Закрыть itemscope itemtype="" > Доклад на IX православной татарской конференции «Православие и культура тюркских народов» 30.01.2024 81 Время на чтение 10 минут Источник: Православные Татары Кадерле туганнарым нм дусларым, хрмтле кунакларыбыз, арумысыз! Я рада приветствовать Вас на IX православной татарской конференции «Православие и культура тюркских народов» в рамках XXXII Международных Рождественских чтений. К чему стремились и чего достигли православные татары Москвы в новейшей истории России Дорогие владыки, отцы, братья и сестры! Прошёл год с момента нашей последней встречи в стенах Высоко-Петровского монастыря. Считаю наши конференции уникальными, ведь они привлекают людей, у которых есть расположение внести свой вклад и послужить в деле просвещения Светом Христовой истины восточных народов. Мы все прекрасно помним, что не прошло и ста лет с тех трагических событий, когда вера уничтожалась на нашей земле, когда убивали за веру в Бога не только православных христиан, но и мусульман. Тогда для сложившегося общества не было христиан и мусульман, был советский гражданин. Но время гонений за веру закончились. На постсоветском пространстве восточные народы с радостью и надеждой и по сей день выбирают православную веру. Хочу этот момент подчеркнуть! Так, был советский гражданин татарин, казах или кыргыз, а стал православным татарином, православным казахом, православным кыргызом. Приняв веру православную кыргыз кыргызом быть не перестал! За годы работы нашей общины мы увидели, что приобретая Христа мы часто теряем наших близких по крови. С одной стороны, как сказал наш Господь Иисус Христос, это происходит потому что христиане «не от мира сего», как и Он Сам не от мира сего. Но с другой стороны потеря близких случается и из-за непонимания, в котором не редко виноваты мы сами, и которое мы можем минимизировать. Родные считают, что приняв веру Православную, мы теряем Богом нам данную национальность, что татарин, славящий Христа, автоматически, становится якобы не татарином, потому что принял «веру русскую».

http://ruskline.ru/opp/2024/01/30/doklad...

Закрыть itemscope itemtype="" > Как уберечь школьников от тлетворного влияния гаджетов Размышления председателя Архангельского отделения Союза отцов России и депутата Госдумы Александра Спиридонова 25.10.2023 652 Время на чтение 3 минуты Фото: Из личного архива автора Как сообщалось , вчера состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со студентами Московского педагогического государственного университета. В частности, Предстоятель сказал, что «особую обеспокоенность вызывает привязанность современной молодежи к различным электронным устройствам, которые назвали странным для русского человека словом " гаджет " . Зависимость от смартфонов, планшетов, компьютеров приобретает масштабы, как некоторые считают, национального бедствия. Тем временем ТАСС опубликовал результаты опроса сервиса Superjob, согласно которому «запрет на использование мобильных телефонов на уроках поддерживают 83% родителей школьников. Причем отцы чуть чаще матерей высказывались за эту инициативу: 85% против 81% соответственно». Среди учителей такой запрет поддержали 87% респондентов. При этом запрет в принципе приносить мобильные телефоны в школу поддержали только 30% родителей, отмечается в опросе. Среди учителей таких 60%. О том, как решить проблему зависимости от гаджетов размышляет в телефонном интервью «Русской народной линии» Председатель Архангельского отделения Союза отцов России, депутат Государственной Думы Александр Юрьевич Спиридонов: Как председатель Архангельского отделения Союза отцов России глубоко уверен, что зависимость детей от гаджетов является национальной проблемой. И Святейший Патриарх Кирилл очень правильно её обозначил как национальное бедствие. Я, как отец двух сыновей, знаю, что дети целый день проводят с телефоном в руках. Во-первых, дети играют в различные стрелялки, так называемые «шутеры» (жанр компьютерных игр), где очень много жестокости, крови и оружия. Во-вторых, дети очень много времени проводят в Интернете. Мы понимаем, что вряд ли молодое поколение смотрит там что-то хорошее: они заходят на различные платформы (Ютуб, Тик-ток), социальные сети, смотрят различные видеоролики и клипы. А какая там информация? Различные современные группы, которые явно не несут ничего хорошего. Тот же Моргенштерн, очень популярный среди подростков, не просто отрицательный персонаж, а деструктивно влияющий на сознание детей.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/25/ka...

