Скиты Н. В. м. принадлежат 7 скитов: Браниште (1582), Покровский (1714), Старой иконы Божией Матери (названный в честь Нямецкой иконы, полученной в дар от визант. императоров в XV в. и найденной под спудом в 1822), Введенский (1849-1857), Новой иконы Божией Матери (1941), Бэичени (1998), Кэрбуна (2001). Просветительская деятельность монастыря и библиотека До нач. XIX в. Н. В. м. был крупным духовным и книжным центром как в румын. землях, так и за их пределами. Здесь переводили с греческого на церковнославянский и затем на румын. язык мн. сочинения богослужебной и церковной лит-ры, переписывали различные труды духовного содержания, к-рые имели широкое распространение в правосл. среде Юго-Вост. и Вост. Европы. Особенно книжная деятельность Н. В. м. развивалась в нач. XV в., что связано с деятельностью иером. Григория (Цамблака; впосл. митрополит Киевский Западнорусской митрополии), приехавшего из К-поля с поручением устранить конфликт между К-польской Патриархией и Молдавской митрополией, во главе к-рой был поставлен Иосиф I (подробнее см. в ст. Молдавская митрополия ). Считается, что с помощью иером. Григория были организованы школы, в которых учились буд. дьяки и писцы ( Ivan, Porcescu. 1981. P. 95-99). Сохранились 2 святоотеческих сборника, над к-рыми он работал в Н. В. м. в 1439 и 1441 гг. Нек-рые исследователи на основании колофонов, сделанных в этих рукописях, считают, что иером. Григорий являлся настоятелем Н. В. м., однако источников, подтверждающих это мнение, нет. Известно, что он находился в Н. В. м. в кон. 1406 г., а 7 янв. 1407 г., согласно документу господаря Александру I, настоятелем Н. В. м. был назначен игум. Доментиан (Ibid. P. 99). Особое значение для историографии Н. В. м. имеет деятельность иеросхим. Андроника (Поповича-Баденского; в миру Андрей). Он род. 4 июля 1820 г. в семье свящ. Николая; мн. представители его семьи приняли монашество. На духовное становление мальчика значительное влияние оказал дед по материнской линии, насельник Н. В. м. схим.

http://pravenc.ru/text/2578019.html

А. одевался просто, никогда не носил ни шелковых ряс, ни орденов, к-рыми был награжден, все личные средства раздавал неимущим. Накануне дня совершения литургии почти всю ночь проводил в молитве. Заботясь о миссионерской деятельности среди старообрядцев (см. Старообрядчество ), А. способствовал организации в Пермской губ. единоверческих приходов (см. Единоверие ). Поскольку из-за недостатка пастырей многие единоверческие приходы подолгу оставались без священников, стараниями А. в Перми были учреждены пастырские курсы для подготовки единоверческих священнослужителей. Обучение заканчивалось торжественным богослужением, литургию в единоверческом храме совершал по Служебнику XVI в. сам епископ. В 1916 г. в Пермской епархии были созданы миссионерские курсы по обличению неверия и социализма, проводившиеся под руководством пермского епархиального миссионера А. Г. Куляшева. Слушателям сообщались сведения о совр. состоянии атеизма за границей и в России с научной постановкой вопросов о Боге, мире и человеке, причем обращалось особенное внимание на те положения в вопросах веры, к-рые оспаривались атеистами. Слушатели курсов проводили миссионерские беседы, по праздникам и воскресным дням учились произносить в храмах проповеди, к-рые затем разбирались на лекциях. А. считал пагубным равнодушие многих архиереев Русской Церкви к проблемам совр. общественной жизни, высказывал св. имп. Николаю II свое негативное отношение к нек-рым сторонам гос. политики, резко отрицательно относился к Г. Е. Распутину , к-рый боялся владыки. В годы первой мировой войны А. принимал деятельное участие в помощи воинам, посещал раненых, поступавших с окт. 1915 г. в пермский лазарет; предписал ввести во всех мон-рях Пермской епархии «неусыпаемое круглосуточное чтение акафистов Господу, Божией Матери и святым»; благословил после прочтения акафиста прочитывать молитву о даровании победы и молитву об упокоении воинов; благословил всем жен. мон-рям епархии выделить по 2 чел. для сбора пожертвований по селам и деревням на нужды воинов, на содержание лазаретов и на пасхальные подарки.

