Замечания на 13-ю статью В этой, более других пространной статье Денисов хочет обвинить церковь за отмену начертания имени Спасителя Исус и за поречения якобы на самое сие имя. Сначала в вину церкви и в оправдание отделения старообрядцев от церкви он указывает на то, что говорится о имени Исус в соборном деянии на Мартина и в Розыске святителя Димитрия, затем приводит доказательства правильности начертания имени Спасителя Исус от древлепечатных и древлеписьменных харатейных книг, на которых будто всегда и единственно писалось как под титлою так и без титлы Исус. Но несправедливо Денисов выставил причиною отделения именуемых старообрядцев от св. церкви сказанное о имени Спасителя в соборном деянии на Мартина и в Розыске. Святитель Димитрий жил много спустя после совершившегося отделения именуемых старообрядцев от православной церкви и о имени Исус писал, будучи вызван уже их хулами на имя Спасителя, пишемое Иисус. Сочинение его очевидно не могло служить причиною отделения именуемых старообрядцев от православной церкви, напротив, само было последствием их отделения, было возражением на хуления раскольников 81 . Притом Денисов остался безответным противу приведённых святителем Димитрием доказательств о имени Спасителя, как оно произносится на еврейском и греческом языках. Ибо каждый язык даже в произношении одного и того же слова имеет свои различные свойства: в одном употребляется более, в другом – менее азбучных литер или же одна литера за неимением оной заменяется другою. Так, греческий язык в сравнении с еврейским не имеет буквы ш и отличается от него особыми окончаниями. Посему еврейское имя Спасителя Иешуа по-гречески св. Евангелистами преложено Иисус; и у нас в России, в точное подражание греческому, изначала принято писать также Иисус. Всё это святитель Димитрий изъяснил в своём сочинении и сделал заключение, что в согласие греческому языку нам и ныне следует произносить имя Спасителя Иисус. Мы признаём и согласно греческому пишемое Иисус, и сокращённое Исус за имя одного и того же Христа Спасителя, сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы; и святитель Димитрий не о том рассуждал, которое бы из сих двух было именем Христа Спасителя или которое не было бы Его именем, а о том, как точнее с еврейского и греческого языка произнести Его имя. Денисов на всё это не обратил никакого внимания, а посему и обвинение против святителя Димитрия, а тем паче против церкви за сказанное им о имени Спасителя делает совсем несправедливо.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Тутаев. Церковь Спаса Всемилостивого. Спасская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Спаса Всемилостивого Год постройки:Между 1703 и 1704. Год утраты:1936 (Разобрана на кирпичи) Адрес: Ярославская область, городское поселение Тутаев, площадь Ленина Координаты: 57.882778, 39.542625 Проезд:стояла на площади Ленина на месте памятника Ленину Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты В 1703 году заложили храм, а в 1704 году освящён. Источники свидетельствуют, что возводилась церковь трижды. Первоначально это была деревянная церквушка Всемилостивого Спаса, сгоревшая в 1641 году. Через несколько лет в Романове и округе началось моровое поветрие, о котором упоминается в летописном сказании: «Лета от сотворения мира 7163 (1654г.) в городе Романове от морового поветрия посадских людей померло 603 человека, опустелых дворов стало тогда 81 двор». Жители усердно молились Богу об избавлении от болезни и обещали поставить церковь в знак благодарности. Болезнь отступила. Та же летопись рассказывает об этом событии: «Лета 7163 (1654г.) 18 октября в Романове построена церковь в честь Нерукотворного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, что на площади. Заложена бысть вечером в 3 часу ночи. На утро того числа (церковь) освящена по обещанию всех того града Романова посадских людей и (построена бысть потому), что избавил Господь от морового поветрия». Недолго просуществовала эта церковь. Ее постигла та же участь, что и первую: в ночь на 14 ноября 1702 года она сгорела. В 1703 году романовцы заложили третью, каменную церковь Всемилостивого Спаса. В 1704 году церковь освятили. Храм и священники прослужили людям до 1935 года, когда власти вынесли решение о закрытии Спасской церкви. Сохранились фотографии конца XIX – начала XX в.в. этого храма, удачно вписанного в архитектуру площади, а также описание Спасской церкви: «Храм каменный одноэтажный, двухъярусный, с глухим сводчатым перекрытием, покрытым четырехскатной крышей. На храме 5 глав установлены на высоких узких барабанах, на алтаре тоже на высоком узком барабане установлена небольшая главка.

