12:6–8. По любви своей Господь посылает наказания, ибо наказание от Господа учит добродетели и мудрости. Бьет всякого сына, которого принимает, то есть Бог бичует скорбями и напастями всякого сына, которого принимает, приближает к Себе для того, чтобы вести его от совершенства к совершенству, ибо от скорби вырабатывается христианское терпение, от которого происходит опытность не только в перенесении скорбей, но и в благоугождении Богу. Вследствие этой опытности является надежда на Бога, которая никогда не посрамит (см. Рим. 5:3–5 ). Таким образом, Бог подвергает биению – испытаниям и скорбям всякого сына. Но не всякий, подвергающийся биению, есть сын, ибо наказываются Богом и человекоубийцы, и разбойники, и многие подобные. Но только сын наказывается из любви, чтобы стал еще лучшим, а люди лукавые, от нерасположения к ним, чтобы не стали еще худшими. А многие злые и вовсе не подвергаются наказанию, как совершенно неисправимые, чтобы там, в жизни будущей, подвергнуться страшному наказанию (ср. Лк. 16:23 ). Благотворность страданий, как Божеских наказаний, святой Павел доказывает сравнением их с благотворностью отеческих наказаний. «Если Бог наказывает нас, – говорит Златоуст, – то для исправления, а не для мучения. Посему Апостол тем самым, почему они (палестинские христиане) считали себя оставленными, внушает им уверенность, что они не оставлены, и как бы так говорит: претерпевая такие бедствия, вы уже думаете, что Бог оставил и ненавидит вас? Нет, если бы вы не страдали, тогда следовало бы опасаться этого. Ибо если Он бьет всякого сына, которого принимает, то не битый, может быть, уже не сын Его. Истинному сыну невозможно оставаться не наказанным. Как в семействах отцы не заботятся о детях незаконнорожденных, хотя бы они ничему не учились, о законных же сыновьях заботятся, чтобы они не были беспечными, так и в настоящем случае. Посему, если не быть наказанными свойственно детям незаконнорожденным, то нужно радоваться наказанию, как знаку истинного родства. Кто любит своего сына, тот пусть чаще наказывает его, чтобы впоследствии утешаться им ( Сир. 30:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

В седьмой год оставления священники и левиты не получали десятин и начатков ( Лев.25:20, 21 ) 68 . Новолетие и прочие праздники года субботнего праздновались почти с теми же обрядами и жертвами, с какими отправлялись праздники всякого простого года. Год субботний, можно сказать, весь был праздником. В течение его увеличивались дела благочестия и обязанности любви к ближним, а особенно в некоторые праздники субботнего года. Например, в праздник Кущей закон Божий преимущественно читали, и весь народ должен был слушать его. Моисей завещал: «по прошествии семи лет, в год прощения, в праздник Кущей, когда весь Израиль придет явиться пред лицо Господа, Бога твоего, читай закон пред всем Израилем в слух его. Собери народ, мужей, и жен, и детей, и пришельцев твоих, которые будут в жилищах твоих, чтобы они слушали, учились и боялись Бога вашего, и старались исполнять все слова закона сего. Тогда и сыны их, которые не знают сего, услышат и научатся бояться Господа, Бога вашего, во все дни, пока вы будете жить на земле» ( Втор.31:10–13 ). Год юбилея Седьмой из субботних, или пятидесятый год был также праздничным у евреев и назывался юбилей. «Насчитай себе семь суббот – лет покоя, говорил Господь, семь раз по семи лет, чтобы было у тебя времени в семи субботах лет, сорок девять лет. И воструби трубою в седьмой месяц, в десятый день месяца, в день очищения вострубите трубою по всей земле вашей. И освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей» ( Лев.25:8–10 ). Имя юбилея одни производят от еврейского слова, которое значит восстановлять, потому что в год юбилея восстановлялись первоначальные права владения ( Лев.25:10–18 ); а другие, и едва ли не вернее, от еврейского слова, которое значит: труба или рог, в который трубили и возвещали начало юбилея ( Лев.25:9 ). Пятидесятый год отличался от субботнего обширнейшим распространением права Божия относительно покоя земли, освобождения рабов и восстановления всех владельцев в первоначальных правах собственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Из обрядов жертвоприношений ветхозаветных можно производить начало некоторых установлений христианских. По