Вначале архиепископ Анатолий собирался построить здание семинарии на территории Покровского монастыря. Вскоре появилась возможность купить для семинарии место недалеко от монастыря. 21 января 1833 года в губернском правлении состоялся окончательный торг на деревянный дом и прилежащую землю отставного прапорщика Седова. Об этом торге Симбирская «градская» полиция 20 декабря 1832 года оповещает архиерейский дом, и поскольку эта земля является наиболее выгодной для постройки семинарии, то полиция рекомендует «поручить кафедральному протоиерею Василию Утехину приступить к этому торгу и поднимать цену до 1000 рублей, а не более». Торг состоялся, и усадьба Седова (после того как необходимость в этой усадьбе отпала, она осталась за бывшим архиерейским домом – Покровским монастырем, позже там располагалось Симбирское духовное училище) с флигелем, строением и землей приобретена для семинарии всего за 600 рублей . Деньги на покупку этой усадьбы преосвященный Анатолий выдал из личных средств, но впоследствии эти деньги ему возвращены из остатков от суммы (10 тысяч рублей), по высочайшему повелению ассигнованной «на образование Симбирского архиерейского дома» . Сразу после покупки преосвященный поручает местному архитектору Лизогубу составить план и смету на построение зданий для семинарии. К 8 апреля 1833 года план и смета (на сумму в 283 565 рублей 80 копеек ассигнациями) были уже готовы и представлены преосвященному, а от него вскоре направлены в Синод . Переписка об открытии семинарии в Симбирске затянулась вплоть до 1833 года, пока этому вопросу не было дано в высших духовно-административных сферах новое и более энергичное движение. В 1838 году Комиссия духовных училищ затребовала от Казанского семинарского правления точных сведений о количестве учеников обучающихся в этой семинарии, по рождению принадлежащих Симбирской епархии, а затем на основании собранных сведений определило необходимость в открытии семинарии в Симбирске. Также последовало предложение преосвященному Симбирскому Анатолию о размещении семинарии в здании Симбирских училищ, а для последних купить подходящий дом или арендовать.

http://pravoslavie.ru/31253.html

Св. Арсений был епископом в Твери. Здесь он и родился от благочестивых, богатых и знатных родителей. Получил высокое по тогдашнему времени образование. Но ни богатство, ни знатность рода, ни образование не прельщали Арсения: он с ранних лет стремился к Богу. И со смертью родителей начал расточать имение на бедных и убогих, так что многие смеялись над ним и укоряли его в безрассудной расточительности. Расточив имущество и отпустив на волю своих рабов, Арсений удалился в Киево-Печерскую лавру и принял монашество. Здесь днем он исполнял трудные монашеские послушания, – рубил дрова, носил воду, готовил» пищу, а ночью молился. Скоро он был посвящен в иеродиакона и взят митрополитом Московским Киприаном для заведывания письменными делами по митрополии. Затем, по желанию князя Михаила Александровича, посвящен в епископа в Тверь. Сначала святой не соглашался на принятие высокого епископского сана, ссылаясь на свое недостоинство. 20 лет он управлял тверской паствой, служа для нее первым примером во всем добром. Св. Арсений примирял враждующих князей. Основал в 4-х верстах от Твери, на берегу реки Тмаки, в урочище Желтикове, монастырь. Сам приготовил для себя гроб из большего камня. Скончался в 1409 г. Через 80 лет мощи его обретены нетленными и почивают в Желтиковом монастыре. Преподобный Агафон подвизался в Египте, в Скитской пустыни. Жил в V веке. Мученик Троадий, будучи юношей, пострадал в Неокесарии при Декии. Кончину его зрел духом св. Григорий Неокесарийский (память 17 ноября). Мученица Евфалия дева, рожденная в Сицилии, за веру Христову была убита собственным братом, воеводой Сирмилианом, в 257 году. Мученики 440 пострадали в VI веке в Италии от лонгобардов на то, что отказались служить идолам. Преподобные Савватий Тверской и ученик его Евфросин жили в XV веке. Св. Савватий основал пустынь (ныне село Савватиево) в 15 верстах от Твери. Он был весьма строгим подвижником. Святые подвижники Корнилий Комельский (19 мая) и Иосиф Волоколамский (9 сентября) приходили к нему поучиться иноческой жизни. В одном из бывших монастырских храмов стоит доселе гробница св. Корнилия. Св. Евфросин был достойным учеником и подражателем св. Корнилия. Многие князья и бояре приходили к нему для назидания. Для уединения удалился он на один из островов Ладожского озера. Но и здесь не мог иметь его, так что снова возвратился в Савватиеву пустынь. Скончался св. Евфросин во 2-й половине XV века.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

