Антоний Великий в нижней зоне, над ним погрудные изображения святых Климента и Агафангела, Кира и Иоанна). В нишах на вост. стороне юго-зап. и сев.-зап. столпов помещены соответственно группы святых: 3 пророка, под ними прп. Максим Исповедник и 3 преподобных (нижняя секция утрачена). По сторонам эти группы обрамлены меньшими по размеру погрудными изображениями святых. В нартексе сохранились изображения святых воинов (вмч. Димитрий, мч. Пров) в нижней зоне, над ними - сцена «Христос исцеляет слепорожденного». Помещенные в нишах на зап. сторонах юго-зап. и сев.-зап. столпов композиции «Крещение Господне» и «Три вавилонских отрока в пещи огненной» сохранились лучше др. фресок. В проходе из главного храма в нартекс с сев. стороны юж. столпа находится древнейшее из дошедших до наших дней изображение свт. Григория Паламы; он представлен склоненным влево, в архиерейском облачении с книгой в руках. Росписи юж. придела, выполненные, по мнению Х. Мавропулу-Циуми, в кон. XIV - нач. XV в., были раскрыты из-под слоя штукатурки в 1907 г. (в наст. время закопчены и плохо различимы). В апсиде изображены Богоматерь Оранта и «Служба святых отцов», в куполе - Христос Пантократор, в парусах вместо традиц. фигур 4 евангелистов - изображения 4 богословов (свт. Григория Богослова, ап. Иоанна Богослова, свт. Григория Паламы и, вероятно, прп. Симеона Нового Богослова), на сев. стене: в нижнем ярусе - фигуры святых в рост (прмч. Стефан Новый, вмч. Георгий, вмч. Димитрий, ап. Иоанн Богослов), в верхнем ярусе - сцены из жития свт. Иоанна Златоуста, на юж. стене: внизу - изображения сщмч. Климента, еп. Анкирского, св. Иоанна Предтечи, неизвестного святого (сохр. фрагментарно) и сщмч. Дионисия Ареопагита, над ними - перенесение мощей святителя, видимо Иоанна Златоуста. На участке между входным проемом на зап. стене и основанием купола придела помещена композиция сложного содержания: Христос над открытой гробницей, над к-рой изображены арки и лампады (возможно, храм Гроба Господня в Иерусалиме), ниже - фигуры в рост прп.

http://pravenc.ru/text/155027.html

Константина; Явление св. Константину апостолов Петра и Павла; Крещение св. Константина и Е. папой Сильвестром; Крещение народа; Е. отправляется на Св. землю; Обретение места Распятия; Обретение 3 крестов и воскрешение умершей девицы Животворящим Крестом Господним; Крещение Иуды-Кириака; Поставление Кириака в епископы; Обретение гвоздей и дощечки с надписью; Перенесение честных древ Креста Господня в К-поль. Лит.: RBK. Bd. 2. S. 1084-1087; Alf ö ldi M. R. Helena nobilissima femina: Zur Deutung der Trierer Deckengemälde//Jb. f. Numismatik u. Geldgeschichte. Münch., 1959/1960. Bd. 10. S. 79-90; Lauer H.-H. Kaiserin Helena: Leben und Legenden. Münch., 1967; Никитенко Н. Н. Программа однофигурных фресок Софийского собора в Киеве и ее идейные истоки//ВВ. 1988. Вып. 49. С. 173-180; Stylianou A., Stylianou J. The Painmed Churches of Cyprus. Nicosia, 19972. P. 198, 200; Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода: кон. XI - 1-я четв. XII в. СПб., 2004. С. 254; Lavin I. An Ancient Statue of the Empress Helen Re-identified//Art Bull. N. Y., 1967. Vol. 49. N 1. P. 58. Fig. 1; Konstantin der Grosse: Ausstellungskatalog/Hrsg. A. Demandt, I. Engemann. Trier, 2007. Il. 16. Н. В. Квливидзе Рубрики: Ключевые слова: КОНСТАНТИН [Флавий Валерий Аврелий Константин](27.02. ок. 272 - 22.05.337), св. равноап. (пам. 21 мая), рим. (византийский) император (с 25.07.306) МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ (ок. 960 - 15.07.1015), кн. киевский (978-1015), креститель Руси, равноап. (пам. 15 июля и 10 окт.- в Соборе Волынских святых) МЕФОДИЙ (10-20-е гг. IX в. - 885), равноап. (пам. 6 апр., 11 мая), архиеп. Моравский, старший брат и соратник создателя славянской письменности равноап. Кирилла ОЛЬГА (Елена) (ок. 920 - 11.07.969), равноап. (пам. 11 июля, в Соборе Псковских святых, в Соборе Волынских святых) кнг. Киевская, правительница Древнерусского гос-ва (2-я пол. 40-х - нач. 60-х гг. X в.) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/189737.html

