Бог наводит какую-либо казнь или иноплеменников, по гневу Своему, за то, что мы не обращаемся к Нему, а междоусобная брань бывает по наущению от диавола и от злых людей. Бог не хочет зла людям, но добра; а диавол радуется всякому злу, совершаемому между людьми: он издревле враг нам, хочет убийства, кровопролития, воздвигая свары, убийства, зависть, братоненавидение, клеветы. Поэтому если какая-либо страна согрешает, Бог наказывает ее смертию, или голодом, или нашествием иноплеменников, или бездождием и другими различными казнями, чтобы мы, покаявшись, жили так, как Бог велит, вещая нам чрез пророка: «обратитеся ко Мне всем сердцем вашим в посте и плачи» (Иоил. 2:12). Если бы мы пребывали в заповедях Божиих: то и здесь удостоились бы получить блага земные, и по отшествии из мира — жизнь вечную. Но мы постоянно вращаемся в нечестии, прилагая грехи ко грехам, во всем прогневляя Бога, совершая злое пред очима Его. Посему-то Бог чрез пророка говорит к нам: разумех, — говорит Он, — яко упорны, жестокосерды и ленивы творить волю Мою, того ради удержах от вас дождь, и предел един одождих, а другого не одождих и изше земля нив ваших, и поразих вас различными казнями, и после того вы не обратились ко Мне. Сего ради винограды ваши и дерева всякия, приносящия плод, и нивы, все сотрох, — говорит Господь, — а злоб ваших не могу стереть. Пошлю на вас постепенно различные бедствия, пока не обратитесь ко Мне, покаявшись от злоб ваших. Слыша это, подвигнемся на добро; взыщите суд, избавите обидимаго, и приидите на покаяние, не воздавая злом за зло, ни клеветою за клевету; но любовию обратимся ко Господу, постом, рыданием и слезами омывающе грехи свои, не словом называясь христианами, а живя по-язычески. Например, не по-язычески ли мы поступаем? Если кто встретит чернеца или черницу, или свинью, или лысого коня, то возвращается назад: разве это не по-язычески? Ибо это — суеверие держат по наущению от диавола. Иные верят чиханью, которое часто бывает на здравие главе; но этим обольщает диавол, равно как и другими обычаями и всякими обольщениями, удаляющими от Бога, волхвованием, чародейством, запоем, резоиманием (мздоимством), приклады (процентами), воровством, лжею, завистию, клеветою, зубами (дракой), скоморошеством, гуслями, сопелями и другими играми и непотребными делами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Глава 3 Иоил.3:1 . Яко се Аз во дни тыя, и во время оно, Показывая же, в какое именно время, присовокупил: егда возвращу пленники Иудины и Иерусалимли. Не во время духовных дарований, но вскоре по возвращении из Вавилона. Иоил.3:2 . Соберу вся языки, то есть, попущу собраться, и не воспрепятствую первому их устремлению. Сие выражает словом: «соберу»; потому что, не против воли привел их, но не воспрепятствовал, когда вознамерились идти. и сведу я на юдоль Иосафатову, и разсуждуся с ними ту о людех Моих, и о наследии Моем Израиле, иже разсеяшася во языцех: и землю Мою разделиша, Иоил.3:3 . И на люди Моя вергоша жребия, и даша отрочища блудницам, и отроковицы продаяху на вине, и пияху. Из сего явствует, что по следам народов сопредельных шли и другие. Они-то во время пленения Иудейскую землю, так как никого на ней не было, никто не владел ею и не возделывал ее, делили между собою, и при разделении бросали жребий, Иудеев же избегших плена продавали, данную