отцов: свт. Петра Александрийского, свт. Спиридона Тримифунтского и прп. Афанасия Афонского. Для соответствия резному декору темплона икона получила оформление из тонированного гипса в виде арочек, опирающихся на витые колонки. Древо Иессеево. Икона. XVII в. (ризница Протата) Древо Иессеево. Икона. XVII в. (ризница Протата) Иконное собрание Протата продолжало пополняться моленными образами, как, напр., написанной по заказу мон. Дионисия иконой «Богоматерь Всех Радость» (Πντων Χαρ) (1632, Θησαυρο. 1997. Σ. 167-168, N 2. 99; Αγιον Ορος. 2006. Σ. 98, N 45). Богоматерь представлена в типе «Умиление»: Еммануил, приникнув щекой к лику Матери, правой рукой обнимает Ее за шею, а Мать поднимает Его на руках, прижимая к Себе. Поля иконы оформлены черненым орнаментом по золоту. Триптих «Второе пришествие», или «Страшный Суд», состоит из изображенной в верхней части полуфигуры Христа в золотых одеждах (Спасителя Судии), благословляющего обеими руками, и образов молящихся архангелов Михаила и Гавриила по Его сторонам. Ниже на створках (многолопастных по очертаниям) в особых колонках записаны имена архиереев, рус. царей, иереев и иеромонахов, ктиторов и дарителей из Угровлахии и Молдавии, монахов и мирян (Ibid. Σ. 99-100, N 47). К 1-й трети XVIII в. относятся иконы кисти иером. Дионисия Фурноаграфиота, пытавшегося возродить образцы Мануила Панселина. Напр., икона «Христос Вседержитель» (Ibid. Σ. 106, N 55) представляет поясное изображение Спасителя, восходящее к фресковому образу Христа на троне с юж. предалтарного столба собора Протата. К числу повторений визант. образцов кон. XIII - нач. XIV в. принадлежит и икона Божией Матери «Одигитрия» (Ibid. Σ. 106-107, N 56). Влияние этого ретроспективного художественного течения на афонских живописцев было значительным и в сер.- 2-й пол. XVIII в. Примером тому служат росписи артели мон. Макария из Галатисты, сочетающие наследие иером. Дионисия Фурноаграфиота с элементами народного искусства. Видимо, мон. Макарию принадлежит икона «Собор Афонских преподобных отцов», как и фреска с аналогичным сюжетом в трапезной монастыря Ватопед (1786).

http://pravenc.ru/text/1681041.html

P., 1985. Vol. 1: Des origines au milieu du XIe siècle/Par J. Lefort, H. Métrévéli et al. (ArAth; 14). Лит.: Порфирий (Успенский), еп. История Афона. К., 1877. Ч. 3/1. С. 300; Γερσιμος (Σμυρνκης), ρχιμ. Τ Αγιον Ορος. Αθναι, 1903. Καρυς, 1988 2; Svoronos N. Chronologie de Lavra des origines a 1204//Actes de Lavra. 1970. Pt. 1. P. 13-55; Papachryssanthou D. Le monachisme athonite: Ses origines, son organisation//Actes du Prôtaton. 1975. P. 111-129; T[albot] A.-M. Karyes//ODB. 1991. Vol. 2. Col. 1108; Χρισοχοδης Κ. Πρωττο: Κντρο του Αθωνικο μοναχισμο//Μανουλ Πανσληνος: εκ του Ιερο Ναο του Πρωττου. Θεσσαλονκη, 2003. Σ. 67-70 (англ. пер.: Chryssochoidis K. The Protaton: The Centre of Athonite Monasticism//Manuel Panselinos from the Holy Church of the Protaton. Thessal., 2003. P. 65-68); Mossay J. Karyes//DHGE. 2003. T. 28. Col. 1013-1015. Ф. М. Панфилов Храм Протата был возведен между 964 и 969 гг. прп. Афанасием Афонским на средства стратига Льва, брата имп. Никифора II Фоки, и сохранился до наст. времени, хотя и претерпел ряд существенных перестроек. Для этого храма характерно уникальное соединение черт крестово-купольного храма и базилики. Предложенное П. Милонасом объяснение этого феномена как результата перестройки из более ранней 3-нефной базилики ( Mylonas. 1979; Он же. 1995) в наст. время опровергнуто в ходе натурных исследований ( Θουντς. 1999; Αμπνης. 2003). Храм Протата в честь Успения Пресв. Богородицы. 964–969, XVI в. Храм Протата в честь Успения Пресв. Богородицы. 964–969, XVI в. Предполагают, что храм Протата упоминается в Житии прп. Петра Афонского, написанном афонским мон. Николаем. В нем говорится о перенесении мощей этого святого «в притвор всечестного храма Всепетой Богородицы, где обычно совершаются ежегодные собрания» (Житие преподобного и богоносного отца нашего Петра Афонского// Григорий Палама, свт. Слово на Житие прп. Петра Афонского. Св. Гора Афон, 2007. С. 170). Папахрисанфу датирует это Житие 980 г., А. Ю. Виноградов предлагает более широкую датировку - в пределах Х в.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

