В позднем творчестве Эль Греко мир предстает как единая одухотворенная стихия, изобразительные приемы принимают все более ирреальный характер на грани мистического видения («Пир у Симона фарисея», Ин-т искусств, Чикаго; «Вознесение Марии», 1613, Музей Санта-Крус, Толедо; «Встреча Марии и Елисаветы», 1610-1614, Дамбартон-Окс, Вашингтон; «Моление о чаше», 1606-1610, Музей изящных искусств, Будапешт; «Лаокоон», 1610-1614, Национальная галерея, Вашингтон; «Снятие пятой печати», 1610-1611, Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Эль Греко занимался также архитектурой и скульптурой. Помимо восковых моделей, использовавшихся им во время работы над картинами, он готовил модели для резных фигур алтарей; по контракту на работы для ц. Санто-Доминго-эль-Антигуо в Толедо он должен был выполнить не только картины, но и модели для деревянных статуй: 2 фигур пророков и 3 аллегорий Добродетелей (1577-1579, скульптор Х. Б. Монегро), неск. деревянных статуй были закончены им самостоятельно («Воскресший Христос» (1595-1598, Госпиталь Тавера, Толедо), «Эпиметей и Пандора» (1600-е, Собрание графа де ла Инфантас, Гранада), «Бюст апостола» (1612-1614, Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид)). Бонавентура, получающий францисканскую рясу. 1629 г. Худож. Франсиско Эррера Старший (Прадо, Мадрид) Бонавентура, получающий францисканскую рясу. 1629 г. Худож. Франсиско Эррера Старший (Прадо, Мадрид) Эль Греко не имел прямых последователей, хотя нек-рые приемы его живописи повлияли на мастеров, среди к-рых его сын Хорхе Мануэль Теотокопулос («Семья Эль Греко», 1605, Музей Академии Сан-Фернандо, Мадрид) и Луис Тристан де Эскамилья; учениками Эль Греко были Хуан Баутиста Майно и Педро Орренте. Группа художников, работавших в Толедо (т. н. толедская школа) в течение 20 лет после смерти Эль Греко (нек-рые учились у него), изменила стиль живописи и стала работать в новой манере, в основе к-рой лежал не идеализм и отвлеченность живописи великого мастера, а объективная предметность мира, реалистичность видения. Самым крупным их представителем был Майно, искусство к-рого можно назвать искренним, простым и основанным на изучении жизни. От Эль Греко у него слепящий свет и чистые цвета, но все формальные признаки позволяют отнести его к мастерам, работавшим в русле концепции художников болонской школы, прежде всего Аннибале Караччи и Гвидо Рени («Поклонение волхвов», 1612-1614, Прадо, Мадрид); однако в отличие от них он менее строг и однообразен, формы в его работах плотные, поверхности тканей и предметов осязаемые, в композициях заметна барочная усложненность, свет передан сложнее, чем на картинах Караччи и Рени (что приближает его к Орацио Джентилески, в эти годы обратившемуся к ранним работам Караваджо).

http://pravenc.ru/text/2007791.html

он с сыновьями прибыл в Токай (Там же. С. 464; по Булашеву. 1883. С. 19 - 24 янв. 1776 г. выехали из Киева). Иустин отдал детей в 4-классное уч-ще пиаристов /(Утвержденный папой Григорием XV в 1621 г. орден пиаристов призван был заниматься начальным обучением и воспитанием, подготовкой юношества к практической жизни. Позднее орден стал создавать средние школы, в которых важное место было отведено точным наукам, напр. математике. В школах процветал свободный дух, здесь учились католики, протестанты и православные, сербы и русские. 1 июня 1777 г. умер Степан. Иером. Иустин отправился с Иваном в Вену, чтобы определить его в высшее уч-ще для продолжения образования, в т. ч. для изучения немецкого языка. Но в Венский университет православных не принимали. Иван поступил в Пресбургскую гимназию (Пресбург - ныне Братислава); однако после года обучения в ней был переведен отцом в Пештскую королевскую гимназию пиаристов; причина этого перевода заключалась, по всей видимости, в сравнительно более дешевой жизни в Пеште, что было весьма существенно для отца и сына, находившихся в стесненных обстоятельствах. Ивана приняли в класс пиитики, где преподавались логика, физика, история, география, пиитика, риторика, часть арифметики,- это был как бы приготовительный к риторике класс. Однако отец настоял на том, чтобы сын занимался в классе риторики, в к-ром кроме риторики преподавались история рим. императоров, нем. или венг. язык. Частным образом Иван восполнял нек-рые пробелы по пиитическому классу, изучая логику, посещая уроки пиитики. Сохранившиеся письма свидетельствуют о том, что отец давал сыну советы, касающиеся как школьной, так и внешкольной жизни, требуя от него полного отчета. Следствием постоянных лишений стало ухудшение здоровья иером. Иустина, и как ни скрывал он от сына свое состояние, но в марте 1779 г. вынужден был вызвать его в Токай; 8 окт. иером. Иустин скончался. 17-летний Иван остался на чужбине круглым сиротой. Он обратился с просьбой о помощи к советнику рус. посольства в Вене Г.