http://sobory.ru/article/?object=60782

81. «Божья копеечка» Есть еще добрые, смиренные сердцем души, которые любят делать добро втайне и знают цену такому доброделанию. 15-го сего июля я получил из Бессарабии перевод на 300 рублей с таким сообщением на отрезном купоне: «Ваше Преосвященство! Один мой хороший знакомый, прочитав дневник Вашего Преосвященства в 4-м «Троицкого Слова», так умилился его содержанием, что вручил мне 300 руб. для отсылки Вашему Преосвященству на приобретение за душу рабы Божией Анисии походного храма для Камчатки или переселенцев Сибири по усмотрению Вашего Преосвященства. Исполняя просьбу своего знакомого, который пожелал остаться неизвестным и имени которого посему я не вправе открыть, я с глубокосердечным умилением всепочтительнейше при сем представляю оную лепту на Ваше Архипастырское благоусмотрение и испрашиваю своему знакомому Вашего Архипастырского благословения. Вашего Преосвященства смиреннейший послушник священник Владимир Скодигор». Я ответил почтенному батюшке: «Благослови, Господи, любящего благолепие дому Твоего, благослови исполняющего заповедь Твою по слову Твоему: да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя! ( Мф.6:3 ). Триста рублей, присланные вами, отец Владимир, я получил и пишу архиепископу Евсевию о сем. Вопрошаю его: куда направить походную церковь ? Или как ему угодно будет распорядиться по сему делу? Быть может, он найдет более подходящим послать церковь в какой-либо переселенческий приход. Радуюсь, что добрый человек отсекает свою волю в распоряжении своею жертвою: это ценнее всего пред Господом. Господь его да благословит! Спасибо и вам, что мое «Тр. Слово» даете читать своим прихожанам: вот семечко доброе и пало на добрую землю. Слава Богу о всем и за все! Милость Божия буди с вами!» Вот если бы побольше было на Руси таких добрых душ: как хорошо и тепло жилось бы на свете! Ведь православных-то у нас около ста миллионов: если бы решили по одной копеечке, только по копеечке сложиться, то получился бы целый миллион, на который можно бы построить много церквей переселенцам, а если бы Русский народ хоть на один день в году еще и от водки отказался в пользу наших миссий, то получилось бы еще два миллиона: сколько света Христова можно разлить хотя бы в той же языческой Японии, с которою Бог нам велел в соседстве жить! Вот 2–3-го июля исполнилось ровно 50 лет с того благословенного дня, как прибыл туда, в Японию, смиренный иеромонах Николай; один, без сотрудников, он начал благовествовать Святое Евангелие, учить японцев вере православной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ КАФРСКИЙ католикос Церкви Востока (660/61-680/81), церковный писатель. Род. в Кафре (обл. Бет-Гармай). Сын состоятельных родителей, он был послан управлять имением, расположенным недалеко от мон-ря Бет-Абе, где и принял постриг. В мон-ре Г. К. обратил на себя внимание еп. Ниневийского Мар Ишоява, к-рый, став католикосом, поставил Г. К. митрополитом Маргским (по др. сведениям - Хедаябским). Среди исследователей нет единого мнения о том, какое место в церковной иерархии Церкви Востока Г. К. занимал до поставления его в католикосы. Амр ибн Матта называет его епископом Мосульским и Арбельским; Ж. М. Фие, основываясь на церковных диптихах, полагает, что Г. К. был митрополитом Арбельским с 647/650 по 661 г. Фие считает ошибочным предположение, что до поставления на митрополию Г. К. был епископом Мосула (Ассемани, М. Лекьен, И. Ортис де Урбина), поскольку оно противоречит биографическим данным о Г. К., к-рые приводит Фома Маргский, а имя Г. К. отсутствует в диптихах Мосульской церкви. Обстоятельства избрания Г. К. католикосом не были простыми. Основанием для этого послужили слова, к-рые произнес о Г. К. на смертном одре Мар Ишояв III: «Сей Георгий будет мне преемником». Католикос скончался предположительно в 657/658 г., и Г. К., хотя и не сразу, был избран главой Церкви. Однако Георгий, еп. Нисибинский, отсутствовавший на церемонии избрания, стал претендовать на престол, используя