Перед вложением памятной (закладной) капсулы в сохранившийся исторический фундамент собора КИБМ был оглашён текст закладной грамоты: «Во славу Святыя, Единосущныя и Нераздельныя Троицы, Ея благоволением и благостию, Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, заложен сей возрождаемый храм в честь Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии ради иконы Ея Казанския, в лето 2016 от Рождества по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа в 21-й (8-й) день июля месяца во граде Казани на месте обретения сей чудотворной с. 5]После закладки капсулы с грамотой было оглашено «Обращение к потомкам по случаю воссоздания собора Казанской иконы Божией Матери». Как сообщила на состоявшемся 26 июля 2016 г. в Кабинете Министров РТ брифинге исполнительный директор РФВПиК, заместитель Председателя ГС РТ Т.П. Ларионова, к этому времени на воссоздание собора КИБМ было собрано 90,7 миллиона рублей. При этом она не исключила возможности использования на данные цели бюджетных Достаточно продуманная и слаженная организация работ по воссозданию собора КИБМ, а также широкое общественное участие в деле его возрождения,позволяет надеяться на то, чтоон будет возведён уже к концу 2010-х гг. Список аббревиатур: АН - Академия наук; БИА - Болгарская исламская академия; ГМИИ - Государственный музей изобразительных искусств; ГС - Государственный Совет; ГУП - государственное унитарное предприятие; ДУМ - Духовное управление мусульман; ИА - информационное агентство; КазДС - Казанская духовная семинария; КБМ - Казанский Богородицкий монастырь; КИБМ - Казанская икона Божией Матери; КиТ - Казанский и Татарстанский: К(П)ФУ - Казанский (Приволжский) федеральный университет; МиВР - Московский и всея Руси; НА - Национальный архив; НМ - Национальный музей; ООО - общество с ограниченной ответственностью; ПФО - Приволжский федеральный округ; РПЦ - Русская Православная Церковь; РТ - Республика Татарстан; РФ - Российская Федерация; РФВПиК - Республиканского Фонда возрождения памятников истории и культуры;

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/10/...

«Отрадно отметить, - подчёркивал при этом Предстоятель РПЦ, - что сегодня Церковь и научное сообщество объединили свои усилия в изучении истории Казанской иконы и её значения в жизни многих народов. Сердечно благодарю всех организаторов и участников конференции за труды, в коих желаю вам обильной помощи Божией. Пусть Покров Царицы Небесной пребывает неизменно над всеми, чтущими её чудотворный Казанский образ».(9) Приветствие в адрес участников и гостей Международной научно-практической конференции «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации» направил также Президент РТ Р.Н. Минниханов, подчеркнув в нём, что она является «первой в своём роде» и «проводится в преддверии поистине исторического события». «Чудотворный образ Богоматери, обретённый в Казани в далёком 1579 году, - отмечалось в приветствии, - является величайшей общероссийской святыней и бесценным мировым достоянием. Это один из непреходящих религиозных и культурных символов нашей тысячелетней столицы, которая исторически служит связующим мостом между Западом и Востоком, христианской и мусульманской цивилизациями».(10) 19 - 20 июля 2016 г. состоялись заседания трёх секций по темам: I секция - «Духовные аспекты явления и почитания чудотворного Казанского образа Божией Матери во граде Казани» (место проведения: Архиерейское подворье в честь священномученика Кирилла, митрополита Казанского), II секция - «Историческое значение Казанской иконы Божией Матери и Казанского Богородицкого монастыря для России и мировой цивилизации» (Зал заседаний Попечительского совета К/П/ФУ) и III секция - «Казанская икона Божией Матери в произведениях искусства и памятниках архитектуры» (ГМИИ РТ). Помимо этого, 20 июля в КБМ, в рамках конференции, прошёл «круглый стол» на тему «Под осенением чудотворного Казанского образа: судьбы России и мира - прошлое, настоящее, будущее», в котором приняли участие митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (И.А. Ашурков), епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий (Д.А. Зайцев), епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен (В.И. Щипелев), известный православный публицист и литературный критик, настоятель домового храма святой мученицы Татианы при Московском государственном университете (МГУ) им. М.В. Ломоносова, протоиерей В.Н. Вигилянский, первый проректор Казанской православной духовной семинарии (КазПДС), игумен Евфимий (Д.А. Моисеев), директор Института международных отношений, истории и востоковедения К(П)ФУ Р.Р. Хайрутдинов, главный редактор Информационно-аналитической службы «Русская народная линия» (г. Санкт-Петербург) А.Д. Степанов и др.

