Книга Бытия говорит нам, что человек дал имена всему живому, всем животным и птицам, которых привел к нему Бог. «Это делает Бог, чтобы показать нам великую мудрость Адама... Впрочем, это делается не для того только, чтобы мы видели мудрость его, но и для того еще, чтобы в наречении имен виден был знак владычества», — пишет святитель Иоанн Златоуст. А преподобный Ефрем Сирин замечает, что наречение имен всему живому показывает еще и «тот мир, какой был между животными и человеком, пока человек не преступил заповеди. Ибо они собрались к человеку как к исполненному любви пастырю... Так, Адам приял власть над землею и соделался владыкою всего в тот же день, в который приял благословение». Мы и сейчас даем имена самым дорогим и любимым домашним питомцам, но в раю каждая птица, каждый маленький звереныш были для людей особенными, уникальными. Так что Библия просто напоминает нам: отношения человека и мира были задуманы как отношения любви, а не только власти. Для Адама и Евы все живое вокруг носило личные имена потому, что их любовь наделяла сотворенный мир смыслом. Но почему сейчас представить себе меру любви первых людей, описанную в Библии, мы можем лишь умозрительно? Возможно, наши самые счастливые и безмятежные детские воспоминания как бы «напоминают» нам о той бесконечной радости, которую знали первые люди. А потом, как мы ни ищем эту радость в своей жизни, найти ее не удается... Вот, счастье уже близко — но вдруг все словно рассыпается, и поиски потерянного рая начинаются сначала. Возможно, люди просто ищут не там?.. Книга Бытия свидетельствует, что и любовь, радость, счастье, и вообще друг друга Адам и Ева приняли в дар от Бога, от любящего Отца. Что же случилось? Почему люди оказались вдруг изгнаны из Эдема. Зло в теории и на практике В книге Бытия сказано, что Бог повелел людям в раю исполнять одну-единственную заповедь — от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт 2 :16-17). Соблюдая ее, они учились бы безусловной любви к Нему — даже если смысл заповеди и не был им ясен до конца. Как объяснила смысл подобного запрета Королева, героиня фантастической повести «Переландра » К. С. Льюиса, — «Как же можно не слушаться Того, Кого любишь?». А в Новом Завете Христос говорит об этом предельно ясно: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое (Ин 14 :23).

http://foma.ru/raj.html

...Иногда кажется, что муравейник — это какое-то хаотичное движение, лишенное всякого смысла. Но это не так. Все движение в нем посвящено чему-то единому, какому-то общему замыслу, оно органично и правильно. Так обстоят дела у муравьев — в отличие от нас, жителей человеческого муравейника, одиноких в своих мечтах успеть все самому. А Господь снова и снова посылает нам людей, чтобы мы учились замечать на этой земле не только самих себя. Источник: Портал Саратовской епархии , газета «Православная вера» 13 (537) Правда о потерянном времени 13 июля 2015, 07:26 Автор: священник Андрей Мизюк Наверное, самым печальным и наиболее распространенным человеческим недостатком является неспособность ценить время. Хотя бы осознавать его необратимость, не говоря уже о том, чтобы использовать его разумно. Пользуемся, как водой из-под крана, без счетчиков. А ведь закончится оно может внезапно. На пороге безумия Размышляя о нашем отношении ко времени, я почему-то прежде всего вспоминаю про евангельского богача и его урожай: И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? (Лк. 12, 19-20). Не мы ли это в годы нашей молодости, смотрящие беспечно на свои силы, возможности и перспективы, радующиеся сиюминутным успехам, считающие, что пришло оно, наше время - время быть удачливым, сильным, время все успевать и уметь, что оно в нашей власти и никуда не денется? Не свойственно ли нам, получив однажды чуть больше, чем нужно для жизни, возомнить о себе нечто, что подбросит нас без крыльев на смертельную высоту? Так и есть. Урожай заканчивается, деньги глупо растрачиваются, те, кто в минуту мнимой славы назывался друзьями, исчезают, едва почувствовав, что взять больше нечего. И вот - «выхожу один я на дорогу». Дорогу, на которой кроме весомых материальных потерь и моральных растрат есть еще одна зияющая пустотой дыра - время. Бездарно потраченное и ушедшее.