– Помните свою первую сознательную встречу с иконой? – До архитектурного института я в принципе не задумывался об иконе – иконопись была вне поля моего зрения. Я родился в 60-е годы, обычный советский ребенок, какие тут иконы! В институте церковное искусство изучали на лекциях по истории искусств, но чаще иконопись воспринималась как этап развития искусства, которое потом эволюционировало в светскую живопись. Если эволюция, значитот низшего к высшему… В МАРХИ я поступил после армии потому, что с детства активно рисовал и искал применение этой своей способности к рисованию. Моя учеба как раз пришлась на конец 80-хначало 90-х, когда начался перелом в жизни всей страны. У меня, как у многих других молодых людей, начались поиски себя, смысла жизни. Меня буквально болтало из стороны в сторону, начались довольно серьезные проблемы с алкоголем. Удержать жизненное равновесие помогло понимание, что есть некая Высшая Сила и не все, что в этом мире есть – устроено бессмысленно. – Вы еще не были крещены? – Крестился я раньше, но тоже в сознательном возрасте, в 17 лет, в 1980 году. Это было больше национальное определение, нежели приход к вере. Дело в том, что моя мать – русская, а отец – татарин, мусульманин. Не могу сказать, что очень верующий, но, как и многие московские татары, он тогда пытался через религию сохранить национальную самоидентификацию. Я же себя ощущал русским – это мой родной язык, моя культура. Тогда ощущать было мало, нужно было заявить документально, ведь в паспорте была соответствующая графа. Чтобы еще больше укрепиться в моем ощущении, я крестился. Не то чтобы тайно, но особо этот факт не афишировал. Крестили меня, от рождения носившего имя Али, с именем Александр. В 1997 году, когда мне было 33 года, я решил разобраться, что же там, в православной церкви, происходит, тем более вроде как уже крещен. А перед этим у меня был разговор с верующей женщиной-неофиткой. И в ходе этого разговора я высказал «оригинальную» мысль: «Бог, конечно, есть, но чтобы в Него верить, не обязательно ходить в церковь». После чего она меня просто спросила: «А ты там вообще-то был, представляешь, что там происходит?»

http://pravmir.ru/esli-lyudi-ne-ponimayu...

Лично для меня пошедший год – год не только скорбей, но и радостей. Наконец, в нашем храме на Леушинском подворье мы разобрали бетонное перекрытие, которое отделяло нас от величественного свода храма, построенного игуменьей Таисией и освященного святым Иоанном Кронштадтским. 10 лет мы молились под этим «бетонным небом», и вот 6 декабря мы завершили работы - за 20 дней мы разобрали это перекрытие, которое стояло почти 80 лет, и нам явились купола, расписанные леушинскими сестрами с изображением новозаветной Троицы, Божьей Матери Нерушимая Стена, двадцати святых – покровителей Леушинского монастыря. 10 лет я служил здесь, и каждый раз, возглашая «горе имеем сердца» и воздевая взгляд вверх, мечтал о том, когда этого перекрытия не будет. Таким образом, в 2010 году исполнилась моя заветная мечта. Еще одним знаменательным событием ушедшего года было посещение мемориальной квартиры святого праведного Иоанна Кронштадтского Святейшим Патриархом Кириллом, который 20 ноября именно здесь пожелал встретить свой день рождения. Для нас это еще раз открыло значимость и святыню этого места, которое Господь доверил нам возрождать и хранить. В прошлом году я сподобился побывать у Туринской плащаницы, а также помолиться у святынь Афона. Господь не оставляет нас без утешения, всякий год и начинается, и завершается благостью Господней. Когда мы говорим о наших скорбях, в том числе национального масштаба, важно не просмотреть милостей Божиих, посылаемых и нашему народу, и каждому из нас. Поэтому в начале наступающего года хочется произнести еще раз слова пророка и псалмопевца Давида: «Благослови Господи венец благости Твоея». Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель Леушинского подворья (Санкт-Петербург), специально для «Русской народной линии» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/01/11/ro...

