«Не осталось у меня такого святого старца, ему же буди вечная память!» Для Царицы судьба преподобного Митрофана была как бы подтверждением мнения, которое Ее Величество часто высказывала своим близким, что не из простых ли старцев выходят впоследствии святые люди, - те самые святые, которых при жизни не все признают за таких. Царская семья прослушала литургию, приложилась к мощам и посетила монастырский госпиталь. После завтрака посетили еще пять госпиталей. Разговаривали, Государь раздавал награды, Царица образки. При проездах по городу масса народа не сходила с улиц, передвигаясь за экипажами. Кроме обычного ура, простой народ крестился, а кто попроще, крестили Царскую семью. Русский Царь, простоявший в день своего Ангела обедню у чудотворца, был понятен русскому человеку. Понимал народ и Царицу, как свою русскую, православную, когда видел, как молится она, посещает святыми, навещает раненых. Никогда, за десять лет службы около Государя, не приходилось мне слышать ни непосредственно, ни по докладам, чтобы кто-нибудь назвал Царицу немкой. Все басни о немке и самое эта прозвище было присвоено Царице нашей интеллигенцией и, главным образом, представителями так называемого высшего общества. Не умея часто правильно говорить по-русски, коверкая до постыдного русские слова и, пересыпая их с иностранными, именно эти «верноподданные» пускали разные легенды, называя Царицу то «англичанкой», то «немкой», как по моменту казалось нужным. Но вот, чего не понимал простой народ - это опрощения Царицы, переодевания Ее в костюм сестры милосердия. Это было выше его понимания. Царица должна быть всегда Царицей. И неудивительно, что в толпе одного чисто русского города, бабы, видя Государыню в костюме сестры милосердия, говорили: - То какая же это Царица, нет, это сестрица. А именно этот костюм советовала Ее Величеству Ее подруга Вырубова, воображая, что она знает русский народ и его взгляды. В шестом часу выехали в Тамбов, куда приехали в 11 ч. Утра. Там та же торжественная встреча, те же многочисленные толпы на улицах, тот же неподдельный экстаз, народный гимн, ура и звон колоколов. Дворяне поднесли на раненых 15.000 и земство 10.000 рублей. Отслушав обедню в соборе, Царская семья приложилась к мощам угодника Питирима, осмотрела вырытый угодником колодезь, посетила один госпиталь и вернулась в поезд. Были приглашены некоторые из властей. После завтрака осмотрели три больших госпиталя и навестили статс-даму Александру Николаевну Нарышкину, вдову бывшего при Александре III обер-гофмаршала.

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/05/...

Чтобы не происходило возвеличивания фигур типа Сталина, необходимо внушать людям мысль, которая отражена в народной мудрости: «на Бога надейся, а сам не плошай», — и в Псалтири: «Не надейся на князи, на сыны человеческия». Нужно не на сильных мира сего надеяться, а над собой работать. Никто не придет и вместо тебя ничего не сделает. Если Церковь в лице духовенства, архипастырей, будет всегда об этом говорить: в тебе проблема, не надейся на очередного человеческого вождя, а в себе что-то меняй, сам что-то делай — тогда и не будет повода для преклонения перед вождем. Такие взрослые игры задевают сердца людей и разделяют общество. Это очень печально. Протоиерей Дионисий Поздняев, настоятель прихода святых апостолов Петра и Павла, Гонконг: Возвеличивание Сталина — проявление исторического беспамятства С моей точки зрения, возвеличивание Сталина — это проявление удивительного исторического беспамятства и бесчувствия. Видимо, люди, у которых в сталинские времена никто не пострадал: не был убит, не был сослан в концлагеря — живут иллюзиями, не имеющими отношения к реальной оценке его роли в истории страны и жизни общества. Вскоре после смерти Сталина, даже вполне коммунистическое руководство в лице Хрущева вынесло очень жесткую оценку деятельности Сталина. Устанавливать памятники человеку, который принес трагедию миллионам граждан нашей страны, после смерти которого многие плакали от радости? Приведу в пример историю моей семьи. Моя бабушка провела восемь лет в лагерях по обвинению в шпионаже в пользу Германии. Она была наполовину немкой. Родилась она в 1913 году. В материалах следствия фигурировало, что она начала шпионить в пользу Германии во Пскове еще за два года до своего рождения, в 1911 году. Уже после войны она вышла на свободу и вышла замуж за моего деда. Но год спустя, в 1947 году, началась новая волна репрессий, и они были сосланы еще на восемь лет. Из этой ссылки возвращались через Москву, как раз вскоре после смерти и похорон Сталина. Мама рассказывала мне, что дедушка специально повел ее в Мавзолей, чтобы показать Сталина, который там тогда лежал рядом с Лениным. «Посмотри и запомни этих людей. — сказал он ей. — Они шестнадцать лет разрушали нашу семью».

