Внезапная смерть О чем мы должны помнить, когда чья-то злая воля внезапно пресекает жизнь другого человека 29 апреля, 2015 О чем мы должны помнить, когда чья-то злая воля внезапно пресекает жизнь другого человека О том, как правильно относиться к внезапной, трагической смерти другого человека – протоиерей Александр Ильяшенко. О мертвых или хорошо, или ничего (Латинская мудрость) Протоиерей Александр Ильяшенко Мы молимся, чтобы Господь избавил нас от нашествия иноплеменников, междоусобной брани и внезапной смерти , которая может наступить, например, от того, что наемный убийца стреляет в спину, или пилот, которому пассажиры вверяют свою жизнь, направляет самолет в землю, или от того, что солдаты расстреливают мирных жителей из современного оружия. Важно для нас самих понять, как правильно относиться к трагическим случаям, когда чья-то злая воля внезапно пресекает жизнь другого человека? Критерием и одновременно образцом для подражания могут быть люди высокой духовной жизни. Живший в XIII веке армянский поэт Григор Нарекаци, автор «Книги скорбных песнопений», на долю которого выпало много страданий, писал: Один мудрец назвал в года былые Смерть без причины явной злом большим. Хоть он – язычник, я согласен с ним: Мгновенной смертью правят силы злые. Как скот бессмысленный и бессловесный, Мы исчезаем вдруг во мраке бездны, Не осознав сей жизни пустоту. Мы умираем и не ужасаемся, Мы исчезаем и не удивляемся, Мы даже в час последний не смиряемся. Отлучены бываем – не терзаемся, Порокам предаемся и не каемся, Соблазнов низких не остерегаемся, Всему предпочитаем суету.  Удивительно, как современно звучат эти слова, а также как точно он подметил, что действительно «мгновенной смертью правят силы злые»: и духовные силы, и силы земные. Но что еще исключительно важно, Григор Нарекаци употребляет местоимение не он, они или ты , а мы , причисляя себя к тем, кто исчезает «вдруг во мраке бездны». Он никого не осуждает, а смиренно кается: Я хуже всех, моя греховна суть. В грязи желаний я погряз по горло.

http://pravmir.ru/vnezapnaya-smert/

Епископ Митрофан (Баданин), правящий архиерей Североморской епархии, написал нужную книгу «Правда о русском мате». Святейший прочитал книгу и рекомендовал, благословил к прочтению всем нам. Чем больше правды, тем здоровее общество и каждый человек. Тем ближе к Пасхе русский народ и наша многострадальная земля.      Талантливый человек о чем бы ни написал, сколь бы частный вопрос ни рассмотрел, он явит и достоверно отобразит закономерности всего бытия. Историю человечества в той же мере, как и историю в XX веке нашей всячески унижаемой страны. Разве наш враг – это столь же слепой, не ведающий, что творит, надевший каску и пришедший на нашу землю человек? Да нет же, совсем нет… Вся эта словесная скверна, о которой написана книга и коей, не знай ты техники безопасности, с лихвой нахлебаешься, стоит только проехать в общественном транспорте среди «русских» людей, до сих пор пытается опрокинуть нашу жизнь в разврат и небытие, так что и никаких нашествий иноплеменников не надо. Ментально-вербальная проказа матерных слов – это такая же загаженность русского пространства, как и идолы безбожной эпохи, как и пули врага, прорежающие наших дедов и прадедов. – А что общего между тем и этим? – спрашивают современные апологеты «кристально чистой» эпохи советского режима. – Как было хорошо! И не матерились тогда так, как сейчас. Обложка книги Правда о русском мате      Что посеешь, то и пожнешь. Архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил (Донсков), выступая на расширенном заседании журнала «Покров», отметил, что в советское время люди были еще царские, а в пошедшие вразнос 1990-е и сегодня похабничают и матерятся как раз потомки советского режима. Злу и важно себя рядить в одежды благоприличия, а только попробуй народ выйти из-под этого богоборческого гипноза, сразу вся мерзость обнажит себя, в частности, в безудержной матерщине. Это знает каждый воцерковляющийся после псевдосветлых пионерско-комсомольских будней человек, когда невесть что от скапливающейся годами и десятилетиями неисповеданной грязи начинает «слышаться» и «видеться» в церкви за богослужением. Кстати, именно этой брани не выдерживают многие отличники и ударники, в принципе довольные собой советские и постсоветские интеллигенты, защитившие диссертацию, а то и не одну, оказываясь лишь, условно скажем, на линейке 1 сентября в этой духовной школе, тут же соблазняются и уходят из храма.

