть исследователей (Кондаков, А. Грабар, В. Н. Лазарев (публикация 1947)) полагают, что она была выполнена в Египте, другие (Д. В. Айналов, Вайцман, Лазарев (публикации 1967-1986)) - в К-поле; в отношении даты большинство склоняется к VI в. Икону «Святые Сергий и Вакх» связывают, как правило, с Египтом, но не исключают ее к-польское происхождение (Айналов, Вайцман), датируется в пределах VI-VIII вв. Остатки надписей с именами святых на иконе «Мученик и мученица» (V-VII вв.) прочитывали по-разному ( Этингоф. 2005. С. 553-559), преобладает мнение о ее принадлежности к сиро-палестинскому кругу. Др. группа древнейших синайских икон, выполненных темперой, создана в традициях вост. искусства VIII-IX вв. в Сирии или в Палестине (т. н. сиро-палестинская мастерская). К ней принадлежат: «Распятие» (VIII в.), «Рождество Христово» (VIII-IX вв.), «Вознесение» (IX-X вв.), средняя часть триптиха с сохранившимися композициями - «Рождество Христово», «Введение во храм Богородицы», «Вознесение», «Пятидесятница» (IX-X вв.).

http://pravenc.ru/text/189637.html

Известны также образцы мелоса Г. для неизменяемых песнопений вечерни и утрени: «Блажен муж» на 2-й глас Δι, «как поется на всенощных Святоименной Горы» (Pantel. 1007; Xen. 123, 2-я пол. XVIII в.; Xeropot. 305, кон. XVIII - нач. XIX в.; транскрипция Иоасафа Дионисиата в нотации нового метода: Pantel. 1035, 1865 г.), «Бог Господь» по гласам (Pantel. 1007), «украшенные» Г. версии пасапноариев Григория Савваита на 4-й глас и Георгия Редестского на 2-й плагальный и 4-й плагальный гласы (Ivir. 951; РНБ. Греч. 237; Xeropot. 317; Athen. O. et M. Merlier. 12; Doch. 332); в ряде рукописей пасапноарии на 4-й глас и 2-й плагальный глас обозначены как распевы самого Г. (Lesb. Leim. 459; БАН. РАИК. 42; Xeropot. 380; Pantel. 954, сер. XVIII в.; 972; Doch. 376). Из созданных Г. распевов великого славословия самой распространенной в рукописной традиции является версия на 1-й плагальный глас (Xeropot. 266, кон. XVII - нач. XVIII в.; 320; 278; 391, 1-я пол. XVIII в.; Doch. 372, 1-я пол. XVIII в.; 400; Pantel. 969; 1047, нач. XVIII в.; Gregor. 14; Dionys. 579, 1742 г.; Paul. 36; БАН. РАИК. 52, сер. XVIII в.; 43, до 1772 г.), к-рая в рукописях может именоваться «приятной» (τερπν - Xeropot. 307) или «всеприятной» (παντερπνς - Xeropot. 328); мелурги XIX в. «перевели» ее в нотацию нового метода (Dionys. 680; 681, 1-я пол. XIX в.- рукописи Иоасафа Дионисиата; Konstamon. 92, ок. 1840 г. - «экзегесис» Николая Дохиарита). В автографе Ivir. 951 помещены версии Г. на 2-й и 4-й гласы. Существуют также его распевы на гласы 1, 3, 4-й λγετος и βαρς (РНБ. Греч. 237; Aegio. Taxiarch. 2; Aroania (Sopoto). Theodor. 16, 1710-1740 гг.; Lesb. Leim. 281, 1728 г.; 279; Athen. O. et M. Merlier. 12; Xeropot. 317; 329; Gregor. 25; Pantel. 967, нач. XVIII в.; 994). Херувимская песнь была распета Г. на все гласы (Ivir. 951; Xeropot. 328; 307; Lesb. Leim. 230; 459; 238; 253, 1725-1740 гг.; Xeropot. 323; Pantel. 1005; РНБ. Греч. 130, нач. XVIII в.; 188, сер. XVIII в.; 132, посл. треть XVIII в.; Athen. O. et M. Merlier. 12). На нек-рые гласы существует по неск. версий: напр., на 1-й и на 1-й τετρφωνος (Ivir. 951; РНБ. Греч. 237; БАН. РАИК. 35); на 1-й плагальный, 1-й плагальный τετρφωνος и 1-й плагальный συνοπτικν (Ivir. 951; Pantel. 919; 994; РНБ. Греч. 237; БАН. РАИК. 42). Г. также «украшал» херувимские более ранних мелургов: Нектария на 2-й глас, иером. Климента Митилинского (Лесбосского) на глас βαρς (Ivir. 951; Xeropot. 317; Doch. 332; 338). В свою очередь херувимские Г. подвергались обработке более поздних мелургов: напр., версии Г. на гласы 2-й, 1-й плагальный, βαρς и 4-й плагальный, «сокращенные» мон. Феодулом Энитом (Агиоритом) (συντομθη π κρ Θεοδολου - Doch. 376).

