Г. Колпакова Примечания Список сокращений БАН – Библиотека Российской академии наук. С.-Петербург. БЛДР – Библиотека литературы Древней Руси. Москва. БТ – Богословские труды. Москва. ВВ – Византийский временник. Москва. ВИ – Вопросы истории. Москва. ВИА – Всеобщая история архитектуры в 12 т. М., 1966–1977. ВР – Византинороссика. С.-Петербург. ГБЛ (ныне РГБ) – Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина (ныне Российская государственная библиотека). Москва. ГИМ – Государственный исторический музей. Москва. ГМИИ – Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва. ГММК, МК – Государственный историко-художественный музей-заповедник «Московский Кремль». ГРМ – Государственный Русский музей. С.-Петербург. ГТГ – Государственная Третьяковская галерея. Москва. ГЭ – Государственный Эрмитаж. С.-Петербург. ДРИ – Древнерусское искусство. Москва, с 1995 г. – С.-Петербург. ЗЛУ – Зборник за ликовне уметности. Београд. ЗОРСА – Записки Отделения русской и славянской археологии Российского археологического общества. С.-Петербург. КСИА – Краткие сообщения Института археологии АН СССР (РАН). Москва. КСИИМК – Краткие сообщения Института истории материальной культуры АН СССР. Москва. ЛГУ – Ленинградский государственный университет. МГУ – Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. МГУ, НБ – Научная библиотека имени А. М. Горького, МГУ. НГИАМЗ – Новгородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник. НИС – Новгородский исторический сборник. НЛ – Новгородские летописи. НПЛ – Новгородская первая летопись. Москва; Ленинград, 1950. ПВЛ – Повесть временных лет. Москва; Ленинград, 1950. ПКНО – Памятники культуры. Новые открытия. Москва: Ленинград (С.-Петербург). ПЛДР – Памятники литературы Древней Руси. Москва. ППС – Православный Палестинский сборник (Палестинский сборник) – Москва: Ленинград (С.-Петербург). ПС – Православный собеседник. Москва. ПСРЛ – Полное собрание русских летописей. С.-Петербург. РНБ – Российская национальная библиотека. С.-Петербург.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Паломническая программа " Что для меня свято " в нашей гимназии. В основе программы лежит ценность «Благоговейное отношение к святыне». Через изучение Священной Истории, через знакомство с житиями святых, через изучения храма и его устройства, через посещение святых мест, через знакомство с историей города, через встречи со священнослужителями- настоятелями московских храмов, с мирянами, являющими детям образец такого отношения к святыням мы с нашими гимназистами приближаемся к пониманию, что > > Управление корпоративных коммуникаций энергетической компании Юнипро организовало для наших гимназистов 2 и 3 классов занятие по мерам профилактики заболеваний. Уже не первый раз " Юнипрошка " проводит занятия для наших детей. На этот раз темой стало заболевание ОРВИ: что делать, чтобы не заболеть или если ты заболел. Цель программы: научить детей правилам профилактики сезонных простудных заболеваний.В игровой форме познавать легче. В этом мы убедились, глядя > > Осень, милая, шурши,Листьями вокруг,Провожать не спешиЖуравлей на юг. Осень в детском саду «Огоньки» началась с листопада. Ребята увлеченно составляли из листьев букеты для мам, устроили выставку красивых аппликаций, и рисунков. Наблюдали за деревьями во время прогулки, рассматривали и обсуждали картины и книжные иллюстрации, разучивали стихи об осени, составляли рассказы о своих любимых деревьях.А на днях в детском саду прошел конкурс-дегустация «День осеннего бутерброда». Дети с мамами сделали бутербродные шедевры. Каждый > > Разговор со священником. 19 октября клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе о. Роман провёл беседу с учащимися 5 класса гимназии «Радонеж» об ответственности.Ответственность…Вслушаемся в слово, чтобы понять смысл.«Ответ», -слышим мы.Кто и о чём спрашивает человека? На какие вопросы нужно давать ответ? За какие поступки надо отвечать?Обращаясь к ребятам, о. Роман раскрыл христианское отношение к свободе и ответственности человека, а > > Шестиклассники между прочим побывали в Музее изобразительных искусств им.А.С.Пушкина на Волхонке. Экскурсия была посвящена очень важному этапу развития общества - средневековью, эпохе в одну тысячу лет, эпохе межу Античностью и Возрождением.Нам повезло! Наш экскурсовод - лектор-искусствовед ГМИИ им. А. С. Пушкина, Виктория Аптекман рассказала нашим гимназистам об особенностях средневекового искусства Византии и стран Европы, Франции, Италии и Германии. Очень подробно и интересно поведала о романском > >

http://gymnasia-radonezh.ru/postlist?pag...

