Из этого краткого очерка жизни святого Романа вы ясно можете видеть, юноши, ту истину, что премудрость к учению и успешность в оном зависят не от одних природных способностей, но главным образом от благодати Божией. Благодать же Божия, как вы и опять сейчас же убедиться могли, даётся лишь трудолюбивым и с тем вместе кротким и смиренным. И вот теперь, зная это, для того, чтобы приобрести способность к учению и успех в науках, и потщитесь прежде всего привлечь на себя благодать Божию трудолюбием, усердною молитвою, кротостью и смирением. Будете так поступать, и всё будет хорошо. Святой Сергий Радонежский, Пётр Митрополит Московский – учились сначала плохо; но поскольку были кротки, трудолюбивы и усердно молились Богу, то и сделались великими людьми. Вот и вы так же ведите себя при своём учении, как вели и они, и тогда и вас, без сомнения, Господь также не оставит Своею милостью. Аминь. 2-й день 33. Будет ли нам награда за борьбу с демонами (Из жизни святого Андрея, Христа ради юродивого. Чет. Мин. окт. 2) Слово Божие говорит: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» ( 1Пет.5:8 ). И в другом месте: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских» ( Еф.6:11 ). Этими словами, как видите, Слово Божие учит нас бороться с демонами. Но вот вопрос: будет ли нам какая польза от этого? Дадут ли нам за сие какую-нибудь награду? Получим ли мы за свою борьбу венцы? Не сомневайтесь, братие, и награду мы получим за борьбу с демонами, и венцы за оную дадут нам. Однажды святой Андрей, Христа ради юродивый, увидел во сне, что он стоит на площади. И тут же стояло на площади с одной стороны множество бесов, а с другой стороны также множество облечённых в белые ризы святых мужей. И казалось, что между бесами и святыми происходило нечто вроде борьбы. И бесы, имея между собой одного особенно великого и страшного, с гордостью говорили белоризцам: «Кто из вас может бороться с ним?» Святые молчали.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Читаем дальше Библию : «И кто насадил виноградник и не пользовался им, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении и другой не воспользовался им» ( Втор. 20: 6 ). Какой гуманный закон! Человек должен насадить виноградник, собрать первый урожай, приготовить свежее вино, выпить с друзьями, попеть песни… Потом он может пойти на войну. А тот, кто семью не создал, дома не построил, виноградника не насадил, еще не понимает жизни, не знает, что есть что. Он еще слишком юн и несмышлен, и считалось жестокостью брать такого человека на войну – на смерть. По библейским законам, человека можно было взять на войну в возрасте от 21 года до 50 лет. «И кто обручился с женою и не взял ее, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении и другой не взял ее» ( Втор. 20: 7 ). Мужчина должен познать женскую любовь, полюбить свою жену, увидеть чад своих, стать отцом. Как говорится в знаменитом изречении: человек должен построить дом, посадить дерево, родить ребенка, тогда человек состоялся. И поверьте мне: люди семейные, те, кто состоялись в жизни, повзрослевшие, всегда лучше воюют. Когда началась Великая Отечественная война, в первый призыв брали 18-летних комсомольцев, и все они погибли. Когда стали призывать 40–50-летних мужиков, у которых семьи, дети, а у кого-то уже и внуки, ситуация переломилась. Кстати, это те, кто учились в воскресных школах еще до революции. Это всё были знающие жизнь люди. И Берлин брали 40–50-летние русские мужики, а не мальчишки, которые еще за плечами ничего не имеют. Человек должен знать, за что он жертвует своей жизнью, за что он умирает. И снова обратимся к книге Второзаконие: «И еще объявят надзиратели народу и скажут: кто боязлив и малодушен, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы он не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце». Как видим, трусливых на войну тоже не брали. И очень понятно почему: чтобы они не смогли ослабить воинский дух идущих в сражение. Итак, по закону Божию, на войну надо брать людей, которые уже состоялись, которые знают и понимают, почему они берут в руки оружие, за что они будут сражаться, что хотят оберегать. Предложи мир

