Закрыть Быть ответственным 27.06.2005 265 Открытая политика на какой-то срок прекратилась. Хотя проблемы, которые подлежат разрешению только в ее свободном пространстве, никуда не исчезли. Вялая война расползается по всему Северному Кавказу; рост экономики замедляется; государство берет на себя все больше долгосрочных обязательств, имея лишь временные преимущества запредельных цен на нефть; судебная система окончательно дискредитирована; под лозунгом восстановления справедливости идет ползучая переприватизация; в обществе царит атмосфера взаимного недоверия. Но, кажется, с этим уже ничего поделать нельзя; нужно запастись терпением и ждать неизбежного результата. Вопрос лишь в том, каким образом мы распорядимся политическим тайм-аутом. Как профессиональные тайм-аутисты, они же романтические диссиденты, которые бросают вызов существующей системе, но не порождают параллельные миры. Или как ответственные граждане, озабоченные будущим не меньше, чем настоящим. Тут смело можно брать пример с чехов и поляков образца 70-80-х годов. Тем более что ситуация, в которой мы по воле истории и безволию либеральных вождей оказались, скорее похожа на мягкий цинизм восточноевропейского застоя, нежели на жесткий брежневский идиотизм. Один из интеллектуальных лидеров " Солидарности " рассказывал мне, чем они занимались в домах отдыха под Варшавой зимой 81/82 года, куда их аккуратно перенаправил под домашний арест гуманный чекист Войцех Ярузельский. Учили языки, сочиняли трактаты по ключевым вопросам общественного устройства (национализм и универсализм, национальное государство и сетевое мироустройство, польская церковь и светская культура) и писали пакетные проекты законов, которые предстоит проводить через парламент, когда нынешняя власть рухнет. С чего начать нам? С законов? Кажется, рановато. Лучше - с каталогизации элементарно простых принципов современной цивилизации, вне которых поражение нашей стране гарантировано. С описания жизнеспособной картины мира. Вот нам сейчас прописывают в качестве идеологического лекарства странную мифологию, построенную на взаимоисключающих образах патриархального царства и рыночной корпорации. Православному акционерному обществу по имени Россия грозит " внешнее управление " со стороны иноземных конкурентов, и она должна поднять на неслыханную высоту идею внутреннего суверенитета, как во времена Смуты. Но, господа-товарищи, акционерному обществу внешнее управление может грозить только в одном случае: вследствие банкротства. Возможно ли его избежать, окружая себя экономическим и политическим забором, предлагая стране и миру не современную модель глобального взаимопроникновения промышленных производств, но застойную схему международных инвестиций? Когда власть говорит иностранцам: приходите, вкладывайтесь, получайте прибыль, но оставьте нашу экономику под нашим приглядом. Ответ очевиден: нет, невозможно. Потому что иностранцам будет хорошо, а нам плохо.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Никита Струве Памяти ушедших Памяти Ф.А.Степуна (1884–1965): За месяц до смерти Мне выпало счастье побывать у Феодора Августовича всего за месяц до его смерти. Впечатление, оставленное этим посещением, столь сильно врезалось в память, что я позволю себе поделиться им. Я приехал в Мюнхен читать лекцию в Баварской Католической Академии о гонениях на русскую Церковь . В тот же самый день и час Ф. А. читал почти на ту же тему балтийским студентам на другом конце города. И все же к концу доклада я вдруг заметил в первом ряду знакомую по давней мимолетной встрече фигуру Ф. А. Это неожиданное появление меня необычайно тронуло и наполнило чувством глубокого уважения и восхищения: 81 год, а сколько жизни, сколько простоты и щедрости, – после