Вид с горы Фавор на Израильскую долину ЖМП 9 сентябрь 2016 /  24 ноября 2017 г. 10:20 Незнакомый Израиль ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ СВЯТОЙ ЗЕМЛИ ПРЕДЛАГАЕТ ПАЛОМНИКАМ СОВМЕСТИТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ И ДУШЕПОЛЕЗНОЕ Давно миновали времена, когда паломничество на Святую землю считалось событием из ряда вон выходящим. Сегодня организовать такую поездку может и отдельный приход, и, разумеется, паломнические бюро, предлагающие широчайшую линейку продуктов. Израиль снискал громадную популярность и среди курортников — туристов, если можно так выразиться, светских, выезжающих с пляжа или из комфортабельного отеля разве что на шопинг и на экскурсии (коллективные или индивидуальные). В нынешнем году Министерство туризма Израиля попыталось совместить эти два столь разных сектора туристического рынка. Заняться поиском нетривиальных решений профессионалов туротрасли заставил экономический кризис. Специализирующиеся на Израиле российские операторы, правда, и минувшей осенью сложа руки не сидели, едва ли не оперативнее всех отреагировав на закрытие популярнейших турецкого и египетского направлений выездного туризма. Но совокупное падение продаж всё равно составило (в рублевом выражении) около трети. И в этом году Министерство туризма Израиля начало разрабатывать новую концепцию гостеприимства, предусматривающую возможность паломникам посещать традиционные светские (либо относящиеся к иным конфессиям) объекты культурно-исторического и природного наследия. Свой вариант одного из таких туров, разработанный при содействии этой организации, предлагает «Журнал Московской Патриархии» Ко дворцу Пилата, на ручей Крокодилов День первый. Тель-Авив — Яффо — Кейсария Главное место паломничества: подворье Святой праведной Тавифы (Абу-Кабир, ул. Герцль, 157, тел. + (972)3-682-12-41). Храм во имя Святого первоверховного апостола Петра расположен в высочайшей точке старинного селения Яффо (ныне южный Тель-Авив). Прибывающие в Яффо морем паломники сегодня, как и век назад, издали видят его 37-метровую колокольню. Участок древнего еврейского кладбища под названием «Дарбатейн Табита» («два переулка Тавифы») приобрел в 1869 году начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин). В результате проведенных отцом Антонином раскопок обнаружилась гробница праведной Тавифы — святой I века, воскрешенной апостолом Петром (см.: Деян. 9, 36–41). В октябре 1888 года в присутствии великокняжеской четы Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны, а также великого князя Павла Александровича был освящен закладной камень в основание храма. В январе 1894 года новую церковь, возведенную местными архитекторами, освятил Патриарх Иерусалимский Герасим.

http://e-vestnik.ru/history/neznakomyy_i...

959 Имеется в виду современный арабский поселок Эль-Бира, расположенный в 13 км к северу от Иерусалима на окраине г. Рамаллы (в настоящее время практически слился с городом). Во времена Христа Спасителя – первая остановка паломников, возвращавшихся из Иерусалима в Галилею. Именно здесь Матерь Божия обнаружила, что Иисуса нет в караване паломников (см.: Лк. 2:41–52 ). – Ред. 960 Долина между горой Гаризим и расположенной напротив горой Гевал была в свое время избрана для ежегодного общего молитвенного собрания колен Израилевых. Между ними, в долине, находился древний город Сихем (современный арабский Наблус). Древнейшее поселение, отмеченное курганом Тель-Балата на юго-западной окраине современного Наблуса, существовало уже ко времени прихода Авраама (1850 г. до Р. X.). Именно здесь впервые слышал праотец Авраам обетование Божие о Святой Земле ( Быт. 12:6–7 ). Балата (от слова балут – дуб) – это и есть место дубравы Море (или Сихемской). За деревней лежит тель, место древнего Сихема, первой столицы Израиля после разделения Северного и Южного царств. К востоку от руин белым куполом отмечена гробница Иосифа. Религиозно-политическое значение Сихема было утрачено в IX в. до Р. X., когда столицей отделившегося царства Израильского стала Самария. – Ред. 961 По самарянскому преданию, эта пергаменная рукопись – древнейшая в мире, ее написал будто бы