патриархах Кир Иоакиме и Кир Адриане Московских». См. Архив Юго–Западной России, т. V. 189 Письма Досифея, п. Иерусалимского к Иоакиму, п. Московскому с суровым осуждением за стремление Иоакима подчинить себе Киевскую митрополию. 1686 г. апреля.... Арх. Юго–Зап. России. т. V, стр. 142–146. 190 Архив Юго–Западной России, т. V, стр. 37–42. Письма патр. Иоакима Гетману Самайловичу, с увещанием заботиться о избрании митрополита Киеву 1883 г. сент. 4 и 1684 г. окт. 31. 192 Архив Юго–Зап. России, т. V, стр. 43–44. Письмо Гедеона Четвертинского к п. Иоакиму. 1684 ноября 24. 193 Там же, стр. 44 – 46. Письмо п. Иоакима к Гедеону с изъявлением сочувствия ему и посылкой 10 рублей. 195 Архив Юго–Зап. России, т. V, стр. 55–61. Письмо Авраамия, м. Белгородского, к п. Иоакиму 8 авг. 1685 г. со списками с листов, поданных гетману участниками Киевского собора. 198 Там же, стр. 80–83. Письма Гедеона Четвертинского, еписк. Луцкого п. Иоакиму и государям в июле 1685 г. 199 Письма п. Иоакима Гедеону Ченвертинскому, гетману Самойловичу в сентябре 1685 г. и выписка из летописцев о митрополитах Российских. Архив Юго–Зап. России, т. V, стр. 84–93. 201 Архив Юго–Зап. Рассии, т. V, стр. 102–104. Исповедание, произнесенное Гедеоном Четвертинским 8 ноября 1685 г. 204 Архив Юго–Зап. России, т. V. Письма и грамоты Дионисия, п. Константинопольского в Москву и Малороссию разным лицам с 39–46, стр. 166–191. Досифей п. Иерусалимский «приискал в правилах, что вольно всякому архиерею отпустить из своей епархии к другому архиерею»... и с своей стороны дал утвердительные грамоты. Исследование о подчинении Киевской митрополии Моск. патриархату. С. Терновского , стр. 141–142. 208 Архив Юго–Зап. России, т. V, стр. 246–250. Письмо Лазаря Барановича п. Иоакиму 1688 г. 7 марта. 209 Там же, стр. 259–260. Письмо п. Иоакима Варлааму Ясинскому, архим. Киево–Печ. Лавры 1688 г. июля 9. 210 Там же, стр. 273–276. Письмо Иосифа Шумлянского, епископа Львовского п. Иоакиму; 24 мая 1689 г. 211 Грамота Великих Государей о том, что права южно–русской церкви после присоединения ее к Моск.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В июне 1948 г. состоялась Лондонская конференция по герм. вопросу (без участия СССР). Конференция приняла решение о созыве Учредительного собрания для выработки конституции нового герм. гос-ва; в это же время амер. администрация приняла решение о распространении плана Маршалла на Тризонию. 20 июня 1948 г. денежная реформа началась в зап. зонах, а 24 июня - в советской зоне. Войска блокировали Зап. Берлин, чтобы не допустить проникновения обесцененной денежной массы в Вост. Берлин. США организовали воздушный мост для снабжения Зап. Берлина. После переговоров 30 авг. 1948 г. была достигнута 4-сторонняя договоренность об изъятии зап. марки из Берлина. В разгар берлинского кризиса в Рюдесхайме 15-22 июля 1948 г. состоялось совещание министров - президентов зап. земель. Из представителей ландтагов был сформирован Парламентский совет, получивший полномочия по разработке временной конституции. В апр. 1949 г. Парламентскому совету был передан разработанный 3 державами «Оккупационный статут», закреплявший контроль США, Великобритании и Франции над внешней политикой Зап. Германии, ее внешней торговлей и зарубежными активами, системой безопасности, а также конституционный контроль. 8 мая 1949 г. Парламентский совет принял Основной закон (Конституцию) Федеративной Республики Германия, одобренный военными губернаторами 12 мая (в тот же день вступило в силу соглашение о прекращении «блокады» Берлина и зап. «контрблокады»); 23 мая 1949 г. Основной закон был обнародован. Собор Санкт-Мартин в Бонне. 1166–1224. Фотография. Нач. XX в. Собор Санкт-Мартин в Бонне. 1166–1224. Фотография. Нач. XX в. После окончания войны по всей стране началось возрождение церковной жизни. В авг. 1945 г. по инициативе Вюртембергского еп. Вурма была созвана церковная конференция в Трейзе (ныне Швальмштадт, Гессен). На ней было объявлено о создании Евангелической Церкви Германии (ЕЦГ). На конференцию были приглашены представители земельных церквей и Братские советы. В новом церковном союзе на федеративной основе объединились 23 лютеран., реформатские и объединенные (unierten) земельные церкви с центром в Ганновере.