http://zavet.ru/a/page_duh_0.html

После Нагорной проповеди народ дивился учению Его ( Мф.7:28 ). Чему он дивился? Ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи ( Мф.7:29 ). В чем же заключается различие? Книжники и фарисеи честно отрабатывали свой хлеб, повествуя о том, что сказано в книге Второзакония или у пророков. Чтобы узнать, как следует поступить в той или иной ситуации, они открывали Писание и учили в соответствии с ним. А Христос добавлял к написанному: А Я говорю вам. Вот в чем состояла суть Его учительства. Так не говорил никто из иудеев. Это шокировало людей, это потрясало их. Одни говорили, что Он сумасшедший, другие – что в Него вселился бес. Однако Господь не походил ни на сумасшедшего, ни на бесноватого. Кто же Он? И эта загадка три с половиной года будоражила всю Иудею. Действительно, Кто же Сей, если и ветры и море повинуются Ему? ( Мф.8:27 ). Кто же Сей, Кто после Бога говорит чтото еще? Это всех потрясало, одних смущало, других соблазняло, иных злило, некоторых покоряло, и они, не задумываясь, шли за Ним и учились у Него. Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи. Он учил как Дающий учение, а не как преподающий его. Слова Христовы воздействовали на сердце, а не только на разум, они покоряли слушающего, не оставляя его равнодушным. Так о чем же говорил этот удивительный загадочный Учитель из Назарета? Он не создал никакой вероучительной, философской или политической доктрины. Свидетельство тому – тот факт, что философы, представляющие самые различные школы и направления, находят почву для своих размышлений в словах Христа. На них основываются самые разные политические системы: рабовладельческие, феодальные, монархические, демократические и даже социалистические, находят нечто для себя в словах Христа, так же как и любая конфессия. Если бы Господь дал нам догматическое богословие, такое, как например, догматическое богословие митрополита Макария 80 , в котором имеется все: учение о Боге, учение о Троице, учение об Ангелах, учение о творении мира, учение о Церкви, учение о благодати и учение о вечной жизни, то разве существовали бы конфессии? Они бы не могли существовать. Ни одна конфессия, кроме православия, не основывает свое вероисповедание на догматическом богословии митрополита Макария.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Объяснение молитвы: молящийся просит Бога о ниспослании ему спасительной силы Духа Святого для подкрепления его душевных способностей, то есть ума, воли, памяти и воображения, чтобы при помощи их он мог усвоить себе преподаваемое учение и приобретенные им познания мог употребить на прославление Творца, на радость родителям своим и на пользу своей родины, то есть России. Молитва после учения. Благодарим Тебе, Создателю, яко сподобил еси нас благодати Твоея, во еже внимати учению. Благослови наших начальников, родителей и учителей, ведущих нас к познанию блага, и подаждь нам силу и крепость к продолжению учения сего. В переводе на русский язык. Благодарим Тебя, Создатель, что удостоил нас своей благости (спасительной помощи), чтобы мы охотно учились. Благослови наших начальников, родителей, учителей, указывающих нам путь к добру, и даруй нам здоровье и бодрость продолжать учение. Объяснение молитвы: молящийся благодарит Бога за ниспосланную ему помощь при учении и просит о ниспослании Его благословения на своих наставников и родителей, а также просит о ниспослании ему сил для продолжения учения. Молитва Господня Отче наш, иже еси на небесех! да святится имя Твое; да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть царство, и сила, и слава во веки. Аминь. В переводе на русский язык. Отче наш , сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день, и прости нам грехи наши, как и мы прощаем должникам нашим, и не введи нас в искушение, но избави нас от лукавого. Ибо Твое есть царство и сила, и слава во веки. Аминь. (Истинно). Эта молитва названа Господней потому, что Сам Господ наш Иисус Христос научил ей своих учеников, а апостолы передавали ее всем верующим. Она есть важнейшая молитва для всех христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