Аарон, брат Моисея, 3500 лет назад. Ученые датируют книгу XII веком н. э. – Ред. 962 Главной денежной единицей в Турецкой империи (Палестина входила в ее состав) служил пиастр, который равнялся 40 парам или, по-русски, паричкам. Паричка была самой мелкой монетой, медной, посеребренной, похожей, по описаниям очевидцев, «на рыбью чешую». – Ред. 963 Ныне г.] преподаватель Паричского (Минской губернии) женского училища духовного ведомства, а до поступления своего в духовную Академию – личный секретарь преосвященного Михаила. – Изд. Якубовский Полиевкт Ильич окончил Полтавскую ДС, МДА (54-й курс, 1895–1899) со степенью кандидата богословия. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Стою. Смотрю. Вдыхаю. Вокруг холмистые земли Святой Земли. Виноградники, оливы, пальмы. Вот такой предстала эта земля взору иудейских соглядатаев, посланных из пустыни Моисеем. В Библейском саду часто встречается эмблема: два человека, несущие огромную виноградную кисть. Это Иисус Навин и Халев, несущие Моисею с народом радостную весть о плодородии Святой Земли, в отличие от ропота и малодушия остальных десяти соглядатаев. После прогулки нам предлагают библейский завтрак. Молочно-кошерная пища: библейские плоды, мед, сыры, молоко. Все очень вкусно и приятно. Пища приготовляется именно такой, как в библейские времена. Живо воскрешает она странноприимство, быт времен праотцев и пророков. Такой пищей питался и Господь Иисус. А потом везут нас в Тель-Авив, в наш отель. Тель-Авив —большой город на берегу Средиземного моря, имеющий вместе с пригородами примерно два миллиона жителей. Возник в 1909 году, будучи «пристроен» к Старой Яффе. Теперь это красивый современный город, самый большой в стране. В Иерусалиме примерно один миллион жителей. А всего в стране — пять миллионов. Так что три пятых всего населения сосредоточены в этих двух городах. Святая Земля приняла нас, сибирских паломников, по-южному тепло, даже жарко. Начало мая, а в тени +35. На солнце выше сорока. Вся страна снабжается водой из Галилейского моря. В Израиле принято пить чистую воду Ге-нисаретского озера. Ее даже не фильтруют. Всюду в столовых и киосках продают просто воду. На завтрак, обед и ужин всегда подается вода, чистая, приятная. Причем на ужин только холодная вода, горячий чай вечером пить не принято. В России подать гостю воду означало бы, наверное, предел нищеты. А здесь воспринимается это иначе! Хотя нам по привычке все равно часто хотелось еще и чаю. Девять солнечных месяцев вода во всех домах — и частных, и многоэтажных — нагревается от солнца. Для этого на крышах всех домов стоят баки с водой. Экологически совершенно чистый источник энергии. Всюду видим вооруженных автоматами людей. Молодые парни и девушки, как военнослужащие, так и полиция, вооружены. В стране военное положение. Израиль — единственная страна, где и женский пол (все девицы до замужества) военнообязанны. В столовую и даже на свидание могут прийти с автоматом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Святой пророк Иезекииль Святой пророк Иезекииль жил на рубеже VII–VI веков до Р.Х. Его имя означает «Бог крепок» или «Бог укрепит». Он был сыном священника Вузия и сам являлся священником, приверженным установлениям Закона и Храма. Когда Навуходоносор впервые взял Иерусалим (597), Иезекиилю было 25 лет. Пророка отправили в вавилонский плен вместе с царем Иехонией, его двором и всеми знатными людьми, числом около 10 тысяч человек; также из Иерусалима была вывезена драгоценная утварь Храма (ср.: 4 Цар. 24: 16). Иезекииль обосновался в Тель-Авиве на реке Ховар, крупной судоходной артерии в 60 километрах к югу от Вавилона, и женился. Его дом стал центром притяжения для иудеев-изгнанников, стекавшихся туда внимать слову Божию. На пятый год плена пророку было откровение. Когда Иезекииль находился на берегу реки, небеса разверзлись и он узрел величественное видение Божества во славе. Бога несли на колеснице четыре крылатых херувима, каждый из которых был о четырех ликах: первый – льва, второй – орла, третий – быка, а четвертый – человеческий . Два крыла у каждого были устремлены вверх, а два покрывали их тела. Каждый шел прямо, не