Иринарховский крестный ход 2007 г. В Смутное время в Ростовском Борисо-Глебском монастыре подвизался прп. Иринарх Затворник, всея России чудотворец. Святой предсказал нашествие поляков на Москву, он же благословил кн. Димитрия Пожарского на борьбу с иноплеменниками. Ежегодно в память о преподобном братия и паломники обители шли крестным ходом от стен Борисо-Глебского монастыря на родину святого в село Кондаково. Крестный ход длился неделю, у каждого из встречавшихся на пути храмов делались остановки на ночлег, служились молебны. 300-летняя традиция прервалась с закрытием обители большевиками. Почти все храмы на пути крестного хода были разрушены. В 1994 г. в Борисо-Глебский монастырь вернулась братия, стараниями которой с 1997 г. был возобновлен традиционный Иринарховский Крестный Ход. Сейчас паломники проходят около 70 км за три дня пути, останавливаясь на ночлег у восстановленных храмов. В разрушенных церквях и на сельских погостах служатся молебны и панихиды. Четвертый день заканчивается молебном на источнике прп. Иринарха у села Кондаково. День первый. 19 июля. Борисо-Глебский монастырь – Павлово село Надвратная Сергиевская церковь Ростовского Борисо-Глебского монастыря Символическая рака прп. Иринарха Затворника и чтимая икона святого, которую пронесут крестным ходом У кельи прп. Иринарха Затворника Божественная литургия перед началом крестного хода Божественная литургия в Борисо-Глебском монастыре перед началом крестного хода Паломницы. Позади – келья прп. Иринарха Юный крестоходец Мишка Трапеза перед выходом Надо еще подкрепиться! Идти три дня… Молебен перед ракой прп. Иринарха Затворника Начало крестного хода. Молебен у храма Начало крестного хода. Напутственное слово наместника Борисо-Глебского монастыря игумена Иоанна (Титова) Начало крестного хода. Молебен у храма Пошли! Впереди 3 дня пути и 70 км дорог Выход из ворот святой обители В сосновом бору. Когда-то монастырь окружали непроходимые дубовые чащи По борисоглебскому лесу с чтимой иконой прп. Иринарха Паломники на пути к св. источнику

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery34....

Когда ты видишь смуты и войны или иные бедствия, не думай, чтобы всё сие было простым, обычным явлением сего временного мира, или произошло от какого-нибудь случая; но знай, что бедствия попускаются волею всемогущего Бога за наши грехи, дабы согрешающие приходили в чувство и исправлялись. Вначале Господь вразумляет нас грешных малыми наказаниями; если же мы не исправляемся, тогда Он посылает на нас большие наказания, как некогда и на израильтян. Ибо что попустил Господь на тех, кои не захотели исправиться от вервий бича Христова? ( Иоан.2:15 ) – «Поразишь их, – сказал Он, – жезлом железным» ( Пс.2:9 ). Наказания малые, которые Господь попускает в начале, суть следующие: мятеж, голод, внезапная смерть, междоусобные войны и тому подобное. Если же такими наказаниями грешники не вразумляются, тогда Господь посылает на них жестокое и тяжкое нашествие иноплеменников, чтобы хотя в сем великом бедствии люди могли прийти в чувство и обратиться от путей своих лукавых, – по слову пророка: «Когда Он убивал их, они искали Его» ( Пс.77:34 ). Так было и с нами, со всей нашей землею Российской. Когда мы своим злым нравом прогневали благость всемилостивого Бога и сильно оскорбили Его милосердие, прийти же в раскаяние, уклониться от зла и творить благое не хотели, – тогда разгневался на нас Господь праведным гневом Своим и восхотел наказать нас за наши беззакония лютейшею казнью. И вот Он попустил тогда прийти на нас безбожным и жестоким варварам, называемым татарами, с нечестивейшим и беззаконнейшим их царем Батыем 5888 . В бесчисленном множестве напав на русскую землю 5889 , они победили русских благоверных князей и сокрушили их войско; все города они разорили и землю русскую опустошили мечом и огнем, ибо никто не мог сопротивляться тем безбожным полчищам, коим за наши грехи предал нас Бог, глаголавший некогда чрез пророка: «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас» ( Ис.1:19–20 ). Христиане, спасшиеся от меча и пленения, скрывались в горах и непроходимых пустынях; и вся земля русская представляла тогда скорбное зрелище: места, населенные прежде людьми, – города и села, – стали пусты, а где прежде жили дикие звери, там водворялись люди, укрываясь от варваров.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

