Одновременно с работой круглого стола состоялись секционные заседания по следующим темам: «Библейская археология», «Богословие», «История духовного образования», «Архиереи в истории Церкви», «Практическая психология», «Библейская экзегетика», «Наследие выдающихся богословов», «Литургика», «Биоэтика и высокие технологии», «Богословие инославных Церквей», «История Русской Церкви в XVII — начале XX века». Ведущим секции «Библейская археология» выступил заведующий кафедрой библеистики СПбДА протоиерей Димитрий Юревич. На данной дискуссионной площадке ученые обсудили значение различных археологических находок в реконструкции как конкретных сооружений, так и общего контекста эпохи. В частности, исследователи познакомились с результатами раскопок иудейских храмов эпохи царей в Тель Моце и Тель Араде, которые помогли лучше понять устройство храма Соломона в Иерусалиме. Помимо этого, ученые обсудили значение археологического анализа дворцовых сооружений Ирода Великого в реконструкции контекста эпохи и результаты полевых работ в Бейт-Мирсиме в 2023 году. Модератор площадки рассказал об историко-археологическом контексте исповедания апостола Петра в Кесарии Филипповой (Мф 16:13-20; Мк 8:27-30; Лк 9:18-21). Секцию, посвященную богословию, возглавил доцент кафедры богословия СПбДА священник Михаил Легеев. На этой дискуссионной площадке были представлены доклады, посвященные триадологической терминологии в современной экклеззиологии и сотериологии, философскому объяснению богословской терминологии у святых отцов и согласованию Священного Писания и Священного Предания. Направление «История духовного образования» возглавил секретарь Ученого совета Вологодской духовной семинарии иеромонах Ферапонт (Широков). На полях этой сессии прошло обсуждение церковно-исторических традиций преподавания в духовных школах. В качестве примера была рассмотрена Калужская духовная семинария. Отдельные доклады исследователи посвятили влиянию духовных лиц на печатное просвещение общества и системе ревизий духовных учебных заведений во второй половине XIX — начале ХХ века, а также просветительской деятельности в Вологодской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/6063962.ht...

—684— взор не довольствуется этим: он хочет проникнуть в видимое издали здание с полукруглым куполом, с крестом на вершине, в этот храм Воскресения, в то место в центре этого храма, где находится св. Гроб Господа. Наше внимание также привлекает гора Елеонская, с высокой колокольней храма, напоминающая о Вознесении Господнем. За этой горой виднеются тёмные долины Иудеи и дикие холмы пустыни Иудейской. „Прощай Иерусалим, святыня Изриля, святыня христианства, святыня Ислама, – больше мы тебя никогда не увидим“, так думал почти каждый из нас, отвращая в последний раз свой взор от св. города. На пригорке, близ вершины Скопуса, лежит деревня Шафат. По преданию, Шафат лежит на месте древнего города Номвы, где во времена Саула стояла скиния, и где Давид, преследуемый Саулом, искал убежища у преданного ему священника Ахимелеха. Саул жестоко отмстил священникам за оказанное Давиду гостеприимство, разрушив до основания сам город. Рядом с Шафатом возвышается холм конической формы Тель-эль-Фуль, в 2750 футов высоты. При раскопках, на вершине этого холма была найдена искусственная каменная площадка, покоившаяся на грубых стенах, на основании чего предполагают, что этот холм в прежнее время играл роль сторожевого поста, видимого из Иерусалима. Некоторые учёные уверяют, что на этой возвышенности стоял некогда город Гива, принадлежавший к области Гивы Вениаминовой, простиравшейся далее на северо-восток к Раме. При виде этих развалин Тель-эль-Фуля, нам невольно вспоминался страшный эпизод из истории древнего города Гивы, вероломные жители которого жестоко поступили с женой одного левита, укрывшегося от ночной мглы в доме одного Гивитянина. Кому неизвестно это мрачное библейское событие, когда, пылая местью, муж умерщвлённой жителями Гивы жены, разрезал на куски тело последней, и отослал их во все пределы Израилевы, требуя отмщения? Дрожь пробегает по телу, когда мы, смотря на место древнего города Гивы, вспоминаем его прошлое... Впоследствии здесь иногда жил Саул, отдыхая под дубом и устраивая пиры, для своих товарищей по оружию