оборачиваясь, туда, куда хотел Дух, и пока они шли, был шум как во время грозы. Между ними был свет, подобный сиянию огня и молнии. Под животными были четыре колеса, двигавшиеся вместе с ними; над головами – подобие свода из кристалла, а над сводом – престол, будто из сапфира, а на престоле – некто, подобный человеку, будто пылающий металл , а вокруг – сияние, подобное радуге. Упав на лицо свое, Иезекииль услышал глас Божий, велевший ему встать и отправиться к возмутившимся против Него израильтянам (см.: Иез. 1–2). И к нему простерлась рука со свитком, где было написано: «Плач, и стон, и горе». Ему было сказано съесть этот свиток – и во рту его слово Божие было как мед. Дух поднял его, и он услышал позади себя великое сотрясение: шум крыльев херувимов и громовой глас: «Благословенна слава Господа от места своего!» (см.: Иез. 2–3). Вернувшись в Тель-Авив к другим переселенным, он пребывал семь дней в изумлении и не мог вымолвить ни слова. Когда вышел этот срок, к нему было слово Господне: «Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня» (Иез. 3: 17). Так на него была возложена ответственность за жизнь и смерть тех, к кому он был послан. И 22 года Иезекииль непрестанно пребывал в бдении, взирая с высот своего духа, обращенного к Богу. Став сам знамением (см.: Иез. 24: 24), он как словами, так и символическими жестами пророчествовал об окончательном падении Иерусалима в наказание за грехи народа; но, когда это случится, он же и станет для народа утешением, объявляя о прощении и грядущем возрождении.

http://pravoslavie.ru/55255.html

Василевская В.Я. Катакомбы XX века. Самиздат: Архив Кестон Колледжа. Вестник русского христианского движения. 150, с. 229277; 151, с. 219282; 152, с. 193211; 157, с. 193206; 158, с. 285293. Демьянов А.И. Истинно православное христианство. Воронеж, 1977. Елевферий, митроп. Неделя в Патриархии. Париж, 1933. Карташев А. Церковь и национальность. Путь, 44, 1934. Комсомол и антирелигиозная пропаганда; сборник статей и очерков. М., 1937. Левитин-Краснов А. Воспоминания. В 4 т. Лихие годы. Париж, 1977; Рук твоих жар. Тель-Авив, 1979; В поисках нового града. Тель-Авив, 1980; Родной простор. Франкфурт-на-Майне, 1981. Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. В 3 т. Кюснахт, Швейцария, 1978. Луначарский А. Христианство или коммунизм: диспут с митрополитом А. Введенским . Л., 1926. Олещук Ф.Н. Кто строит церкви в СССР? М.; Л., 1930(?). Олсуфьев Д. Мысли соборянина о нашей церковной смуте. Париж, 1928. Острая лука. Самиздат: архив самиздата, Кестон Колледж. Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947. Платонов Н.Ф. Православная церковь в 19171935 гг. Ежегодник музея религии и атеизма. Вып. 5, 1961. Польский М. , свящ. Положение церкви в советской России: очерк бежавшего из России священника. Иерусалим, 1931. Поповский М. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. Париж: ИМКА-Пресс, 1979. Поспеловский Д. Митрополит Сергий и расколы справа. ВРХД, 158, 1991. Поспеловский Д. От патриарха Тихона к митрополиту (патриарху) Сергию: преемственность или предательство? Церковь и время, 3. Московская патриархия, 1992. Правда о религии в России. М.: Патриархия, 1942. Путинцев Ф.М. Выборы в советы и разоблачение поповщины. М., 1937. Свенцицкий В., прот. Диалоги. М.: Св.-Тихоновский ин-т, 1994. Тальберг Н.Д. Церковный раскол. Париж, 1927. Титлинов Б. Новая церковь . Пг.; М., 1923. Троицкий С. Что такое «Живая Церковь ». Варшава, 1928. Шишкин А.А. Сущность и критическая оценка обновленческого раскола в Русской Православной церкви. Казань, 1970.