Закрыть itemscope itemtype="" > Шаг на пути углубления раскола на Украине Митрополит Киевский Онуфрий начал менять антиминсы 28.09.2022 2438 Фото: Википедия Освящение предстоятелем Украинской Православной Церкви Московского Патриархата митрополитом Киевским Онуфрием (Березовским) антиминсов без упоминания в них имени Патриарха Московского и всея Руси сделано под давлением киевских властей и является еще одним шагом на пути углубления раскола на Украине, сообщает ТАСС. Такое мнение высказали священнослужители Русской Православной Церкви. Как уже писала ранее «Русская народная линия» викарий Киевской митрополии архиепископ Обуховский Иона (Черепанов) в Facebook (запрещен в РФ; принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской) сообщил о том, что предстоятель УПЦ митрополит Онуфрий «освятил новонапечатанные антиминсы», в которых уже «нет упоминания московского патриарха». Как отметил главный редактор РНЛ Анатолий Степанов в своей статье «Все в жизни промыслительно», архиепископ Иона (Черепанов) давно выступал за автокефалию УПЦ МП, а теперь откровенно «топит» за объединение с раскольниками. «По боку каноны, когда речь о политических интересах Украины…», – пишет Степанов. «Митрополит Онуфрий заменил все антиминсы, подписанные Патриархом Московским и всея Руси, на новые. Все делается под давлением государственной власти. Конечно, иное означало бы, может быть, не просто какие-то тяжелые испытания – может быть, даже и мученичество, отдачу своей жизни, но ценности, которые в церкви есть, то, что они означают, – очень дорогого стоит», – сказал ТАСС настоятель московского храма святителя Николая в Пыжах, известный православный проповедник 81-летний протоиерей Александр Шаргунов. По его мнению, не только в раскольнической «Православной церкви Украины», но и в канонической УПЦ многие действия предпринимаются сегодня «ради национальных интересов», а не ради интересов церкви и «божественной истины». «Печально, что часть Украинской православной церкви, которая была под омофором митрополита Онуфрия, тоже «искусилась» этим, выбрала путь отделения от Московской патриархии. Но для нас принцип один, он простой: раскол, как говорят святые отцы, равнозначен ереси», – сказал маститый протоиерей.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/28/sh...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КСЕНОФОНТ, МАРИЯ, АРКАДИЙ И ИОАНН [греч. Ξενοφν, Μαρα, Αρκδιος κα Ιωννης] (VI в. (?)), преподобные К-польские и Палестинские (пам. 26 янв., в 4-ю Неделю Великого поста). Житие К., М., и их сыновей А. и И. в Византии было очень популярно и сохранилось в огромном количестве редакций и рукописей. Дометафрастовское Житие (BHG, N 1877u-1877z), Житие, составленное Симеоном Метафрастом (X в.) (BHG, N 1978), анонимное Житие (BHG, N 1879, 1879c). Одна из дометафрастовских редакций переведена на араб. язык (BHO, N 1247). На груз. языке под 26 янв. сохранились метафрастическая редакция Жития святых (НЦРГ. А 79. Л. 411-426, XII-XIII вв.), синаксарное сказание, созданное в XI в. прп. Георгием Святогорцем и включенное им в сб. Великий Синаксарь (НЦРГ. А 97, 193, Н 2211; Hieros. Patr. georg. 24-25; Ath. Iver. georg. 30; Sinait. iber. 4, все XI в.), а также позднее метафрастическое изложение жизни святых (НЦРГ. Н 2386. Л. 47-56 об., 1813 г.; Н 286. Л. 100-114, 1853 г.). Также под 20 сент. на грузинском языке в многочисленных рукописях сохранилась кименная (оригинальная) версия Жития прп. Ксенофонта (в груз. традиции - Ксенефор, ) «Житие и подвижничество святого блаженного отца нашего Ксенофонта» (Sinait. iber. 52. Fol. 52-99, Х в.; Hieros. Patr. georg. 140. Fol. 171-185, XIII-XIV вв.; НЦРГ. А 161. Л. 123 об.- 135 об., 1738 г.; Н 2281. Л. 105-119, 1793 г.; А 1525. Л. 36 об.- 42 об., 1797 г.; S 134. Л. 124-137 об., Н 436. Л. 1-10, XVIII в.; А 536. Л. 77-85 об., 1822 г.; S 4581. Л. 70-79 об., 1827 г.; Н 2819. Л. 73 об.- 81, 1848 г.; А 230. Л. 38-51, S 2646. Л. 21-29, S 3640. Л. 19-28, Н 2385. Л. 46 об.- 72 об., XIX в.). Сохранился также перевод Жития на армянский язык (BHO, N 1246). Греческий оригинал Жития, составленного прп. Симеоном Метафрастом, издан в Patrologia Graeca (PG. 114. Col. 1014-1044), перевод этого текста на латинский язык издан в Acta Sanctorum (ActaSS. Ian. T. 2. P. 724-730).

