В софите подпружной арки было 7 медальонов с погрудными изображениями святых на красном и зеленом фонах; из них хорошо сохранился один (мч. Викентий?). На северной стене росписи располагались в 3 регистра. В люнете было «Предательство Иуды» (справа - хорошо сохранившаяся фигура неизвестного пророка), в среднем регистре, вероятно, «Суд Пилата» и «Несение креста», в нижнем регистре справа от двери, напротив «Сошествия во ад» на юж. стене,- огромное «Распятие» (сохр. фрагменты фигур скорбящих ангелов и ап. Иоанна Богослова с надписью). В софите арки - 7 медальонов с погрудными изображениями неизвестных святых. В софите арки над сев. дверью - медальоны с погрудными изображениями 3 отроков (хорошо сохр. изображение св. Мисаила). Росписи зап. подкупольных столбов также располагаются в 3 регистра. В верхних регистрах - фигуры пророков со свитками, обращенные к востоку, в средних - фронтальные фигуры преподобных, в нижних - имитация мраморной облицовки. Особо следует отметить хорошо сохранившиеся изображения прор. Иезекииля с пророчеством о Воскресении (на вост. грани юго-зап. столба) и прор. Моисея с пророчеством о Распятии (на вост. грани сев.-зап. столба). В зап. компартименте также сохранились фрагменты сцен и отдельные изображения святых. В своде - остатки 8 композиций. На юж. склоне в верхнем регистре было «Рождество Христово», в нижнем - «Рождество Богородицы» и «Введение». На северном склоне в верхнем регистре помещался «Вход Господень в Иерусалим», в нижнем - «Успение» (сохр. группа скорбящих апостолов у ног Пресв. Богородицы). Росписи зап. стены размещались в 3 регистра: одна композиция в люнете, 2 - в средней части и отдельно стоящие фигуры - по сторонам двери в нижней зоне. От них почти ничего не сохранилось. Ниши на сев. и юж. стенах целиком заняты изображениями святых. В софитах арок - по 5 мучеников в медальонах (идентифицируются с юж. стороны великомученики Димитрий, Георгий, Прокопий и мч. Евсигний; с сев. стороны - вмч. Иаков Персянин, далее предположительно святые Феодор Тирон, Арсений или Никита, Феодор Стратилат), в люнетах ниш - погрудные изображения преподобных (с юж.

