Почему «Священная война»? Почему все эти поминовения о погибших, все эти рассказы ветеранов и воспоминания о Войне – дышали и дышат вечностью, живой реальностью, большей, чем можно объяснить с точки зрения узкой идеологии? 9 мая, 2012 Почему все эти поминовения о погибших, все эти рассказы ветеранов и воспоминания о Войне – дышали и дышат вечностью, живой реальностью, большей, чем можно объяснить с точки зрения узкой идеологии? Испокон веку, когда на наш народ обрушиваются несчастья: засухи, наводнения, эпидемии или нашествия иноплеменников, это в первую очередь воспринимается как наказание за грехи и служит поводом к покаянию, к сугубой молитве и исправлению жизни. Так было всегда. Так было и в ту страшную войну. Наказание Божие… Здесь надо правильно понимать. Бог не творит зла, Бог благ и благость его простирается на всех людей. Но быть причастником этого добра, этого блага или отвергнуть его – это лежит уже в области человеческой свободы, личного выбора. И вот, когда большинство в народе отрекается от веры, от Бога, — душами этих людей овладевает иной дух, который именуется «человекоубийцей искони» и тогда, после первой эйфории упоения грехом, валятся на головы несчастных людей неизмеримые и страшные несчастья и беды. Но случается это не потому, что Бог так захотел, а потому, что люди сами себя наказали, отвернувшись от действительного блага и доверившись обманчивой и призрачной мечте. Вот так случилось с нашим народом, когда он попрал духовные основы собственной жизни. Начавшаяся же война – эта великая беда, стала серьёзным поводом к покаянию и возвращению к вере. Знаете, как говорят: «на войне атеистов не бывает». И действительно в самых мучительных, тупиковых обстоятельствах, когда надежда на себя, на власть или идею – все эти надежды превращаются в ничто и жизнь человека так очевидно зависит от одного только Бога – всякий человек естественным образом обращается к Нему с молитвой. Фото: Николай Сотсков, photosight.ru И, думается, на полях сражений… в блокадном Ленинграде … в оккупации… в тяжких трудах в тылу – во всех этих невыносимых и мучительных обстоятельствах оживала в народе вера и молитвы возносились от многих и многих сердец, и жизнь народа подспудно, исподволь преображалась, возвращаясь к духовным истокам.

http://pravmir.ru/byt-naslednikami-pobed...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 06.12.2018  Значение новомучеников для России Архимандрит Дамаскин (Орловский) Выступление в Московском доме национальностей 4 декабря 2018 года на научно-практической конференции «Духовно-нравственный подвиг народа России в ХХ веке» Исторически Россия с самого начала своего образования была тесно связана с Православной Церковью, и эта связь сохранялась на протяжении всего ее существования. Глубина этой связи прослеживается в том, что даже светские, бытовые суждения древнерусского человека являлись в значительной степени следствием его религиозного миросозерцания. На его основе утверждались обычаи («бытовое право», принимающее впоследствии юридические формы), формировались социальные основы общества. Церковь как организация берущая начало в духовном мире, но имеющая свое бытие в окружающей ее действительности, и в то же время – далеко выходящие за пределы этой действительности задачи, причем только ей, Церкви, присущие, не могла не оказывать влияние через души людей на социальный организм государства. При всех испытаниях – междоусобицах и нашествиях иноплеменников, – когда Русь утрачивала контроль над значительными территориями, на которых жили русские люди, – единственным институтом, продолжавшим существовать среди этих исторических перипетий, оставалась Православная Церковь. На территории древней Руси (и впоследствии России) практически не было мучеников вследствие развития Русского государства в лоне непротиворечивого цивилизационного русла, когда цивилизационная модель государства и, соответственно, власти не входила в конфликт с институтом, выражавшим сущностное содержание самой модели, – Православной Церковью. Существо Церкви выраженное, в частности, в исполнении человеком на практике Христовых заповедей наиболее полно и предметно отражается в жизни святых, то есть тех, кто исполнял их на деле и показал, что это – не мечтательная идея, не миф, а конкретная и вполне осязаемая действительность. Потому-то так и дороги святые для нашей страны, что дают живущему в ней народу возможность утвердиться на чем-то прочном. Всего в России с 1072 года, когда состоялись первые канонизации, по 1917 год было канонизовано 388 подвижников благочестия, почитаемых общецерковно и местно, то есть только в отдельных областях. Подвизавшиеся в различных регионах святые объединяли нарождающееся и развивающееся государство и его народ в одно целое единством религиозных и жизненных идеалов, причем эта внутренняя целостность, а следовательно и возможность воссоединения сохранялись даже в тех случаях, когда часть территории отпадала от Русского государства вместе с жившим на ней населением.

http://fond.ru/index.php?menu_id=375&men...