http://pravoslavie.ru/93738.html

Загради окна души твоей Святитель Иоанн Постник о покаянии и воздержании 2/15 сентября Церковь чтит память святителя Иоанна Постника , Патриарха Константинопольского (582–595). Строгий аскет-постник, исцелявший и чудотворивший еще при жизни, отличался особенной любовью к бедным и сам оставался всю жизнь бедняком, имел власть изгонять и нечистых духов. Многократно он обращал вспять нашествие иноплеменников и избавлял от погибели город. По слову Софрония, святитель был «вместилищем добродетелей». Святитель Иоанн IV Постник, патриарх Константинопольский      Нет ничего гнуснее и безобразнее души, рабствующей страстям: посему должно пещись о красоте душевной и говорить: Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу (Пс. 29: 8), дабы и Жених, узрев внутреннее благообразие твое, сказал: Вся добра еси ближняя Моя, и порока несть в тебе (Песн. 4: 7). Спаситель говорит: Блаженны плачущие (Мф. 5: 4), не о умершем, не о потере какой-нибудь, но о грехе, как говорит Давид: исходища водная изведосте очи мои, понеже не сохранил закона Твоего (Пс. 118: 136). Омывай слезами нечистоту грехов твоих, ударяй в чело твое, бей в грудь твою, сокрушайся о своих согрешениях. Если уловлена будешь когда-нибудь глазами, как некогда Давид, худо отворивший окна; если глаза твои возмутят душу твою: закрой с воздыханием око свое, худо смотревшее; ибо навык греховный ведет падшего к худшему. Если имеешь чистую одежду, не везде ходи в ней, чтоб она как-нибудь не замаралась. Если вознерадишь о первом, втором и третьем пятне; то имея уже одежду твою нечистою, не будешь чуждаться ее, если она и вся будет в грязи. Ангелы любят любящих Владыку их Нужны молитвы, чтобы как-нибудь не преткнуть ноги своей о камень; чтобы Ангел Божий, ополчась окрест нас, избавлял нас, и таким образом ты могла сказать: Ангел, иже мя избавляет от всех зол (Быт. 49: 16), ибо Ангелы любят любящих Владыку их. И так будь древом плодоносным, чтобы прославить Бога, плодотвори по силе твоей. Если не можешь принести совершенного, сторичного плода; то по крайней мере принеси половинчатый – шестьдесят; если же и сие для тебя тяжко; то по крайней мере третичный – тридцать, только плодоноси, сколько можешь, да не будешь брошена в огнь, как бесплодная.

http://pravoslavie.ru/106402.html

Иринарховский крестный ход 2019 ФОТОРЕПОРТАЖ В Смутное время в Борисоглебском монастыре под Ростовом Великим подвизался самый знаменитый его насельник — преподобный Иринарх Затворник (1548–1616; память 13/26 января). Задолго до нашествия поляков ему было открыто, что «Господь наведет на нашу землю иноплеменных» из-за «беззаконного пьянства». Именно святой Иринарх благословил сначала князя Михаила Скопина-Шуйского, а затем и князя Димитрия Пожарского на борьбу с иноплеменниками. Святой Иринарх был практически последним столпником в истории Русской Церкви: зимой он ходил босым, а большую часть своей затворнической жизни провел в не отапливаемой круглый год келье, нося на себе вериги из 142 медных крестов, 7 наплечных вериг, железных оков на руках и ногах. Ныне мощи святого находятся под спудом в Борисоглебском монастыре, сохранились там же и его малые полиелейные вериги. Ежегодно в память о преподобном Иринархе братия и паломники обители шли крестным ходом от стен Борисоглебского монастыря на родину святого в село Кондаково. Крестный ход длился неделю, у каждого из встречавшихся на пути храмов делались остановки на ночлег, служились молебны. 300-летняя традиция прервалась с закрытием обители большевиками. Почти все храмы на пути крестного хода были разрушены. Источник на родине святого осквернен, завален землей и камнями, залит бензином. В 1994 г. в Борисоглебский монастырь вернулась братия, стараниями которой с 1997 г. был возобновлен и традиционный Иринарховский крестный ход. Сейчас паломники проходят около 70 км за первые четыре дня пути, останавливаясь на ночлег у восстановленных храмов. В разрушенных церквях и на сельских погостах служатся молебны и панихиды. Пятый день заканчивается молебном на источнике преподобного Иринарха у села Кондаково. День 1. Борисоглебский монастырь — Павлово село vk fb tw ok @ g+ lj Борисоглебский монастырь Фото: Екатерина Елизарова/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Екатерина Елизарова/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Екатерина Елизарова/Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/122811.html

