Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Рожков Владимир, прот. Записки священника (продолжение) Начало см.: Вестник церковной истории. 2012. 3/4(27/28); 2013. 1/2(29/30), 3/4 (31/32). Глава 9 Христианская кончина. Туркестан   За высокой стеной, ограждающей храм св. Николая в г[ороде] Туркестане, нашла свой последний приют Мина Яновна Граудинь. Я познакомился с ней в свой первый приезд в г[ород] Туркестан в декабре 1960 года. Ей в то время было 77 лет. Низенького роста, худощавая, одетая в теплое платье и черный платочек, говорившая с резким немецким акцентом, допускавшая неправильное построение русских фраз. Она посещала каждое богослужение. В остальное время усердно помогала в хозяйственных хлопотах в доме о[тца] Павла. В нем бывало много посетителей, и их всегда стремились не только приветить, но и обязательно накормить простым, но сытным обедом. Ежедневно готовились кастрюли разных блюд. Мина с вечера начищала картофель, лук, морковь, заливала горох, заправляла керосинки, приносила воду. Закончив хлопотать, садилась читать. Ежедневно прочитывала акафист Святой Троице. Иногда — чудотворной иконе Божией Матери «Нечаянная Радость», или же «Жития святых». Часто у нее в руках был небольшой, изящный томик религиозных стихов немецких поэтов на немецком языке. Она была латышкой и знала немецкий язык... Спала, где придется: в крестильне, у просфорни, или в каком-либо пустом помещении. За обеденным столом обслуживала обедающих. Сама кушала после. После трапезы убирала и мыла посуду. Не забывала накормить дворовую собаку Тарзана и кошек... Вся ее сознательная жизнь прошла в труде. До Октябрьской революции служила бонной (немкой-воспитательницей) в богатых домах. Когда разбежались ее хозяева, то она стала преподавательницей немецкого языка. Но наступили годы необоснованных массовых репрессий и ее сослали на Ачинский рудник близ города Кентау. Работала в детдоме и школе. Затем переехала в город Туркестан и здесь более 10 лет жила на Мясокомбинате у одних знакомых.

http://sedmitza.ru/lib/text/4511062/

Одна из первых наших нянек – Маргарита Яковлевна – была немкой. Справедливая, но очень строгая, она била нас по рукам, если мы дрались, и очень скоро приучила нас к сдержанности и дисциплине. С мая месяца по сентябрь включительно мы жили с Маргаритой на даче в лесистой Загарянке, родители приезжали к нам только на выходные дни, которые в те времена не совпадали с воскресеньем. К Маргарите часто приезжал ее родной дядя, пастор реформаторской церкви, приезжали и другие «братья и сестры», как сектанты зовут друг друга. Они пели чудесные гимны, слова звучали ясно и были доступны детскому пониманию. Царство Небесное складывалось в нашем детском воображении, как милая Отчизна, влекущая к себе душу. Эти слова соответствовали нашей жизни, ибо мы проводили дни в долгих прогулках по лугам и лесам, усыпанным цветами и изобилующим ягодами и грибами. Когда наступала пора возвращаться в темную московскую квартиру, лишенную солнца, из окон которой видны были одни только каменные стены, я горько плакала. Я с братцами сидела на телеге, нагруженной вещами; лошадка тихо шла по узкой лесной дороге, ветви деревьев задевали наши головы, окропляя нас холодной росой. А вдоль дороги изо мха на нас смотрели шляпки белых грибов, блестящих от дождя. Сколько радости доставляли нам в прошлые дни эти грибы, а тут мы ехали мимо них, обливаясь слезами! За телегой шли мама и гувернантка. Мне подали огромный белый гриб, и я всю дорогу целовала его. Наступила зима. Мы не заметили, как исчезла Маргарита Яковлевна. Но однажды вечером в столовой появилась грустная, сдержанная и тихая Варвара Сергеевна – бывшая графиня Бутурлина. Мы, дети, встретили ее приход открытым бунтом. Узнав от мамы, что у нас опять будет гувернантка, мы кинулись искать поддержки у папы. Дверь к нему была заперта, и мы осаждали ее долго, стуча в дверь каблуками, кулаками, сопровождая стук криком и плачем. Папа долго не отворял, видно молился, но потом вышел к нам и с трудом нас успокоил, уговорив подчиниться судьбе. Однако, когда Варвара Сергеевна начала нас водить на прогулки в сад, братья мои убегали от нее и держались поодаль. Я тоже сначала дичилась новой воспитательницы, но она скоро покорила мое сердце интересными рассказами. Она посылала меня за мальчиками, и я звала их, доказывая, что «тетя Варя» не злая, что она знает много чудных историй. Сначала за мной последовал Сережа, потом пришел и Коля, ворча себе под нос и называя меня изменницей. Вскоре мы привыкли к тете Варе и любили ее не меньше, чем родителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergiy_Sokolov...