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/13/...

Проведенный анализ данных устной истории показывает, что интерпретация подобных устных нарративов с привлечением целого ряда косвенных источников рассматриваемого периода позволяет сделать важные выводы, в том числе, определить, какая из нескольких версий устного повествования наиболее точно излагает происходившие события. Литература 1 . Толгский В.Г., прот. Сказание о высокочтимой иконе Богоматери Иерусалимская, что в городе Бронницах Московской губернии. М., 1908 (переиздано: Журнал Московской Патриархии. 1996. 10. С. 29–33. Также вошло в состав сборника воспоминаний внучки прот. В. Толгского: см. Толгская Н.В. Имена в поминании. М., 1998. С. 25–36). 2 . Добров И.П., прот. Чудотворная икона Божией Матери «Иерусалимская» в городе Бронницах, Московской губернии (историческое ее описание). М., 1916. (Переиздано с некоторыми сокращениями в историко-краеведческом альманахе «Богородский край»: Богородский край. Альманах. Ногинск-Богородск, 2000. 2 (7). С. 7–15). 3 . Добров И.П., прот. Чудотворная икона Божией Матери «Иерусалимская» в городе Бронницах, Московской губернии (историческое ее описание). М., 1916. С. 14. По преданию, в часовне были сложены старые и не представлявшие интереса иконы, не поместившиеся в построенную в 1705 году каменную церковь . 4 . Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1183. Оп. 1. Ч. 17 (1771 г.). Д. 329. Дело по доношению из Дворцовой конюшенной канцелярии о посылке в Коломенскую духовную консисторию указа о подтверждении села Бронниц священников ко спасению себя и других от заразы. 5 . РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Ч. 17 (1771 г.). Д. 329. Л. 1–1 об. 6 . Центральный архив города Москвы (ЦАГМ). Ф. 1215. Оп. 1. Д. 357. Л. 21–24, 71–72. 7 . Вайнтрауб Л.Р. Собор святого Архангела Михаила в Бронницах. М., 2005. С. 174–175. 8 . Центральный государственный архив Московской области (ЦГАМО). Ф. 7383. Оп. 3. Д. 2. Л. 212. 9 . Протоиерей Сергий Лавров [некролог]//Московские епархиальные ведомости. 2001. 11–12. 10 . Запись рассказа протоиерея Сергия Лаврова об Иерусалимской иконе Богоматери из Бронниц, сделанная Г.П. Чистяковым в 1970-е гг. Архив автора. 11 . Регистрационное дело бронницкой общины 1925 года см.: ЦАГМ. Ф. 1215. Оп. 1. Д. 342. Л. 174–203 об. 12 . ЦАГМ. Ф. 1215. Оп. 1. Д. 342. Л. 186 об.–187. 13 . ЦАГМ. Ф. 1215. Оп. 1. Д. 342. Л. 177 об.–178. 14 . Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 26. Л. 23–23 об. Сведения об авторах И.Е. АЛЕКСЕЕВ к.и.н., главный советник департамента внутренней политики Аппарата Президента Республики Татарстан И.В. БАЗИЛЕНКО д.и.н., к.б., вед.н.с. Института восточных рукописей РАН, проф. СПбГУ, проф. СПбДА А.А. ГОРИН к.и.н., преп. КазДС, КСЮИ И.П. ЕРМОЛАЕВ д.и.н., проф. КФУ, КазДС иер. Антоний ЕРМОШИН преп. КазДС Д.А. КАРПУК канд. богословия, препод., зав.арх. СПбДС Е.П. КЛЮЧЕВСКАЯ к.иск, зам. директора по научной работе ГМИИ РТ, Институт энциклопедии АНТ иер. Алексей КОЛЧЕРИН к.б., докторант ОЦАиД им. св. равноап. Кирилла и Мифодия, преп. КазДС

