Остатки росписи нач. XI в. свидетельствуют о восстановлении мирной жизни на Кипре после окончательного освобождения от араб. нашествия. По своему качеству и красоте, по полноте программы и связи со всеми эпохами истории Кипра монументальные росписи этого храма могут претендовать на 1-е по значимости место среди местных памятников визант. фресковой живописи. Росписи покрывают храм внутри целиком. В 90-х гг. XX в. были проведены их расчистка и реставрация, поздние слои были удалены ради исследования первоначальной живописи. В алтаре были раскрыты: в конхе апсиды композиция - Богоматерь «Оранта», с предстоящими архангелами, на своде - «Вознесение Христа» и «Сошествие Св. Духа на апостолов» (фрески XIV в. с указанными композициями перемещены в Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макариоса, Никосия), а также неизвестные по др. памятникам поясные портреты священников - Деметрианоса (на сев. стороне юго-вост. столба; фреска XIV в. перемещена на юж. стену диаконника) и Филона (на юж. стороне сев.-вост. столба). На 2 сторонах юж. лопатки в алтаре - фигуры свт. Григория Нисского и прп. Симеона Столпника, на сев. лопатке - архидиак. первомч. Лаврентия и прп. Алипия Столпника. К числу древнейших принадлежат также фрески на зап. своде: «Преображение Господне» и «Воскрешение Лазаря» (на южном склоне), «Вход Господень в Иерусалим» (на сев. склоне), а также остатки композиции «Успение Пресв. Богородицы» в зап. люнете (верхнем полукруглом завершении рукава креста). На вост. поверхности сев.-зап. столба - поясной образ мч. Фалалея, в сев. люнете - фрагменты композиций «Положение во гроб» и «Оплакивание» (скрыты слоем XIV в. с изображением пустой гробницы). На склонах арки, между наосом и вимой, представлены портреты архиереев: на сев. стороне - сщмч. Игнатия Богоносца, еп. Антиохийского, и свт. Игнатия, патриарха К-польского, на южной стороне - Германа, патриарха К-польского, и сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского. В арке, соединяющей зап. рукав с нефом, расположены поясные парные портреты мучеников Флора и Лавра, воинов Сергия и Вакха. Росписи этого времени отличаются яркостью в письме личного с преобладанием охр и киновари, но также и однообразием в расположении фигур и их движений, в разделке драпировок.

http://pravenc.ru/text/2566148.html

По мнению Милонаса, планово-объемная композиция Равдуху является уменьшенной копией храма Протата. В кладках более позднего перекрытия, разделившего наос церкви на 2 этажа, и в башне сохранились неск. мраморных архитектурных элементов (плита, 8-гранная колонка, карниз) с орнаментом XI в. в виде аканфа и плетенки. Совокупность этих фрагментов с привлечением имени мон-ря и его положения на Св. Горе (близ Протата) позволила Милонасу предположить, что обитель в XI-XII вв. была резиденцией прота ( Милонас. 1995. С. 55-62). Косвенным подтверждением этому может служить стоящая к юго-западу от П. м. ц. Пресв. Богородицы при келлии Иоанна Факина - прота Св. Горы в 991-996 гг. Это простая базилика с маленьким притвором, на вост. стене к-рой сохранились росписи (ок. 2-й четв. XVI в.). На сев. простенке вост. стены (между апсидой и жертвенником в виде ниши) помещена надпись о молитве за души усопших, неких Афанасия и Иоанна, а на юж. стене, близ вост. угла, сохранились изображения святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, очевидно патронатного характера. Монументальные росписи Роспись купола кафоликона мон-ря Пантократора. 1854 г. Мастер Матфей из Янины Древнейшие на территории П. м.- фрески в Равдуху с изображениями фигур в рост св. апостолов Петра и Павла (ок. 1200) находятся в зап. части старой ц. Пресв. Богородицы. По выразительности рисунка и утрированной пластике они близки к росписям новгородской церкви Спасского мон-ря на Нередице. Наос кафоликона П. м. и лити-притвор были расписаны в 1363-1380 гг., живопись в вост. углу наоса датируется 1640/41 г.; в 1854 г. возобновленный купол и отдельные компартименты были расписаны мастером Матфеем из Янины (о чем сделана вкладная надпись над входом на зап. стене наоса). Особенности архитектуры кафоликона отчасти определили и своеобразие в программе росписи. К востоку от подкупольного квадрата расположен протяженный вост. неф, к-рый опирается на пару столбов. На его своде расположены композиции, иллюстрирующие великие праздники - от Рождества Христова до Пятидесятницы.

