Скачать epub pdf РОСА ЗАЩИТЫ Радуйся, варварского избавляющая служения (Акафист Пресв. Богородице, икос 5). Чудо 2 В том же 1662 году, в котором плакала Богородичная икона, сарацины (мусульмане), попущением Божиим за наши грехи, тихо подкравшись, полонили окрест Чернигова множество селений. Иноки того Ильинского монастыря, не зная о варварском нашествии, сидели в своей обители, и в одну из ночей им было возвещено о татарах. Тогда все они вошли в церковь и скрылись в пещере преподобного отца нашего Антония. В полуночи же напали татары на монастырь и, ворвавшись в церковь , где стояла чудотворная икона Пресвятой Богородицы, украшенная по обычаю серебряными табличками, безбожные сотворили много пакости: все иконы со своих мест повергли на землю, забрали всю церковную утварь... Иконы же Богородичной, стоящей на на-местном месте, и серебряных табличек на ней не коснулись. Знать, как некогда за пророка Елисея, так и здесь поганых поразил Господь Бог слепотой, чтобы, будучи слепыми душевными очами, и телесными не взглянули на икону Матери Божией, на которую взирая, видим мы истинную Богородицу. Воспретила им сила Божия: да не коснутся недостойными руками Киота Мысленного. И неверные не только не тронули икону, но и войти в пещеру к скрывавшимся там инокам не смогли, хоть и неоднократно покушались, с возожженной лучиной и обнаженными мечами, однако, будто кем-то отбрасываемые, возвращались изгнанные. Это сила Пречистой Девы, защищающая иноков, возбранила сарацинам вход в пещеру. Беседа «Много наказаний грешному», – грозит Псалмопевец ( Пс. 31, 10 ). Не только в нынешнем, но и в будущем веке грешник подлежит бесчисленным наказаниям, ибо не бывает грех без наказания. От начала грехи казнены были: Адамов изгнанием, Евин печалями, грехи исполинов потопом, содомлян огнем, египтян многими смертями, грех израильтян рабским трудом наказан. Согрешаем и мы, и сколь много казни на себя навлекаем: междоусобные брани, смертоносные раны, нашествия иноплеменников... И что сотворим, грешные? Примем добрый совет пророка Исайи: «Укройтесь на мгновение, доколе не пройдет гнев» Господень ( Ис. 26, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf «Я – стена, и сосцы у меня, как столпы» ( Песн. 8:10 ) У всех земных царей есть обычай, слушатели возлюбленные, для прибежища подчиненных им людей при нашествии иноплеменников и всяких врагов и супостатов созидать города и ограждать их крепкими стенами, чтобы остановить натиск врагов. На стенах тех возводят они «пирги», крепкие и высокие столпы, и украшают их воинским оружием, чтобы с их высоты издали усмотреть приближение врагов и оружием отражать их нападения. Подобное тому сотворил и Царь Небесный, создав для людей Своих во вселенной город великий, Святую Соборную и Апостольскую Церковь , чтобы все, гонимые проклятым демоном, укрывались в этом городе и освобождались от его мучительства, защищаемые крепкой и непреодолимой стеной этого города. Стена же эта есть не иной кто-либо, как Пресвятая Владычица наша Богородица и Приснодева Мария, как сказано от лица Ее Святым Духом, в Песни Песней: «Я – стена, и сосцы у меня, как столпы», – и как воспевает Ей Святая Церковь : «Стена непобедимая нам христианом еси, Богородице Дево! К Тебе бо прибегающе невредими пребываем». Об этой стене и ее столпе, то есть о защите и покровительстве Пресвятой Матери Божией, мы и побеседуем ныне, в день Покрова Ее, в честь и славу Ее, «при Господнем содействии». «Я – стена, и сосцы у меня, как столпы». Господь, утвердивший вселенную, «которая не подвигнется» ( 1Пар. 16:30 ), утвердил в ней и град Церкви, которого и «врата ада», то есть вся сила демонская и воинство его, еретики и язычники, одолеть не могут (см. Мф. 16:18 ). Ибо