405 Патриарх имел право ставропигии, т.е. право устроять в Крыму церкви, доходы которых поступали в патриаршую казну. 408 В греческой рукописи московской синодальной библиотеки, напечатанной в VII т. Зап. Од. Общ., на стр. 120–131, он назван не Basileiov, a Basileuv, так он назван и в греческом wrologion to mega, 1857 г., под 7 числом марта, так назван в том же wrologion и св. Василий Амасийский, под 26 ч. апреля, т.е.: Basileuv; прочие же святые с именем «Василий» пишутся, по моим справкам, Basileiov а не Basileuv. 411 Ч. мин. 7 марта. Зап. Од. Общ. VII, 121. Струк. 18–19. По Родионову, стр. 12, он скончался после 15-летних трудов, след. в 325 г. 414 Эти воины, числом до 500, с военачальником Феоной сопровождали св. Капитона из Константинополя в Тавриду. Зап. Од. Общ. VII, 128. 415 Военачальнику Феоне разрешено было императором Константином жить со всем родом при св. Капитоне, которому херсонитяне отдали во владение часть города до горы Парфенон. С этого времени местность, прилегавшая к церкви св. ап. Петра, потому и называлась участком Феоны. Зап. Од Общ. VII, 130. Сведения о св. священномучениках заимствованы из Ч. минеи, под 7 марта, ист. преосв. Макария 62–64, Зап. Од. Общ. VII, 121–131, Родион. 11–13, Струкова – житии святых 16–23. 417 Иеремия подписался под патриаршим актом 83, без означения года: здесь изложены обещания, данные им патриарху при назначении его на херсонисскую кафедру. Зап. Од. Общ. VI, 447. О поименованных херсонисских владыках упоми­нается в «Памятниках Христианства», Струкова, стр. 10–14; История христ. пр. Макария, стр. 62–65 Зап. Од. Общ. VI, 447, 455, 469, 471. Описании тавр. епархии прот. Родионова, стр. 15–17, где прибавлены только два лица: Андрей, о котором другие писатели не упоминают, и Ефрем II, которого у других также нет. 418 Именно в феврале и сентябре 1364 г., в сентябре 1382 г., в январе 1383г., в ноябре 1384 г., в августе 1385 г., в марте 1386 г., в августе 1390 г., в сен­тябре 1392 г., в феврале и сентябре 1393 г. и в январе 1394 г. Зап. Од. Общ. VI, 456, 458–461, 466, 468, 472 и 473.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

по возрождению зап. правосл. Церкви предполагалось осуществить посредством практики использования зап. литургического обряда внутри правосл. Церкви (The Western Orthodox Catholic Church//OCR. 1871. Vol. 3. P. 41-49). Католич. Церковь, претендовавшая на первенство во Вселенской Церкви, утратила чистоту христ. вероучения под влиянием различных ересей. На протяжении I тыс. по Р. Х. Римская Церковь была православной, что, по мнению О. и его сторонников, можно рассматривать как сосуществование двух не противоречащих единству вероучения литургических форм внутри одной Церкви. Такое положение и было частью Божественного замысла о многообразии человеческой культуры. Римская Церковь, согласно О. и его сторонникам, сформировалась под влиянием таких богословов, как сщмч. Киприан, блаженные Августин и Иероним, святители Лев и Григорий Великий. По мнению О., несправедливо при переходе в Православие помимо принятия вероучения требовать от зап. христиан использования вост. литургической формы ( Richardson A. The Present Crisis: An Appeal to Ritualists and all Those Who are Sincerely Searching for the Truth, the Way, and the Life//Ibid. 1869. Vol. 2. P. 149-156). Его план должен был исправить допущенные Римской Церковью ошибки и возродить зап. христианство в единстве веры с Церквами правосл. Востока. О. и его сторонники были убеждены в том, что, несмотря на все нововведения, католич. Церковь сохранила «кафолическое зерно» (Православная кафолическая Церковь. 1868). О. считал, что католики-миряне, к-рые ведут благочестивый образ жизни, не несут ответственности за догматические нововведения, которые привнесены иерархами. Он полагал, что миряне фактически принадлежат правосл. Церкви, и надеялся, что это благоприятно скажется на реализации его плана, подтолкнув многих из них на присоединение к его проекту. Для возрождения зап. Православия необходимо было отказаться от всех нововведений, которые были привнесены в Зап. Церковь, а также вновь утвердить догматы, принятые на 7 Вселенских Соборах, в том виде, в к-ром они существовали внутри правосл. традиции. По мнению сторонников О., следовало отказаться от индульгенций и идеи чистилища, практики обязательного безбрачия духовенства, восстановить таинства в их прежнем виде, отказаться от учения о Filioque, догмата о Непорочном зачатии Девы Марии, деканонизировать поздних католич. святых и упразднить все монашеские ордена, кроме бенедиктинского как существовавшего до Великого раскола; богослужения совершать на национальных языках. Воссоздаваемая зап. правосл. Церковь должна стать конгломератом автокефальных Поместных Церквей и находиться в подчинении Святейшего Правительствующего Синода РПЦ до появления достаточного числа епископов. Воссоздание зап. традиции, по мнению О., смогло бы восстановить Вселенскую Церковь согласно первоначальному Божественному замыслу и привлечь в нее большое число людей.тав Переход в Православие

