1 сентября 2023 года, в праздник Донской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.      Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дважды в истории события, связанные с Донской иконой Божией Матери, определили саму судьбу нашего Отечества. 1380 год, Куликовская битва, когда решался вопрос: либо продолжится многовековое рабство, изнуряющее наш народ, либо враг надломится, и откроется возможность к полному освобождению Родины. Можно себе представить, с каким чувством шли на Куликово поле наши воины. Перед ними была непобедимая орда с огромным военным опытом, и ясно было, что человеческими усилиями эту мощь не одолеть. Но воины наши преклонили колена перед святым образом Богоматери, который мы сегодня прославляем. Они просили споспешествования в битве, что, несомненно, приклонило, через молитву Пречистой Богородицы, Божественную силу к народу нашему, к воинству нашему, и враг был если не повержен, то настолько ослаблен, что его смертельная хватка уже не душила народ, не останавливала его развитие, не бросала вызов его духовной жизни. Ну и второе событие — 1591 год. Крымский хан Гирей, с большим воинством, с опытом ведения войны, прошел от Крыма до Москвы, не будучи ни остановлен, ни побежден, и остановился на Воробьевых горах, совсем недалеко от места, где мы с вами сейчас находимся. Конечно, сознавали москвичи, что силы неравные, и не было надежды ни на дружину, ни на полководцев. И потому с особой силой москвичи стали молиться перед этим образом и просили Царицу Небесную спасти город Москву, избавить от нашествия иноплеменников, которое привело бы к полному уничтожению города и истреблению его жителей. После этого Москва никогда бы не стала Первопрестольным градом, на ее месте было бы пепелище. Действительно, речь шла об исторической судьбе и столицы, и царства Русского, да и всего народа нашего.

http://pravoslavie.ru/155814.html

20 октября 2019 года, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свенского Успенского мужского монастыря (поселок Супонево, Брянская область). По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.      Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Александр! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый господин губернатор! Представители исполнительной и законодательной власти! Дорогие братья и сестры! С особым чувством вступил я сегодня под своды этого храма. Владыка уже рассказал, что произошло здесь в 2011 году, когда только возникала мысль построить этот величественный собор, когда был сделан первый шаг на пути, который привел нас к сегодняшнему дню. Мое первое слово — это слово благодарности. Благодарности всем, кто посвятил этому великому историческому для Брянска делу часть своей души, часть своих средств, часть своего времени. Храмы строятся не на год или два, а на столетия. Сохранилось немало храмов, возраст которых больше тысячи лет, — если говорить о православном мире в целом. В нашей стране, к сожалению, не все исторические святыни сохранились, уж слишком часто она подвергалась нашествию иноплеменников. Сегодня, когда я летел на вертолете из Москвы в Брянск и видел эти бескрайние брянские леса, я, конечно, не мог не вспомнить великий героизм нашего народа во время Великой Отечественной войны, когда именно здесь, в лесах Брянщины, которые стали неприступной крепостью для враждебной армии, победившей большую часть Европы, люди отдавали свою жизнь, чтобы враг не прошел дальше. Подвиги на Брянской земле, в первую очередь героическая партизанская война, стали огромным вкладом в победу нашего народа. И, взирая с высоты птичьего полета на эти бескрайние леса, невозможно было об этом не вспомнить. Господь проводил и проводит наше Отечество через испытания. Но, проходя через испытания, мы никогда за всю историю не разрушали самих себя, мы всегда становились сильнее. Выйдя из пламени Великой Отечественной войны, Отечество наше и народ наш обнаружили такую великую силу, что этой силы испугались многие. Весьма показательно, как закаляется характер народа, как укрепляются его силы, когда возникает необходимость защищать Родину, в том числе жертвуя своими жизнями.