Премудрейший Архитектор небесных кругов основал ее не на слабом песке, который размывается водным течением и поставленные на нем здания разрушаются ветром и бурей, а на твердом камне, на истинном исповедании Петровом: «Ты – Христос, Сын Бога Живого», которое Сам Христос называет камнем: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:16–18 ). Камень есть сие исповедание, ибо оно изречено о камне твердом, Самом Христе Господе, Который есть камень, по свидетельству святого апостола Павла: «Камень же был Христос» ( 1Кор. 10:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Слово в день Рождества Христова 27 Христос раждается: славите! Есть дни, кои всякий раз, когда ни возвращаются, пробуждают множество разных воспоминаний и разных чувствований. Таковы дни: спасения от огня, меча, землетрясения и наводнения, дни избавления от нашествия иноплеменников, дни явлений особенного к нам Божия снисхождения и милосердия, особенных Его даров и благодеяний. Между таковыми днями самый знаменательный и самый торжественный день есть тот, коим начинается возрождение всего человеческого рода – тот, когда положено основание нашего спасения и искупления от греха, проклятия и вечной смерти. Таков, слуш., настоящий день! Кто может встретить его с холодным чувством без воспоминания о тех бедствиях, в кои погружен был род человеческий до явления Бога Слова во плоти? Кто может проводить его беспечно – без размышления о тех благодеяниях, кои излились от него на весь род человеческий, чрез все годы и веки в самую вечность? Христос раждается: славите! Казалось бы, не нужно было возбуждать христиан к прославлению Того, чьим именем ознаменованы мы и учением напоены; но поскольку славу, которая принадлежит собственно одному Начальнику и Совершителю нашей веры, Господу Иисусу Христу – сию славу часто предвосхищают твари, то надобно пробуждать ее в нас, надобно заставлять петь и говорить: славите! Взирая на младенчество Иисуса Христа простым оком, мы не видим ничего славного, торжественного, блистательного. Но зная и веруя, что сей младенец есть тот Самый, Которого многие Пророки и праведники желали видеть и слышать ( Мф. 13:17 ). Тот Самый, Который послан благовествовать нищим, изцелять сокрушенных сердцем, проповедать плененным освобождение, слепым прозрение, проповедать лето Господне благоприятное ( Лк. 4:18–19 ). Тот Самый, Который искупил нас от клятвы закона, став за нас клятвою ( Гал. 3:13 ), и смертию Своею сокрушил имеющего державу смерти, то есть диавола ( Евр. 2:14 ); зная все сие и веруя, не можем не чувствовать в душе своей побуждений к прославлению Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

творче всему»; е) «Благодарим тя Господи Боже спасения нашего, яко ты еси творец всем»; ж) «Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа, воздвигнувы ны от сна»; з) «Господи Боже наш отринувый от нас леность сонную и созвавый нас званием святым»; и) на «Помилуй мя Боже»: «Господи Боже наш давый человеком отпущение грехов покаянием»; и) «на хвалитех»: «Господи Боже наш сотавлей мысленыя силы волею своею»; к) «на Слава вышних»: «Благодарим поем и славим благодать воздам тобе Боже отец наших»; л) «в поклонение главы»: «Господи Святый живый в вышниих и всевидящим оком твоим призирая на всю тварь»; 6) последование в неделю Пасхи (52–56 об.); 7) последование вечерни в неделю Пятидесятницы с коленопреклонными молитвами (57–68 об.); 8) последование сентября 14 на Воздвижение честного Креста Господня (69–70 об.); 9) последованне в третью неделю поста в субботу вечер (70–71 об.); 10) октения глаголема на нефимоие и на полунощнице (71 об.