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Нельзя сомневаться, что эта страна была когда-то, да и теперь могла-бы быть плодородною и цветущею. На половине дороги оба араба наши вдруг опрометью поскакали куда-то влево. Смотрим, какой-то бедуин ловко и торопливо подгоняет со своего седла маленькую горскую корову. Увидав погоню, он участил удары нагайки и стал вместе с коровою забирать влево к ближайшим плавням. Но наши джигиты, видно, тоже были травленые волки, потому что гнали его по всем правилам охоты, ловко отрезая отовсюду, куда ему хотелось улизнуть. Бедуин, очевидно, украл корову у соседних пастухов, и наши воины, возмущенные такою несправедливостью, вероятно, хотели восстановить оскорбленное правосудие, заставив вора поделиться с ними добычею. Травля эта до такой степени увлекла их, что они мало- помалу совсем скрылись из наших глаз так, что мы остались среди пустыни Иорданской одни с нашим Якубом, внушавшим мне очень мало надежды в случае какого-нибудь неприятного сюрприза со стороны кочующих здесь моавитских разбойников. Только перед самым Иерихоном охранители наши появились опять вблизи нас, торжественно гоня перед собою отбитую корову; неудачный же похититель ее предпочел удрать к безопасным берегам Соленого моря. Не доезжая версты две до Иерихона, араб остановил нас около кучи камней, просинённых старою ивою. – «Тель-Дель-джуль!» важно проговорил он, указывая на камни и что-то объясняя по-арабски. Из смутного перевода Якуба мы, наконец, уразумели, что это должен быть библейский «Галгал» – место первого стана израильского в земле Ханаанской, место 12-ти камней, воздвигнутых Иисусом Навином, по числу колен Израилевых в память перехода через Иордан. «И вышел народ из Иордана в десятый день первого месяца и поставил стан в Галгале, с восточной, стороны Иерихона, и 12-ть камней, которые взяли они из Иордана, Иисус поставил в Галгале», повествует Библия . Игумен Даниил видел еще эти 12-ть камней, хранящимися как святыня в монастыре святого Архангела Михаила, близ Иерусалима. От Тель-Джель-Джуля древний Иерихон был виден как на ладони, как видна нам теперь деревушка Риха. Его грандиозные развалины, теперь уже почти не существующие, чудятся воображению по склонам холмов, прилегающих к скалистым обрывам гор Иудейских.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Снисаренко А. Б. Властители античных морей. М., 1986. С. 102. Снисаренко А. Б. Властители античных морей. М., 1986. С. 102. Хенниг Р. Неведомые земли: В4 т. М., 1961–1962. T 1. С. 56. Сказка, вероятно, родилась как аллюзия на знаменитые слова «Притчей»: «Смерть и жизнь во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его» (18:21). Мистики, разумеется, видят в этих словах еще более глубокий смысл. См.: Финкельштеин И., Сильверман Н. Давид и Соломон: Между исторической реальностью и мифом. Тель-Авив, 2006. Иосиф Флавий. Иудейские древности. С. 323. Иосиф Флавий. Иудейские древности. С. 321. Херцог X., Гишон М. Библейские сражения. М., 2005. С. 119–120. Шамир М. Единое царство Давида и Соломона. Тель-Авив, 1976. С. 74. См.: Каплинский Б. Биография царя Соломона и его эпоха. С. 216–218. Иосиф Флавий. Иудейские древности. С. 324. Таксиль Л. Забавная Библия. С. 329. Иосиф Флавий. Иудейские древности. С. 328. Остатки построенного Иродом моста, соединявшего верхнюю и нижнюю части Иерусалима, обнаруженные английским археологом Чарлзом Вильсоном в 1865 году слева от Стены Плача. Сегодня арка Вильсона является частью так называемого туннеля Хасмонеев. Большинство исследователей считают, что Стена Плача являлась частью обводной стены Храма, а не самого Храма. По последним археологическим данным, первые ее камни были заложены еще в период правления Давида. Это, в свою очередь, противоречит утверждению Библии, что Давид изначально отказался от идеи построить Храм и, умирая, возложил эту задачу на Соломона. Шхина, Шехина (в синодальном переводе «Слава Господня») — непосредственно ощущаемое Божественное присутствие. Некоторые авторы определяют Шхину как Божественную эманацию, по которой человек чувствует Бога — подобно тому как по свету лампы он знает о существовании лампы, даже если она скрыта внутри плафона. Иосиф Флавий. Иудейские древности. С. 324. См.: Вильнаи З., др. Легенды Земли Израиля. С. 41. См.: Сефер Мелахим (Первая книга Царей) с комментариями Иегуды Киля: В 2 т. Иерусалим, 1986.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/?f...