Лики Иринарховского крестного хода ФОТОГАЛЕРЕЯ В Смутное время в Ростовском Борисо-Глебском монастыре подвизался прп. Иринарх Затворник, всея России чудотворец. Святой предсказал нашествие поляков на Москву, он же благословил кн. Димитрия Пожарского на борьбу с иноплеменниками. Ежегодно в память о преподобном братия и паломники обители шли крестным ходом от стен Борисо-Глебского монастыря на родину святого в село Кондаково. Крестный ход длился неделю, у каждого из встречавшихся на пути храмов делались остановки на ночлег, служились молебны. 300-летняя традиция прервалась с закрытием обители большевиками. Почти все храмы на пути крестного хода были разрушены. В 1994 г. в Борисо-Глебский монастырь вернулась братия, стараниями которой с 1997 г. был возобновлен традиционный Иринарховский Крестный Ход. Сейчас паломники проходят около 70 км за четыре дня пути, останавливаясь на ночлег у восстановленных храмов. В разрушенных церквях и на сельских погостах служатся молебны и панихиды. Пятый день заканчивается молебном на источнике прп. Иринарха у села Кондаково. В этом году Иринарховский крестный ход состоится 18-22 июля 2012 года. Фото: Антон Поспелов /Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Борисоглебский монастырь в лучах закатного солнца Фото: Антон Поспелов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Игумен Иоанн (Титов), наместник Борисоглебского монастыря Фото: Антон Поспелов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Первый день пути Фото: Антон Поспелов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj В русском костюме Фото: Антон Поспелов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Бабушка, каждый год встречающая крестоходцев в её селе Фото: Антон Поспелов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Храм в Павловом селе Все остальные на пути крестного хода были в советское время разрушены или осквернены. Фото: Антон Поспелов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Апраксины У супругов Апраксиных, воспитывающих шестерых детей (из которых двое приемных), хватает времени даже на то, чтобы подготовить к турнирам борисоглебскую команду по лапте. Несколько лет назад эта команда выиграла кубок России. Фото: Антон Поспелов/Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/54624.html

Монашество и монастыри      Монашество возникло в древности, в первые века христианства, но расцвет монашеской жизни относится к IV веку . Монашество — служение особое. Монахи, по слову Христа Спасителя, оставляют все и следуют за Господом. Они жертвуют всем тем, что составляет земное благо для обычного человека: семьей, имуществом, своей волей и мирскими удовольствиями, — чтобы особенно усердно послужить Богу. Христиан иногда называют воинами Христовыми. Продолжая эту аналогию, можно сказать, что монахи — не просто воины, а воины специального назначения. «Монашество — цвет христианства по чистоте и возвышенности духовной жизни избранных, посвятивших себя на служение Богу», — сказал епископ Петр (Екатериновский). Во время пострига вступающий в монашество дает три обета: нестяжания, целомудрия и послушания. Эти обеты есть выражение всецелой «преданности себя Богу, с таким расположением духа, по которому христианин всего себя, все, что ему принадлежит, все, что может с ним сретиться, предоставляет воле и Провидению Божию, так что сам остается только стражем своей души и тела как стяжания Божия» (святитель Филарет Московский). Принявшему монашество дается новое имя, потому что он духовно родился для новой жизни. Постриг      Монашествующие отрекаются от мира, чтобы вести строгую духовную жизнь, каждодневную усиленную брань со страстями и врагами нашего спасения — бесами. Своей молитвенной жизнью монахи служат не только Богу, но и людям. Они молятся за людей, оказывают духовную и социальную помощь нуждающимся. Наши русские монастыри всегда были центрами духовной жизни. В них велась большая научно-богословская работа, процветали церковные искусства и промыслы. Но монастыри были не только духовными крепостями, но и укрепленными форпостами, заставами на пути врага, захватчика. Во время нашествия иноплеменников они, иногда много месяцев, держали оборону и укрывали в своих стенах жителей ближайших поселений. Вспомним мужество монахов во время осады Троице-Сергиевой лавры в XVII веке, в пору Смутного времени.