за них цену издерживая на распутство и роскошь. Бог говорит: «разсуждуся о людех Моих», показывая, что подвергнет наказанию за беззаконные поступки с Иудеями. Иоил.3:4 . И что вы мне, Тире и Сидоне и вся Галилеа иноплеменников? После сего обвиняет Тир и «Галилею иноплеменников» (это была страна, принадлежащая Тиру же), что и он по злопамятности поступил также с народом Божиим, и что сделано народу, относя это к Себе, Бог изрек: Еда воздаяние вы воздаете Мне? или памятозлобствуете вы на Мя? Как за гонимых Савлом Апостолов с неба сказал Ему: «Савле, Савле, что Мя гониши?» ( Деян. 9:4 ) – собственными Своими страданиями называя то, что замышлял он против Апостолов: так здесь, обращая речь к Тиру, на Себя приял Бог лице народа, и к Себе отнес, что сделано с ним. Угрожает же им весьма скорым воздаянием, воздаянием праведным за беззаконные поступки с народом. Потом излагает самые виды неправды; ибо говорит: Взяв «сребро и злато», и все прочее, Мне посвященное, «внесосте в требища» идолов ваших ( Иоил.3:5 ); Иудеев же, избегших нашествия Вавилонян, «продасте сыном еллинским» ( Иоил.3:6 ), имея одну цель, удалить их от земли, Мною им данной.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Об Отечественной войне 1812 года Впервые за всю историю Отечества русский народ столкнулся с нашествием иноплеменников в лице всей объединённой Европы 10.12.2022 684 Время на чтение 7 минут Фото: В.В. Верещагин. Наполеон на Бородинских высотах. 1897 На троне, на кровавом поле, Меж граждан на чреде иной Из сих избранных кто всех боле Твоею властвует душой? А.С. Пушкин Уходящий 2022 г. богат на юбилейные даты. Состоялся очередной юбилей, посвящённый Отечественной войне 1812 года. Об этой войне хочется сказать особо, поскольку осмысление этих событий могут помочь понять то, что происходит в нашем Отечестве сегодня, уже спустя 210 лет. «Дела давно минувших дней…». Спустя столько лет уже давно нет живых свидетелей этой войны, и мы о ней практически не говорим. Вспомнили разве что в 2012 году во время 200-летнего юбилея. У нас ведь любят крупные круглые даты, и поэтому к этому юбилею устраивались конференции, проводилась реконструкция Бородинского сражения, печатались книги и монографии, выпускались буклеты, служились молебны в Церкви и т. д. Но в этом году как-то тихо. А ведь все процессы, которые происходят в нашем Отечестве сегодня, имеют отголоски этой войны с Наполеоном, поэтому о ней надо говорить. И в первую очередь с духовной точки зрения. Война против антихриста. Большинство рядовых граждан нашествие Наполеона в 1812 г. в православной Российской Империи воспринимало не просто, как нашествие иноплеменника, а как пришествие антихриста, который напал на Русь с целью ее порабощения. И нужно сказать, что в этом есть доля правды, поскольку, как известно, диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5:8). Священное Писание любые гонения, напасти и нестроения в обществе никогда не рассматривает как случайное событие. Например, иудеи оказались в Вавилонском пленении у Навуходоносора только за то, что начали творить беззаконие и отошли от веры в единого Бога. О последствиях греха в форме войн и Вавилонском пленении израильский народ предупреждал ветхозаветный пророк Иезекииль, но его, к сожалению, мало кто слушал.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/10/ob...