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из всех городов, которые лежали при озере Генисаретском, особенно часто бывал Господь в Капернауме, где был дом тещи апостола Петра. Господь «прибыл в Свой город», говорит евангелист Матфей о Капернауме (9:1). Но местность, где стоял Капернаум, остается до сего времени ненайденною. Достоверно известно, что он был или на месте нынешнего Хан Маниега или на месте Тель Гума. Но на месте которого из двух? Оба города находятся в соседстве с Вифсаидою и Хоразином; оба примыкают к водам Генисаретского озера в северо-западной его части; притязание того и другого на право быть Капернаумом подтверждаются сильными доказательствами: решение в пользу одного из них представляет неразрешимое затруднение. Но где бы ни был древний Капернаум, на месте ли Хан Маниега или Тель Гума, во всяком случае это был город большой и торговый. Будучи расположен на узле дорог, ведущих к Тиру, Дамаску, Иерусалиму и Сепфорису, он был центром торговли, а вместе с тем и самым удобным местом для сбора пошлин. Близ Капернаума были Хоразин и Вифсаида. Вифсаида вероятно была просто селением рыбаков близ Капернаума. «Сидон, говорит Норов, значит рыба, саид – рыболовство, Вифсаида – дом рыбаков». Южнее Капернаума при озере было селение Магдал, жители которого имели очень дурную славу. Не даром, говорит Олесницкий, и в евангелии типом кающейся грешницы избрана Мария Магдалина. Еще южнее при озере находилась вновь отстроенная великолепная Тивериада. Предпочитая красивый берег озера всем другим местам своего владения, Ирод Антипа основал в Тивериаде свою резиденцию, для чего построил здесь великолепный дворец, храм, амфитеатр и город окружил стеною. Была и еще причина, почему правители Галилеи любили жить здесь; это потому, что вблизи от города был целебный горный ручей. Но так, как местность, поступившая под город по распланировке Ирода, была покрыта древними гробницами, которые при постройке домов были скрыты, то евреи считали этот город нечистым, боялись селиться в нем на гробах своих предков и в первое время он имел вполне языческий характер. «Если Иисус Христос , пишет Фаррар, не входил никогда в языческий амфитеатр или на улицы Тивериады, проходившие по разным кладбищам, то ему часто приходилось видеть в отдалении стены этого города с их укрепленными башнями, а равно и золотой дом Антипы, отражавший далеко в озере мраморных львов и скульптурные архитравы».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Новейшие открытия, особенно добытые раскопками в Тель-эл-Амарне в верхнем Египте, доказали, что литературная культура Вавилонии в период ее высокого процветания была распространена по всей западной Азии. В Месопотамии и Арам-Нагараиме, в Каппадокии и Сирии были читатели и писатели, были ученые и библиотеки. Этой вавилонской культурой особенно насыщался Ханаан, как расположенный вдоль береговой линии, служившей историческипроторенным путем сношений между Вавилоном и Египтом. Уже в самые отдаленный времена вавилонские войска проходили чрез эту страну и даже проникали в северную Аравию – по дороге, но которой впоследствии делал свои набеги упоминаемый в XIV главе книги Бытия Хедорлаомер с своими союзниками. Уже за 3000 лет до Р. Христова Саргоп аккадский (т. е. южно-халдейский) делал нашествия на запад, предпринимая целых четыре отдельных кампаний, и на время соединил его политически с своей вавилонской монархией. Памятники, современные ему и его сыну, покорившему Синайский полуостров, недавно были открыты в Вавилонии американскими исследователями. Полторы тысячи лет спустя после века Саргона мы встречаемся с другим вавилонским монархом, который также заявлял притязания на владычество над Синаем, «этой страной аммореев», и надписи на плитах, найденных в Тель-эл-Амарне, представляют ясные свидетельства о том, что эти притязания имели реальный характер. Из этих надписей видно, что в то время, когда они были сделаны (в конце XV века до Р. Хр.), хотя Ханаан в то время был уже провинцией Египта, в нем господствовала однако культура вавилонская со всеми ее характеристическими особенностями. Не только вся ханаанская литература была написана на языке вавилонском и пользовалась клинообразными знаками Вавилона, но далее и корреспонденция должностных лиц в Ханаане производилась на вавилонском языке и при помощи вавилонской письменности. Туземные божества Ханаана отождествлялись с божествами Вавилонии и по соседству с самым Иерусалимом возвышался храм одному из вавилонских богов. Очевидно, Ханаан в течение долгого времени находился под управлением и влиянием Вавилона, чем только и можно объяснить столь сильное влияние на народ этой страны со стороны чуждой для него культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/golos-...