http://pravenc.ru/text/Овербек.html

De mort. persecut. 15. 6) (см. Гонения на христиан в Римской империи ). Преследования весьма последовательно проводились им в Риме и по всей Италии, в Сев. Африке и Испании ( Barnes. 1981. P. 23). Известно весьма значительное число имен мучеников, пострадавших от гонений М. в этих регионах. Во мн. актах мучеников и житиях в качестве гонителя назывался имп. Диоклетиан, хотя в действительности преследования в данной местности осуществлял М. Среди наиболее почитаемых жертв гонений М. известны св. Севастиан , рим. офицер, живший в Медиолане, Марк и Маркеллин и их дружина (пам. 18 дек.; пам. зап. 20 янв.; дата их смерти встречается под 288 или 304 г.). Также известны еп. Викентий Меванийский (пам. зап. 6 июня), еп. Ианнуарий Беневентский (пам. 21 апр.; пам. зап. 19 сент.), архидиак. Евпл Катанский (пам. 11 авг.), сщмч. Викентий Августопольский (Цезаравгустский; пам. 11 нояб., пам. зап. 22 янв.), мц. Евлалия Барцинонская (пам. 22 авг.; пам. зап. 12 февр.); Авундий, Абунданций, Маркиан и Иоанн , мученики Римские (пам. зап. 16 сент.), св. Максимилиан Тевестский (пам. зап. 12 марта), св. Маркелл Танжерский (пам. зап. 30 окт.); мученики Вит, Модест и Крискентия (пам. 16 мая, 15 июня) и др. В 303 г. М. с Диоклетианом отпраздновали биценналии (20-летие правления) последнего; императоры вместе посетили Рим. Вероятно, в это время Диоклетиан, окончательно решивший отречься от власти, потребовал от М. обещания уйти в отставку одновременно с ним, передав титулы августов своим цезарям Констанцию и Галерию ( Lact. De mort. persecut. 20. 4). Возможно также, что в придворной среде происходила острая борьба за избрание новых цезарей для формирования 2-й тетрархии. Часть окружения М. и Диоклетиана считали, что новыми цезарями должны стать сын М. Максенций и сын Констанция Хлора св. равноап. Константин, находившиеся в Никомидии. Предположительно М. до последнего противился идее своей отставки. Однако его позиция в отношении Максенция неясна. 1 мая 305 г. состоялась церемония отречения М. в Медиолане, одновременно прошла церемония отречения Диоклетиана в Никомидии.

