Литература стала его основным занятием с 1813–1814 годов. А.С. Норов изучил несколько языков (французский, немецкий, английский, испанский, итальянский, латинский, греческий, позже древнееврейский). Поначалу он преимущественно публиковал переводы из Вергилия и Горация, позднее – отрывки из дидактической поэмы «Об астрономии». В 1818 году Авраам Сергеевич был принят в Вольное Общество любителей словесности, наук и художеств, в 1819 – в Общество любителей российской словесности. На заседаниях Вольного общества он познакомился с А.С. Пушкиным, приятельское общение с которым продолжалось в течение всей жизни поэта. Норов был дружен также и с В.А. Жуковским, И.И. Дмитриевым, П.А. Вяземским, О.И. Сенковским, был близок с будущим славянофилом А.И. Кошелевым, с которым состоял в родстве. Авраам Сергеевич печатал во многих журналах как переводы, так и оригинальные стихи; с 1821 особенно тяготел к итальянской поэзии, более всего к творчеству Данте Алигьери. Высшим поэтическим достижением Авраама Сергеевича Норова впоследствии стал полный перевод Анакреонта. В 1821–1822 годах А.С. Норов совершил путешествие по Европе, посетив Германию, Францию, Италию, Сицилию, издав отдельной книгой путевые очерки 1 . В 1830–е годы, вероятнее всего, состоялось знакомство Норова с игуменом Троице–Сергиевой пустыни Игнатием (Брянчаниновым) 2 . 8 августа 1834 года А.С. Норов взял отпуск для поклонения Гробу Господню, что положило начало лучшим его трудам. Самыми замечательными книгами Авраама Сергеевича Норова стали его очерки о путешествиях в Палестину, Малую Азию, Иерусалим, изданные в 1838 году 3 , а также о плавании по Нилу 4 . Путешествуя по Нилу, Норов приобретал произведения древнеегипетского искусства. Его коллекция была не очень велика, однако в ней были и истинные шедевры, позже попавшие в коллекции Государственного Эрмитажа, Российской Национальной библиотеки в Петербурге, Румянцевского музея, а позже – ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве. В 1847 году Авраам Сергеевич издал книгу «Путешествие к семи церквам, упоминаемым в Апокалипсисе» 5

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/s...

Сергий Радонежский (в миру Варфоломей Кириллович) (ок. 1321–1391), основатель и 2-й игумен Троицкого м-ря (позже Троице-Сергиева лавра), инициатор введения общежитийного устава в русских монастырях. Канонизирован в 1452; Серебрянский Николай Ильич (1872–1940), богослов, магистр богословия (1909), доктор церковной истории (1916). Помощник инспектора Смоленской духовной семинарии (1898), преподаватель Псковской духовной семинарии (1903–1909), правщик Московской типографии (с 1910), преподаватель Костромской семинарии (1914–1916). Доцент (с 1916), профессор (с 1917) МДА. Профессор Православной народной академии (с 1918), библиотекарь и библиограф Славянского отдела БАЛ (1923–1930), член Славянской научной комиссии ОРЯС АН (1923–1929). В 1930 арестован по «академическому делу», приговорен к 10-ти годам заключения на Соловках, замененным через год ссылкой в г. Судиславль Костромской обл., где он преподавал немецкий язык в средней школе. В 1936 вновь арестован, отправлен в Сиблаг, умер в заключении; Середонин Сергей Михайлович (1860–1914), историк, магистр русской истории (1892). Приват-доцент (с 1892) Петербургского ун-та, профессор Петербургских ВЖК (с 1892), преподаватель Археологического ин-та в Петербурге (с 1900). Инспектор (с 1907) и профессор (с 1912) Историко-филологического ин-та в Петербурге; Сивков Константин Васильевич (1882–1959), историк, доктор исторических наук. Преподаватель в школах Тифлиса и Москвы (с 1906), один из учредителей и член правления московского Кооперативного тов-ва издательского и печатного дела «Задруга» (с 1911). Профессор Иваново-Вознесенского ин-та народного образования, Тверского педагогического ин-та (с 1919), ученый секретарь Упр-ния музеями-усадьбами Наркомпроса (1925–1928), сотрудник РИМ (ГИМ) (1921–1930). Позже профессор Московского Историко-архивного ин-та, старший научный сотрудник Ин-та истории АН СССР (с 1936), зам. председателя Комиссии по истории сельского хозяйства. Зав. кафедрой в МГПИ (в 1950-е); Сидоров Алексей Алексеевич (1891–1978), искусствовед, книговед, библиофил, магистр (1921), доктор искусствоведения honoris causa (1936), член-корр. АН СССР (1946), академик ГАХН, заслуженный деятель искусств РСФСР (1947). Выпускник (1913), затем магистрант, приват-доцент (с 1916) историко-филологического ф-та, младший хранитель (1916–1921), зав. граверным кабинетом (1927–1936) Музея изящных искусств при М.у. (с 1937 – ГМИИ). Профессор этнологического (1925–1931) и исторического (1942–1950) ф-тов МГУ. Действ. член Ин-та археологии и искусствознания РАНИОН (1921–1930). С 1918 сотрудник Наркомпроса, один из инициаторов создания РАНИОН. Ученый секретарь ГАХН и Научно-художественной секции ГУСа (с 1924). Профессор МИФЛИ (1933–1938), московских Архитектурного (1936–1944), и Полиграфического (1938–1964) ин-тов. С 1944 старший научный сотрудник Ин-та истории искусств АН СССР (ВНИИ искусствознания Минкультуры СССР). Председатель (1956–1959), член Экспертной комиссии ВАК по искусству и искусствоведению (1956–1969);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