   Прочитав много разных книг, и христианских, и составленных внешними мудрецами и почерпнув оттуда достаточную душевную пользу, я, главное, научился тому, что всякой добродетели, какие проходим мы, люди, вся­кой власти и всякого начальства, коих желаем, пода­тель и совершитель есть Создатель всего и Владыка. Это я познал и уразумел. «Всяко, — сказано, — даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов» (Иак. 1:17). Иное есть «даяние благо», и иное — «дар совер­шен». «Даяние благо» — это душевные добродетели, как то: разум, мужество, правда, целомудрие, кротость и смиренномудрие; также и подаваемые нам от Вышней Бо­жественной Благости житейские блага, потребные нам для того, чтобы жить и чтобы жить хорошо. «Дар же совершен», который свыше обильно подается достойным, это — различная благодать Святого Духа, которая совершенствует, утверждает и сохраняет до конца от расхищения вышепомянутые естественные блага душевные. Царство же и священство, украшаемые и ограждаемые исповеданием благочестивой православной веры, суть два величайшие, лучшие и совершеннейшие блага, подаваемые благочестивым свыше божественным человеколюбием и благостью, — дабы одним освящались и просвещались люди верующие, чтобы богоугодно спасались и прилежным исполнением заповедей Божиих сохранялись бы в вере и любви к Вышнему; другим же ограждались бы и жили сохранно и благонадежно, не опасаясь нашествия иноплеменников, имея благоверно царствующих над ними, которые и ополчаются всегда против супостатов, устраивая подчиненным жизнь тихую и безмя­тежную. Если же это так, действительно, и так испо­ведуется всеми православными и боговдохновенными от­цами и учителями, то пусть перестанут невежественные, и пусть не произносят против нас хулы те, которые мудрствуют заодно с немцами, держа предания халдейские и египетские, говоря и проповедуя, что счастье, по­средством круга движения звезд, одних возносит на различные степени власти и начальства, а других низлагает оттуда и предает окончательным бедствиям и бесчестию. Пусть научатся они говорить с боговдохновенным пророком и царем Давидом: «рех беззаконнующим, не беззаконнуйте; и согрешающим, не возносите рога. Яко Бог судия есть: сего смиряет, и сего возносит» (Пс. 74:5, 8). Вот справедливое и нелестное мудрование и учение: Сам праведный Судия и Промыслитель о всех во­обще тварях Своих, одного возносит, а другого смиряет неизглаголанными судьбами, ведомыми Ему еди­ному, а не баснословимое счастье и круг зодиака и появление звезд и планет. Также и в другом месте яснее еще богословствует тот же боговдохновенный царь, говоря: «Кто яко Господь Бог наш? на высоких живый, и на смиренные призираяй на небеси и на земли: воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога». Для чего? «Посадити его, — говорит, — с князи, с князи людей своих» (Пс. 112:5—8).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3608...

Едва ли какое-нибудь иное время более, чем в настоящее, с большей силой сознавалась нами непорочность и тленность всех наших земных приобретений, всех материальных интересов: широкая и необычайно объёмистая и длительная волна нашествия иноплеменников невольно ставят под сомнение возможность какой-нибудь неприкосновенности нашей к общей всемирной беде, вместе с тем с удивительной яркостью доказывая нам неотвратимость, во время и сроки не по нашему выбору, ликвидации наших земных дел. Не думаю, чтобы было время наибольшего обесценивания нашей физической личности и благ нашего тела, как переживаемая нами страдная военная чреда, когда не только люди, свободно избравшие для себя доблестное звание воинское, или несущие на себе обычный, законом установленный и нашим сознанием легко принимаемый жребий поднятия меча для охраны блага мирного труда и благоденственного жития, но и обычные трудники мирного правления делами страны, и избравшие себе удел науки и самоусовершающего подвига меняют мирный посох на меч воинственный, оставляя любимые семьи и дорогие привязанности, колебля привычный жизненный режим и неизбежно подвергая себя тяготам ратного труда. Но не меньшие испытания терпит и наш духовный человек, не меньшие трудности переживает и наше религиозно-нравственное сознание. Умоляются в славе своей храмы Божии, сокращается их внешнее благолепие, красота и полнозвучность богослужебного чина. Невыносимо страдает наше нравственное сознание в сколько-нибудь ярком представлении 20-ти месячного кровавого ожесточения человеческого, с ужасами трупных брустверов, окровавленных рек, безысходной массовой смерти под сплошным огненно-свинцовым дождём, или в ползущем облаке удушающих газов. И наше нравственное сознание страдает не потому лишь, что невыносимо кошмарна сама по себе жизненная действительность: ужасно прошлое с его ошибками и смертными грехами против правды Божеской и человеческой, невыносимо настоящее по его крайней, по-видимому, напряженности, неверно и смутно ближайшее будущее с его превышающими, по-видимому, человеческое разумение задачами, – но и потому страдает наш духовный человек ещё более, что смертную борьбу друг с другом ведут христианские народы, что в этой борьбе попранными оказываются совесть и долг, уничтоженной является христианская мораль, истина подменена ложью, кривда часто торжествует над загнанной правдой, посрамлёнными кажутся вера и христианское упование, и с разных концов просвещённого, но греховного и ветшающего христианского мира несутся к Творцу миров диаметрально противоположные вопли и мольбы враждующих сторон на искушение верующих и на злорадный соблазн иноверных и инородных.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Sokolov...