В гимназии подошел к концу проект " #Педагогическая практика учащихся " . 14 ноября 2023 года прошло заключительное мероприятие - " Чай с директором " . #Педагогическая практика завершилась!Вчера за одним столом собрались учителя и ...учителя.Это ставшее уже традиционным совместное обсуждение прошедших уроков " Чай с директором " . За чашкой чая состоялся серьёзный разговор наших педагогов, директора и гимназистов-практикантов.Всего в этом году практику прошли 10 учеников.Ребята, которым посчастливилось > > И вот мы на пороге важных открытий и на шаг ближе к великим шедеврам! Здравствуй, музей! Как бы попасть в Древний Египет?Учащиеся 5 класса гимназии «Радонеж» долго ждали экскурсию в ГМИИ имени А.С. Пушкина, чтобы посмотреть тысячи редчайших подлинников искусства Древнего Египта.Кто придумал мумию? Зачем построили пирамиды? Что обозначают причудливые иероглифы? Кто такие жрецы? На эти и другие вопросы нам > > Когда дети проводят уроки детям. 24 октября, ученицы 5 класса Зубкова Анна и Краснояружская Ольга провели урок окружающего мира во 2 классе. Девочки подготовились к уроку по согласованной теме, в чём им, безусловно, помогла Седых Марина Леонидовна, учитель начальных классов. Анна и Ольга впервые пробовали себя в роли педагога. Участницы педагогической практики остались довольны проведением урока, смогли открыть в себе новые качества, преодолеть страх и стать уверенней > > Уроки каллиграфии в нашей гимназии. Преподаватель - Анна Евгеньевна Чукмасова. Чем активнее ведется цифровизация образования, тем очевиднее преимущества классического школьного образования. Умение писать — один из основных навыков начальной школы.До конца 1960-х годов советская школа хранила и передавала традиции русской каллиграфии. Однако реформа упразднила уроки чистописания и каллиграфический почерк стал отличительной чертой старшего поколения.Сейчас, на фоне распространения гаджетов и печатного письма, мы решили возродить уроки чистописания. Каллиграфия - это очень > > Благотворительный Кинофестиваль «Лучезарный Ангел» приглашает детей и их родителей на кинопоказы совершенно бесплатно! Вас ждут новые фильмы, мастер-классы, встречи с известными актёрами и режиссёрами — будет очень интересно.Подготовлены программы для детей разных возрастов:— категория 6+: «Солдатик» (реж. Виктория Фанасютина), «Чебурашка» (реж. Дмитрий Дьяченко), «Урочный час» (реж. Николай Белов» и др.;— категория 12+: «Папы» (реж. Анна Матисон, Карен Оганесян, Сергей Юдаков, > >

http://gymnasia-radonezh.ru/postlist?pag...

Владимир Мединский возглавил Юбилейную Х Конференцию министров культуры стран-членов Совета Европы 15 апреля, 2013. Новостная служба В работе конференции принимают участие министры, заместители министров, эксперты и представители стран-членов Совета Европы, Белоруссии и Казахстана, а также ЮНЕСКО, ОЭСР и Европейского союза. 15 апреля. ПРАВМИР. Сегодня в здании Большого театра в Москве открыла свою работу Юбилейная Х   Конференция министров культуры стран-членов Совета Европы, председателем которой избран В. Мединский. С приветственным словом Президента Российской Федерации В. Путина выступил специальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству М. Швыдкой. В работе конференции принимают участие министры, заместители министров, эксперты и представители стран-членов Совета Европы, Белоруссии и Казахстана, а также ЮНЕСКО, ОЭСР и Европейского союза. Наряду с руководством Министерства культуры Россию представляют директор ГМИИ им. Пушкина И. Антонова, директор Государственного Эрмитажа М. Пиотровский, директор Мультимедиа арт-музея О. Свиблова. В первый день работы конференции пройдут заседания и дебаты, в ходе которых запланированы выступления министров культуры ряда европейских стран, специалистов в сфере культуры и искусства. Председатель парламентской ассамблеи Совета Европы Жан-Клод Миньон и председатель местных и региональных властей Совета Европы Хервиг Ван Стаа возглавят запланированные на вторую половину дня дискуссии о роли государственных органов в улучшении доступа к культуре, инновационных подходов и передового опыта в обсуждаемой сфере. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024

http://pravmir.ru/vladimir-medinskij-voz...