Странствие, занимавшее в XII столетии годы (у Даниила — 16 месяцев), из которого не возвращались 80 процентов, а в конце XIX века — до половины богомольцев, паломники XXI века благополучно преодолели за пять дней. Путь этот не был столь «тяжек и страшен», как во времена Даниила: на дорогах между селениями уже не грабят сарацины, в пустыне не умирают от жажды, а в зарослях, даже при желании, не встретишь барсов и львов. На паломника в изобилии обрушиваются израильские блага современной цивилизации и суета ближневосточных базаров. Но сердце человека, ступающего по земле Христа и первых пророков, по-прежнему охватывает священный трепет от соприкосновения с живой, вечно творящейся здесь библейской историей. Вослед игумену Даниилу, паломники посетили святые места Иерусалима и Вифлеема, одного из древнейших городов мира — Иерихона, ходили по Иудейской пустыне и берегам Иордана. Они поднялись на Сорокадневную гору, где дьявол искушал Христа. У вершины этих безжизненных и таинственных скал сотни лет назад выдолблен пещерный монастырь, к которому сегодня желающие могут добраться на фуникулере. На севере Израиля, в Галилее возвышается гора Фавор, где произошло Преображение Господне. Множество святых мест расположено у галилейского озера Кинерет, на берегах которого избрал учеников, проповедовал и творил чудеса Иисус. Цветущий сад и изящный храм итальянского архитектора Берлуччи, построенный в 1937 году, раскинулись на горе Блаженств, где звучала Нагорная проповедь Христа. Греческой, католической и русской церквями отмечены места, где некогда процветали Капернаум, прозванный «Его городом», и Магдала — родина Марии Магдалины. Бойкая торговля вином идет в монастырях и арабских лавках Каны Галилейской, где Спаситель совершил первое чудо, превратив воду в вино. В Галилее русские паломники также всегда стремятся посетить самый большой арабский город Израиля — Назарет, где жило Святое Семейство и где поныне бьет источник, у которого архангел Гавриил благовестил Деве Марии о грядущем рождении Спасителя мира.

http://patriarchia.ru/db/text/186555.htm...

Иконостас столярной работы, старого устройства, из трех „тяблов " (поясов, ярусов), сохранился в первобытном виде. Антиминс храма освящен архиепископом Гавриилом. В углах его лики 4 евангелистов, в середине - четвероконечный крест, а под ним картина Тайной Вечери. Антиминс освящен в 1775 лето, декабря 13 дня. В храме достопримечательны: два небольших, четырехконечных креста, лежащих на престоле ; икона Спасителя, по правую сторону Царских врат, в позолоченной раме, за стеклом, в серебряной ризе весом в 12 фунтов. Риза сделана маркизою де Траверсе; образ Тихвинской Божией Матери, по левую сторону Царских врат, в такой же раме, в серебряной вызолоченной, с драгоценными камнями ризе; икона Знамения Божией Матери, в алтаре, на северной стене, без ризы, с старинными серебряными венцами... Под церковью погребены: адмирал Михаил Кондратьевич Макаров, скончавшийся 1813 г. августа 6-го дня; строитель храма Ефим Назарьевич Елагин, умерший в 1799 г. на 64 году от рождения, и жена его. Метрические книги хранятся с 1799 г. До 1843 г. причт составляли: священник, дьячок, пономарь и просвирня; с 1843 г. - священник и дьячок. До штатов причт содержался на общих основаниях. Со времени штатов получал по 6 разряду- 220 руб. сер. в год. Доходов получается до 100 руб. в год. Земли при церкви пахотной 31 дес. 383 квадр. саж., сенокосной 2 саж. и здворочной 1 дес. Священник живет в собственном доме, дьячок - в доме, построенном госпожею де Траверсе. При церкви есть сторожка. Всех прихожан по клировым ведомостям 1883 г. муж. 478 и 535 женск. пола. Грамотных в приходе немного. До 1863 г. была школа в деревне Бор, но она закрыта за неимением дома для помещения такового училища. В 1879 г. в Роптях помещик Александр Александрович Половцев открыл школу, в которой учатся до 20 мальчиков. В небольших школах и у крестьян учится до 80 человек. Кроме общих праздников, прихожане празднуют: Покрову, Флору и Лавру, Варлааму Хутынскому, Николаю Чудотворцу и Тихвинской Божией Матери. На кладбище при церкви погребен морской министр, адмирал Иван Иванович маркиз де Траверсе, умерший в 1831 г. мая 19-го дня. Часовни находятся в Роптях, в Бору и в Штрешеве. Попечительство открыто в 1873 г., председатель его - поручик Владимир Александрович Паткул. Собираемые попечительством деньги тратятся на ремонтировку церковного дома и церкви.