310 Гнойные (Мусорные) ворота Старого города, ведущие от Храмовой горы, Стены плача и Магрибского квартала на юг – в долину Кедрона и арабскую деревню Силоам. 311 «Молва» – политическая, экономическая и литературная газета, издавалась в Санкт-Петербурге в 1879–1881 гг. 314 Игумен греческого монастыря во имя св. Харалампия, расположенного близ храма Гроба Господня в Иерусалиме. 325 Фр. ‘уровень моря’. Отметка уровня моря на дороге между Иерусалимом и Иерихоном (Иерусалим лежит на высоте 750 м над уровнем моря, а Мертвое море на 392 м ниже уровня моря). 326 Странноприимный дом, построенный Антонином на приобретенном им участке в Иерихоне («Иерихонская Московия»). 335 Мислех (в других документах Мыслех) – рабочий-каменотес, житель селения Бет-Джала, сосед о. Антонина по приобретенному им в Бет-Джале участку, на котором была им позже основана школа (сын Мыслеха Абдалла выступал свидетелем при оформлении купчей 1866 г.). 337 Краевский Яков Иванович – генерал-майор, участник Крымской войны и присоединения Средней Азии, сподвижник Кауфмана и Черняева, отличившийся при взятии Ташкента. Получил отличное образование, считался способным военачальником. Выйдя в отставку, приехал в Иерусалим, где прожил около года, одно время на Русских Постройках, затем на частной квартире. Решив провести остаток жизни на Востоке, отшельником в пустыне, выучил арабский язык и, не внимая советам и предостережениям, в июле 1880 г. отправился в иорданскую пустыню и поселился в уединении, в пещере на Сорокадневной горе. 8 сентября был найден в своей пещере мертвым, сидящим, прислонившись к скале. Архимандрит Антонин считал, что «с ним случился солнечный удар, от которого особенно его предостерегали тут, или – еще проще – разрыв сердца» ( Антонин (Капустин) , архимандрит. Из Иерусалима//Церковный Архимандрит Антонин (Капустин). Дневник. Год 1881 вестник. 1880. 41. С. 20–22. То же: Антонин (Капустин) , архимандрит. Из Иерусалима. М., 2009. С. 286–287). 340 Так называемый «Царский курган» (Тель-ес-Султан)тель древнего Иерихона. Высота кургана достигает 21 м. Работа нескольких поколений археологов (от разведок знаменитого Ч. Уоррена во второй половине XIX в. до фундаментального обследования, проведенного Кэтлин Кеньон в 1952–1958 гг.) позволили выявить на территории теля последовательные напластования двадцати трех разновременных городских поселений.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Эти постройки были раскопаны в 1927-1934 гг., тогда их обозначили как конюшни. В наст. время это утверждение подвергнуто сомнению (Дж. Б. Притчард, З. Херцог и др.), в качестве возможных вариантов предложены хранилища, рыночные площади или казармы (Archaeology of the Land of the Bible. N. Y., 1992. Vol. 1. P. 476-478). Несколько в стороне от Тель-Мегиддо, недалеко от перекрестка путей, в 2005 г. археологами была раскрыта т. н. тюремная церковь (руководитель Й. Теппер, Тель-Авивский ун-т). Построена она была уже на территории древнего г. Легио. Здесь обнаружена обширная мозаика на христ. сюжеты. На основе стилистических и эпиграфических особенностей она отнесена к III в. по Р. Х.: мозаика включала надпись по-гречески («Боголюбивый Акептус воздвиг престол в память Господа Иисуса Христа»), в силу чего может считаться древнейшей христ. мозаикой, а сама церковь - первой известной «домус экклесия» со столь статусной декорацией (среди надписей донаторов есть, напр., текст рим. офицера Гаиана). Но в опубликованных материалах нет сведений о том, что здание было церковным уже в момент его постройки. Делать выводы о существовании столь ранних памятников христ. живописи только на основе стиля рискованно, следует дождаться итоговой публикации материалов с градуировкой строительных периодов, при к-рой, возможно, обнаружится постройка рим. времени, использовавшаяся после 314 г. как церковная. Лит.: Kempinski A. Megiddo: A City-State and Royal Centre in North Israel. Münch., 1989; Ussishkin D. Jezreel, Samaria and Megiddo: Royal Centres of Omri and Ahab//Congress Volume: Cambridge, 1995. Leiden, 1997. P. 351-364; idem. The Destruction of Megiddo at the End of the Late Bronze Age and its Historical Significance//Mediterranean Peoples in Transition: 13th to Early 10th Cent. BCE/Ed. S. Gitin, A. Mazar, E. Stern. Jerus., 1998. P. 197-219; idem. The Sacred Area of Early Bronze Megiddo: History and Interpretation//BASOR. 2015. Vol. 373. P. 69-104; Мерперт Н. Я. Очерки археологии библейских стран.