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Домовый храм играл важную роль в повседневной жизни епархиалок: «Воспитанницы старших классов читали по очереди утренние и вечерние молитвы, присутствовали на всенощных бдениях и литургии, говели и исповедовались. Обязательно участвовали в церковном пении. С началом русско-японской войны всякое богослужение заканчивалось пением «Спаси, Господи, люди твоя». Церковное пение – обязательный предмет учебной программы, в разные годы его преподавали подрегент архиерейского хоря Федор Сахаров , позже – Михаил Добромыслов. Словесность и церковно-славянский язык преподавал наставник духовной семинарии статский советник, магистр богословия Иван Невзоров. На уроках рукоделия воспитанницы чинили священнические облачения, вышивали орлецы для архиерейского служения. С училищным храмом были связаны и все праздничные и наиболее знаменательные события училищной жизни. Как никакой иной домовый храм, он был объектом внимания высших иерархов. По особым случаям в нем служили казанские архиепископы в сослужении с городскими архиереями. Архиепископ Казанский и Свияжский Владимир II (Петров), служил божественную литургию на освящение новоустроенного училищного храма 12 октября 1893 года. Именно по его инициативе при Казанском епархиальном училище был создан Ольгинский приют, названный в честь Великой княжны Ольги, сестры императора Александра III. В 1895–1897 годах для приюта было построено специальное здание, соединенное со зданием училища. Для наиболее способных воспитанниц приюта открывалась возможность продолжить обучение в епархиальном училище, получив таким образом среднее педагогическое образование. Живописный «Портрет архиепископа Владимира» ныне хранится в собрании ГМИИ РТ: Облаченная в темно-синие одежды фигура развернута в трехчетвертном повороте в пространстве, голова в черном монашеском клобуке обращена к зрителю, правая рука лежит на стопке бумаг – духовный писатель – архиепископ Владимир выступал на страницах «Христианского чтения» и «Домашней беседы», Богатая библиотека архиепископа по завещанию была передана Казанской духовной

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Там же. - М., 1882. - С.17. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей. М., 1895, ч. I, с. 170-178. Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Московского Кремля. Иконографическая программа XVI века. М., 2004. Филимонов Г.Д. Палех. - М., 1873. Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Московского Кремля. Иконографическая программа XVI века. М., 2004. Там же Там же Там же Митрополит Иоанн (Снычев). Самодержавие духа, СПб., 1995, с. 141 Послание Митрополита Макария Новгородскому Архиепископу Феодосию о совершенном Царском Венчании и вступлении Царя в брак (1547, февраль)/ Веретенников П. , священник. Первосвятительская деятельность Макария, Митрополита Московского и всея Руси (+1563)//Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1980-1981, 105-108. С. 244-245. Прим. 104. Панова Т. Семейный портрет Самодержцев//Родина. - 2002. - 7. - С. 36-38. Митрополит Иоанн (Снычев). Самодержавие Духа. - СПб., 1995. - с.162. «У гробницы его, по усердию многих богомольцев собора, служатся панихиды с поминовением или одного имени царя Иоанна Васильевича или же с прибавлением к оному имен своих родственников», - пишет в своей книге «Московский придворный Архангельский Собор» протоиерей Н. Извеков в 1916 г. Собор в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы был построен в 1556-1560 гг. псковскими мастерами под руководством Постника Яковлева и Ивана Ширяя. В XVII веке к древнему собору была пристроена трапезная часть, а в середине XVIII века цилиндр барабана был надстроен восьмигранником, а шлемовидная глава заменена в стиле украинского барокко. Уже в XIX веке к трапезной части было пристроено крыльцо. Одной из главных особенностей Успенского собора является сохранившийся цикл фресковой живописи XVI века, реставрировавшийся в 90-е годы XIX века художниками Н.М. Сафоновым и Г.О. Чириковым под руководством известного профессора-искусствоведа Д.В. Айналова. В 1964-1984 гг. собор также подвергался реставрационным работам. Среди наиболее знаменитых фресок - алтарное изображение царя Иоанна Грозного и митрополита Московского Макария. Сохранился древний иконостас собора, иконы которого хранятся в ГМИИ РТ. В настоящее время в соборе проводятся реставрационные и восстановительные работы.