http://pravenc.ru/text/577890.html

Основными местами совершения богослужебных последований в афонских мон-рях являются кафоликон (καθολικν - соборный храм мон-ря), параклисы (παρεκκλσια - остальные храмы обители, к-рые могут быть как небольшими по размеру, так и вместительными; а также приделы кафоликона, если есть), трапезная. В мон-ре Ксенофонт 2 кафоликона, обычно службы суточного круга совершаются в новом, а в старом, значительно меньшем по размеру, поют общий молебен Божией Матери. В Пантелеимоновом мон-ре один из параклисов - Покровский храм - используется в качестве 2-го кафоликона, службы совершаются поочередно: неделю в кафоликоне, неделю в Покровском храме. Алтарь храма Протата в Карее Алтарь храма Протата в Карее Афонские кафоликоны - крестово-купольные храмы (единственная базилика на А.- соборный храм Протата в Карее); все они сходны в плане, так что говорят даже об афонском типе храмовой планировки. Кафоликон состоит из 2 основных частей: собственно храма (κυρως νας - главный храм) и обширного внутреннего (литийного) притвора (εσονρθηξ или λιτ), по площади сравнимого с главным храмом; у большинства кафоликонов имеется также внешний притвор (ξονρθηξ или просто νρθηξ) - галерея, идущая по внешнему периметру литийного притвора. В вост. стороне главного храма находится алтарная апсида, к к-рой обычно примыкают еще 2 направленные на восток апсиды: сев. (πρθεσις - протесис; в рус. терминологии, жертвенник) и юж., где во мн. кафоликонах хранятся мощи святых и др. святыни. Пространство алтаря организовано так же, как и во всех правосл. храмах; над св. престолом всегда устраивается сень, сам престол, как правило, стоит на возвышении (на ступень выше пола); семисвечник за св. престолом ставится редко. В нек-рых кафоликонах (напр., в Ватопеде) на горнем месте устанавливается чтимая икона Божией Матери. Св. двери (центральные двери иконостаса, βημθυρα - алтарные врата, также ραα πλη - красные (прекрасные) врата; царские врата) делают невысокими; во время служб их, как и завесу, в положенные моменты открывает и закрывает стоящий снаружи алтаря пономарь.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Горы, в церкви Протата появляется ансамбль новых храмовых икон, предназначенных для иконостаса (поновлены в XVIII в.). Их исполнение приписывают кругу Феофана Критского: «Св. Иоанн Предтеча», «Вмч. Пантелеимон», «Первомч. Стефан, свт. Николай Чудотворец и ап. Иоанн Богослов» из иконостаса храма Протата (1542 (?)). В их программе используются новые изводы: так, напр., икона Спасителя представляет собой образ «Христос Царь царей» (Великий Архиерей), со святыми». В ее среднике Христос восседает на троне, Он облачен в фелонь-полиставрий с короткими рукавами поверх епитрахили и расшитой золотом багряницы, омофор и митру ( Γερσιμος (Σμυρνκης), ρχιμ. Το Αγιον Ορος. Αθναι, 1903. Καρυς, 19882. Σ. 697-698; Θησαυρο. 1997. Σ. 152-154, N 2. 82). По полям расположены поясные фигуры 26 святых - святителей, апостолов и мучеников, жесты которых призваны напомнить об их страданиях: св. Кирик указывает на свое чело, вмч. Георгий Победоносец протягивает к подножию престола отрубленную голову. Среди святых много воинов: наряду с часто изображаемыми вмч. Георгием Победоносцем и вмч. Димитрием Солунским (на нижнем поле) есть и достаточно редко встречающиеся образы Мины, Иакова Персянина, Феофила (на левом поле), Сергия и Вакха, Николая Нового и Евстафия (на левом поле). «Портреты» св. воинов Феофила, Евстафия и Николая Нового известны в рус. искусстве той же эпохи в цикле росписей свияжского Богородице-Успенского монастыря (кон. XVI - нач. XVII в.), и не исключено, что они создавались под впечатлением от произведений, подобных иконе из Протата ( Саенкова Е. М. Редкие изображения св. воинов в системе росписи Успенского собора Свияжского мон-ря//Свияжские чт.: Сб. докладов конф. Свияжск, 2009. Вып. 1. С. 43-48). Извод иконы «Успение Пресв. Богородицы» получает дополнительные детали (Θησαυρο. 1997. Σ. 155-156, N 2. 83). Помимо полуфигур апостолов, которых несут ангелы на облаках (благодаря чему извод получил особое название - «облачное Успение»), мастер пишет в верхней части средника разверстые небеса со звездами, образующие фон для фигуры Христа, и даже несколько «облачных медальонов» с апостолами.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