< >< назад > БИТВА ЗА РОССИЮ У России есть только два верных союзника. Это ее армия и ее флот. Государь Император Александр III      ХОД МИРОВОЙ ИСТОРИИ извилист и непредсказуем. Вопреки распространенному мнению, ее течение не есть результат " борьбы добра и зла " . Это заблуждение, утверждающее нравственный дуализм, а проще сказать - равняющее Всеблагого Бога с Его падшим творением, низверженным херувимом, превратившимся в мрачного демона, - доныне служит первоосновой множества пагубных недоразумений и ошибок во всех областях человеческой жизни.      Силы добра неизмеримо превышают возможности зла. Причины всех земных нестроений в том, что зло - именно зло - борется с добром, пытаясь разрушить промыслительное Божественное устроение мира, которое по милости Божией должно завершиться полным искоренением грехов и страстей. И если бы человек, почтенный от Господа превыше всякой земной твари, обладающий богоподобной свободой - свободой нравственного выбора - не злоупотреблял ею, произвольно склоняясь на соблазны зла, не было бы в мире места темной силе и простора для ее действий на земле.      Разумение своей нравственной немощи побуждает человека стремиться к исправлению. Когда это стремление к чистоте и святости овладевает целым народом, он становится носителем и хранителем идеи столь высокой, столь сильной, что это неизбежно сказывается на всем мироустройстве. Такова судьба русского народа. В этом положении народ и его государство неизбежно подвергаются испытаниям самым тяжким, нападкам самым безжалостным и коварным. Такова судьба России.      Тяжел и тернист исторический путь нашей Родины. Его десять столетий изобилуют войнами и смутами, нашествиями иноплеменников и интригами иноверцев. Заявляя о своем стремлении воплотить в жизнь религиозно-нравственные святыни веры, Россия неизбежно становилась поперек дороги тем, кто, отвергая заповеди о милосердии, нестяжании и братолюбии, рвался устроить земное бытие человека по образцу звериной стаи - жестокой, алчной и беспощадной.

http://zavet.ru/book/ioanns07.htm

Разделы портала «Азбука веры» Антон Дулевич Православный ответ на 6 аргументов сторонников лжеучения «Бог никого не наказывает» В Избранное 1. «Человек сам себя наказывает» Ответ: Безусловно, бывает, что человек сам себя наказывает. Например, если не послушав родителей, ребёнок засунул пальцы в розетку. Но если ребёнок хулиганил, а отец его за это побил ремнём, то, это уже родительское наказание. Святитель Иоанн Златоуст осуждает лжеучение о том, что Бог якобы не наказывает: «Скажите же мне вы, выставляющие Бога обманщиком, кто во дни Ноя излил волны на всю вселенную, произвел то ужасное кораблекрушение и устроил гибель всего нашего рода? Кто ниспослал те молнии и громы на землю Содомскую?» «Как, скажи мне, ты не страшишься, произнося такую дерзость и утверждая, что “Бог человеколюбив и не наказывает?” (20). Действительно, огненный дождь, превративший в пепел Содом и Гоморру, не является самонаказанием. Цунами, бедствия и катаклизмы – действия руки Божией. Защитники модернистского учения утверждают, что подобное было лишь в Ветхом Завете, но кто скажет, что стихийные бедствия и катастрофы происходят сами по себе? Неужели периодические ураганы, цунами и «Фукусимы» в странах, где царствует идолопоклонство – это лишь случайности? Новозаветный святой, преподобный Феодосий Печерский утверждает: «Если какая-либо страна согрешает, Бог наказывает ее смертью, или голодом, или нашествием иноплеменников, или бездождием и другими различными казнями» (2). Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в одной из проповедей указал причины трагедии Руси в начале ХХ века: «Вся наша историческая трагедия не может быть отлучена от Промысла Божия. То было Божие наказание народу нашему – и взорванные храмы, и сокрушенные кресты были видимым знаком этого наказания» (8). 2. «В Боге нет страсти, поэтому Он не может гневаться» Ответ: Безусловно, страсти в Боге нет. Православное учение никогда не понимало гнев и ярость Бога антропоморфно. Для искажающих Божественное Откровение святой Златоуст уточняет: «Гневается Бог не страстью, но возмездием и наказанием» (3); «…чтобы ты, услышав о гневе, не признал его действием страсти, апостол прибавил: «праведного Суда Божия» (4). Бог Всеправеден. Отрицающие праведность Бога попадают под анафеманствование Церкви (см. второй анафематизм чина, читаемого в Неделю Торжества Православия). Бог наказывает и гневается бесстрастно, праведным гневом отторгая зло. По слову святого Августина Блаженного , «гнев Божий не есть волнение Духа Божия, но Суд, которым налагается наказание за грех» (1). Св. Иоанн Кассиан Римлянин пишет о необходимости различения в сравнении гнева человеческого от Божиего: «Так, когда читаем о гневе или ярости Божией, то должны понимать не человекообразно, т.е. по подобию человеческого возмущения, а достойно Бога, который чужд всякого возмущения» (5). 3. «Бог есть любовь, поэтому он не может наказывать»

http://azbyka.ru/pravoslavnyj-otvet-na-6...