«Не осталось у меня такого святого старца, ему же буди вечная память!» Для Царицы судьба преподобного Митрофана была как бы подтверждением мнения, которое Ее Величество часто высказывала своим близким, что не из простых ли старцев выходят впоследствии святые люди, - те самые святые, которых при жизни не все признают за таких. Царская семья прослушала литургию, приложилась к мощам и посетила монастырский госпиталь. После завтрака посетили еще пять госпиталей. Разговаривали, Государь раздавал награды, Царица образки. При проездах по городу масса народа не сходила с улиц, передвигаясь за экипажами. Кроме обычного ура, простой народ крестился, а кто попроще, крестили Царскую семью. Русский Царь, простоявший в день своего Ангела обедню у чудотворца, был понятен русскому человеку. Понимал народ и Царицу, как свою русскую, православную, когда видел, как молится она, посещает святыми, навещает раненых. Никогда, за десять лет службы около Государя, не приходилось мне слышать ни непосредственно, ни по докладам, чтобы кто-нибудь назвал Царицу немкой. Все басни о немке и самое эта прозвище было присвоено Царице нашей интеллигенцией и, главным образом, представителями так называемого высшего общества. Не умея часто правильно говорить по-русски, коверкая до постыдного русские слова и, пересыпая их с иностранными, именно эти «верноподданные» пускали разные легенды, называя Царицу то «англичанкой», то «немкой», как по моменту казалось нужным. Но вот, чего не понимал простой народ - это опрощения Царицы, переодевания Ее в костюм сестры милосердия. Это было выше его понимания. Царица должна быть всегда Царицей. И неудивительно, что в толпе одного чисто русского города, бабы, видя Государыню в костюме сестры милосердия, говорили: - То какая же это Царица, нет, это сестрица. А именно этот костюм советовала Ее Величеству Ее подруга Вырубова, воображая, что она знает русский народ и его взгляды. В шестом часу выехали в Тамбов, куда приехали в 11 ч. Утра. Там та же торжественная встреча, те же многочисленные толпы на улицах, тот же неподдельный экстаз, народный гимн, ура и звон колоколов. Дворяне поднесли на раненых 15.000 и земство 10.000 рублей. Отслушав обедню в соборе, Царская семья приложилась к мощам угодника Питирима, осмотрела вырытый угодником колодезь, посетила один госпиталь и вернулась в поезд. Были приглашены некоторые из властей. После завтрака осмотрели три больших госпиталя и навестили статс-даму Александру Николаевну Нарышкину, вдову бывшего при Александре III обер-гофмаршала.

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/05/...

Преподобномученица Елизавета: тайна свидетельства о Христе до крови Ее осуждали, обличали в тайном протестантизме. Но у Великой княгини, которую злые языки звали «немкой» и «англичанкой» — у любимой внучки королевы Виктории, была русская душа. 1 ноября, 2011 Ее осуждали, обличали в тайном протестантизме. Но у Великой княгини, которую злые языки звали «немкой» и «англичанкой» — у любимой внучки королевы Виктории, была русская душа. «Я же приняла это не как крест, а как дорогу полную света, которую указал мне Господь после смерти Сергея, и стремление к которой уже много-много лет назад появилось в моей душе. Не знаю когда — кажется, мне с самого детства очень хотелось помогать страждущим, прежде всего тем, кто страдает душой… О, это не новое чувство, оно всегда жило во мне, Господь был так милостив ко мне». Великая Княгиня Елизавета Федоровна. Двадцатый, жестокий и немилостивый век, что остался за спиной у человечества, все еще считающего годы от Рождества по плоти Бога Слова, напомнил о начале. О Ранней Церкви. О поре юности — «… вот, и Я увлеку ее, приведу ее в пустыню, и буду говорить к сердцу ее…в преддверие надежды; и она будет петь там, как во дни юности своей и как в день выхода своего из земли Египетской… И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа. И будет в тот день, Я услышу, говорит Господь, услышу небо, и оно услышит землю… » (Ос.2:14-20) Она, дева-Церковь, лишенная всего и поруганная, будет петь – это свирель мартирии Ранней Церкви, свирель мученического свидетельства. «Новомученики», «неомартиры» — так теперь называют тех христиан, кто был убит за имя Христово. В античной традиции слово «неос» перед именем означало, что та же сила, что была, по мнению язычников, в том или ином древнем божестве (Зевсе, Аполлоне, Дионисе) теперь явилась в данном человеке, происходило как бы «возвращение бога». В византийской традиции слово «новый» ставилось перед именем мученика, который пострадал позже своего тезки. Христос является в страданиях Своих свидетелей, мартиров, мучеников – снова и снова.

http://pravmir.ru/prepodobnomuchenica-el...