— Сейчас уже можно сказать, какие памятники были полностью уничтожены, а какие украдены? — Пока нет, но мы уже ищем предметы, которые могли быть украдены из Пальмиры. Главное — понятно, что нужно искать: ведь боевикам на самом деле не интересны статуи. Они охотятся только за золотом, деньгами, древними вазами... Все это боевики забирают с собой, чтобы продать, а остальное уничтожают без колебаний. До нападения террористов я никогда не думал, что они смогут войти в Пальмиру, но все же мы не переставали вывозить ее ценности в Дамаск. Последнюю партию отправили за считаные дни до прихода боевиков. В общем и целом начиная с 2012 года нам удалось спасти около 300 тысяч экспонатов в Сирии. Мы пытались спрятать как можно больше ценностей, чтобы не повторилось то, что пережил Ирак в 2003 году (после того как американские войска заняли Багдад, из Национального музея Ирака исчезли многие из 170 тысяч экспонатов, Национальная библиотека Ирака и Национальные архивы были сожжены.— «О»). Что касается Пальмиры, то пока судить обо всех потерях трудно. Повторюсь: это можно делать лишь после того, как российские и сирийские эксперты окончательно расчистят территорию. Варвары уничтожали лица статуй — Какие страны уже предложили вам помощь с реставрацией и восстановлением памятников? — Еще до освобождения Пальмиры нам предложили помочь специалисты из Оксфорда: Институт цифровой археологии и сейчас обсуждает идею создать благодаря 3D-мoдeлupobahuю копии разрушенных памятников. Откликнулся Римский университет Ла Сапиенца и организация «Встреча культур», созданная экс-министром культурного наследия и культурной деятельности Италии Франческо Рутелли. Мы разрабатываем много проектов совместно со специалистами из Германского археологического института — единственного в мире, который за время всего кризиса не закрыл свои двери перед Дамаском. В Берлине с нами работает Пергамский музей, а еще Нью-Йорк, Лондон, Чешская республика и даже Япония. А Венгрия предлагает 50 стипендий для университетов. И, конечно же, я очень рад, что свою помощь нам предложил российский музей Эрмитаж. А также мы подготовим большую выставку древностей Пальмиры совместно со специалистами из ГМИИ им. Пушкина.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Норов не боится высказывать свои собственные гипотезы — иногда верные, иногда ошибочные, однако почти всегда содержащие не только зерно знания и но и способность путешественника очень основательно анализировать материал. Безусловно, Норову, как человеку очень религиозному, влюбленному в православие, многое мешает увидеть религиозная догма: он бесконечно цитирует библейский текст, увы, зачастую ставя его против более древнего и более убедительного древнеегипетского источника. По сути, Авраам Норов и не ищет в Египте знание, он скорее ищет подтверждение тому образу Египта, который почерпнут им из Ветхого завета. Однако, в моменты, когда увиденное никак не соприкасается с верой, с догмой, Норов чрезвычайно убедительно, здраво говорит о наследии былых эпох, которое он нашел на берегах Нила. Он подробно исследует памятники архитектуры, росписи, верно определяет предназначение монументов, гробниц, которые оказались у него на пути, свободно цитирует античных авторов, которых знает превосходно, подмечает, где именно он встречает тот или иной памятник, позже попавший в его собственную коллекцию. Естественно, путешествуя по Нилу Норов не мог удержаться от покупки произведений древнеегипетского искусства. Его коллекция была не очень велика, однако в ней были и истинные шедевры, позже попавшие в коллекции Государственного Эрмитажа и российской Национальной библиотеки в Петербурге, Румянцевского музея, а позже — ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве. Статуя богини Сехмет, которую Норов ошибочно называет именем богини Нейт, купленная путешественником в Карнаке, стала первым монументальным египетским памятником в российских частных собраниях. Покупка, думается, была вдохновлена приобретением для Петербурга восхитительных сфинксов Аменхотепа III из храма в Ком эль-Хеттан, которые, прибыв в Петербург в 1832 году, не могли оказаться вне поля зрения А. Норова. Увы, отношение современников к этим памятникам сначала было неоднозначным: известно, что от вида сфинксов эмоциональные пожилые петербурженки падали в обморок, а статуя львиноголовой богини из храма Мут, привезенная в Петербург в 1837 году, оказалась, ненужная, под лестницей в здании Академии художеств.