В сент. 1869 г. О. через прот. Е. Попова отправил в Синод письмо с прошением об учреждении Православия зап. обряда, подписанное 106 сторонниками О., число к-рых впосл. возросло до 144. Предваряло документ обращение О. к Синоду с указанием, что среди просителей люди разных слоев общества, от духовенства и ученых Оксфордского и Кембриджского ун-тов до простых ремесленников. Вместе с петицией в Синод был отправлен и проект чинопоследования правосл. мессы, совершение к-рой, по мысли О., должно было стать отправной точкой для воссоздания зап. Православия. Синод выразил заинтересованность в этом проекте и в дек. 1869 г. просил министра иностранных дел А. М. Горчакова пригласить прот. Е. Попова лично доставить в С.-Петербург петицию О. После офиц. вызова из МИД прот. Е. Попову в Синоде поручили уговорить О. посетить С.-Петербург вместе с ним для личного знакомства, причем на эту поездку были выделены значительные денежные средства. В дек. 1869 г. О. и Попов отбыли в С.-Петербург. К приезду О. в Россию для рассмотрения его плана в Синоде была сформирована специальная комиссия. Возглавлял комиссию митр. Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский Исидор (Никольский). В комиссию также входили: председатель Учебного комитета при Синоде прот. И. Васильев, ректор СПбДА прот. И. Янышев, прот. Е. Попов, экстраординарный прот. профессор СПбДА И. Т. Осинин, обер-прокурор Синода Толстой и О. Целью комиссии было рассмотрение петиции, а также проекта правосл. мессы. По приезде О. в Россию в конце дек. 1869 г. состоялась его встреча с Киреевым, а 5 янв. 1870 г. Киреев представил О. вел. кн. Константину Николаевичу, к-рый принял богослова и заявил о поддержке его проекта. Однако, несмотря на первые успехи, он полагал, что проект нужно предать огласке, т. к. «Святейший Синод может не решиться действовать достаточно смело». С этой целью им была организована встреча О. с супругой Александра II, имп. Марией Александровной, также выказавшей ему поддержку. В нач. янв. 1870 г. состоялось совещание комиссии Синода по проекту О., в ходе к-рого обсуждались вопросы канонической принадлежности общин зап. Православия, сохранения священства О. Относительно вопроса о каноническом статусе зап. Православия было решено, что общины будут находиться под юрисдикцией Синода, однако при появлении достаточного числа архиереев получат статус национальных Поместных Православных Церквей по аналогии с устройством Вост. Церкви. Рассматривался и ряд практических вопросов. Комиссия согласилась с идеями О. сохранить, где это возможно, существующую практику Римской Церкви с тем, чтобы не нарушать привычных для мирян зап. Церкви традиций. Было разрешено, с нек-рыми ограничениями, использование органа за богослужением, одобрены предложенные О. более древние варианты облачений, к священным сосудам добавлено копие, регламентировано обязательное использование антиминса, утверждено использование правосл. формы совершения крестного знамения, рассмотрен вопрос об архитектуре храмов зап. обряда.