http://pravenc.ru/text/115382.html

в приходе числилось 774 чел., в 1868 г.- 910. С 1874 г. некоторое время усть-недумская Богородицкая ц. была приписана к коротаевской церкви. 28 июня 1884 г. после грозы причтом усть-недумской церкви было обнаружено, что церковный сторож погиб от разряда молнии, а иконостасы в теплом храме и колонны, поддерживающие сень над гробницей прп. Леонида, опалены. В холодных храмах, верхнем и нижнем, в восьмериках были разбиты 30 стекол, вырвана и сброшена оконная рама. На ремонт потратили 6 р. В 1896 г. в дер. Липово Усть-Недумского прихода была открыта приходская школа (в 10 верстах от храма), которой заведовал свящ. М. Черняев. В ней учились 37 мальчиков и 6 девочек. В мон-рь с самого начала его основания приходили богомольцы на 9-ю пятницу по Пасхе для поклонения чудотворному образу «Одигитрия» (Великоустюжский филиал ГАВО. Науч. б-ка. Инв. 3644. Л. 29 об.- 30). В «Сказании...» повествуется о чудесах от иконы Богородицы, нек-рые из них совершились почти сразу после основания мон-ря: в 1609 и 1610 гг. с жителями окрестных Онтропьевой слободы и Туриной горы (исцеления от беснования, зубной боли, болезни глаз, «икоты»); чудеса 20-60-х гг. XVII в. свидетельствуют о распространении почитания иконы и мон-ря на Лальском погосте, в Вел. Устюге, Лузской Пермце (РНБ. Q.I. 836. Л. 17 об.- 34 об.). Чудотворная икона, принесенная прп. Леонидом, не сохранилась. В XX в. в церкви размещалась мастерская, стены были покрыты копотью, утварь разграблена. Мощи прп. Леонида пребывали под спудом во Введенском храме, там же хранилась его власяница и местный церковный летописец ( Верюжский. Вологодские святые. С. 679). Введенская ц. располагается на высоком берегу Святого оз., над р. Недумой, у дер. Озерской (ранее с. Усть-Недума); над мощами святого установлена гробница. В Лузе проходят Усть-Недумские чтения. Арх.: Перепись 1710 г.: Архангелогородская губ.: Переписная книга г. Соливычегодска с уездом переписи стольника И. Р. Цымерманова//РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 1083. Л. 364 об., 398 об. Ист.: Акты Холмогорской и Устюжской епархии.