С этого времени начинается постоянная и сильная вражда Самарян к Иудеям. «И стал народ земли той (Самарянской) ослаблять руки народа Иудейского и препятствовать ему в строении. И подкупали против них советников (царских), чтобы разрушить предприятие их во все дни Кира царя Персидского и до царствования Дария царя Персидского» ( 1Ездр.4:4–5 ). При Кире клеветы и козни Самарян и других врагов Иудейского народа, конечно, не могли иметь успеха; но уже преемник Кира и сын его Камбиз обращал внимание на доносы клеветников, а преемнику 5 Камбиза было донесено, что Иудеи строят не один храм, но укрепляют и Иерусалим с целью отложиться (ст.13). «Тогда остановилась работа при доме Божием, который в Иерусалиме и остановка эта продолжалась до второго года царствования Дария 6 , царя Персидского» (ст.24). Когда таким образом работы по созиданию храма были остановлены, Иудеи занялись устройством своего быта; ибо все было раззорено, опустошено в Иудее Халдеями и другими врагами. Все нужно было созидать снова. Время шло незаметно среди житейских попечений и дел. Прежнее горячее усердие к построению храма Божия охладело, ревность пропала; доканчивать постройку храма не столько не смели, сколько не хотели, хотя прежние опасности миновались, препятствий со стороны врагов не было. Между тем храм был необходим; ибо с ним соединены были все лучшие, священные интересы Иудейского народа. Это была сокровищница священных преданий, установлений, образов и гаданий; это была школа, где Иудеи воспитывались, учились и приготовлялись к принятию Спасителя мира. Св. Аггей говорит, что Господь Бог наказывал Иудеев за нерадение к храму, вразумлял их разными бедствиями. Но этих вразумлений Иудеи не понимали, или не хотели понимать, оставались беспечными по-прежнему. Потому, Бог послал вразумить их Св. прор. Аггея и побудить их к дальнейшей постройке храма. Это была главная цель посольства сего пророка. Св. пророк с ревностью принялся за дело, ему порученное. Четыре раза он получал откровения свыше, и четыре раза своими Боговдохновенными речами возбуждал, оживлял усердие народа к созиданию храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Цоан или Цан, названный греками Танис, один из главных городов Нижнего Египта (расположенный в дельте Нила, на восток от его главного русла правого рукава), был известен в глубокой древности. Его князья, потомки древних знатных государственных мужей, известны были всему древнему миру своей высокою образованностью: благодаря их мудрости, Египет достиг высшей степени благоустройства. Слава о многочисленных изобретениях и сооружениях привлекала в Египет любознательных путешественников из других отдаленных стран (Пифагор, Салон, Геродот, Платон и др.), которые дивились и учились мудрости Египтян. Но, при совершении суда Божия над Египтом, при опустошении страны, и князья Таниса не придумают никаких средств для сохранения того порядка, кикой был создан их предками; их совершенное бессилие обнаружит их лживую мудрость: тогда всем будет очевидно, что князья не знают Виновника истинного благополучия и не могут узнать того, «что Господь Саваоф определил о Египте». Это незнание для них будет тем постыднее, что они, и при своем безумии, увидят однако разрушение своего государства, которое созидалось и охранялось величайшими усилиями мудрых предков в течении нескольких тысячелетий. Между тем было время, когда Господь через своего мудреца Иосифа открывал будущую судьбу и устраивал благополучие Египта ( Быт.41:29–39,46–49,53–57 ). 13–14. Обезумели князья Цоанские; обманулись князья Мемфисские, и совратил Египет с пути главы племен его. Господь послал в него дух опьянения; и они ввели Египет в заблуждение во всех делах его, подобно тому, как пьяный бродит по блевотине своей. (Оскудеша князи танесовы, и вознесошася князи мемфитстии, и прельстят Египта по племеном. Господь бо раствори им дух прельщения, и прельстиша Египта всеми делесы своими, якоже прельщается пияный и купно блюющь). Мемфис, расположенный на берегу Нила (не далеко от разделения его на два главных рукава), также как и Танис, был одним из главных городов Нижнего Египта. Князья Мемфиса были уверены, что они могут знать волю своих богов и, при помощи многоразличных средств, узнают от них как причину общественных бедствий, так и сами средства спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