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/12/...

В Казани проходит выставка, посвященная древнерусскому искусству 7 февраля 2006 г. 20:31 В Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан (ГМИИ РТ) 4 февраля открылась выставка «Православные праздники в древнерусском искусстве», на которой экспонируются более 100 произведений древнерусской живописи и декоративно-прикладного искусства, сообщается на сайте «Музеи России». Среди них — некоторые варианты икон XVI в. с изображением Богородицы и Иисуса Христа; примеры «походных иконостасов», позволяющие представить место и значимость праздников в системе русского традиционного иконостаса; собственно праздники — Богородичные и Христологические, сгруппированные по одноименным сюжетам и размещенные согласно православному церковному году. Основу выставки составляют произведения, происходящие из иконостасных комплексов Успенского собора и Троицкой церкви Свияжска. Кроме того, на выставке представлены иконы из старого музейного собрания и из собрания казанской старообрядческой общины Поморского согласия. Живописные изображения праздничных сюжетов известны с раннехристианских времен. Они являются наглядным воплощением евангельских и апокрифических текстов, посвященных земной жизни Иисуса Христа и Богоматери. В то же время каждый из праздников предстает носителем символико-литургического смысла, обозначенного в сочинениях отцов и учителей христианской Церкви, подчеркивавших огромное, вселенское значение этих событий. Канонические принципы композиционного построения праздничных икон оставались почти неизменными на протяжении столетий, однако, каждая из них имеет свое неповторимое своеобразие, выраженное в тончайших стилистических нюансах художественно-образного строя.  Выставка «Православные праздники в древнерусском искусстве» является логическим продолжением нескольких масштабных иконографических выставок, проведенных музеем за последние 10 лет. Большинство экспонируемых произведений претерпели длительную и сложную реставрацию. В разное время с ними работали многие реставраторы Казани, Москвы и Санкт-Петербурга. Выставка работает до конца марта. Православие.ru /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/81445.html