Часть 1-я Предисловие История Малой России до времен нашествия на нее татар, с ханом их Батыем, соединена с историей всея России, или она-то и есть единственная История Российская; ибо известно, начало сей истории, вместе с началом правления Российского, берется от князей и княжеств Киевских, с прибавлением к ним одного только новгородского князя Рюрика, и продолжается до нашествия татарского беспрерывно, а из сего времени бытие Малой России в Общей Российской Истории едва упоминается; по освобождении же ее от татар князем литовским Гедимином, и совсем она в Российской истории недосказана. Посему предлагаемая здесь История Малороссийская, писана на два периода, т.е. до нашествия татарского экстрактом, а от сего нашествия пространно и обстоятельно. Историков и летописцев сего времени было в Малой России довольно. Но как сия страна, как бы созданная или осужденная для руин, от частых нашествий иноплеменников, а еще более частых набегов и браней от народов соседних, и наконец, от непрестанных междоусобий и побоищ, претерпела всех родов разорения, губительства и всесожжения, и так сказать, обагрена и напоена кровью человеческою и покрыта пеплом, то в такой несчастной земле, можно ли было, что-либо сберечь целое? А по сей причине, взята сия История из летописей и записок Белорусских, яко из страны единоплеменной, соседствующей и от руин Малороссийских удаленной. Известный ученостью и знатностью депутат шляхетства малороссийского, господин Полетыка, отправляясь по должности, депутатства в великую оную Имперскую комиссию для сочинения проекта нового уложения, имел надобность необходимую отыскать отечественную Историю. Он относился о сем к первоначальному учителю своему, архиепископу Белорусскому Георгию Конискому, который был природный малороссиянин, и долголетно находился в Киевской академии префектом и ректором. И сей-то архиерей, сообщил господину Полетыке летопись или историю сию. Уверяя архипастырски, что она ведена с давних лет в кафедральном Могилевском монастыри искусными людьми, сносившимися о нужных сведениях с учеными мужами Киевской академии и разных знатнейших Малороссийских монастырей. А паче тех, в коих проживал монахом Юрий Хмельницкий, прежде бывший гетман Малороссийский, оставивший в них многие записки и бумаги отца своего, гетмана Зиновия Хмельницкого, и самые журналы достопамятностей и деяний национальных, и что притом она вновь им пересмотрена и исправлена.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Патриаршая проповедь в праздник Покрова Пресвятой Богородицы после Литургии в Покровском монастыре в Москве 14 октября 2022 г. 13:30 14 октября 2022 года, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Покровском ставропигиальном монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Мы сегодня празднуем Покров Пресвятой Богородицы. Праздник в каком-то смысле уникальный, хотя событие, в честь которого этот праздник установлен, произошло в Византии, — явление Богоматери святому Андрею на воздусех, с распростертым Покровом, который символизировал избавление византийцев от нашествия иноплеменников. Казалось бы, великое явление милости Божией через Царицу Небесную, знак избавления византийцев от грозного врага, но вот что удивительно: праздника Покрова Пресвятой Богородицы в греческих Церквах не существует, и памяти об этом событии там нет… А почему же это событие так отразилось в духовной жизни нашего народа? Да, наверное, потому, что народ наш — многострадальный, и проходил через такие испытания, через которые мало какой европейский народ проходил. Это были разрушительные набеги с Востока и жестокие нашествия с Запада. Страна постоянно боролась за саму себя, за свою веру. Народ боролся за сохранение жизни на наших необозримых просторах, и потому всякий раз, когда происходили нашествия иноплеменников, особенно обострялась потребность наших людей обращаться за помощью к Царице Небесной. Так было в Смутное время. Тяжелейшая эпоха в истории народа, когда и внутренние, и внешние силы работали на разрушение страны, и это разрушение могло обернуться, в том числе, изменой Православию. И тогда, мы знаем, было явление Казанской иконы Божией Матери, перед ней совершались молитвы, и явила Царица Небесная милость над народом нашим и над страной нашей. Ну, а другое страшное историческое бедствие — нашествие Наполеона? Для нас это уже давно прошедшее время, о котором мы знаем по учебникам, по художественным произведениям.

