еп-ства, но в действительности являвшиеся членами ордена иезуитов. Они оставались в М. до 1719 г. 29 нояб. 1699 г. умер ген. Гордон и был погребен в склепе московской католич. церкви. На его похоронах присутствовал царь Петр I. В изданном 16 февр. 1702 г. царском манифесте о приглашении иностранцев в Россию подчеркивалось, что в М. «уж введено свободное отправление богослужения всех других, хотя с нашею Церковью несогласных, христианских сект». Осенью 1705 г. деревянная католич. церковь в М. сгорела. Петр I документом, изданным в Гродно 12 дек. 1705 г. на имя польск. посла Т. Дзялынского, разрешил католикам строить церкви в столице и городах России. Еще в нояб. того же года в присутствии польск. кор. Августа II Петр I заявлял, что ему известно о пребывании в М. иезуитов под видом католич. священников, «но так как эти славные мужи живут на пользу всем, с любовью обучают юношей и всем нравятся, то я охотно терплю и держу их в Москве» (Письма и донесения иезуитов. 1904. С. 131). Зимой 1705/06 г. проводился сбор пожертвований на строительство каменного католич. храма в М. Строительство началось 5 мая и завершилось 10 авг. 1706 г. В послании от 20 окт. 1706 г., адресованном папе Римскому Клименту XI , кн. А. Д. Меншиков сообщал о строительстве каменной церкви и действующей в М. католич. школе для дворянских детей (Там же. С. 144-145). В 1707 г. новый московский католич. храм, посвященный, как и прежний, Св. Троице, был открыт для верующих. Работы по внутренней отделке продолжались до 1708 г. При католич. ц. Св. Троицы в М. в 1707-1709 гг. жил под домашним арестом и здесь же умер Львовский католич. архиеп. Константин Юзеф Зелинский (1700-1709), взятый в плен рус. войсками в Польше как сторонник Станислава Лещинского, ставленника швед. кор. Карла XII на польск. престоле. В католич. школе в М. под руководством иезуитов учились не только дети католиков, но и дети из правосл. семей; впосл. нек-рые из них приняли католичество. Воспитанником этой школы был дворянский сын А. Ю. Ладыженский, ставший 1-м рус.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Н. Шалапутин. Катехизис русского слолдата. М., 1913. Титульный лист (РГБ) В 1815 г. имп. указом была учреждена должность обер-священника Главного штаба (с 1830 обер-священник Главного штаба и отдельного Гвардейского корпуса, с 1844 обер-священник Гвардейского и Гренадерского корпусов), имевшая равные права с должностью обер-священника армии и флота. Синод высказался против разделения управления военным духовенством. Назначение на обе должности оставалось за императором, но обер-священника армии и флота он утверждал из кандидатов, выдвинутых Святейшим Синодом. Обер-священники Главного штаба, затем Гвардейского и Гренадерского корпусов в 1826-1887 гг. также возглавляли придворное духовенство в сане протопресвитеров, являлись имп. духовниками, настоятелями придворного собора Зимнего дворца в С.-Петербурге и Благовещенского собора в Московском Кремле. С 1853 г. обер-священники получили право назначать и увольнять полковых священников без предварительного разрешения Святейшего Синода. С 1858 г. обер-священники именовались главными священниками. Первым обер-священником армии и флота стал прот. Павел Озерецковский (1800-1807), пользовавшийся при имп. Павле I большим влиянием и относительной независимостью от Синода. 9 мая 1800 г. всем воинским чинам было предписано относиться по духовным делам к обер-священнику, минуя консистории, для чего была образована канцелярия. В 1800 г. создали армейскую семинарию, в к-рой дети армейского духовенства учились за казенный счет (закрыта в 1819). Руководственные указания духовенству действующей армии. М., 1916. Титульный лист (РГБ) Руководственные указания духовенству действующей армии. М., 1916. Титульный лист (РГБ) В 1-й пол. XIX в. повышалось жалованье военного духовенства, были введены пенсии и пособия престарелым и больным военным священникам, их вдовам и детям. Среди обер-священников Гвардейского и Гренадерского корпусов выделяется протопр. Василий Бажанов (1849-1883). Он положил начало созданию б-к при храмах своего ведомства, снабжал их книгами. В С.-Петербурге устроил Николаевскую богадельню для престарелых священнослужителей духовного ведомства, а также для их вдов и сирот. По его распоряжению были построены дома для причтов в ряде полков, организованы приходские благотворительные об-ва и братства при нек-рых храмах. В 1879 г. учреждено Благотворительное об-во попечения о бедных духовного звания ведомства главного священника армии и флота, его взяла под покровительство вел. кнг. Мария Феодоровна (впосл. императрица). На средства об-ва содержались приюты, Мариинский в Кронштадте и Покровский в С.-Петербурге.