собственной лекции пересечь весь город, чтобы приветствовать гостя из Парижа, почти на полвека моложе его самого. А затем Ф. А. как-то естественно, без особых приглашений увлек к себе на чашку чая, несмотря на поздний час, небольшую группу русских друзей, здесь собравшихся. Ф. А. нас опередил. Когда мы вошли в теперь опустевшую и никому не нужную квартиру, а тогда такую теплую и живую, с ее фотографиями, книгами, большим портретом Соловьева, Ф. А. уже накрывал на стол, расставлял чашки, как заправская хозяйка, неторопливо хлопотал. Большой, чуть грузный, с определенными чертами лица, умными, немного грустными глазами, Ф. А. стоял посреди комнаты и как-то светился изнутри светом человека, не ущербно дошедшего до предела жизни... Беседа полилась непринужденно – о том о сем, но главным образом о «безднах», привлекавших Ф. А. загадочностью и роковым для России значением. Об эротических безднах Вл. Соловьева, который, по мнению Ф. А., был не столь благополучен, как его описывали Мочульский или Зеньковский, о «срывах» Блока, Белого, даже Вячеслава Иванова, и, наконец, о той главной «бездне», соединившей нас в Мюнхене, о бездне греха, провиденной Достоевским и отверзшейся в России XX столетия. А рядом с хождением по безднам – мысль о них доставляла Ф. А. некоторое упоение – вспоминаю, с какой теплотой и сердечностью Ф. А. говорил о неприхотливых мюнхенских буднях, о скудной, но в своей основе самой существенной церковно-приходской жизни, о смиренном эмигрантском быте... «Бездны и быт» – в этих двух полярных мироощущениях был весь Ф. А., как, может быть, и вся прошлая Россия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Журналы 81-111 заседания Священного Синода от 26 декабря 2002 года 26 декабря 2002 года в рабочей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Открывая заседание, Его Святейшество, в частности, сказал: – Я приветствую членов Священного Синода Русской Православной Церкви: постоянных членов Синода, с которыми мы всегда работаем вместе – и на зимних, и на летних сессиях, и временных членов Синода, которые вызваны для участия в зимней сессии. Я хотел бы сердечно поблагодарить всех за молитвы о моем выздоровлении, которые возносились. С Божией помощью благодаря молитвам Церкви мне удалось преодолеть недомогания, которые я испытал в период болезни. Теперь я могу в полной мере вновь принимать активное участие в жизни нашей Церкви. Два месяца тому назад все мы пережили тяжелое испытание – террористический акт, сопровождавшийся захватом заложников в Москве. Велика была опасность гибели более чем тысячи людей, которые находились в Театральном центре на Дубровке. Во многих епархиях, в храмах Русской Православной Церкви, в те дни возносились молитвы об освобождении заложников. Я вернулся в Россию из-за рубежа после отдыха именно в те дни. С постоянными мыслями о заложниках и молитвой об их освобождении мне приходилось давать интервью, сделать заявление по этому поводу, в котором была выражена позиция нашей Церкви по поводу захвата заложников и возможности гибели людей в ходе этого террористического акта. 26 октября должен был начаться мой пастырский визит в Астраханскую епархию по случаю 400-летия ее основания. С 5 часов утра я в тот день слушал сообщения средств массовой информации о том, что происходит в Театральном центре. Если бы произошел взрыв, а вместе с ним и гибель более чем тысячи людей, которые находились в здании, то, конечно, пришлось бы отложить мою поездку в Астрахань. Сначала я отложил вылет на один час, потом еще на час. Когда большинство заложников были освобождены, я принял решение осуществить визит в Астрахань, который, к сожалению, закончился моей болезнью и госпитализацией.

http://mospat.ru/archive/86343-zhurnaly-...