http://patriarchia.ru/db/text/5967443.ht...

Рубрики Лавра после преподобного Сергия Радонежского 6 мин., 17.07.2014 Поделиться Масштаб личности святого Сергия Радонежского настолько велик, что историю России вполне можно делить на «до Сергия» и «после него». Причем даже это «после» окрашено сильнейшим влиянием преподобного на духовную жизнь страны — через труды его учеников, служение основанного им монастыря. Преемники Старец Сергий покинул земную жизнь 25 сентября 1392 года. Как выглядел тогда созданный им монастырь? Деревянная церковь, ряды срубных келий и хозяйственных построек, бревенчатая ограда вокруг и над ней вековые сосны окрестного бора. Около сотни или чуть больше монахов и послушников. Принять управление всем этим должен был Никон, духовно опытный ученик святого, выбранный самим старцем. Лучшие ученики преподобного во всем походили на учителя. Они стремились к молитвенной созерцательности и вовсе не желали власти. В свое время и Сергий с большой неохотой принял звание настоятеля. Никон через полгода руководства обителью упросил братию освободить его от этого бремени. Новым игуменом после долгих уговоров стал Савва. Шесть лет он вел монастырь курсом, проложенным святым Сергием: строгий распорядок дня, общие труды, смирение и послушание, непрестанная молитва. Но и Савва в конце концов пожелал удалиться от стольких хлопот. Однако же им обоим не удалось укрыться в молитвенном затворничестве. Зажженную свечу не прячут. Иноки настояли на возвращении «в должность» Никона. А Савву в 1399 году пригласил в Звенигород князь Юрий, второй сын Дмитрия Донского. Там, на горе Сторожи, Савва по просьбе князя основал монастырь и возглавил его. Саввино-Сторожевская обитель стала одной из многих, созданных на Руси учениками и единомышленниками преподобного Сергия. Но на московской земле она со временем сделалась одной из крупнейших. Татарское разорение В декабре 1408 года Русь пережила новое страшное татарское нашествие. Когда игумен Никон молился о спасении обители от «поганых», ему явился сам святой Сергий с двумя давно умершими митрополитами всея Руси — Петром и Алексием. «Так угодно судьбам Божиим, — сказал он, — чтобы нашествие иноплеменников коснулось сего места. Но ты, чадо, не скорби, не смущайся: искушение будет непродолжительно, и обитель не запустеет, а распространится еще более». Предупрежденные, монахи разошлись кто куда, забрав самое ценное — книги, иконы, вещи преподобного.

http://foma.ru/lavra-posle-prepodobnogo-...