http://pravenc.ru/text/2578890.html

склоне «Благовещением Пресв. Богородицы». В зап. люнете напротив апсиды в 2 ярусах - «Рождество Христово» и «Поклонение волхвов». Ниже от входа слева - композиция «Прор. Даниил во рву львином», справа - св. Христофор. Последняя композиция - «Бегство в Египет» изображена на юж. склоне свода симметрично сцене «Путешествие в Вифлеем» и почти совпадает с ней по иконографии. В нижнем регистре на сев. склоне - «Крещение Господне», «Вход Господень в Иерусалим» и «Тайная вечеря», на южном - «Предательство Иуды», «Взятие Христа под стражу», «Осуждение», «Распятие», «Погребение». Затем повествование снова переходит в верхний регистр, и рядом с «Бегством в Египет» представлены «Явление ангела женам-мироносицам» и «Сошествие во ад». Особенности композиции «Распятие» указывают на сир. корни этой иконографии: Иисус Христос изображен в длинном коловии, по сторонам от Него - кресты с распятыми разбойниками (справа - Дисмас). Каждая сцена отделяется колонками или изображениями архитектуры, или простыми полосами-разгранками. Крест с Божественной десницей. Роспись Кокар-килисе в долине Ыхлара. 2-я пол. IX — 1-я пол. X в. Крест с Божественной десницей. Роспись Кокар-килисе в долине Ыхлара. 2-я пол. IX — 1-я пол. X в. В скалах на левой стороне ущелья находится Кокар-килисе («Благоухающая церковь»). Росписи датируются 2-й пол. IX - 1-й пол. X в. Алтарная апсида обвалилась, на цилиндрическом своде нефа в вост. части - «Вознесение Господне». Остальная часть росписи свода посвящена теме Второго пришествия и Страшного Суда: на фоне декоративного «ковра» изображен большой орнаментированный крест с Божественной десницей в перекрестии, по его сторонам - 12 сидящих апостолов с раскрытыми книгами и Деисус в люнете зап. стены. По стенам тянется фриз евангельских сцен: на юж. стене - от «Благовещения Пресв. Богородицы» до «Рождества Христова», на северной - сцены Страстного цикла. Состав и иконография цикла, а также стиль росписи напоминают фрески Пюренлисеки-килисеси. Вдоль стен в нижней части изображена подвешенная драпировка, свисающая красивыми округлыми складками.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

616 См. Зап. Медведева стр. 34–38. Медведев сообщает при этом, что Андрей Хованский имел в виду угодливостью стрельцам достигнуть царского престола. Это подтверждает и письмо, спустя несколько времени приготовленное на щите дворцовых дверей в селе Коломенском. Но в самом ли деле у Хованского была такая мысль или это было только, как передает Матвеев, «коком сложенным из природной политики боярину Милославского», поссорившагося с Хованским (см. его зап. Стр. 41–43), мы не беремся судить. 619 См. Зап. Медведева стр. 46, грамата эта отпечатана в А. Ист. V, 94. И еще в зап. Крекшина стр. 49–50. 630 Архим. Исая, прибывший в Москву со старцем, в посольском приказе показал, что его прислал Иаков п. Константинопольский и все православные христиане, обретающиеся под игом бусурманским и Мультьянский господарь Шербан и нареченный патриарх Сербский и Болгарский Арсений и все сербы и болгары, и волохи и мультяне, поскольку пришло время избавления " … См. рук. Библ. М. Д. Ак. «Сношение России с Востоком по делам церковным» л. 1108. 632 См. указ выше рук. б. М. Д. Ак. л. 1130–1133. Такое показание дал Исаия в посольском приказе – 1691 года, после освобождения его из тюрьмы в Австрии, куда попал он по наговорам высланных из Москвы иезуитов. Показание это мы привели в тексте сполна. 634 Кроме известных воинских упражнений Петр в это время нередко заходил в палату, где «собирались бояре и «думали» об управлении государством, см. Зап. Матвеева стр. 51–52. 637 См. Зап. Матвеева стр. 53; а Крекшин говорит, что когда дано было знать о бегстве Петра в Сергиев монастырь Щегловитому с единомышленниками, то они «слышав омертвеша». См. его Зап. Стр. 81. 640 Мы называем то добродушие «неразумно-христианским» потому, что хотя оно и вытекает из ревности исполнить заповедь Христову, но ревности «не по разуму»... 642 Кошихин (см. стр. 70) сообщает, что «как царь ходит в походы и по монастырям и церквам и для его выводов и выходов наготавливают деньги в бумаге по 2 гривне и по полуполтине, и по полтине, и по рублю, и по 2, и по 5, и по 10, и по 20 и по 30, кому сколько прикажет дать, чтобы было готово, так же как и царица ходит и ездит и за нею деньги возят и носят против (по) тогож обычая, раздача бывает всяким людям, кому что прикажет».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