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Кстати, одно из имен Бога – Великий Исполин, выходящий на сражение с темными существами, восставшими против Его власти. Это Царь, идущий смирить мятежников. И великий Бог дает семь труб Своим Ангелам. Трубные голоса, звучавшие все сильнее и сильнее, сопровождали явление Бога на горе Синай во время исхода евреев из Египта. Точно так же трубные голоса сопровождают Бога, Который восходит на небеса, поэтому часто на иконах Вознесения Ангелы изображаются с трубами. Царь Давид говорит такие слова: «Восшел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном. Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте, ибо Бог – Царь всей земли; пойте все разумно» ( Пс. 46:6–8 ). Трубные голоса – напоминание о Боге, знак того, что Он вспомнил, о чем Его просили мученики под жертвенником. А они просили о мести за кровь невинноубиенных, пролитую на земле, и Бог вспомнил об этом. Поэтому высшим Ангелам дается поручение трубить трубами, чтобы донести волю всемогущего Бога до земли. Все это происходит за пределами небес. Очень интересно, но есть и мелодия хаоса, мелодия кары Божией, громыхающая страшными разрушениями. Мир разрушается, когда трубят Ангелы Божии, исполняя волю Господа. «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом» ( Откр. 8, 3 ). Что это за золотой жертвенник? Во времена Ветхого Завета была построена сначала Скиния, а позднее и Храм Соломона, причем возведены они были не по собственным проектам, а по образцу, показанному пророку Моисею на горе, то есть по образу небесного храма. И в этом небесном храме было два жертвенника: медный и золотой. На медном – приносились кровавые жертвы (быков, овец, сжигался хлеб и так далее). А прямо перед Святая Святых стоял золотой жертвенник, по образцу из небесного храма, на котором находились мученики, принесшие себя в жертву Богу. И на этом же жертвеннике величайшая из жертв – Сам Христос Спаситель. Кроме того, золотой жертвенник – это жертвенник молитв, которые возносятся перед троном Бога. И вот как о нем говорится в Книге Исход: «И сделай жертвенник для приношения курений, из дерева ситтим сделай его: длина ему локоть, и ширина ему локоть; он должен быть четыреугольный; а вышина ему два локтя; из него [должны выходить] роги его» ( Исх. 30:1–2 ). Четырехугольник – это символ равенства добродетелей. Квадрат – символ того, что человек совершен в добродетелях. Вышина два локтя, потому что любовь у человека должна быть двойная – и к Богу, и к ближнему. Даны эти точные размеры для того, чтобы мы учились небесным реальностям. У жертвенника по четырем углам должны быть рога как главная священная часть его – они символизируют силу, которую являет Бог в честь жертвы приносимой.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

10 . Из этого ясно, что христианская вера не похожа на другие религии и веры в мире. Ибо другие веры [происходят] от людей с земли и от земли, от людей, которые говорили о духовном мире или по своему природному разуму или по обману от злых духов. Никто из основателей других вер не сказал, что он сошел с неба, ни что он послан Отцом, ни что он свидетельствует о небе то, что видел и слышал, ни что он снова вернется на небо. Поэтому не может быть и речи о примирении или уравнивании свидетельства Христова с прочими верами и верованиями в мире. 11 . Не спрашивай христианина, верует ли он в Бога, но спрашивай, верует ли он в Евангелие, в Радостную Весть Христову. Потому что если он скажет, что верует в Бога по своему разумению, а не по Евангелию, то он скорее язычник, потому что дошел до веры, которую люди имели и две тысячи лет назад, как, например, некоторые греческие и азиатские философы. Для чего же тогда Христос сошел с неба? И почему Своею кровью запечатлел Свое откровение миру, Свою Радостную весть? Поистине такой христианин так же принимает на свою главу [вину за] кровь Сына Божия, как и те, кто кричали: «Распни, распни Его!» 12 . Православная Церковь , единственная Церковь Христова в мире, с самого начала хранила Евангелие, без оглядки налево или направо и без того, чтобы полагаться на другие религии, на языческую философию или на естественные науки. Потому что когда идешь с опытным и хорошо видящим путеводителем, бессмысленно и смешно спрашивать о пути слепцов. 13 . Имея совершенную веру во Христа и в Его Радостную весть, отцы и учители Церкви энергично отвергали как эллинскую философию, так и мистерии азиатские и африканские. Хотя они и учились в Афинах философии, как Златоуст, Василий и Григорий Богослов ; так же, как и те, кто был рожден египтянином или сирийцем, как святые Антоний, Макарий, Исаак Сирин , Ефрем Сирин и другие. 