Вследствие всех этих причин Мануил, в свою очередь, довольно скоро охладел к Ирине. Конечно, он сохранил за ней самым любезным образом внешние почести власти, ее собственный двор, стражу, весь блеск высшего могущества. Но он совершенно отдалился от нее. После многочисленных приключений он кончил тем, что открыто завел себе любовницу. То была его племянница Феодора, и он тем сильнее привязался к ней, что, более счастливая, чем Ирина, она родила ему сына. Поэтому с этих пор у него ни в чем не было для нее отказа; подобно законной жене, у нее был свой двор, своя стража, и она получила, за исключением короны, все прерогативы высшей власти. Для нее император пошел на самые безумные траты; «моря богатств, как говорит Никита, были излиты к ее ногам». Гордая, надменная, она принимала почести и деньги: и, по примеру господина, придворные увивались вокруг нее, до некоторой степени забывая и покидая ради фаворитки, законную императрицу. Впрочем, последняя, по-видимому, отнюдь не пыталась нарушить свое уединение. Ирина устроила себе жизнь отдельно, отдавшись бея благотворительности, помогая вдовам, защищая сирот, выдавая замуж и снабжая приданым бедных молодых девушек, посещая и обогащая монастыри. Она любила делать одолжения и ее панегирист удачно выразился про нее, «что она принимала, как милость, просьбы, с какими к ней обращались, и, казалось, просила, чтобы ее о чем-либо просили». Обращенная перед вступлением своим в брак в греческое православие и будучи очень благочестивой, она охотно жила в обществе служителей церкви, выказывая к ним бесконечное уважение. Тем не менее, она при этом восточном дворе оставалась вполне западной женщиной и настоящей немкой. В произнесенном в честь ее надгробном слове Василий Ахридский не мог удержаться, чтобы не напомнить, что она была «иностранка, рожденная под другими небесами, не знавшая обычаев нашей цивилизации, дочь народа гордого и надменного, не умеющего гнуть шею», и счел себя обязанным восхвалить Германию, этот народ, «могучий и властный», который среди других народов Запада «больше всех любит повелевать другими, но не допускает, чтобы повелевали им». Выражаясь так, иерарх показал, что проник до самого дна души монархини.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пётр 25 января 2021, 19:35 История сусальная. Советский офицер как родная мать ухаживает за пленными врагами. А затем советский " самый гуманный в мире суд " даёт арестованному " пособнику " всего 2 года работ на предприятии (даже не лагерей!). А вот реальная история из жизни русских в Эстонии того времени. Был такой прекрасный русский православный писатель Никифоров-Волгин. Его рассказы публиковали и здесь, на Православии.ру. После революции он жил как раз в Эстонии. Писал рассказы для детей о Церкви, о Боге и о русских святых. Никакой политики. Когда в 1940 году в Эстонию вошли Красная Армия, писателя арестовали органы НКВД. Его этапировали в Кировскую тюрьму и уже в следующем году расстреляли. НН 25 января 2021, 19:11 /И как случается, что, несмотря на наши малодушие и неблагодарность, Бог хранит и любит каждого из нас и ждёт, чтобы, преодолев себя хоть раз, может, уже перед самым краем жизни, мы смогли зайти в храм, подумать о своей судьбе и за кого-то помолиться?../- А не помолиться ли нам за г. Власова и Навального? И пусть мы знаем, что они точно знают, что творят. А про " сокрушай врагов Отечеств " - это не нам завещано, св.Филарет это кому-то другому завещал... Как же легко нам можно навесить лапшу на уши. Ну как тут не вспомнить Колю из Уренгоя... Игорь 25 января 2021, 18:53 На мой взгляд в рассказе нет никаких противоречий.Таллин- большая перевалочная база:порт,железная дорога и аэродром.Город мог использоваться для переправки любых формирований войск. В июле-августе 1944 под Нарвой у немцев катастрофические потери и для того,чтобы заткнуть дыру на фронте уже не до суперэтноса,преданности и обучения.Возможно главного героя призывали в Вермахт и позже перекинули для пополнения в обескровленную дивизию СС.Подобные примеры случались и на других фронтах, когда главный фактор - срочное пополнение.Иначе бы этих супергероев не послали бы пешком и без оружия до Нарвы.И последнее: ничего не говорится о фамилии " ветерана " и его матери.Она могла быть эстонкой или немкой.

