У другого окна предела – картина с подписью: «преставшу же ся гонению на христиан и благочестию сияющу, создаша вернии церковь во имя тех святых триех мучеников Гурия, Самона и Авива и положиша во едином ковчезе святыя мощи, источающия болящим исцеления и многая чудеса». Под этой надписью в кругах – св. праведные Иоаким и Анна и св. отроковица Мария. На своде, по направлению к алтарю – внизу – картина с подписью: «хотящу лукавому зятю Готфянину с супругою своею отъити в путь, тогда теща его София поят его и дщерь свою, введе в церковь святых страстотерпцев Гурия, Самона и Авива, рече зятю: «аз тебе дщери моея не вверяю, аще не даси мне поручников сих святых, имися за святый ковчег их и кленимися, яко не сотвориши дщери моей никакого зла». Готфянин же рече: «от рук ваших, о святии, приемлю отроковицу сию и вас творю поручники, яко не сотворю зла моей супрузе». На северной стене предела картина с подписью: «беззаконный муж Готфин жену свою Евфимию живу с мертвою погребе. Молящеся же Евфимии и горько рыдающи, призываше мучеников Гурия, Самона и Авива и се явишася три святоноснии мужие Гурий, Самон и Авив и рекоша ей: «скоро обрящешь себе спасение». Ниже – другая картина с подписью: «Евфимия невидимою и всемогущею силою Божиею в церковь принесена и при честнем гробе святых мучеников положена бысть, и бывшу в церкви утреннему пению, возбудися от сна и узре святых мучеников Гурия, Самона и Авива, глаголющих к ней: «радуйся дщи и познай, где еси, исполнихом, еже обещахом, сие рекши, невидимы быша, отроковица же, воставши, исполнися неизглаголанныя радости и объемлющи ковчег святых мучеников со слезами благодарение воздаяше Богу и святым его мучеником». На западной стене предела существует надпись, указывающая на то, что храм был росписан в 1863 г. при императоре Александре II художником Рогожкиным. В северо-западный верхний предел св. великомученика Прокопия ведет каменная лестница, довольно узкая, внутри стен от самого притвора собора. В пролете собора, против двери, ведущей в предел, повешены два небольших колокола.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Сие чудотворное изображение Господа Вседержителя находится вверху на своде средней главы или купола Софийского собора. О мере сего изображения в летописи говорится так: от венца до пояса пол 4 сажени, и около венца 43 пяди, носу длина пол 4 пяди, устне полторы пяди, очи пол 2 пяди, руки сжатая длань 6 пядей, а простертая длань 8 пядей, подпись: Иисус Христос по 14 пядей, Архангелы и Херувимы по окна написаны стоящие по 16 пядей, а Пророки написаны промеж икон стоящие по 18 пядей мерных, а внутри головы кругом, где окна, 12 саж. от Спасова образа ото-лба до моста церковного 15 мерных сажень. А писали Спасов образ годищное время и боле. (Новг. III летописи под 6635 год. стр. 211). 4. Чудотворная икона св. Исповедников Христовых Гурия, Самона и Авива. Сия весьма древняя икона сделалась известною со времени чудотворения или знамения, бывшего от ней в 1410 году. Об этом знамении в Новгородской 1-й летописи, под упомянутым годом, сказано: «сотворися знамение во святой Софии от иконы св. мучеников Гурия, Самона и Авива месяца декабря 21 дня». А в Новгородской III летописи объясняется, что знамение это от иконы было о судех церковных при Архиепископе Иоанне, устроившем ради него церковь у Софии со Владычня двора. Архиепископ Иоанн III в своем послании советует новгородцам приносить очистительную присягу пред иконою св. исповедников Христовых: Гурия, Самона и Авива, так как от неё было знамение, оправдывающее правых и обличающее виновных. Вот сами слова Святителя Иоанна, заключающиеся в его послании по этому поводу. «Слышу я, говорит он, что у нас, по случаю великой и малой пропажи, ходят ко кресту. Это делаете вы не по Божию закону. Здесь дал нам Бог знамение св. исповедников Гурия, Самона и Авива диакона, так что Божией милостью, многие правые оказываются правыми, а виноватые подпадают казни. И мы послали к вам икону тех св. исповедников в церковь Божию: то что вы ходили ко Кресту, мы вам возбраняем; но ходите к знамению Божиих св. исповедников. (См. Христ. чт. за январь месяц 1857 г. стр. 44 и 45 или рукоп. служ. Новг. Соф. библ. XVI в. в 4 72 стр. 114 –116).