81 . И еще Корей, Дафан и Авирон и с ними двести пятьдесят мужей восстали на Моисея и закон Божий, и земля поглотила их, и огнь попалил их ( Чис.16:135 ). 82 . Из двенадцати жезлов один только жезл Ааронов расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали, и видели все, что священнодействовать может только тот, кого избрал Господь ( Чис.17:18 ). 83 . Еще был ропот народа у Меривы, когда не было воды. Моисей жезлом ударил в скалу, и потекла вода ( Чис.20:113 ). 84 . Народ возроптал на Бога, и ядовитые змеи жалили народ, и многие умирали. Тогда Моисей сделал медного змея (прообраз Креста Животворящего), и, глядя на него, народ оставался жив ( Чис.21:49 ). 85 . Валаам по велению Божию пророчествовал о Христе Мессии: Возсияет звезда от Иакова, и восстанет Человек от Израиля, и Царство Свое Церковь утвердит по земле ( Чис.24:17 ). 86 . Когда народ стал блудодействовать с дочерями Моава и оставил веру в Истинного Бога, то Господь поразил за это 24000 человек, и только священник Финеес отвратил ярость гнева ( Чис.25:19 ). 87 . За сорок лет странствования в пустыни сложили свои кости все, роптавшие на Бога, и выросли их сыны, и им дано войти в землю обетованную ( Чис.26 ). 88 . Возлюби Господа, Бога Твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими ( Втор.6:5 ). Храни заповеди Господа и делай справедливое и доброе. 89 . Благословение Господне будет, если послушаешь заповеди Бога; и проклятие, если уклонишься с пути праведного ( Втор.11:27, 28 ). 90 . Если любишь Бога от всего сердца своего, не слушай иное учение, и не ходи вслед идолов ложных, и не твори мерзости на земле ( Втор.6:14; 8:19; 18:9 ). 91 . Будьте святы и любите Бога Всемогущего, ибо сорок лет Бог водил народ по пустыни, и одежда и обувь не обветшали, и хлеба не ели, и вина и сикера не пили, и хранил их Господь ( Втор.29:56 ). 92 . Собирайте народ, мужей, и жен, и детей, и пришельцев, чтобы они слушали и учились правде и боялись Господа Бога и исполняли закон Его. 93 . Имя Господа прославляйте и воздавайте славу Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Хотелось бы четкого определения что было в советском строе хорошего, что нужно взять с собой в новою жизнь.В основном это в первую очередь и было уничтожено в годы ельцинизма. Геннадий 26 июня 2012, 17:04 Здравствуйте, Геннадий. Вы слишком сгущаете краски. Мне, кажется, я знаю, почему Вы так поступаете. Помните слова Евангелия, отрывок из которого зачитывали в храме на литургии в прошлое воскресенье? Напомню Вам: " Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. " Не нужно человеку, как Вы пишете, работать 7 дней в неделю по 25 часов, чтобы выжить. И храмы в выходные дни я вижу переполненные. Очень просто сделать козлом отпущения правительство и государство. Намного сложнее увидеть себя, устыдиться и раскаяться в своем маловерии и себялюбии. " Я хороший, но они меня чего-то там лишают, так что и помолиться не могу " . Не " хулиганы " - они, и " зрения " не они Вас лишают. Никогда светское правительство не делало так много для того, чтобы люди прозрели. Кирилл 26 июня 2012, 14:44 1. Не так. 2 тысячи лет назад священников убивало государство, а сейчас оно помогает восстанавливать храмы. Мученики за веру были всегда при любом режиме. 2. Примером. Честной работой. Школа пока остается бесплатной. Все относительно. В советское время мой однаклассник (мы тогда учились в школе) не считал что он живет убого, хотя у него порой кроме чая с сахаром ничего дома поесть не было. А " убогое существование " - этона мой взгляд потому, что " у Бога " , но " не с Богом " . 3.Нужно возводить, что бы именно не влачить " убогое существование " . Деревня не вымерла. Например, в моей деревне на рязанщине живет 1,5 тыс. человек, многие ездят на иномарках. Работа есть - с/х. Но многие к сожалению не посещают храм, в это самая главная проблема на селе. 4. До революции в нашей деревне даже летом в страду (до 20 часов работы в день) крестьяне умудрялись следовать церковному уставу: посещали службы, отмечали церковные праздники (до сих пор отмечают, правда теперь с выпивкой) и деревня была самой богатой в уезде.