http://pravenc.ru/text/2561654.html

Зап. и юго-зап. границы Н. е. проходили по хребту Шода-Кедела в сев. отрогах Лихского хребта, где территории Н. е. граничили с землями Кутаисской епархии ГПЦ. В сер. XVI в. верховья рек Риони, Чанчахи, Гарула и Джеджора перешли под юрисдикцию новообразованной Никорцминдской епархии ГПЦ и граница отодвинулась на восток, к Главному Кавказскому хребту. На севере, согласно сведениям Вахушти Багратиони, никозели окормлял территории до южнорус. равнин - границ Аланской епархии К-польского Патриархата. Изменения на сев. границах Н. е. произошли в нач. XVII в., когда зап. часть Двалети отошла к груз. царству Имерети (Зап. Грузия). В титулатуре светских и церковных властителей того времени появились определения: «владетель Овсети и Двалети», «кормчий овсов и двалов» (Дарственная грамота царя Имерети Александра III (1639-1660) цихистави (коменданту крепости) Иоанну Омадмадидзе, 1659 г.// Какабадзе. 1925. С. 91; Дарственная грамота Вамека Дадиани Бичвинтскому храму, 1660-1662 гг.//ПГП. 1977. Т. 6. С. 671; Дарственная грамота католикоса-патриарха Зап. Грузии Виссариона (Эристави) Бичвинтскому храму, 1755 г.// Какабадзе. 1921. Т. 2. С. 7; Дарственная грамота католикоса-патриарха Зап. Грузии Виссариона (Эристави) иеромонаху Сенакской церкви Георгию (Кавтарии), 1762 г.//Исторические док-ты царства Имерети. 1958. Т. 1. С. 105-106), что свидетельствует о стремлении католикосов-патриархов Зап. Грузии (Абхазских) окормлять территории, считавшиеся принадлежавшими Н. е. Возможно, в XVII-XVIII вв. церковные границы в Двалети совпадали с государственно-адм. границами груз. царств, т. е. вост. часть, остававшаяся в составе Картли, считалась уделом никозели, а зап. часть, оказавшаяся в Имерети,- Абхазского (Западногрузинского) Католикосата ГПЦ. На востоке Хохский хребет отделял Н. е. от пров. Хеви, владений мцхетского кафедрального собора Светицховели (периодически Хеви оказывалась в составе Цилканской епархии ГПЦ). С юга по высотам, разделяющим ущелья рек Кешельта и Паца от Б. Лиахви, Н. е. граничила с Урбнисской епархией ГПЦ; некоторые селения южнее этой линии также принадлежали никозели.

http://pravenc.ru/text/2565612.html

Кандидатами намечены: в секретари – профессор П. В. Верховской – 55 зап[исок], профессор Η. М. Абрамов – 1 зап[иска]; в товарищи секретаря – профессор Η. М. Абрамов – 48 зап[исок], Ивановский – 1 зап[иска], граф Апраксин – 1 зап[иска], Я. Сперанский – 3 зап[иски], Оппоков – 2 зап[иски] и Сенько-Поповский – 1 зап[иска]. Изъявили желание баллотироваться: в секретари – П. В. Верховской и тов[арищи] секретаря – Η. М. Абрамов, остальные отказываются. Ввиду этого Собор единогласно избирает в секретари профессора П. В. Верховского и товарищи секретаря профессора Η. М. Абрамова. Избранным поется многая лета, и объявляется перерыв на 10 мин[ут]. Заседание возобновляется в 8 час[ов] 40 мин[ут]. По возобновлении заседания секретарь докладывает предложение утвердить отделы: 1) под председательством архиепископа Димитрия по организации Временного высшего церковного управления; 2) под председательством епископа Арсения – по вопросу об устройстве прихода; 3) под председательством епископа Сергия – о церковной дисциплине и 4) под председательством епископа Гермогена – по вопросу о духовно-учебных заведениях, и комиссии: 1) по составлению грамот и воззваний – под председательством епископа Макария с участием членов – протопресвитера Г. Шавельского , священника Востокова и Свенцицкого, генерала Аевшина, князя Г. Н. Трубецкого и H. Н. Львова; 2) личного состава и хозяйственная – под председательством епископа Михаила и с участием протоиерея Малиновского, гр[афа] Апраксина, Сенько-Поповского и профессора Абрамова и 3) редакционную – под председательством профессора протоиерея А. П. Рождественского, профессора Верховского и князя Г. Н. Трубецкого, причем в отделы члены записываются, а в комиссии ввиду спешности работ их избраны и предлагаются к утверждению. Собор утверждает отделы с председателями их и состав комиссий, причем комиссиям предоставляется право кооптации, а по желанию членов Собора в случае заявления о том не менее 10 членов могут быть образованы и временные отделы. Следующее пленарное заседание объявляется на 20 мая в 5 часов вечера.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2001. P. 180-218). Было исследовано влияние риторического образования И. З. на технику композиции этих гомилий ( Mitchell. 2000; Idem. 2001). И. З. анализирует структуру Послания к Галатам, применяет приемы контрпозиции (возражения вымышленного оппонента) и разрешения. Проповедник сочетал топосы разных жанров: апологии, протрептика, панегирика ( Heath. 2004). И. В. Пролыгина Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.) ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) КИРИЛЛ (ок. 315 - 387), еп. Иерусалимский (348-387, с перерывами), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 марта) ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) КИРИЛЛ (375-380 - 444), архиепископ Александрийский, отец и учитель Церкви, святитель (пам. 18 янв. (совместно со свт. Афанасием I Великим), 9 июня)