Каракалл, Каракал (греч. Кαραλλου) – греческий монастырь на северо-восточной стороне Афонского полуострова, основанный, по одной из версий, в конце X в. римским монахом Иоанном Каракаллом. В XII–XVI вв. неоднократно восстанавливался после разрушительных набегов. В 1813 г. грамотой патриарха Кирилла VI в монастыре был восстановлен общежительный устав. Каракалские монахи участвовали в греческом восстании 1821 г. Во второй половине XIX в. в монастырь поступило много русских монахов. К началу XX в. в Каракалле было около 100 монахов, монастырь отличался богатством. В нем находится собор в честь апостолов Петра и Павла и семь церквей, в которых хранятся такие святыни, как частицы Животворящего древа Креста Господня, частицы мощей Иоанна Предтечи, ап. Варфоломея, вмч. Меркурия, свт. Иоанна Милостивого, мч. Ореста и равноап. Аверкия, еп. Иерапольского, и др. В начале XXI в. в Каракалле подвизалось около 30 иноков. Карея Карея (греч. Кαρυς – административный центр Афона, основанный в конце IX в. как небольшой монастырь. Первоначально называлась «Меса» («середина») из-за месторасположения в самой середине полуострова, на северо-восточном склоне Святой Горы. В конце X в. стала резиденцией прота, исполнявшего по существу функции общего игумена Святой Горы, и административным центром Афона, а также местом торговли. Тогда же был построен собор в честь Успения Богоматери. Три раза в год, а именно в день Успения Богородицы, на Светлой седмице и на Богоявление, все иноки Святой Горы собирались в Карее для молитвенного торжества и для совещаний по общественным делам. В 1280 г. Карея была разорена за сопротивление Лионской унии, прот и все монахи убиты. В конце XIV в. она стала называться Карейской лаврой. После турецкого завоевания в ней располагался представитель турецкой администрации. В XVI в. Карея пришла в упадок; почти все ее многочисленные земельные владения были проданы. В 1626 г., после упразднения власти прота, Карея стала резиденцией представителей монастырей (членов Священного Кинота (Протата) и Священной Эпистасии). В ней были построены подворья (конаки) всех монастырей, а также келлии, зависящие от монастырей и населенные монахами-ремесленниками. По субботам в Карее устраивался торг, на котором монахи продавали свои изделия купцам-мирянам и покупали продукты и необходимые вещи. На Успение проводилась большая трехдневная ярмарка. Кроме высших административных органов управления в Карее находится афонское училище, в котором преподают богословие и иностранные языки; в него принимают по два молодых инока из каждого монастыря. В середине XX в. в Карее было построено новое здание Протата – единственная крупная постройка на Афоне за последние полвека. Котломуш (Кутлумуш)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Сложность выделения в этих росписях работы Д. и прп. Андрея заключается в том, что нам не известно ни одного достоверного произведения Д. (в отличие от прп. Андрея, чье авторство по отношению к «Св. Троице» зафиксировано Стоглавом 1551 г. и «Сказанием о святых иконописцах» кон. XVII - нач. XVIII в.) и что мы недостаточно знаем об организации труда живописцев в XI-XV вв.: работали ли мастера над одной композицией, или каждый - над своим сюжетом, или они сочетали эти способы (подобно Мазолино да Паникале и Мазаччо в капелле Бранкаччи в ц. Санта-Мария дель Кармине во Флоренции, 1425-1428), или делили рабочую площадь большими частями. Учитывая совр. уровень изучения этого вопроса и плохую сохранность ряда композиций, следует признать наиболее правомерной т. зр. тех авторов, к-рые говорят о цельности и единстве общего замысла всего цикла и художественной манеры. Ряд исследователей, исходя из сообщения о работе 2 мастеров и нек-рых различий в манере исполнения, пытались разделить роспись на 2 стилистические группы. Первым это сделал Грабарь, считавший Д. автором композиций жертвенника, прохода из зап. части среднего нефа в юго-зап. часть храма («Лик святителей и преподобных» и «Лик пророков и мучеников») и юго-зап. части храма («Шествие праведных в рай», «Райские врата и благоразумный разбойник», «Лоно Авраамово», «Богоматерь в раю», единоличные изображения), а прп. Андрея - автором росписи зап. части среднего нефа. Лазарев, в основном придерживаясь атрибуции Грабаря, «отнял» у Д. 2 композиции прохода из юго-зап. части храма в зап. часть среднего нефа, а также все единоличные изображения в юго-зап. части храма (образы преподобных Саввы Освященного, Антония Великого, отшельников Онуфрия и Макария). Опираясь на наблюдение В. В. Филатова о наличии в композиции «Богоматерь в раю» более подробной, чем в др. местах, первоначальной графьи, он счел этот сюжет выполненным помощником Д. Все вновь раскрытые композиции под сводами были отданы Плугиным прп. Андрею (лишь Э. С. Смирнова считала возможным связать их с Д.- Smirnova. 2001. P. 352). В целом атрибуция Грабаря, Лазарева и Плугина в наст. время является общепризнанной.