http://pravenc.ru/text/674029.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕТР ВИЗАНТИЙСКИЙ Петр Византийский, греч. мелург. Миниатюра из рукописи. 1815 г. (Ath. Laur. Q. 178) Петр Византийский, греч. мелург. Миниатюра из рукописи. 1815 г. (Ath. Laur. Q. 178) [Греч. Πτρος Βυζντιος] (ок. 1740-1745, Неохорий (ныне Еникёй) на Босфоре - 1808, Яссы), протопсалт Великой ц. К-поля, греч. мелург. По сообщению Георгия Хурмузия , П. В. «был из Катастена (κ το Καταστνου) Константинополя, Неохорит». Обучался у протопсалта Иоанна Трапезундского , лампадария (впосл. протопсалта) Даниила из Тирнавоса и гл. обр.- у лампадария Петра Пелопоннесского , с к-рым еще до 1770 г. установил особо тесные отношения, поэтому П. В. называли «малый Петр», «ученик и слуга» Петра Пелопоннесского. П. В. служил в Великой ц. в качестве доместика (ок. 1771-1789), лампадария (1789-1800) и протопсалта (с 23 апр. 1800 до 1805). В 1805 г. он был отстранен от служения «за ошибки» (возможно, по причине второбрачия) патриархом К-польским Каллиником V . В поисках средств к существованию он переехал сначала в Херсон, а затем в Яссы, где у него были ученики, за что получил прозвище Беглец (Θυγς). П. В. занимался кодификацией и распространением творчества своих учителей, особенно Петра Пелопоннесского, из произведений к-рого он составил краткие сборники: Анастасиматарий, Ирмологий, Стихирарь (изв. как Доксастарий), а также многочисленные песнопения Пападики. До 45 рукописей П. В. хранится в собраниях Афин, Фессалоники, Афона, Закинфа, Андроса, Иерусалима, Хиоса, Франции, Турции, Румынии и США. Самая ранняя датированная рукопись П. В.- 1773 г., самая поздняя - авг. 1806 г. (см. список в конце статьи). Его рукописи являются образцовыми по точности изложения, изяществу и мастерству. Атрибуция П. В. нек-рых рукописей подвергается сомнению. Среди многих, кому П. В. преподавал певч. искусство, были двое из т. н. Трех учителей - лампадарий и протопсалт Григорий и Хрисанф из Мадита (впосл. митрополит Диррахия, Смирны и Прусы), к-рые на основе полученных знаний окончательно сформулировали Новый метод . Третий, Хурмузий, был знаком с П. В. в течение мн. лет и испытал его влияние, хотя и не был его непосредственным учеником. У П. В. также учились Апостол Констас Хиосский, благодаря к-рому сохранилось много информации о произведениях его наставника, Георгий Критский (П. В. называет его учеником - Athen. K. Psachou. Fakelos 4. Tetr. 114. Fol. 144, 1794 г.), иером. Иоанникий (впосл. учитель иером. Матфея Ватопедского ), Акакий Мегаспилеот, афонский иером. Хрисанф из мон-ря прп. Дионисия (см.: Athen. S. Karas. 93; Chios. A. Korais. 38(181)), Кирилл, митр. Ганоса и Хоры (впосл. Дристры), и др. В 1805-1807 гг. в Яссах у П. В. учился румын. иером. (впосл. протопсалт) Макарий , к-рый позднее обучался Новому методу под рук. Петра Эфесского и издавал певческие книги в Вене в 1822-1823 гг.