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

16 июля 1948 года, когда святой Авив находился с супругой в деревне Эрне (район горы Ермон), рано утром он вышел полюбоваться прекрасными видами рядом с деревней, поразмышлять и помолиться. Там он наткнулся на группу контрабандистов, которые схватили его и начали жестоко издеваться над ним только потому, что он священник, а потом убили его. Семья отца Авива У отца Авива было пятеро детей: Джульетта, Марсель, Фадва, Николай и Салим. Салим – самый младший сын – родился в первый год служения отца Авива в священном сане. Через два или три года маленький Николай скончался в пятилетнем возрасте. Отец Авив находился в Порт-Саиде, а его семья – в Дамаске. Когда он вернулся, супруга встретила его словами: «Господь дал, Господь взял, буди имя Его благословенно». Жена отца Авива Вадия была чистой и добродетельной женщиной, с открытой душой и любовью ко всему благому. В те редкие минуты, когда у нее было свободное время, она всегда читала Библию или держала в руках молитвослов. Отец Авив интуитивно понял, что именно она должна стать его женой. Вадия разделила с ним его жизнь и заботы, хранила его тайны. Он посвящал ее в свои дела и проблемы, всегда прислушивался к ее мнению относительно трудностей, возникавших у него. Даже трудностями в молитвенном делании он делился с ней. Вместе с тем она была против того, чтобы он становился священником, поскольку понимала, что это скажется на материальном благосостоянии семьи. Будучи мирянином, Авив успешно работал, был любимым и уважаемым человеком, а священники того времени, как правило, были нищими и обездоленными. Святой Авив не хотел навязывать жене свое мнение, он доверился Богу и ждал. Ждать пришлось целый год. И тогда случилось то, что заставило Вадию изменить свое мнение. Ей приснился воин, который к ней приближался, и она задрожала от страха. Он посмотрел на нее, потом показал на водопроводный кран, из которого сильно текла вода, и на другой кран, из которого вода едва капала, и сказал: «Через день ты должна будешь довольствоваться малым». Когда она проснулась, ее сердце было взволновано, и она сказала: «Это ангел Божий ко мне приходил в образе воина!» С тех пор она не противилась воле Божией, во всем была вместе с мужем, без ропота и покорно принимала все, что должно случиться с ней и ее семьей.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

По прошествии значительного числа лет нечестивый царь Ликиний, отделившись от Константина Великого , воздвиг в Никомидии гонение на христиан. Таким поступком он нарушил договор, какой заключил с ним Константин. Отдавая замуж за Ликиния свою сестру и назначая его соучастником в управлении римским государством, Константин положил такого рода условие, чтобы Ликиний, хотя он и язычник по вере, не делал никакого притеснения христианам, но предоставил каждому жить по своей вере, так что, кому какая вера нравится, тот и держался бы ее невозбранно. Однако Ликиний, не сдержав этого договора, и воздвиг гонение в восточных странах на христиан, и множество верующих предавал смерти различными способами. В это время в вышеупомянутом городе Эдессе, в котором прежде пострадали святые мученики Гурий и Самон, жил один диакон, по имени Авив, который, ходя по всему городу из дома в дом, учил людей святой вере и убеждал быть мужественными в исповедании Христа. Своею проповедью святой Авив неверующих обращал ко Христу, а верующих увещевал жить богоугодно. Узнав о нем, градоначальник Лисаний писал царю Ликинию, донося ему об Авиве, что он весь город Эдессу наполнил христианским лжеучением; при этом спрашивал, какое относительно него будет повеление. Лисаний писал царю, собственно, для того, чтобы получить от него право на мучение христиан, ибо ему еще не было поручено делать какое-либо насилие христианам. Царь немедленно отписал ему, чтобы он предал Авива смертной казни. Получив от царя такое повеление, Лисаний приказал отыскать святого Авива, для предания на мучение. Авив жил тогда в одной части города, в неизвестном доме, вместе с матерью и родственниками своими, стараясь о распространении святой веры, которую тайно насаждал там, где не мог делать этого явно. В то время как воины по всему городу искали блаженного Авива, он, узнав об этом, вместо того чтобы скрываться, выйдя из дома, отыскивал искавших его воинов, чтобы самому отдаться им в руки. Встретив в одном месте военачальника по имени Феотекн, он сказал ему:

http://azbyka.ru/fiction/jedesskoe-chudo...