http://pravenc.ru/text/164757.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОКСАСТАРИЙ [греч. οξαστριον], греч. певч. книга, содержащая славники-самогласны и богородичны Триоди, Пентикостария, Минеи. 1-е образцы Д. как части певч. кн. Стихирарь появляются в кон. XVI - нач. XVII в., напр.: Ath. Cutl. 429, кон. XVI - нач. XVII в. (славники Минеи и нек-рые самогласны Триоди); 430, нач. XVII в.; Ath. Philoth. 136, нач. XVII в., и др. В кон. XVII - нач. XVIII в. в рукописной традиции в большом количестве стали распространяться Д. Германа , митр. Нов. Патр, и Д. Хрисафа Нового , являющиеся частями их калофонических Стихирарей. Среди списков Д. Германа следует указать: Ath. Paul. 11, кон. XVII в.- 1712 г.; Ath. Philoth. 128, кон. XVII - нач. XVIII в.; Ath. Doch. 325, сер. XVIII в.; БАН. РАИК. 45, посл. треть XVIII в.; Ath. Pantel. 933, 1-я пол. XVIII в.; Ath. Paul. 11, 1712 г. (писец Лаврентий); 83, 1-я пол. XVIII в.; Ath. Cuml. 439, 1826 г. (ξηϒσεις мон. Феофана Пантократорского); Ath. Pantel. 973, 2-я пол. XVIII в.; 949, 2-е десятилетие XIX в. (в транскрипции мон. Феофана); Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 743, 1832 г. (в нотации нового метода, транскрипция хартофилакса Хурмузия ); Ath. Dionys. 720, 1833 г. (в нотации нового метода, писец и автор транскрипции Николай Дохиарит ); Ath. Karakal. 242, 2-я пол. XIX в. Д. Хрисафа представлен в рукописях: Lesb. Leim. 276, 1700-1730 гг.; Ath. Pantel. 920, 1-я пол. XVIII в. (в сборнике с Анастасиматарием); 1015, сер. XVIII в.; Ath. Greg. 38 1-я пол. XVIII в.; Ath. Paul. 38, нач. XVIII в. В этот период можно отметить Д. хвалитных Апостола Констаса Хиосского (кон. XVIII - нач. XIX в.) (БАН. РАИК. 65. Л. 93 об.- 112 об., 178 об.- 182 об., 1820 г.). Важным моментом в истории греч. церковнопевч. традиции стало появление Д. краткого стихирарического стиля, созданного, вероятно, с 1770 по 1777 г. Петром Пелопоннесским . Автограф этого Д., в к-ром впервые был представлен новый тип распева, не сохранился, но в рукописной традиции его списки были широко распространены до кон.