Карея. Общий вид Если и существовал некий орган управления монахами вне Афона, то он достаточно быстро сменился собственно афонским. Первое свидетельство относится к 908 г., когда афонские монахи отправили с ходатайством к императору своего прота Андрея (Actes du Prôtaton. 1975. N 2). О монашеском поселении в К. известно из Жития прп. Афанасия Афонского. В 958 г. архонт Фессалоники, искавший по приказу имп. Никифора II Фоки прп. Афанасия Афонского , обратился к проту Св. Горы как к представителю всех афонских монахов ( Svoronos. 1970. P. 32; Papachryssanthou. 1975. P. 115-116). Прот Стефан понял, что преподобный скрывается под чужим именем, и обещал судье, что Афанасий, за кого бы он себя ни выдавал, примет участие в ближайшем собрании и тогда будет обнаружен; далее поясняется, что собрания «старцев» проходили трижды в год «в лавре, называемой Карейской»: на Рождество Христово, Пасху и Успение Пресв. Богородицы ( Помяловский. 1895. С. 19-20; Noret. 1982. P. 23, 142). Изначально и вплоть до 972 г. все монахи Афона участвовали или по крайней мере обладали правом участвовать в собраниях. По Типикону имп. Иоанна I Цимисхия собрания должны были проводиться раз в год - 15 авг., в день Успения Пресв. Богородицы, число их участников было сокращено (Actes du Prôtaton. 1975. N 7). Тем не менее эта реформа не утвердилась на Афоне, и с нач. XI в. возродилась практика созыва 3 собраний в год. Постепенно сформировалась единая структура управления Св. Горой, включавшая общее собрание, Протат и совет игуменов при проте; она просуществовала без значительных изменений до конца визант. периода (см. подробнее в ст. Афон , разделы «Административное устройство» и «Образование монашеского сообщества»). В сер. X в. собрания монахов проходили в ц. Успения Пресв. Богородицы (храм Протата), в 1153 г. заседания уже переместились в др. помещение (Actes de Lavra. 1970. N 62). Древнейший храм Протата, возможно, возник в кон. IX в. Известно, что между 964 и 969 гг. стратигом Львом Фокой, братом имп. Никифора II Фоки, была воздвигнута новая церковь Протата, т. к. прежняя стала мала для монашеских собраний ( Помяловский. 1895. С. 24, 44; Noret. 1982. P. 28, 146).

http://pravenc.ru/text/1681041.html

Сретение. Роспись храма Протата. Ок. 1300 г. Использование контрапоста создает впечатление движения, расположения в пространстве фигур наподобие античных статуй (напр., бессребреники Косма и Дамиан, праотцы, вмч. Димитрий Солунский). Головы нек-рых святых (вмч. Феодора Тирона, праотцев, праведников в композиции «Сошествие во ад») окружены своеобразной тенью-контуром, усиливающей впечатление трехмерности, что является особенностью росписей храма Протата (Ibid. Σ. 39). Той же цели служит живопись драпировок, подчеркивающая объем благодаря использованию 2, 3 и более оттенков одного цвета. Постепенная их смена и проработка фактуры четкими линиями передают не только складки одежды, но и пластику тела, скрытого тканью, иногда буквально, напр. задрапированная рука мч. Геласия, к-рой он придерживает край одежды. Градация цветовых оттенков и выделение светом выступающих поверхностей придают одежде жесткость и металлический отблеск, к-рые подчеркивают эффект рельефности, напр. у фигур ап. Иоанна Богослова или прав. Симеона Богоприимца в композиции «Сретение». Мягкость и гибкость движений и жестов отличают фрески храма Протата от достаточно статичных и массивных композиций ц. Перивлепты (Ibid. Σ. 41). Наряду с нарочито выразительными ликами старцев - пророков, праотцев, апостолов - соразмерными и умиротворяющими показаны детские и юношеские лики, напр. Христа Еммануила, сидящего на коленях Богоматери (сев. предалтарный столб), вавилонских отроков Анании, Азарии и Мисаила, юных воинов-мучеников. Мастер стремился передать пластичность лика. Светлыми штрихами, положенными поверх вохрения, подчеркиваются выпуклость лба, округлость щек, рельеф небольшого носа и подбородка. Выписывая опущенные уголки губ и глубокие тени вокруг глаз у Богомладенца, мастер передает трагическое знание о грядущей Жертве (о стиле и смысловом содержании поклонных икон см.: Teteriatnikov. 1999). В отличие от яркой, насыщенной колористической палитры мастеров Михаила и Евтихия Панселин использовал в драпировках разбеленные оттенки - голубой, серебристо-серый, сиреневый, зеленоватый, розовый холодного тона и терракотовый (напр., хитон ап. Фомы), бежевый, фисташковый, изысканные сочетания холодных серовато-жемчужных цветов с розовым и багряным (одежды свт. Потапия и мч. Геласия), и со светло-лиловым (хитон мч. Ореста).