–72); 11) молитва ядшим скверно мяса от поганых (72 об.): «Владыко Господи Боже наш живый на высокыих на смиренныя призирая», та же, что в 868 на 275 л.; 12) последование Просвещения Святых Богоявлений (73–80 об.); 13) последование освящения в 1 (день) августа месяца и егда кто хощет потребе призывающи (81–90); 14) како пети подобает молебен за всяко прошение (90–93 об.); 15) аще молишися, просиши ведра, глаголи октению сию (93 об.–96 об.); 16) общия службы бесплотным силам, апостолам, пророкам, мученикам, святителям, священномученикам, преподобномученикам, преподобным, мученицам, преподобным женам, о умерших, на освящение церкви, «на потрясение страха труса», «в нашествие иноплеменник ратных», «на всяко прошение», «в запаление огня» (96 об.–98 об.); 17) чин бываемый на освящение маслу (99–134); 18) прощение в субботу великую (134); 19) указ (в роде чина) како священнику глаголати князю в здравие (134 об.–135); 20) а се святителю в здравие глаголеть диякон (135 об.); 21) а се в здравие архимандриту или игумену (135 об.–136); 22) в здравие всякому православному християнину (136 об.); 23) чин последованию малаго образа иже есть мандиа (137–143); 24) чин бываемый вели ангельского образа (143– (66 об.); 25) чин пострижение черноризица вели ангельского образа (167–186 об.); 26) чин исповеданию грехом (187–189); 27) поновление миряном (189об.–192); 28) чин поновление черноризцем (192 об–194); 29) поновлевие священнонноком иереем (194–201 об.); 30) исповедание вкратце (201 об.–203); 31) поновление священническое миряном (203–204 об.); 32) последование бываемо о усопших иноких (205–227); 33) чин на погребение мирскым человеком (227–240 об.); 34) чин бываемый на разлучение души (241–251); 35) понахида (251–257 об.); 36) чин обручению и венчанию царем православным и князем и всем христианом (258– 261 об.); молитвы: 37) над всяким сосудом оскверньш(им) (262): «Владыко сердцевидче Господи сведый неизреченная и вся сведый преже бытья их, ты един взаконивый в законе твоем святем», та же, что в 849 на лл

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 3 Иоил.3:1 . Яко се Аз во дни тыя, и во время оно, Показывая же, в какое именно время, присовокупил: егда возвращу пленники Иудины и Иерусалимли. Не во время духовных дарований, но вскоре по возвращении из Вавилона. Иоил.3:2 . Соберу вся языки, то есть, попущу собраться, и не воспрепятствую первому их устремлению. Сие выражает словом: «соберу»; потому что, не против воли привел их, но не воспрепятствовал, когда вознамерились идти. и сведу я на юдоль Иосафатову, и разсуждуся с ними ту о людех Моих, и о наследии Моем Израиле, иже разсеяшася во языцех: и землю Мою разделиша, Иоил.3:3 . И на люди Моя вергоша жребия, и даша отрочища блудницам, и отроковицы продаяху на вине, и пияху. Из сего явствует, что по следам народов сопредельных шли и другие. Они-то во время пленения Иудейскую землю, так как никого на ней не было, никто не владел ею и не возделывал ее, делили между собою, и при разделении бросали жребий, Иудеев же избегших плена продавали, данную за них цену издерживая на распутство и роскошь. Бог говорит: «разсуждуся о людех Моих», показывая, что подвергнет наказанию за беззаконные поступки с Иудеями. Иоил.3:4 . И что вы мне, Тире и Сидоне и вся Галилеа иноплеменников? После сего обвиняет Тир и «Галилею иноплеменников» (это была страна, принадлежащая Тиру же), что и он по злопамятности поступил также с народом Божиим, и что сделано народу, относя это к Себе, Бог изрек: Еда воздаяние вы воздаете Мне? или памятозлобствуете вы на Мя? Как за гонимых Савлом Апостолов с неба сказал Ему: «Савле, Савле, что Мя гониши?» ( Деян. 9:4 ) – собственными Своими страданиями называя то, что замышлял он против Апостолов: так здесь, обращая речь к Тиру, на Себя приял Бог лице народа, и к Себе отнес, что сделано с ним. Угрожает же им весьма скорым воздаянием, воздаянием праведным за беззаконные поступки с народом. Потом излагает самые виды неправды; ибо говорит: Взяв «сребро и злато», и все прочее, Мне посвященное, «внесосте в требища» идолов ваших ( Иоил.3:5 ); Иудеев же, избегших нашествия Вавилонян, «продасте сыном еллинским» ( Иоил.3:6 ), имея одну цель, удалить их от земли, Мною им данной.