http://pravenc.ru/text/Овербек.html

Петра Наталиса ( Petr. Natal. CatSS. V 140). При составлении Римского Мартиролога кард. Цезарь Бароний (см. Бароний Цезарь ) пришел к ошибочному выводу о том, что Н., о к-ром упоминал свт. Павлин Ноланский, и Ницея Ромацианский - разные люди. Поэтому он указал под 7 янв. поминовение Н., епископа в Дакии и просветителя варварских народов, известного благодаря сочинениям свт. Павлина (вероятно, дата выбрана произвольно). Под 22 июня в Римском Мартирологе значится поминовение «св. Ницеи, епископа города Ромациана», заимствованное кард. Баронием из каролингских Мартирологов. В комментарии, включенном в издание 1587 г., кард. Бароний пояснил, что Ницея, по его мнению, был преемником еп. Хромация († 407/8) на кафедре Аквилеи. На этом основании в Аквилейском Патриархате было введено богослужебное поминовение Н. как патриарха Аквилейского, жившего во время нашествия гуннов на Римскую империю. Болландист Д. Папеброх исправил ошибку Барония и доказал, что записи под 7 янв. и 22 июня относятся к Н., еп. Ремесианы, о к-ром упоминали свт. Павлин Ноланский и Геннадий Марсельский (ActaSS. Iun. T. 4. P. 243-247). В совр. редакции Римского Мартиролога поминовение Н. указано под 22 июня. В визант. традиции почитание Н. отсутствовало. Из правосл. авторов о нем впервые упомянул архиеп. Филарет (Гумилевский) , к-рый составил жизнеописание святого и указал его память под 24 июня ( Филарет (Гумилевский), архиеп. Святые южных славян. Чернигов, 1865. С. 103-109). Впосл. поминовение Н. 24 июня (7 июля) было установлено в Болгарской и Сербской Православных Церквах, с 1992 г.- также в Румынской Православной Церкви. Лит.: ActaSS. Ian. T. 1. P. 365-368; Iun. T. 4. P. 243-247; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 312, 431, 482; MartRom. Comment. P. 9-10, 249-250; Bosio G. Niceta, vescovo di Remesiana//BiblSS. Vol. 9. Col. 893-897. А. А. Королёв Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/2565348.html

мон-ря Св. Креста (Ставрос ту Агиасмати) близ Платанистасы, Кипр (1494). На своде сев. стены помещены сцены прибытия равноап. Елены в Иерусалим и поиски Иуды; Елена расспрашивает Иуду о местонахождении Креста, но он отказывается назвать его; за отказ Иуду бросают в колодец; освобождение Иуды и его молитва на Голгофе; раскопки и обретение 3 крестов; испытание крестов - Иуда прикасается крестом к умирающей женщине; обращение Иуды в христианство; поставление К. во епископа Иерусалимского. В рус. иконописных подлинниках кон. XVIII в. описание облика К. содержится под 28 окт.: «…аки Матфей апостол, ризы святительские, в правой руке крест, а в левой Евангелие» (С. Т. Большакова , см.: Большаков. Подлинник иконописный. С. 43). В сводном подлиннике Г. Д. Филимонова к этому описанию добавлено: «…явльшего честный крест святей царице Елене» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 180). В руководстве к иконописанию о К. сказано, что «он указал место, где находился крест Господень. Очень стар, с большой седой бородой; одежда фелонь и омофор» ( Фартусов. Руководство. С. 59). Под тем же днем памяти изображение К. содержится в поздних минейных циклах на окт. в гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1722, в 1-м изд. 1714 г. представлен вместе со святыми Терентием и Параскевой, в фелони, с омофором, на голове митра). Лит.: Менолог. 1973. С. 267. Табл. 6 на с. 262; С. 324. Ил. 193; Ермакова М. Е., Хромов О. Р. Рус. гравюра на меди 2-й пол. XVII - 1-й трети XVIII в. (Москва, С.-Петербург): Описание коллекции отдела книгоизданий РГБ. М., 2004. С. 38. Кат. 33. 2; Кат. 34. 2. Рубрики: Ключевые слова: КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.) ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) ИРИНЕЙ († 303?), еп. г. Сирмий, сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.) КЕСАРИЙ И ИУЛИАН (I в.?), священномученики Таррацинские (Терракинские) (пам. 7 окт.; пам. визант. 7 окт., 1 нояб.; пам. греч. 7 окт.; пам. зап. 1 нояб.)