http://pravenc.ru/text/2462143.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗОТИК СИРОПИТАТЕЛЬ [греч. Ζωτικς Ορφανοτρφος] (сер. IV в., К-поль), сщмч. (пам. 30 дек.; пам. греч. 31 дек., 8 янв.), пресв. к-польский. Наиболее раннее упоминание о З. C. относится к 472 или к 469 г. (ODB. Vol. 3. P. 1537): это распоряжение визант. имп. Льва I относительно привилегий богоугодным заведениям К-поля, в т. ч. приютам, первый из к-рых основал З. С. (CJ. I 3, 34). Агиографические источники, повествующие о З. С., относятся к более позднему периоду: анонимное Мученичество (BHG, N 2479), в заглавии к-рого З. назван не «орфанотрофом», а «птохотрофом», т. е. попечителем бедных, сохранилось лишь в рукописи XI в.; «Похвальное слово» Константина Акрополита (BHG, N 2480) также дошло в единственной рукописи XIV в. (Ambros. H. 81. Suppl. Fol. 1-11). По мнению издателя, «Похвальное слово» восходит к утраченному Житию XI в., дополняя его в посвященной посмертным чудесам части оригинальными сведениями о жизни средневизант. К-поля ( Miller. 1994. P. 339-340, 345). В Элладской Православной Церкви З. С. почитается как преподобный. Сщмч. Зотик Сиропитатель. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVII в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Сщмч. Зотик Сиропитатель. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVII в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Согласно источникам, З. С. принадлежал к числу вельмож, призванных имп. св. равноап. Константином I Великим из Рима в основанный им К-поль. Позже, поняв, что мирская суета и почести его не привлекают, З. С. принял сан священника. Когда в городе началась эпидемия проказы, император, чтобы пресечь ее дальнейшее распространение, повелел утопить всех зараженных в море. З. С. решил спасти больных. Он явился к императору и попросил у того средств на приобретение драгоценных камней для гос. казны. Получив деньги, он отправился на берег моря, выкупил у палачей больных и переправил их на др. берег Золотого Рога на холм Элеонес. После кончины Константина I на престол взошел его сын Констанций II (337), он был еретиком-арианином и не любил З.

http://pravenc.ru/text/200083.html

Прот. Андрей Юревич с семьей 20 июля 2012 г. 08:07 Мечта о Святой Руси или о сытой жизни? Сокровенные желания в контексте религиозности современных россиян: взгляд социологов В рамках всероссийского исследования " О чем мечтают россияне " ученые Института социологии Российской академии наук (ИС РАН) попытались выяснить, в какой мере религиозность наших современников влияет на их сокровенные желания и стремления. На вопросы Журнала Московской Патриархии отвечает один из авторов работы – ведущий научный сотрудник, ученый секретарь Центра " Религия в современном обществе " ИС РАН доктор политических наук Марина Мчедлова. Счастье для всех или моя хата с краю? - Марина Михайловна, в какой мере религия и религиозность в целом накладывает отпечаток на мечты сограждан? Можно ли говорить, что ответы на вопросы вашей анкеты оказались в существенной зависимости от этого фактора? - Конечно, ведь к числу основных смыслонаполняющих объектов любой религии относятся внутренний мир человека, его стремление к счастью, красоте, добру и истине. Впрочем, как и все россияне, представители различных религиозно-мировоззренческих групп уверены: без мечты жить невозможно. Лидируют по степени убежденности в этом внеконфессиональные верующие, то есть люди, не принадлежащие ни к одной из известных конфессий и при этом заявляющие о собственной " вере в высшую силу " (к таковым, по нашим данным, относится примерно одиннадцатая часть населения страны). Среди них 81% опрошенных полагает, что мечта наполняет жизнь смыслом. Среди православных мечтают 76%, среди атеистов – 68%. Треть атеистов уверена: жить нужно в реальном мире (среди них также высока доля тех, кому мечтать не свойственно ни при каких обстоятельствах – 14%). В среде православных тех, кто считает, что мечты лишены практического смысла, уже меньше – четверть, а среди внеконфессиональных верующих их всего 20%. Если же говорить о личном заветном желании, оно в современной России присуще 91% православных христиан, 93% внеконфессиональных верующих и всего лишь 85% атеистов. То есть религиозность в любых формах повышает в человеке стремление к идеалу. Но если посмотреть распределение ответов на этот вопрос в зависимости от того, посещают ли респонденты регулярно церкви или молитвенные собрания, существенных различий мы не увидим.

http://e-vestnik.ru/interviews/mechta_o_...