http://sobory.ru/article/?object=01183

После литургии оба епископа и сопровождающие их лица посетили о.Иоанна. Старец встретил их выражением живейшей благодарности за службу и слов назидания, и вручил от себя преосвященным и о. И. Восторгову святые иконы. Затем с ними он удалился в свою уединенную келию и там беседовал около часу, по его словам, о предметах первейшей важности. Собеседники вышли от о.Иоанна растроганные и в слезах... В начале декабря 1908 года болезнь дорогого батюшки усилилась и обострилась. 6 декабря он служил литургию, но потом, после совершения им последней литургии 9 декабря, он окончательно слег в постель и уже больше никого не мог принимать. До самой смерти его причащали ежедневно. Вместо всяких лекарств батюшка пил только воду из источника преподобного Серафима Саровского и употреблял миндальное молоко. Последние дни отец Иоанн почти ничего не слышал. Ему приходилось кричать на ухо. Он все время находился в комнате с открытой форточкой, всегда в шубе и полулежал в кресле. Дорогой батюшка еще задолго провидел свою кончину. Незадолго до смерти, будучи совершенно больным, покойный несколько раз справлялся, много ли дней осталось до 20 декабря. В ноябре он заблаговременно разослал все почтальонам, рассыльным и т.п. людям, исполнявшим его поручения, праздничные на Рождество: «А то и вовсе не получат». 20 декабря 1908 года, в 7 час. 40 мин. утра, в Кронштадте скончался на 80-м году от рождения настоятель Андреевского собора, митрофорный протоиерей и член Св. Синода Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский). Отпевание и погребение высокочтимого пастыря, согласно его завещанию, состоялось в С.-Петербургском Иоанновском женском монастыре, который основан и благоустроен о.Иоанном». «Все, знавшие почившего, привыкли видеть его не по летам бодрым и живым, не знавшим покоя на службе Богу и ближнему, но года три назад он заболел. Хотя болезнь причиняла много страданий, однако Батюшка не изменял своему правилу – ежедневно совершал богослужение, причащаясь Св. Христовых Таин. Только в последние дни своей жизни он не мог совершать литургии и причащался на дому.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Мощный дух покинул бренное тело старца в 7 часов 40 мИн.20-го декабря (на 80-м году от рождения). Супруга была принесена (по крайней ее слабости) попрощаться уже тогда, когда великий страж веры отошел в горнюю обитель. Рыдания и слезы, доселе сдерживаемые, вырвались у очевидцев великого таинства смерти, и весть о ней с быстротой молнии стала передаваться из уст в уста. Первым прибыл к одру почившего ключарь Андреевского Собора, Протоиерей А. Попов , сам заболевший в этот день воспалением легких, и другие члены причта Андреевского Собора. Все они вместе со священниками Орнатским и Аржановским совершили положенное для священников по уставу Церкви помазание елеем всего тела почившего, причем дивились крайнему истощанию страдальца; желудка как будто совсем не было – одни косточки. После помазания в Бозе почивший одет был во все священные одежды, им самим для этого предназначенные; на главу возложена митра, как победный венец. Лик почившего принял величавый и спокойный вид; и весь он, одетый в полное священническое белое облачение и в белой митре, напоминал собою светлого Ангела. Верим и надеемся, что Господь принял Ангельскую душу верного раба Своего в светлые обители Свои, и что православная Русь будет иметь в Нем молитвенника и предстателя у престола Господня. После облачения, почивший на руках священнослужителей, в предшествии клира, перенесен был с ложа смерти в другую комнату, где и отслужена была тотчас же первая панихида. В то же время торжественно-печально загудел колокол Андреевского Собора, извещая жителей Кронштадта о великой, невознаградимой утрате. О кончине высокочтимого пастыря было немедленно сообщено по телеграфу в Царское Село, в Гатчину, Митрополиту С.-Петербургскому Антонию и Обер-Прокурору Св. Синода. На всеподданнейшем докладе последнего о кончине протоиерея Иоанна Ильича Сергиева Государю Императору благоугодно было, 21 декабря, Собственноручно начертать: «Со всеми почитавшими усопшего протоиерея отца Иоанна, оплакиваю кончину его». От имени Их Императорских Величеств Государынь Императриц Марии Феодоровны и Александры Феодоровны на гроб почившего были возложены венки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Высота здания от фундамента до креста центрального купола составляет 56 м, такова же высота колокольни, площадь храма с папертью - 1164 м2, максимальная вместимость - 3 тыс. чел. Церковный участок, на сев. стороне к-рого стоят дома богадельни и причта, в 1852 г. был окружен с 3 сторон оградой. Между 1774 и 1793 гг. для Богоявленского народного уч-ща было выстроено небольшое здание перед входом в храм, сохранившееся до наст. времени. Богоявленский храм в кон. XVII - кон. 30-х гг. XX в. В переписи дворов с. Елохова 1694 г. отмечены 5 дворов церковного причта, 14 загородных дворов москвичей-горожан и 69 зажиточных крестьянских дворов, обитатели к-рых содержали на свои средства церковный клир. В результате активной застройки этой местности в нач. XVIII в. в Елохове в 1717 г. существовало уже 83 крестьянских двора и 7 дворов церковного причта. В 1722 г. Петр I включил новые кварталы вокруг Немецкой (ныне ул. Баумана) и Покровской (ныне Бакунинская) улиц в территорию города, эти кварталы вошли в приход Богоявленской ц. В 1748 г. имп. Елизавета Петровна указала закрыть кладбище при храме Богоявления, могилы на церковном погосте заровнять, а надгробные камни «употреблять на церковное строение по потребности». После этого прихожан стали хоронить в основном на расположенном за Яузой Семёновском кладбище. В 80-х гг. XVIII в. в приходе числилось 48 дворов. 8 июня 1799 г. в метрической книге храма была сделана запись 73 о крещении самого знаменитого уроженца здешних мест - А. С. Пушкина . Восприемниками были гр. А. И. Воронцов и О. В. Пушкина, личность иерея, совершившего обряд, не установлена - в том году в ц. Богоявления служили священники Феодор Иоаннов и Феодор Стефанов. 26 мая 1899 г. в храме отмечалось 100-летие со дня рождения Пушкина. Панихиду совершил митр. Московский и Коломенский сщмч. Владимир (Богоявленский) в присутствии генерал-губернатора Москвы вел. кн. Сергея Александровича и вел. кнг. св. Елисаветы Феодоровны . В 1992 г. у входа в собор установлена мемориальная доска в память о крещении поэта.