http://bogoslov.ru/event/2883572

Дарашевич А.А. Малый театр Спектакль " Свои люди - сочтемся " Литература Себина Е.Н. Стриевская Е.К. пятница Радиолинейка " Поэты, опаленные войной... " Патриотическое воспитание  Дарашевич А.А. вторник  15.00 Третьяковская галерея Урок в музее  «Гоголь и русские художники»  Литература  Себина Е.Н. Рыжова О.Б. 8,9,10 Автобусная экскурсия в аэропорт " Домодедово " Профориентация Воронкова И.Е. Бывшева Ю.А. Ненова Л.В. Стриевская Е.К. Театр на Юго-Западе Спектакль " На дне " Литература   Рыжова О.Б. Третьяковская Галерея. Занятие в залах. Тема: " Гоголь и русские художники " Литература  Себина Е.Н.  Рыжова О.Б. четверг Покровский храм в Ясенево Закон Божий Бывшева Ю.А. пятница Радиолинейка " Сталинград " Патриотическое воспитание  Бывшева Ю.А. ФЕВРАЛЬ 2023 суббота Театр Апарте Спектакль " Обломов " Литература Бывшева Ю.А. 9,10,11 Музей обороны Москвы Патриотическое воспитание  Воронкова И.Е. Бывшева Ю.А. Рыжова О.Б. Ненова Л.В. пятница Московский государственный историко-этнографический театр спектакль " Ученик Лицея " Литература Воронкова И.Е. Дарашевич А.А. понедельник Музей книги РГБ Древнерусская литература Иванова Е.А. Стриевкая Е.К. Музей обороны Москвы Патриотическое воспитание  Воронкова И.Е. Сципио А.Д. Дарашевич А.А. четверг Музей А.Н.Толстого в Хамовниках обзорная экскурсия Литература  Себина Е.Н. Рыжова О.Б. пятница  11.00  Радиолинейка " Несломленные духом " Встреча с узницей концлагеря Патриотическое воспитание  Рыжова О.Б.  Спортивные соревнования " Богатырские забавы " Фурсов А.С. четверг Производство мороженого " Чистая линия " экскурсия Профориентация Голубяиникова С.С. Седых М.Л. пятница Масленица в старшей школе кураторы пятница Театр Апарте спектакль " Ревизор " Литература Рыжова О.Б., Бывшева Ю.А. вторник День словесности Встреча-урок, посвященные словарям Франгулян Л.Р. Стриевская М.К. Прздник Азбуки Шестакова С.В. Театр на Покровке спектакль " Война и мир. Княжна Марья. " Литература Рыжова О.Б. МАРТ 2023 суббота ГМИИ им.А.С.Пушкина. Экскурсия " Искусство Древней Греции "