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Об Отечественной войне 1812 года Впервые за всю историю Отечества русский народ столкнулся с нашествием иноплеменников в лице всей объединённой Европы 10.12.2022 684 Время на чтение 7 минут Фото: В.В. Верещагин. Наполеон на Бородинских высотах. 1897 На троне, на кровавом поле, Меж граждан на чреде иной Из сих избранных кто всех боле Твоею властвует душой? А.С. Пушкин Уходящий 2022 г. богат на юбилейные даты. Состоялся очередной юбилей, посвящённый Отечественной войне 1812 года. Об этой войне хочется сказать особо, поскольку осмысление этих событий могут помочь понять то, что происходит в нашем Отечестве сегодня, уже спустя 210 лет. «Дела давно минувших дней…». Спустя столько лет уже давно нет живых свидетелей этой войны, и мы о ней практически не говорим. Вспомнили разве что в 2012 году во время 200-летнего юбилея. У нас ведь любят крупные круглые даты, и поэтому к этому юбилею устраивались конференции, проводилась реконструкция Бородинского сражения, печатались книги и монографии, выпускались буклеты, служились молебны в Церкви и т. д. Но в этом году как-то тихо. А ведь все процессы, которые происходят в нашем Отечестве сегодня, имеют отголоски этой войны с Наполеоном, поэтому о ней надо говорить. И в первую очередь с духовной точки зрения. Война против антихриста. Большинство рядовых граждан нашествие Наполеона в 1812 г. в православной Российской Империи воспринимало не просто, как нашествие иноплеменника, а как пришествие антихриста, который напал на Русь с целью ее порабощения. И нужно сказать, что в этом есть доля правды, поскольку, как известно, диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5:8). Священное Писание любые гонения, напасти и нестроения в обществе никогда не рассматривает как случайное событие. Например, иудеи оказались в Вавилонском пленении у Навуходоносора только за то, что начали творить беззаконие и отошли от веры в единого Бога. О последствиях греха в форме войн и Вавилонском пленении израильский народ предупреждал ветхозаветный пророк Иезекииль, но его, к сожалению, мало кто слушал.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/10/ob...

Глава 8 1. «И сказал мне Господь: возьми себе большой свиток и начертай на нем человеческим письмом: Магер-шелал-хаш-баз. И я взял себе верных свидетелей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина, – и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз. Ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя, – богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским» ( «И рече Господь ко мне: прими себе свиток книжный 103 нов велик, и напиши в нем писалом человечим, еже скоро пленение сотворити корыстей, приспе бо; и свидетели Мне сотвори верны человеки, Урию иереа, и Захарию сына Варахиина. И приступих ко пророчице, и во чреве зачат, и роди сына. И рече Господь мне: нарцы имя ему: скоро плени, нагло расхити, Зане прежде неже разумети отрочати назвати отца или матерь, примет силу Дамаскову и корысти Самарийския пред царем Ассирийским») ( Ис. 8:1–4 ). Эти два повеления буквально, по видимому, различны и не имеют между собой ничего общего; но кто тщательно вникнет в силу мыслей, тот увидит, что они весьма сродни и имеют одну цель. Впрочем, наперед нужно сказать, для чего пророчества введены в человеческую жизнь. Итак, нужно сказать: для чего введены они? Бог обыкновенно отсрочивает и медлит наказывать грешников, между тем как бывает скор и быстр на благодеяния добродетельным. Это, т.