Разделы портала «Азбука веры» Аудио: О, святии мученицы и исповедницы Христовы Гурие, Самоне и Авиве ! Теплии о нас ходатаи и молитвенницы пред Богом, во умилении сердец наших, взирая на пречистый ваш образ, смиренно молим вас: услышите нас, грешных и недостойных рабов своих (имена) , сущих в бедах, скорбех и напастех, и презрев наша тяжкая и безчисленная прегрешения, явите нам свою великую милость, воздвигните нас из глубины греховныя, просветите наш ум, смягчите злое и окаянное сердце, прекратите зависть, вражду и раздоры, в нас живущие. Осените нас миром, любовию и страхом Божиим, Умолите милосерднаго Господа, да покрыет множество грехов наших Своим неизреченным милосердием. Да соблюдет Церковь Свою святую от неверия, ересей и расколов. Да подаст стране нашей мир, благоденствие, земли плодородие; супругам любовь и согласие; чадам послушание; обидимым терпение; обидящим страх Божий; скорбящим благодушие; радующимся воздержание. Всех же нас да покрыет Своею всесильною десницею, и да избавит от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, и напрасныя смерти. Да оградит нас ополчением святых Своих Ангелов, во еже избавитися нам по исходе нашем из жития сего от козней лукаваго и тайных воздушных мытарств его, и неосужденными предстати Престолу Господа Славы, идеже лицы святых Ангел со всеми святыми выну славят пресвятое и великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Перевод: О святые мученики и исповедники Христовы Гурий, Самон и Авив! Усердные о нас ходатаи и молитвенники перед Богом, во умилении сердец наших, взирая на пречистый ваш образ, смиренно молим вас: услышьте нас, грешных и недостойных рабов своих (имена), находящихся в бедах, скорбях и напастях, и будьте милостивы к нашим тяжким и бесчисленным согрешениям, явите нам свою великую милость, поднимите нас из глубины грехов, просветите наш ум, смягчите злое и окаянное сердце, прекратите зависть, вражду и раздоры, в нас живущие.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-v-s...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Утр.: Ин.21:1-14 Лит.: Ап.- 1Кор.4:9-16 Ев.- Мф.17:14-23 мч.: Лит.: Ап.- Еф.6:10-17 Ев.- Лк.21:12-19 Богородицы: Лит.: Ап.- Флп.2:5-11 Ев.- Лк.10:38-42,11:27-28 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь воскресный, глас 1 Камени запечатану от иудей/и воином стрегущим Пречистое Тело Твое,/воскресл еси тридневный, Спасе,/даруяй мирови жизнь./Сего ради Силы Небесныя вопияху Ти, Жизнодавче:/слава Воскресению Твоему, Христе,/слава Царствию Твоему,//слава смотрению Твоему, едине Человеколюбче. Кондак воскресный, глас 1 Воскресл еси яко Бог из гроба во славе,/и мир совоскресил еси;/и естество человеческое яко Бога воспевает Тя, и смерть исчезе;/Адам же ликует, Владыко;/Ева ныне от уз избавляема радуется, зовущи:/Ты еси, Иже всем подая, Христе, воскресение. мученику Андрею Стратилату Тропарь мученику Андрею Стратилату, глас 5 Земнаго сана славу оставив,/Небесное Царство наследовал еси,/кровными каплями, яко пречудным камением,/нетленныя венцы украсил еси/и ко Христу привел еси собор страстотерпец./С лики ангельскими в невечернем свете/незаходимаго Солнца Христа обрел еси,/святе Андрее Стратилате,/Егоже моли с пострадавшими с тобою присно,//да спасет души наша. Кондак мученику Андрею Стратилату, глас 4 В молитвах Господеви предстоя,/якоже звезда солнцу предтекий,/и желаемое сокровище Царствия узрел еси,/радости неизреченныя исполняяся./Безсмертному Царю в бесконечныя веки,/от Ангел безпрестани хвалимому, поеши, Андрее Стратилате.//С нимиже молися непрестанно о всех нас. Молитва мученику Андрею Стратилату Святый мучениче Андрее Стратилате, призри с Небеснаго чертога на требующих твоея помощи и не отвергни прошений наших, но, яко присный благодетель и ходатай наш, моли Христа Бога, да, человеколюбив и многомилостив Сый, сохранит нас от всякаго лютаго обстояния: от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-09-...