http://old.gymnasia-radonezh.ru/plan/

Vivian, 2001 – Vivian T. Coptic Palladiana [IV]: St. Macarius of Alexandria//CChR. 22 (2001). P. 2–22. Vivian, 2004 – Four Desert Fathers: Pambo, Evagrius, Macarius of Egypt, and Macarius of Alexandria/Trans, by T. Vivian with the Assistance of R. A. Greer. St. Vladimir’s Seminary Press. Crestwood, New York, 2004 [перевод на англ. яз. всей коптской «Палладианы», двух «сирийских глав» из «Лавсаика» и отрывка из «Жития блаженного Афу«]. 3) История монахов : Festugière, 1961 – Historia monachorum in Aegypto/Edimion critique du texte grec et traduction annotée par A.-J. Festugière, Bruxelles, 1961 (SH, 34) [Критическое издание текста было повторно опубликовано в 1971 г. в той же серии (SH, 53) вместе с комментированным переводом – см.: Festugière, 1964]. Festugière, 1964 – Les moines d’Orient: IV/1. Enquête sur les moines d’Egypte: Historia monachorum in Aegypto/Traduit par A.-J. Festugière. P., 1964 [Комментированный французский перевод «Истории Монахов»]. История Египетских Монахов – история египетских монахов/пер. с греч. Н. А. Кульковой. М., 2001 [рус. пер. греч. текста по изданию Фестюжьера]. Russel, Ward, – The Lives of the Desert Fathers: The Historia monachorum in Aegypto/Transl, by N. Russel, Introd. by B. Ward. Oxford; Kalamazoo (Michigan), [англ, перевод с подробным введением Б. Уорд, и приложением переводов дополнительного материала из латинской и сирийской версий]. Schulz-Flügel, 1990 – Tyrannius Rufinus. Historia monachorum sive de vita sanctorum patrum/Hrsg. von E. Schulz-Flügel. Berlin; New York, 1990. Жизнь пустынных отцов – Жизнь пустынных отцов, творение пресвитера Руфина. Св.-Троицкая Сергиева лавра, 1898, 1991 2 [рус. пер., сделанный по тексту Патрологии Миня] 4) Издания папирусов и острака: Ернштедт, 1959а – Ернштедт П. В. Коптские тексты ГМИИ им. А. С. Пушкина. М.; Л., 1959. Ернштедт, 1959b – Ернштедт П. В. Коптские тексты Государственного Эрмитажа. М.; Л., 1959. Bell, 1924 – Jews and Christians in Egypte. The Jewish Troubles in Alexandria and the Athanasian Controversy. Illustrated by Texts from Greek Papyri in the British Museum/Ed. by H. Idris Bell, with Three Coptic Texts, ed. by W. E. Crum. Oxford, 1924.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Ирина Антонова: какая я была молодая! 20 марта исполняется 95 лет президенту Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Ирине Антоновой 20 марта, 2017 20 марта исполняется 95 лет президенту Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Ирине Антоновой 20 марта исполняется 95 лет президенту Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Ирине Антоновой. Умопомрачительную дату юбиляр привычно встречает на рабочем месте. А как иначе? Трудовой стаж Ирины Александровны в ГМИИ составляет без малого 72 года. — С трудом вклинился с интервью в ваш плотный график, Ирина Александровна. Все по часам расписано. — Свободного времени действительно мало, а сделать надо много. Как-то так получилось, что сейчас работы даже больше, чем раньше. Вроде бы отошла от вопросов администрирования, финансирования или строительства, но появилась масса других проектов — научных, просветительских. Мне это интересно. Плюс, конечно, остаются выставки. Из последних отмечу «Голоса воображаемого музея Андре Мальро». Не я ее придумала, идея пришла из Франции, мы ее дополнили и развили. По-моему, получилось очень интересно. Я лично знала Мальро, в 1968 году полтора часа водила его по Пушкинскому музею. К тому моменту он десять лет отработал министром культуры Франции, приняв предложение занять эту должность от президента де Голля, своего друга, который чрезвычайно высоко ценил Мальро. Он был одним из крупнейших писателей прошлого века, с конца двадцатых годов неоднократно приезжал в Россию, близко общался с Пастернаком, Мейерхольдом, Эйзенштейном. У меня на память осталась книга Мальро с его теплой дарственной надписью. Он прислал «Антимемуары» через пару недель после визита в Москву. — У вас большая коллекция книг с автографами? — Никогда не считала, но есть. Подарки художников, писателей… Я систематически передаю эти книги в библиотеку нашего музея. Зачем они будут у меня дома стоять? — К слову, о библиотеках. Прочел в интернете, что вы ведете лекционный курс в московской библиотеке имени Данте. И на это сил хватает?