http://pravenc.ru/text/529064.html

В 1991 г. здание синагоги на углу улиц Маршала Жукова и Почтовой было возвращено иудейской общине города. В наст. время в О. о. зарегистрирована одна иудейская община в г. Омске - «Ор Хадаш» (в РФ получила регистрацию 29 дек. 1992). Буддизм В 2000-х гг. в Омске сложилась община сторонников тибет. буддизма Карма-кагьюпа , к-рая зарегистрирована 3 сент. 2009 г. Индуизм В дер. Окунёво Муромцевского р-на О. о. действует единственная в области индуистская организация - «Омкар Шива Дхам Хайдаканди Самадж», зарегистрированная 2 апр. 1996 г. Ее участники являются последователями учения и практик Бабаджи и Шри Мунираджи. Новые религиозные движения В кон. 80 - нач. 90-х гг. XX в. конфессиональная ситуация в О. о. усложнилась, появились различного рода новые религ. движения. Некоторые из них смогли сохранить свои позиции вплоть до наст. времени. К ним можно причислить орг-цию Богородичного центра в с. Татарка Черлакского р-на (зарегистрирована 12 марта 2001), омское об-во «Сознание Кришны» (19 мая 1999) и религ. организацию шаманов «Ведара» (3 июля 2014). Также, по данным Главного управления Мин-ва юстиции РФ по О. о., на окт. 2018 г. в ведомственный реестр внесены 29 действующих в регионе религ. групп. Лит.: Покровский Н. Н. Антифеод. протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. Новосиб., 1974; Лебедева Н. И. Костел и католич. община Омска: Ист. очерк//Сибирско-польская история и современность: Актуальные вопросы. Иркутск, 2001. С. 181-187; она же. Храмы и молитвенные дома Омского Прииртышья. Омск, 2003; Масленников А. В. Римско-католич. Церковь в Сибири: Проблемы и реформы в нач. XX в. //Вестн. Томского гос. ун-та. 2003. 276. С. 140-146; Сосковец Л. И. Религ. конфессии Зап. Сибири в 40-60-е гг. XX в. Томск, 2003; Кротт И. И. Религиозно-этические основы хозяйственно-предпринимательской деятельности меннонитов Зап. Сибири в кон. XIX - нач. ХХ вв.//Вопросы соц. истории России кон. XVIII - нач. XX вв.: Сб. науч. тр. Омск, 2004. С. 68-79; Бежан Е. М. Классификация старообр. согласий и сектантских общин, их развитие и распространение на территории Зап. Сибири в 1-й пол. XIX в.//Вестн. Омского ун-та. 2007. 3(45). С. 87-95; Данилов В. Л., Жук А. В., Шульга Р. Б. Краткая история Православия и ислама на территории Зап. Сибири. Омск, 2007; Корусенко С. Н. Сибирские бухарцы в XVII-XX вв.//Зап. Сибирь и сопредельные территории: Демографические и соц.-ист. процессы (XVIII-XX вв.): Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Омск, 2009. С. 88-97; Крих А. А. О численности старообрядцев Тарского округа Тобольской губ. в XIX в.//Там же. С. 97-104; Недзелюк Т. Г. Римско-католич. Церковь в полиэтничном пространстве Зап. Сибири: 1881-1918 гг. Новосиб., 2009; Горбатов А. В. Объединения евангельских христиан-баптистов в Сибири и религ. политика гос-ва в 1940-1960-е гг.//Религ. ландшафт Зап. Сибири и сопредельных регионов Центр. Азии. Барнаул, 2015. Т. 2. С. 119-140; Омск в диалоге культур и народов: Информ. справ. Омск, 2015.