http://pravmir.ru/stalin-vozvrashhaetsya...

Компаньонки чернички, пользуясь моментом остановки, тоже бросаются на мостик к ногам царицы, и, не сдерживая выражений своих чувств, с причитаниями, целуют края ее платья, а одна с плачем кричит громко: «Матушка ты наша родная, царица-сиротинушка! Господь тебе сыночка-то не дает, несчастной»... Момент был потрясающий. Капли слез скатились тогда с глаз императрицы, хотя ни один мускул ее лица не дрогнул. Государь, видимо в замешательстве, оправил ус. Шествие продолжалось. По одному меткому выражению, народ русский православный никого так на земле не любит, как своего царя, и на небе святых угодников Божиих. И вот, собираясь на поклонение своим святым угодникам, народ видит среди себя и царя своего, разделяющего с ним ту же веру и те же чувства. Все виденное в Сарове произвело громадное впечатление на императрицу. Во время пути и пребывания здесь государыня общалась с крестьянами, которых она всегда любила. Она не стеснялась говорить с ними и говорила с ними как с детьми, а они, встречаясь с нею запросто, в свою очередь полюбили ее. Среди лесов и глубин России в Саровские дни царственная чета соприкоснулась с живым источником непосредственной веры среди простого народа, в благие силы души которого верила она до конца своих дней. § III Принцесса Алиса Гессенская, будущая русская императрица Александра Феодоровна, шести лет от роду лишилась матери и жила обычно у английской королевы Виктории, которая всю свою любовь и нежность перенесла с любимой умершей дочери на внучку. Принцесса никогда не была немкой ни по уму, ни по сердцу, получив образование и воспитание при английском дворе. Двенадцати лет она была в России на свадьбе своей сестры Елизаветы Феодоровны с великим князем Сергеем Александровичем и познакомилась с шестнадцатилетним наследником престола великим князем Николаем Александровичем, будущим своим супругом. Уже в это время они обратили внимание друг на друга и при новых встречах горячо и навсегда полюбили друг друга. Однако явилось препятствие к браку, которое исключительно ярко характеризует принцессу Алису. Ее глубоко верующая и прямая, искренняя, честная натура воспротивилась перемене исповедания для того, чтобы стать невестой и женой наследника русского престола. «Единственное препятствие или пропасть между ней и мною – это вопрос религии», – пишет в дневнике наследник в 1891 г. Кроме этой преграды нет другой, и я почти убежден, что наши чувства взаимны! Все в воле Божией. Уповая на Его милосердие, я спокойно и покорно смотрю на будущее».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