http://pravmir.ru/irina-antonova-kakaya-...

Надпись эта дала материал для целого исследования об абидосских мистериях. 181 Задача на вычисление объёма усеченной пирамиды во всей древней математике встречается только на папирусе, хранящемся в ГМИИ, указывая на значительный успех египетской геометрии. 182 Согласно мифу о Горе – сыне Исиды, она зачала его от мёртвого Осириса. Удалившись в болота дельты Нила, Исида родила и воспитала сына. Возмужав, Гор на суде богов в споре с Сетом добивается признания себя единственным наследником Осириса. В битве с Сетом Гор сначала терпит поражение, однако затем в долгой борьбе Гор побеждает Сета и лишает его мужского начала. 183 Анубис – в египетской мифологии бог-покровитель умерших; почитался в образе шакала чёрного цвета или дикой собаки Саб (или в виде человека с головой шакала или собаки). Центром культа Анубиса был город 17-го нома Каса, однако его почитание очень рано распространилось по всему Египту. Согласно «Текстам пирамид», Анубис был главным богом в царстве мёртвых, он считал сердца умерших. 184 Нефтида (Небетхет) – в египетской мифологии младшая из детей Геба и Нут. Изображалась в образе женщины с иероглифом своего имени на голове. Её сущность в египетской религиозной литературе почти не раскрыта. Нефтида выступает вместе с сестрой Исидой в мистериях Осириса и во всех заупокойных магических обрядах. Согласно «Текстам пирамид», Нефтида плавает в ночной барке (Исида в дневной). 185 Бобынин считает, что решение задач на неизвестные числа при помощи единицы прямо приводило к способу решения уравнений первой степени с одним неизвестным, а в нашей «Счётной мудрости» круг заменялся для определения его площади, как и у египтян, квадратом, сторона которого равна диаметру круга; возможно, что именно отсюда ведёт свою популярность знаменитая квадратура круга. 186 Текст «Анналов» Тутмоса был известен ещё Шампольону; над ним работали Голенищев, Лепсиус, Масперо, Бругш, Мариет, Пиль и др. 187 Интересна судьба надписи с обращением Амона к царю. Сын Аменхотепа III Эхнатон, преследуя культ Амона, изгладил её.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Через много лет, возвращаясь к этому же сюжету, Рембрандт повторит жесты правой руки Христа, обращающегося к своей собеседнице, и правой руки самарянки, держащейся за цепь колодца, но, между тем, он напишет и несколько других композиций. Христос и самарянка. Офорт 1634 года. ГМИИ имени А.С. Пушкина. Москва ЖИВОПИСНОЕ ПОЛОТНО 1655 ГОДА Примерно через двадцать лет после написания офорта, возможно в 1655 году, художник вновь обратится к этому евангельскому повествованию. Речь идет о живописном полотне, хранящемся в Берлине (Согласно французскому искусствоведу Луи Рео, до 1931 года оно хранилось в Эрмитаже и было продано большевиками). В жизни мастера наступили трудные дни: над его очагом нависла угроза нищеты и полного банкротства. Чтобы хоть как-то облегчить финансовое положение семьи, Рембрандт предпримет в декабре отчаянную попытку самостоятельно распродать часть домашней мебели и некоторые из своих картин. Несмотря на все усилия, ему так и не удастся погасить все долговые обязательства. С этой точки зрения примечательна композиция картины, которую в целом знатоки живописи оценивают не очень высоко: взгляд зрителя направлен словно со дна колодца, из глубокого мрака, то есть оттуда, где никого не могло быть. У края колодца на этом полотне рядом с Христом и самарянкой, к великому удивлению, мы видим маленького ребёнка, присутствующего при этом разговоре. Как тут не вспомнить об одном из немногих счастливых событий в жизни Рембрандта, произошедших за год до написания этой картины, - рождении дочери Корнелии. Вероятно, в момент написания картины она делала свои первые шаги и лепетала первые слова. На эрмитажном полотне мы также видим ребёнка, стоящего рядом с самарянкой. О нём ни слова не сказано в Евангелии, но ничто не исключает вероятности его присутствия при разговоре. ПРОИЗВЕДЕНИЯ КОНЦА 1650-Х ГОДОВ В 1658 и в 1659 годах Рембрандт напишет ещё два произведения, повествующие о разговоре у колодца: один офорт и год спустя картину. Тяжёлый период в жизни мастера продолжается. Вообще последние шестнадцать лет его жизни стали самым трагическим периодом. После смерти его жены Саскии остаётся сын Титус. Появление в его жизни женщины-подруги Хендрике позволяет сохранять некое подобие семейной жизни. Рембрандту этого было достаточно для того, чтобы по-прежнему считать себя хозяином празднеств, чтобы проводить жизнь в роскоши и внешнем блеске. Напрасно в его дверь стучались судейские приставы...