http://pravenc.ru/text/1681041.html

Так, на самом первом заседании шестичленной комиссии уже был поднят вопрос о том, чтобы отец Иларион, как сторонник русских, был выведен из заседания собрания епитропов. Только заступничество отца Герасима помешало епитропам привести в осуществление свое несправедливое намерение. После того как были окончены приготовления к заседаниям, избраны депутаты, по восемь человек с каждой стороны, и объявлен краткий перерыв, посланники протата не остались в нейтральной комнате – архондарике, как это следовало сделать, а удалились на греческую половину и там имели с греками продолжительное совещание при закрытых дверях. Это поведение судей не понравилось русским, и они выразили желание переговорить с игуменом Герасимом, но им в этом наотрез отказали. На вечернем заседании того же дня постановлено было, чтобы уполномоченные русских и греков письменно изложили свои требования и представили их к утреннему заседанию следующего дня. Однако когда 22-го числа утром русские уполномоченные представили свои требования, то епитропы протата объявили им, что они не намерены делать полное расследование, что они лишь донесут обо всем, что они видели в монастыре, протату, который уже примет зависящие от него меры к успокоению недовольных. Девятичленная комиссия, открывшая свои заседания с 23 апреля и занимавшаяся расследованием всех поводов к спорам с начала 1857 года, действовала не так, как того требовали находящиеся в ее руках доказательства, а сообразно с теми указаниями, которые получила заранее из Кареи от протата. Высшую степень несправедливости и пристрастия по отношению к русским эта комиссия проявила при составлении нового устава совместной жизни греков с русскими в Пантелеймоновом монастыре. Постановление в 22 главах, обнимая все управление монастырем, ниспровергало издревле господствовавший в нем порядок и вводило противный афонскому монашескому и всей Православной Церкви духу филетизм (племенное пристрастие). Это видно из следующих его главных пунктов: 1) монастырь был, есть и всегда будет греческим; 2) игумен его, как издревле, всегда будет из греков; 3) русским дозволяется ради языка иметь своего духовника, который определяется и увольняется игуменом, только для чисто духовного руководства; 4) число русских братий в нем впредь всегда будет на одну треть меньше всего количества греческой братии; 5) казна должна быть общей, в которую должно быть сложено все доселе находящееся в руках русских братий и что будет приобретено; 6) в Старом Русике, составляющем неотчужденную собственность нового монастыря, воздвигаемый священный храм должен быть приведен к окончанию, а существующие в нем теперь жилые помещения должны оставаться как есть, строить же какое-либо новое здание, великое или малое, не дозволяется. Последнее постановление сделано в противодействие намерению русских отделиться от греков в Старый Русик на независимое от них жительство, вследствие чего постройка собора русскими в Старом Русике была прекращена до более благоприятного времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

На фресках запечатлена история Св. Горы с IX в. до освобождения от тур. владычества (1912). Здание Священного Кинота. 30-е гг. ХХ в. Здание Священного Кинота. 30-е гг. ХХ в. К востоку от храма Протата расположена ц. свт. Николая Чудотворца, с южной и восточной стороны которой находится кладбище. Существующее здание церкви построено в 1882 г. и недавно отремонтировано. Предшествующая постройка была расписана в 1787 г. мон. Макарием из Галатисты, основателем артели художников Макареев. Здание, где размещалась Афониада после своего возобновления в 1842 г., сейчас используется как архондарик Свящ. Кинота. Резиденция губернатора Св. Горы находится на 2-м этаже конака мон-ря Симонопетра (келлия Всех святых). Библиотека В ее фонде хранятся 147 греч. рукописей (до последней каталогизации их число составляло 117) и старопечатные книги. 49 манускриптов написано на пергамене. Большую часть рукописей составляют жития святых, святоотеческие творения и богослужебные книги. Первое упоминание о книжном собрании Протата встречается в Синаксаре Ath. Protat. 21, 1285 г., в колофоне которого говорится о передаче этой рукописи в б-ку «святейшей Карейской лавры». Из записи в кодексе Ath. Protat. 12, кон. XIII - нач. XIV в., известно о покупке иером. Гавриилом 9-томного комплекта житий, составленных Симеоном Метафрастом для Карейского скита. На страницах «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника Ath. Protat. 37, 1-я пол. XIV в., было составлено 2 описи б-ки Протата - кон. XIV в. и 1-й четв. XVI в. Согласно 1-й описи, б-ка имела 69 рукописей, согласно 2-й - 70 манускриптов. Евангелисты. Миниатюра из Евангелия-лекционария. Нач. XII в. (Ath. Protat. 11. Fol. 281) Евангелисты. Миниатюра из Евангелия-лекционария. Нач. XII в. (Ath. Protat. 11. Fol. 281) Одной из древнейших сохранившихся рукописей является «Геронтикон» Ath. Protat. 86, IX в., написанный унциалом. 2-я часть кодекса Ath. Protat. 16 (творения свт. Василия Великого), кон. IX в., написана минускулом. Датировка VII в. унциального Евангелия-лекционария Ath.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