Когда отец Иоанн отслужил здесь молебен, и поочередно благословил всех присутствующих, лишь после долгих увещеваний и просьб хозяев дом был освобождён от непрошенных лиц; лишь только тогда о.Иоанн был приглашён к столу, стоявшем на балконе, выходящем в сад усадьбы. Но толпа проникла и в сад, многие влезали на балкон, и теснота стояла неимоверная. После предпринятых усилий, наконец представилась возможность усадить гостей за стол. Портрет O. Александровой-Гейнс. И.Е. Репин. 1890 г. ГМИИ РТ Константин Васильевич Ворошилов (1842-1899),ректор Казанского университета Центральное место занял святой праведный, причём его окружало местное почётное духовенство. Перед ним сидели вице-губернатор и городской голова. Всех обедавших было около сорока человек. Во время обеда многие из казанских граждан, в их числе ректор университета Константин Васильевич Ворошилов, вдова генерала Ольга Сергеевна Александрова-Гейнс , поочередно подходили и принимали благословение от о.Иоанна. Сюда же для принятия благословения было приглашено много детей и взрослых больных. На всех преподобный обращал своё доброе внимание, он обнадеживал, увещевал, ласкал и, творя молитву, благословлял. Когда было разлито по бокалам шампанское, то городской голова в краткой речи выразил благодарность отцу Иоанну от лица казанских граждан за милостивое посещение города и высказал отрадное чувство, вызванное его посещением, проявившем высокое поднятие религиозного духа в народе, которое вместе со святой молитвой и благословением высокочтимого пастыря, будет служить залогом счастья и нравственного преуспевания города. На ту речь отец Иоанн горячо приветствовал местных представителей власти и городского управления и предложил за них тост. В ответной речи о. Иоанн сказал следующее: «В каждом человеке Богом насаждено религиозное чувство, которое по свойству своему должно выражаться во внешней форме, должно изливаться так или иначе наружу, это неудержимое свойство каждого человека. Благодаря Господу, я наделён Божественным милосердием, выражающимся в способности вызывать в народе это религиозное чувство, чем бесконечно счастлив и за что непрестанно благодарю Бога».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Святейший Патриарх Кирилл открыл выставку «Эпоха Фаберже» в Отделе личных коллекций ГМИИ имени А.С. Пушкина 22 мая 2009 г. 19:21 Вечером 22 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл открыл выставку «Эпоха Фаберже», организованную в Отделе личных коллекций ГМИИ имени А.С. Пушкина культурно-историческим фондом «Связь времен». В церемонии приняли участие председатель попечительского совета фонда «Связь времен» В.Ф. Вексельберг, председатель Отдела внешних церковных связей архиепископ Волоколамский Иларион , председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда , главный хранитель Государственного Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Т.В. Потапова, заместитель директора по науке ГМИИ им. А.С. Пушкина К.Г. Богемская, заместитель директора по выставкам и международным связям ГМИИ им. А.С. Пушкина З.А. Бонами, а также выпускники школы 1260. Предстоятеля Русской Православной Церкви, организаторов и гостей выставки приветствовал Виктор Вексельберг. Святейший Патриарх Кирилл также обратился с Первосвятительским словом к участникам торжественной церемонии. Затем Святейший Патриарх Кирилл и Виктор Вексельберг ознакомились с экспозицией выставки. Собрание произведений фирмы Карла Фаберже (1846-1920), принадлежащее фонду, по своим размерам, разнообразию, высочайшему качеству, а также кругу владельцев, которым они некогда принадлежали, является одним из лучших в мире. Значимость этой коллекции в том, что в ней представлены произведения этапные для фирмы Фаберже, например, самое первое императорское яйцо с золотой курочкой, с которого и началась знаменитая императорская пасхальная серия. В 2004 году Виктор Вексельберг приобрел коллекцию Фаберже, принадлежавшую американскому газетному магнату Малькольму Форбсу (1919-1990), что спасло ее от распродажи на аукционе. Таким образом, через 80 лет произведения, частично вывезенные владельцами в годы революции, а частично проданные за рубеж в 1920-1930-е годы, вернулись в Россию. В настоящее время фонду «Связь времен» принадлежат 9 из 42 сохранившихся императорских пасхальных яиц. Это второе по размерам собрание императорских пасхальных яиц в мире после Оружейной палаты Московского Кремля. Особенность выставки в ГМИИ имени А.С. Пушкина состоит в том, что здесь впервые показаны произведения, приобретенные фондом «Связь времен» за последние пять лет. Более 300 ювелирных изделий, представленных на выставке, демонстрируют жанровое разнообразие произведений фирмы Фаберже. Например, наряду с фигурками животных, навеянных японскими нецке, большая коллекция которых принадлежала Карлу Фаберже, здесь выставлены ювелирные украшения, рамки для фотографий и многое другое. Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/651860.htm...