http://pravenc.ru/text/1840173.html

керамическая икона Благовещения Пресв. Богородицы. Собор выделяется необычной, не имеющей аналогов конструкцией перекрытия основного объема. На фасадах были использованы приемы, характерные для иконографии 6-столпного храма, внутри возвели 4-столпную конструкцию для поддержания сводов, отказавшись от зап. пары столбов и разделения зап. части наоса на 2 поперечных нефа. Высвободив в зап. части пространство, зодчие объединили его, перекрыв единым коробовым сводом. Смещенные к востоку 4 столба связаны между собой и с наружными боковыми и вост. стенами собора подпружными арками, на к-рые с помощью парусов опираются большой центральный и 4 малых барабана глав. Для поддержки зап. пары глав в вост. углах коробового свода введены дополнительные подпружные полуарки. В верхней части боковых стен под парусами, на подпружные арки к-рых опираются малые главы, сохранились круглые отверстия голосников-резонаторов. Зап. пара столбов имеет небольшие закрестия, а на уровне пят центральной подпружной арки - профилированные импосты. Вост. пара столбов соединена поперечной стеной, опирающейся на алтарные своды. Здесь проявляется еще одна, функциональная, особенность их устройства: на сводах алтаря в пространстве вост. поперечного нефа устроен тайник, освещенный через проемы в барабанах вост. пары малых глав и круглым окном центральной закомары вост. стены. Аналогов подобного устройства алтарной части соборных храмов в нижегородском зодчестве не имеется, зато этот прием был очень распространен в XVII в. при строительстве ярославских 4-столпных холодных храмов. Исторические росписи стен и сводов в соборе не сохранились, полностью утрачены иконостас с иконами XIV-XVI вв. и церковная утварь. Существующие иконостас и отделка помещений появились в соборе после возобновления мон-ря в 90-х гг. XX в. Единственным аутентичным элементом убранства является, по-видимому, только оформление главного входа в храм из зап. галереи, арочный проем к-рого украшает монументальный перспективный портал с массивными круглыми каннелированными колоннами и профилированным архивольтом с поясом наборных «бус». Пространство галереи перекрыто цилиндрическими сводами с распалубками, стены внутри галерей также были расписаны.

http://pravenc.ru/text/2565210.html

В архитектуре Верхнего Е. постепенно произошел отказ от базиликального плана, предпочтение было отдано куполам для перекрытия нефа. Основным памятником является обширная церковь мон-ря св. Хатре (Дейр-Анба-Хадра, традиционно ошибочно именуется мон-рем св. Симеона) близ Асуана (греч. Сиена), построенная в 1-й пол. XI в. по образцу храма мон-ря св. Шенуды; от нее сохранились стены и апсиды. Вост. часть церкви в Дейр-Анба-Хадра - триконх с прямоугольными в плане экседрами, перекрытыми конхами. Центральный компартимент купольный, зап. часть триконха является хурусом. Триконх практически равен по ширине центральному нефу, состоящему из 2 квадратных в плане компартиментов, каждый из к-рых был перекрыт огромным куполом на 8 опорах-столбах (включенных в зап. и вост. стены нефа). Компартименты были соединены широкой аркой. Боковые нефы представляли собой ряд отдельных помещений, перекрытых разными способами. Участки, соответствующие сев. и юж. подкупольным аркам, были перекрыты парусными сводами, благодаря чему зап. компартимент превратился в крестово-купольный октагон (ср. с кафоликоном мон-ря Осиос Лукас в Греции, 20-е гг. XI в.). Это пространственное решение получило развитие в церкви мон-ря Дейр-эль-Кубания (ранее Дейр-эш-Шайха) близ Асуана (1-я пол. XI в., сохр. нижние части стен): зап. неф был сокращен до 1 купольного компартимента с традиц. зап. обходом. Как и в Дейр-Анба-Хадра, подкупольные арки открываются здесь в нефы, перекрытые парусными сводами, с севера, юга и запада. Пространство воспринималось как крестообразное, поскольку с востока композиция дополнялась центральным купольным компартиментом триконха. Близким решением отличается композиция монастырского храма, расположенного у входа в древнеегип. гробницу Хунеса комплекса Куббат-эль-Хава близ Асуана (XI-XII вв.?), от которого сохранились фрагменты стен и апсид; ее отличает трансформация зап. части триконха в обычный хурус, ширина которого равна ширине храма. Упрощенными повторениями перечисленных храмов были 2-купольная церковь мон-ря Дейр-эш-Шухада (мон-рь Мучеников) близ Исны (мухафаза Кена, 2-я пол. XI - нач. XII в.) и некоторые др. храмы; в них купола опирались не на столбы, а на углы стен.