Русский квартал Пекина Досужие заметки полемического обывателя HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Дмитрий Напара Русский квартал Пекина Досужие заметки полемического обывателя Второй раз в XX веке Российская Духовная Миссия в Китае подверглась уничижительному варварскому нашествию - только теперь не языческих орд восставших иноплеменников-ихэтуаней, а соотечественников, ведомых на разрушение старого мира главным «оттеплителем» страны Советов того периода Никитой Хрущевым. Нет, пожалуй, на Богом созданной Земле здравомыслящих человеков, которые не интересовались бы в той или иной степени историей своей родины и семьи, которые по доброй воле и при наличии времени и средств не принялись бы просеивать тщательно при первой же легальной возможности родную почву в поисках самых микроскопических доказательств исторической принадлежности своего рода к данной местности, не дышали бы часами самопожертвованно въедливой пылью архивных хранилищ, бережно перелистывая ломкие пожелтевшие страницы в поисках ключей к собственной родословной. Ан, нет, и такие человецы есть, оказывается, среди нас, грешных... Икона Божией Матери ...В далеко, казалось бы, отстоящем от нас 1685 году войска императора Канси маньчжурской династии Цин, правившей тогда в " Поднебесной " , осадили в очередной раз первую на Амуре русскую крепость Албазин, основанную в 1650 году русским землепроходцем Ерофеем Хабаровым (ныне село Албазино, расположенное недалеко от г. Сковородино, Амурская область). Сопротивление русских было яростным, но силы были не равны, нападавшие одолели и многих защитников крепости увели в полон в столицу царствия Китайстея город Бэйпин, переименованный несколькими столетиями спустя новой властью в Пекин. Вместе с плененными казаками – защитниками Албазина – пошел на чужбину священник о. Максим Леонтьев, дабы не прервалось в чужой языческой земле православное окормление его духовных чад. И видится уже нам, живущим в России почти 320 лет спустя, в событиях тех и том полоне Промысел Божий, по которому находившиеся в русской крепости на Амуре под покровительством чудотворной иконы Божией Матери " Слово Плоть Бысть " казаки и в полоне не были лишены Ее Покрова и защиты- русские пленники, прибыв в столицу " срединного государства " , за мужество и стойкость были причислены императорским рескриптом к воинскому сословию, пожалованы большим участком земли у северо-восточного внутреннего угла городской стены, но самое поразительное – было им даровано богдыханом право свободно исповедовать по полному чину неведомое для того Православие.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Святейший Патриарх Кирилл: «Братья-казаки, храните веру православную!» Новочеркасск, 15 октября 2015 г. 14 октября 2015 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы , Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения восстановленного Патриаршего Вознесенского войскового всеказачьего кафедрального собора в Новочеркасске и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании Литургии Патриарх присутствовал на смотре парадных расчетов казачьих округов и кадетских корпусов Всевеликого войска Донского на соборной площади. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся со словом.      Патриарх, в частности, сказал: «Казачьи войска, вообще казаки как класс жили между жизнью и смертью на протяжении всей своей истории. Они обороняли наши границы, и всегда, когда было трудно, царь и государство призывали казаков на помощь. Даже в самое мирное время, когда в столицах и не думали, что на окраинах идут военные действия, находились внешние силы, заинтересованные в том, чтобы войти на нашу землю, на Русь Святую, захватить эту землю, и первыми, кто встречал нашествия иноплеменников, были наши мужественные казаки. Они жили в местах несения службы вместе с семьями, с детьми, и каждый из них понимал, что в любой момент может оборваться его жизнь и его дети могут стать сиротами». Вы должны сегодня, в новых условиях, так же быть на передовой, как на передовой линии защиты веры и Отечества были ваши благочестивые предки Как в те времена, так и сегодня казаки должны защищать веру и Отечества, сказал Святейший Патриарх. «Как во времена, связанные с былинным героизмом казаков, их задачей была защита веры и Отечества, так и сегодня перед казаками должна стоять та же задача. В старину она решалась, в первую очередь, силой оружия. И сегодня могут быть обстоятельства, когда Родину надо защищать силой оружия, но чаще всего опасность приходит вне всяких военных действий. Мы знаем, как изнутри подрываются основы веры и Отечества. И где же здесь, в этой невидимой брани, русское казачество? Говоря «русское», я имею в виду не только Российскую Федерацию, но и весь великий Русский мир. Где это казачество? Оно должно быть на страже и должно быть готово защитить и веру, и Отечество — в первую очередь, своим образом жизни, своей верой, воспитанием своих детей, способностью отражать всякие искушения, несущие опасность и для веры, и для Отечества.