Протоиерей Борис Михайлов 15 декабря 2022 г. 13:00 Протоиерей Борис Михайлов 04.12.1941–30.08.2022 30 августа 2022 года на 81-м году жизни отошел ко Господу почетный настоятель храмов Покрова Пресвятой Богородицы в Филях и праведного Филарета Милостивого при Детской городской клинической больнице имени Г. Н. Сперанского протоиерей Борис Михайлов.   PFD-bepcuя.  Будущий священник Борис Борисович Михайлов родился 4 декабря 1941 года. Как и у многих детей вой­ны, его отец, Борис Георгиевич Михайлов, не вернулся с фронта и был похоронен в братской могиле на Псковщине в 1944 году. По матери их род восходил к духовному сословию южнорусских губерний с широко распространенной в тех краях фамилией Булгаковы, а дед служил сельским священником до закрытия прихода в двадцатые годы. Воспитывался мальчик мамой, и образ деда-священника обладал для него притягательной силой, несмотря на атеистическую пропаганду в школе. Борис всегда искал Бога в разнообразных Его проявлениях — в красоте, правде и истине. После школы будущий пастырь получил в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова необычную специальность для молодого человека того времени — искусствовед. Красота Божиего мира и возможности ее запечатления в человеческом творчестве притягивали юношу с неодолимой силой. В положенное время он отбыл воинскую повинность, получил диплом и устроился на работу в музей-усадьбу графов Шереметевых в Останкине. Расширение круга знакомых в конце 1960-х годов и известное потепление общественного климата в стране способствовали кардинальному изменению его мировоззрения. Молодой научный сотрудник с энтузиазмом включился в правозащитное движение и принимал участие в благотворительной инициативе — Фонде помощи семьям политических заключенных, основанном А. И. Солженицыным. Эта деятельность не осталась незамеченной властями, и подготовленная к защите кандидатская диссертация была вынужденно отложена на несколько лет. К этому же периоду относятся его воцерковление и появление собственной семьи, в которой вскоре один за другим появилось пятеро детей. Итогом многолетней работы Бориса Михайлова в Останкине стала его книга, посвященная приусадебному храму — церкви Живоначальной Троицы.

http://e-vestnik.ru/obituaries/protoiere...

Саров. Успенская пустынь. Церковь Николая Чудотворца в надвратной колокольне. Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1789 и 1799. Архитектор:Карл Иванович Бланк Ссылки:   Адрес: Россия, Нижегородская область, Дивеевский район, г. Саров, проспект Мира, 27А Координаты: 54.925662, 43.326623 Проезд:Закрытое административно-территориальное образование. Вьезд по спецпропускам. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первая колокольня Саровской пустыни строилась вместе с Успенским собором и была в центре монастырской территории. Когда монастырь начали расширять, монахи снесли вал и засыпали ров, остававшиеся от Старого городища. Они решили совместить новую колокольню с главным входом в обитель - Святыми вратами. Эта колокольня сохранилась до наших дней и является в полном смысле визитной карточкой города. Ее изображение есть и на гербе Сарова. Строилась колокольня с 1789 по 1799 год и в 1999 году отметила свое 200-летие. Колокольня строилась на пожертвования вкладчиков и по первоначальному проекту должна была быть пятиярусной. Но, видимо, при строительстве не хватило средств, и колокольня была выполнена в четыре яруса. Ее высота - 81 метр. В праздничные дни посетителям монастыря разрешалось подняться на обзорные площадки колокольни. В хорошую погоду с них можно было увидеть колокольню и храмы Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Существует версия, что проект колокольни и всего западного фасада монастыря был сделан известным зодчим Карлом Ивановичем Бланком. Однако подтверждающих ее документов пока не найдено. Первый ярус колокольни представляет собой высокий арочный проем, оформленный в виде триумфальной арки с пилястрами и фронтоном. Главный вход в монастырь был расписан живописными картинами на евангельские темы. Над главным входом находились помещения монастырской библиотеки. Она имела два фонда: обычный, где хранилось более 7000 томов, и фонд особо ценных раритетов, где хранились примерно 700 рукописей, в том числе летопись Саровского монастыря, написанная основателем пустыни иеромонахом Иоанном. Во втором ярусе колокольни размещалась церковь во имя святителя Николая, освященная в 1806 году. На третьем и четвертом ярусах были колокола. Самый большой колокол весил 1200 пудов (более 19 т). Его назвали " Тысячник " , он занимал третий ярус. Колокол отливали в монастыре. Четвертый ярус занимали 18 колоколов. Среди них наиболее крупными были колокола весом 550, 350, 213, 134 и 86 пудов. Восемь колоколов весили от 2 до 56 пудов, другие были еще меньше.