http://pravenc.ru/text/187963.html

(Отеч. Зап., кн. 8) 1860 год 5) Письмо провинциала к Тургеневу, по поводу повести Тургенева «Накануне». (Отеч. Зап., кн. 5) 6) Второй брак. Повесть. (Библ. для чт., кн. 4). 1861 год 7) О сочинениях Марко-Вовчка. (Отеч. Зап., кн. 3) 8) Подлипки. Роман. (Отеч. Зап., кн. 9–11) 1864 год 9) В своем краю. Роман. (Отеч. Зап., кн. 5–7) 1867 год 10) Ай-Бурун. Повесть. (Отеч. Зап., кн. 7) 1868 год 11) Хризо. Рассказ. (Русск. Вестн., кн. 7) 1869 год 12) Пембе. Рассказ. (Русск. Вестн., кн. 9) 13) Хамид и Маноли. Рассказ. (Заря, кн. 11) 1870 год 14) Поликар-Костаки. Рассказ. (Русск. Вестн., кн. 9) 15) Грамотность и народность. Беглые заметки. (Заря, кн. 11–12) 1871 год 16) Аспазия Ламприди. Повесть. (Русск. Вестн., кн. 6–9) 1873 год 17) Панславизм и греки. (Русск. Вестн., кн. 2) 18) Панславизм на Афоне. (Русск. Вестн.) 1875 год 19) Воспоминания Одиссея Полихрониадеса,загорского грека. (Рус. Вестн., кн. 6–8; 1876 г. кн. 1–3) 20) Византизм и Славянство. (Чт. в Общ. истор. и древн. Рос., кн. 3) 1876 год 21) Дитя души. Повесть. (Русск. Вестн., кн. 6–7) 1877 год 22) Сфакиот. Рассказ. (Рус. Вестн., кн. 1–3) 23) Камень Сизифа. Повесть. (Рус. Вестн., кн. 3, 10–12; 1878 г. кн. 7–10) 24) О памятнике в Филях. (Моск. Вед.) 1878 год 25) Русские, греки и юго-славяне. (Рус. Вест., кн. 2) 26) Храм и Церковь . (Гражд. 1878 г.) 1879 год 27) Письма отшельника. (Восток, 1879 г.) 28) Мои воспоминания о Фракии. (Рус. Вестн., кн. 3, 5, 8) 29) Новый драматический писатель. (О Н. Я. Соловьеве). (Рус. Вестн.) 30) Отец Климент Зедергольм . (Рус. Вестн., кн. 11–12) 1880 год 31) Из студенческих воспоминаний. (Рус. Арх. кн. 1) 32) О всемирной любви. (Речь Ф. М. Достоевского на Пушкинском празднике). (Варшавский Дневник) 33) Ряд больших статей (передовых, литературно-критических) и заметок. (Варшавский Дневник) 1881 год 34) Рассказ Смоленского диакона о 1812 г. (Русск. Архив, кн. 6) 35) Египетский голубь. Рассказ. (Рус. Вестн., кн. 8–10; 1882 г. кн. 1) 1882 год 36) Православие и католицизм в Польше. (Гражд. 1882 г.) 37) Письма о восточных делах.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Agg...

Лит.: Сосковец Л. И. Антирелигиозная деятельность партийных организаций Зап. Сибири в 1950-е гг.: АКД. Томск, 1991; она же. Религиозные конфессии Зап. Сибири в 40-60-е гг. ХХ в. Томск, 2003; Иванов К. Ю. К вопросу о вкладе благотворителей в строительство правосл. храмов на территории Кузбасса: (Дорев. период)//Благотворители Зап. Сибири. История и современность: Конкурсные работы студентов и аспирантов кемеровских высш. учеб. заведений. Кемерово, 1997. С. 29-35; он же. Старообрядчество юга Зап. Сибири 2-й пол. XIX - нач. ХХ в.: АКД. Кемерово, 2001; он же. К вопросу о согласиях и толках старообрядцев на территории Кузбасса (2-я пол. XIX - нач. ХХ в.)//Кузнецкая старина. Новокузнецк, 2003. Вып. 5. C. 167-179; он же. К вопросу о возможности и необходимости комплексного исслед. истории и совр. состояния религии в регионе//Наука и образование: Мат-лы Всерос. науч. конф. (20-21 февр. 2003 г.). Белово, 2003. Ч. 2. С. 139-143; он же. Самосожжения на территории Кузбасса//Наука и образование: Мат-лы V Междунар. науч. конф. (26-27 февр. 2004 г.). Белово, 2004. Ч. 3. С. 418-424; Конев Е. В. Немцы Зап. Сибири в 1940-1990-х гг.: (На мат-лах Кемеровской, Новосибирской и Томской областей): АКД. Томск, 2002; Горбатов А. В., Чуднов И. А. Гос. контроль финансово-хозяйственной деятельности РПЦ в Сибири в 1950-1960-е гг.//Вестн. Кузбасского гос. техн. ун-та. Кемерово, 2004. 4(41). С. 135-141; Шиллер В. В. Этноконфессиональное взаимодействие в Кемеровской обл. в кон. XIX - XX вв.: (Источники и методы изучения): Канд. дис. Кемерово, 2004; Ананина А. В., Иванов К. Ю. Из опыта изучения церковно-гос. отношений на территории Кемеровской обл.//Сб. тр. студентов и молодых ученых Кемеровского гос. ун-та, посвященный 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Кемерово, 2005. Вып. 6: Мат-лы XXXII апрельской конф. Т. 1. С. 60-62; Сибирь на перекрестье мировых религий: Мат-лы 3-й межрегион. науч.-практ. конф. Новосиб., 2006; Русская Правосл. Церковь юга Зап. Сибири (XIX-XX вв.): Ист. очерки. Кемерово, 2007; Горбатов А. В. Государство и религ. организации Сибири в 1940-1960-е гг. Томск, 2008.