е. то, что наказание следует не непосредственно за преступлениями, людей более беспечных располагает к падению. Потому Бог, чтобы показать Свое долготерпение и чтобы люди не сделались от этого более беспечными, употребляет врачество пророчества, научая грешников не самыми наказаниями, но до времени только предсказанием о них, чтобы они в случае, если, выслушав угрозы, сделаются лучшими, – отклонили от себя действительное наказание; а если останутся бесчувственными, то Он подвергнет их наказанию. Дьявол же, видя это и понимая, сколь великая происходит отсюда польза, посылал лжепророков, которые говорили против пророков, угрожавших голодом, язвами, войнами, нашествием иноплеменников, и возвещали благоприятное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Едва ли какое-нибудь иное время более, чем в настоящее, с большей силой сознавалась нами непорочность и тленность всех наших земных приобретений, всех материальных интересов: широкая и необычайно объёмистая и длительная волна нашествия иноплеменников невольно ставят под сомнение возможность какой-нибудь неприкосновенности нашей к общей всемирной беде, вместе с тем с удивительной яркостью доказывая нам неотвратимость, во время и сроки не по нашему выбору, ликвидации наших земных дел. Не думаю, чтобы было время наибольшего обесценивания нашей физической личности и благ нашего тела, как переживаемая нами страдная военная чреда, когда не только люди, свободно избравшие для себя доблестное звание воинское, или несущие на себе обычный, законом установленный и нашим сознанием легко принимаемый жребий поднятия меча для охраны блага мирного труда и благоденственного жития, но и обычные трудники мирного правления делами страны, и избравшие себе удел науки и самоусовершающего подвига меняют мирный посох на меч воинственный, оставляя любимые семьи и дорогие привязанности, колебля привычный жизненный режим и неизбежно подвергая себя тяготам ратного труда. Но не меньшие испытания терпит и наш духовный человек, не меньшие трудности переживает и наше религиозно-нравственное сознание. Умоляются в славе своей храмы Божии, сокращается их внешнее благолепие, красота и полнозвучность богослужебного чина. Невыносимо страдает наше нравственное сознание в сколько-нибудь ярком представлении 20-ти месячного кровавого ожесточения человеческого, с ужасами трупных брустверов, окровавленных рек, безысходной массовой смерти под сплошным огненно-свинцовым дождём, или в ползущем облаке удушающих газов. И наше нравственное сознание страдает не потому лишь, что невыносимо кошмарна сама по себе жизненная действительность: ужасно прошлое с его ошибками и смертными грехами против правды Божеской и человеческой, невыносимо настоящее по его крайней, по-видимому, напряженности, неверно и смутно ближайшее будущее с его превышающими, по-видимому, человеческое разумение задачами, – но и потому страдает наш духовный человек ещё более, что смертную борьбу друг с другом ведут христианские народы, что в этой борьбе попранными оказываются совесть и долг, уничтоженной является христианская мораль, истина подменена ложью, кривда часто торжествует над загнанной правдой, посрамлёнными кажутся вера и христианское упование, и с разных концов просвещённого, но греховного и ветшающего христианского мира несутся к Творцу миров диаметрально противоположные вопли и мольбы враждующих сторон на искушение верующих и на злорадный соблазн иноверных и инородных.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Sokolov...