http://sobory.ru/article/?object=37254

Слесарев А. В. Глава II. Календарная реформа в Элладской Православной Церкви II.I. Исторический контекст и предпосылки проведения реформы II.I.I. Элладская Церковь и греческое государство накануне реформы С самого начала турецкого завоевания Византии, произошедшего в середине XV столетия, в сердцах покорённых греков не угасали надежды на восстановление греческого национального государства. Частичное осуществление стремлений многих поколений произошло в 1830 году, когда состоялось провозглашение независимого Греческого Королевства. Однако возрождённая Греция в территориальном отношении мало походила на некогда необъятную Византийскую Империю. Кроме того, множество греков в то время всё ещё проживало под властью турок на исконно греческих территориях. Именно в этих условиях первой половины XIX столетия зарождается и программно вызревает греческая великодержавная национально-освободительная доктрина «Μεγλη δα» («Великая Идея»). «Великая Идея» воплотила в себя греческую национальную мечту об освобождении всего народа и о воссоздании национального государства в пределах Византийской Империи. Начало в теоретическом построении данной идеологии было положено Адамантисом Кориасом (1748–1833) и Ригасом Фереосом (Велестинлисом) (1757–1838) 80 . Наиболее же целостное оформление идейно-политическая программа греческого освобождения получила в трудах влиятельного политика (впоследствии премьер-министра Греции) Иоанниса Коллетиса. Впервые И. Коллетис озвучил принципы «Великой Идеи» 27 января 1844 года на заседании Греческого Национального Собрания, заявив о том, что Собрание это призвано решать не только судьбу Греческого Королевства, но и судьбы всей греческой нации, широко представленной на территории Европейской Турции и Малой Азии 81 . Осуществление «Великой Идеи» предполагалось при комплексном использовании политических, исторических, военно-стратегических, этнических и конфессиональных элементов 82 . Наличие религиозной составляющей в национально-освободительной идеологии предполагало адаптацию внешней и внутренней деятельности Православной Церкви к требованиям «Великой Идеи».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12. Монашество «Мир Вам, отец наместник, и братии. Мир свышний да подается Вам, как насущный хлеб души, на всякий день; да умножится Вам и да не отнимется от Вас... Мир Вам и братии. Молитвам Вашим и их себя поручаю» (7:73, 31) Монашеское сословие – великая тайна, которую может уразуметь лишь принявший постриг. Мирянину, и даже благочестивому, она останется далекой от его разумения. Как можно добровольно оставить мир со всеми его прелестями? Как оставить родных, близких, знакомых и уйти в уединение, поселиться среди диких зверей? Как уйти из уютного дома и водвориться в пещере, землянке, дупле дерева? Как покинуть приятное и обречь себя на лишения, скорби, скитания?.. Приоткрывает эту тайну святой апостол Павел – она в глубокой, самоотверженной, непоколебимой вере в Бога, в искреннем желании монахов – этих земных Ангелов – жить с Богом и умереть в Бозе. «Верою, – говорит он, – победита царствия, содеяша правду, ...заградиша уста львов, угасиша силу огненную, избегоше острия меча, возмогоша в немощи,... ихже не бе достоин (весь) мир...» ( Евр. 11:33–34, 38 ). Вера влекла их в желанное Небесное Отечество, являла мир пустыней, а пустыню – раем. Вера влекла их к подвигу, который преображал их, а преображая их изменял в лучшую сторону многих других. Окружающий их мир, как правило, становился и светлее, и теплее. В их молитвах нуждались все, особенно «при умножающейся немощи, ... да не бесплодно будет продолжение дней» (9:61). Следует сразу оговорить, что «можно вести жизнь монашескую и без обета» (3:3). «Вспомните Преподобного Сергия, который отсрочил свое удаление от мира, исполняя слово родителей и их успокаивая... Знаем и инаковые примеры. Алексий человек Божий оставил семейство, несмотря ни на что – и Бог оправдал путь его. Но не у всех одна мера дара. Рассудите о сем... и изберите путь благонадежный, ограждаемый смирением» (3:81). На земле Русской изначально вводилось и утверждалось монашество, в основном, общежительного характера. К нему, по-преимуществу, и обращает свое слово святой Митрополит Филарет. Его слово составляется из наставлений:

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010