http://pravoslavie.ru/124839.html

21 апреля 2023 года, в пятницу Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и водосвятный молебен в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании богослужения и крестного хода Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.      Сердечно благодарю вас, владыка наместник, за добрые слова! Хотел бы приветствовать всех собратьев архипастырей, духовенство и вас, мои дорогие паломники и постоянные прихожане сей святой обители, и поздравить с замечательным праздником. Мы празднуем сегодня Пасху Божию здесь, на этой святой земле, в сердце русского Православия — в Троице-Сергиевой лавре. Эта обитель прославилась в первую очередь через духовный подвиг святого преподобного Сергия, но ведь не только через него! Сколько последователей преподобного Сергия трудились здесь! О ком-то мы знаем, кто-то вошел в историю, а о ком-то не знаем ничего. Но все они были молитвенниками за землю Русскую, за народ наш, и в тишине своих келий несли духовную вахту, предстоя Господу и к Нему обращая молитвы — за спасение страны в грозные и страшные времена нашествия иноплеменников или междоусобной брани, и за народ наш. И сколько уже прошло времени после богоборческого переворота, когда в стране стали закрываться и храмы, и монастыри, когда и Лавра была закрыта! Новое поколение не помнит и, может быть, даже не знает о всей этой тяжелой истории. А вот стены Лавры, все это впитав в себя, помнят. Потому мы должны благодарить Господа за то, что сегодня живем в мирное время; за то, что власть сегодня повернулась лицом к народу и Церкви и нет больше гонителей и притеснителей. Есть только один притеснитель и гонитель — это мы сами, если, продолжая именовать себя христианами, живем совсем не так, как должны жить ученики Христа. Вот для того чтобы Церковь была сильна своей внутренней духовной жизнью, недостаточно, чтобы процветали монастыри и храмы. Нужно, чтобы вера Христова реально отображалась в жизни каждого из нас.

http://pravoslavie.ru/153230.html

3 января 2018 года, в день памяти святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершилБожественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.      Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с праздником — днем памяти святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси! Личность святителя Петра очень близка нам. Нам близки его восприятие того, что есть Русская Церковь, его стремление защитить Церковь от врагов внешних и внутренних, сохранить единство Церкви, уже в то время подвергавшееся испытаниям. Святитель Петр родился на Волыни, на земле нынешней Украины, и был поставлен в митрополита Киевского по выбору Патриарха Константинопольского, ибо Церковь наша была тогда частью Константинопольского Патриархата. В 1308 году он прибыл из Константинополя в Киев, но город, разрушенный татарскими набегами, лишенный стен и укреплений, постоянно подвергался набегам, так что управлять отсюда Церковью, при всем желании оставаться в Киеве, святитель не мог. Поэтому он переехал во Владимир, как это сделал ранее его предшественник митрополит Максим, движимый теми же соображениями. Но, находясь во Владимире, престольном граде князя всея Руси, святитель осознавал свою ответственность за всю Русскую Церковь — и за север, и за юг, и за восток, и за запад. Его молитвами сохранялось единство Церкви нашей в самые трудные годы нашествия иноплеменников и междоусобных браней. За год до смерти святитель Петр принимает решение переехать из града Владимира в Москву, куда его пригласил князь Московский Иван Калита. Но святитель поступил так не только потому, что его пригласил князь, но и потому, что почувствовал потребность быть в граде Москве. Прибыв сюда, на эти кремлевские холмы, он повелел заложить церковь Успения Пресвятой Богородицы. В стене строящегося храма, того самого, в котором мы сегодня совершаем его память, он и был погребен. Теперь стена храма идет по другой линии, и поэтому гробница с мощами святителя Петра находится в алтаре. Он здесь, в своем кафедральном соборе. Он здесь, в Первопрестольном граде, который стал столицей Древнерусского государства, после Киева и Владимира, именно потому, что святитель Петр перенес сюда кафедру митрополита всея Руси.

http://pravoslavie.ru/109719.html

4 ноября 2017 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.      Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Егор Афанасьевич Борисов, президент Республики Саха (Якутия)! Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня мы празднуем особый день и особое с этим днем связанное событие, о котором вы уже слышали в проповеди. Скажу лишь еще раз, что сегодняшний праздник был учрежден в честь победы над польскими захватчиками, которые, воспользовавшись гражданской смутой на Руси, вошли в Москву, в Кремль, оккупировали столицу и надеялись оккупировать всю страну. Но подвигом святителя Гермогена, Патриарха Московского, подвигом Минина и Пожарского, подвигом нашего народа, осознавшего всю пагубность смуты, враг был изгнан вначале из Китай-города (это произошло 1 ноября 1612 года), затем из Кремля, а уже 3 ноября польский гарнизон капитулировал. В честь победы, которая предопределила дальнейшее историческое развитие нашей страны, и был учрежден, при царе Алексее Михайловиче, сей праздник в честь Казанской иконы Божией Матери. Именно икона, явленная в Казани во времена царствования Ивана Васильевича, стала символом этой победы. Она находилась в войсках Минина и Пожарского, перед ней, возложив на себя трехдневный пост, молились ополченцы. Духовно приуготовив себя к решающему сражению, они выступили и победили противника, освободили Москву, а потом и всю Россию. И победа стала возможной именно потому, что под водительством Казанской иконы Божией Матери был освобожден престольный град — Москва. Вскоре состоялось избрание законного царя Михаила Федоровича Романова, и смута прекратилась. Законная власть, разумная государственная политика все это послужило консолидации русского общества. У разных сословий, может быть, не всегда совпадали интересы, но, тем не менее, народ имел единую цель сохранить государство, сохранить Россию, не допустить никогда более смут, разделений, нашествия иноплеменников. Процесс консолидации русского общества высвободил огромные силы в народе, и началось ускоренное развитие всех сторон жизни Русского государства.