как аргумент, что Мар Ишояв не указал на конкретного кандидата и что именно он, Георгий, является преемником покойного католикоса. В ответ на эти действия Г. К. приехал в Нисибин и в знак смирения вошел в церковь в то время, когда еп. Георгий восседал на кафедре. Этот шаг Г. К. снискал ему признание и паствы, и епископа Нисибина. Др. Георгий, митр. Ператский, также пытался действовать против него, но и он был побежден великодушием католикоса. Г. К. особенно преуспел в роли посредника в улаживании разного рода спорных ситуаций. Именно он поручил монаху из мон-ря Бет-Абе Ананишо составить большой сб. «Рай отцов», в к-рый были включены сир. версия «Лавсаика» Палладия, «История монахов в Египте», апофтегмы, а также дополнительные источники сир. происхождения.

http://pravenc.ru/text/164369.html

Святые проповедники евангелия на северо-западе России и на востоке Финляндии На долю нынешнего поколения православных русских людей выпало счастливое время – быть свидетелями и участниками торжеств тысячелетия утверждения христианства на Руси. В 988 г. святой Владимир, прозванный благочестивым народом «красным солнышком», вместе с рукой византийской царевны Анны принял сам крещение, а затем крестил и киевлян. Значение этого события, введшего Русь в общую семью христианских народов, было для неё настолько велико и важно, как в IV в. для всего мира объявление святым римским императором Константином Великим христианства дозволенной религией. За истекшее тысячелетие Русская Православная Церковь прошла большой исторический путь, вписала много славных страниц в летопись великих и светлых событий. В данном сообщении открывается лишь небольшая часть летописи, посвящённая святым проповедникам Евангелия на северо-западе России и на востоке Финляндии. Для православных русских людей дорога, священна память тех тружеников, которые, с помощью Божественной благодати, просветили светом Христовой веры наш северный край. В истории русской святости и в её религиозной феноменологии изучение подвигов этих тружеников Христовых весьма важно, ибо в них православный русский народ чтит не только своих небесных покровителей, но и видит откровение для своего духовного пути. К таким подвижникам относятся, прежде всего, святые иноки, духовно связанные с Валаамской Преображенской обителью. Это преподобные Сергий и Герман Валаамские (ок. 1353 г.), Арсений Коневский († 1447), Александр Свирский († 1533) и Афанасий Сяндемский (ок. t 1580) 79 . Согласно местному преданию, хранимому Финляндской Православной Церковью , Валаамская обитель, названная Предстоятелем Финляндской Православной Церкви Архиепископом Павлом «колыбелью Православия в Карелии», основана была в 960 г. 80 Организаторами монашеского жития на Валаамских горах явились преподобные Сергий и Герман, пришедшие на остров Ладожеского озера в начале XIV столетия. В Новгородском свитке конца XVI в. сообщается следующее: «6837 (1329) старец Сергий пришёл на Валаам» 81 . Подвижники с усердием потрудились в деле благовестия христианской веры местным жителям. Им пришлось и защищать православие от действия шведов-католиков, которые во главе с королём Магнусом насаждали латинство среди карелов огнём и мечом. Насилия католиков вызвали обратную реакцию – население стало возвращаться в язычество и искать помощи у старых богов.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

III. Богослужение несториан Общественное богослужение немыслимо: 1) без места; 2) без определенного времени; 3) без лиц священнодействующих, и 4) свящ. действий. А потому в исследовании о богослужении несториан мы предложим: А) о месте; В) о времени общественного богослужения у несториан; С) о священнослужителях, и D) о священных действиях. А. Место общественного богослужения у несториан Местом общественного богослужения у несториан служат храмы. Устройство их отличается особенною верностью древним церквам; так, например, в настоящее время у несториан находятся крещальни почти при каждом храме. Церкви всегда устрояются алтарем на