http://pravenc.ru/text/2578403.html

Летом 1990 г. восстановлено завершение храма, а осенью в отремонтированном храме возобновились богослужения. Для увеличения внутреннего пространства в 1991 г. с зап. стороны был пристроен деревянный притвор. Просфорня, небольшое прямоугольное одноэтажное здание у сев. стены мон-ря, построена в XIX в. В юж. и вост. стенах прорезаны по 2 оконных проема с лучковыми перемычками. Плоскости фасадов оформлены пилястрами, поддерживающими карниз. С зап. стороны примыкал деревянный прируб, замененный в 1990 г. кирпичной пристройкой. Дом настоятеля, деревянное одноэтажное здание у вост. стены мон-ря, построен во 2-й пол. XIX в. Прямоугольный сруб, обшитый тесом, с 4-скатной кровлей, с зап. стороны к-рой (по главному фасаду) было устроено большое слуховое окно. 6 окон зап. фасада украшали наличники с накладной (пропильной) резьбой. Здание сгорело в нояб. 1984 г., а в 1993 г. на старом фундаменте была возведена совр. постройка в прежних объемах (в наст. время используется как келейный корпус для братии и гостей мон-ря). Сохранившаяся часть деревянного казначейского дома к востоку от Введенской ц. (1/3 дома отпилена в период проведения реставрационных работ 20-х гг. XX в.) в 1991 г. отремонтирована и приспособлена под келейный корпус. Новые постройки В 1993 г. построены кирпичные одноэтажный келейный корпус в северо-вост. части мон-ря и палатка привратника к востоку от св. ворот. В 1995 г. возведен 2-этажный кирпичный корпус в зап. части мон-ря (1-й этаж используется для хранения овощей, 2-й - под кельи для насельников). В 1996-1997 гг. сооружены к востоку от Троицкого собора деревянная часовня и в сев.-зап. части мон-ря келейный корпус, а в 2000-2002 гг. построен кирпичный 2-этажный корпус с совр. бытовыми условиями (используется как дом настоятеля). В 2003-2004 гг. в зап. части мон-ря были построены 4 небольших одноэтажных деревянных, обложенных кирпичом сооружения, в одном из к-рых размещена б-ка, в других - одноместные кельи, а в юго-вост.- деревянный корпус. Лит.: СПАМИР: Смоленская обл. М., 2001. С. 430-433; Болдинский мон-рь: Из архива архит. реставратора П. Д. Барановского/Сост. и авт. ст.: А. М. Пономарев. М., 2004. Т. 2.

http://pravenc.ru/text/Герасимов ...

В нач. 90-х гг. Киреев участвовал в переписке относительно небольшой общины амер. старокатоликов в Дайксвилле (шт. Висконсин, США), принятой в Православие в мае 1891 г. Алеутским и Аляскинским еп. Владимиром (Соколовским-Автономовым) , к-рый временно разрешил сохранять в общине богослужения по зап. обряду до окончательного определения Святейшего Синода (в общине совершали старокатолич. мессу на франц. языке). В 1892 г. приход посетил преемник еп. Владимира на Алеутской кафедре еп. Николай (Зиоров) , продливший временное разрешение совершать в общине богослужения по зап. обряду. В 1893 г. глава общины пресв. Ж. Р. Виллат вернулся в старокатоличество, в связи с чем рассмотрение Святейшим Синодом этого дела было прекращено (по нек-рым данным, часть общины продолжала оставаться в Русской Церкви до нач. XX в.). Др. примером кратковременного присоединения старокатоликов к Православию с сохранением зап. обряда является приход в Лондоне во главе с англ. старокатолич. еп. А. Г. Мэтью, принятый Бейрутским митр. Герасимом (Масаррой) и числившийся в 1911-1912 гг. в составе Антиохийского Патриархата. В нач. XX в. неск. клириков и мирян Епископальной Церкви США вновь выступили с инициативой воссоединения с Православием при сохранении англикан. богослужения. В 1904 г. Алеутский и Североамериканский еп. св. Тихон (Беллавин ; впосл. Патриарх Московский и всея России) направил Святейшему Синоду запрос относительно богослужебного использования англикан. чинов в присоединяемых к Православию епископальных общинах. В том же году синодальная Комиссия по старокатолич. и англикан. вопросам признала невозможным совершение литургии и др. таинств в правосл. Церкви по «Книге общих молитв», указав, какого рода изменения должны быть в нее внесены для правосл. богослужебного использования (Замечания об амер. «Книге общих молитв». 1904. С. 787-807). В Сербской Православной Церкви вопрос о правосл. приходах зап. обряда был поднят в связи с принятием в Православие бывш. католиков из т. н. моравского крыла Чехословацкой Церкви во главе с пресв. Матеем Павликом (см. Горазд (Павлик) , сщмч.). В марте 1921 г. Архиерейский Собор Сербской Церкви разрешил временное сохранение зап. обряда в присоединяемых приходах этой группы, отметив необходимость постепенного перехода на визант. обряд. Месса, которую служили в общинах, возглавляемых еп. сщмч. Гораздом, представляла собой переведенную на чеш. язык пресв. К. Фарским редакцию рим. мессы (eský misál. Praha, 1919. Т. 1) с добавлением эпиклезы из анафоры свт. Иоанна Златоуста после установительных слов; Евхаристия совершалась на опресноках ( Бурега. 2004. С. 253). В июне 1922 г. еп. сщмч. Гораздом вместо зап. мессы в общинах был введен чин «кирилло-мефодиевской литургии», сохранявший отдельные элементы рим. обряда. В приходах действовал зап. календарный стиль (в т. ч. в отношении празднования Пасхи). В Польской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/182587.html