мощей. Посредниками в этом деле были о. Герман Бочарников и архимандрит Макарий (Сушкин), знаменитый настоятель Русского монастыря на Афоне. Драгоценный дар святой горы был удостоверен надлежащей дарственной грамотой Афонского Протата. Мощи доставлены были в г. Тулу и торжественно перенесены в монастырский храм Богородицы-Млекопитательницы. По сему случаю, в особых повестках было объявлено: «10 сентября 1866 г., его преосвященство, преосвященный Никандр будет совершать в Щегловском монастыре всенощное бдение, а 11-го – литургию и после нее молебен, по случаю привезенных из св. Афонской горы в дар помянутому монастырю: части животвор. древа Креста Господня и св. великомуч. Пантелеимона и преп. Мучен. Игнатия, Акакия и Евфимия» – что и было исполнено. – Святыня Афонская постоянно пребывала и пребывает в монастыре; но, к несчастью, дарственная грамота Протата была утеряна, точнее – по смерти о. Германа, – она не была найдена. Тогда настоятель монастыря о. Нафанаил обратился снова на Афон к архимандриту Макарию с просьбой выдать грамоту, но получил уже не грамоту, а «свидетельство». Точные сведения об этом обстоятельстве сохранились в 2-х подлинных письмах о. архим. Макария к настоятелю о. Нафанаилу. В первом письме, от 20-го августа 1883 года, о. Макарий пишет: Всечестнейший Настоятель Отец Нафанаил! Христос посреди нас. Почтенное письмо ваше от 3-го августа я имел утешение получить, за которое благодарю вас, в коем вы изволите писать, что на привезенные св. мощи, в дар вашей обители, в Бозе почившим отцом Германом (Гавриилом Васильевичем), после его смерти, не оказалось грамоты Афонского Протата, как по освидетельствованию в ризнице, так и в других местах, – что, конечно, для последующих обитателей монастыря или при перемене архиерея могут последовать недоразумения. Оказать для вашей обители помощь обитель наша только может тем, что выдать свидетельство от себя, но в настоящее время от Протата засвидетельствованной грамоты мы не можем вам послать, ибо в настоящее время, по нерасположению вообще к Русской национальности и предписания о сем патриарха, не выдают подобных свидетельств и на пожертвования святыни, выходящей из Афона, смотрят недоброжелательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