http://pravenc.ru/text/БОГОЯВЛЕНИЯ ...

В результате экономического провала 1990-х годов жизненный уровень российского гражданина скатился на 45 место в мире. Средняя продолжительность жизни русского мужчины сейчас насчитывает по разным сведениям 57 или даже 37 лет (в 1926 г. – 44 года). Начиная с 1993 года, смертность регулярно превышала рождаемость на 1 миллион человек (в прошлом году будто бы только на 700 000). Число рождений на русскую женщину приходится от 1,8 до 1,4. Между тем цифра 2, 15 – предельная, за ней начинается вымирание. Есть данные, что в стране каждый год делается 5 миллионов абортов. Ежегодно более 300000 русских мужчин погибают от отравления алкоголем или последствий алкоголизма. За эти годы Россия потеряла около 10 миллионов человек, и лишь отчасти ее потери закрыты мигрантами. Особенно страшные потери несет молодежь: в нашей стране до двух миллионов наркоманов, и 70-80 % из них составляет молодежь до 25 лет. В нашей стране число ВИЧ-инфицированных по некоторым подсчетам достигает 500000 человек. Возродились болезни, о которых не было слышно с 1970 г. – холера и тиф. Восемьдесят процентов (если не больше) выпускников старших классов больны теми или иными болезнями. В военкоматы приходят от силы 10% здоровых призывников. Серьезные проблемы испытывает и Церковь. С одной стороны – полная внешняя свобода, с другой – какая-то нарастающая внутренняя закрытость «Храмы открываются, а души закрываются» – прозорливо писал в 1987 г. архимандрит Иоанн (Крестьянкин). С одной стороны – изобилие духовной литературы, с другой – явный недостаток тех, кто готов практически исполнять то, что в ней написано. В Церковь пришло много новых людей, не имеющих опыта семейной церковной жизни, который так характерен для традиционного Православия и поэтому в церковь они приносят и мирские понятия, и мирские страсти, в т.ч. унаследованные из советского периода – с одной стороны – склонность к партийности, нетерпимость, стремление судить всех и вся, в т.ч. и священноначалие, а другие несут в Церковь дух потребительства, стремление все получить сразу и за самую умеренную плату, и требуют от Бога и священника: «дай исцеление, вымоли квартиру»

http://pravoslavie.ru/37047.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010