Все время стояния на столпе есть не прерывающееся ни на одну минуту самоумерщвление, изнурение плоти. В то время, как душа столпника была занята богомыслием, тело его, изнуренное постом, иногда веригами, не имеющее отдыха, было открыто действию холода, зноя, дождя, бури и т.п. На Востоке столпники проводили на столпах, не сходя с них, по нескольку десятилетии; подвигами своими они удивляли весь мир. У нас на Руси столпничество – подвиг редкий и малоизвестный. Трудно, но возможно переносить тропические жары; между тем, суровая природа севера не дозволит провести под открытым небом и одной зимы, и подвижник, отважившийся на такое дело, был бы сознательным самоубийцей. Однако столпники были и у нас, только свое стояние на столпе они проходили не с такой неумолимой строгостью, как знаменитые столпники восточные: Симеон, Даниил и др. Больше других потрудился у нас на столпе в XII в. преп. Никита, Переяславский чудотворец (24 мая). Будучи сборщиком податей, он причинял много зла бедным людям и вел жизнь греховную, но однажды его глубоко тронули в церкви слова Писания: «Измыйтеся и чисти будите» ( Uc. I, 16 ); в другой раз он с ужасом увидел в кушанье, которое варила его жена, кровь и члены человеческого тела. Тогда Никита ушел в монастырь и стал изнурять свое тело всякими трудами, а затем, с благословения игумена, построил себе столп и стал подвизаться на нем. На теле он носил вериги, а на голове каменную шапку. Никита, однако, сходил со своего столпа. Он прокопал проход под церковь и по нему ходил к богослужению. Святой столпник был убит своими родственниками, которые приняли его блестевшие от трения вериги за серебряные и решились отнять их у него. На столпе подвизался также преп. Савва Вишер ский (1 октября). Он построил себе столп недале торой он сам был игуменом, и проводил на нем всю неделю; в субботу он спускался, слушал воскресное богослужение и, разделив трапезу, снова уходил на столп. Некоторое время подвизался на столпе (XII в.) св. Кирилл (28 апреля), который за эти труды и за благочестивую жизнь впоследствии был избран во епископа Туровского.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

«Прокимен» всегда предлежал (предлежу, предхожу) чтению Писаний. На Страстную Пятницу и на Пасху читается и Евангелие. Библейская Часть (поучи тель- ная). Свя- щен- ное Писа- ние Библе йская Часть 2. (После «хвалите» и «степенных» стихов) прокимен и чтение Евангелия; на буднях опускается и не говорится даже и прокимен: торжественно для простых дней! 3. На вечерне отсутствует кроме заключительного момента (см. далее) Стихиры на «литии» в великие праздники (всенощное бдение), где прославляется праздник или святой великий. (В будни нет).   " Сподоби, Господи... без греха сохранитися нам», «Благословен еси Господи» (то есть конец великого славословия). Примечание: В параллель «Честнейшую» можно усмотреть в праздники, после литии и тропари святому (2), один раз «Богородице Дево», а в воскресенье – трижды. Гимно Логиче ская Часть (славо словие 3. (После 50-го псалма) канон: 9 песней ветхозаветных и к ним 14 сочинений (1 ирмос и 13 тропарей с богородичными) новозаветных в честь, славу праздника, Богородицы или святых (дня недели и дня года). Стихиры «хвалитные» – после хвалитных, славных псалмов (148, 149, 150-го пс), в коих прославляются святые или праздник. (В будни нет). Заканчивается эта третья, гимнологическая, часть «великим славословием»: «Слава в вышних» Примечание: Песнь Богородицы и «Честнейшую» относится к гимнам и потому вставлена в эту часть пред песнью Захарии, составляя с ней одну, девятую, песнь. Продол жение хвалеб ной части 4. Ектении: 1. «Исполним вечернюю молитву» (после «стихир на стиховне» вечерних и проч.). 