В центре фронтально стоящая Пресв. Богородица в славе, вокруг - медальоны с изображениями святых. Композиция построена на сочетании концентрических окружностей - славы Богоматери в виде лучистого красного сегмента, где Она окружена Небесными Силами, огненными серафимами. В круглых медальонах - образы святителей, настоятелей и преподобных, прославленных на Св. Горе, которые обращают лики и молитвенно сложенные ладони к Пречистой. В углах - пророки Даниил, Захария-серповидец, Исаия и Давид (Θησαυρο. 1997. Σ. 192-193, N 2. 131; Αγιον Ορος. 2006. Σ. 107-108, N 57). Схема иконы восходит к таким изводам, как «Похвала Богоматери», «Древо Иессеево», а сочетание медальонов круглой формы, размещенных вокруг центрального изображения, очень напоминает такое сочетание на Владимирской иконе Божией Матери («Древо государства Российского») (1668, ГТГ) работы московского иконописца Симона Ушакова. Используя схожие приемы, святогорский мастер прославляет Богоматерь как Покровительницу Св. Горы и подвизавшихся там преподобных как Ее верных служителей и почитателей. На иконе др. извода - «Собор Афонских святых» (1849), написанной его племянником и тезкой иером. Макарием, святые представлены стоящими в 3 ряда, над ними на троне восседает Пресв. Богородица с Младенцем и предстоящими архангелами. Пример обращения к росписям Панселина в храме Протата как к иконографическому и художественному образцу - икона Богоматери с Младенцем на престоле (1743; Αγιον Ορος. 2006. Σ. 109, N 60), заказ иером. Даниила и мон. Феофана, которая в главных деталях (по композиции, рисунку фигур и ликов) восходит к фреске на сев. предалтарном столбе храма Протата, а в колористическом и орнаментальном плане остается произведением, созданным под влиянием барокко. Оклад ставротеки. XI–XII или XII в. (ризница Протата) Значительная часть сокровищ Протата была утрачена после подавления национально-освободительного восстания в Сев. Греции (1821) и оккупации Афона тур. войсками. Многие из хранящихся в наст. время предметов попали туда после 20-х гг.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