http://pravenc.ru/text/155073.html

Национальный ун-т «Киево-Могилянская академия». Фотография. 2013 г. Национальный ун-т «Киево-Могилянская академия». Фотография. 2013 г. 1700-е - 60-е годы XVIII в. считаются периодом наибольшего расцвета академии. Полный курс обучения длился 12 лет (на практике могло быть и больше из-за задержки в нек-рых классах или временного прекращения занятий) и состоял из 8 школ: в фаре (или аналогии) в течение года изучали элементарную слав., польск. и частично лат. грамматику, в следующих трех - инфиме, грамматике и синтаксиме (по году) - совершенствовались в умении писать по-латыни, в пиитике, или поэтике (1 год), учились составлять поэтические произведения разного жанра, в риторике (1 год) обучались искусству красноречия, в философии (2 года) штудировали логику, физику, метафизику, иногда - этику. Богословский курс (сначала 4-годичный, с 1775 - 2-годичный, с 1798 - 3-годичный) кроме собственно богословских наук включал предметы, необходимые для совершения церковного служения. В 6 низших классах изучались катехизис, арифметика и, вероятно, геометрия. На процесс обучения студентов в академии влияли общеевроп. тенденции модернизации и секуляризации образования. Кроме основных курсов с 1738 г. ввели изучение немецкого, а с 1753 г.- франц. языка, с 1766 г. стали преподавать географию, сокращенный курс всеобщей истории, с 1783 г.- рус. язык. С 1788 г. имелись отдельные классы «чистой» и «смешанной» математики. Митр. Петр (Могила) основал академическую б-ку, подарив коллегии свои книги. Со временем академическое книжное собрание стало одним из богатейших на территории Украины. К 1780 г., когда б-ка насчитывала более 8 тыс. книг, собрание пострадало от пожара, как, вероятно, и часть академического архива. Потери восстанавливались благодаря дарениям, присоединению к общему фонду созданной в 1768 г. бурсацкой б-ки с учебной лит-рой и покупкой печатной продукции. В XVIII в. сохранялось сложившееся ранее внутреннее устройство К.-М. а. Преподаватели избирались ректором и префектом гл. обр. из киевского ученого монашества или выдвигались Киевской духовной консисторией, утверждались Киевским митрополитом. Часто профессорами становились могилянские воспитанники. Со 2-й пол. XVIII в. некоторые представители белого духовенства или светские преподаватели обучали иностранным языкам (видимо, именно их называли тогда бакалаврами).