2 2.  Сугубая ектения: «Помилуй мя Боже». 3.  Ектения, или точнее, первая так называемая великая ектения, перенесена к началу вечерни – после 103-го псалма. Проси тель ная часть (екти нии) Проси тель ная часть (екти нии) 4. Ектении: 1.  «Исполним утреннюю молитву» (после «стихир на стиховне» утренних и проч.) 3 . 2.  Сугубая ектения: «Помилуй мя Боже». 3. Совершенно то же: перенесена ектения к шестопсалмию. 5. Вставные впоследствии части: а) После псалмов на «Господи воззвах» стихиры – большею частью прославляющие святых или праздник.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Трехдневный Амман, Джераш, Умм-Кайс – Мадаба, гора Нево, Вифания, Мертвое море – Петра Пятидневный Умм-Кайс, Джераш – Вифания, Мадаба, гора Нево – Мукавир, Умм-ар-Расас, Карак – Петра, Силаа, пещера Лота – Амманская цитадель, римский амфитеатр, музеи Восьмидневный Джераш, Аджлун, Пелла, Умм-Кайс – Амман, замки в пустыне – Мадаба, гора Нево, Карак – Петра – Вади-Рам – Акаба – Пещера Лота, соляной столь «Жена Лота», Мертвое море -Вифания.   РЕЙТИНГ ЖМП: ДЕСЯТЬ ГЛАВНЫХ ХРИСТИАНСКИХ СВЯТЫНЬ ИОРДАНИИ 1. Вифания Священная история: Исторически густо населенная местность находится между вершиной Тель-эль-Харрар (другое название — гора Илии, Тель-Мар-Ильяс) и районом церкви Иоанна Предтечи на восточном берегу реки Иордан. По преданию, именно с Тель-эль-Харрар пророк Илия вознесся на небо на огненной колеснице. В Вифании Иисус начал Свое общественное служение, здесь Он крестился от Иоанна и призвал первых учеников: апостолов Симона, Петра, Андрея, Филиппа и Нафанаила. Современное арабское название местности — аль-Магтас — переводится как «место крещения». Сегодня: Близ реки Иордан — остатки пяти храмов-памятников, выстроенных первыми христианами. Один из них — на месте пещеры, где жил и трудился Иоанн Креститель (недавно проведены археологические раскопки византийского храма и древнего водовода). На горе Илии — развалины византийского монастыря V–VI веков: храмы, баптистерии, емкости для хранения воды, система водоснабжения. Римский молельный зал раннехристианской эпохи (III век), вероятно, древнейшее из дошедших до нас подобных сооружений в христианстве. 2. Умм-Кайс, Джераш Священная история: Древняя Гераса — наилучшим образом сохранившийся греко-римский город Ближнего Востока. В евангельские времена — столица «страны Гергесинской» и «страны Гадаринской». В новозаветные времена территория на севере современной Иордании была известна как Декаполис, Десятиградие. Здесь Иисус проповедовал Свое учение и творил чудеса. Во входившей в Десятиградие древней Гадаре (современный Умм-Кайс) Господь совершил одно из самых знаменитых своих чудес: изгнал из одержимого легион бесов и повелел им войти в стадо свиней (ср.: Мк. 5, 1–20).