Закрыть itemscope itemtype="" > Art of museum. Музейная стратегия Ивана Цветаева Интервью с директором ГМИИ им. А.С. Пушкина Мариной Лошак 12.09.2013 544 Время на чтение 4 минуты 12 сентября исполняется 100 лет со дня кончины Ивана Владимировича Цветаева, основателя ГМИИ им. А.С. Пушкина . Новый директор ГМИИ Марина Девовна Лошак рассказала РЕЛИГАРЕ о том, как музейные стратегии Цветаева развиваются в Пушкинском сегодня. - Марина Девовна, насколько актуальны сегодня идеи Ивана Владимировича Цветаева? Например, подход к Музею изящных искусств как к образцу для развития художественного вкуса граждан? - Было бы нескромно сказать, что мы именно тот музей, о котором и мечтал Цветаев. С другой стороны, может быть, и не надо скромничать. Ведь на самом деле его идея воплотилась. На протяжении столетнего существования Пушкинского музея он именно эту функцию и выполняет. Он остается уникальным учреждением, задача которого - не просто демонстрировать некие достижения в области культуры и искусств, но и формировать человеческую личность в ее гармоничном образе. То, что заложено Иваном Цветаевым как стратегия развития музея, до сих пор и является нашей стратегией. Сейчас музей активно занимается своим развитием. - В соответствии с его идеями? - Да. Нам предстоит строительство того музейного городка, о котором Цветаев как раз и мечтал. В новой концепции развития мы опираемся на цветаевскую стратегию, связанную с высшими гуманистическими принципами, которые сейчас некоторым кажутся старомодными. Но система ценностей Цветаева является опорной для нас. Мы не просто проводим выставки - на базе музея существуют образовательные программы для разных возрастных групп: от дошкольников до людей почтенного возраста. С выставками, лекциями, экскурсиями, рассказами о том, как созидается культурная личность. Выставочная программа, которую мы реализуем, также опирается на базовую цветаевскую константу, где первичен постулат формирования эстетического мировоззрения человека. - В этом и состоит уникальность ГМИИ, в том числе по сравнению с европейскими музеями?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

поиск:   разделы   рассылка Максим Кантор ГМИИ им УГРЮМ-БУРЧЕЕВА Источник:  Блог Максима Кантора В просвещенных странах граждане мечтали о единении искусства и философии. Во времена Перикла, Медичи, Гете люди грезили о таком симбиозе. Ведь возможно же, отчего не помечтать? Вообразите: музей с картинами, а рядом – дом с философами. Тут – прекрасное и возвышенное, там – знания и ум. И, предаваясь высокому досугу, бродят одухотворенные люди по галереям, а потом заходят в библиотеки. Всякая столица мира была бы счастлива, если бы в ее центре – стояли бы рядом Институт Философии и Музей Изобразительных искусств. Это, конечно, утопия. Разве найдешь место рядом с Лувром или Эрмитажем. Там дворцовая зона, там ларек не построишь, не то что огромный институт. А Москве повезло. Бок о бок на Волхонке уже много лет стоят Институт Философии и ГМИИ им Пушкина. Это место имеет основания считаться душой города – тут еще напротив имеется храм; хоть и кремовый торт, но все же храм. И недреманное око правительства обратилось к этой удивительной точке схода всех надежд. Нет, не построить новую библиотеку в Институте философии возмечтали радетели земли русской. И не чают они выстроить колоннады для неспешных прогулок мудрецов. И не заинтересовала министров возможность организовать чтения философских лекций в музее изо, художественных выставок в институте философии или, допустим, совместных семинаров – философов, богословов и искусствоведов. Этакое простенькое мог бы придумать чиновник регионального уровня. Нет, дерзновенная мысль правительства шла дальше – требуется выселить к чертовой бабушке Институт Философии с улицы Волхонки, и передать здание ГМИИ – музею нужно развиваться. Не дворцы же Шилова и Глазунова тревожить, не беспокоить же ведомственный дом на Колымажном. И нашли, что именно мозолит глаз, что недостойно соседства с Храмом Искусств – это философия. Скоро место, где сидят никчемные очкарики ликвидируют – занялись делом люди ответственные, которые отгрызают не только пальцы, что им кладут в рот, но и вообще все конечности в округе. Скоро привычная деловая лихорадка охватит деловых людей города – конкурсы проектов, откаты, закопанные под коммуникации миллионы. Какая тут философия, помилуйте. Вы на всякий случай запомните, внукам расскажите, что, мол, было такое в Москве – а больше ни в каком городе мира никогда не было: стояли бок о бок Институт Философии и музей Изобразительного Искусства. Это было уникальное соседство. Я все думал: как такое возможно в нашем мире? Оказалось – невозможно. Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 28.04.2024 25.04.2024 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ Поделитесь с друзьями

http://religare.ru/2_103077.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010