В стилистике барокко, с преобладанием орнаментики, созданы серебряные с позолотой рипиды 1800 г. (Κειμλια Πρωττου. 2000. Σ. 109-112), где окружности с образами Небесных Сил дополнены прозрачными каймами, составленными из фигурок тех же херувимов. В схожей технике и манере исполнения сделан воздвизальный крест (Ibid. Σ. 114-115). Простотой рисунка и отделки отличаются серебряные рипиды (1844, вклад художника иером. Макария из Галатисты; Θησαυρο. 1997. Σ. 406-407, N 9. 66; Κειμλια Πρωττου. 2000. Σ. 122) c традиц. изображением херувима, лик к-рого, а также нек-рые детали рисунка крыльев скорее напоминают золоченую резьбу в стиле рококо. Ковчег для фимиама. Ок. 1810 г. (ризница Протата) Ковчег для фимиама. Ок. 1810 г. (ризница Протата) Ризница Протата в XVII-XVIII вв. пополнилась серебряными предметами, в к-рых в традиционную православную иконографию включены декоративные формы западного происхождения. Напр., серебряная позолоченная кацея (древний тип кадила) имеет вид небольшого купольного храмика с арочками готических форм (2-я пол. или кон. XVII в.; Θησαυρο. 1997. Σ. 414-415, N 9. 72; Κειμλια Πρωττου. 2000. Σ. 81). Подставка, украшенная резным изображением вписанной в круг композиции «Древо Иессеево», завершается объемной головой дракона. Интересны драгоценные ковчеги, которым придана форма 5-купольного храма, с повышенным - в центре и небольшими объемами по сторонам. Как правило, это ковчеги для фимиама, напр. изготовленный иеромонахами Тимофеем и Досифеем (1773; Κειμλια Πρωττου. 2000. Σ. 92-93; Αγιον Ορος. 2006. Σ. 126, N 73), на стенках которых изображена композиция «Успение Пресв. Богородицы», соответствующая посвящению престола храма Протата, фигуры святителей (Николая Чудотворца, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова) и диаконов Лаврентия и Стефана помещены под арочки, опирающиеся на плетеные столбики. Помимо 5 куполов на одном из торцов ковчега исполнено объемное подобие галереи-нартекса (на Афоне - лити), также увенчанное 3 небольшими главками, а на другом - подобие апсиды с крестом.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ДОСТОЙНО ЕСТЬ» [греч. Αξιν στιν; слав.    ], одно из наиболее известных правосл. песнопений во имя Пресв. Богородицы. Текст «Д. е.» представляет собой развернутую похвалу Богородице и состоит из 2 частей, приписываемых разным гимнографам: припева-величания                             и ирмоса                                 (рус. пер.: «По истине достойно ублажать Тебя, Богородицу, присноблаженную, и пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Достопочтимую более Херувимов и славную несравненно более Серафимов, без истления родившую Бога Слова, Тебя, истинную Богородицу, мы величаем» (СДЛ. Вып. 1. С. 181-182); дониконовский текст песнопения отличается одной строкой: вместо      полагалось петь    ). Автором гимна «Честнейшую херувим» , являющегося ирмосом 9-й песни трипеснца Великой пятницы 2-го плагального (т. е. 6-го) гласа, традиционно считается прп. Косма Маюмский . Согласно Иерусалимскому уставу , это песнопение также служит припевом к евангельской песни Богородицы «Величит душа Моя Господа» , которая исполняется в начале 9-й песни канона утрени в большинство из дней церковного года. Помимо этого «Честнейшую херувим» широко используется в богослужении и как самостоятельное молитвословие. О создании величания     повествует предание, записанное ок. 1548 г. протом Афона Серафимом Фииполом (см.: Νον μαρτυρολγιον... Αθναι, 18562. Σ. 294-296). В посл. четв. X в. на Св. Горе, в небольшой келлии у ц. Успения близ Кареи, подвизались старец и его послушник. Однажды старец ушел на воскресное всенощное бдение в кафоликон Протата в Карее. Пока он отсутствовал, келлию посетил некий монах. В предрассветный час, когда инок и монах-странник совершали утреню и пришло время воспеть, по обычаю, «Честнейшую херувим», монах предварил песнопение величанием «Д. е.». Красота песнопения удивила инока. По его просьбе монах чудесным образом запечатлел слова на каменной плите и повелел всегда петь именно так. Затем он исчез (по преданию, это был арх. Гавриил), а инок продолжил петь, когда вернулся старец. О чуде было сообщено старцам Протата, те передали известие патриарху и императору, а песнопение «Д. е.» перешло во всеобщее богослужебное употребление. Место чудесного явления получило название ν τ δειν, т. е. «[место] пения»; в рукописях Минеи иногда встречается указание на службу во имя арх. Гавриила в ц. ν τ δειν 11 июня (см.: Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. C. 317-318), т. е. в день празднования иконы Божией Матери «Достойно есть» - по преданию, того самого образа, перед к-рым и произошло чудо (икона была перенесена в кафоликон Протата в Карее, где хранится в наст. время). В 1838 г. по просьбе Протата иеродиак. афонского Русского Пантелеимонова мон-ря Венедикт составил гимнографическое последование в честь иконы «Достойно есть» (изд. в 1854, также см.: Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 151-152).

http://pravenc.ru/text/180367.html

( Виноградов А. Ю. Источники, используемые свт. Григорием Паламой//Там же. С. 136-137). План храма Протата План храма Протата Основное пространство храма (19×16,5 м) - крестообразное, с 4 угловыми компартиментами (открывались арками во все рукава креста), отделенными Г-образными в плане опорами, к-рым первоначально соответствовали пристенные пилястры. Вост. рукав подкупольного креста и вост. боковые компартименты снабжены неглубокими полуциркульными апсидами. С запада к храму примыкал нартекс (глубина 4,5 м) во всю ширину основного объема. Т. о., план постройки представляет вариант крестово-купольного храма со столбами и с неск. изолированными угловыми компартиментами, что находит параллели в таких памятниках, как ц. Пресв. Богородицы в Скрипу в Беотии (873/4), ц. Епископи в Эвритании (кон. VIII - нач. IX в.), к-польская церковь, известная ныне под названием Атик-Мустафа-паша-джами (IX в.?). При этом в храме отсутствовал купол: здание было завершено как компактная базилика с трансептом, равным по высоте своду главного нефа (о реконструкциях см.: Θουντς. 1999; Αμπνης. 2003) или доходящим до основания его свода (по реконструкции А. Ю. Казаряна). При этом положение трансепта на середине центрального нефа и характерная группировка оконных и дверных проемов на фасадах оставляли впечатление центрического здания с недостроенным или утраченным куполом. Сложный архитектурный замысел Протата контрастирует с упрощенностью исполнения. Храм имеет ясный, лаконичный и даже неск. суровый облик. Архитектура собора и его конструктивные особенности основаны на местных греч. и балканских традициях. Массивность конструкций, грубоватость кладки с большой долей камня типичны для построек X в. Полуциркульные апсиды и простота деталей также характерны для Балкан, в то время как расположение окон на продольных фасадах в 2 ряда и их концентрация на торцах рукавов пространственного креста отражают столичную традицию. По разработке стен, свободных и пристенных опор храм Протата выглядит провинциальнее кафоликона Великой Лавры (963, реконструкция 1002), возведенного тем же прп.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