http://pravenc.ru/text/171187.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕСТВЕРК [нем. Westwerk - зап. строение], термин, обозначающий особый тип архитектурного решения зап. части храма раннего романского периода в Европе; употребляется в основном в немецко- и англоязычной лит-ре. Идея трактовки В. как устойчивой формы организации пространства предложена нем. учеными XIX в.; источники эпохи Каролингов называют зап. часть совр. им храмов castellum или turris. Неоднократно высказывались предположения, что нек-рые формы каролингского В., напр. башни, фланкирующие зап. фасад, ведут происхождение от ранневизант. архитектуры Сирии. Создание В. наряду с контрапсидой стало способом оформления 2-го центра богослужения в зап. части храма, где одновременно был устроен парадный вход. зап. алтарное пространство в отличие от вост. оказалось архитектурно развернуто в вертикальной, а не в горизонтальной плоскости. В. был многоуровневой структурой, делился на наземную сводчатую «крипту» (своего рода притвор или вестибюль), из к-рой открывался доступ в пространство храма и лестничные башни, обычно стоявшие симметрично по углам. в главном уровне В. находилось большое помещение зального типа, открытое в основной объем и окруженное галереями. Над ним возводили центральную, 3-ю, башню. Все элементы В., особенно башнеобразные объемы, составили устойчивый тип оформления главного (зап.) фасада католич. храмов романской и готической эпох. Первые известные храмы с В. восходят к IX в. древнейший из них, св. Рихария в пикардийском мон-ре Сен-Рикье (Центула) на севере Франции, был освящен в 799 г., разрушен в кон. XI в. представление о его внешнем облике дают письменные источники и гравюры (на основе несохранившейся миниатюры XV в.). По косвенным данным или изображениям известны др. ранние В. (соборы в Реймсе (850-860) и Хильдесхайме (ок. 870, Н. Саксония), и др.). Единственный храм эпохи Каролингов, в к-ром уцелела значительная часть подлинного В. (873-875), находится в Корвее на р. Везер, в окрестностях г. Хёкстера (земля Сев. Рейн-Вестфалия, Германия). Здесь В. в ширину был равен церкви, имел 2 квадратные в плане лестничные башни по углам. В верхнем этаже помещался большой, почти квадратный зал, окруженный с 3 сторон галереей. Над центральными помещениями возвышалась главная башня, соединявшаяся с боковыми. в наземном уровне центральная часть опиралась на криптообразное помещение под крестовым сводом на 4 колоннах, вост. сторона открывалась в главную церковь, подобно ложе.

http://pravenc.ru/text/158234.html

В рус. сводном иконописном подлиннике XVIII в. по списку С. Т. Большакова память Е. отсутствует, в подлиннике того же времени по списку Г. Д. Филимонова указана под 21 февр. и святой описан как старец: «…подобием рус, брада аки Тихона чудотворца (епископа Амафунтского.- Э. Ш.), власы с ушей, ризы святительския, в руках Евангелие» ( Филимонов. Иконописный подлинник. 1874. С. 276). Лит.: Менолог. С. 313, 339, 372; Евсеева. Афонская книга. С. 308; Бенчев И. Иконы святых покровителей. М., 2007. С. 6-7, 68-69. Э. В. Ш. Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) КИРИЛЛ (ок. 315 - 387), еп. Иерусалимский (348-387, с перерывами), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 марта) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293)