http://pravenc.ru/text/2463453.html

24 мая 1740 г. утвержден «Штат о содержании Новгородского Архиерейского дома и при нем определенной Семинарии» (ПСЗ. Т. 44. Ч. 2. Кн. штатов. 8118. С. 3-18). Штатное содержание ДС устанавливалось в размере 7895 р. в год. В ней полагалось иметь 12 учителей: по одному в каждой из 10 «школ», входивших в полную программу, а также учителей арифметики с геометрией и рисования с иконописанием. В 1-й класс входило 4 «школы» (аналогическая, инфимическая, грамматическая, синтаксическая), во 2-й - 2 (пиитическая и риторическая), в 3-й - 4 (еллино-греческая, философическая, евр. языка и богословская). Определив под ДС пригородный Антониев мон-рь, архиеп. Амвросий (Юшкевич) перевел его настоятеля и «неученую» братию, за исключением 3 чел., оставленных для священнослужения, в др. обители. ДС открылась 30 окт. 1740 г., к занятиям приступили 324 ученика, распределенные по 4 «школам». Большинство из них с окт. 1738 г. учились в старой архиерейской школе, а во 2-й пол. 1741 г. ок. 1/4 отсеялись: «за непонятием к учению» или по болезни, более 70 чел. отпустили домой, нек-рые из учеников умерли, другие бежали. Дисциплина в ДС была достаточно жесткой, архиепископ лично регламентировал, «что надлежит знать и делать ученикам по дням и часам» (Устав школной//Новгородские ЕВ. 1908. 36. С. 1142-1144). Для 1-го ректора ДС - настоятеля Юрьева мон-ря архим. Маркелла (Родышевского; с 10 янв. 1742 епископ Корельский и Ладожский) эта должность была скорее почетной. Учебный процесс организовал вызванный из Киева вместе с др. учителями иером. Иннокентий (Мигалевич; с 1743 архимандрит; † 2 апр. 1744) - префект ДС и наместник Антониева мон-ря (с 1 июля 1743 ректор и настоятель Антониева мон-ря). В дек. 1742 г. ДС посетила имп. Елизавета Петровна, к визиту к-рой семинаристы поставили драму в стихах «Стефанотокос» авторства иером. Иннокентия (текст изд.: Резанов В. И. Памятники русской драматической литературы: Школьные действа XVII-XVIII вв. Нежин, 1907. С. III-XIII). Ради «прославления вновь заведенной в том монастыре семинарии» архим. Иннокентию и его преемникам было разрешено священнослужение «на ковре, с рипидами и со осеняльными свещами». Число учащихся ДС в 1744 г. составило 216 чел. Усилиями архиеп. Амвросия была положена основа богатейшей б-ки ДС; по составленному им реестру книги закупали за границей, в Новгород было перевезено ценное книжное собрание архиеп. Феофана (Прокоповича), свою б-ку архиепископ также завещал ДС. Позднее в нее поступили б-ки архиеп. Стефана (Калиновского) и митр. Димитрия (Сеченова).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ (Топорков (Вощечников); † после 1547), мон., младший брат Вассиана (Топоркова) , племянник, ученик и 1-й биограф прп. Иосифа Волоцкого, писатель, книгописец. Из дворянского рода крупных вотчинников, род известен связями с митрополичьим домом с сер. XV в. ( Веселовский С. Б. Топонимика на службе у истории//ИЗ. 1945. Т. 17. С. 40-41). В записи на книге, вложенной Д. в Савватиев тверской Знаменский мон-рь, и в Кормовой книге Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря названы монашеские имена родителей Д.- Евфимий и Иулия. Д. был пострижен в монашество в Иосифовом Волоколамском мон-ре прп. Иосифом. Сведения об этом периоде жизни Д. содержатся в Кратком монастырском летописце, созданном в обители во 2-й пол. 20-х гг. XVI в., и в Житии прп. Иосифа (в редакции Крутицкого еп. Саввы (Чёрного) ). Оба источника сообщают об участии Д. и его брата Вассиана в кон. 1485 г. в росписи монастырского Успенского собора, осуществлявшейся под рук. Дионисия иконника. Нек-рые исследователи полагают, что Д. и его брат Вассиан, живя в Иосифовом Волоколамском мон-ре, учились у Дионисия иконописному мастерству. В рассказе о росписи Успенского собора в Волоколамском патерике, составленном Д., братья Топорковы не упомянуты (Древнерус. патерики. С. 323). В кон. XV - нач. XVI в. Д. в Волоколамской обители трудился над перепиской книг. В монастырских описях 1545, 1573 и 1591 гг. содержатся многочисленные упоминания о книгах (ок. 10), переписанных Д. (Псалтири, Октоих и Ирмологий, Лествица, к-рая «писана с святогорской», и др.). По-видимому, ранее 1515 г. Д. перешел в Пафнутиев Боровский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь . В сент. этого года Д. вместе с братом присутствовал на похоронах прп. Иосифа. Д. распорядился о распределении части книг, принадлежавших прп. Иосифу (см., напр.: ГИМ. Епарх. 357. Л. I). В 1516-1522 гг., как установил Б. М. Клосс , подтвердивший гипотезу А. Д. Седельникова, в стенах Иосифова Волоколамского мон-ря был создан Русский Хронограф 1512 г. (редакция из 208 глав; в извлечениях и переработке сочинение сохранилось в списке 20-х гг. XVI в.- РГБ. Ф. 113. Волок. 583), главная роль в этой работе принадлежала, по-видимому, Д. В выходной записи на начальных листах одного из древнейших списков (ГИМ. Увар. 356, 1538 г.) обозначено, что рукопись создана «замышлением и повелением... старца Досифея». В переписке Хронографа 1512 г. участвовали и др. монахи Волоколамского мон-ря (напр., Нил (Полев) и Фотий были писцами части кодекса РГБ. Ф. 113. Волок. 650). С деятельностью по составлению Русского Хронографа следует связывать упоминаемые в описи книг Иосифо-Волоколамского мон-ря 1545 г. списки Хронографа 1512 г. («Бытие в десть») и Хронику Георгия Амартола («Криница») «перевода» Д. (т. е., по-видимому, им отредактированные).