подобию ветхозаветного возложения рук на голову жертвенного животного, чрез которое человек очищался от своих грехов, православный духовник возлагает свою руку и епитрахиль на голову исповедавшего пред ним грехи свои. Некоторые из жертв ветхозаветных возносимы были на руках жертвователя или священника: так дары бескровной жертвы православный священник возносит горе при словах: «Твоя от Твоих Тебе приносяще», и пр. По примеру общего участия в ветхозаветной жертве благодарения, в древней христианской Церкви после Евхаристии устроились вечери любви, или общие трапезы, и проч. Молитвы и другие священнодействия ветхозаветного общественного Богослужения В состав общественного Богослужения ветхого завета, кроме жертвоприношений, входили молитвы и чтение закона Божия. Священник произносил молитвы, а стоявший народ подтверждал благоговейным восклицанием: аминь ( Неем.8:6 . 2Мак.1:28–30 ). В торжественные дни, и особенно, когда много народа собиралось к Богослужению, закон Божий был читаем и объясняем священниками и левитами, по заповеди Моисея. По внушению Божию, он написал все слова закона в книгу и отдал его священникам, сынам Левииным и всем старейшинам Израиля, и завещал им: «Когда весь Израиль придет явиться пред лицо Иеговы, читай закон пред всем Израилем в слух его. Собери народ, мужей и жен, и пришельцев твоих, которые будут в жилищах твоих, чтобы они слушали, и чтобы учились, и боялись Бога, и старались исполнять все слова закона. Тогда и сыны их, которые не знают сего, услышат и научатся бояться Бога во все дни, пока поживут на земле» ( Втор.31:9–13 . Неем.13, 9:3 ). Жертвы, молитвы и чтение закона Божия сопровождались светом светильников ( Исх.27:20–21 ), каждением ( Исх.30:7–9 ), пением и звуком священных труб ( 1Пар.15:16–28 ), поклонениями молящихся (Нем.8:6). Богослужение оканчивалось благословением народа от священника или первосвященника, заключавшим в себе троекратное призывание Господа, чтобы Он хранил народ, благоволил к нему и миловал его ( Чис.6:22–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Он считал себя орудием Божиим, и сражения свои сражениями Божиими. Как верный воин слушается приказов военачальника своего, так и он прислушивался и слушался воли Бога Живого. Себе он не приписывал никаких добродетелей, никакой силы, никакой заслуги, а все – Богу, и только Богу. На свое войско, свое оружие и свою мудрость не надеялся нисколько, а полагался на Бога, и только на Бога Всесильного и Всемудрого. Видите, братья, с какими людьми Бог ходит. О, если бы христианские властители и воеводы видели это и учились от Иисуса, слуги Божия, как надо служить Богу! О, если бы все они вдруг поняли, что лучше всего служишь народу, когда служишь Богу, и что невозможно служить народу, если не служишь Богу! Господь Бог исполнил обещание Свое и был с Иисусом Навином до конца деяний его и жизни его. А то, что Господь был с ним, показывают чудеса великие и страшные, которые Господь явил через этого верного слугу Своего. Бог разделил воду Иордана, и народ без моста перешел его по суше; Бог сделал так, что пали стены Иерусалимские на глас трубы; Бог открыл Иисусу глаза, чтобы он увидел Архангела с мечом в руке; Бог предал могущественных врагов в руки израильтян; Бог остановил солнце над Гаваоном и луну над долиной Аиалонской. Воистину, никогда и нигде Бог не оставил слугу Своего Иисуса, так как Иисус не оставил неисполненной ни одной заповеди Божией. Свидетель Живого Бога и прообраз Спасителя мира, когда состарился и вошел в лета преклонные, поучал народ свой так, как его Бог вначале поучал: чтобы он не уклонялся ни вправо, ни влево, а держался Господа Бога своего ( Нав.23 ). О, Господи Иисусе, Сыне Божий, предивные чудеса показавший через Иисуса Навина, верного слугу Твоего, укрепи нас и ободри нас, чтобы не отступились от Тебя ни вправо, ни влево, ради славы Твоей и спасения нашего. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 31 Декабря. Поучение о Руфи Народ твой будет моим народом, и твой Бог – моим Богом... смерть одна разлучит меня с тобою ( Руф.1:16–17 ) Эти слова дивны и когда сын говорит их отцу, и когда дочь – матери, и когда жена – мужу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