http://pravoslavie.ru/104998.html

На Лубянке будет воздвигнут Собор Новомучеников и Исповедников Российских на крови Власти Москвы сделали шаг навстречу православной общественности. В среду комиссия по градостроительной деятельности города Москвы дала согласие на то, чтобы увековечить духовный подвиг новомучеников и исповедников Российских. Храм с этим посвящением вскоре будет возведен на Большой Лубянке на территории Сретенского монастыря. В 1930-е годы этот кусочек земли был обильно полит кровью тысяч новых мучеников, которые стали жертвами страшной эпохи гонений на Церковь. Символично, что Божья обитель была изначально возведена в 1397 году в память об избавлении Москвы от большой крови - нашествия Тамерлана (в этом месте состоялось сретение (встреча) чудотворной Владимирской иконы Божией Матери ). Спустя несколько столетий кровь проливали уже не иноплеменники. В конце 1925 г. Сретенский монастырь был закрыт, а большая часть его храмов и сооружений были разрушены. Через некоторое время здесь обосновались офицеры НКВД. Расстрелы проводились прямо на монастырской территории, которая примыкает к главной резиденции чекистов. В память об эпохе воинствующего богоборчества при входе в монастырь в 1995 г. был установлен поклонный крест. До сих пор это единственный мемориал, который напоминает о трагических событиях. Еще одним побудительным мотивом стала необходимость появления нового, вместительного храма в монастыре, которая назрела давно. При том, что Сретенский монастырь по размерам самый небольшой в Москве, он пользуется заслуженной популярностью среди верующих. Как рассказал наместник обители архимандрит Тихон (Шевкунов) , службы собирают такое количество прихожан, что единственный уцелевший в годы репрессий собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери просто не в состоянии вместить всех желающих. Порой люди на морозе слушают трансляцию богослужения, стоя на улице. Преодолеть стесненные обстоятельства можно было только путем строительства нового храма. Для участия в конкурсной программе на создание проекта храма было прислано около 50 работ. Большинство членов жюри, представленного священнослужителями, художниками и архитекторами, отдали победу проекту Юрия Купера и Дмитрия Смирнова. Аристократически величественное сооружение сразу притягивает взгляд. Представленное архитектурное решение воплощает эсхатологический образ победы Духа над Смертью, по образному выражению отца Тихона «победы Церкви, града Небесного, нового Иерусалима». Храм покоится на величественном стилобатном постаменте, что, помимо прочего, решает задачу максимально эффективного использования подземных площадей на ограниченном пространстве. На территории проекта, помимо храмовых помещений, также разместятся воскресная школа, казначейство, швейный цех, издательство монастыря, совет по культуре РПЦ, а также автомобильная парковка, что является по нынешним правилам обязательным условием строительства. Несмотря на масштаб, храм органически вписывается в исторический комплекс.

http://pravoslavie.ru/65743.html

Патриаршая проповедь в Неделю 7-ю по Пасхе после Литургии в Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре 5 июня 2022 г. 16:07 5 июня 2022 года, в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора, день памяти преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Полоцком Спасо-Евфросиниевском женском монастыре . По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство! Ваши Преосвященства! Уважаемый Александр Алексеевич! Дорогие братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с этим замечательным праздником. Это праздник не только этой земли, одной из первых принявших христианство на просторах Руси, но и праздник всей Руси. Именно поэтому я сегодня с вами, потому что принятие христианства здесь, в этом месте, послужило очень сильным толчком к распространению веры Христовой. Мы знаем, что история этой епархии очень непростая, как и история Полоцкой земли. Здесь проходили линии фронта, и самым страшным и тяжелым испытанием стала Великая Отечественная война. Но ведь много было и других нашествий иноплеменников! Как пограничная часть всей исторической Руси, эта земля принимала на себя многие удары. Но, как иногда говорят, для того чтобы человек действительно закалился, он должен научиться принимать удары. Люди, воспитанные в тепличных условиях, не имеют должного опыта, а потому очень уязвимы. И когда что-то сваливается на голову — неудача по работе, в семейной жизни, какой-то тяжелый диагноз — человек полностью теряется, он оказывается выбит из колеи. А что значит «выбит из колеи»? Это значит, что человек уже не может вносить реальный вклад в жизнь своей семьи, общества, государства. И ведь враги внешние, в том числе страшный враг, который вступил на Витебскую землю во время Великой Отечественной войны, действительно хотели посеять в душах страх, смятение, потерю ориентиров, для того чтобы народ и земля сделались легкой добычей. Но мы знаем, что этого не случилось, потому что дух нашего народа сохранялся и в самые тяжелые моменты истории.

http://patriarchia.ru/db/text/5933916.ht...