http://pravenc.ru/text/2562758.html

Главным инициатором этого раскола была Советская власть, стремившаяся разделить Церковь на отдельные части и затем уничтожить её. Печальный опыт «советского обновленчества» напоминает нам, как опасно для Церкви стремление пожертвовать ради мнимых благ мира сего своим драгоценным достоянием – свободой. Илья Соловьев 1 Стратонов И. А. Русская церковная смута (1921–1931)//Из истории Христианской Церкви на Родине и за рубежом в XX столетии (Материале, по истории Церкви. Кн. 5, далее – МПИЦ). М., 1995. С. 29–173. 5 Шишкин А. А. Сущность и критическая оценка «обновленческого» раскола русской православной церкви. Казань, 1970. С. 6. 12 См., например, с. 172 и др. В то же время автор проявляет совершенную некомпетентность в некоторых вопросах церковной жизни. В качестве курьёза укажем, что при описании конфликта между староцерковниками и «обновленцами» Шишкин говорит, что толпа верующих «заполнила пространство между кадилом храма и алтарём» (с. 269). 20 Цит. по: Патриарх Тихон и история русской церковной смуты (составитель и автор комментариев М. П. Губонин). Кн. 1. СПб., 1994. С. 265–266. В этой же книге опубликованы воспоминания А. И. Кузнецова о п. Тихоне: Кузнецов А. И. «Мои воспоминания о встречах с Патриархом Тихоном» (С. 246–265). М. Е. Губонин упоминает неопубликованный труд А. И. Кузнецова «Записки адвоката» (Астрахань, 1961), в котором идёт речь об особенностях «юридического и правового мира» времен Сталина и Вышинского. Часть этих записок М. Губонин также воспроизводит в примечаниях к «Воспоминаниям» Кузнецова. 23 Второе издание: Левитин-Краснов А. Э., Шавров В. М. Очерки по истории русской церковной смуты. МИИЦ. Кн. 9. М. – Кюснахт, 1996. 24 Краснов-Левитин А. Э. Лихие годы 1925–1941. Париж, 1977; Его же. Рук Твоих жар (1941– 1956). Тель-Авив, 1979, Левитин-Краснов А. Э. В поисках нового града. Воспоминания. Ч. 3. Тель-Авив, 1980; Его же. Родной простор. Демократическое движение. Воспоминания. Ч. 4. Франкфурт-на-Майне. 1981. См. также его статью «Закат обновленчества» в журнале «Грани» (1974). 30 Александр (Семенов Тян-Шанский), епископ. А. Краснов-Левитин. Лихие годы//Вестник РХД. 1977. 122. С. 79. 33 Цыпин Владислав, протоиерей. Обновленчество. Раскол и его предыстория//Сети обновленного православия. М., 1995. С. 6. См. также: Современное обновленчество-протестантизм «восточного обряда». М.. 1996; Цыпин Владислав , протоиерей. История Русской Церкви 1917–1997. М., 1997 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010