А смирение, терпение, ревность и постоянство в добрых делах не ослабляют, но укрепляют надежду, а вместе и возвышают то успокоение в Боге, которое доставляет христианская на­дежда. Возлюбленнии, пишет возлюбленный ученик Христов, аще сердце наше не зазрит нам, дерзновение има­мы к Богу: и Его же аще просим, приемлем от Него, яко заповеди Его соблюдаем, угодная пред Ним тво­рим. «Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас: то мы имеем свободный доступ к Богу, и чего ни попросим, получим от Него: потому что соблюдаем заповеди Его, и делаем угодное пред Ним» ( 1Ин.3:21,22 ). Апостол Павел говорит: терпение соделывает искусство, искусство же упование ( Рим.5:4 ). От терпения происходит опытность в добрых делах, то есть постоянство и твердость в исполнении заповедей Божиих; а от этой опытности возвышается надежда, а с надеждою возрастает и успокоение в Боге. Поэтому премудрый сын Сирахов так изображает этот сыновний страх: Страх Господень слава и похвала, и веселие, и венец радости: страх Господень возвеселит сердце, и даст веселие и радость и долгоденствие. Боящемуся Господа благо будет на последок, и в день скончания своего обрящет благодать ( Сир.1:11–13 ). Окончу поучение словами апостола Павла, внушающими нам дух истинной христианской надежды: «Господь близко; ни о чем не заботьтесь, но всегда в молитве и прошении с благодарностью открывайте желания свои пред Богом; и мир Божий, превышающий всякий ум, утвердит сердца ваши и мысли ваши во Христе Иисусе. Впрочем, братия мои, что истинно, что честно, что любезно, что достославно, что составляет добродетель и похвалу, о том помышляйте. Чему вы учились, что приняли, и слы­шали, – сие исполняйте, и Бог мира будет с вами» ( Флм.4:6–8 ). Аминь. Поучение 4. 1) Признаки истинной христианской надежды. 2) Примеры Раскрыв в предыдущем поучении свойства христианской надежды, ныне покажу вам, по каким признакам, или по каким действиям можем узнавать, имеем ли мы истинную надежду; и предложу несколько примеров таких святых мужей, которые имели истинную надежду, и оставили нам в своей жизни примеры на­дежды, достойные подражания.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

О важности святых псалмов нет нужды распространяться; довольно сказать, что в Христианской Церкви нет ни одного богослужения, при котором бы не употреблялись псалмы. Сам Господь наш после Тайной Вечери выражал славу и благодаренье Богу пением псалмов. Во всех случаях своей жизни, в дни скорби и печали, в дни радости и веселья псалмами христианин может выражать свои мысли и чувствования к Богу. Но говоря о Псалтири не можем не заметить следующего: известно, что Псалтирь была учебной книгой у нас в древности; по ней учились грамоте наши деды и отцы, и как хорошо было это! Слово Божие с младенчества напояло их сердца и предохраняло их от многих бед в жизни; отцы наши с детства знали писания, которые умудряли их во спасение верою во Христа Иисуса ( 2Тим. 3, 15 ). Кто не жалуется в наше время на то, что юноши наши увлекаются дурными людьми на путь порока? Кто не оплакивает этого поистине печального явления? Какой отец, какая мать не дрожали и не дрожат за судьбу своих детей? Но на чем мы все воспитывали своих детей? На песнях, баснях, на повестях легкого содержания. И вот стало легко склонить наших детей со стези правды и закона на путь беззакония и неправды. Этим мы мало-помалу угашаем в детях Духа Святого, стираем помазание от Святого, которое, по апостолу ( 1Иоан. 2, 20–27 ), учит само всему доброму, так что истинный христианин не требует, чтобы кто учил его. На какой почве стоит дерево, такой и плод приносит. Не было бы того, если бы мы смолоду насадили и вкоренили в сердцах детей Слово Божие, и если бы они полюбили божественные псалмы и научились петь их. Там, в первых строках, они бы прочли: блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей ( Пс. 1,1 ). Какой отец не пожелает, чтобы дети его были целомудренны? Пусть же он читает с ними Слово Божие, пусть поет псалмы. Какой воспитатель не желает предостеречь своих питомцев от сластолюбия? Пусть же он по воскресным и праздничным дням не читает своим воспитанникам повести, а читает святую Псалтирь; там он найдет врачевство: еще не прошла прихоть их, еще пища была в устах их, гнев Божий пришел на них, убил тучных их и юношей Израилевых низложил (77, 30–31).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