http://e-vestnik.ru/interviews/iordanski...

Долина между горой Гаризим и расположенной напротив горой Гевал была в свое время избрана для ежегодного общего молитвенного собрания колен Израилевых, причем шесть колен на горе Гаризим должны были произносить благословение на исполнителей Закона (см. Нав. 8, 33 ), тогда как другие шесть на горе Гевал – проклятие на его нарушителей. В точности между ними, в долине, находился древний город Сихем (современный арабский Наблус). Древнейшее поселение, отмеченное курганом Тель-Балата на юго-западной окраине современного Наблуса, существовало уже ко времени прихода Авраама (1850 г. до Р.Х.). Именно здесь впервые слышал праотец Авраам обетование Божие о Святой Земле. И прошел Аврам по земле сей до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда жили Хананеи. И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал он там жертвенник Господу, который явился ему ( Быт. 12, 6–7 ). Балата (от слова «балут» – дуб) – это и есть место дубравы Море (или Сихемской). За деревней лежит тель (холм), место древнего Сихема, первой столицы Израиля после разделения Северного и Южного царств. К востоку от руин белым куполом отмечена гробница Иосифа. Религиозно-политическое значение Сихема было утрачено в IX в. до Р.Х., когда столицей царства Израильского стала Самария. Наблус, главный город современной арабской Самарии, с населением около 50 тысяч человек, является оживленным торговым городом. Современное название Наблус происходит от «Флавия Неаполис» («Новый город Флавиев»). Так называлась римская колония, построенная ветеранами Тита в 72 г. н.э. Сыном одного из этих ветеранов был великий христианский апологет, святой мученик Иустин Философ , родившийся здесь в «Неаполе» в 100 г. н.э. Неподалеку от города, на холме Тель ар-Рас, стоял во времена Иустина храм Зевса. К тому же веку относится театр, имевший в диаметре 110 м и вмещавший до 7000 зрителей. Согласно Евангелию, недалеко, около Салима, крестил в Еноне Иоанн Креститель (см. Ин. 3, 23 ), потому что, объясняет евангелист, «там было много воды». Салим существует и сейчас, в 5 км к востоку от Наблуса. Енон (Аенон) означает «источники». Пять источников, расположенных на восточном склоне горы Гаризим, вполне могли бы соответствовать местоположению евангельского Енона.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Русское подворье в Тель- Авиве ЖМП 11 ноябрь 2019 /  7 ноября 2020 г. 15:22 Уголок России на Святой Земле В этом году Подворью Русской духовной миссии в Яффо (Тель-Авив) 151 год. За прошедшие полтора века земля, находящаяся под особым покровительством святой Тавифы (которая обрела тут последний покой) и апостола Петра, пережила немало событий, вершивших судьбы России и Ближнего Востока. И сегодня здесь, как и 151 год назад, рады тем, кто приезжает издалека поклониться древним святыням, а также готов потрудиться для ее благоукрашения и процветания на общее благо. В прошлом году в «Журнале Московской Патриархии» было опубликовано интервью с ключаем протоиереем Игорем Пчелинцевым. Оно не потеряло актуальности и сегодня.  