http://pravoslavie.ru/136876.html

Первое время Пётр, занятый преобразованиями и другими государственными делами, не мог много времени уделить сыну, и Царевич вырастал под влиянием матери – Царицы Евдокии из рода бояр Стрешневых и других приверженцев старины. В 1699 году Царица Евдокия Феодоровна была насильно пострижена по распоряжению Царя. Царевич Алексей Петрович остался на попечении своей тётки Царевны Наталии Алексеевны и ряда русских и иностранных воспитателей. Общее руководство его воспитанием взял на себя сам Пётр, но благодаря постоянным отлучкам, он не мог оказывать на сына сильного влияния. Царевич Алексей по природе и характеру представлял полную противоположность Царю Петру. К преобразованиям и деятельности отца он относился с большим несочувствием, и приверженцы старины с надеждой смотрели на молодого наследника. Пётр всячески старался приохотить сына к «заморским наукам» и военному делу и сначала старался воздействовать на него своими убеждениями, но Царевич оставался верен своему характеру. В 1711 году, по желанию Царя, Царевич Алексей женился на Брауншвейг – Бланкенбургской принцессе Софии – Шарлотте. Принятие ею Православия не было поставлено в условие, хотя Царевич и выражал надежду, что она, приехав в Москву, пленившись величием и простотой богослужения Православной Церкви, сама пожелает обратиться к истинной вере. Однако кронпринцесса не сделала никаких шагов, чтобы сблизиться с народом, Царицей которого собиралась она быть. Она оставалась такой же немкой, как и прежде, и весь двор её составляли иностранцы. Царевич удалялся от принцессы, что ещё более подчеркивало его отрицательное отношение ко всем начинаниям отца. Все поручения, которые возлагал на него Царь, Царевич исполнял с крайней неохотой. Пётр начал угрожать сыну лишением наследства, думая этим заставить его изменить своё поведение. Однако Царевич продолжал себя вести по – прежнему, тем более что знал о несочувствии большинства к реформам Петра. В 1714 году у Царевича Алексея родилась дочь Наталия, а в 1715 году сын – Пётр, после рождения которого кронпринцесса умерла.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Его заботами соборный храм был капитально перестроен. Иоанн Филиппович Недешев родился в 1788 г., окончил Владимирскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую Духовную Академию. В 1814 г. был рукоположен в священники ревельского Преображенского собора. Через два года стал настоятелем Никольской церкви, а с 1826 г. уже в сане протоиерея (с 1821 г.) поставлен настоятелем ревельского Преображенского собора. В 1831 г. переведен в Санкт-Петербург законоучителем в Смольный институт. Протоиерей Иоанн Недешев был человеком образованным и деятельным, к украшению собора сумел привлечь таких знаменитых художников, как академик А. Венецианов. В его мастерской были написаны иконы Воскресение Христово, сошествие Святого Духа на апостолов, Рождество Христово и Распятие. Впоследствии к Преображенскому собору были приписаны три храма: один, находящийся в соборной ограде, в честь Владимирской иконы Божией Матери, другой в честь обновления храма Воскресения Христова в Вышгородском тюремном замке и домовая церковь святых праведных Захария и Елисаветы в имении князя Волконского, а также часовня на косе. Скорее всего Владимирская церковь была построена около 1773 г. на добровольные пожертвования. Богослужения совершались здесь и в зимнее время, поскольку Преображенский собор до 1829 г. не имел печей, а Владимирская церковь называлась Теплой. С 1840 по 1887 г. она называлась Бригадной церковью, потому что в ней часто, особенно Великим постом, совершалось богослужение полковыми священниками квартировавших в Ревеле пехотных полков. Впоследствии в этом храме часть соборного прихода образовала особый эстонский приход с совершением богослужения на эстонском языке. Часовня на Косе была построена уже в 1842 г. на месте ветхой церкви святого Феодора Стратилата (до 1732 г.). В этой церкви в 1736 г. священник Петр Ильин венчал коменданта Пернова Ганнибала (предка А. С. Пушкина) с немкой Шеберг при жизни законной жены его Евдокии Андреевны . Церковь в честь обновления храма Воскресения Христова была построена в 1837 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/430208/