http://pravenc.ru/text/славник.html

Глава четвертая Пределы Сибирской епархии к началу XVIII в. Колонизации Сибири со второй половины XVII в. до половины XVIII в. Постройка городов, крепостей, слобод, заводов. Укрепленные линии Западной и Восточной Сибири. Колонизация Приморской области и Камчатки и укрепление их за Русью с постройкой городов. Административное деление Сибири в половине XVIII в. с разделением на провинции и дистрикты. Христианская миссия в Сибири в конце XVII и в XVIII в. Даурская-Забайкальская миссия. Миссионерские труды Тобольского митроп. Филофея-схимонаха Феодора и его сотрудников и продолжателей его дела – в лице иркутских архиереев к половине XVIII в. Камчатская миссия. Постройка храмов в Сибири. Состав и пределы Тобольской епархии в начале XVIII в. Иркутское викариатство. Прикрытие его и присоединение области Иркутского викария к Тобольской епархии. Трудность управления Сибирской епархией одному архиерею. Открытие самостоятельной Иркутской епархии (1727 г.); её состав. Присоединение к ней от Тобольской епархии Илимска и Якутска с их округами. Состав и пределы Тобольской и Иркутской епархий к половине XVIII в. Их постоянство. Неосуществившийся проект открытия Камчатской или Якутской епархий в половине XVIII в. XX Сибирская епархия (Тобольская митрополия) к началу XVIII века представляла собой громадное пространство. В течение XVII в. в своих крайних пределах она успела подойти к естественным границам на севере – к Ледовитому океану, на востоке приблизилась к Великому океану, на юге она сомкнулась с землями, подвластными Китайской Империи – в, так называемой, Даурии. Юго-западная граница Тобольской епархии шла по киргиз-кайсацким и калмыцким степям, примыкавшим к южному Уралу. Уральский хребет на всем своем протяжении составлял естественную западную границу Сибирской епархии почти за весь XVIII-й век. Сибирская епархиальная территория, заключенная в этих границах, раскидывалась во все стороны более, чем на 300 000 квадр. миль. Новые приобретения в XVIII в. увеличили ее еще почти на 50 000 квадр. миль. 378

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

иконе. М., 1991. С. 107; Скурлов В. В., Смородинова Г. Г. Фаберже: Придворные рус. ювелиры. М., 1992; Стерлигова И. А., сост. Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XI-XV в. М., 1996; она же. Драгоценный убор древнерус. икон XI-XIV вв.: Происхождение, символика, худож. образ. М., 2000; она же, сост. Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XV-XVII в. М., 2008; Игошев В. В. Ярославское худож. серебро XVI-XVIII вв.: Кат. М., 1997; он же. Символика окладов икон XV-XVII вв.//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 111-122; он же. История бытования вотивных подвесок в России в XVII - нач. XX в.//Художественный металл России: Мат-лы конф. памяти Г. Н. Бочарова, 22-24 апр. 1998. М., 2001. С. 255-275; он же. К вопросу о генезисе ярославского типа драгоценной церковной утвари 2-й пол. XVII-XVIII вв.//Русское церковное искусство Нового времени. М., 2004. С. 119-130; он же. Исслед. и атрибуция тиснения по левкасу на иконах XVI в.//Исслед. в консервации культурного наследия: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф./ГосНИИР. М., 2005. С. 108-117; он же. Атрибуция серебряной басмы и тиснения по левкасу XVI-XVII вв. на иконах из Архангельского музея изобраз. искусств//Иконы Русского Севера: Двинская земля, Онега, Каргополье, Поморье: Ст. и мат-лы/Ред.-сост.: Э. С. Смирнова. М., 2005. С. 216-229; он же. Драгоценная церк. утварь XVI-XVII вв: Вел. Новгород, Ярославль, Сольвычегодск. М., 2009; он же. Технические приемы декорации нимбов и фона на поствизант. иконах//Греч. иконы и стенописи XII-XVI вв.: Сб. ст./Ред.-сост.: Л. М. Евсеева, О. Е. Этингоф. М., 2013. С. 224-231; он же. Драгоценный убор икон «Богоматерь Казанская» кон. XVI-XVII вв.: типология, стилистические и технологические особенности//Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации: Сб. ст. Каз., 2016. С. 50-57; он же. Окладные иконы рус. модерна из собр. С. Ю. Николаева// Горшкова В. В., Игошев В. В., Юхименко Е. М. Идеальный образ рус. модерна: Иконы в окладах из собр.