http://pravenc.ru/text/180347.html

В нек–рых греч. манускриптах она именуется Псалмóй (Псалмы). П. содержит 150 молитвословий–псалмов, написанных стихами (в греч. пер. добавлен 151–й псалом). Значение П. Из всех книг ВЗ П. является наиболее читаемой в христ. мире. Она была обычно первой книгой ВЗ, к–рая переводилась на иностр. язык. В древней Руси П. была не только храмовой, но и настольной книгой для чтения. По ней учились грамоте и основам веры многие поколения. Великий говорил о П.: «Я думаю, что в словах сей книги измерена и описана словом вся жизнь человека, все его духовное расположение, все движения его помыслов» (К Марцеллину). Действительно, П. сосредоточила в себе многовековой религ. опыт ветхозав. Церкви; она содержит богатейшую гамму чувств и мыслей. Через весь сборник проходят темы священной истории, в нем звучат голоса служителей Храма, к–рые славят Господа и Его спасительные деяния, взывают о помощи, размышляют над судьбой человека и Законом. Нет ни одной традиции ВЗ, к–рая не нашла бы отражения в Псалтири, но главное в ней — хвала Богу–Спасителю. В ней выражена любовь к Сущему, переполняющая души псалмопевцев. Псалмы — это Слово Божье и ответ на него веры, к–рая побеждает все испытания. Сам Христос молился словами П. (см.Мф 27:46); псалмы стали первой богослужебной книгой христ. Церкви, начиная с апостольских времен. На протяжении мн. веков псалмы находили и находят бесчисленных читателей, служа источником утешения и надежды, радости и молитвенных размышлений. По словам Великого, «книга Псалмов объемлет все, что представляют собой все другие священные книги» (Беседы на Псалмы. Предисловие). П. очень часто прилагается к изданиям НЗ как своего рода компендиум ВЗ. Содержание П. Псалмы насыщены высоким богосл. содержанием. Они говорят о Сущем, Который являет Себя в мироздании и в истории человечества. Он не только единственный, Кто обладает бытием и дарует его твари; Он постоянно творит, постоянно осуществляет Свои вселенские замыслы. Чувство всеприсутствия Божьего изливается в ликующих строках славословий и благодарственных гимнов (Пс 8, 64, 103, 144, 148 и др.).