14 . Хотя эти святые отцы хорошо знали языческие философии и религиозные мистерии, и притом из первых рук и на своем родном языке, они были решительными защитниками единоспасительной веры в Евангелие. Ни малейшего компромисса не допустили они ни с кем и ни с чем, что земное и от земли, что от человека и по человеку и что находилось вне Христа и Его Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Хотя преступлением их было и сладострастие, но корень той и другой казни произошел от чревоугодия, на что и Иезекииль указывает, говоря: «вот в чем было беззаконие» содомлян, что они в гордости и «пресыщении и праздности» ( Иез. 16:49 ). Так и иудеи, начав пьянством и объедением, предались беззаконию и сделали величайшие преступления. 2. Вот почему и Христос постился сорок дней, показывая нам спасительное врачевство. Дальше этого Он не простирается, чтобы чрезмерным величием чуда не сделать сомнительной самую истину воплощения. Теперь этого быть не может, потому что и прежде Его еще Моисей и Илия, укрепляемые божественной силой, оказались в состоянии вынести такой же продолжительный пост. А если бы Христос постился долее, то многим и это могло бы служить поводом сомневаться в истине воплощения. Итак, пропостившись сорок дней и ночей, «напоследок взалкал» ( Матф.4:2 ), давая, таким образом, случай дьяволу приступить к Нему, чтобы Своей борьбой с ним показать, как должно преодолевать и побеждать. Так поступают и борцы, желая научить своих учеников одолевать и побеждать борющихся с ними; они нарочно в палестрах 7 схватываются с другими, чтобы ученики замечали телодвижения борющихся, и учились искусству победы. То же сделано было и там. Восхотев привлечь дьявола на борьбу, Христос обнаружил перед ним Свой голод, и когда тот приблизился, Он взял его, и затем раз, другой раз, и третий низложил его со свойственной Ему легкостью. Но, чтобы слишком беглым взором на эти победы не уменьшить вашей пользы, рассмотрим подробно каждую борьбу, начав с первой. Когда, говорится, взалкал Иисус, «приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» ( Матф.4:3 ). После того как слышал уже голос, сошедший с неба и свидетельствующий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» ( Матф. 3:17 ), слышал столь же славное о Нем свидетельство Иоанна, искуситель вдруг видит Его алчущим. Это приводит его в недоумение: припоминая сказанное об Иисусе, он не может поверить, чтобы это был простой человек; с другой стороны, видя Его алчущим, не может допустить, чтобы это был Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В это время надо «плакать с плачущими» по слову апостола, воспитанного в еврействе (Рим. 12:15) Так было и при погребении Лазаря. Сказано, что Господь видел Марию плачущую «и пришедших с нею иудеев плачущих» (Ин.11:33) Положение Христа во гроб Теперь от сказанного о погребении вообще, можно перейти к памяти о погребении Иисуса Христа и понять, сколь велики были те, кто хоронил Его. Их звали Иосиф и Никодим. Находясь в тени евангельского повествования, они выступили из этой тени, когда все ученики Христовы разбежались. Они выступили из тени и набрались смелости войти к Пилату, чтобы просить Тело Иисусово. Затем они совершили беспримерное дело любви и милосердия к милосердному Спасителю – они погребли Его и оплакали. Об Иосифе пишут все евангелисты. Пишут, что он был человек «добрый и правдивый», «знаменитый член совета», «ожидавший Царствия Божия». О Никодиме пишет только Иоанн . Иоанн называет Иосифа тайным учеником Иисуса «из страха от иудеев». А про Никодима напоминает, что это именно он приходил некогда к Иисусу ночью. Это ему Христос сказал, что нужно родиться свыше, что Дух дышит, где хочет, и что Сыну Человеческому подобает вознестись от земли (на крест), чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Сей Никодим принес большое количество ароматов, и они с Иосифом «взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи» (Ин. 19:40) Те рыдания, которые они сдерживали у себя в груди, были способны по силе разрывать камни. «Какими руками прикоснусь к Тебе, Слове? Какие песни пропою Твоему исходу?» По мере веры и сердечной чистоты мы можем приобщаться к этому деятельному состраданию в дни Господних Страстей . Так перед нашим взором вырастает образ праведников, о которых известно, что они: а) учились у Иисуса тайно; b) отказались участвовать в несправедливом суде; с) похоронили Его по обычаю, для чего проявили смелость, которой не было в это время и у апостолов. Пора обнажить голову и поклониться этим людям, что Церковь и делает, поминая их вместе с мироносицами.