Притом, и в таких случаях его участие выражается в нравственном, а не в полицейском воздействии на враждующие стороны. Каймакам имеет право также посещать монастыри, скиты и келии, но опять с ведома протата, если это посещение связано с каким-либо официальным делом. Обыкновенно его сопровождает в таком путешествии и один из членов протата. Каймакам не пользуется правами и полицейской власти, которая вверена особым жандармам, так называемым сирдаридам, в числе 24-х человек; сирдариды избираются из христиан, содержатся на средства монастырей и находятся в зависимости от протата, по распоряжению коего и исполняют свои обязанности. Таким образом, Афон представляет, в сущности, свободную монашескую республику или союз многих монастырских общин, независимых в своей внутренней и внешней жизни и пользующихся правами самоуправления, составляющих и в целом своем составе автономное иноческое общество, управляемое своими выборными представителями, почти совершенно независимо от высшей церковной власти Константинопольского патриарха и вне всякого административного и полицейского контроля со стороны турецкого правительства. Как автономная церковная республика, Афон имеет и своих особых представителей, или антипросопов, в Константинополе и Фессалонике, на которых возлагается обязанность отстаивать интересы афонского кинота перед церковной и гражданской властями и заботиться о пользе и благе священного кинота. Эти антипросопы избираются священным синаксисом из наиболее достойных и способных афонских иноков, но официального признания со стороны турецкого правительства не получают. Афонский антипросоп, живущий в Константинополе, признается в этом звании со стороны Вселенского патриарха и через его посредство защищает перед Портой права и интересы Святой Горы. Антипросоп в Фессалонике, главном городе гражданского округа, к которому принадлежит и Афон и в котором возникают и решаются многие афонские дела, постоянно входит в соприкосновение с турецкими властями, но опять неофициально, получив лишь признание со стороны Фессалоникийского митрополита, от которого он, однако, не зависит. Кроме этих главных антипросопов, каждый монастырь имеет своих частных представителей и епитропов в метохах и подворьях, которые им принадлежат в Турции и России; эти епитропы зависят от монастырей, которые их назначают, и отдают им, а не священному синаксису, отчет в своей деятельности; иногда они избираются из мирян тех сел и городов, в которых находятся монастырские владения. Итак, в целом мире нет другого, подобного Афону, учреждения. Здесь все своеобразно и оригинально, не только в устройстве и управлении, но и в самой жизни, которая всецело посвящена свободному развитию человеческого духа, в строгом соответствии с основными его запросами и стремлениями и в согласии с требованиями Евангелия. X