http://pravenc.ru/text/2580376.html

В нек–рых греч. манускриптах она именуется Псалмóй (Псалмы). П. содержит 150 молитвословий–псалмов, написанных стихами (в греч. пер. добавлен 151–й псалом). Значение П. Из всех книг ВЗ П. является наиболее читаемой в христ. мире. Она была обычно первой книгой ВЗ, к–рая переводилась на иностр. язык. В древней Руси П. была не только храмовой, но и настольной книгой для чтения. По ней учились грамоте и основам веры многие поколения. Великий говорил о П.: «Я думаю, что в словах сей книги измерена и описана словом вся жизнь человека, все его духовное расположение, все движения его помыслов» (К Марцеллину). Действительно, П. сосредоточила в себе многовековой религ. опыт ветхозав. Церкви; она содержит богатейшую гамму чувств и мыслей. Через весь сборник проходят темы священной истории, в нем звучат голоса служителей Храма, к–рые славят Господа и Его спасительные деяния, взывают о помощи, размышляют над судьбой человека и Законом. Нет ни одной традиции ВЗ, к–рая не нашла бы отражения в Псалтири, но главное в ней — хвала Богу–Спасителю. В ней выражена любовь к Сущему, переполняющая души псалмопевцев. Псалмы — это Слово Божье и ответ на него веры, к–рая побеждает все испытания. Сам Христос молился словами П. (см.Мф 27:46); псалмы стали первой богослужебной книгой христ. Церкви, начиная с апостольских времен. На протяжении мн. веков псалмы находили и находят бесчисленных читателей, служа источником утешения и надежды, радости и молитвенных размышлений. По словам Великого, «книга Псалмов объемлет все, что представляют собой все другие священные книги» (Беседы на Псалмы. Предисловие). П. очень часто прилагается к изданиям НЗ как своего рода компендиум ВЗ. Содержание П. Псалмы насыщены высоким богосл. содержанием. Они говорят о Сущем, Который являет Себя в мироздании и в истории человечества. Он не только единственный, Кто обладает бытием и дарует его твари; Он постоянно творит, постоянно осуществляет Свои вселенские замыслы. Чувство всеприсутствия Божьего изливается в ликующих строках славословий и благодарственных гимнов (Пс 8, 64, 103, 144, 148 и др.).

http://predanie.ru/tema/psalmy/

Желая, чтобы советник был недалеко от него, Людовик назначил Б. А. настоятелем мон-ря Мармутье в Эльзасе. В 814 или 817 г. близ Ахена Людовик основывает специально для Б. А. новый мон-рь (Корнели-мюнстер, более известный как Инден по названию реки, на к-рой он был расположен). Братия обители состояла из 30 чел., приглашенных Б. А. из различных мон-рей. Как и в Аквитании, император поручил Б. А., получившему титул первенствующего аббата (primas abbas), проведение монастырской реформы по упорядочению монашества на основе устава св. Венедикта. Мон-рь Инден становится образцом для проч. обителей. Имп. указом настоятелям всех мон-рей было предписано посылать одного или 2 представителей на нек-рое время в Инден, чтобы они непосредственно учились жить по бенедиктинскому уставу и впосл. помогали устанавливать его в своих обителях. Б. А. сыграл важную роль в подготовке и принятии постановлений по монашеской реформе на Ахенских Соборах 816, 817 и 818-819 гг., решения к-рых были обнародованы в виде имп. капитуляриев. В т. н. «Ахенском правиле» (816) была предпринята попытка упорядочить способ жизни конвентов (сообществ совместно проживающего белого духовенства), уставы и обычаи к-рых были в значительной степени уподоблены монастырским. В июле 817 г. император по инициативе Б. А. созвал Собор, на к-рый были приглашены только настоятели мон-рей и монахи. Они выработали т. н. «Монашеский капитулярий», состоявший из 75 постановлений, касающихся устройства монашеской жизни в соответствии с бенедиктинским уставом, а также разъясняющих те вопросы монашеской жизни, к-рые устав не затрагивал. Одним из его важнейших решений было требование ко всем мон-рям Франкской империи соблюдать «единообразный... обычай жизни в соответствии с правилом святого Венедикта» (Vita Hludowici imperatoris. 28//MGH. SS. Vol. 2. P. 622). Всякая частная практика отдельных мон-рей, выходившая за пределы «одного правила» и «единого обычая», объявлялась ложной и подлежала решительному искоренению, «дабы не было среди мужей этого призвания какого-либо разнообразия» (Capitula notitiarum//СССМ. Vol. 1. P. 341). Людовик Благочестивый своим указом сразу же утвердил сделанные постановления, кроме того, императором предусматривалось наказание за их несоблюдение. Был учрежден особый институт инспекторов, в задачу к-рых входило сообщать о всех случаях нарушений и неисполнения соборных постановлений сначала местному епископу, а потом, если это было необходимо, и на Соборе.