http://pravenc.ru/text/540881.html

Еще одно изображение О. включено в своеобразный Деисус в росписи на фронтоне крыльца храма, на к-ром представлены князья и цари в предстоянии иконе Спасителя. В стенописи ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Мокрого) (1674) на зап. грани юго.-зап. столба в верхнем регистре О. изображена в длинной красной далматике поверх белой туники, в городчатом венце поверх белого плата; в левой руке - свиток, правая поднята с именословным жестом; равноап. кн. Владимир изображен симметрично на сев.-зап. столбе. Так же О. представлена в росписи Крестовоздвиженского собора Романова (ныне Тутаев) (ок. 1676) на зап. грани сев.-зап. столба в 3-м регистре сверху; на сев. грани - царица Феофано, с к-рой сравнивается О. в Сборнике Житий и поучений нач. XVII в. (РГБ. Ф. 178, 3154. Л. 158 об.). В росписи ц. Рождества Христова (1783-1784) О. написана на сев. грани юго.-зап. столба в верхнем регистре; напротив нее, на юж. грани сев.-зап. столба,- равноап. царица Елена. В ц. св. Иоанна Предтечи в Толчкове (1694-1695) образ О. находится в росписи диаконника в среднем регистре, среди др. св. рус. князей, между Владимиром и Борисом, в молении образу Воскресения Христова в конхе. В ц. свт. Иоанна Златоуста в Коровниках (1732-1733) юж. придел освящен во имя равноап. кнг. Ольги. Здесь по сторонам портала представлены 2 пары св. жен (живопись со значительными утратами), 2 из них - в коронах (надписи не сохр.) Развернутый цикл Жития из 5 композиций расположен в нижнем регистре на зап. стене наоса (2 сцены - справа, 3 - слева от входа): крещение О. (от ее фигуры сохр. только графья, частично - живопись на лике); напутствие О. К-польским патриархом и передача ей креста, икон и священных книг; возвращение О. в Киев (княгиня привозит на Русь крест; сохр. только часть фигуры О. до пояса); крещение рус. людей после проповеди О.; погребение О. (ложе и ее фигура сохр. фрагментарно). Ок. 1700 г. датируется изображение О. в часовне собора Св. Софии Киевской, расписанной по инициативе гетмана И. С. Мазепы. На княгине, представленной молодой, в рост, на фоне пейзажа, фантазийные одежды на тему облачения визант.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) ИИСУС ХРИСТОС Сын Божий, Бог, явившийся во плоти, взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (II-III вв.), раннехрист. церковный учитель и писатель, богослов, философ; один из основателей Александрийской богословской школы ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА возвращение Иисуса Христа к жизни после вызванной распятием на Кресте Его смерти и погребения; великий христ. праздник, именуемый Светлым Христовым Воскресением или Пасхой ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ возвращение Иисуса Христа на землю в конце времен, когда мир в его нынешнем состоянии прекратит свое существование ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АПОКАЛИПТИКА жанр древней и средневек. религ. лит-ры, описывающий полученное провидцем откровение о сферах, недоступных обычному человеческому восприятию: о потустороннем мире и аллегорически изображенных событиях, сопровождающих грядущий конец истории

http://pravenc.ru/text/471605.html

Начиная с сер. XVI в. образ М.-воина часто включали в программу церковных росписей, как правило размещая среди фигур на гранях столбов. В Спасо-Преображенском соборе Спасского мон-ря в Ярославле (1563/64) он представлен на сев.-зап. столбе в среднем ярусе как юный воин в доспехах и в плаще; он опирается на меч в правой руке, в левой копье, украшенное прапором (см.: Анкудинова, Мельник. 2002. Ил. на с. 71. С. 100. Табл. 12). В росписи Смоленского собора Новодевичьего мон-ря (1598) святой написан в нижнем ярусе на сев. грани юго-вост. столба (по мнению Л. С. Ретковской, это образ мч. Меркурия Смоленского) - он юный и безбородый, вооружен копьем, мечом и небольшим 8-гранным щитом за левым плечом. В том же соборе М. в доспехах, с копьем изображен в паре с вмч. Феодором Тироном на сев. стене в откосе окна (нижний ряд, среднее окно, вост. откос; живопись поздняя). В росписи 1652-1666 гг. Архангельского собора Московского Кремля, повторяющей программу и рисунок росписи 1564/65 г., фигура М. находится на юго-зап. столбе, на юж. грани в 3-м ярусе, над образом мч. Христофора; М. молод, безбород, в воинских доспехах, в правой руке держит крест, в левой - меч, за левым плечом - щит. Изображение М. нередко встречается на столбах и в оконных откосах в росписи храмов 2-й пол. XVII в., ориентированной на Кремлевские соборы Москвы. В Успенском соборе в Ростове (1659, 1670-1671) М. представлен в 3-м ярусе сверху на зап. грани юго-вост. столба ( Никитина. 2015. С. 304. Табл. 9 Б. 11). Если в визант. искусстве М. изображали часто в паре или рядом с мч. Прокопием Кесарийским, в поствизантийском - с вмч. Иаковом Персянином, то в рус. традиции встречаются разнообразные варианты расположения святых на столбах соборов: напр., М. представлен вместе с мч. Мардонием Никомидийским во 2-м ярусе на сев. грани юго-зап. столба в росписи Троицкого собора Ипатиевского мон-ря (1685, артель под рук. Гурия Никитина). Образ М. включен в роспись: Троицкого собора Спасо-Иаковлевского Димитриева мон-ря в Ростове (1689) - в 1-м ярусе на зап. грани сев. столба (Там же. С. 423. Табл. 8. 11А); ц. ап. Иоанна Богослова в Ростове (1683) - в оконном откосе юж. окна верхнего света на зап. стене (см.: Там же. С. 375. Табл. 8. 92); Успенского собора Троице-Сергиевой лавры (1684) - в зап. откосе зап. окна верхнего света на юж. стене (Там же. С. 390. Табл. 7. 51).