http://pravenc.ru/text/1684171.html

Композиции 2-го типа, относящиеся в основном к VII в. (были созданы после пожара ок. 620), представляют более офиц. изображения Димитрия Солунского с донаторами - высокопоставленными духовными и светскими особами, покровительствовавшими базилике. 2 мозаики расположены на юго-зап. алтарном пилоне: на его сев. грани Димитрий Солунский обнимает за плечи стоящих по сторонам восстановителей храма,- префекта Леонтия и архиеп. Иоанна; на вост. грани - сходное изображение Димитрия Солунского и неизвестного диакона. Сопроводительные надписи прославляют мученика как освободителя Фессалоники от врагов, «друга города», покровителя горожан и чужестранцев. Еще одна частично сохранившаяся композиция такого типа на зап. стене центрального нефа изображает Димитрия Солунского с 2 епископами и 2 диаконами (датируется VII-VIII вв.; лики святого и епископов утрачены). Сокращенный вариант этого типа был представлен на утраченной мозаике во внутреннем сев. нефе базилики - 3 медальона с оплечными изображениями Димитрия Солунского (в центре), епископа (справа от святого) и диакона (слева), с надписью, сообщавшей о работах по поновлению при эпархе Льве, очевидно вскоре после 620 г. Кроме этих сложных композиций в базилике существовали и одиночные, вероятно также вотивные изображения святого в позе оранта. Таковы мозаики VII в. на вост. грани сев. предалтарного столпа (фигура в рост, ладони выложены золотой смальтой) и в нише на юж. стене алтарной части (поясное изображение). В ранневизант. период многочисленные изображения патрона базилики соседствовали с изображениями др. мучеников, включенных в вотивные композиции (образ вмч. Георгия с 2 детьми на зап. грани сев. предалтарного столпа, ранее считался изображением Димитрия Солунского, VII в.), Сергия (в позе оранта на зап. грани юж. предалтарного столпа; VII в.) и вмч. Феодора (в позе оранта рядом с молящейся Богоматерью на юж. грани сев. предалтарного столпа, IX в.). Традиция украшения храма отдельными композициями с образом Димитрия Солунского сохранялась в средне- и поздневизант. эпоху. К XII в. относится сильно поврежденная фреска со святым в позе оранта, венчаемым ангелами, на юж. стене храма. В посл. трети XIV в. была выполнена фреска на зап. грани первого зап. столпа юж. колоннады центрального нефа. Здесь Димитрий Солунский представлен укрывающим своим плащом архиерея с нимбом, в саккосе и омофоре, который кадит святому; в правом верхнем углу - Богоматерь с Младенцем. Г. Сотириу и А. Ксингопулос считали юного святого преподобным Иоасафом Индийским - патроном по монашескому имени имп. Иоанна VI Кантакузина, а архиерея с кадилом - свт. Григорием Паламой, архиеп. Фессалоникийским. Однако этой интерпретации противоречат иконографические признаки изображенных.

http://sedmitza.ru/text/514958.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010