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Афанасия, а затем монастырей Ксенофа, Дохиара, св. Павла, Кастамонита, Симопетра, Григориата и Ватопеда; в ней находится: α) «Книгохранилища в монастыре св. горы Афонской в 1744 году (из путешествия о. Василия Барского»), – извлечено из академическ. издания (лл. 2–9). β) «Приписки в книгах о разных событиях на св. горе Афонской» (черновой список); – лл. 10–26. γ) Надписи в некоторых афонских монастырях (лл. 30–31). δ) «Каталог замечательных рукописей греческих и славянских, хранящихся в библиотеках афонских монастырей, скитов и келий, составленный архимандритом Порфирием Успенским в 1858 году» (лл. 34–59). ε) Выписки из некоторых рукописей библиотеки протата (лл. 66–79), с приведением в конце (л. 80) снимка с рукописи X в. Синодальной библиотеки. ζ) Библиотека протата. Вместо этого заглавия было: «Каталог греческих рукописей и панфекты библиотеки протата», но последнее зачеркнуто, а под ним написано: «печатай» (лл. 81–112); здесь не только описаны рукописи, но и приведены из некоторых отрывки и сделаны сравнения между текстами. η) " Библиотека лавры« (лл. 115–137), а после этого написано: «печатай», а ниже: «Даю семь тысяч на печатание всего Афона» (л. 114). В конце описания (л. 136) записано: «Благодарение Богу! Он помог мне переделать этот список для печати. 25 октября 1869 г. в Киевомихайловском монастыре». Далее следует черновая описания (лл. 140–156), сделанная в 1861 г. на листах конторского формата памятной книги. γ) Каталог лучших рукописей в библиотеке монастыря Дохиарского (лл. 159–177). За этим следует черновая описания библиотек монастырей Ксенофа и Дохиара (лл. 180–199). δ) «Каталог замечательных рукописей в Ксенофском монастыре» (лл. 201–216)», а ниже этого отмечено: «печатай», ε) Библиотека монастыря Святопавловского(лл. 219–226) . ζ) «Замечательные рукописи в монастырях Кастамонитском, Симонопетрском, Григориатском, Дионисиатском и Святопавловском» (было: Ставроникитском); – лл. 230–237. η) «Каталог рукописей в библиотеке Ватопедского монастыря» занимает почти половину книги (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

214 собор Протата является самым ранним из всех сохранившихся на Святой Горе храмов и расположен в центре Кареи – столицы Афона [см. 62]. Второе название собора – церковь Протата, Великая церковь – связано со званием прота, который впервые упоминается в источниках в 908 году. Уже в первом Уставе Святой Горы, утверждённом имп. Иоанном Цимисхием в 972 г., прот [см. 85] признан главой всего Афона. По этому Уставу в престольный праздник главного храма – на Успение Пресвятой Богородицы – в столице Афона проходил ежегодный собор настоятелей всех святогорских обителей. В 964–969 гг. первое здание собора Протата было перестроено в большую по размерам базилику. В 1274 г. Успенский собор в Карее разрушен латинянами. Его восстановление было завершено в нач. XIV в. Росписи Успенского собора выполнены Мануилом Панселиносом (XIV в.). Протат или Священный Кинот (Ιερ Κοιντης) – центральный исполнительный соборный орган управления Святой Горы Афон, в который входят представители (антипросопы) всех монастырей Афона. Располагается в Карее, действует постоянно, заседает три раза в неделю. Каждый антипросоп избирается своим монастырём сроком на один год. 217 старец Иосиф – знаменитый афонский подвижник Иосиф Исихаст (1898–1959, в миру – Франциск Коттис) родился на о. Парос, в Левках. Придя на Святую Гору, принял постриг в великую схиму от о. Ефрема в Катунаках, в каливе Благовещения. Одна из основных фигур православной духовности XX столетия. Ведя тихое существование, он, тем не менее, имел огромное влияние: был одним из главных возобновителей образа жизни исихастов, в частности, делания Иисусовой молитвы. После его смерти, ученики старца распространили плоды этого влияния на Афоне, а затем и по всей Греции, на Кипре и вплоть до Северной Америки. Канонизирован как месточтимый святой на Афоне. 221 Антоний Великий , Антоний Фивский (Αντνιος Μγας, ок. 251–356) – раннехристианский подвижник и пустынник, основатель отшельнического монашества. Сведения о Святом содержатся, главным образом, в «Житии», написанном свт. Афанасием Великим предположительно в 357 г., в «Лавсаике» и «Истории монахов». Из творений Преподобного до нас дошли: 1) Речи его, числом 20, трактующие о христианских добродетелях, особенно монашеских, 2) Семь посланий к монастырям – о стремлении к нравственному совершенству и духовной борьбе и 3) Правила жизни и увещания к монахам. Память –17 января по ст. ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010