Его схожесть и с американским Сантой Клаусом, и с французским Пер Ноэлем, и с итальянским Бабо Натале, и с другими заграничными Рождественскими дедами отчетливо прослеживается. Это и неудивительно. Сама новогодняя елка – рождественский символ, импортированный нами из Германии не далее как в середине позапрошлого века. Справедливости ради стоит упомянуть, что хвойно-фейерверочное украшение празднования Нового года предусмотрено было еще Указом Петра I от 20 декабря 1699 г., которым была осуществлена календарная реформа: устанавливалось летоисчисление от Рождества Христова (да-да, только в конце XVII в.), а Новолетие переносилось с 1 сентября на 1 января. Но елка именно как праздничный символ Рождества Христова, привившийся сначала в царском дворце, появляется в России благодаря императрице Александре Федоровне, которая, будучи немкой, как бы в приданное взяла с собой и рождественский обычай наряжать Tannenbaum. А уже из царского дворца этот красивый рождественский обычай, начиная с середины XIX в., «ушел в люди». Придворное происхождение и религиозную символику елке и Деду Морозу большевики не простили. Как и другие религиозные праздники, Рождество Христово было гонимо в советскую эпоху поначалу со всей его атрибутикой (с 1929 г. «непраздничность» церковных праздников была закреплена законодательно). Даже Новый год не был праздником долгое время. Однако в 1935 г. светлая мысль «вернуть детям елку» озарила чело знатного партийного деятеля П. Постышева, после чего в конце того же года в Харькове был проведен первый детский утренник, затем 1 января 1937 г. стало выходным днем и тогда же на праздничную елку в московском Доме Союзов Дед Мороз заявился со своей не то внучкой, не то племянницей Снегурочкой, ставшей с тех пор его неразлучной спутницей на всех новогодних мероприятиях. Происхождения Дед Мороз вполне отечественного, хотя и отличается от своих суровых мифологических предков изрядной гуманностью. С американским Сантой он хоть и не родственник, но какой-никакой, а коллега, даже «спецодежда» их как от одного модельера, в силу вышеупомянутых причин. Впрочем, что значит «коллега»? Не является ли он «агентом влияния» международной корпорации новогоднего шоу-бизнеса? Не внедряет ли чуждые нам ценности и не подпиливает ли скрепы? А может реабилитация Деда Мороза в 1935 г. – это идеологическая диверсия, не раскрытая вовремя «органами»?

http://pravmir.ru/tovarishhi-skazhem-tve...

Сотрудник ДУМ РФ Дмитрий-Ахмад Макаров работал в разных сферах, однако ярче всего проявил себя как журналист. Как следует из его официальной биографии, он родился в 1969 в смешанной русско-татарской семье и при рождении получил двойное имя Дмитрий-Ахмад. С 1990 года Макаров заинтересовался исламом и начал сотрудничать с мусульманскими организациями России и арабских стран, преимущественно ваххабитскими. Он работал в «Исламском конгрессе России» и движении «Нур», затем стал ответственным секретарем исполкома ВКЦДУМР 224 . В 1996 году Макаров прошел обучение в Мекке, после чего сконцентрировался на журналистике и написал ряд статей под псевдонимом Ахмад Давлетшин. В 2011 году он окончил Московский исламский институт, параллельно работая ответственным редактором серии энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации». В ДУМ РФ он специализируется на изучении этнологии и этнических процессов, снимает фильмы о выдающих мусульманах, включая неофитов 225 . Ученые Среди ученых-неофитов больше всех прославилась переводчица Корана Валерия Порохова. Ее книга «Коран. Перевод смыслов и комментарии» стала одной из самых тиражируемых русскоязычных версий священной книги мусульман и самой скандальной. Валерия Порохова родилась в 1940 году в городе Ухте. Ее мать была по происхождению немкой, а отец – немцем с английскими корнями. Порохова закончила Московский государственный педагогический институт иностранных языков им. М. Тореза, после чего долго работала в Московском инженерно-физическом институте. В 1975 году она вышла замуж за гражданина Сирии Мухаммада Саида Аль-Рошда, выпускника факультета шариата Дамасского университета, который в то время был студентом, а потом стал аспирантом Московского инженерно-строительного института. Через несколько лет Валерия крестилась в Царскосельском Екатерининском соборе и с тех пор считала себя воцерковленной православной христианкой. Однако в 1985 году супруги переехали из Москвы в Дамаск, где спустя некоторое время под влиянием мужа Валерия приняла ислам и взяла имя Иман.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010