На открытии форума присутствовали руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы В.В. Черников, общественные деятели, эксперты, представители Елисаветинского сообщества Москвы, специалисты в области туризма, гости из регионов России, ближнего зарубежья, Германии, Великобритании, Святой Земли, заинтересованные в развитии паломнических связей. Отвечая на вопросы журналистов по окончании церемонии, митрополит Иларион отметил: «Великая княгиня Елисавета Феодоровна являет нам вдохновляющий пример женщины, которая пережила жизненную трагедию, но не сломалась, не замкнулась в себе, как это часто бывает в таких ситуациях, а, наоборот, нашла в себе силы начать вторую жизнь и все свои силы, все свои средства отдать на помощь ближним. Этот пример, несомненно, вдохновляет самых разных людей. Поэтому не случайно, что почитание великой княгини Елизаветы Федоровны не прекращалось у нас и в советское время, несмотря на то, что власть делала все возможное, дабы изгладить ее имя из народной памяти. Не случайно, конечно, что она была прославлена в лике святых в Русской Зарубежной Церкви. И уже на стадии переговоров, которые в конечном итоге привели к воссоединению Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом, стало ясно, что великая княгиня Елисавета Феодоровна является одной из тех фигур, вокруг которых это объединение в конечном итоге стало возможным. И тот факт, что она была прославлена всей полнотой Русской Православной Церкви, свидетельствует, что ее почитание было и остается глубоким, что она является одним из подлинных героев нашего народа. Хотел бы к этому добавить, что имя великой княгини Елисаветы Феодоровны известно и далеко за пределами нашего Отечества, и за пределами Православной Церкви. В конце 90-x годов, когда я работал в Отделе внешних церковных связей в должности секретаря по межхристианским отношениям, в ОВЦС поступило письмо от руководства Англиканской Церкви. В послании говорилось, что на портале Вестминстерского аббатства остались незаполненными десять ниш для статуй, которые предполагалось там поставить, но по какой-то причине намерение выполнено не было. И вот решили поставить в этих нишах статуи людей, которые символизируют гонения на Церковь, мученический подвиг в разных Церквах. Нам предложили назвать одного человека, кто символизировал бы всех новомучеников и исповедников Российских. Мне не пришлось долго думать я сразу же назвал имя великой княгини Елисаветы Феодоровны. И вот сейчас ее статуя стоит на портале Вестминстерского аббатства. Она была немкой по происхождению, воспитывалась в Англии, но душу свою она отдала России и стала святой мученицей, прославленной именно в нашей Церкви».

http://patriarchia.ru/db/text/4475484.ht...