Можно представлять себя присутствующим на той или иной картине. Не ленитесь делать это. Это действительно интересно. Многие музеи, особенно мой любимый ГМИИ, создавались ради этого. Вся архитектура музея, всё пространство его помещений по задумке авторов должны переносить человека в определенную эпоху, погружать в определенный период культуры человечества. Но вся загвоздка в том, что интересное и понятное нам не всегда понятно ребенку. То, что нам кажется красивым, детьми может восприниматься как обычное и обыденное. И наоборот. Поэтому задача родителя – это правда важно – посмотреть на мир глазами собственного ребенка. Иногда в музее достаточно присесть на корточки и посмотреть на картину с уровня глаз своего ребенка, чтобы открыть для себя совершенно новый ракурс, его ракурс. И еще, не нужно торопиться напичкать ребенка большим количеством знаний. Новые знания и информация лучше всего усваиваются ребенком в пубертатный период, от 10 до 15 лет. Как бы подросток ни был неуправляем, его голова всё равно открытый шкафчик, в которой прекрасно один за другим в свое время лягут знания. До десяти лет насыщайте детей впечатлениями. Вызывайте в них сопереживание. У меня был незабываемый опыт, когда однажды я попала со своей шестилетней дочерью в зал Рафаэля. Там была известная и потрясающая скульптура смертельного раненого мальчика, которого несет дельфин. Я заметила, что моего ребенка работа привлекла, и я специально остановилась, чтобы поговорить. – Что видишь? – спросила дочку. – Дельфина… Мальчика… Он ранен, а дельфин его пытается спасти, – говорила она с паузами. И тут я заметила, как у нее из глаз потекли слезы. В это мгновение я поняла, что случилось главное, ради чего стоит ходить в музей. В этом и состоит сила искусства – оно вызвало сопереживание. Мера – это всё, или не будьте ханжами – Как часто нужно ходить в музей? – Сейчас есть тенденция, когда родители дают детям в России начальное образование, а потом отправляют их учиться в Европу. При этом они обращаются к нам в музей с запросом, мол, мы хотим напитать ребенка максимально, чтобы он уехал за границу подготовленным. Музеи в этом случае идут навстречу таким родителям, проводят с детьми интенсивные занятия.

http://pravmir.ru/esli-detyam-v-muzee-sk...

–   А вам не кажется, что многих останавливает еще и высокая входная плата, установленная в музеях? – Подождите, а сколько стоит сейчас билет в кинотеатр? Не стану говорить за всех, но у меня сложилось впечатление, что то, что дается людям легко, они не ценят. Я работаю в музее почти двадцать лет и могу авторитетно заявить: такой посещаемости, как сейчас (когда цена на билет довольно высока), ранее не было. Если точнее, то была в 50–60-е годы. Тогда моду и стиль жизни диктовала интеллигенция, то есть преподаватели и доценты институтов. Они же, кстати, ввели моду на пешие и байдарочные походы, скалолазание, бардовские песни и интерес к авангардному искусству. Понимаете, мироощущение всегда идет сверху и спускается к народу. И когда простой водитель трамвая видел, что его сосед, профессор физики, идет всей семьей в музей, он подтягивался к этой планке. В девяностые годы у людей не сказать, чтобы совсем ничего не было (билеты в музеи, кстати, были очень доступны), но это был период иных ценностей. У медийных персон были иные предпочтения. И хотя выставки в ГМИИ тогда открывали Черномырдин, Гайдар, Лужков, среди политической элиты не было сегодняшнего повального увлечения искусством. Поэтому и средний класс к искусству относился спокойно довольно продолжительное время. Помню, я была студенткой, но уже работала в Пушкинском музее. И многие знакомые, узнав об этом, не могли скрыть легкого пренебрежения. Могла ли я, «ботаник» по их представлению, соперничать с ними, которые работали в крутых фирмах… по производству шнурков, с высоченной зарплатой. Сейчас многое изменилось. Прежде всего элита, вероятно, удовлетворив свои первичные потребности, обращается к искусству, начинает его коллекционировать. Сегодня, наверное, нет ни одного богатого человека, у которого не было бы какой-то, пусть минимальной, коллекции произведений изобразительного искусства. А раз им это интересно, значит, нужно разбираться в искусстве, значит, они начинают ходить в музеи, приводить сюда своих детей, друзей, спонсировать выставки. Постепенно эта мода спускается ниже и ниже, наконец, достигает уровня простого менеджера и вновь – водителя трамвая.

http://pravmir.ru/esli-detyam-v-muzee-sk...