http://pravenc.ru/text/2578241.html

45. Вытные и оброчные книги Троице-Сергиева монастыря конца XVI–XVII в.//Проблемы археографии и источниковедения отечественной истории. Межвузовский сборник научных трудов. Вологда, 1999. С. 17–44. 46. Актовые источники о городских владениях Троице-Сергиева монастыря XV–XVII вв.//Экономика, управление, демография городов Европейской России XVI–XVIII вв.: История, историография, источники и методы исследования. Материалы международной научной конференции. Тверь, 1999. С. 109–114. 47. К изучению монашеской антропонимики русского средневековья (По материалам Троице-Сергиева монастыря XV–XVII вв.)//Ферапонтовский сборник. Вып. 5. М.; Ферапонтово, 1999. С. 32–41. 48. Сравнительное изучение монастырей в России XVI–XVII вв.: Источники и проблемы//Человек в истории. Памяти профессора З. Я. Бояршиновой. Томск, 1999. С. 224–234. 49. Военные налоги и монастырский иммунитет в России XVI–XVII вв.//Воинский подвиг защитников Отечества: Традиции, преемственность, новации. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ч. 2. Вологда, 2000. С. 15–22. 50. Монастырский иммунитет в XVII – начале XVIII в. (По хозяйственному архиву Троицы)//Судебник 1497 г. в контексте истории российского и зарубежного права. М., 2000. С. 241–262. 51. Сельские поселения на монастырских землях Угличского уезда в XVI–XVII вв.//Церковь в истории и культуре Углича (Материалы и исследования по истории Угличского Верхневолжья. Вып. 7). Углич, 2000. С. 3–13. 52. Приписная система Троицкой духовной корпорации в XV–XVII вв.: состав, типология, источники//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Сергиев Посад, 2000. С. 19–29. 53. Проблемы изучения Троицких писцовых книг 20–40-х гг. XVII в.//Материалы научных чтений памяти профессора П.А. Колесникова. Вологда, 2000. С. 33–44. 54. Сельское расселение в вотчине Троице-Сергиева монастыря XVI–XVII вв.: общая динамика, структура, земледельческая база//Особенности российского земледелия и проблемы расселения. Материалы XVI сессии симпозиума по аграрной истории Восточной Европы. Тамбов, 2000. С. 53–71.

http://sedmitza.ru/lib/text/5258737/

Тем не менее с нач. XVIII в. в рус. иконописи распространяются аналогичные изображения «Богоматери Мирожской» без фигур молящихся святых. В основе этой традиции лежит гравюра, иллюстрирующая краткий рассказ о М. и. в сб. «Солнце пресветлое» Моховикова (1715 г., МГУ НБ. 10535-22-71. Л. 104 об.). Эта композиция, созданная мастером, не видевшим точных списков с псковского образа, отличается от него не только отсутствием предстоящих и ангелов, но и др. особенностями: Богородица стоит на облаках, Младенец представлен в медальоне-сиянии, надпись имеет необычную формулировку («Мария Богородица»). Воздействием этого или аналогичных изображений объясняется распространение «краткого» извода «Богоматери Мирожской» на Богородичных иконах-сводах, характерных для искусства Нового времени. Древнейшим памятником такого типа является рама 1722 г., написанная Иваном Дорофеевым для ц. апостолов Петра и Павла на Нов. Басманной ул. в Москве (частное собрание; Комашко Н. И. Русская икона XVIII в. М., 2006. Кат. 10. С. 318, 31). Здесь М. и. представлена с полуфигурами ангелов в медальонах. Кроме того, она изображена на многочастной старообрядческой иконе кон. XVIII в. со сценами праздников и с образами Богородицы (Русские иконы: Коллекция рус. икон арт-галереи «Дежа вю». М., 2003. Кат. 73, датирована XIX в.), на иконе «Воскресение с праздниками, месяцесловом и чудотворными иконами Богоматери» кон. XVIII в. из ц. Благовещения в с. Юркине (близ совр. дер. Спицино Первомайского р-на Ярославской обл.) (ЯХМ; ЯХМ: Кат. собр. икон. Ярославль, 2013. Т. 3: Иконопись Ярославля XVIII - нач. XX в. Ч. 2: Иконы XIX - нач. XX в. Кат. 165, датирована 2-й пол.- кон. XIX в.), на 3 иконах рубежа XVIII и XIX вв. из собрания Ф. Р. Комарова (Большая русская икона: 300 икон из колл. Ф. Комарова/Сост., науч. ред.: Н. И. Комашко. М., 2014. Кат. 119-121) и с ошибочным наименованием «Овиновская» на иконе 1-й четв. XIX в. из Благовещенской ц. в Череповце (ЧерМО; Куликова О. В. Древние лики Рус. Севера: Из музейного собр. икон XIV-XIX вв. г. Череповца. М., 2009. Кат. 95. Табл. 96). М. и. часто изображалась на аналогичных гравюрах XVIII-XIX вв., иногда с указанием дня празднования 24 сент. ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. 1212, 1216-1218. С. 474, 478, 481, 485; Кн. 4. 1216-1218. С. 673, 688, 711). Традицию изображения М. и. без святых и ангелов продолжает крупный образ XVIII в. с надписью, упоминающей о чуде истечения слез от иконы из псковского Мирожского монастыря (церковное собрание; Москва).

http://pravenc.ru/text/2563324.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010