Скачать epub pdf Св. священномученик Игнатий Богоносец Св. Игнатий родился в Антиохии, главном городе Сирии. Предание говорит, что он был тем ребенком, которого принимал на Свои пречистые руки Иисус Христос и на которого указывая Своим ученикам, сказал: Аминь глаголю вам, аще не обратитеся и будете, яко дети, не внидите в Царство Небесное и: Аще приимет отроча таково во имя Мое, Мене приемлет ( Мф.18:2–5 ; Мк.9:37 ). Св. Игнатий назван Богоносцем потому, что он был носим руками Бога воплощенного, и более потому, что он, как и сам объясняет в своей беседе с императором Траяном, всегда носил Бога в сердце своем по вере и любви своей к Иисусу Христу и по благодати Духа Святого, которой исполнено было его сердце. Св. Игнатий долгое время был учеником апп. Петра и Иоанна, к которым в особенности питал пламенную любовь и уважение. Как неразлучный спутник свв. апостолов, св. Игнатий, без всякого сомнения, принимал участие в распространении Церкви Христовой на земле и в проповедании Евангелия между язычниками и иудеями. Около 67 г. по Рождестве Христовом в Антиохии скончался первый епископ Антиохийской Церкви Евдокий. Советом апостолов на епископскую кафедру был избран Игнатий, которого потом рукоположил сам апостол Петр, как о том свидетельствует св. Златоуст. Поставленный во епископа, Игнатий всецело предался делу пастырского служения. Он с неутомимой ревностью и усердием исполнял все лежащие на нем обязанности, не щадил ни сил, ни трудов, явив в своем лице все достоинства епископа. Но успех, каким Господь благословил труды Своего верного служителя в обращении язычников, не раз подвергал его паству сильным гонениям, особенно при Домициане (в 81 г.). Несмотря на все свои достоинства, Игнатий почитал себя недостойным даже имени ученика Христова. Главное достоинство последователя Иисуса Христа и высшее совершенство любви к Нему он полагал в мученической кончине за имя Спасителя. Когда прекратилось гонение на христиан при Домициане, Игнатий радовался миру, обретенному Церковью, сам же скорбел о том, что не удостоился пролить кровь свою за имя Христово, печалился, что не достиг еще совершенной любви ко Христу и пламенно желал мученически умереть за Него. Господь услышал молитву Своего верного раба, и св. Игнатий украсился славой не только проповедника, но и мученика за имя Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Теодор Стилианопулос Глава первая. Природа Священного Писания Природу Священного Писания определяют следующие факторы: историческое происхождение Писания, разнообразие содержания его книг, роль и функционирование Писания в жизни церкви. Православные ученые, как правило, пишут на эти темы и о связанных с ними вопросах с общебогословской точки зрения 26 . В их работах часто недооцениваются такие важные аспекты Библии, как свойственные ей богооткровенный характер и боговдохновенность, авторитет, истолкование и взаимоотношения с преданием. Именно эти вопросы станут предметом нашего исследования в настоящей работе. В первой главе дано общее представление о природе Писания на основе принципа, что богословские утверждения относительно таких понятий, как библейское откровение и боговдохновенность, строятся на реальном содержании Библии, исторических путях ее формирования и ее каноническом составе. Таким образом, природа Писания рассматривается здесь с точки зрения: (1) происхождения иудейской и христианской Библий; (2) взаимоотношений Ветхого и Нового Заветов; и (3) божественного и человеческого аспектов Священного Писания. Еврейская и христианская Библии Писание представляет собой целую библиотеку священных книг, создававшихся на протяжении более чем тысячи лет, начиная с X века до н.э. и до I века н.э. Книги, составляющие Библию , были написаны на еврейском и греческом языках, а некоторые их части – на арамейском 27 , по большей части неизвестными авторами, жившими в определенной исторической ситуации и обсуждавшими важные для их религиозных общин вопросы. Первое упоминание об авторитетной священной книге, «книге закона» ( 4Цар. 22:8 ), идентифицируемой современными учеными как Второзаконие, связывает ее происхождение с храмом и священством во времена царя Иосии (640–609 до н.