восток; внутри имеют следующее расположение 79 : церковь по большей части, состоит из трех частей – 1) из притвора, или паперти 80 ; 2) собственно храма (νας, navis), где стоят миряне, клиросов, отделенных от храма решеткой, и 3) из алтаря. Святилище, или алтарь, отделяется от храма перегородкой, вход чрез которую закрывается завесою. Каменный престол устрояется посредине алтаря, а перед ним находится ступень, на которую священник становится во время богослужения. На клиросах, которые, большею частью, отделяются решеткой от храма, где стоят миряне, ставятся два каменных налоя, один для чтения богослужебных книг, а другой для чтения Нового завета. Крещальня занимает южную сторону алтаря и служит, вместе с тем, ризницею. В других храмах 81 на северной стороне алтаря устрояются усыпальницы для настоятелей церкви. В. Времена общественного богослужения У несториан можно разделить на три разряда: 1) на суточное богослужение, 2) недельное и 3) годичное. а) Суточное богослужение Церковные сутки у несториан, равно как и у всех восточных христиан, начинаются и считаются с солнечного заката. На исходе дня у них отправляется богослужение, называемое вечернею. После нее собрание прежде расходилось по домам и в сумерки возвращалось в церковь на повечерие. Эта последняя служба ныне совсем оставлена и бывает только во время Великого поста, в течение трех дней поста ниневитян и накануне тех праздников, когда она соединяется с вечернею и составляет одну с нею службу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Вецстамериена. Церковь Александра Невского. Stmerienas Svt labticg kaza evas Aleksandra pareizticgo baznca Карта и ближайшие объекты Стомерзейский приход святого благоверного князя Александра Невского открыт по Указу Святейшего Правительствующего Синода в 1850 году. Деревянная церковь построена в 1851 году на правительственные суммы по типовому проекту православных церквей в Лифляндской губернии. Освящена 13 мая 1851 года во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. В 1866 году на суммы, выделенные Рижской епархией, церковь была перестроена, выше подняли каменный фундамент, так как часто затапливало водой. 6 мая 1892 года приход обозревал Архиепископ Рижский и Митавский Арсений. В приходе состояли 1807 человек, из них уклонились в лютеранство 362 человека. Деревянная церковь очень ветхая и требует капитального ремонта. Как церковь, так и причтовый дом находятся возле большой дороги, на видном красивом месте, вблизи озера, в небольшом расстоянии от мызы «Стомерзее». Церковно-причтовый дом удобный, вместительный, но требует ремонта. В пользование причта отведено из казённого имения «Амши» 81,62 десятины земли. Деревянное здание церковно-приходской школы выстроено в 1881 году на епархиальные средства. В пользование школы из того же казённого имения отведено 21,85 десятин земли. Имеется одна вспомогательная школа. В обоих школах обучаются 60 мальчиков и 35 девочек, в т.ч. 13 мальчиков-лютеране. В 1901 году на денежные суммы Св. Синода на месте старой деревянной церкви начали возводить каменную церковь в связи с такою же колокольнею. Новый каменный храм освящён 6 июля 1904 года Преосвященнейшим Агафанелом, Архиепископом Рижским и Митавским во имя того же св. Александра Невского. В церковной ведомости Стомерзейского храма за 1909 год записано: «Церковь требует неотложного ремонта. С церковной крыши и куполов слезла вся краска, местами крыша проржавела и пропускает течь». Стомерзейский приход входил в Керстенбемское благочиние. Землю в количестве 1 десятины под церковь, причтовый дом и огороды подарил местный барон фон Вольф. Тем же бароном для православного кладбища, находящегося в 2-х верстах от церкви, подарено 1200 кв.саженей земли. Священник и один псаломщик помещаются в церковно-причтовом доме, построенном в 1851 году и в 1866 году на Епархиальные средства перестроенном. Второй псаломщик помещается в школьном доме, построенном в 1881 году. На причтовой земле имеются всего две хоз. постройки и деревянная баня.