Н. Н. Крашенинникова Иконография Уже в ранних памятниках П. А. часто изображают рядом или вместе с прп. Онуфрием Великим (общий день памяти 12 июня). Трактовка внешности пустынников близка: как правило, оба они с длинными седыми волосами и бородами; волосы у П. А. менее всклокоченные, чем у прп. Онуфрия. В древнейших монументальных росписях Св. Горы Афон П. А., как аскета, писали полуобнаженным рядом с прп. Афанасием Афонским, «начальником» монашеской жизни на Афоне: в Успенской базилике Протата (ок. 1300, мастер Мануил Панселин); в лити кафоликона мон-ря Хиландар (1321/22, переписано в 1802-1804); на зап. стене в сев.-зап. углу, в чине преподобных в ц. Бессребреников мон-ря Ватопед (кон. XIV - нач. XV в.); в трапезной мон-ря Ксенофонт (1474/75, ок. 1497). В поствизант. время эта традиция сохраняется в росписях афонских храмов и появляется в трапезных: в барабане юго-зап. купола лити кафоликона мон-ря Кутлумуш (1539/40, мон. Макарий), в нартексе парекклисиона во имя вмч. Георгия мон-ря прп. Павла (1552-1555, мастер Антоний), в Георгиевской ц. келлии Великой Лавры в Провате (1634/35, мон. Меркурий и Атзалис). Позднее господствующим становится принцип церковного календаря, возможно использованный известными мастерами, такими как мон. Антоний или мон. Феофан Критский, и ставший образцом для подражания. П. А. пишут рядом с прп. Онуфрием Великим, т. о. они составляют узнаваемую изобразительную «двоицу» - в росписях трапезной Великой Лавры (2-я четв. XVI в., мастер мон. Феофан Критский), входа в парекклисион (1536/37, приписывается мастеру мон. Антонию) во имя ап. Иоанна Богослова, в келлии св. Прокопия при мон-ре Ватопед, в сев.-зап. углу Успенской ц. хиландарской келлии в Карее (Моливоклисиа, 1541, мон. Макарий), на сев. стене трапезной мон-ря Дионисиат (ок. 1553), на стене трапезной мон-ря Филофея (между 1561 и 1574), простенка окна на сев. стене лити кафоликона мон-ря Дохиар (1567/68, Дзордзис Критский), по сторонам входа в коимитириакон во имя Всех святых мон-ря Дионисиат (1627, мон. Меркурий) и др. В монументальных росписях известен и др. вариант, когда П. А. более похож на пустынников Египта: его тело покрывает милоть или шкура, как в ц. Панагии Олимпиотиссы в Эласоне (1296-1303, Tomekovi . 2011. Р. 98).