В центральном куполе находится композиция «Отечество», или Новозаветная Троица. В простенках барабана помещены образы серафимов и архангелов. На парусах вместо евангелистов изображены их символы в облаках, так что композиция предстает как иллюстрация видения Славы Божией прор. Иезекиилем (Иез 1. 1). Изображения пророков, в рост, с развернутыми свитками, на к-рых начертаны слова их пророчеств, находятся на арках, соединяющих столбы со стенами. В люнетах юж., зап. и сев. стен вокруг окон верхнего света и под пятами арок находятся сцены пророческих видений: «Видение пророка Исаии», «Видение процветшего жезла Аарона», «Пророк Даниил перед горой», «Явление Архангела Михаила волхву Валааму», «Видение Моисею неопалимой купины на Синае», «Видение лествицы Иакову». Присутствующие в композициях изображения Божией Матери «Знамение» наглядно раскрывают значение пророческих видений как символических прообразов Божией Матери. Изображения пророков, их видений вместе с образом Смоленской Одигитрии, со сценами Акафиста на стенах воспринимаются как интерпретация темы «Похвала Божией Матери, с Акафистом». Протоевангельский цикл разворачивается на южном, западном и северном сводах, традиционно отводившихся двунадесятым праздникам. Сцены из Жития Богородицы, не разделенные разгранками, помещены на склонах сводов. Каждая композиция сопровождается пространным текстом, что усиливает иллюстративный характер живописи. Повествование начинается на вост. склоне сев. свода, где изображены «Отвержение даров» и «Уход Иоакима в пустыню». Затем рассказ переходит на юж. свод, где в 4 сценах представлен «Плач Анны о бесчадии». На значительно большем по площади зап. своде расположено 9 композиций: на южном склоне - «Благовестие Анне», «Беседа Иоакима с пастухами», «Благовестие Иоакиму», «Возвращение Иоакима из пустыни», «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот»; на сев. склоне - «Иоаким и Анна в доме», «Иоаким приносит дары Богу», «Рождество Богородицы», «Благословение младенца Марии старцами». Завершается рассказ композициями на зап. склоне сев. свода, где представлены сцены «Иоаким и Анна с младенцем Марией» и «Введение Богородицы во храм». Ни «Рождество Богородицы», ни «Введение во храм» как праздники в честь Богоматери не выделены из общего строя и занимают свое место в череде др. эпизодов.

http://pravenc.ru/text/2577819.html

Die Überlieferung der Werke Hugos von St. Viktor. Stuttg., 1976; Piazzoni A. M. Ugo di San Vittore «auctor» delle «Sententiae de divinitate»//Studi Medievali. Ser. 3. 1982. Vol. 23. Fasc. 2. P. 908-909; Sicard P. Hugues de St.-Victor et son École: Introd., choix de texte, trad. et comment. Turnhout, 1991; idem. Diagrammes médiévaux et exégèse visuelle: Le «Libellus de formatione arche» de Hugues de St.-Victor. P.; Turnhout, 1993; Moore R. Hugh of St. Victor and the Authorship of in Threnos Ieremiae//JRH. 1998. Vol. 22. P. 255-269; Жильсон Э. Философия в средние века. М., 2004. С. 229-231. А. Р. Фокин Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви БОЭЦИЙ Аниций Манлий Торкват Северин (ок. 480 - 524 или 526), рим. философ, богослов и гос. деятель, св. католич. Церкви (пам. зап. 23 окт.) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (II-III вв.), раннехрист. церковный учитель и писатель, богослов, философ; один из основателей Александрийской богословской школы

http://pravenc.ru/text/Гуго ...