Россия с самого начала своего образования оказалась тесно связанной с Православной Церковью, и эта связь сохранялась на протяжении всего дальнейшего ее существования. При всех испытаниях – междоусобицах и нашествиях иноплеменников, когда Древняя Русь утрачивала, бывало, контроль над значительными территориями, на которых жили русские люди, – единственным общественным институтом, продолжавшим существовать среди этих исторических перипетий, оставалась Православная Церковь. Даже светские, бытовые суждения древнерусского человека являлись в значительной степени следствием его религиозного миросозерцания. На его основе утверждались обычаи («бытовое право», которое впоследствии стало принимать юридические формы), формировались социальные основы общества. Церковь как организация, имеющая свое бытие в окружающей ее действительности и в то же время – далеко выходящие за его пределы задачи, причем только ей и присущие, невольно оказывала влияние на социальные организации, не исключая и политические. На территории Руси не было мучеников вследствие развития Русского государства в контексте непротиворечивого цивилизационного русла, когда цивилизационная модель госу­дарства и, соответственно, власти не входила в конфликт с институтом, выражавшим сущностное содержание самой модели, – Православной Церковью. Существо Церкви – выраженное, в частности, в исполнении человеком на практике Христовых заповедей – наиболее полно и предметно отражается в жизни святых, то есть тех, кто исполнял их на деле и показал, что это – не мечтательная идея, не миф, а конкретная и вполне осязаемая действительность. Потому-то так и дороги святые для нашей страны, что дают живущему в ней народу возможность утвердиться на чем-то прочном. Всего в России с 1072 года, когда состоялись первые канонизации, по 1917 год было канонизовано 388 подвижников благочестия, почитаемых общецерковно и местно, то есть только в отдельных областях. Подвизавшиеся в различных регионах святые объединяли нарождающееся государство и его народ единством религиозных, жизненных идеалов в одно целое; причем эта внутренняя целостность и возможность воссоединения сохранялись даже в тех случаях, когда часть территории отпадала от Руси вместе с жившим на ней населением.

http://fond.ru/izdaniya-fonda/otdel-nye-...