э.). В другом пассаже упоминается «книга закона Господня» ( 2Пар. 17:9 ), уже существовавшая двумя столетиями раньше, при царе Иосафате, правителе Иудеи (873–849 до н.э.). Ученые полагают, что письменные источники, лежащие в основе библейских книг Бытие и Исход, могут относиться к X веку до н.э. Завершает библейскую библиотеку книга Откровение, созданная, скорее всего, в конце I века н.э. во времена преследования христиан при римском императоре Домициане (81–96 н.э.) Автор этой книги называет себя сам: он – Иоанн, христианский пророк, пишущий из ссылки на острове Патмос и приписывающий своему пророчеству наивысший авторитет ( Откр. 1:1–11, 22:7–19 ) 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

III. Отмена патриаршества. – Стефан – местоблюститель патриаршего престола Как Феофан по выбору Петра посвящен в епископа, точно также по выбору Петра, за восемнадцать лет пред тем, посвящен был в рязанские митрополиты из киевских учёных Стефан Яворский . Судьба его в истории нашей церкви чрезвычайно интересна. Он стоит на переходе от допетровской патриаршей формы церковного правления к петровской-синодальной и стоит не безучастным зрителем совершающегося перелома, но страдательною его жертвою. К сожалению, у нас ещё мало сведений для того, чтобы оценить и охарактеризовать это замечательное лицо. У него много общего с Феофаном во внешней судьбе: но в душе, в убеждениях, в образе действий – всё другое до противоположности. Он также был униатом; также путешествовал и учился в чужих краях, скрываясь под чужим именем и чужим исповеданием; по возвращении из-за границы также присоединён был к церкви, как впоследствии Феофан; так же блистал на академической и церковной кафедрах; также случайно сделался известным царю и, по его приказанию, посвящён во епископы. Но за этими, так сказать, внешними формами жизни, у Стефана скрывались совершенно иные убеждения, нежели у Феофана. В 1700 г. 16 октября скончался патриарх Адриан. Адриан ещё при жизни просил в помощники себе, желая в то же время иметь преемником себе по смерти, холмогорского архиепископа Афанасия, известного с хорошей стороны и Государю; на него же, по смерти Адриана, указывал Государю Тихон Стрешнев 81 ; но ни в ту пору, ни теперь Государь почему то не хотел остановить своего выбора на Афанасии 82 . Вероятно, ему нужно было для новых порядков и лицо новое. Экзархом, блюстителем и администратором патриаршего престола, 16 декабря 1700 г., назначен рязанский митрополит Стефан. Можно думать, что в это время Петр уже порешил в мыслях отмену патриаршества, и есть предание, что он тогда же выразил желание отменить это звание. Начавшаяся Шведская война дала ему повод продлить переходное положение под тем предлогом, что ему не достает душевного спокойствия, необходимого к назначению достойного лица на первую степень в русской церкви. Стефан назначен был наместником патриаршего престола с таким ограничением, чтобы, по важнейшим делам церковного управления, советовался с другими епископами, которых положено было попеременно вызывать, для этой цели, в Москву и представлять о последствиях совещаний на утверждение Государя. Это собрание очередных епископов из епархий называлось Освящённым собором.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В первом случае враждебные настроения и действия исходили от группы синаитов. Всем знакомым с церковной историей памятен пресловутый «Синаитский спор», который целых три столетия истощал силы Александрийского и Иерусалимского Патриархатов, а в египетский период жизни святого Нектария разгорелся с новой силой. Знаменитый Синайский монастырь с XVI века имел в каирском квартале Джубани небольшое подворье, известное тем, что здесь совершали «открытое» служение архиепископ Синайский Лаврентий (1592–1617), его преемники и особо учиненные иеромонахи. Осуществляемая на канонической территории другой поместной Церкви, такая практика возбранялась церковными правилами как «вторжение» и, помимо соблазнов и взаимного недоверия, вела к сокращению и без того скудных