Это возможность преподать важный религиозный, философский урок детям. Закрепить то, что для многих уже является фундаментом их жизни, как и было когда-то фундаментом для людей далекого прошлого. Верующие родители должны сами знать и понимать произведения искусства, чтобы уметь объяснить их содержание детям. Но почему-то это не для всех очевидно, увы. В музее мы сталкивались еще с одной проблемой: очень резкой реакцией православных родителей, многие из которых демонстративно перестали водить детей в ГМИИ. Также некоторые православные школы больше не приходят на наши экспозиции классами. Главный конфликт был вызван тем, что в музее мы знакомили детей из православных школ с античной обнаженной натурой. Показывали им, например, Давида Микеланджело, Афродиту, копьеносца. После конфликта мы вынуждены были снабдить экспликации к экспонатам бирками с возрастными ограничениями. Я убеждена, что одна из самых больших ошибок родителей – это зажимание детей в ханжеских рамках. Родители должны понимать, что сегодня в нас живо христианское отношение к телу, но в далекие века были иные люди, иного представления о сущности человека, с иным образом мыслей и жизни. Скрывать это от ребенка, запрещать ему смотреть на античную скульптуру значит травмировать ребенка, который, вообще говоря, чужд порока. Именно из тех, кому запрещали и с раннего возраста внушали стыд от вида обнаженного тела, вырастают закомплексованные люди с отклоненным поведением и избыточным интересом к сексуальности. Дети невинны. Поэтому не нужно приписывать им того, чем они не обладают. Нужно понимать, что классические художественные музеи воспитывают в детях гибкость сознания. И если вы беспокоитесь о проблемах этического характера, то начинайте водить детей задолго до десяти лет, пока у них не появилось осознанного чувства стыда. Если с 5 до 10 лет у ребенка выработана привычка удивляться, восхищаться, наслаждаться красотой, то у него в будущем никогда не вызовет смущения, неловкости и нездорового интереса обнаженная натура. Для таких детей античная скульптура навсегда будет произведением искусства.

http://pravmir.ru/esli-detyam-v-muzee-sk...

Первое путешествие на Восток Г. предпринял в 1879 г. (долина Нила и прилегающие территории). Он производил археологические исследования в Египте (1884-1885, Вади-Хаммамат; 1888-1889, Телль-эль-Масхута) по своей инициативе и на личные средства. Смог проверить копии ранее известных текстов, издав поправки к публикациям К. Р. Лепсиуса и др.; им были введены в оборот и интерпретированы эпиграфические памятники Вади-Хаммамат. Г. совершил ряд открытий в области древнеегип. искусства, одним из первых поднял проблему его стиля, пришел к верным выводам о хронологии памятников (датировал танисских сфинксов эпохой Среднего царства по иконографии скульптурных портретов Аменемхета III и указал на егип. тип их лиц). В 1891 г. Г. издал т. н. каппадокийские таблички - документы, найденные в М. Азии (ассир. торговая колония Каниш). Его заслуга заключается в том, что он верно определил язык, скрывавшийся под еще не расшифрованной староассир. клинописью, как один из диалектов аккадского. Во время путешествий в основном в 80-90-х гг. Г. на личные средства собрал большую коллекцию егип. искусства и письменности (свыше 6 тыс.), организовал 60 археологических и эпиграфических экспедиций. Его собрание в кон. XIX в. было одним из лучших в мире по систематичности подбора и полноте и включало уникальные памятники: т. н. Московский математический папирус, описание путешествия Унуамона (Унамуна) в Финикию, Файюмские портреты , к к-рым во многом восходит искусство христ. иконописи. Значительную часть коллекции составляли копт. памятники христ. населения Египта. Они стали основой для изучения копт. древностей в Москве. Описание коллекции Г. не опубликовал, т. к. крах Среднеуральского золотопромышленного акционерного об-ва подорвал благосостояние рода Голенищевых и коллекцию пришлось продать. После колебаний Гос. дума одобрила «Закон о приобретении в государственную собственность коллекции египетских древностей статского советника В. С. Голенищева» (10 мая 1909). Коллекция, принадлежавшая Г., стала ядром собрания древностей Московского музея изящных искусств им. Александра III (в наст. время ГМИИ им. А. С. Пушкина), особенно егип. коллекция, для к-рой был выстроен специальный зал.