http://pravoslavie.ru/86772.html

Сила слова – это больше, чем сила денег или оружия Сила слова – это больше, чем сила денег или оружия. Все, что происходило в истории, все самые большие перемены начинались со слова. Идея, мысль артикулировалась и передавалась другим, а затем, если она захватывала людей, то появлялись и деньги для ее реализации, а когда нужно – и военная сила. Слово несет в себе потенциал спасения и потенциал гибели, и минувший XX век силу слова поразительным образом иллюстрирует.      В этом году мы вспоминаем 100-летие революции – события, которое радикально изменило жизнь страны, приведя к огромным жертвам и потрясениям. А с чего все начиналось? Со слова! Слова, которое несло в себе ложь, провокацию, которое возбуждало человеческие чувства, в том числе чувство справедливости и желание улучшить ситуацию, но само по себе было лживо. Вот только один пример. Мне недавно удалось ознакомиться с материалами прессы, работавшей на революцию в России. И это не только пресса большевистской партии – большинство газет и журналов в ту пору призывали к революционным преобразованиям. Казалось бы, следовало ссылаться на факты, анализировать реальную ситуацию, но почему-то поступали иначе – шли на прямой обман, ложь, провокации. Слово может иметь страшный потенциал К 1913 году Россия выходила в группу стран-лидеров по ВВП. Наблюдалось стремительное развитие экономики, инфраструктур. До недавнего времени б о льшую часть железных дорог в нашей стране составляли те, что были построены при Государе Императоре Николае II. Мощными были армия и флот; даже когда все силы были брошены на то, чтобы деморализовать армию, лишить ее боеспособности, она приносила победы в жесточайших схватках Первой мировой войны. Известны замечательные примеры героизма, солидарности, помощи другим странам. Если бы не русская армия, то Париж был бы взят немцами, – встречаясь с господином Олландом, я ему об этом напомнил. Я сказал: «Вы должны помнить, как далеко простиралась симпатия русских людей к французам, ведь и в самое тяжелое время русские выступили против немцев, когда те угрожали Парижу». И мы знаем, чем закончилось это выступление, – нашим поражением в Восточной Пруссии, разгромом армии Самсонова. Мы понесли жертвы, но Париж был огражден от нашествия иноплеменников.

http://pravoslavie.ru/107244.html

Слово в день празднования Казанской иконе Божией Матери Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Казанская икона Божией Матери Возлюбленные братия и сестры, сегодня мы с вами торжественно молитвенно вспоминаем и прославляем явление милости Божией Матери православной державе Российской, выразившееся в чудесном избавлении нашего дорогого Отечества в 1612 году от нашествия иноплеменников. Наши предки, русские люди, любили Богоматерь и питали особенную, глубокую веру в небесное предстательство Ее о роде христианском и всегда обращались к Ней с усердной молитвой в своих скорбях и бедствиях. Хотя целые страны считали Пресвятую Деву своей Покровительницей и чтили Ее, но в нашем Отечестве имя Матери Божией было окружено особым почитанием – неизмеримо б!ольшим, нежели где бы то ни было еще, и Богоматерь ни на какую другую землю не излила столько Своей благодати и милости, сколько на Землю Русскую. Практически во всяком русском городе непременно есть источник благодати Богоматери – Ее чудотворные иконы, в которых восхотела Она дать людям небесный залог Своей любви и послужить Утешением для страждущего человечества. Народ наш любил называть Богоматерь особыми именами, приличествующими Ее небесному покровительству и милосердию, и Матерь Божия не оставляла тщетной его веру, но подавала скорую помощь каждому просящему и Отечеству нашему в целом. Особенно памятно избавление нашей земли милостью Божией Матери от владычества поляков в 1612 году. В ту скорбную пору, когда царский род на Руси совсем было пресекся, в нашем Отечестве стали происходить беспорядки, которые и привели к полному безначалию. Этим поспешили воспользоваться поляки: они захватили в свои руки Москву и с ней – до половины царства русского. Опасаясь так навсегда и остаться под властью ига польского, русские люди встали на защиту своего Отчества, возложив при том упование на Небесную Заступницу, к Которой и обратились с горячей мольбою о помощи в борьбе против врага. Войска взяли с собой икону Божией Матери, именуемую Казанскою и, предводительствуемые Ею, приблизились к Москве. Был объявлен пост, весь народ и воины три дня постились и горячо молились пред чудотворной иконой Царицы Небесной о даровании им победы. И Пренепорочная Владычица услышала молитву их и Своим предстательством испросила у милостивого Сына и Господа Своего помощь и одоление на врагов русским людям. Явившийся ночью в сонном видении томившемуся в заточении у поляков греческому архиепископу Арсению Преподобный Сергий Радонежский сказал Владыке, что Господь по молитвам Матери Своей и святителей московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа на следующий же день низложит захватчиков и первопрестольный град российский возвратит в руки русских людей.