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/5/50...

Снятие с Креста (вторая доска). Офорт Рембрандта. 1633. ГМИИ им. А. С. Пушкина. Москва КОМПОЗИЦИЯ СЮЖЕТА Вместо огромного алтарного образа Рембрандт пишет среднюю по размерам картину кабинетного формата. Вместо великолепных, атлетически сложенных, гибких в своих движениях героев Рубенса - нескладные фигуры людей, суровых вохватившем их горе. Сцена проникнута глубоким, пережитым во всей полноте чувством, которое мастерски воплощено в материально осязаемых объемных формах. В повествовании присутствует оттенок повседневности, от этого оно выглядит более реальным. Мастер сумел раскрыть внутреннее содержание события скупыми средствами, сильные эмоции у него не расплескиваются в бурных внешних проявлениях. Ночь, со всей конкретностью рисующаяся воображению художника, окутывает мраком всю группу и с трудом позволяет разглядеть некоторые фигуры. Три мистических луча света, словно вырывающие из тьмы три главных эпизода повествования - снятие с Креста, обморок Марии и расстилание плащаницы, - обладают совершенно разной интенсивностью, которая убывает сообразно с уменьшением значимости. Самый яркий луч, как и на подготовительном офорте, направлен на кульминационный момент повествования, точнее на ту группу людей, которые окружают Христа. Построенная пирамидально, главная группа, ограниченная по сторонам диагоналями лестниц, имеет своим смысловым и живописным центром безжизненное, окровавленное, жалобно изогнувшееся тело Спасителя. Напряженная левая рука, из которой еще не вырван последний гвоздь, и безжизненно повисшая правая, его покачнувшаяся окровавленная голова и складки туловища, израненные ноги - весь этот вид вызывает различные чувства - и благоговение, и щемящую тоску, и просто человеческое сострадание к человеческим мукам. При созерцании этого как не вспомнить удивительные тексты из богослужений Страстной седмицы: «Тебе, одеющагося светом яко ризою, снем Иосиф с древа с Никодимом, и видев мертва нага непогребена, благосердный плач восприим, рыдая глаголаше: увы мне, сладчайший Иисусе, Егоже вмале солнце, на кресте висима узревшее, мраком облагашеся, и земля страхом колебашеся, и раздирашеся церковная завеса; но се ныне вижу Тя, мене ради волею подъемша смерть».

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/4/47...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010