http://pravenc.ru/text/187408.html

В церковном отношении рус. первоиерархи были подчинены К-польскому престолу: Киевские митрополиты поставлялись в К-поле до сер. XIII в. только из визант. клириков. Попытки вел. князей возводить на митрополичью кафедру своих ставленников без ведома К-польского Патриарха были редчайшими исключениями (Иларион при Ярославе Мудром в сер. XI в., Климент при Изяславе Мстиславиче в сер. XII в.). Митрополиты назначали епископов (многие из к-рых также были выходцами из Византии), стараясь учитывать внутриполитическую ситуацию. Характерными чертами организации Русской Церкви, отличавшими ее от визант. практики и находящими параллели в зап. христианстве, были институт «десятины» (часть княжеских доходов, к-рая передавалась в пользу Церкви) и стремление князей участвовать в избрании епископов в своих владениях (ср. «спор об инвеституре» на Западе). В Византии осознавали значительность зап. влияния на Руси. Не случайно разрыв Рима и К-поля в 1054 г. нашел отражение в активной полемической деятельности греч. иерархов сер. XI - нач. XII в. на рус. почве: митрополитов Киевских Ефрема, Георгия , Иоанна II и Никифора I , Переяславского Леона . Связи вост. славян с Зап. Европой имели давние и глубокие корни. Еще в древности славяне заимствовали основную церковную терминологию (церковь, алтарь, крест, пост) от герм. народов; с Запада пришли в слав. языки названия римлян («влахов, волохов»), византийцев («греков») и их императоров («цесарей»). Зап. славяне познакомились с христианством не от греч., а от нем. проповедников. Торговые и политические связи Руси с Западом также не следует недооценивать. Попытки приглашения на Русь нем. епископа при кнг. Ольге (959, миссия еп. Адальберта в 961-962) и кн. Ярополке Святославиче (70-е гг. X в.) не были случайными эпизодами ( Назаренко. 2001. Гл. 5, 6, 7). Переговоры о союзе с папой бежавшего на Запад кн. Изяслава Ярославича (1075), положение мощей святых Бориса и Глеба в бенедиктинском мон-ре на р. Сазаве (Чехия, 1095), упоминание ряда зап. святых в рус. церковных календарях ( Лосева О. В. Русские месяцесловы, XI-XIV вв. М., 2001. С. 63-75), празднование Русской Церковью (единственной среди правосл. Церквей) перенесения мощей свт. Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари и русские паломничества туда в XII-XIII вв. свидетельствуют о продолжении церковных контактов Руси с зап. миром и после 1054 г. Однако к кон. XI в. в сознании самих зап. авторов Русь уже столь прочно ассоциируется с визант. правосл. миром, что в 70-х гг. Адам Бременский называет столицу Руси Киев «соперницей Константинопольского скипетра , славнейшим украшением Греции» (aemula sceptri Constantinopolitani, clarissimum decus Greciae - Adam i Bremensis Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum, 22 (19)//Quellen des 9. und 11. Jh. zur Geschichte der Hamburgischen Kirche und des Reiches. Darmstadt, 1978. S. 254).

http://pravenc.ru/text/372678.html

Миритоем было установлено, что они принадлежат 2 мужчинам в возрасте 60-70 и 35-40 лет. На останках сохранились следы пыток и отсечения головы. В исследовании мощей принимала участие церковная комиссия, созданная по указанию архиеп. Томисского Феодосия (Петреску). В дек. 2001 г. святыни были переданы Румынской Православной Церкви и помещены в кафедральном соборе г. Констанца. В сел. Дунавэцу-де-Жос близ руин Алмириды ведется строительство мон-ря в честь Е. и А., где предполагается поместить их мощи. Лит.: Suceveanu A. et al. Halmyris: Monografie arheologica. Cluj; Napoca, 2003; Miritoiu N., Soficaru A. D. Analiza antropologic osemintelor umane descoperite în cripta bazilicii de la Halmyris (Murighiol, judetul Tulcea)//Peuce Tulcea, 2003. T. 14. P. 531-580; iidem. Osteobiographical Study of the Human Remains Discovered in the Crypt of Murighiol (antique Halmyris) Basilica//Il Mar Nero. R., 2005. T. 5; Zahariade M. The Halmyris Episcopal Basilica and Martyrs " Crypt//Ibid. А. А. Королёв Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.)

http://pravenc.ru/text/190023.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010