http://pravenc.ru/text/78058.html

Владимир участвовал в учреждении в С.-Петербурге Православного миссионерского об-ва для содействия Алтайской и Забайкальской миссиям. Под его руководством к сер. 80-х гг. XIX в. А. д. м. достигла своего расцвета: открывались новые станы, получившие наименования «отделений миссии», увеличилось число священников-миссионеров и др. сотрудников миссии. В 1866 г. А. д. м. имела 11 церквей, 10 школ, число новокрещеных достигло 5000 чел. К 1879 г. в 10 отд-ниях миссии было 28 церквей и молитвенных домов. Кроме начальника А. д. м. миссионерские труды несли 12 миссионеров (1 игумен, 1 протоиерей, 3 иеромонаха и 7 священников), 2 диакона и 25 сотрудников миссии, состоявших в звании причетников, переводчиков (толмачей) и учителей миссионерских школ. Помогали им и заштатные миссионеры, в т. ч. прот. Стефан Ландышев († 1882). В 1882 г. Киргизское отд-ние А. д. м. стало самостоятельной Киргизской миссией. Согласно отчету обер-прокурора Святейшего Синода, трудами алтайских миссионеров и нек-рых приходских священников в 1879 г. было «просвещено святым Крещением 313 язычников и 23 магометанина», в 13 миссионерских школах обучалось 310 чел. (200 мальчиков и 110 девочек). Особое место занимало центральное миссионерское уч-ще в Улале. В 1879 г. в нем воспитывались 18 мальчиков, к-рые не только изучали общеобразовательные и церковные дисциплины, но и обучались ремеслам, а нек-рые и иконописанию. Руководителем иконописного класса был иером. Антоний (Петров), брат архим. Владимира. В А. д. м. всегда уделялось особое внимание образовательной деятельности. «Ученика сделать грамотным» - в этом заключалась педагогическая задача миссионерской школы и ее первая цель. «Из ученика сделать истинного христианина» - такова была воспитательная задача миссионерской школы и ее более высокая цель. Миссионерские школы подразделялись на 3 уровня: двухклассные, одноклассные и школы грамоты. (В 1917 из 84 школ в А. д. м. 3 являлись двухклассными, 16 - школами грамоты, остальные были одноклассными.) Обучение было совместным - мальчики учились вместе с девочками, алтайцы или шорцы - с русскими, вместе со всеми учились, если выражали желание, старообрядцы и дети язычников.

http://pravenc.ru/text/115104.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГИРШ Шимшон бен Рафаэль (20.06.1808, Гамбург - 31.12.1888, Франкфурт-на-Майне), евр. мыслитель, раввин, писатель. Является основоположником т. н. неоортодоксального направления в иудаизме. В 1830 г. был избран раввином в Ольденбурге, затем с 1841 г. служил в Эмдене, с 1846 г.- в Никольсбурге (ныне Микулов, Чехия). С 1851 г. и до конца жизни был раввином ортодоксальной общины «Адат Иешурун» во Франкфурте-на-Майне. Занимая пост главного раввина Ольденбурга, Г. выпустил книги: «Neunzehn Briefe über Judenthum» (19 писем об иудаизме), «Horeb, Versuche uber Jissroels Pjlichten in der Zer-streuung» (Хорев, или Этюды об обязанностях Израиля в диаспоре). В этих трудах Г. изложил идеи, к-рые впосл. легли в основу неоортодоксального направления в иудаизме. В 1-й книге Г. выступил против ассимиляции евреев и отверг принципы реформизма в иудаизме. Во 2-й разъяснил моральные постулаты веры. Признавая необходимость реформирования нек-рых внешних атрибутов иудаизма, Г. отрицал возможность любых изменений, к-рые могли бы исказить принципы евр. веры или соблюдение религ. закона, а также резко критиковал реформистскую религ. практику ведения богослужений на нем. языке, считая, что знание иврита обязательно для поддержания единства евреев диаспоры. По мнению Г., еврей должен быть совр. человеком, полностью соблюдающим законы Библии и Талмуда. Для этого он должен жить в том мире, в к-ром живет, внутри его культуры и не предпринимать попыток возродить гос-во в Св. земле, т. к. это запрещено древним талмудическим законом. Избавление наступит, когда этого захочет Бог. Однако Г. настаивал на том, чтобы в литургии сохранялись молитвы о возрождении Сиона. Он считал необходимым поддерживать связи со Св. землей, включая обязанность посылать дары в Иерусалим и др. «священные города», где жили, молились и учились благочестивые евреи. Основным принципом возглавляемой им общины стал принцип «тора им дерех-эрец» (соблюдение религ. предписаний, будучи полноценным членом совр. неевр. общества). Г. доказывал, что возможно одновременно следовать букве закона и при этом не отказывать себе в удовольствиях, стиле жизни и моде совр. буржуазии.