http://pravenc.ru/text/165251.html

H. The Coptic Manuscripts in the Freer Collection. N. Y.; L., 1923; idem. Coptic Texts in the University of Michigan Collection. Ann Arbor, 1942; Stegemann V. Koptische Palдographie. Hdlb., 1936; O’Leary De Lacy E. Primary Guide to Coptic Literary Material. L., 1938 [Библиогр.]; Kahle P. E. Bala’izah: Coptic Texts from Deir el_Bala’izah in Upper Egypt. L., 1954. 2 vol.; Ернштедт П. В. Коптские тексты ГМИИ им. А. С. Пушкина. М.; Л., 1959; он же. Коптские тексты Гос. Эрмитажа. М.; Л., 1959; Cramer M. Koptische Paläographie. Wiesbaden, 1964; Еланская А. И. Коптские рукописи ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Л., 1969. (ППС; Вып. 20 (83)); Satzinger H. Koptische Papyrus-Fragmente des Wiener Kunsthistorischen Museums: Liturgische und biblische Texte//Chronique d’Égypte. Brux., 1971. Vol. 46. P. 419–431; Browne G. M. Michigan Coptic Texts. Barcelona, 1979; Zanetti U. Les manuscrits de Dair Ab Magâr: Inventaire. Gen., 1986. (Cah. 11) Layton B. Catalogue of Coptic Literary Manuscripts in the British Library Acquired Since the Year 1906. L., 1987; Depuydt L. Catalogue of Coptic Manuscripts in the Pierpont Morgan Library. Leuven, 1993. 2 vol. (Corpus of Illuminated Manuscripts; 4–5); Louis C. Catalogue raisonné des manuscrits litté raires coptes conservé s à l’IFAO du Caire: Diss. [P., 2005]; Buzi P., Proverbio D. V. Coptic Treasures from the Vatican Library: A Selection of Coptic, Copto-Arabic and Ethiopic Manuscripts. Vat., 2012. (ST; 472); исследования: Hebbelynck A. La langue copte et sa littérature//Magasin littéraire. P., 1891. Vol. 8. N 2. P. 93–111; Leipoldt J. Geschichte der koptischen Literatur// Brockelmann C. e. a. Geschichte der christlichen Litteraturen des Orients. Lpz., 1907, 1972r. S. 131–182; Baumstark A. Die christlichen Literaturen des Orients. Lpz., 1911. Bd. 1; Тураев Б. А. Коптская лит-ра//Литература Востока. Пг., 1920. Вып. 2. C. 145–151 (переизд.: Он же. Египетская лит-ра. СПб., 2000. С. 317–324); O’Leary De Lacy E. Littérature copte//DACL. 1930. Vol. 9(2).

http://pravenc.ru/text/2057208.html

Москвичка не знала, чьи картины в ГМИИ им.Пушкина, а подросток из Иркутской облатси знал. 2.Но утверждать, что классиков в России сегодня слушают хотябы соизмеримо с попсой (с) Я нигде такого не утверждал. Это во-первых. Во-вторых, дайте определение попсы. Вдруг о разных направлениях и исполнителях говорим?.. 3.Здесь разобраться Вам помог бы опрос такого рода: предложите звучащий " хит " из числа современных " композиций " и любую прелюдию того же Рахманинова (с) А я делал это. Брал 2 класса (2 седьмых класса), ставил им Чайковского и песенку современной певицы Селены Гомез. Узнаваемость у Чайковского чуть повыше оказалась (это легко объяснить - Селену слушает девочки, а мальчики почти не слушают; в то же время с классикой люди знакомытся независимо от пола). В то же время " классическую " композицию " Битлов "/Джорджа Харрисона While my guitar узнало на 2 класса 2 человека. Знаменитый цикл " Фатерланд " чешского композитора Бедржиха Сметаны (кстати, вы можете без справочника назвать годы его жизни?) узнал 1 человек, который не учится, кстати, в муз.школе, но поведал, что запомнил композицию из рекламного ролика и потом самостоятельно выяснил, что это произведение Сметаны. 4.Заставьте водителя автобуса включить Брамса вместо радио " Шансон " (с) Я не буду никого заставлять. Мне это не надо. Зато могу поведать, как в автобусе Новосибирск-Горно-Алтайск слушал диск с народными алтайскими песнями. Понимаете, о том, что люди плохо усваивают чужую культуру и не берегут, не передают свою писали самые разные люди. Например, выдающийся американский географ-архитектор Джейн Джейкобс сетовала на то, что в США люди стали утрачивать песенную культуру, т.е. реже стали исполнять народные песни, стали забывать песни своих предков (это касается переселенцев 50-100-летней давности из Европы). Кстати, это актуально и для нашей страны. Мои старшие родственники знают много песен, я знаю мало народных/советских песен наизусть. Дети не слушают блатняк. Вообще. Просто многим родители не оставляют выбора.

http://ruskline.ru/analitika/2011/12/29/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010