С сер. 20-х гг. Е. совместно с Г. Ф. Церетели участвовал в издании греч. папирусов, находящихся в рус. и груз. собраниях, взяв на себя публикацию папирусов визант. Египта. В 1930 г. Е. опубликовал с лингвистическими комментариями копт. папирусы, купленные в Египте в 1910 г. Тураевым и предоставленные его наследниками Азиатскому музею. Одновременно Е. начал работу по изданию копт. текстов из собраний ГЭ и ГМИИ и завершил ее к сер. 30-х гг., (опубл. в 1959). В 1-ю книгу вошло 77 текстов, снабженных подробными комментариями (36 документов, 15 писем, 26 текстов фольклорного и религ. содержания), во 2-ю - 103 текста (39 на папирусе, пергамене и бумаге, 64 на черепках и на камне). В 1937 г. Е. приступил к переводу и комментированию открытых за неск. лет до этого копт. манихейских текстов, но рукопись была утеряна во время эвакуации. Параллельно с коптологическими исследованиями он регулярно публиковал статьи и заметки по греч. филологии и палеографии. Итогом многолетних лексикографических занятий Е. стала монография «Египетские заимствования в греческом языке». Материалы по грамматике копт. языка, хранившиеся у вдовы О. К. Ернштедт (частично подготовленные автором к печати, частично представленные в черновых набросках), были собраны и опубликованы в 1986 г. Соч.: Zum Gebrauch des koptischen Qualitativs//Доклады АН СССР. Сер. В. 1925. С. 74-77; Das koptische Praesens und die Anknüpfungsarten des näheren Objekts//Там же. 1927. С. 69-74; Египетские заимствования в греческом языке. М.; Л., 1953; Исследования по грамматике коптского языка. М., 1986. Изд.: Papyri Russischer und Georgischer Sammlungen. Tiflis, 1927. Bd. 4: Die Kome-Aphrodito Papyri der Sammlung Lichaev; 1930. Bd. 3: Spätrömische und byzantinische Texte (совм. с G. Zereteli); 1935. Bd. 5: Varia (совм. с G. Zereteli); Die koptischen Papyri des Asiatischen Museums//Сб. египтологического кружка при ЛГУ. Л., 1930. 6. С. 21-44; Коптские тексты Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. М.; Л., 1959; Коптские тексты Государственного Эрмитажа. М.; Л., 1959.

http://pravenc.ru/text/190221.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИППЕР Борис Робертович (3.04.1888, Москва - 24.01.1967, там же), сын Р. Ю. Виппера , рус. искусствовед, автор статей, монографий по теории и истории мирового искусства, видный педагог, музейный деятель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1959), член-корр. АХ СССР (1962). Круг интересов В. составили античность, итал. Возрождение и барокко, нидерланд. и голл. живопись XV-XVII вв., искусство Англии, рус. архитектура XVII-XVIII вв., рус. живопись XIX в. В. окончил историко-филологический фак-т Московского ун-та (1911). В 1913-1923 гг. работал в Румянцевском музее хранителем картинной галереи. В 1914-1917 гг. читал лекции в Народном ун-те им. А. Л. Шанявского. С 1915 г. приват-доцент Московского ун-та. Совершал поездки в Италию, Голландию, Вену, Париж для работы в б-ках и музеях. С 1918 г. участвовал в работе музейной секции Наркомпроса. В 1918 г. защитил магист. дис. «Проблема и развитие натюрморта» (Каз., 1922), был утвержден профессором Московского ун-та, где до 1924 г. читал лекции и проводил семинары. В 1922-1923 гг. В.- руководитель Ин-та истории искусств, в 1923-1924 гг.- зав. секцией изобразительных искусств при ГАХН. С 1924 по 1941 г. преподавал в Латвийском гос. ун-те и в Рижской АХ. В 1927 г. защитил докт. диссертацию в Каунасском ун-те. В 1937 г. с исследовательскими целями посетил Италию, Францию, Голландию. С 1941 г. В.- старший научный сотрудник Ин-та истории материальной культуры АН СССР, профессор и зав. кафедрой истории искусства ИФЛИ. В 1943 г. возглавил кафедру общего искусствознания, в 1949-1955 гг. зав. кафедрой западноевроп. искусства в МГУ. В 1944 г. В. вместе с отделом из ИИМК перешел в Ин-т истории искусств АН СССР, созданный под рук. И. Э. Грабаря ; тогда же стал зам. директора по научной части ГМИИ. В 1959 г. В. возглавил межсекторную группу по истории искусствознания, с 1960 г.- комплексный сектор классического искусства Запада Ин-та истории искусств, основной задачей к-рых было комплексное изучение пространственных искусств, музыки, театра, лит-ры. Под рук. В. и при его участии создавался многотомный коллективный труд «История европейского искусствознания» (М., 1963-1969); им была задумана и начата, а впосл. продолжена его учениками и сотрудниками комплексная «История искусств стран Зап. Европы от Возрождения до нач. XX в.: Живопись. Скульптура. Графика. Архитектура. Музыка. Драма. Театр» (М., 1980, 1988, 1995).