http://pravoslavie.ru/32534.html

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после всенощного бдения в Александро-Невском кафедральном соборе г. Нижнего Новгорода 22 октября 2022 г. 21:08 22 октября 2022 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню всенощного бдения в Александро-Невском кафедральном соборе г. Нижнего Новгорода. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство! Сердечно благодарю Вас за слова и за дивный подарок, который, конечно, помещу где-то совсем рядом с тем местом, где я постоянно пребываю, чтобы, взирая на дивный образ Богоматери, вспоминать землю Нижегородскую, вспоминать сегодняшнее богослужение и Вашу доброту. Царица Небесная — над всеми нами, Ее Покров — над землей Русской, и, наверное, этой силой, которая ниспосылается Пречистой Девой Марией, и спасается наша страна в самых трудных обстоятельствах, во время междоусобных браней, во время нашествия иноплеменников. Верим, что и в это непростое время, когда многие ополчились на Русь Святую, Царица Небесная будет простирать над нами, над Отечеством нашим Свой Покров, и верим, что Ее предстательством пред лицом Божиим, пред лицом Сына Ея, Господь даст нам силу сопротивляться злу, греху и всякой неправде и сохранить Отечество наше невредимым и непобежденным и души наши невредимыми и непобежденными силами зла. Сегодня очень много молодежи в храме, я радуюсь этому и потому хотел бы в своем слове сказать что-то такое, что им близко и понятно, с чем они знакомы. У Сергея Бодрова, знаменитого нашего актера и режиссера, был фильм, который назывался «Брат». Многие его посмотрели, и вот в этом фильме есть такой диалог главного героя с другим персонажем. Главный герой, обращаясь к своему собеседнику, говорит: «В чем сила, брат?» И сам же отвечает: «Сила, брат, в правде». Герой фильма был, конечно, прав — сила в правде; только есть одна недосказанность в этом диалоге — правда-то у каждого своя! Почему люди ссорятся? Потому что у каждого своя правда. Почему страны воюют? Потому что у каждой своя правда. Послушать дипломатов, политиков, которые защищают ту или другую сторону: и там, и там очень убедительные аргументы. Почему? Потому что у каждого своя правда.

http://patriarchia.ru/db/text/5970411.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после освящения закладного камня в основание строящегося храма в честь святителя Ермогена в Москве 1 марта 2012 г. 16:15 1 марта 2012 года, в день 400-летия со дня мученической кончины священномученика Ермогена, Патриарха Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения закладного камня в основание строящегося храма в честь святителя Ермогена в районе Крылатское Западного административного округа г. Москвы. По окончании чина освящения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Всех вас, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, владыки, отцы, братья и сестры, я приветствую и поздравляю с этим особым по своей важности и смыслу событием. Сегодня исполняется ровно 400 лет с того дня, когда в Кремле, в подвале Чудова монастыря (впоследствии, как известно, разоренного), погиб великий молитвенник за землю нашу, патриот Отечества, святой священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси. Он был заточен в подземелье этого монастыря иноземными захватчиками, поляками, которые из-за разброда и шатания народа нашего, из-за умопомрачения людей, принявших врага за друга, допустили, чтобы вражеские войска вошли в Первопрестольный град, намереваясь посадить на русский царский трон польского короля и, как итог сего деяния, изменить духовное, культурное развитие страны, превратить Родину нашу в нечто иное, что только по имени называлось бы Русью, но перестало быть таковой. Враг понимал, что без благословения Патриарха это сделать невозможно, и старца стали склонять к тому, чтобы он обратился к русскому народу с воззванием принять польского короля как русского царя. Ничего не получилось. Не убоялся Патриарх Ермоген ни страха смерти, ни голода, ни холода, ни мрака. Более того, из этого подземелья он сумел направить воззвание к народу нашему, вдохновив его на священную и праведную борьбу за освобождение града Москвы и всего Отечества. И мы знаем, что именно это слово Патриарха, достигнув людских сердец, привело в действие ополчение, созданное Мининым и Пожарским, которое позже освободило град Москву; а затем Русь освободила себя полностью от нашествия иноплеменников.