Церковные постройки византийского времени доказывают устойчивость религиозной традиции почитания данного места. Раскопанные археологами остатки церкви V-VI вв. огорожены стеной и покрыты навесом для защиты мозаик. Из мощеного атриума проходим в притвор и видим надпись перед главным входом: «Помяни, Господи, Захарию и того, кто создал этот церковный пол». Сохранились лишь отдельные фрагменты геометрического орнамента, храм сгорел в VII или VIII в. Шхем, по-гречески «Неаполь» На 62-м км поворот направо ведет к древнему Сихему , лежащему между горами Гаризим и Гевал, и Колодцу Иакова. Долина между горой Гаризим и расположенной напротив горой Гевал была в свое время избрана для ежегодного общего молитвенного собрания колен Израилевых, причем шесть колен на горе Гаризим должны были произносить благословение на исполнителей Закона (Иис. Нав. 8:33), тогда как другие шесть, на горе Гевал, – проклятие на его нарушителей. В точности между ними, в долине, находился город Сихем (современный еврейский Шхем, арабский Наблус). Древнейшее поселение, отмеченное курганом Тель-Балата на юго-западной окраине современного Наблуса, существовало уже ко времени прихода Авраама (1850 г. до P. X.). Это и есть место древнего Сихема, первой столицы Израиля после разделения Северного и Южного царств. Наблус, главный центр современной арабской Самарии, с населением около 50 тыс. человек, является оживленным торговым городом. Название «Наблус» происходит от «Флавия Неаполис». Так называлась римская колония, построенная ветеранами Тита в 72 г. н. э. Сыном одного из этих ветеранов был великий христианский апологет, св. мученик Иустин Философ , родившийся здесь, в «Неаполе», в 100 г. н. э. Неподалеку от города, на холме Тель ар-Рас, стоял во времена Иустина храм Зевса. К тому же веку относится театр, имевший в диаметре 110 м и вмещавший до 7000 зрителей. В западной части Наблуса (ближе к Телю) находится синагога самарян, в которой хранится принадлежащий им древний свиток Пятикнижия. На горе Гаризим, рядом с их священными местами, видны руины христианской церкви, построенной византийским императором Зеноном (474–491) на месте более древнего храма. А на восточной окраине Наблуса, у самого подножья горы Гаризим, находится знаменитый колодец Иакова, возле которого состоялась знаменитая беседа Христа с Самарянкой. Церковное предание уточняет, что звали ее Фотиния, по-русски Светлана.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

За это семинарист был приговорен к трем годам концлагеря, а избивавшие его комсомольцы остались безнаказными. А в Одессе десятиклассницу исключили из школы за «аморальное поведение», выразившееся в том, что, будучи комсомолкой, она вышла замуж за семинариста и обвенчалась в храме. И это в самый либеральный 1956 год! Избранная библиография Алексий (Симанский), патриарх. Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи, тт. 1, 2, 3. М., 1948, 1954, 1958 гг. Валентинов А. Религия и церковь в СССР. М., 1960. Деяния совещания глав и представителей автокефальных православных Церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви, 818 июля 1948 г. В 2 т. М., 19481949 гг. Документы Совета по делам РПЦ и Совета по делам религий. ГАРФ. Константинов Д. Православная молодежь в борьбе за Церковь в СССР. Мюнхен, 1960. Левитин-Краснов А. Воспоминания. T. I. Лихие годы. Париж: ИМКА-Пресс, 1977; T. II. Рук твоих жар. Тель-Авив, 1979; T. III. В поисках нового града. Тель-Авив, 1980. Левитин-Краснов А. Защита веры в СССР. Париж, 1966. Разумовский Г. Экуменическое движение и русская православная церковь . М., 1948. Разъяснение для приезжающих в Америку Ди-Пи. (Карловацкая брошюра-агитка против Американской православной Церкви). Нью-Йорк, 1950. Рар (Ветров) Г. Плененная Церковь . Франкфурт-на-Майне: Посев, 1954. Русская православная Церковь : устройство, положение, деятельность. М.: Патриархия, 1958. Трубникова А.