http://pravenc.ru/text/2563008.html

Восточный 3-нефный 4-столпный крестово-купольный храм свт. Синесия в Ризокарпасо построен в XII в. Между 1865 и 1871 гг. была разрушена зап. стена и пристроен др. крестово-купольный храм. Строительными работами руководил архит. Христодулос Михаил. Барабан над вост. частью цилиндрический, а над зап. частью 8-гранный снаружи и цилиндрический внутри. Зап. купол завершает лантерна. В цилиндрических сводах, перекрывающих вытянутую зап. часть центрального и боковых нефов, устроены распалубки. Сев. и юж. стены и апсиды декорированы пристенными арками. Зап. фасад имеет килевидное завершение, а зап. и центральный юж. порталы - килевидные архивольты. Кроме того, зап. портал украшен вимпергом с фиалами, тимпан имеет ажурное наполнение. В фасадах стен, расчлененных высокими плоскими арочными нишами, устроены окулусы. В нач. ХХ в. при сооружении колокольни с богатым псевдоготическим декором (архит. Христодулос Псорис, точный год постройки неизв.) была разобрана юж. апсида ( Π[απαγεωργου] Α. Συνεσου Αγου εκκλησα, Ριζοκρπασον//ΜΚΕ. 1990. Τ. 12. Σ. 359-360). Деревянный резной иконостас сделан в 1918 г. мастерами Софронием и Харалампием из Ларнаки. В 1859 г. были написаны 8 икон местного ряда ( Ταουσινης. 1996. Σ. 114-125). Время основания монастыря Пресв. Богородицы «ту Тохниу» близ с. Мандрес неизвестно. Обычно считается, что собор построен не позднее кон. XII в., однако легкое заострение арок, сложнопрофилированные подпружные арки и окно-роза в зап. стене свидетельствуют, что здание относится к эпохе Лузиньянов. Это однонефный «купольный зал» с имитацией рукавов креста, сложнопрофилированные арки к-рого поддерживают пристенные столбы цилиндрической формы, как в ц. Пресв. Богородицы в Трикомо. К 1974 г. сохранились незначительные фрагменты фресок, которые Илиадис сравнивает с последним слоем росписей ц. Пресв. Богородицы Канакарии и датирует 1-й пол. XVI в. ( Ηλιδης. 2010. Σ. 469-470): в конхе жертвенника - «Спас во гробе», в барабане - изображения ангела и серафима, в пристенных арках - Нерукотворный образ Спасителя на чрепии (Керамион), фигуры св. воина, равноапостольных Константина и Елены. Деревянный резной иконостас (без позолоты) был изготовлен мастером Петром Анагностом в 1751 г. по заказу игум. Дионисия. После оккупации турками Сев. Кипра иконостас был сломан, но еще до 1974 г. образ Спасителя из местного ряда (XVI в.) и «Распятие» (кон. XVI в.) были увезены в Никосию на реставрацию. В наст. время они хранятся в Византийском музее им. архиеп. Макария III в Никосии ( Π[απαγεωργου] Α. Τοχνου Παναγας μοναστρι//Ibid. 1990. Τ. 13. Σ. 136). В здания монастырских корпусов, построенные не ранее XVIII в., включены фрагменты раннехрист. и средневизант. храмов (колонки темплона, капители колонн).

http://pravenc.ru/text/1681133.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010