http://pravenc.ru/text/165037.html

Имп. Оттон II и персонификации 4 частей империи. Миниатюра из Регистра папы Григория I Великого. Ок. 983 г. (Музей Конде в Шантийи, Франция) Имп. Оттон II и персонификации 4 частей империи. Миниатюра из Регистра папы Григория I Великого. Ок. 983 г. (Музей Конде в Шантийи, Франция) Церковная политика О. во мн. отношениях была близка к политике его отца, имп. Оттона I. После смерти Оттона I нек-рые герм. церковные иерархи, стремившиеся защитить интересы местных знатных родов и не допустить усиления окружения имп. Феофано, выступили на стороне герц. Генриха Строптивого, поднявшего мятеж. В числе наиболее влиятельных прелатов были еп. Генрих Аугсбургский, кузен герц. Генриха Строптивого, и еп. Авраам Фрайзингский, также связанный происхождением с баварской знатью. За участие в заговорах они оба на краткий срок были заключены в мон-рях (Авраам - в 974 в Корвее, Генрих - в 978 в Верденском аббатстве), но потом помилованы и сохранили свои кафедры. В 979/80 г. еп. Генрих Аугсбургский совершил паломничество в Рим, возможно, как покаяние за участие в мятеже. Опорой О. стали представители католич. духовенства, участвовавшие в итал. политике его отца и пользовавшиеся покровительством имп. Феофано. Главным советником О. в церковной политике стал Виллигиз, с к-рым они были знакомы с детства и учились у одного наставника Фолькольда. Виллигиз сопровождал Оттона I в 3-м итал. походе, в 971 г. был назначен канцлером Германии и настоятелем собора в Хильдесхайме. В 975 г. при поддержке О. и имп. Феофано Виллигиз стал архиепископом Майнца и эрцканцлером, получил от папы Римского Бенедикта VII паллий и подтверждение владений и привилегий Майнцского архиеп-ства. На время похода в Италию О. назначил архиеп. Виллигиза своим наместником на герм. землях. Др. влиятельным приближенным О. из числа духовенства был Хильдебольд († 998), с 977 г.- канцлер Германии, с 979 г.- епископ Вормса. Он, как и Виллигиз, не отличался высоким происхождением и был советником имп. Феофано. Среди церковных иерархов, приближенных к О., лишь еп. Дитрих Мецский принадлежал к старому саксон. аристократическому роду. Дитрих - один из ближайших сподвижников Оттона I, сопровождал его в походах в Италию; именно на Дитриха была возложена задача торжественной встречи византийской принцессы Феофано, прибывшей из К-поля. Важную роль сыграла поддержка еп. Дитриха Мецского в конфликте О. с западнофранк. кор. Лотарем: епископ провел коронацию Карла Лотарингского в Лане, а позднее - т. н. праздничную коронацию О. в Меце в качестве короля Лотарингии.