http://predanie.ru/tema/psalmy/

Желая, чтобы советник был недалеко от него, Людовик назначил Б. А. настоятелем мон-ря Мармутье в Эльзасе. В 814 или 817 г. близ Ахена Людовик основывает специально для Б. А. новый мон-рь (Корнели-мюнстер, более известный как Инден по названию реки, на к-рой он был расположен). Братия обители состояла из 30 чел., приглашенных Б. А. из различных мон-рей. Как и в Аквитании, император поручил Б. А., получившему титул первенствующего аббата (primas abbas), проведение монастырской реформы по упорядочению монашества на основе устава св. Венедикта. Мон-рь Инден становится образцом для проч. обителей. Имп. указом настоятелям всех мон-рей было предписано посылать одного или 2 представителей на нек-рое время в Инден, чтобы они непосредственно учились жить по бенедиктинскому уставу и впосл. помогали устанавливать его в своих обителях. Б. А. сыграл важную роль в подготовке и принятии постановлений по монашеской реформе на Ахенских Соборах 816, 817 и 818-819 гг., решения к-рых были обнародованы в виде имп. капитуляриев. В т. н. «Ахенском правиле» (816) была предпринята попытка упорядочить способ жизни конвентов (сообществ совместно проживающего белого духовенства), уставы и обычаи к-рых были в значительной степени уподоблены монастырским. В июле 817 г. император по инициативе Б. А. созвал Собор, на к-рый были приглашены только настоятели мон-рей и монахи. Они выработали т. н. «Монашеский капитулярий», состоявший из 75 постановлений, касающихся устройства монашеской жизни в соответствии с бенедиктинским уставом, а также разъясняющих те вопросы монашеской жизни, к-рые устав не затрагивал. Одним из его важнейших решений было требование ко всем мон-рям Франкской империи соблюдать «единообразный... обычай жизни в соответствии с правилом святого Венедикта» (Vita Hludowici imperatoris. 28//MGH. SS. Vol. 2. P. 622). Всякая частная практика отдельных мон-рей, выходившая за пределы «одного правила» и «единого обычая», объявлялась ложной и подлежала решительному искоренению, «дабы не было среди мужей этого призвания какого-либо разнообразия» (Capitula notitiarum//СССМ. Vol. 1. P. 341). Людовик Благочестивый своим указом сразу же утвердил сделанные постановления, кроме того, императором предусматривалось наказание за их несоблюдение. Был учрежден особый институт инспекторов, в задачу к-рых входило сообщать о всех случаях нарушений и неисполнения соборных постановлений сначала местному епископу, а потом, если это было необходимо, и на Соборе.

http://pravenc.ru/text/78058.html

Заиконоспасский мон-рь. Фотография. 1898 г. Заиконоспасский мон-рь. Фотография. 1898 г. Показателем грамотности торгово-ремесленного посадского населения Москвы в XVII в. являются рукоприкладства (подписи) на документах. Так, челобитную торговых людей 1646 г. о притеснениях иноземцев из 168 челобитчиков собственноручно подписали 163 чел. ( Соболевский. 1894. С. 10). На документах Мещанской слободы в Москве в 1677 г. было 36% собственноручных подписей, в 80-х гг. XVII в.- 25-40, в 90-х гг.- 36-52%. Подсчет собственноручных подписей документов архива московского объезжего головы 1686 г. показал, что грамотными были 23,6% посадского населения (по др. методике подсчетов 13%). Однако Мещанская слобода была населена не только коренными жителями, но и выходцами с украинско-белорус. земель, нек-рые жители расписывались лат. буквами ( Богоявленский. 1980. С. 160-161). В 1681 г. по совету Иерусалимского патриарха Досифея II Нотары и по указу Московского патриарха Иоакима начала работу школа при Московском Печатном дворе (Типографская школа), где обучались как русскому, так и греческому языку. Обучение в школе было ориентировано на справщиков Печатного двора, учились в ней представители всех сословий; в 1686 г. школа насчитывала 233 ученика. Школа финансировалась из государевой и патриаршей казны, инспектировалась царем и патриархом (последний иногда принимал в Крестовой палате учеников). На греческом и славянском отд-ниях изучали чтение, письмо, грамматику, поэтику, риторику, логику. Школа просуществовала до 1687 г. В марте 1685 г. в Москву прибыли иеромонахи братья Иоанникий и Софроний Лихуды . Спустя несколько месяцев для них были построены 2 кельи в Богоявленском мон-ре, в к-ром начала работу школа, ставшая начальным этапом создания Славяно-греко-латинской академии . Первыми учениками Богоявленской школы были выходцы из Типографского уч-ща, в 1687 г. «еллино-греческая» школа Лихудов переместилась в Заиконоспасский мон-рь. Учащиеся содержались за счет гос-ва и Церкви, в кон. 80-х гг. XVII в. в год принимали от 100 до 200 чел. Академия была всесословной. Процесс обучения курировал патриарх. Активная деятельность академии способствовала закрытию Типографской школы.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛГРАДСКИЙ РАСПЕВ [белградский напев], выделяемый нек-рыми музыковедами вид традиц. серб. церковного пения, получивший в редакции С. Мокраняца общенациональное распространение. Богослужебное пение Сербской Православной Церкви было и в значительной степени остается основанным на устной традиции. В XVIII-XIX вв. его стали включать в учебные программы различных светских и духовных школ, первоначально на территории Австрийской империи, а впосл. и в княжестве Сербия. Церковное пение ревностно культивировалось в мон-рях Фрушка-Горы и в Сремски-Карловци, центре правосл. Карловацкой митрополии, и среди всех правосл. верующих в Австрийской империи. Главными учебными заведениями, в к-рых систематически преподавалось церковное пение, были ДС (1794) и гимназия в Сремски-Карловци, педагогическое уч-ще в Сомборе (1778), Сербская правосл. великая гимназия в Нови-Саде (1810) и Белградская ДС (1836). Здесь учились буд. священники, церковные певчие, учителя пения, чтецы и пономари. В XIX в. получили распространение названия «сербское народно-церковное пение», «карловацкое пение», несмотря на то что единая богослужебная практика и единый напев были распространены только в Печском Патриархате (упразднен в 1766) и во вновь основанной Сербской митрополии (1831). В нач. XX в. подобные напевы были отмечены в Косово и Метохии не только у правосл. сербов, но и у мусульман, к-рые сохраняли семейное предание о своем происхождении «от рода святого Саввы». Первые нотные записи серб. народного церковного пения были сделаны в 40-х гг. XIX в., первый крупный сборник - как результат работы с большим числом певчих в Сремски-Карловци - составил К. Станкович в 1854-1857 гг. Бóльшую часть своих записей он гармонизовал по образцу рус. обиходной практики и частично опубликовал в Вене в 1862-1864 гг., среди них - «Хвалите Господа» и «Аллилуия» с примечанием «так поют в Белграде» (Православно црквено у србског народа у ноте написао Kophuлuje Беч, 1862. Београд, 1994р. С. 10, 25).