http://pravmir.ru/iosif-z-nikodimom/

Хощет Бог, чтобы мы совершенною ненавистию возненавидели грех, боялись его паче, нежели смерти телесной, и непрестанно подвизались и ратовали против него, умерщвляя его в самых его зачатиях, то есть, в преступных помышлениях и желаниях, впрочем на себя не надеясь, а возлагая все упование на всемогущую помощь Божественного нашего Воеводы – Иисуса Христа. Хощет Бог, чтобы мы, взирая верою на Христа, Начальника и Совершителя веры, учились усвоять себе непорочность Его, долготерпение и кротость Его, пламенную любовь Его к Богу и человекам, Его преданность и послушание Богу Отцу, и смирение даже до смерти и смерти крестной. Хощет Бог, чтобы мы всегда сохраняли живую память о неотступном Его присутствии с нами; чтобы мы призывали Его в день скорби, чтобы искали Его благословения нашим трудам, и молитвою освящали наши печали и радости. Хощет Бог, чтобы мы памятию о смерти столь известной и неизвестной, о страшном суде праведного Мздовоздаятеля, о вечной муке и неугасающем пламени, о вечной радости в небесном Иерусалиме, а притом молитвою и постом, и другими благословенными подвигами, распинали плоть со страстями и похотями. Хощет Бог, чтобы праведность наша была выше и благороднее праведности фарисейской, и чтобы мы не только были порядочны и честны в наружных поступках своих, но призыванием Иисусова имени, помышлением о спасительных страданиях Иисуса, отсечением худых помыслов, искали и достигали чистоты ума и сердца, без которой никто не узрит Бога. Хощет Бог, чтобы мы, усердно последуя стопам Господа нашего Иисуса Христа, и украшая души наши святыми нравами и добродетелями, не забывали, что без помощи и благодати Христовой мы не можем ничего доброго ни в дело произвести, ни в мыслях зачать: посему хощет Бог, чтобы мы воздавали Ему благодарение и славу о всем, а себя самих почитали рабами ничего не стоющими, хотя бы и были какие успехи в исполнении заповедей. Но когда вы узнали, чего Бог от вас хощет; то смотрите, наблюдайте за собою бодрственным оком внимания, чтобы и в самом исполнении воли Божией самолюбие не обрезывало златниц Божия повеления; чтобы оно не уменьшало веса и достоинства добродетелей ваших; чтобы диавол не похищал из сердец ваших семени слова Божия, и чтобы мрак забвения не сокрывал от сознания вашего некоторых, всегда важныхь, особенностей в требованиях Божиих; чтобы диавол между пшеницею добрых мыслей и чувствований не сеял нечистых умыслов и намерений, и чтобы ваши труды, пред человеками достославные, не оказались порочными в их источниках и началах, пред всевидящим оком испытующого сердца; но чтобы послушание воле Божией, как и терпение, оказало в вас совершенное действие, так чтобы вы были совершенны во всей полноте без всякого недостатка ( Иак. 1, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Это становится особенно очевидным, когда человек лицом к лицу стоит перед своею кончиною и перед Господом, когда он остается ни с чем, кроме тех добрых дел, ради Христа совершенных, которые идут вслед за этим человеком. И Господь говорит нам сегодня в Евангелии, чтобы мы учились делам милосердия, чтобы мы щедро делились со всеми нуждающимися тем, что у нас есть, и знали, где наше настоящее сокровище. Чтобы мы знали это так, как это знали святые. Есть рассказ об одном подвижнике Древней Римской Церкви — священномученике Лаврентии. Во времена гонений на христиан со стороны императора Декия архидиакона Лаврентия схватили воины императора и, подведя его к царю, стали требовать: «Скажи, где находятся церковные сокровища, которые ты спрятал?» «Дайте мне три дня, — ответил Лаврентий, — и я открою вам сокровища». Через три дня, собрав множество вдов, сирот, нищих, слепых, хромых и больных, которых всегда питала Церковь, он привел всех их к императору и сказал: «Вот это и есть настоящее сокровище Церкви. В них, как в сосудах, заключены нетленные сокровища, и кто влагает в них свое богатство, тот умножает имение, так что с избытком получит его в Царствии Небесном». И, действительно, нам принадлежит только то, что мы можем отдать другим, и то, что мы отдаем, становится неотъемлемым от нас. Все материальное, что мы хотим сохранить для себя, будет отнято от нас, потому что оно не принадлежит нам и будет нам только в суд и во осуждение. Говоря об умножении имения в Царствии Небесном, задумаемся с вами о том, в чем, на самом деле, заключается смысл поста? Когда мы слышим слово «сокровище», то понимаем, что смысл нашего поста именно в том и заключается, чтобы мы приобрели то сокровище, которое находится не где-то далеко, но внутри нас, как Царство Небесное: то есть как то, что для нас сокровенно. То сокровище, которое, как говорит Христос в одной из своих притч об этом Царстве, сокрыто на поле, и найдя которое, человек с радостью идет и продает все, что он имеет: все свои богатства, все, что он ценил, все, что было для него дорого.