Многоликий и многоязычный — Ваше преподобие, кто ваши прихожане? Откуда они, как оказались в Израиле? Много ли среди них молодежи, детей? — У нас многонациональный приход, все они чада Русской Православной Церкви: русские, украинцы, румыны и молдаване, много грузин, сербы, которые живут в Тель-Авиве, есть даже православные американцы. Местные православные христиане это, как правило, члены семей евреев, переехавших в Израиль, жители бывших республик СССР, а также те, кто временно здесь работает. Миграция (репатриация по-местному) из стран бывшего Советского Союза не прекращается и сегодня, но уже не таких масштабах как в 1990-е годы и в начале XXI века. Приезжают единицы и десятки, а в те годы приезжали тысячи и десятки тысяч новых репатриантов. Прихожан у нас довольно много, ведь наш храм в честь святых апостолов Петра и Павла и праведной Тавифы — это практически единственный православный храм в Центральном округе Израиля. На большие праздники у нас собирается по нескольку сотен человек. В будние дни, если есть служба, как правило меньше — от 10 до 30 человек. Половина прихожан — это молодые люди (до 35 лет), молодые семьи, много детей, в том числе родившихся в последние годы. — На каком языке идет богослужение? — На церковно-славянском. А вот исповедовать приходится на разных языках – на украинском, молдавском, грузинском, сербском и английском. Среди маленьких прихожан есть дети, говорящие только на иврите, поэтому мне пришлось выучить и иврит в той степени, чтобы мы с ними понимали на исповеди друг друга.

http://e-vestnik.ru/church/pusskoe_podvo...

Однако Иоаким продолжал сопротивление, и тогда Навуходоносор в 597 г. двинул большую армию. Прежде чем она прибыла в Иудею, Иоаким погиб или скончался при неясных обстоятельствах. 24, 8–16. При ИЕХОНИИ (597), молодом сыне и преемнике Иоакима, Иерусалим был осажден мощной вавилонской армией. Через три месяца он капитулировал, после чего Навуходоносор отобрал 10 тысяч лучших людей: князей, воинов, ремесленников, священников и вместе с царем Иехонией отправил их в Вавилонию, где они были поселены в окрестностях Ниппура, у реки Ховар (Кебар), в Тель-Авиве, Тель-Харше, Керубе и других местностях. В этой второй партии вавилонских пленников находился священник Иезекииль, будущий пророк ( Иез. 1, 1–2 ). 24, 17 – 25, 7. Последний царь СЕДЕКИЯ (597 – 586). Пророки Иеремия и Иезекииль. Победитель воцарил в Иудее дядю плененного Иехонии Матфанию, переименовав его в Седекию. Как ставленник Навуходоносора, Седекия вынужден был дать клятву вассала, в которой упоминались имя Иеговы и обязательство платить вавилонянам дань (24, 17; 2Пар. 36, 13 ; Иез. 17, 13–21 ). В сложившейся тяжелой ситуации Иудея нуждалась в мудром руководстве, но царь Седекия оказался слабым и не мудрым, а в Иерусалиме по-прежнему была сильна египтофильская партия, ориентировавшаяся на Египет. Новый фараон Псамметих II (595 – 589), возглавлявший антивавилонский союз из царей Моава, Идумеи, Аммона, Тира и Сидона, стал оказывать нажим на слабого Седекию с целью его вовлечения. К этому же призывала возглавляемая лжепророками проегипетская фракция, развернувшая широкую кампанию не только в Иудее, но и среди переселенцев в Вавилонии. Предостерегающий голос пророка Иеремии в это критическое время был слышен при дворе, в храме и на городских улицах. Он угрожал князьям, как плохим пастырям народа ( Иер. 21, 1 слл.), лжепророкам, вводившим в заблуждение народ Иеговы ( Иер. 23, 15; 28, 16; 29, 22, 32 ) и всем упрямым жертвам лжепророческой проповеди ( Иер. 24, 8 слл.). Одновременно с Иеремией, в годы 592 – 586, в далекой Вавилонии, в Тель-Авиве «на реке Ховар» (судоходный канал южнее Вавилона), пророчествовал Иезекииль, призванный Господом быть пророком среди пленников ( Иез. 1 – 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010