http://pravoslavie.ru/107819.html

Arhiva La Sanct-Petersburg a fost lansat proiectul de stocare electronic a manuscriselor mnstirii Cuviosului Alexandru Svirski 30 iunie 2017 13:52 29 июня 2017 года был представлен проект оцифровки рукописей из коллекции Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря, осуществляемый Президентской библиотекой и Библиотекой РАН. Книжные собрания сотрудничают с 2011 года, за это время было оцифровано более двух тысяч материалов: микрофильмов, архивных документов, собраний сочинений и многое другое. В пресс-конференции приняли участие генеральный директор Президентской библиотеки Александр Вершинин, директор Библиотеки РАН Ирина Беляева и епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав . И. Беляева отметила, что фонд библиотеки насчитывает более 20 миллионов изданий. «Любое рукописное собрание уникально. Библиотека хранит более 19 тысяч рукописей. Мы планируем положить начало реконструкции библиотеки Александро-Свирского монастыря. Проект по переводу собрания рукописей обители в электронную форму готовился три года. Перед нами стоит задача сделать рукописи доступным для исследователей, передать опыт молодым, раскрыть наши фонды, рассказать об истории нашей страны и научить с уважением относиться к ней», — сказала Ирина Беляева. Александр Вершинин обратил внимание собравшихся на то, что передвижной (мобильный) сканирующий комплекс по оцифровке рукописей является одним из лучших в стране. «Уже отсканировано более 1400 страниц, имеющих отношение к истории России и непосредственно обители. Мы начинаем эту историю раскрывать. Всего предстоит отсканировать более 19 тысяч листов. При высоком качестве оцифровки в месяц сканируется до 1000 страниц. Оцифрованные рукописи будут доступны всем посетителям в электронных фондах Библиотеки РАН и Президентской библиотеки», — сказал он. «Сегодня мы полагаем начало значимому событию как для православных христиан, так и для общества в целом. Специалисты библиотеки применяют самые передовые технологии и решения для оцифровки книг, рукописей и важных архивных документов Свято-Троицкого Александро-Свирского мужского монастыря. За свою историю обитель несколько раз разрушалась, в результате пожаров и нашествия иноплеменников, шведов и немцев, уничтожались не только ее стены, но и рукописи. Сегодня мы видим, что обитель возрождается и наполняется историей, которая когда-то была утеряна. Мы нуждаемся в копиях книг, что находятся в библиотеке. Будет, в частности, воссоздан в электронном виде Синодик: мы вспомним забытые имена живших когда-то в обители людей и будем молиться за них», — сказал епископ Мстислав.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4945507...

Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа и Святаго Духа да умножится! Богатый в милости Господь сподобил нас и в этом году дожить до светлого праздника Рождества Христова. Снова мы слышим родное нам с детства и милое: «Христос рождается, славите! Христос с небес, срящите!» Снова мы мысленно встречаем Христа, сходящего с небес на спасение рода человеческого. Радостно и дерзновенно поем мы: «С нами Бог! Разумейте, языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог!» С этой победной песнью наши предки строили святую Русь. С этой песнью они и умирали за Русь, отражая нашествия разных иноплеменников. Верный их заветам, не дрогнул наш народ и пред нашествием фашистов. Воспользовавшись неожиданностью, враг успел захватить и опустошить немалую часть нашей земли, разрушить много городов и селений, истребил сотни тысяч мирных жителей. Враг предвкушал уже захватить и ограбить Москву. Но для нашего народа-богатыря тут-то и началась настоящая война; тут-то он и встал во весь свой богатырский рост. Началось соревнование в самопожертвовании между фронтом и тылом. Развернулся подлинно всенародный подвиг, в котором народы СССР один перед другим выявляли свою доблесть и верность общей родине: лучше-де умереть, чем видеть родину растоптанной врагом! Однако это было не отчаяние, когда умирают, чтобы только не пережить позора. Народ наш не колебался жертвовать всем и самою жизнью, потому что твердо верил в свою конечную победу и в то, что каждая жертва внесет свою часть в то всенародное благо, которым будет жить родина после победы. Вера эта коренится в сознании правоты нашего дела: не мы начали войну; нас вынудили взяться за оружие, чтобы защитить родину… Прошло полтора года войны, и мы теперь не только верим, но и видим, что победа определенно перешла на нашу сторону. «Лук сильных изнеможе, а немощствующие препоясашася силою» (1 Цар. 2, 4). Немцы, кичившиеся своей якобы образцовой армией, первоклассной военной техникой и искусством своих полководцев, теперь сами должны убедиться, что их хваленая военная сила «изнемогла» и уже не добудет им победы. Наоборот, те, кого фашисты, в своем слепом самомнении, считали «немощствующими», — наша доблестная армия по-прежнему стоит «препоясанная силою», по-прежнему готова продолжать борьбу, уверенная в своей победе. Воистину «Господь поборает за нас!» (Исх. 14, 14). Итак, «укрепитесь руки опустившиеся и колена ослабленныя; ободритесь, малодушные; укрепитесь, не бойтесь» (Ис. 35, 3 — 4). Пусть самый «слабый скажет: я — силен» (Иоил. 3, 10). Будем все мужественны, как мужественна наша Красная Армия, как мужественен наш великий народ. Скажем нашим врагам: «Страха вашего не убоимся, ниже смутимся. Хоть бы вы и снова собрались с силами, снова побеждени будете» (Ис. 8, 12, 9), яко с нами Бог! Тому — слава, и держава, и победа во веки. Аминь. Патриарший местоблюститель Сергий, митрополит Московский и Коломенский. Ульяновск. 25 декабря 1942 года.

http://pravmir.ru/rozhdestvenskoe-poslan...

Большие дела малой обители Кременецкий монастырь,общий вид      Кременец – удивительный по красоте западноукраинский городок, окруженный со всех сторон ожерельем из семи каменных гор высотой до 500 метров, каждая из которых имеет свое название и историю, уходящую в седую древность. Сюда в далекие века Киевской Руси устремлялись кровожадные орды татаро-монголов; здесь русские дружины встречали закованные в металл конницы католических завоевателей, а православные монастыри оставались духовными форпостами, хранящими святые каноны от иезуитских посягательств. Не случайно и по сей день западноукраинские обители отличаются особой строгостью монашеских уставов и богослужебных традиций. Преданья старины глубокой Одна из скальных Кременецких гряд именуется Девичьей, и о названии ее в народе живет предание о страшном татарском набеге, выжегшем и разграбившем неприступный Кременец дотла. Тогда были взяты в плен для ханского гарема юные девицы-русинки. Связанные косами между собой, стояли они в ночи у татарского стана на высокой горе, ожидая своей печальной участи. И вот одна, по имени Елена, предложила: чтобы сохранить девичью честь и дарованную Богом красоту, надо броситься вниз с обрыва. И чистыми мученицами войти в Царство Божие. Так они и поступили. С тех пор белые скалы эти именуются Девичьими. А в местных селах можно услышать такую песню: Тихо листям шепоче, В водичка струмоче… Чи не то Тих, що не дали краси В жертву й наругу для орд Куремси? Коси сльози струмочком – Стали легендою И это не единственное предание об этих местах. На стене Почаевской лавры, расположенной в 20 километрах от Кременца, изображено явление Пресвятой Богородицы и преподобного Иова Почаевского над обителью при последнем татарском нашествии – в XVII веке. Тогда стрелы неприятеля повернулись вспять и поражали завоевателей, которые в страхе бежали. А игуменья Кременецкого Богоявленского женского монастыря матушка Марионилла рассказывала, что в ее родном селе Обыч соседнего Шумского района, где также издревле действовал Николаевский, тогда мужской, монастырь, от дедов-прадедов жили предания о мученических подвигах православных в годины нашествия иноплеменников. Когда шли орды на Почаев, тогда и в монастыре Обыч, расположенном как бы на острове в окружении воды и ольшаника, они предали смерти сотни монахов и топили их в воде вместе с мирянами, которые прятались здесь с детьми от кочевников. Тогда, говорили старики, лишь один монах уцелел, спрятавшись за болотным пнем. Он и поведал потом эту страшную историю живым.