http://sobory.ru/article/?object=07855

Г.С. Битбунов Святая Пятидесятница Событие праздника, его эортологическая динамика и этимология названия Событие Сошествия на апостолов Святого Духа, которое прославляет праздник Пятидесятницы, подробно изложено во второй главе книги Деяний апостольских. Во время Своей земной жизни Спаситель неоднократно предсказывал ученикам пришествие Утешителя, Духа истины, Который обличит мир в грехе, наставит апостолов на благодатный путь истины и правды и прославит Христа (см. Ин.16:7–14 ). Перед Вознесением Иисус повторил апостолам Свое обещание послать Утешителя: Вы примете Силу, когда сойдет на вас Дух Святый ( Деян.1:8 ). После этих слов ученики Христовы пребывали в молитве, часто собираясь вместе. В их число входили не только одиннадцать апостолов и избранный на место Иуды Искариотского Матфей, но и другие последователи вероучения. Есть даже упоминание о том, что на одном из собраний присутствовало около ста двадцати человек ( Деян.1:16 ). Среди них были и служившие Спасителю женщины, Пресвятая Богородица и братья Иисуса. Совместно молились апостолы и в десятый день по Вознесении Господа. Внезапно послышался шум, и появились разделяющиеся огненные языки, которые почили на каждом из них. Апостолы исполнились Святого Духа и стали говорить иными языки ( Деян. 2: 4 ). Надо думать, что этот величайший дар – глоссолалия, исчерпывающая интерпретация которого, разумеется, невозможна, хотя предпринято огромное количество попыток, получили не только двенадцать ближайших соратников, но и иные ученики, а также Богоматерь (см., например, «Беседы на Деяния апостольские» свт. Иоанна Златоуста ). Описание говорения языками, различные его осмысления и оценка синхронных реликтов представлены в книге «Толковый Типикон» 80 . Ее автор – М.Н. Скабалланович – в другом своем труде признается, что о даре языков с несомненностью можно сказать только одно: «С внутренней стороны, по душевному состоянию, языкоговорение было состоянием особенной духовной, глубокой молитвы. В этом состоянии человек говорил непосредственно Богу, с Богом проникал в тайны. Это было состояние религиозного экстаза, за доступность которого ему апостол Павел горячо благодарит Бога. С внешней стороны оно было настолько величественным явлением, вполне достойным Духа Божия, что для самых неверующих было знамением, показывавшим воочию присутствие самого Божества в собраниях христианских ( 1Кор. 14: 25 ). Это было состояние самого высокого душевного подъема. Особенно величественно в этом явлении было то, что, несмотря на всю силу чувства, охватывавшего тогда человека, он не терял власти над собою, мог сдерживать и регулировать внешние проявления этого состояния, – молчать пока говорил другой, ожидая своей очереди» 81 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Решение не принималось» Два греческих митрополита заявили, что общественность получила недостоверную информацию о решении Собора Элладской Церкви 15.10.2019 826 Время на чтение 4 минуты Два греческих митрополита: Серафим Кифирский и Антикифирский и Серафим Пирейский – заявили, что Архиерейский Собор Элладской Православной Церкви не принимал решения о признании автокефалии т.