http://pravenc.ru/text/1684336.html

В школах при мон-рях учились в среднем ок. 20 детей (в нек-рых школах до 70 детей). Помимо церковноприходских имелись монастырские школы грамоты (при Владычном, Казанском-Головинском и Брусенском мон-рях). Обычно монастырские школы учреждались насельниками мон-ря, но имелись исключения - церковноприходская школа при Новодевичьем мон-ре была официально учреждена как Филатьевское женское уч-ще 27 нояб. 1871 г., имевшее собственный утвержденный Синодом в 1876 г. устав. В уч-ще был приют на 12 девочек-сирот 7-10 лет. На содержание приюта и уч-ща ежегодно тратилось 990 р. (сумма складывалась из процентов с банковского капитала, пожертвованного Н. П. Филатьевой). Уч-ще пользовалось статусом 2-классной школы с 4-летним сроком обучения. В учебном процессе предпочтение отдавалось «разным рукоделиям, мастерствам: прачечному, поварскому и другим». Особой монастырской школой было и Преображенское уч-ще Никольского единоверческого мон-ря, образовавшееся в 1854/55 г. В школах при Богоявленском и Алексеевском мон-рях обучались дети духовного сословия. Школа-приют Богоявленского мон-ря, готовившая мальчиков к поступлению в духовные уч-ща и др. учебные заведения, одновременно могла вместить до 60 детей 8-11 лет. Школа-приют для 17 девочек была создана в 1889 г. при Алексеевском мон-ре. В деле учреждения церковноприходских школ принимали участие приходские попечительства. В февр. 1871 г. Московский архиерей утвердил открытие бесплатной церковноприходской школы для 25 мальчиков при Смоленской ц. на Арбате, ранее учрежденной местным приходским попечительством. Школы учреждались и на средства частных лиц. Так, в 1891 г. при московской ц. святых Адриана и Наталии на сумму в 10 тыс. р., завещанную Е. Я. Селивановой, открылась жен. начальная школа-приют с 3-годичным курсом обучения. В учреждении и финансировании церковноприходских школ участвовали братские орг-ции помимо Кирилло-Мефодиевского братства. Собственную школу открыло 30 нояб. 1875 г. Богоявленское братство. Изначально проектировалась бесплатная школа для обучения как мальчиков, так и девочек, но из-за нехватки денежных средств было решено открыть классы только для мальчиков (35 чел.).

http://pravenc.ru/text/2564192.html

В авг. 1720 г. А. был вызван в С.-Петербург по делу о видении некоего иером. Порфирия, к-рого А. отказался лишить сана, невзирая на требование А. Д. Меншикова. Указом Петра I от 1 марта 1721 г. А. был определен на Тобольскую и Сибирскую кафедру с возведением в сан митрополита. Прибыв в Тобольск, А. столкнулся со скудостью материальных средств, находившихся в распоряжении архиерейского дома, с нехваткой священно- и церковнослужителей, с их низким образовательным уровнем, наконец, с сильнейшими злоупотреблениями как со стороны представителей местной администрации, так и со стороны духовенства. Согласно «Реестру», присланному А. в Синод в 1723 г., в Тобольской епархии в 1718-1723 гг. число неисповедовавшихся выросло с 4909 до 7900 чел. В 1722-1724 гг. в неск. уездах Сибирской губ. под влиянием проповеди старообрядцев (см. Старообрядчество ) состоялись массовые самосожжения , в к-рых погибло неск. сот человек. Для увещевания старообрядцев, ссылавшихся на Кириллову книгу , А. в 1726 г. перевел с лат. языка Катехизис свт. Кирилла Иерусалимского . Перевод предваряется предисловием, к-рое А. обращает «к непокоривым расколником, придержащимся книги, на Москве печатной и неправонареченной книгою Кирилла святого, Иерусалимского» (рукопись в Тюменском областном краеведческом музее. 3388). В борьбе с расколом А. был вынужден прибегать и к содействию местной администрации, а также широко использовать солдат и офицеров сибир. гарнизонов. В 1730 г. он требовал высылки из Сибири старообрядцев, живших при екатеринбургских и невьянских заводах. Активные мероприятия по искоренению раскола проводились в Сибирской епархии в кон. 30-х гг. XVIII в. Во исполнение указа Петра I об обязательной грамотности детей священнослужителей (19 нояб. 1721) А. собрал при своем доме до 90 учеников, но жаловался на крайнюю скудость средств кафедры: «А в доме архиерейском и пропитание их скудно, и служители не все, за недородом хлеба, достойную свою часть восприемлют; церковных вотчин нет, а вблизи Тобольска монастырей, хлебом обильных, не обретается, едва на братию достает». Вскоре большую часть учащихся, видимо из-за нехватки средств, пришлось распустить; в 1721-1727 гг. школу окончили всего 33 ученика. В 1730-1738 гг. в школе учились 122 ученика. В 1738 г. по указу Синода (с выговором А. за промедление) школа при архиерейском доме была преобразована в семинарию. А. успел открыть только низший - латинский - класс, к-рый закрылся после его смерти. Семинария вновь была открыта в 1744 г. Для помощи в организации школ и управлении епархией А. вызвал из Чернигова нек-рых своих прежних сотрудников, среди к-рых находился и буд. митр. сщмч. Арсений (Мацеевич) , 3 года исполнявший должность проповедника в Тобольске и бывший также казначеем и духовником при архиерейском доме.