H.A. Кривошеева. «В годину тяжкую Богом избранный...» Образ святителя Патриарха Тихона все ярче сияет на небосклоне истории Русской Церкви XX века. Время проясняет масштаб его многотрудного подвига в годы невероятного разгула зла, обрушившегося на Россию. «В годину гнева Божия, в дни многоскорбные и многотрудные, вступили мы на древлее место патриаршее. Испытание изнурительной войной и гибельная смута терзают родину нашу, скорби и от нашествия иноплеменник и междоусобныя брани. Но всего губительнее снедающая сердца смута духовная», «Сколько мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении и особенно в настоящую тяжелую годину!.. Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах российских и предстоит умирание во вся дни» – так сказал о времени своего служения вновь избранный Патриарх Московский и всея России. Вступая на Патриарший престол, от всего сердца умоляет он Господа: «...Даруй же сердце разумное, дабы мудро руководить народом по пути спасения. Согрей мое сердце любовью к чадам Церкви Божией и расшири его, да не тесно будет им вмещаться во мне. Ведь архипастырское служение есть по преимуществу служение любви». На патриаршество митрополит Московский Тихон был избран проходившим в то время Священным Собором Православной Российской Церкви, единственным в то время в стране законным органом, избранным всем православным населением Российской державы. Более двухсот лет пустовал Патриарший престол в России. Спустя несколько дней после интронизации Патриарха Тихона в Московском Кремле, 8 декабря 1917 г. Собором было принято «Определение о правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея России», среди которых говорилось, что Патриарх «имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Российской Церкви», должен «обращаться ко всей Русской Церкви с учительными посланиями и пастырскими воззваниями», «имеет долг печалования пред государственной властью». С первых же дней своего патриаршего служения святитель Тихон обращается с посланиями и воззваниями, которые отличались необыкновенной глубиной постижения происходящих в стране событий, особым свойством, присущим пророческому боговдохновенному слову.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Владыка Константин: «От нас требуется твердое стояние в Православии» село Чимеево, Курганская обл., 7 ноября 2012 г. В день празднования Казанской иконы Пресвятой Богородицы архиепископ Курганский и Шадринский возглавил богослужение в Свято-Казанском Чимеевском мужском монастыре В день празднования Казанской иконы Божией Матери и день народного единства, 4 ноября 2012 года, архиепископ Курганский и Шадринский Константин совершил Божественную литургию в Свято-Казанском Чимеевском мужском монастыре, передает Русская народная линия со ссылкой на пресс-службу епархии. Накануне вечером в монастыре архипастырь совершил Всенощное бдение. В этот день храм не смог вместить множества желающих разделить радость престольного праздника. По окончании Божественной литургии владыка поприветствовал духовенство, и многочисленных паломников. «От всего сердца поздравляю всех с Воскресным днем, днем памяти Казанской иконы Божьей Матери, и 400-летием освобождения Москвы и России от польской интервенции. Все это приходится на сегодняшний Воскресный день – день всенародного единства. Каждый праздник в честь Пресвятой Богородицы наполнен совершенно особым сердечным теплом, тишиною и миром настроения, особой умиленностью, - эти свойства простираются от Пресвятой Богородицы на наш народ. Еще тысячу лет назад наш народ был сравнительно немногочисленным, жили славянские племена в значительной их части в непроходимых лесах, болотистых местах, и с принятием Христианства начался экономический, политический, социальный, культурный рост нашего Отечества, который приобрел даже какой-то взрывной характер. Хотя время до татаро-монгольского нашествия было немного, но, тем не менее, та древняя Киевская, Новгородская, Суздальская, Полоцкая Русь дала совершенно удивительные архитектурные, литературные памятники нашей древнерусской и церковной письменности. Мы отмечаем сегодняшний день и как день всенародного единства. После Царствования Ивана Грозного в стране наступило так называемое смутное время, когда из-за предательства боярской верхушки, элиты, почти без всякого сопротивления в Москву, в Кремль вошли иноверцы, иноплеменники с различными самозванцами, которых готовила и польская королевская власть, и Ватикан на них делал ставку для окатоличения нашего народа.

http://pravoslavie.ru/57247.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010