http://pravenc.ru/text/2581741.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРЕЧЕСКИЙ РАСПЕВ жанрово-стилевая система, принятая в восточнослав. церковном пении с XVI в. и имевшая большое значение для его развития. В рукописях содержатся следующие ее названия:    ,  ,     (в традиции Юго-Зап. Руси),      или     (в Московской Руси). Г. р. стал воплощением взаимосвязи национальных церковнопевч. культур визант. ареала в поствизант. эпоху и оказал обновляющее влияние на восточнослав. пение. В истории Г. р. можно выделить ранний (XVI - 1-я пол. XVII в.) и поздний (со 2-й пол. XVII в.) этапы существования. На 1-м этапе комплекс представлявших Г. р. жанров и стилистических средств был освоен в Юго-Зап. Руси, на 2-м - в Московской. В Юго-Зап. Руси пение     было известно еще в 30-40-х гг. XVI в., согласно данным крюкового Ирмологиона (ИР НБУВ. Ф. 160. 614), содержащего текст           (без нот) и нек-рые песнопения литургии на греч. языке, записанные крюками. В кон. XVI в. Г. р. был в числе других записан с помощью ранней релятивной киевской нотации , для XVII-XVIII вв. он и представлен более чем в 100 укр. и белорус. Ирмологионах - сборниках смешанного состава ( Ясиновський. 1996. С. 570). Песнопение греческого распева в ирмологионе Гавриила Головни. 1752 г. (НБУВ ИР. Ф. ДА. 351n) Песнопение греческого распева в ирмологионе Гавриила Головни. 1752 г. (НБУВ ИР. Ф. ДА. 351n) Мелодически продолжительное, торжественное пение     , сходное в Юго-Зап. Руси по характеру с болгарским распевом , представляет собой рецепцию стиля калофонического пения (в греч. традиции называемого также пападическим), звучавшего в храмах Афона, К-поля, Софии, молдо-валашских мон-рей и передававшегося разными путями укр. и белорус. певч. традициям. Г. р. осваивали укр. и белорус. паломники в Св. землю, с ним знакомили певчих греки, приезжавшие на Русь в составе патриарших свит, а также болг. иммигранты, переселявшиеся с кон. XIV в. через Дунай в Молдо-Валахию. Известно, что дьячки из Перемышля и Львова приезжали в Молдавию и учились там греч. и серб. пению (Юбилейное издание. 1886. Док. VIII). Во Львове греч. пению обучал еп. Арсений Элассонский , приглашенный Успенским братством преподавать греч. язык в школе ( Разумовский. 1867. С. 111; Бажанський. 1890. С. 39). В городах Украины (Острог, Киев, Нежин и др.) были основаны поселения греков, следовавших собственным традициям пения.

http://pravenc.ru/text/166465.html

Существовали 2 ступени раввинской иерархии - рабби и даян. Рабби был кантором и проповедником в намазе (синагоге) своей деревни или своего квартала, учителем в талмид-хуне (хедере) и шохетом (резником). Даян - это главный раввин города. Он избирался руководителями общины и являлся высшим религ. авторитетом не только для своего города, но и для соседних поселений, председательствовал в религ. суде (бет-дине), был кантором и проповедником в главной синагоге города и руководил иешивой. Начиная с сер. XIX в. нек-рые горские евреи учились в ашкеназийских иешивах Российской империи, гл. обр. в Литве. С сер. XIX в. даян Темир-Хан-Шуры был признан царскими властями главным раввином горских евреев в Сев. Дагестане и на Сев. Кавказе, а даян Дербента - главным раввином горских евреев в Юж. Дагестане и Азербайджане. В дополнение к их традиц. обязанностям власти возложили на них роль казенных раввинов. Основными сидурами (молитвенниками), к-рыми пользовались, как правило, горские евреи в последние 120 лет, были сидур сефардского раввина Хида (1860) и сефардский сидур под ред. дербентского раввина Пинхасова (1908). В 1894 г. в Д. проживало 10 686 иудеев, что составляло 1,8% общего числа населения области. В последующие годы численность иудейского населения неуклонно повышалась (в 1897 - 10 056 чел., в 1915 - 17 580 чел.). В 1892 г. в Д. насчитывалось 15 школ при синагогах, в которых обучалось 252 чел.; в 1913 г.- 21 (493 чел.). К 20-30-м гг. XIX в. относятся первые контакты между горскими евреями и евреями-ашкенази. Но лишь в 60-х гг., после опубликования постановлений, разрешающих евреям-ашкенази селиться в большей части районов расселения горских евреев, эти контакты участились и упрочились. Уже в 70-х гг. главный раввин Дербента рабби Яков Ицхакович-Ицхаки установил связи с рядом евр. ученых С.-Петербурга. В 1884 г. главный раввин Темир-Хан-Шуры рабби Шарбат Ниссим-оглы посылает своего сына Элияху в Высшее техническое уч-ще в Москве, и тот становится первым горским евреем, получившим высшее светское образование. В нач. XX в. открылись школы для горских евреев в Баку, Дербенте и Кубе с преподаванием на рус. языке, где наряду с религиозными изучались и светские предметы. В 1862 г. в Махачкале по инициативе Иосифа Певечевича была построена первая синагога, в к-рой молились как ашкенази, так и горские евреи.

http://pravenc.ru/text/168606.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010