Я. Командировка в XIII век. М., 1965. Bogolepov А.А. The Statutes of the Russian Orthodox Church of 1945. New York, 1959. Curtiss J. The Russian Church and the Soviet State, 19171950. Boston: Little, Brown & Co., 1953. Fletcher W. Nikolai. London: Collier, Macmillan, 1968. Spinka M. The Church in Soviet Russia. N.Y.: Oxford U. Press, 1956. Глава 14. Хрущевские гонения и послехрущевская Советская церковная политика Первым сигналом готовящейся новой расправы с Церковью явилось Постановление ЦК КПСС от 7 июля 1954 г., которое, признав, что и к Церкви, и к сектантам тянется молодежь, призывало Министерство просвещения, комсомол и профсоюзы развернуть беспощадную борьбу с религией. Постановление обещало приступить к изданию регулярного массового антирелигиозного журнала для нейтрализации церковной прессы, хотя последняя выражалась в единственном ежемесячном «Журнале Московской Патриархии» тиражом 15 тысяч, украинском «Православном вестнике», выходившем шесть раз в год, и баптистском «Братском вестнике», тоже выходившем каждый второй месяц незначительным тиражом, в то время как общий годовой тираж антирелигиозных брошюр уже в 1950 г. превышал 800 тысяч экземпляров.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Спасаясь от коварной Иезавель, пророк Илия ушел в пустыню, где и там прятался в пещерах. Одна из них находится на территории греческого монастыря пророка Илии (Мар Элиас), расположенного сегодня на земле киббуца Рамат-Рахель. В обители подвизается всего несколько греческих монахов, но сюда часто приходят помолиться православные арабы. По преданию, в тамошней небольшой пещере провел одну ночь пророк Илия, спасаясь от царицы Иезавели. По некоторым данным, монастырь на месте пещеры пророка Илии построен в VI веке. В пустыне пророк Илия с горечью размышлял о том, что даже такие великие чудеса, которые произошли на горе Кармил, не могут обратить к вере народ. Он сел под кустом дрока (можжевельника) и стал просить себе у Бога смерти. Но Господь отправил его в «путь еще превосходнейший» (1 Кор 12: 31). Подкрепившись чудесно посланной ему пищей, пророк пошел дальше. Известно, что пророк Илия был в Вирсавии – древнейшем израильском поселении, основанном еще праотцем Авраамом. В наши дни этот город находится юго-восточнее современного Беер-Шевы, а точнее – Тель-Шева, как об этом сообщили в музее Негева, расположенном в Беер-Шеве. Музей, посвященный истории и археологии пустыни Негев, обладает редкими экспонатами, рассказывающими о всех периодах заселения Негева. От бывшей Вирсавии в Тель-Шеве остался большой курган, где когда-то была крепость, возведенная еще во времена царя Соломона. Сам город был построен в форме концентрических кругов. Здесь когда-то был израильский храм, посвященный Адонаю, рядом с которым сохранился жертвенник, углы которого напоминают четыре рога. У внешних ворот бывшего города был вырыт узкий колодец глубиной около 30 м, который связывают с именем праотца Авраама. Кстати, Беер-Шева неоднократно упоминается в Ветхом Завете и это название переводится как «семь колодцев»: здесь надолго останавливались пастухи-скотоводы. По данным музея Нигева, здесь жил и пророк Илия. По дикой, каменистой и опасной дороге, ведущей к горе Хорив на Синайском полуострове, пророк Божий шел в продолжение 40 дней. Тут же, у подножия горы, он нашел себе убежище и провел одну ночь. Значение топонима «Хорив», то есть «сухость», «пустынность», указывает на скалистую пустыню. Другие названия этой горы – Синай и Божия гора, где Моисей получил от Господа скрижали Завета. Однако Синай рассматривается некоторыми исследователями как «многовершинная гора», среди вершин которой трудно определить конкретную гору Хориф.