Серапион, святитель, епископ Владимирский и Суздальский († 1275; память 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых) Сведения о жизни и деятельности епископа Серапиона крайне скудны. В летописи имеются лишь два сообщения о нем. Под 1274 годом говорится: «Того же лета прииде ис Киева митрополит Кирил и приведе с собою архимандрита печерьскаго Серапиона, и постави его епископом Володимерю, Суждалю и Новугороду Нижнему» (Московский летописный свод конца XV в. – ПСРЛ, 1949, т. 25, с. 151). Под следующим 1275 годом в Московском летописном своде говорится: «В то же лето преставися епископ Володимерьски Серапион, бе же учителей зело в божественом писании, положен же бысть в церкви святыа Богородица во Владимери» (ПСРЛ, т. 25, с. 151). Митрополиту Евгению (Болховитинову , † 1837) удалось установить, что до доставления во Владимир Серапион игуменствовал с 1249 по 1274 годы в Киево-Печерском монастыре. В 1274 году хиротонисан во епископа Владимирского, Суздальского и Нижегородского митрополитом Киевским Кириллом († 1281). Скончался 12 июня 1275 года, в глубокой старости. Гробница находится в Успенском кафедральном соборе города Владимира. В надписаниях его слов он называется «святым, преподобным и блаженным». В рукописных святцах епископ Серапион упоминается в числе святых. Епископ Серапион был поистине добрый пастырь, и хотя епископствовал на Владимирской кафедре всего один год, много пользы принес своим чадам. «Он принадлежал к числу тех пастырей Церкви, которые истинно радели о своей пастве, внимательно прислушиваясь к ее потребностям и стараясь врачевать ее раны». Несмотря на скупость летописной оценки «книжности» епископа Серапиона, в науке утвердилось мнение о принадлежности ему пяти поучений. Четыре из них надписаны именем Серапиона в одном из древнейших четьих сборников – «Златой чепи» XIV века из собрания ГБЛ Троице-Сергиевой лавры, 11. Пятое поучение известно пока в составе одного лишь Паисиевского сборника XV века (ГПБ, Кирилло-Белозерское собрание, 4/1081). В первом из названных слов Серапион призывает свою паству к покаянию, напоминая ей о грозных Божественных «наказаниях» – землетрясении и нашествии иноплеменников.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Скачать epub pdf Глава IV Мировое положение России. – Восток и азиатские варвары. – Нашествие Батыя. – Состояние Русской земли после нашествия. – Деятельность Ярослава Всеволодовича и его кончина Смири Господь Бог русскую землю нахождением иноплеменник. (Тверская летопись, 365) Была пора: татарин злой шагнул Через рубеж хранительныя Волги. Погибло все: народ, терпя, согнул Главу под стыд мучительный и долгий! В.А. Жуковский. «Русская слава» Братие и сестры, счастливо наслаждающиеся драгоценною свободой, вспомните все беды, которые ваши деды перенесли из-за нее. (Из речи митрополита Михаила) Перейдем теперь к печальной повести о том ужасном потрясении, которое выпало на долю русского народа в XIII веке. Мы увидим, как мрачные тучи одновременно надвигаются с востока и с запада. Но среди мглы проглянет яркое солнце, среди невыразимо тяжких и смутных обстоятельств в лице Александра Ярославича явится пред нами истинный представитель своего века – великий государственный муж, спасающий будущность Русского народа, народный герой, добрый страдалец за землю Русскую. Преклоняясь пред неисповедимыми судьбами Промысла, посылающего испытания, с искренним чувством умиления и сердечной благодарности облобызаем Десницу, подающую в то же время и необходимую помощь и утешение. Взаимные несогласия и распри русских людей побудили их некогда призвать князя из-за моря владеть и княжить на Руси. Но княжеский род размножился, и кровавые распри начались между самими князьями-родственниками. Русь стала обширным воинским станом. Бурные страсти молодого народа разыгрывались на просторе, и сильный мог безнаказанно угнетать слабого. От усобиц княжьих – гибель Руси! Братья спорят: то мое и это! Зол раздор из малых слов заводят, На себя куют крамолу сами, А на Русь с победами приходят Отовсюду вороги лихие! На далеком севере явился князь, сознавший всю гибельность таких порядков, и, собравшись с силами, потребовал от своей братьи – остальных князей – повиновения. Но другой, не менее знаменитый князь, не боявшийся никого, кроме Бога, прислал сказать ему:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Скачать epub pdf Неделя 13-я по Пятидесятнице Притчу о винограднике и хозяине дома мы все хорошо знаем, она часто звучит в церкви. Святые отцы толковали ее таким образом, что виноградник, обнесенный оградой, и делатели, слуги – это народ израильский, которому дана была истинная вера. Перед пришествием Иисуса Христа человечество являло страшное зрелище: абсолютно все народы поклонялись бесам, служили сатане как богу в надежде его умилостивить, чтобы облегчить себе жизнь. Бесов много, поэтому в языческих культах было очень развито многобожие. Были боги местного, областного и, самые главные, государственного значения: целая иерархия. И они требовали жертв, которые приносили им специальные служители, жрецы, в виде продуктов труда, плодов земли, вина, драгоценностей. Но это все полбеды, самое страшное было жертва человеческая. Эти мнимые боги требовали себе даже грудных младенцев, первенцев. Родила молодая женщина первого ребеночка, – какое это для матери величайшее духовное переживание! – а бес ждет жертву. И в этом кишащем аду один-единственный народ на земле веровал в единого истинного Бога, Творца неба и земли. Иудеи веровали, что Бог есть Дух, и поклонялись Ему. И Бог Сам, через Своего пророка Моисея, дал им заповеди, которые делали этих людей собственно людьми, поэтому нравственно они были несравненно выше всех окружающих. И хотя этот народ был маленький и несильный, он продолжал свое существование, рос и развивался, Господь его хранил. А как только он уклонялся от истинной веры, Господь попускал нашествие иноплеменников и даже семидесятилетнее пленение вавилонское. Был даже разрушен храм, а потом снова восстановлен, когда люди вернулись к вере. Вот этому народу было обещано, что из него придет Спаситель миру – Мессия, или по-гречески Христос, а по-русски Помазанник (всех пророков в Древнем Израиле помазывали елеем, смешанным с благовонным миром, в знак того, что они посвящены Богу). В притче об этом прикровенно и рассказывается. Господь, чтобы Его возлюбленный, избранный народ не погиб, чтобы обратить его к истинной вере, восставлял в нем пророков. Он избирал какого-нибудь ревностного по Боге человека, часто юношу, и в нем поселялся Господь Дух Святый, внушавший ему некие слова, которые он передавал народу. Ну а правда глаза колет, и часто для пророков это очень плохо кончалось. Обычно их убивали, но потом все равно их жертва приносила пользу: люди исполнялись сострадания, раскаяния, и опять большинство из них все-таки к Богу возвращалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010