http://moral.ru/слово-в-прощеное-воскрес...

Они бывают наказываемы за собственные злодеяния; они бывают не биемы, как сыны, но наказываемы, как злодеи; а вы - как сыны. Видишь ли, как он отовсюду заимствует доказательства, - и от событий, упоминаемых в Писании, и от изречений, и от собственных рассуждений, и от примеров, случающихся в жизни? Далее указывает ещё и на общее обыкновение: " Если же " , - говорит, - " остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны " (ст. 8). 2. Видишь ли, что, как я и выше сказал, сыну невозможно оставаться ненаказанным? Как в семействах отцы не заботятся о детях незаконнорожденных, хотя бы они ни чему не учились, хотя бы никогда не сделались известными, о законных же сыновьях заботятся, чтобы они не были безпечными, - таки в настоящем случае. Потому, если не быть наказанными свойственно детям незаконнорожденным, то нужно радоваться наказанию, как знаку истинного родства. Поэтому самому (апостол) и говорит: " Притом, [если] мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить " (ст. 9)? Опять заимствует ободрение от собственных их страданий, которые они сами терпели. Как там говорил: " Вспомните прежние дни ваши " , так и здесь говорит: " Бог поступает с вами, как с сынами " , - вы не можете сказать, что вы не в состоянии переносить, - и при том " Господь, кого любит, того наказывает " . Если же (дети) повинуются плотским родителям, то как вы не будете повиноваться Отцу небесному? При том здесь не в этом только различие и не в лицах только, но и в самых побуждениях и действиях. Не по одному и тому же побуждению наказывают Он и они (Бог и плотские родители). Потому (апостол) и прибавляет: " Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его " (ст. 10), т.е. они часто делают это для собственного удовольствия и не всегда имея в виду пользу, здесь же нельзя этого сказать, так как (Бог) делает это не из каких-нибудь собственных видов, а для вас, единственно для вашей пользы; те наказывают, чтобы вы и для них были полезны, а нередко и напрасно, здесь же не бывает ничего подобного.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1630...

Слово пророка ценно тем, что в нем нет мелочей, нет мимолетных случайностей, нет страха перед временным. Он говорил о том, про что мы часто забываем: о силе Бога Вседержителя, о вечности Его слова. И, наверное, самое главное то, что он не путал действительность с реальностью! Вот почему так уверенно о христианах сказано: «Не будут более учиться воевать»! Это значит, что принявший Спасителя, где бы он ни был, в каких бы обстоятельствах ни оказался, – всегда учится любить, а не отвечает на вызовы изменчивой действительности. Это на самом деле звучит парадоксально: «Не будут более учиться воевать». Но такова Правда Творца – она однозначна и ревнива, ее нельзя принять наполовину или на время – здесь всё слишком серьезно. А значит, и воин-христианин не учится воевать, но стремится к совершенной любви и ею движим, идет на защиту ближних, поскольку «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). «Не будут более учиться воевать», – как важно сегодня нам услышать это слово Бога «Не будут более учиться воевать», – как важно сегодня нам услышать это слово Бога. Оно направленно к каждому. Кем бы мы ни были, в каких бы обстоятельствах ни оказались, нас спросят: чему мы учились, на что тратили силы, к чему готовились? Не слишком ли мы поверили в реальность действительности, не слишком ли готовились отстаивать свои интересы, распознавать врагов, хранить то, что на самом деле хранит Бог, а не мы?.. Не слишком ли много мы говорим о силе, которая так изменчива? Не слишком ли готовимся защищать от врагов то, что никто не может у нас отнять, если сохраним сердце верным Истине?.. Во всем этом так легко забыть о главном: Бог нас хранит, а не мы Его. И настоящая сила созидается любовью, милосердием, долготерпением, потому что наследуют землю, сохранят Родину не сильные, не совершенные, не хорошо подготовленные, а… «кроткие», верные Истине (см.: Мф. 5: 5)!..      Да, в это трудно поверить, особенно когда безумный мир требует от нас противоположного – быть готовым отстаивать свои интересы, как можно лучше узнать своих противников, подготовиться к достойному ответу, накопить достаточно сил, быть изворотливым и прочее. Но пророка не смущала подобная действительность. Он следовал непреходящей правде Божией: «Ибо все народы ходят, каждый во имя своего бога; а мы будем ходить во имя Господа Бога нашего во веки веков» (Мих. 4: 5). И это тоже стоит помнить. Каждый следует своему идеалу, у каждого свой кумир, которым он и будет судим.

http://pravoslavie.ru/73200.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010