Патриаршее слово в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы 12 2008 р. 19:42 В день праздника Похвалы Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию на московском подворье Троице-Сергиевой лавры . По окончания богослужения Святейший Патриарх обратился к присутствующим с Первосвятительским словом. Собратья архипастыри, досточтимый отец настоятель, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! В этом году многие храмы нашего города отмечают 15-летие c начала своего возрождения. 15 лет назад началось восстановление церковной жизни в Москве. Многие храмы были возвращены Церкви в порушенном состоянии. Но главное — в это время стала возрождаться духовная жизнь в стенах этих храмов и обителей. За 15 лет множество людей нашло дорогу к Церкви Христовой, к храму Божию, они осознали, что без веры невозможно жить. Когда мы отмечаем 15-летие с начала возрождения подворья Троице-Сергиевой Лавры , мы вспоминаем тех, кто стоял у самых истоков. Мы помним труды, которые понес здесь владыка Лонгин — первый настоятель возрожденного подворья Лавры, помним и то, как внимательно он прислушивался к рекомендациям наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры преосвященного Феогноста , возрождая эту святыню. Продолжил дело восстановления подворья и руководства им отец игумен Дионисий. Мы не можем не вспомнить и тех, кто созидал подворье Троице-Сергиевой Лавры и строили Митрополичий корпус. Это — святители Филарет и Иннокентий, митрополиты Московские. Мы верим, что по их святой молитве Господь дает силы и нынешним устроителям и восстановителям частицы Троице-Сергиевой Лавры в Москве нести благодать Лавры, молитвы и предстательство преподробного Сергия Радонежского жителям первопрестольного града Москвы. Многое сделано для возрождения этого святого места, но главное — возрождена молитва, имеющая великую силу, помогающая превозмогать трудности и нести жизненный подвиг во славу Божию. Сегодня праздник Похвалы Пресвятой Богородицы. Этот праздник учрежден в честь неоднократного избавления царственного некогда города Константинополя от нашествия иноплеменников. Совершая в этот день Богослужение, мы прославляем нашу заступницу усердную Пресвятую Богородицу, и просим избавить нас от бед. Много бед было на Руси, и всегда предстательством Царицы Небесной Господь укреплял наши силы и мужество для дальнейшего служения. Мы просим Пресвятую Богородицу и впредь помогать нам на пути спасения, помогать нам достойно нести подвиг поста, молитвы и воздержания.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207204...

Патриаршее слово в Успенском соборе города Мышкина 10 сентября 2010 г. 11:30 9 сентября 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, пребывающий с Первосвятительским визитом в Ярославской и Ростовской епархии , прибыл в город Мышкин, где посетил Успенский собор . Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся в храме с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, владыка архиепископ Кирилл, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры! С большой радостью я вступил на землю Мышкина. Это небольшой город по российским масштабам, но он имеет свою историю и, что самое главное, он сохранил свое лицо — храмы, дома, образ жизни людей, этот ваш мир, созданный вашими предшественниками и поддерживающийся жителями Мышкина, то есть вами. Почему опасно нашествие иноплеменников на любую страну? Потому что враг уничтожает историю, враг уничтожает традицию. А всякое уничтожение традиции очень опасно для жизни народа, потому что традиция — это тот механизм, который помогает передавать людям из поколения в поколение самое важное, что было в жизни людей в прошлом и что должно сохраняться в настоящем и в будущем. Огромное место в традиции нашего народа занимает вера. И мы знаем, как трудно было веру сохранить. Разные были эпохи, даже такие, совсем недавно, в которые истреблялась вера, истреблялись даже видимые знаки этой веры. Но народ наш сумел сохранить и храмы, хотя, конечно, и потери были огромные, и веру. Можно ли было представить Мышкин без его храмов? Это был бы не Мышкин. Вот так же невозможно представить Россию без православной веры — это будет не Россия. Если мы любим свою страну, свой народ, если мы думаем о будущем, то мы должны в первую очередь отстаивать те величайшие ценности, которые пришли к нам через традицию от наших предков и которые составляют сердцевину нашей народной жизни. Я хотел бы всем вам, мои дорогие, пожелать помощи Божией на путях вашей жизни, пожелать сил для хранения веры в сердце, пожелать мудрости и разумения для того, чтобы в этой вере воспитывать своих детей и внуков. Вот тогда и культурная традиция, запечатленная во внешнем облике города Мышкина, будет живой традицией, ибо она будет передавать основные ценности нашего народа.

http://patriarchia.ru/db/text/1271983.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010