Прочитав много разных книг, и христианских, и составленных внешними мудрецами и почерпнув оттуда достаточную душевную пользу, я, главное, научился тому, что всякой добродетели, какие проходим мы, люди, вся­кой власти и всякого начальства, коих желаем, пода­тель и совершитель есть Создатель всего и Владыка. Это я познал и уразумел. «Всяко , — сказано, — даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов» (Иак. 1:17). Иное есть «даяние благо» , и иное — «дар совер­шен» . «Даяние благо» — это душевные добродетели, как то: разум, мужество, правда, целомудрие, кротость и смиренномудрие; также и подаваемые нам от Вышней Бо­жественной Благости житейские блага, потребные нам для того, чтобы жить и чтобы жить хорошо. «Дар же совершен» , который свыше обильно подается достойным, это — различная благодать Святого Духа, которая совершенствует, утверждает и сохраняет до конца от расхищения вышепомянутые естественные блага душевные. Царство же и священство, украшаемые и ограждаемые исповеданием благочестивой православной веры, суть два величайшие, лучшие и совершеннейшие блага, подаваемые благочестивым свыше божественным человеколюбием и благостью, — дабы одним освящались и просвещались люди верующие, чтобы богоугодно спасались и прилежным исполнением заповедей Божиих сохранялись бы в вере и любви к Вышнему; другим же ограждались бы и жили сохранно и благонадежно, не опасаясь нашествия иноплеменников, имея благоверно царствующих над ними, которые и ополчаются всегда против супостатов, устраивая подчиненным жизнь тихую и безмя­тежную. Если же это так, действительно, и так испо­ведуется всеми православными и боговдохновенными от­цами и учителями, то пусть перестанут невежественные, и пусть не произносят против нас хулы те, которые мудрствуют заодно с немцами, держа предания халдейские и египетские, говоря и проповедуя, что счастье, по­средством круга движения звезд, одних возносит на различные степени власти и начальства, а других низлагает оттуда и предает окончательным бедствиям и бесчестию. Пусть научатся они говорить с боговдохновенным пророком и царем Давидом: «рех беззаконнующим, не беззаконнуйте; и согрешающим, не возносите рога. Яко Бог судия есть: сего смиряет, и сего возносит» (Пс. 74:5, 8). Вот справедливое и нелестное мудрование и учение: Сам праведный Судия и Промыслитель о всех во­обще тварях Своих, одного возносит, а другого смиряет неизглаголанными судьбами, ведомыми Ему еди­ному, а не баснословимое счастье и круг зодиака и появление звезд и планет. Также и в другом месте яснее еще богословствует тот же боговдохновенный царь, говоря: «Кто яко Господь Бог наш? на высоких живый, и на смиренные призираяй на небеси и на земли: воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога» . Для чего? «Посадити его , — говорит, — с князи, с князи людей своих» (Пс. 112:5—8).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3608...

Часть 1-я Предисловие История Малой России до времен нашествия на нее татар, с ханом их Батыем, соединена с историей всея России, или она-то и есть единственная История Российская; ибо известно, начало сей истории, вместе с началом правления Российского, берется от князей и княжеств Киевских, с прибавлением к ним одного только новгородского князя Рюрика, и продолжается до нашествия татарского беспрерывно, а из сего времени бытие Малой России в Общей Российской Истории едва упоминается; по освобождении же ее от татар князем литовским Гедимином, и совсем она в Российской истории недосказана. Посему предлагаемая здесь История Малороссийская, писана на два периода, т.е. до нашествия татарского экстрактом, а от сего нашествия пространно и обстоятельно. Историков и летописцев сего времени было в Малой России довольно. Но как сия страна, как бы созданная или осужденная для руин, от частых нашествий иноплеменников, а еще более частых набегов и браней от народов соседних, и наконец, от непрестанных междоусобий и побоищ, претерпела всех родов разорения, губительства и всесожжения, и так сказать, обагрена и напоена кровью человеческою и покрыта пеплом, то в такой несчастной земле, можно ли было, что-либо сберечь целое? А по сей причине, взята сия История из летописей и записок Белорусских, яко из страны единоплеменной, соседствующей и от руин Малороссийских удаленной. Известный ученостью и знатностью депутат шляхетства малороссийского, господин Полетыка, отправляясь по должности, депутатства в великую оную Имперскую комиссию для сочинения проекта нового уложения, имел надобность необходимую отыскать отечественную Историю. Он относился о сем к первоначальному учителю своему, архиепископу Белорусскому Георгию Конискому, который был природный малороссиянин, и долголетно находился в Киевской академии префектом и ректором. И сей-то архиерей, сообщил господину Полетыке летопись или историю сию. Уверяя архипастырски, что она ведена с давних лет в кафедральном Могилевском монастыри искусными людьми, сносившимися о нужных сведениях с учеными мужами Киевской академии и разных знатнейших Малороссийских монастырей. А паче тех, в коих проживал монахом Юрий Хмельницкий, прежде бывший гетман Малороссийский, оставивший в них многие записки и бумаги отца своего, гетмана Зиновия Хмельницкого, и самые журналы достопамятностей и деяний национальных, и что притом она вновь им пересмотрена и исправлена.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010