н. «новой церкви» Украины, несмотря на официальное заявление по итогам Собора, и назвали решения недействительными, сообщает РИА Новости. Элладская Церковь в субботу признала право Патриарха Константинопольского предоставлять автокефалию и передала архиепископу Иерониму право принимать дальнейшие решения по автокефалии. Официальным окончательным признанием «новой церкви» Украины станет молитвенное поминовение Иеронимом «предстоятеля ПЦУ» Епифания Думенко. Семь митрополитов предлагали отложить решение, говорится в пресс-релизе Собора, опасаясь раскола в Греческой Церкви. Некоторые митрополиты указали на нарушение церковных канонов и объявили недействительной саму автокефалию, выданную раскольникам. В обсуждении участвовали 33 архиерея. На соборе присутствовали 69 митрополитов, всего в Греческой Церкви 81 митрополит. Собор, в частности, ссылался на решения Постоянного Синода Церкви. Митрополит Кифирский Серафим в субботу распространил заявление, согласно которому Патриарх имеет право давать автокефалию только тем епархиям, которые находятся под его юрисдикцией. Ни одна из Поместных Церквей не признает «автокефальную церковь Украины» и считает единственной канонической Церковью ту, которую возглавляет канонический митрополит Киевский и всей Украины Онуфрий. По словам владыки Серафима, то, что Украина на протяжении 300 лет является канонической территорией РПЦ, записано во всех документах и во всех диптихах Греческой Церкви. Он сообщил, что против принятия решения были и не выступавшие на соборе митрополиты. «К сожалению, общественность получила недостоверные новости и информацию о том, что только семь митрополитов были не согласны с признанием новой " автокефалии " , а все остальные выступили за него. Это большая ошибка, и я хочу верить, что это было не целенаправленно, а из-за недосмотра. Потому что большинство присутствующих не брали слова, но это, как мы знаем, не означает, что они являются сторонниками новой " автокефалии " », - написал митрополит Кифирский на сайте своей митрополии.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/10/15/re...

Категория : Страницы с погодой Материал из Азбука паломники 54° 55 " 42.54 " N, 37° 29 " 3.57 " E каменный, строился с 1710-х годов, освящен в 1739 году. В конце XIX века капитально перестроен в псевдорусском стиле, в 1884 году построены новая трапезная с Казанским и Петра Александрийского приделами, шатровая колокольня. 55° 28 " 26.41 " N, 39° 42 " 39.29 " E выбивает на склоне небольшой пологой горки в центре Мещерской зандровой низменности, на территории Шатурско-Радовицкой низменности, в 1.4 км юго-западнее деревни Починки Шатурского района Московской области. 56° 13 " 27.22 " N, 37° 57 " 35.46 " E Благоустроенный Святой источник средней силы в низине реки. 55° 24 " 54.58 " N, 37° 36 " 51.81 " E Здание церкви с пристроенной колокольней выполнено в русском стиле. Четверик несет на себе круглый световой барабан со шлемовидной главой и крестом. Колокольня выполнена с северо-западной стороны со входом в храм, завершена шлемовидной главкой с Крестом. 55° 47 " 49.66 " N, 37° 55 " 45.65 " E Каменная одноглавая церковь - четверик, увенчанный сферическим куполом, с полукруглой апсидой и небольшой трапезной, без колокольни. 55° 36 " 38.03 " N, 37° " 7.35 " E Домовый храм, устроенный в здании Центрального клинического госпиталя пограничных войск РФ (в 1991-2000 гг. существовала часовня). Внешне выделен невысоким шатром с главкой, надстроенным в 2003 г. 55° 38 " 53.98 " N, 36° 58 " 16.57 " E Небольшая деревянная церковь, построенная в 2013-2014 гг. на территории музея-заповедника А.С. Пушкина как первая постройка предполагаемого к сооружению комплекса церкви Александра Невского. Одноглавый клетский храм с алтарём и притвором. 55° 50 " 15.98 " N, 38° 11 " 31.01 " E Александро-Невский храм построен в 2007 году по инициативе православной общественности поселка, на основании решения Главнокомандующего Военно-воздушными силами. Храм расположен на жилой территории Монинского гарнизона. 55° 54 " 9.83 " N, 37° 23 " 34.64 " E Новый храм, строящийся на северо-западной окраине города, в микрорайоне Новокуркино, на средства компании " ПИК-Регион " . Заложен в 2004 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Стра...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010