http://pravoslavie.ru/3509.html

По этому саду нас водит госпожа Наталия. Ботаник, она с любовью рассказывает обо всех растениях, наизусть приводя о каждом из них библейские тексты. Ведь здесь не просто земля, а Святая Земля; не просто сад, а Библейский сад. Она говорит о том, что Святую Землю надо не только увидеть, побывать в ней – ее надо вкусить, ощутить, обонять, воспринять всем своим существом. А мысли вновь убегают в глубь веков. Здесь проходил не раз Авраам, здесь ходили пророки. Эту Землю избрал Себе Господь для воплощения. Ей принадлежат Его обетования. Вот священная купальня. Лестница уводит вниз, в пещеру. Там довольно большой водоем, ныне пустой. Здесь верующие иудеи в ветхозаветные времена совершали священные омовения, очищаясь от нечистоты. Поэтому когда пришел святой Иоанн Креститель, то сам факт водного погружения при крещении не вызывал удивления и никого не смущал. Понятие ритуального омовения было близко и понятно иудею. Стою. Смотрю. Вдыхаю. Вокруг холмистые земли Святой Земли. Виноградники, оливы, пальмы. Вот такой предстала эта земля взору иудейских соглядатаев, посланных из пустыни Моисеем ( Числ.13:22–23 ). В Библейском саду часто встречается эмблема: два человека, несущие огромную виноградную кисть ( Числ.13:24 ). Это Иисус Навин и Халев, несущие Моисею с народом радостную весть о плодородии Святой Земли ( Числ.14:6–7 ), в отличие от ропота и малодушия остальных десяти соглядатаев ( Числ.13:32–33 ). После прогулки нам предлагают библейский завтрак. Молочно-кошерная пища: библейские плоды, мед, сыры, молоко. Всё очень вкусно и приятно. Пища приготовляется именно такой, как в библейские времена. Живо воскрешает она странноприимство, быт времен праотцев и пророков. Такой пищей питался и Господь Иисус. А потом везут нас в Тель-Авив, в наш отель. Тель-Авив – большой город на берегу Средиземного моря, имеющий вместе с пригородами примерно два миллиона жителей. Возник в 1909 году, будучи «пристроен» к Старой Яффе. Теперь это красивый современный город, самый большой в стране. В Иерусалиме примерно один миллион жителей. А всего в стране – пять миллионов. Так что три пятых всего населения сосредоточены в этих двух городах.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Законы, данные Израилю близ горы Синайской, все даны в виду скорого занятия Палестины и все указывают на жизнь оседлую, земледельческую, а не на кочевую жизнь (ср. напр. Ucx. XXIII, 10, 11 , прим. 8-е), на правильное созвание народа из мест его поселения в главный город к храму Господню (id. ibid., ст. 17-й прим. 12-е), на скорое занятие земли обетования (id. ibid. 23–25 пр. 19-е), причем даже и после ряда возмущений, замедливших его движение, народ из Кадеса мог бы занять в конце второго месяца второго года Палестину после посылки лазутчиков, если бы последнее возмущение в Кадесе не навлекло на него гнев Божий и не было причиною произнесения над ним Господня приговора о сорокалетнем странствовании. (Ср. вступл. в кн. Чисел и пр. 1-е, 6-е и др. главы XIV). В то время Израиль вероятно мог овладеть Палестиной с юга, и этим объясняется выражение 2-го стиха в расстоянии одиннадцати дней пути от Хорива по дороге от горы Сеир к Кадес Варни. Гора Сеир кажется, здесь