http://pravenc.ru/text/115864.html

Б. Всегодичи, в 1818 г. в ней учились 20 чел., за к-рых крестьяне платили свящ. Василию Ястребцову 150 р. Во 2-й пол. XIX в. духовенство продолжало открывать частные школы, в 1843-1879 гг. во В. е. открылись 33 церковноприходские школы. В 1879-1884 гг. руководство епархиальными церковноприходскими школами осуществляло братство во имя блгв. кн. Александра Невского, оказывавшее им методическую и материальную поддержку, в этот период было создано более 50 школ. Братство было инициатором создания 2 школ иконописания в Вязниковском у.: в слободе Холуй для 81 ученика и в слободе Мстёре для 64 учеников. После издания указа Синода об учреждении церковноприходских школ (1884) и «Правил об уездных отделениях епархиального училищного совета» (1888) церковно-школьное дело в епархии оживилось. В 1883/84 г. во В. е. действовали 138 церковноприходских школ и 73 школы грамоты, в 1893/94 г.- 383 церковноприходские школы и 220 школ грамоты. В 1900 г. во В. е. было максимальное количество церковноприходских школ - 702. В этом году на содержание школ Синод выделил В. е. ок. 121 тыс. р., местных средств поступило до 141 500 р. В нач. XX в. число церковных школ стало сокращаться в связи с активизацией деятельности земств в сфере народного образования. В 1909 г. в ведении епархиального училищного совета состояли 9 двуклассных, 517 одноклассных церковноприходских школ, 71 школа грамоты. При нек-рых школах проводились чтения на религиозно-нравственные, церковно-исторические и лит. темы или внебогослужебные собеседования. Открывались школы для взрослых, занятия в к-рых велись зимой по воскресным дням. В 1895 г. была освящена церковь-школа в колонии для несовершеннолетних преступников и бесприютных детей Владимирской губ. В епархии имелись курсы церковного пения, на к-рых преподавались Закон Божий в объеме двуклассных церковноприходских школ, церковный устав и др. Церковно-общественные организации и учреждения Просветительские организации В нач. XIX в. в городе действовало отд-ние Библейского об-ва, закрытое в 1826 г.

http://pravenc.ru/text/154964.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Афанасий Паросский. Икона. XX в. [Парийский] (1721, дер. Костос, о-в Парос - 24.06.1813, о-в Хиос), прп. (пам. греч. 24 июня), греч. богослов и просветитель, участник движения колливадов . Первоначальное образование получил, по-видимому, на родине. В 1745 г. прибыл в Смирну, где поступил в Евангелическую школу, основанную мон. Иерофеем Дендрином. В этой школе в разное время учились сподвижник А. П. Николай Калливурцис (прп. Никодим Святогорец ) и просветитель А. Кораис . После 6 лет пребывания в Смирне А. П. направился в Афонскую академию, к-рую возглавлял ее основатель Неофит Кавсокаливит , с 1753 г.- Евгений Вулгарис, учитель и наставник А. П., в 1757 г. назначивший его преподавателем. В 1757/58 г. А. П. был рукоположен во диакона, в 1758-1762 гг. руководил греч. школой в Фессалонике, в 60-х гг. XVIII в. продолжил занятия на о-ве Керкира под рук. Никифора Феотокиса , затем нек-рое время преподавал в г. Месолонги в школе, основанной его соучеником по академии Панайотисом Паламасом. В 1771-1777 гг., после ухода Е. Вулгариса с Афона, А. П. возглавлял Афонскую академию. В этот период А. П. был рукоположен во священника. Как активный участник движения колливадов он претерпел гонения и даже был извергнут из сана, покинул Афон и до 1786 г. преподавал в Фессалонике. В 1781 г. священнический сан ему был возвращен. С 1786 или 1788 по 1811 г. А. П. возглавлял философскую школу на о-ве Хиос, где преподавал логику, метафизику, богословие, риторику, этику. Под его рук. школа достигла расцвета и приобрела известность за пределами греч. мира. Незадолго до кончины, оставив преподавание, А. П. удалился в небольшой мон-рь св. Георгия. В 1994 г. причислен к лику святых Греческой Церкви. А. П.- автор ок. 60 сочинений апологетического, догматико-канонического, литургического, агиографического и учебного характера, а также проповедей, писем, эпиграмм и служб святым. Важнейшие среди них: «Антипапа, или Подвиги иже во святых отца нашего Марка, архиепископа Эфеса», «Христианская апология» (сочинение, направленное против идей Французской революции), «Изложение Православной веры», «Объявление истины о святогорской смуте», «О новомучениках», «О поминовении усопших», учебники по грамматике, риторике и др.