2. 201). Полоцкий архипастырь, называясь архиепископом, не раз имел спор с владимирским о первенстве (Акт. Зап. Р. Т. 2. 68. 212.). По южным Акт. черниговские епископы (опущенные в Ист. Иер.) «первый Владыка Бринский Нектарий» и «нареченный» Иона, 1499 г. Акт. Зап. Рос. 1. 4. 168. В 1465 г. Черниговский Еп. Евфимий убежал в Москву. Карамз. 6. пр. 629. 22 Св. Иона в 1451 г. напоминал королю обещание его присоединить к общей митрополии Церкви Галичской митрополии (Акт. Эксп. 1, 80. Акт. Зап. Р. Т. 2; 4. 141. 182. 185. 193, 197. Suppl. ad hist. docum. p. 138 и 142). Православные галичане (Акт. Зап. Рос. Т. 2. 196. 201. 205. Suppl. ad hist. docum. p. 143–146.) в своей просьбе 1539 г. пишут: «маем то в хрониках, ож чому есть двесте лет и один рок ... як владыка на Галиче был». Выше говорят: «на том стольце галицком учинено есть арцыбыскупство латинское при кор. Ягайле». Известно, что в 1371 г. посвящен был православный галицкий митрополит Антоний, по просьбе короля (Период монгольский § 25.). По словам галичан, основание арцыбыскупства надобно отнесть к 1414 г., что согласно и с другими памятниками (Период монгол. Стр. 69. 124.). Привилегия короля: «сему Владыце Макарию отдаем в ведение всех священников и их церкви, собрании и монастыри в землях русских и подольских; в уездах: Галицком, Львовском, Каменецком, Смятинском, Теренбольском, т.е., церковь Галицкую митрополитскую, в которой некогда начальствовал их архиепископ-митрополит, называемую ныне Крилосом, также монастырь Уневский, основанный при предшественниках наших в честь Успения Пресв. Девы Марии» (Suppl. р. 143 слч. Ак. Зап. Рос. Т. 3. 14. 15. 37.). О Холме и Перемышле выше пр. 21. Ист. Ак. 1. 472. 489. Ист. Иер. 1. 413. 425. Перемышльские епископы: Исаия 1421–29, Лаврентий 1535 г., Арсений 1540 г. (Ак. Зап. Рос. Т. 2. 29. 81. 165. 201.). Холмские епископы: Иона 1540 г., Феодосий до 1566 г., Леонтий Пеньковский до июля 1585 г. (Акт. Зап. Рос. Т. 2. 201. Т. 3. 54. 156. пр. 73.). 23 Супрасль. л. 139, 140. Владимирские епископы: Вассиан 2 упом. 1511, 1512 г., Иона 1523 г. Пафнутий 1525–1526 гг., Геннадий 1540 г., Иона-Иоанн Борзобогатый Красенский 1548–1565 гг., Феодосий с 1566 г., а до того времени Холмский епископ, известный по грамоте 1572 г. (Акт. Зап. Рос. Т. 4. 68. 78. 82. 124. 146. 201. 212. Т. 8. 13. 54. пр. 13.); Луцкие епископы после Дионисия – Алексий 1420 г., Мартиниан 1460 г., Кирилл 1503 г., Пафнутий до 1527 г., Макарий с 24 апр. 1528 г., Арсений 1540 г., Феодосий 1548 г., Иоасаф 1558–1565 гг., Иона Борзобогатый с 1566 г., Кирилл Тарлецкий с июля 1566 г. (Акт. Зап. Р.. Т. 2. 146. 151. 201, Т. 3. 7. 47. 156. 160 пр. 7.).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010