http://pravenc.ru/text/2580372.html

«Сошествие во ад». Роспись кельи прп. Неофита в Енклистре мон-ря. 1183 г. Мастер Феодор Апсевд Алтарная часть занимает промежуточное положение между кельей и наосом; соединена с первой через проем двери и отделена от второго пространства деревянным иконостасом. Вост. стена вимы имеет закругленную форму, образует апсиду с 2 пробитыми в ней окнами, одно из них оригинальное. Росписи здесь находятся в значительно лучшем состоянии. В верхней части апсиды, фактически на вост. склоне свода, помещена сцена «Вознесение Христа». Из-за неровности стены она имеет асимметричную композицию. Напротив, на зап. склоне, находится «Вознесение прп. Неофита на небо». Преподобный представлен стоящим, со сложенными на груди руками, между архангелами Михаилом и Гавриилом, к-рые держат его за плечи и как будто возносят его невесомое тело на небо. Крылья архангелов соединены за спиной прп. Неофита, создавая эффект того, что они принадлежат фигуре святого. Эта уникальная композиция не имеет аналогий в визант. искусстве. Под изображением «Вознесения Христа» написаны фигуры 4 отцов Церкви и Божией Матери Оранты. Ее фигура поставлена фронтально, развернута лицом к зрителю, в то время как фигуры святителей со свитками в руках (свт. Иоанн Златоуст - слева, свт. Василий Великий, Епифаний, еп. Кипрский, свт. Николай Чудотворец - справа от Богородицы) обращены к Ней. Оригинальной является не только сама композиция, но и положение в ней Божией Матери, Ее фигура помещена в центре, непосредственно над престолом, на месте, которое традиционно занимает образ Христа. На сев. стене вимы над дверью, ведущей в келью,- ростовой образ Христа Еммануила, благословляющего правой рукой и в левой держащего свернутый свиток. По сторонам от Него сцена «Благовещение», разделенная на 2 части. Арх. Гавриил изображен парящим, слева от Еммануила, а Богоматерь, сидящая на престоле,- справа. Такое положение фигур в сцене «Благовещение» необычно, традиционно оно зеркальное. На зап. стороне свода - крупный медальон с образом Христа Пантократора (фреска 1503 г.), возможно, находится на месте аналогичного древнего, но не сохранившегося изображения. Он фланкирован меньшими медальонами с образами Божией Матери и св. Иоанна Крестителя, образующими вместе с Христом композицию «Деисус». Под ним на изгибе зап. стены представлены фронтально в рост преподобные Ефрем Сирин, Кириак Отшельник, Герасим, Феодор Освященный, Пахомий Великий, Иларий, Евфимий.

http://pravenc.ru/text/2565034.html

Афанасием Афонским, но в то же время его декор трактован сложнее по сравнению с др. совр. греч. постройками, в к-рых пилоны прямоугольны, а стены лишены пилястр. Интерьер храма Протата Интерьер храма Протата Наиболее существенная перестройка была проведена в кон. XIII в. (после 1282). Судя по всему, уже тогда выявились серьезные проблемы с фундаментом здания, поставленного на глинистые грунты, и ради прочности архитектура храма была упрощена. Были ликвидированы повышенные рукава трансепта, и боковые части храма были перекрыты продолжением кровли центрального нефа; в связи с ликвидацией клеристория и трансепта освещение храма ухудшилось ( Αμπνης. 2003. Σ. 74). Были повышены главная апсида и апсида диаконника. Внутри были уменьшены арки, ведущие из трансепта в боковые компартименты. После перестройки храм ок. 1290 г. был расписан. В 1508 г. на средства молдав. господаря Богдана III Слепого нартекс был надстроен галереей с парекклисионом св. Иоанна Предтечи. Для соединения галереи с храмом в зап. стене последнего были сделаны арки, что привело к утрате находившихся там росписей Панселина. Фрески апсиды погибли, видимо, в результате протечек («Платитера» в конхе и «Благовещение» над ней выполнены в XVII в.). В 1534 г. прот Серафим пристроил с сев. стороны 2-этажную галерею, открытую в нижнем ярусе и закрытую в верхнем. Тогда же была сооружена колокольня (отремонтирована в 1761). Внутри церкви воздвигли поддерживающие стены, замуровали окна сев. стены, но при этом растесали неск. новых окон и дверей. По-видимому, именно в это время черепичное покрытие кровли было заменено шиферным. Новый деревянный иконостас установили перед древней мраморной алтарной преградой. В 1801-1802 гг. была сооружена новая кровля, и при этом был сделан невысокий ярус клеристория, что существенно улучшило освещение. В 1890 г. пол покрыли новыми мраморными плитами. В нач. ХХ в. стены были оштукатурены. В 1925 г. синтрон облицевали новым мраморным покрытием и установили епископский трон. На синтроне помещена икона Божией Матери «Достойно есть» .