http://pravenc.ru/text/77020.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. Е. Ковалевский. Фотография. 1970-е гг. Максим Евграфович (30.08.1903, С.-Петербург - 13.06.1988, Париж), диак., духовный композитор, музыковед. Род. в семье общественного и церковного деятеля Е. П. Ковалевского (1865-1941). В 1914 г. был определен в Александровский кадетский корпус, а в 1915 г.- в Пажеский корпус. Воспитывали К. и его братьев Петра и Евграфа (впосл. еп. Иоанн-Нектарий ) в традициях Православной Церкви. Летние месяцы семья проводила в родовом поместье Ютановка Воронежской губ., где в ц. Тихвинской иконы Божией Матери К. приобщился к уставному богослужению и старинным обиходным распевам. С 1918 г. семья жила в Харькове, где К. и его братья учились в гимназии, а также посещали местную ДС. К. брал уроки фортепиано и теории музыки у И. И. Слатина. Братья прислуживали в харьковском в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыре , среди насельников к-рого было немало учеников митр. Антония (Храповицкого) , дальнего родственника Ковалевских, чей авторитет в этой семье был очень высок. В 1920 г. семья Ковалевских, проведя нек-рое время в Севастополе, выехала через К-поль во Францию, где поселилась сперва на вилле в Больё-сюр-Мер близ Ниццы, затем (с 1923) в пригороде Парижа Мёдон. В 1921 г. К. был посвящен архиеп. Евлогием (Георгиевским) во иподиакона и до 1924 г. прислуживал в Александра Невского соборе в Париже . Активно участвовал в устройстве рус. церквей в Мёдоне и Кламаре. Неск. лет управлял хором ц. св. Иоанна Воина в Мёдоне, принимал участие в службах на Свято-Сергиевском подворье. В 1920 г., после сдачи экзаменов и получения от посольства России в Париже степени, эквивалентной франц. степени бакалавра, К. поступил на математический фак-т Сорбонны, к-рый окончил в 1925 г. До 1928 г. обучался в Ин-те статистики Парижского ун-та. В 1929 г. К. поступил на работу в страховую компанию «Ле Солей и Л " Эгль» на должность актуария. К концу 40-летней карьеры он являлся руководителем актуарного департамента и техническим советником Союза франц. компаний по страхованию жизни.