упомянута для того, чтобы указать путь, которым мог проникнуть Израиль в Палестину; путь этот от гор Сеир из долины Гхор на юге Мертвого моря к высотам Хормы был путь по ущелью ес-Сафа, и далее по подъему Накб Кареб (который считают Аккравимом, сравни прим. 1-е гл. XXXIV Чисел и прим. 12-е главы XIV Чисел), откуда он выводил на возвышенную плоскость ес-Сир, (Негеб; ср. пр. 4-е гл. XIII) перейдя через которую находятся на передних скатах гор Хевронских развалины Арада ( Чucл. XXI, 1 , пр. 1-е) ныне тель Арад. Здесь мы должны еще присовокупить замечание, что может быть упомянутая в стихе 2-м гора Сеир есть эта именно возвышенная плоскость ес-Сир, а не горы Эдома: – но это нисколько не изменяет значения второго стиха, ибо направление движения остается тоже. Как увидим ниже в стихе 44-м этой 1-й главы Второзакония, имя Сеир означает именно эту плоскость, находящуюся к северу от Хормы, между этою местностью и тель-Арадом. О городе, Хорме первое имя которому был Цефаф по Cyд. I, 17 , и которого остатки видят в урочище Ракхма, сравни 12-е прим.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

За неделю до паломничества я изучал толкования святых отцов на библейское повествование о восьми Богоявлениях праотцу Аврааму. Очень хотелось посетить Хеврон, место Авраамово, и в особенности увидеть Мамврийский дуб, под которым было явление Аврааму Святой Троицы. Но увы, сказали нам, это невозможно! Это место передают арабам. Всюду военные посты и охрана. Поездок паломников туда нет. Частным же образом едва ли какой водитель отважится ехать. Но нас все эти доводы не убедили. И Господь увидел желание и горение сердец и открыл закрытые двери. Так произойдет не раз за время нашего паломничества. И вот по благословению архиерея, епископа Красноярского и Енисейского Антония (Черемисова) 3 , возглавляющего наше паломничество, наняв машину, мы с отцом Андреем Юревичем отправляемся в путь. Водитель Элон, молодой человек, владеет ивритом и английским. Я — русским и немецким. Отец Андрей — русским и с трудом выстраивает некоторые английские фразы. В таком составе и с такими языковыми возможностями общения мы и отправляемся. Вновь пред глазами Святая Земля. От Тель-Авива до Иерусалима примерно 70 километров. Нам предстоит проехать через Иерусалим и Вифлеем. Спокойный равнинный прибрежный ландшафт начинает меняться на возвышенные холмы, и мы въезжаем в Иудейские горы. Вновь охватывает трепет, ведь здесь произошло столько священных событий! Сколь крат святой царь Давид в этих горах спасался от преследований Саула! Здесь протекала его суровая воинская жизнь с верными друзьями. Здесь проводил он ночи в горных пещерах. Здесь он вел брани Господни. Ласково светило южное солнце, спускающееся на огромные холмы и скалы Иудейских гор, высота которых 700-900 метров над уровнем моря. И вдруг на вершине одной горы — беломраморный город. Здания его полностью покрывают вершину и террасами спускаются вниз. И так гора за горой. Перед нами Иерусалим! По-еврейски — Ерушалаим, Город мира. Иерусалим — среди гор он. Горы окрест Иерусалима (Пс. 124: 2). Воистину Горний Иерусалим не только в таинственном, но и в буквальном значении слова!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010