Большая, глубокая котловина Эль-Бире, через которую нам приходится спускаться, вся радостно зеленеет молодыми виноградниками. За нею, на фоне потухающей зари и до отчаяния ясного палестинского неба, вырезаются на вершине холма характерные, темные силуэты домов-башен Рамле. Топот наших копыт звонко раздается по камням узких улиц, и с плоских крыш на нас устремляются изумленные и любопытные взгляды. Большой европейский дом перед въездом в местечко оказался лютеранскою школою для арабов. Но хотя наш Якуб с уверенностью рассчитывал на гостеприимство своих земляков, переговоры его с краснощекою и круто грудою немкой, явившеюся в качестве коменданта этой немецкой крепости, окончились совершенною неудачею. Поехали к греческому священнику; у него оказалось всего одна грязная комнатка, и он тоже не пустил нас. А между тем быстро наступала ночь. Делать было нечего, пришлось искать убежища в латинском монастыре. На смиренное воззвание Якуба полный, черный патер отворил нам тяжелую дверь массивного старинного дома и с вежливым поклоном пригласил нас следовать за ним... Мы стали торопливо слезать с коней, искренно радуясь этому неожиданному гостеприимному пристанищу и этой нетерпеливо желанной остановке. Усталое тело так жадно просило покоя и отдыха!.. III. Ветхозаветные святыни Рефектория латинского аббатства. – Французский кюре в земле арабов. – Бей-Тин, Вефиль библии. – Религия „высот» и – Аин-Эбруд – „Ущелье разбойников! " ». – Замок Реймунда С.-Жиля, – Эфраимовы горы. – Древний Силом. – Долина Махна. Гостеприимный латинский монастырь после этой бесприютной арабской дороги показался мне таким же сладостным убежищем, каким в романах Вальтер Скотта бедному путнику, застигнутому черною дождливою ночью, кажется какая-нибудь неожиданно приютившая его, жарко натопленная таверна, с лопаткой дикой козы на очаге, с кружкой доброго вина на столе. Тут, в самом деле, и простота Вальтер-Своттовской гостиницы, и ее грубоватое деревенское радушие, и ее романтическая обстановка, с темными лесенками, с запутанными переходами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но никогда Императрица не подталкивала Государя на принятие решений, направленных против интересов России, хотя оппозиция ее постоянно в этом обвиняла. Она даже приписывала ей постоянную связь с немецким Генеральным штабом, через которую она, якобы, подпитывала его необходимой информацией. Это была заведомая ложь, подогреваемая не только либеральной оппозицией, но и послами некоторых европейских государств и, прежде всего послом Англии Бьюкененом. Она же так «любила» немцев, что на предложение о спасение, после отречения Николая II от Престола, в Германии она ответила: «Я предпочитаю умереть в России, чем быть спасенной немцами». «Я краснею от того, что я была немкой», - говорила она французскому послу М.Палеологу. Она особенно жестко относилась к немецкому кайзеру Вильгельму за то, что он развязал войну. Нет сомнения в том, что она искренне и глубоко полюбила Россию и стала ее патриотом. Палеолог признал, что Александра Федоровна вполне обрусела. «Основа ее натуры стала вполне русской... Несмотря на враждебную легенду, которая возникла вокруг нее, нет сомнения в ее патриотизме. Она любит Россию горячей любовью». Особенно глубоким по мнению Палеолога стало моральное обрусение Императрицы. «Она усвоила самые древние, самые специфические черты русизма, имеющие своей основой м и с т и ч е с к у ю р е л и г и о з н ос т ь».(разрядка наша - А.Ш.) (Палеолог М.Царская Россия накануне революции. М., 1991 год, с.144). Обратим внимание на утверждение Палеологом того, что в основе ее русизма лежит мистическая религиозность. Значит он считал, что Императрица в понимании русской православной веры дошла до ее глубин. Это делает ей честь, поскольку в ее прежней религии мистическая сторона представлена очень слабо. Поэтому у нас есть основания считать, что именно постижение основ православной веры привело бывшую протестантку к развитию мистической стороны ее новой веры. Религиозный мистицизм Императрицы. Хотя мистические черты религиозной веры Императрицы развились в лоне ее православной веры, ее физические истоки Палеолог предлагает искать в природной, болезненной наследственности, идущей по линии матери, которая умерла рано.

http://ruskline.ru/analitika/2018/10/201...