http://pravenc.ru/text/1841598.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ IV (в миру Хабиб Асаад Хузейм (Хазим); 1920, дер. Мухрада, близ г. Хама, Сирия - 5 дек. 2012, Дамаск), Патриарх Антиохийский ( 2 июля 1979 - 5 дек. 2012). Был старшим ребенком в бедной многодетной семье, отец работал учителем в деревне. По окончании начальной школы был вынужден на 4 года оставить учебу. В 1936 г. отправился в Бейрут с рекомендацией митрополита Хамы (Епифании) для службы под патронажем митр. Илии Салиби в Бейрутской епархии, самой известной среди епархий правосл. Антиохийского Патриархата. Здесь он стал алтарником, а затем диаконом в одном из местных храмов. Приняв к этому времени монашество, И. решил продолжить обучение и поступил во франц. коллеж при Американском ун-те в Бейруте, а после его окончания - на философское отд-ние фак-та гуманитарных наук этого ун-та, который окончил с отличием в 1945 г. Среди профессоров отд-ния был известный философ и буд. министр иностранных дел Ливана Шарль Малек. Диапазон интересов И. был очень широк: он занимался мн. видами спорта, увлекался точными науками, музыкой, в особенности византийской и классической (впосл. создал лучшие капеллы в Ливане). В марте 1942 г. И. выступил одним из основателей Православного молодежного движения в Сирии и Ливане. Игнатий IV, Патриарх Антиохийский. Фотография. 90-е гг. XX в. Игнатий IV, Патриарх Антиохийский. Фотография. 90-е гг. XX в. По окончании ун-та И. преподавал в ряде средних школ Бейрута и одновременно из-за недостатка средств работал секретарем в крупной коммерческой компании. В этот период он вызывал недовольство правосл. духовенства Бейрута открытой и острой критикой нек-рых сторон церковной жизни, напр., того, что некоторые учебные пособия правосл. школ находились под влиянием коммунистической атеистической идеологии. В 1949 г. с разрешения митрополита И. уехал во Францию, чтобы продолжить религ. образование в Православном богословском ин-те прп. Сергия Радонежского в Париже. Учебу он совмещал с преподаванием араб. языка в Сорбонне (у него учились мн. известные франц. дипломаты). В 1953 г. И. окончил ин-т, защитив магист. дис. «Воплощение и искупление в богословии св. Афанасия». Он был активным участником международных конференций и встреч по проблемам правосл. Церкви, в 1953 г. выступил одним из организаторов молодежного движения «Синдесмос» . По возвращении в Ливан был рукоположен во иерея Бейрутской епархии, вскоре основал школу Благовещения в Бейруте.

http://pravenc.ru/text/Игнатием IV.html

Этим показывалось, что ветхий закон отменяется и дается новый, что по старому завету уже нельзя спастись, а нужно спасаться по новому завету, дарованному Церкви Спасителем нашим Иисусом Христом, – что Дух Святый изречет этот закон устами апостолов и преемников их и будет хранить его в Церкви Христовой до скончания века. При наступлении дня Пятидесятницы все одиннадцать апостолов и сопричтенный к ним на место Иуды ап. Матфий были единодушно вместе. Было еще рано, только третий час от начала дня (по нашему девятый утра). «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы отпетые, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» ( Деян.2:1–4 ). Перед самым вознесением Своим Господь говорил апостолам: вы чрез несколько дней после сего будете крещены Духом Святым ( Деян.1:5 ). И вот в эту торжественную минуту, когда сошли на них огненные языки, над ними совершилось таинство крещения Духом Святым: они возродились и просветились. Неученые, простые рыболовы, которые доселе не все способны были уразуметь в учении Христовом о тайнах веры и спасения нашего, теперь, исполнившись Духа Святого, стали совершенно иными людьми. Первым плодом Духа Святого в апостолах была способность говорить на разных языках, которым они никогда не учились. Затем, как мы увидим сейчас, они являются людьми, знающими все тайны учения Христова, боговдохновенными проповедниками Его, и притом такими проповедниками, которые готовы пожертвовать за истину Христову самой жизнью. Так в минуту крещения, или возрождения от Духа Святого, апостолы мгновенно стали иными людьми. Когда сделался шум от бурного движения воздуха над домом, где находились апостолы, и когда они заговорили языками разных народов, – великое множество людей собралось тогда около дома того, и те, которые внимательно вслушивались в проповедь апостолов, изумлялись и не могли объяснить себе того, что теперь видят и слышат. Их удивляло и то, что апостолы, эти простые галилейские рыболовы, говорят языками разных народов, которым они не только не учились, но о которых и не слыхали, и то, что говорят они о великих делах Божиих, то есть о тех великих путях Божиих, по которым устроялось и устроилось спасение человека через воплощение Единородного Сына Божия, и говорят об этом, не изучавши книг Священного Писания и не учившись в школах, где объяснялось и толковалось Священное Писание и преподавалась разная мудрость. Эти люди, слушая разноязычную проповедь апостольскую, изумлялись и недоумевая говорили друг другу: что это значит? Были между ними и такие, которые собираются только поглазеть туда, где видят много народу: эти, не вслушиваясь в то, что проповедовали апостолы, насмехались над ними и говорили: «Они напились вина и не знают сами, что говорят».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010