http://pravenc.ru/text/1681041.html

Азия), с первых десятилетий ХХ в. насельники келлии занимаются пошивом церковных облачений, в наст. время эту традицию продолжает мон. Нектарий; прп. Афанасия Афонского, куплена в 1742 г., в 1930 г. мон. Нектарий (Кацарос) открыл в ней первую типографию в К. (ныне в руинах); ап. Иоанна Богослова (Репана, το Ρεπαν, недалеко от входа в Кутлумуш), известна с 1674 г., в 1886 г. отстроена заново иконописцами иеродиак. Варфоломеем и мон. Хризостомом. До 1930 г. существовали расположенные на месте современной площади Протата келлии Типографа (το Τυπογρφου) и Церковников (τν Εκκλησιαστικν). Последняя из них, подаренная деспотом Иоанном Углешей († 1371) Симонопетре, первоначально служила представительством этого мон-ря. В 1730 г. эта келлия перешла во владение Великой Лавры, в наст. время на ее месте построено здание ОТЕ (Организация телефонной связи Эллады). Принадлежавшая келлии Церковников кладбищенская ц. свт. Николая Чудотворца напротив апсиды собора Протата теперь находится в ведении Свящ. Кинота. Современное здание церкви построено в 1882 г. на месте храма, расписанного в 1787 г. мон. Макарием из Галатисты. Кроме того, Великой Лавре принадлежала келлия ап. Иоанна Богослова на месте небольшого мон-ря Миници (το Μηντζη). Ватопед - конак-келлия Вознесения Господня (построена в 1882 на месте хиландарской келлии, обменянной на ватопедскую келлию ап. Андрея Первозванного) и 4 келлии, из которых заселено 2 - свт. Николая Чудотворца, где в 1836-1858 гг. работал гравер по меди мон. Анфим Пелопоннесский, а в наст. время живет иконописец архим. Дамаскин (Родакис), и сщмч. Харалампия (обе сразу за Протатом, с зап. стороны). В XIX в. одна из ватопедских келлий в К. была заселена болгарами, а другая - румынами. Иверский монастырь - конак-келлия вмч. Димитрия Солунского (1760) и 4 келлии: Вознесения Господня (Давила, το Νταβλα); свт. Иоанна Златоуста (Казаку, το Καζκου, к востоку от К., слева от дороги к Иверскому мон-рю), основана в кон. XII - нач. XIII в. и заселена русскими иноками после греч.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

столба, над ней - имп. св. Ирина, еще выше - имп. равноап. Елена. В Благовещенском соборе Сольвычегодска (1600, под записью 20-х гг. XIX в.) св. княгиня представлена в верхнем регистре на сев. грани юго-зап. столба в паре с равноап. кн. Владимиром; она указывает на крест, установленный на пьедестале между ними, а на вост. грани того же столба в том же регистре изображены в аналогичной иконографии равноапостольные Константин и Елена. На сводах Золотой Царицыной палаты Московского Кремля в росписи 1634-1637 гг. подробно представлен обширный житийный цикл О., в основе сюжетов которого - текст Степенной книги (первоначальный декор времени царя Феодора Иоанновича не сохр., имел др. программу, см.: Масленникова. 2016. С. 126-127). Всего - 12 сцен, сопровожденных комментирующими надписями, по 3 с каждой стороны (центральные сцены с сев. и юж. сторон скрыты под опорами несущей арки, возведенной в ходе перестроек дворцового комплекса в 1681). На вост. своде: путешествие О. в К-поль (О. едет в карете), первый прием О. имп. Константином (О. стоит перед императором), беседа О. с имп. Константином (О. сидит напротив императора); на юж. своде: крещение О., поучение О. патриархом (сохр. только фигура О. и ее приближенной), патриарх благословляет О. (она изображена трижды - в земном поклоне, берущей благословение и уходящей); на зап. своде: отказ О. выйти замуж за императора, имп. Константин восхищается мудростью О., дары имп. Константина О. (сюжеты на зап. своде не соответствуют более поздним надписям, см.: Там же. С. 129)); на сев. своде: напутствие О. К-польским патриархом, утраченная сцена, возвращение О. в Киев. Большое внимание было уделено образу О. в монументальных циклах XVII в. Ярославля. Так, в ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Надеина) (1640, под записью 1882) княгиня представлена на сев. грани сев.-зап. столба в верхнем регистре; на зап. грани, в том же регистре,- равноап. кн. Владимир. Их изображения соотнесены с равноапостольными Константином и Еленой на юго-зап. столбе.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010