Любящая Вас Александра». 24 апреля 1914 года : «Держитесь ради нее (матери). Она так страшно страдала все эти годы. Нельзя желать продолжения страданий. Но Вашу скорбь при мысли, что она уже недолго останется с Вами, тяжело переносить. Невыносимо больно убеждаться в том, что любимое существо ускользает из рук. Но Вы будьте храбры и помогите ей силой Вашей веры до конца. Когда наступит тяжелый час – утешайте ее, будьте веселы, улыбайтесь. Ворота ее души наконец широко раскрываются, и это дает ей новое чувство спокойствия и изменяет ее душевное состояние. Конечно, бывают минуты угнетения и отчаяния – физические страдания так ослабляют. Не удручайтесь мыслью, что Вы не знаете, как ей помочь. Дайте любви, светлое лицо – несмотря на страдания Вашей бедной души, говорите ей о Боге…» 22 октября 1916 года: «Мне жаль, что Ваше настроение опять понизилось, но такие моменты неизбежны. Если бы мы могли всегда сохранять душевное равновесие (как нам бы следовало), то мы достигли бы совершенства. Это наитруднейшая задача. А когда физическое состояние неважно, то настроение падает еще, и тогда благодать Божья на время покидает нас. Но не тревожьтесь – с помощью молитвы Вы снова подниметесь. Было бы слишком легко жить, если бы благодать всегда сопутствовала нам – приходится ее добиваться, вырабатывать собственный характер. Минуты гнева должны подавляться. Надо много трудиться для достижения совершенства. Бодрствуйте и молитесь, как нам указано. Зло всегда стремится завладеть нами и беспокоить нас в минуты упадка духа. Жизнь – вечная борьба, но Бог Всемогущий поможет нам победить, если мы смиримся перед Ним и покорны Его воле». Черпая свой жизненный долг в цикле религиозных идей, она здесь же, конечно, искала и обоснование власти Царя. Власть Самодержца – от Бога. Государь не может отказаться от нее, ибо, вступая на Престол, он дал клятву самому Богу блюсти власть самодержавия. Эти взгляды она упорно защищала в спорах с другими. Немка по крови, она никогда не была немкой по духу. Только одна черта выдавала ее национальность: хозяйственная расчетливость. Англичанин Гиббс говорит о ней: «Она была более бережлива, чем англичанка».

http://azbyka.ru/fiction/ubijstvo-carsko...

Сначала я ходила в Никольский приход во Франкфурте, принадлежащий Русской Православной Церкви Заграницей. Это был приход политических эмигрантов, покинувших Россию в период коммунизма в разные годы, их детей и внуков. Это была довольно однородная группа, и я, со своей протестантской повышенной чувствительностью и эгоцентризмом, привыкшая к радушному гостеприимству, сочла их сосредоточенность на духовном и друг на друге за неприветливость. Поэтому попробовала ходить в греческую церковь во имя пророка Илии. Здесь во время моей первой Божественной литургии три маленьких, одетых в черное бабушки встали одна за другой со своих скамеечек у стены и предложили мне сесть. Будучи воспитанной в монастыре (тщеславной) немкой, я, конечно, осталась стоять. Но их любовь и забота тронули меня. В годы моего возрастания в Православии греки были моими учителями, как и сейчас. Я училась у них терпению – они всегда терпеливо сносили мое фарисейство («я знаю, как лучше»), училась у них той доброте и тому высшему смирению, с каким они встретили новообращенного «зелота», училась той легкости, с которой очень благочестивые («монашеского вида») верующие греки перемещаются среди более по-мирски настроенных верующих, приходящих в храм перед самым причастием! Наконец мой муж (тогда еще не православный) счел себя готовым разделить со мной мою веру, но поскольку он считает греческие песнопения слишком иностранными, мы возвратились к русским. Священник отец Димитрий Игнатьев, болевший во время моих первых посещений русского храма, оказался на редкость приветливым, и он вставлял в богослужение на церковнославянском чтения и ектеньи на немецком языке. К тому же русские, признав нас теперь частью своей общины, проявили себя тоже очень любящими и гостеприимными, как греки. Этот приход растет за счет эмигрантов с Востока, многие из которых до этого не были воцерковлены, но оказались едва ли не генетически предрасположенными к жизни в Церкви. Среди них немало очень бедных, но они посвящают Церкви всех себя, и мне очень совестно видеть их жертвенную любовь.