http://pravoslavie.ru/54450.html

Пред вступлением в пределы этой земли Господь дал такое повеление Моисею: „в праздник Кущей собери народ, мужей и жен и пришельцев твоих, которые будут в жилищах твоих, чтобы они слушали и учились, и чтобы боялись Господа Бога вашего и старались исполнять все слова закона сего. И сыны их, которые не знают сего, услышат и научатся бояться Господа Бога вашего“ ( Втор. 31,12. 13 ). Тому же учит нас наша православная Церковь всеми праздниками установленными в память как мировых событий, относящихся ко всему человечеству, так и местных, имеющих значение только для нашего отечества. Будьте внимательны к ее молитвам при воспоминании помощи Божией, явленной предкам нашим в борьбе их с татарами, два века державшими их в порабощении, в освобождении от бедствий междуцарствия и польского нашествия, в сокрушении полчищ двадесяти язык в 1812 г. и т. п., – изъясняйте, кто может, значение этих празднований людям неграмотным, и все подобные события будут для народа путевыми столбами, указующими им прямое направление к его назначению – быть верным заветам Христа Спасителя нашего и уставам святой Его Церкви. Частные задачи, предлежащие народу нашему относительно внутреннего благоустройства отечества нашего, защиты от врагов, просвещения племен неведущих имени Христова, освобождения единоверных братий угнетаемых чуждыми народами, Господь Сам не только научит нас уразуметь, но и поможет исполнить. И спасение великого Государя нашего от смертной опасности, чудесно совершенное на этом месте, будет иметь навсегда такое же значение не только для современников, но и для отдаленных потомков. И они чрез сохранение этого празднования, которое мы ныне совершаем, научатся бояться Господа Бога нашего, указавшего нам чудом спасения Царя нашего, – на кого нам надеяться в трудные времена неверия и развращения народов, от какой земной власти ждать защиты при всемирных смутах и переменах в правительствах, каких Царей просить у Бога для нашего отечества, и как нам чтить и любить таких Царей, какого даровал нам Господь в Лице несравненного Государя нашего Императора Александра Александровича. Аминь. Читать далее Источник: Полное собрание проповедей высокопреосвященнейшего архиепископа Амвросия, бывшего Харьковского : С прил. Т. 1-5. - Харьков : Совет Харьк. епарх. жен. уч-ща, 1902-1903./Т. 3. - 1902. - VI, 558 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Сводя все содержание нравственности к любви к Богу и тесно связанной с нею любви к человеку, св. Василий Великий говорит о врожденности человеку этих видов любви, а положительный закон признает лишь воспитателем этого естественного побуждения. «Любовь к Богу не есть что-либо приобретаемое учением. Ибо не у другого учились мы восхищаться светом, быть привязанными к жизни, не другой кто учил нас любить родителей или воспитателей. Так, или еще более невозможно отвне научиться любви Божией, но вместе с устроением живого существа, разумею человека, вложено в нас некоторое прирожденное стремление (λγος σπερματικς), в себе самом заключающее побуждение к общению любви. И его то взяв, училище Божиих заповедей имеет обыкновение тщательно возделывать, благоразумно воспитывать и при помощи Божией благодати возводить до совершенства» 19 . Эту же мысль мы встречаем в сочинениях св. Исидора Пелусиота . «Поистине, – говорит он, – достойны похвалы те, которые исполняют долг по внушению естественного закона. Ибо сама природа носит в себе точный и неповрежденный критерий (κριτριον) добродетелей, на который указывает сам Христос в видах побуждения и поощрения, говоря: во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; потом, показавши, что в этом заключается правило всякого благочестия и человеколюбия, прибавил: в этом закон и пророки. Но после того, как человеческая природа извратилась и ниспасла из состояния непорочности и почти забыла признаки добродетели, был дан писаный закон. Но так как и этот был нарушен преступлениями человека, то исправление и восстановление человека было поручено пророкам. Но так как и эти также отказались (от исполнения этой задачи), говоря: врачевали мы Вавилон, но не исцелился, то на землю пришел тот, который посеял в природе человека семена добродетели, потом учил ее чрез закон и громко возвещал истину чрез пророков» 20 . В четвертой главе нашего исследования будет показано, что, повинуясь врожденному стремлению к добру, человек в той или другой форме сознавал ценность нравственного идеала, во всей своей чистоте и совершенстве открытого в христианстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/es...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010