доходов нищей Александрийской Патриархии и ее клира 80 . В 1871 году был утвержден акт, допускавший пребывание на Каирском подворье одного представителя архиепископа (и одновременно игумена) Синайского. Положение резко изменилось, когда во главе Синайской обители встал архиепископ Порфирий I Павлидис 81 , чья размолвка с Александрийским престолом из-за Каирского подворья оценивается некоторыми историками как «единственная темная страница» его биографии. Еще до архиерейской хиротонии Порфирий постарался закрепить свое присутствие и практику соборных служений на подворье. А в первый же год своего архиепископства он без всякого канонического разрешения кириархальной власти, то есть Патриарха Александрийского, стал открыто жить в Александрии и Каире, лишь изредка и ненадолго отлучаясь на Синай, и регулярно совершать на Каирском подворье (при стечении туда многих синаитов) соборные служения, как если бы дело происходило в главенствующем монастыре. Всякая попытка поставить это синаитам на вид отвергалась под предлогом, что единственная цель их присутствия в Каире – «обеспечение духовных и материальных нужд обители», неспособной выжить без египетского подворья, а тем паче после неумелого управления ею архиепископа Кирилла (1859–1867) и конфискации синайских подворий в России и Румынии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Глава ΙV. Евангелие от Иоанна § 40. Место между книгами Нового Завета Святое Евангелие от Иоанна во всех древних списках четвероевангелия занимает последнее место, потому что написано после Евангелия Матфея, Марка и Луки. 93 § 41. Краткие сведения о жизни писателя Св. Иоанн, написавший это Евангелие, был, сын галилейского из Вифсаиды рыбаря Зеведея и Саломии, дочери св. Иосифа обручника. 94 Вместе с братом» своим Иаковом Зеведеевым, или старшим, призван в апостольство еще в цветущем возрасте ( Мф.4:21; 10:2 ) и назван сыном громовым ( Мк. 3:17 ) в ознаменование, как думают, высоты учения и трогательного красноречия. 95 В Евангелии Иоанн называется учеником егоже любяще Иисус ( Ин.13:23; 21:20 ) и вместе с Петром и Иаковом Зеведеевым был ближайшим свидетелем важнейших событий из жизни Богочеловека; присутствовал при воскресении дочери Иаира ( Мк.5:37 ); видел славу божества Иисусова на Фаворе ( Мк.14:33 ), а на Тайной Вечери возлежал на персях Богочеловека ( Ин.13:23 ). В залог и вместе в воздание особенной любви Господь, вися на кресте, поручил Иоанну, как сыну, попечение о Своей Пренепорочной Матери, что исполнял Иоанн до её кончины, последовавшей в Гефсимании, по мнению Евсевия, в пятнадцатый, по мнению Мелитона в 22, а по мнению св. Епифания в 25 году по вознесении. 96 По успении Божией Матери Иоанн оставил Иудею, избрал местопребыванием Ефест, главный город Малой Азии, выпавший ему по жребию, 97 и имел ближайшее попечение о семи малоазийских церквах: ефесской, смирнской, пергамской, фиатирской, сардийской, филадельфийской и лаодикийской, упоминаемых в Апокалипсисе ( Апок. 1:11 ). В царствование Домициана (Царств, от 81 по 96 гг. по Р. X.), по случаю гонения на христиан, азийский проконсул отправил Иоанна в Рим, около 95 года по Р. X., как главного учителя малоазийских христиан; там, по требованию судей, Иоанн бестрепетно выпил чашку яда. 98 Когда яд оказался бессилен, Домициан приказал бросить его в кипящее масло, 99 но Иоанн вышел из него цел и невредим. На месте, где совершилось это чудо, усердием древних христиан римских сооружен храм, который и поныне сохраняет свое наименование «Iohannes in oleo» и находится у так называемых Латинских ворот.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Екатеринбург. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Преображения , Казанской иконы Божией Матери , Николая Чудотворца Год постройки:Между 1808 и 1821. В 1863 расширена приделами. Ссылки:   Адрес: Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Походная, д. 2 Координаты: 56.780806, 60.64904 Проезд:На троллейбусах 1, 6 или автобусах 05, 17, 19, 81, 042, 102, 130, 133, 154, 182, 05А, 129А из разных районов города до ост. Уктус, пройти обратно 80 м до ул. Лыжников, повернуть налево и пройти 370 м, повернуть направо и пройти 100 м до входной группы храма. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Екатеринбург. Преображенская церковь. Каменная, трехпрестольная. Заложена в 1808 г. Храм закрыт в 1937 году и его здание было отдано заводу эбонитовых изделий, вследствие чего было сильно изуродовано - колокольню снесли и купол обезобразили. В 1995 году храм был возвращен верующим и началась его активная реставрация. В церкви находятся частицы мощей прп. Олега Брянского, игумена Иова Почаевского, прп. Далмата Исетского, а также киево-печерских и оптинских старцев. Есть и чтимая икона Богоматери " Всецарица " . Первоначально на месте, где теперь стоит храм, была расположена старейшая городская церковь во имя Святителя Николая при Уктусском заводе. Деревянная Никольская церковь, построенная в 1712 году, прослужила всего 95 лет, так как в 1807 году в результате пожара она полностью сгорела. Поэтому в 1808 году был заложен уже каменный храм, с разделением на тёплый и холодный. В тёплом храме на южной стороне располагался придел в честь явления Казанской иконы Божией Матери, на северной — во имя Святителя Николая. К 1860-м годам по причине тесноты из-за большого количества прихожан правый и левый приделы были упразднены и в 1863 году заложены в новом месте. После октябрьской революции и начавшихся гонений на Русскую Церковь храм Преображения Господня подвергся разорению. 25 марта 1930 года были снесены храмовые купола. В 1937 году церковь закрыли окончательно, а в её здании в 1942 году разместился цех Свердловского завода эбонитовых изделий.

http://sobory.ru/article/?object=01221

Закрыть itemscope itemtype="" > Вечная память Отошёл ко Господу епископ Афанасий (Евтич) 05.03.2021 1051 Вчера в 18:50 в палате больницы общего профиля в боснийском Требинье в результате коронавирусной инфекции скончался иерарх Сербской Православной Церкви епископ Афанасий (Евтич), сообщает портал Приходы.ру. Он был госпитализирован во второй половине февраля. У епископа Афанасия было воспаление обоих легких, сообщает сербский сайт «Новости». Два дня назад состояние иерарха ухудшилось, его подключили к ИВЛ. Епископ Афанасий (Евтич) — известный богослов и автор большого количества статей и книг, а также переводов важнейших произведений православной мысли. Был одним из «Трёх А», одним из трёх любимых учеников прп.Иустина (Поповича). Другими двумя «А» были почившие митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий и бывший епископ Рашко-Призренский Артемий. Эти три владыки, а также другой видный ученик прп. Иустина, епископ Ириней (Булович), во многом определяли церковную жизнь Сербии последних десятилетий. Родился 8 января 1938 года в с. Брдарици на западе Сербии. После окончания гимназии поступил в Белградскую семинарию, которую закончил в 1958 году. Тогда же поступил на Богословский факультет Сербской Православной Церкви в Белграде и вскоре был призван на действительную военную службу. По возвращении из армии принял монашеский постриг, который 3 декабря 1960 года совершил архимандрит Иустин (Попович). В 1961 году рукоположен во иеродиакона, в 1963 году — во иеромонаха. По окончании Богословского факультета продолжил образование в Афинах, а затем в Париже. Спустя год пребывания во Франции учебным советом Свято-Сергиевского богословского института назначен преподавателем курса «Введение в теологию и патрологию с аскетикой». В последний год своего пребывания в Париже преподавал также историю Церкви византийского периода. Служил в русских, сербских, греческих и французских приходах. Летом 1972 года вернулся в Югославию. На следующий год избран доцентом на кафедру патрологии, преподавал историю Церкви. Избирался деканом Богословского факультета в 1980-81 и 1990-91 учебных годах. Во время работы на факультете опубликовал около сотни научных работ, тогда же начал издаваться труд епископа Афанасия «Патрология». Принимал активное участие в сборе и подготовке исторических документов о сербских новомучениках.

http://ruskline.ru/politnews/2021/03/05/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010