http://pravoslavie.ru/60756.html

Его заботами соборный храм был капитально перестроен. Иоанн Филиппович Недешев родился в 1788 г., окончил Владимирскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую Духовную Академию. В 1814 г. был рукоположен в священники ревельского Преображенского собора. Через два года стал настоятелем Никольской церкви, а с 1826 г. уже в сане протоиерея (с 1821 г.) поставлен настоятелем ревельского Преображенского собора. В 1831 г. переведен в Санкт-Петербург законоучителем в Смольный институт. Протоиерей Иоанн Недешев был человеком образованным и деятельным, к украшению собора сумел привлечь таких знаменитых художников, как академик А. Венецианов. В его мастерской были написаны иконы Воскресение Христово, сошествие Святого Духа на апостолов, Рождество Христово и Распятие. Впоследствии к Преображенскому собору были приписаны три храма: один, находящийся в соборной ограде, в честь Владимирской иконы Божией Матери, другой в честь обновления храма Воскресения Христова в Вышгородском тюремном замке и домовая церковь святых праведных Захария и Елисаветы в имении князя Волконского, а также часовня на косе. Скорее всего Владимирская церковь была построена около 1773 г. на добровольные пожертвования. Богослужения совершались здесь и в зимнее время, поскольку Преображенский собор до 1829 г. не имел печей, а Владимирская церковь называлась Теплой. С 1840 по 1887 г. она называлась Бригадной церковью, потому что в ней часто, особенно Великим постом, совершалось богослужение полковыми священниками квартировавших в Ревеле пехотных полков. Впоследствии в этом храме часть соборного прихода образовала особый эстонский приход с совершением богослужения на эстонском языке. Часовня на Косе была построена уже в 1842 г. на месте ветхой церкви святого Феодора Стратилата (до 1732 г.). В этой церкви в 1736 г. священник Петр Ильин венчал коменданта Пернова Ганнибала (предка А. С. Пушкина) с немкой Шеберг при жизни законной жены его Евдокии Андреевны . Церковь в честь обновления храма Воскресения Христова была построена в 1837 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/430208/

На обратной дороге из Москвы К. посетил Киев, Кишинёв и Хотин, где помимо песен записал воспоминания серб. переселенцев о событиях первого серб. восстания. На основе этих записей и ряда документов он составил биографию кн. Милоша Обреновича (Жизнь и подвиги кн. Милоша Обреновича, верховного вождя и предводителя народа сербского. СПб., 1825), а часть материалов передал нем. историку Л. фон Ранке , который благодаря им написал кн. «Сербская революция» ( Ranke L., von. Die serbische Revolution. Hamburg, 1829). К. опубликовал многочисленные статьи по серб. этнографии в альманахах и календарях. В ж. «Даница» (Беч, 1826-1829, 1834) он опубликовал историю 10 серб. мон-рей, описал здания и собрания библиотек и ризницы. Большую ценность представляют его исследования по истории Сербии, Боснии и Герцеговины, Черногории (Montenegro und die Montenegriner. Stuttg.; Тüв., 1837; Црна Гора и Бока Которска. Београд, 1922) и др. Обширнейшая переписка, многочисленные рукописи, статьи и издания К. хранятся в различных архивах Сербии, России, Украины, Хорватии, Австрии, Словении, Черногории. В Собрание сочинений К. вошло 36 томов (Београд, 1965-1998). Личная б-ка К. после его смерти была продана наследниками б-ке Российской АН ( Киселева Л. И. Книжное собрание В. Караджича в Библиотеке Академии наук СССР//Русские библиотеки и частные книжные собрания XVI-XIX вв.: Сб. науч. тр. Л., 1979. С. 59-78). 1 янв. 1818 г. в Вене в католической церкви К. обвенчался с католичкой, немкой Анной Краус. Из 13 детей (сыновей крестили в Православии, дочерей - в католичестве) совершеннолетия достигли лишь четверо. Сын Савва (1820-1837) учился в Ин-те горных инженеров в С.-Петербурге, Димитрий (1836-1883) был офицером серб., затем рус. армии, дочь Мина (1828-1894, в замужестве Вукоманович) писала стихи, занималась переводами и живописью. По нек-рым сведениям, К. состоял в масонской ложе. Был похоронен в Вене на кладбище св. Марка, 30 сент. 1897 г. его прах перезахоронили возле главного входа в кафедральный собор св. арх. Михаила в Белграде.

http://pravenc.ru/text/1470389.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010