http://patriarchia.ru/db/text/2047465.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла с балкона Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры в день памяти прп. Сергия Радонежского 18 июля 2011 г. 14:00 18 июля 2011 года, в день  обретения честных мощей  преподобного Сергия, игумена Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе  Свято-Троицкой Сергиевой лавры  и молебен на Соборной площади перед чтимой иконой Преподобного. Затем с балкона Патриарших покоев Святейший Владыка обратился к участникам торжеств с Первосвятительским словом. Всех вас, дорогие отцы, братия и сестры, сердечно поздравляю с великим для нас праздником перенесения мощей святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского. Мы называем его игуменом земли Русской, потому что в тяжелейшее время нашествия иноплеменников он, всем своим сердцем, жизнью, душою служа Богу, объединял людей, ибо понимал, что без объединения невозможны победы. Он понимал это настолько, что, благословляя Дмитрия Донского на сражение Куликовское, дал ему двух иноков Пересвета и Ослябю, чтобы они, на время оставив иноческие обеты, взялись за меч, чтобы защитить Отечество свое и веру свою. Мы знаем, что оба инока погибли, но знаем также, что на Куликовом поле была одержана великая победа. Хотя эта победа и не принесла полного освобождения страны, но она символизировала освобождение духа людей, их  возросшее национальное самосознание, готовность и способность вместе работать для Отечества своего, во благо веры своей, во спасение душ своих. И мы знаем, что через сотню лет окончательно пало татаро-монгольское иго, и народ наш обрел полную независимость. У истоков этой победы — святой преподобный отец наш Сергий Радонежский. Удивительным образом инок, ушедший в лесные дебри, непроходимый лес, чтобы там в одиночестве спасаться, спас не только своих учеников — спас всю страну. И мы знаем, почему это произошло, — потому что преподобный был близок к Богу, ему являлась Пресвятая Богородица, и он, обращаясь к Богу, получал ответы на свои молитвы и на свои прошения.

http://patriarchia.ru/db/text/1578240.ht...

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за Божественной литургией в Патриаршем соборе святого великомученика Георгия на Фанаре 5 липня 2009 р. 14:00 В воскресенье 5 июля Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей и Святейший Патриарх Кирилл совершили Божественную литургию в Патриаршем соборе святого великомученика Георгия на Фанаре. Преосвященные архипастыри, досточтимые пастыри, боголюбивая братия этого святого Патриаршего храма, братия и сестры! Ваше Святейшество, возлюбленный о Господе Собрат и Сослужитель! Сегодня произошло важнейшее событие в нашем посещении Святейшей Константинопольской Церкви — совместное служение Божественной литургии и причащение Святых Тела и Крови Господних, наше единение во Святом Духе. Действительно, жизнь Церкви Христовой сосредоточена вокруг Евхаристии, в ней получает завершение, в ней же церковная жизнь черпает и силу. Следуя заповеди Господней, мы вспоминаем Его искупительный подвиг и, разделяя одну Евхаристическую трапезу, становимся поистине одно тело и один дух с Господом (ср. Еф. 4, 4; 1 Кор. 6, 17), теснейшим образом соединяясь и друг с другом. И если, идя на смерть за нас, Спаситель молился о том, чтобы Его ученики были едино, как и Сын со Отцем суть едино (Ин. 17, 22), то как усердно надлежит всем нам, последователям Христовым, заботиться о сохранении единства между собой! А сослужение Предстоятелей Поместных Православных Церквей служит ярким проявлением этого единства. Пребывание в кафедральном граде Константинопольского Патриархата вызывает у нас чувства, которые затрагивают душу и очень волнуют. Мы с благоговением взираем на величайшие святыни Православия. Перед нами воскресают важнейшие события церковной истории, происходившие на этой земле. Оживают образы из богослужебных последований, неразрывно связанные с Константинополем. Вспоминается чудесное предстательство Богоматери, не раз защищавшей Свой Город от нашествия иноплеменников. Приходят на память события, связанные с Крещением Руси. Особую радость я испытываю от встречи с живыми носителями многовековой традиции в лице стойких в вере и памяти своих предков чад Святейшей Константинопольской Церкви во главе со своим Отцом и Патриархом. Невзирая на исторические катаклизмы, имя Христово продолжает святиться в этом Граде и в этом святом храме. Мы благодарим Бога, сподобившего нас найти Святейшую Церковь Константинополя в мире и благодати Божией, а ее Предстоятеля — в добром здравии и крепости духа.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209256...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010