В IV веке блаженный Иероним , рассуждая о браке и девстве, утверждает, что апостолы, которые вступили в брак до призвания их Иисусом, став апостолами, «оставляют брачную обязанность». В доказательство Иероним приводит слова Петра: «вот, мы оставили все и последовали за Тобою» и ответ Иисуса: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» ( Мф. 19:29 ). В словах Павла о «сестре жене» Иероним видит указание на одну из «святых женщин, которые, по иудейскому обычаю, служили учителям из своего имения». В заключение своего длинного рассуждения Иероним все же признает, что у Петра была жена, однако утверждает, что «в то время, когда уверовал, он тещу имел, а жены уже не имел» 35 . Образование, грамотность, возраст на момент призвания Мы ничего не знаем об образовании, которое Петр мог получить в детстве, отрочестве и юности. В научно-популярной литературе распространено мнение о том, что Петр был неграмотным. Это вполне вероятно, учитывая его происхождение и род занятий. В Деяниях о Петре и об Иоанне сказано, что они «люди некнижные и простые (γρμματο εσιν κα διται)» ( Деян. 4:13 ). Прилагательное γρμματοι («некнижные») буквально означает «неграмотные», «не умеющие читать». А существительное διται («простые») может быть переведено как «невежды». Именно так оно переведено в 2Кор. 11:6 : «Хотя я и невежда в слове (διτης τ λγ), но не в познании» 36 . С другой стороны, более поздние еврейские источники 37 рисуют картину чуть ли не поголовной грамотности мужского населения Палестины I века. Если верить этим источникам, начальные школы существовали едва ли не в каждом городе или селении и все еврейские мальчики в раннем возрасте учились читать Библию . Вопрос о том, насколько эти данные могут соответствовать реальной картине, остается объектом научной дискуссии 38 . Все еврейские дети знали Тору – Пятикнижие Моисеево. Отрывки из нее читались на богослужениях в синагогах, а также во время жертвоприношений в Иерусалимском храме, куда многие семьи совершали паломничество ежегодно, а то и несколько раз в год. Именно устная традиция была главным передатчиком священного текста. Письменные источники были доступны далеко не всем: книги стоили дорого, и иметь домашнюю библиотеку могли позволить себе только очень зажиточные семьи. Та семья, в которой вырос будущий апостол, не относилась к их числу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Изрядное училище молитвы и благочестия – скорбь и страдание. Израильтяне, будучи в Египте и терпя обиды от приставников фараона-мучителя, прилежно молились и вопили к Богу, как Сам Господь говорил о них: Я увидел страдание на рода Моего в Египте и услышал вопль его ( Исх. 3, 7 ). Анна, мать Самуила-пророка, терпя поношения по причине бесплодия, терпя тесноту и скорби, сердечно молилась Богу и услышана была Богом (см.: 1Цар. 1 ). О том же, как царь Давид в скорбях и гонениях своих возбуждался к сердечной молитве, псалмы его свидетельствуют. Пророк Иона во чреве кита, как во аде, из глубины сердца вопил ко Господу, как сам говорит: возопил в скорби моей к Господу Богу моему ( Ион. 2, 3 )... Так скорбь учит сердечной молитве. Когда усерднее молимся, как не во время болезни, беды, напасти, искушения, при нашествии иноплеменников, во время голода, моровой заразы и прочих бедствий, которые грозят нам смертью? Тогда из глубины сердца исходит и восстает молитва. Также и христианским добродетелям нигде лучше не учимся, как в скорби, страдании и искушении. Воин не тот искусен, который много учится уставу воинскому, пребывая в отечестве, а тот, который достаточно в сражениях против неприятеля побывал. Так и христианин тот искусен бывает в звании христианском, который сквозь огонь и воду искушений, бед, напастей и скорбей проходит и сражается против невидимых врагов. И для этого-то, кроме других причин, Бог попускает рабам Своим скорбь и страдание, то есть чтобы они учились истинной и сердечной молитве, и к Нему прибегали, и помощи искали, и обучались христианским добродетелям. От скорби происходит терпение, от терпения – опытность, от опытности – надежда, а надежда не постыжает ( Рим. 5, 3–5 ). Без соли мясо и рыба гниет. Так и без скорби христианин портится. Соль выгоняет червей из мяса и рыбы. Так и скорбь изгоняет растление и страсти из души. Соль хранит целость вещей. Так и скорбь соблюдает целость души. Горька соль, но полезна для тела, горька и скорбь, но полезна для души... Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает ( Евр. 12, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Кроме того, мы хотели учиться быть братьями во Христе, и я не насылал к тебе никаких повелений, и не требовал, чтобы ты повиновалась безусловно, но мы учились в простоте сердца вести общение между собою в воспоминаниях друг о друге пред Господом, и в слове Божием по священному Писанию, и в служении церкви. – По вашему предварительному предложению я соглашался на то, чтобы вы, когда будет угодно и нужно, писали ко мне о своих искушениях внешних и внутренних; и я обязан был по силам, по временам соответствовать вашему простосердечию, и искренности, сообразуясь с правилом христианской веры и жизни, преданным Церкви от Господа посредством святых Пророков Его и Апостолов. Но, между тем. я внушал тебе, что брат далеко, а верный и единственный Друг и Жених души твоей всегда с тобою, всегда в тебе, дабы ты не привязывалась ко мне, не опиралась, не надеялась на меня, но всею верою, надеждою и любовию прилеплялась к Тому, Который один взял на Себя грехи наши, и не только наши, но и грехи всего мира, как имеющий силу спасти ( Ис. 23:1 ). Посему я и не смел никогда обнадеживать тебя ни каким-нибудь знанием, ни молитвами, но всегда предавал тебя Богу и благодатному слову Его, и советовал тебе ходить пред Ним в духе свободы Евангельской, внимая слову Его в совести твоей и в Богодухновенном Писании, приемля от Него благословения на все доброе, действуя с Ним и воинствуя с Ним в искушениях, изливая душу свою пред Ним в день скорби, прославляя верность и истину Его надеждою, где, по-видимому, нет уже и надежды ( Рим. 4:18 ), все почитая за сор, чтобы приобрести Христа, и найтись в Нем не со своею праведностию, но с праведностию, которая от Бога по вере ( Фил. 3:9 .) во Христа Иисуса, – словом, учась жить верою в Сына Божия, возлюбившего нас, и предавшего Себя за нас ( Гал. 2:20 ). Напоминая тебе об этом, я не учу тебя, а сам учусь; и ты, по милости Божией, знаешь священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса; и все Писание Богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, чтобы совершен был человек Божий, ко всякому делу доброму приуготовлен.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Мк.16:17 . Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками. Мк.16:18 . будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. Слова сии относятся главным образом к Апостолам, как первым проповедникам Христовой веры, но относятся и ко всем верующим. Как Господь Сам, проповедуя Свое учение, совершал чудеса для того, чтобы показать, что Он есть посланник Божий и что учение Его не человеческое, а Божественное, и чтобы, поэтому лучше возбудить веру в Своих слушателях; так для той же цели дал Он силу творить чудеса и Апостолам, а также и всем Своим истинно верующим, которые силой своей веры могли совершать и совершают чудеса для высоких целей, напр., для успеха евангельской проповеди и также для пользы верных. И в первые времена христианства, как видим из истории Церкви, совершалось множество чудес; чудеса совершаются и в наши времена. Именем Моим бесы ижденут (будут изгонять бесов). (Чит. Мк.6:7–13, 9:38 и друг.). Языки возглаголют новы (будут говорить новыми языками), т.е. которых не знали, которым не учились. Так и было с Апостолами после сошествия Св. Духа на них. Были и другие примеры сего в первые времена христианства ( 1Кор.12:10–28, 30 и др.). Змия возьмут (будут брать змей), т.е. сила змеиного яда не будет вредить им. Так и было, например, с апостолом. Павлом ( Деян.28:3–6 ). Так как змей может служить образом зла, то этими словами означается и то, что верующие будут одолевать всякую враждебную им силу (Сл. Лк.10:19 ). Это – то же, что власть наступать на змию и скорпию и всю силу вражию, что обещал Господь даровать и даровал Апостолам. Аще и что смертно испиют (смертоносное выпьют), не вредит (не повредит) им. История первых времен христианства представляет много примеров на это. Такое чудо было с Иоанном Богословом: он выпил чашу с ядом и остался невредимым. На недужные (на больных) руки возложат, и здрави будут. И на это множество примеров в истории христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010