http://pravenc.ru/text/77886.html

м.; при этом далматинские епископы могли возглавлять кафедры и выполнять указания митрополита только с одобрения властей. В 1791 г. митр. Стефан основал гимназию в Сремски-Карловци, а в 1794 г.- Карловацкую богословию (семинарию), где учились правосл. юноши из Габсбургской империи, с османских земель, впосл. из освобожденной Сербии, а также греки с Ионических о-вов. Он оказывал помощь в открытии епархиальных школ и создал фонд для оплаты обучения юношей из бедных семей. Все школы митрополии признавались гос-вом, их выпускники могли поступить в любое высшее учебное заведение. Также владыка боролся за сохранение сербских привилегий и противостоял навязыванию сербам унии, заботился о дисциплине среди священнослужителей и об улучшении их материального положения. По инициативе владыки Стефана в 1826 г. в Пеште была основана орг-ция «Матица Сербская» , к-рая впосл. стала крупнейшим культурным серб. центром в Австрийской империи и действует до наст. времени. В XIX в. духовными, политическими и культурными центрами для сербов стали мон-ри, прежде всего обители на Фрушка-Горе . Вмешательство властей в работу выборного Собора, который в сент. 1842 г. не смог единогласно, как того требовал устав, избрать нового митрополита, поэтому император утвердил митрополитом Иосифа (Раячича) , поставило под сомнение главную привилегию сербов. Но митр. Иосиф действовал не учитывая мнения властей и во время революции 1848-1849 гг., когда Венгрия пожелала выйти из состава Австрийской империи, а страна ожидала федерализации, на Всесербской майской скупщине 1848 г. провозгласил создание автономной Сербской Воеводины на землях Срема, Баната, Бараньи и Бачки, включая области Военной границы. В том же 1848 г. митр. Иосиф был провозглашен Сербским патриархом, т. к. К. м. считалась преемницей упраздненной Печской патриархии. Несмотря на подавление революции, в 1849 г. император одобрил создание Воеводины, но в иных границах (были выделены Тамишский Банат и нек-рые участки Военной границы) и с др. центром (Темешвар вместо Нови-Сада).

http://pravenc.ru/text/1681083.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010