http://pravoslavie.ru/44321.html

В Смоленске открыт памятник святому благоверному князю Владимиру Мономаху 31 августа 2017 г. 19:07 31 августа 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил церемонию открытия памятника святому благоверному князю Владимиру Мономаху на Соборном дворе Успенского кафедрального собора в Смоленске. Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву на освящение и окропил памятник святой водой. Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился со словом к собравшимся: «Сердечно приветствую всех вас, мои дорогие, собравшихся на этой площади перед памятником князю Владимиру Мономаху. Неслучайно именно здесь воздвигнут этот замечательный монумент. Если бы князь Владимир не принес чудотворный образ Одигитрии в Смоленск, если бы он не заложил первоначальный собор на месте, где ныне стоит наш Смоленский кафедральный собор, то, наверное, не было бы и княжества Смоленского с такой значительной историей, с такой огромной исторической ролью. Княжество располагалось в самом трудном месте цивилизационного пути «из варяг в греки». Смоляне знают, что именно здесь древним путешественникам приходилось перетаскивать суда из бассейна северо-западного в бассейн южный. Приближаясь к этому трудному месту, многие, конечно, обращались ко Господу с молитвой, и князь Владимир Мономах осознал, что эта молитва должна обязательно совершаться перед святыней. Икону, привезенную из Константинополя, отдали князю Владимиру, для того чтобы он передал ее земле Смоленской. После этого путники молились перед чудотворным образом — вот такова судьба Смоленска. Город находился в центре исторического пути с севера на юг, «из варяг в греки». Это был главный магистральный путь Древней Руси, и Смоленск играл ключевую роль в ее истории. В последующие годы Смоленск, как город-щит на западных рубежах нашего Отечества, делал все для того, чтобы оградить Отечество наше от иноплеменников. Не всегда это удавалось, иногда враг вступал на Смоленскую землю, но он всегда сталкивался здесь с непокоренным народом. Так было во времена трех нашествий — польского, французского и гитлеровского.

http://patriarchia.ru/db/text/4999744.ht...

В Субботу Акафиста: «И зачем снова терпеть и смиряться?» Сегодня Святая Православная Церковь прославляет Матерь Божию, воспевая Ей Акафист, именуется эта суббота — Похвала Пресвятой Богородицы, или Суббота Акафиста. 9 апреля, 2010 Сегодня Святая Православная Церковь прославляет Матерь Божию, воспевая Ей Акафист, именуется эта суббота — Похвала Пресвятой Богородицы, или Суббота Акафиста. Сегодня Святая Православная Церковь прославляет Матерь Божию, воспевая Ей Акафист, именуется эта суббота — Похвала Пресвятой Богородицы, или Суббота Акафиста. Этот праздник был установлен после избавления Константинополя предстательством Матери Божией, Покровом Ее от нашествия иноплеменников. «Яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице» Избавльшеся от злых — это от наших предков, они нападали тогда на Константинополь . Сегодняшнее второе Евангелие — это Богородичное Евангелие, которое читается во все праздники Пресвятыя Богородицы и Ее икон, и каждый раз оно заканчивается таким назиданием нам — словами Спасителя: «Блажени слышащии слово Божие, и храняще е». Блажени слышащии — то есть блаженны те, кто слышит слово Божие. Услышать слово Божие — это уже блаженство. Слышание слова Божия — это прикосновение к вечному блаженству, потому что в слове Божием есть то, что, как говорит Господь, потребно всегда: Мария же благую часть избра, яже не отымется от Нея. Протоиерей Валериан Кречетов И действительно, кого Господь сподобил слышать или читать слово Божие, тот знает это удивительное состояние души, когда ты впервые читаешь эти слова, а чувствуешь, что тебе тут все понятно, что это то, что душа твоя чувствовала, чего она желала. Почему нам нужны молитвы святых, почему мы молимся их словами? Можно ведь молиться, просить о чем-то иногда и своими словами, но преимущественно, как и полагается, мы читаем молитвы, составленные святыми. Потому, что в этих молитвах отразилась их душа, их духовное состояние, и они выразили его именно этими словами, святыми и ясными, насколько возможно было выразить это словом. И когда мы молимся их молитвами, читаем жития святых, души наши соприкасаются с состояниями их святых душ и испытывают умиление, блаженство, так что иногда, по милости Божией, нас посещает во время молитвы такое состояние, что и слезы подступают.

http://pravmir.ru/propoved-v-subbotu-aka...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010