http://pravenc.ru/text/158726.html

20 февр. 1886 г. Б. получил назначение в Эрмитаж на должность хранителя незадолго до этого образованного здесь отд-ния ср. веков и эпохи Возрождения, 12 мая 1895 г. он был назначен старшим хранителем. Работая в Эрмитаже, Б. увлекся изучением христ. искусства. 10 сент. 1888 г. Б. получил разрешение на командировку в Египет «на собственный счет», куда отправился вместе со своим коллегой по Эрмитажу известным египтологом В. С. Голенищевым. Эта командировка во многом определила основное направление дальнейших занятий ученого. Вернувшись из Египта в апр. 1889 г., Б. привез более 2 тыс. коптских тканей, бóльшую часть из к-рых безвозмездно передал Эрмитажу. Этим даром были заложены основы копт. коллекции Эрмитажа (в наст. время одной из самых известных в мире). В сент.-нояб. 1896 г. Б. находился в заграничной командировке в Зап. Европе с целью знакомства с крупнейшими европ. музеями, принципами экспонирования памятников и налаживания личных контактов с коллегами. 1 окт. 1897 г. Б. отправился во вторую командировку в Египет, получив от казны 5 тыс. р. на покупку памятников искусства и проведение раскопок. На эти деньги Б. приобрел более 1,5 тыс. разнообразных памятников христ. и исламского времени, отправив из Александрии в Одессу 26 ящиков с экспедиционными материалами. 1 мая 1898 г. Б. прибыл в С.-Петербург, где через неск. месяцев вместе с Я. И. Смирновым организовал в Эрмитаже (в сев. половине Лоджий Рафаэля) выставку привезенных из экспедиции памятников, включавшую также фотографии, планы, рисунки христ. построек и музейных памятников. Это была первая в России выставка памятников копт. искусства и письменности. Помимо музейного собирательства Б. обладал обширной личной коллекцией, куда также входили памятники рус. прикладного искусства (более 300 единиц, XVII-XIX вв.). Часть копт. вещей личной коллекции Б. составили основу копт. коллекции ГМИИ, в т. ч. и собрание тканей (более 70), к-рые Б. преподнес 14 марта 1899 г. в дар имп. Николаю II. С апр. 1890 г. Б. состоял действительным членом имп. Археологического об-ва, с 1891 г. выполнял обязанности хранителя музея этого об-ва.

http://pravenc.ru/text/149665.html

Сегодня в музее есть единственная в России экспозиция для самостоятельного просмотра незрячими. Тактильный осмотр экспонатов — это один из основных принципов работы с людьми без зрения, поэтому в зависимости от специализации музеи предлагают разные реалистичные макеты для знакомства. Дарвиновский рассказывает о животных и растениях с помощью натуральных кусочков шкур, скелетов и чучел животных, отпечатков следов, миниатюр деревьев, окаменевших раковин. В основной экспозиции многие предметы можно трогать. Описания всех экспонатов продублированы шрифтом Брайля. Посетители признаются: пожалуй, самым впечатляющим было знакомство с живыми насекомыми — в одном из залов людям без зрения дают подержать их в руках. Музей “Огни Москвы”: история уличного освещения мегаполиса для людей без зрения Музеи работают с особенными посетителями не только в зданиях, но и выходят на экскурсии по городу. Пример  — городской музей “Огни Москвы”, который знакомит всех с историей уличного освещения. Сотрудники всерьез задумались: как людям без зрения рассказать об осветительных приборах. В итоге в музее появились шесть витрин с разноцветными стеклами: красное стекло было самым горячим, а синее и фиолетовое — холодными, так посетители с нарушениями зрения могли представить, “почувствовать” цвет. Но этим сотрудники музея не ограничились — они разработали экскурсионный маршрут «Изобретатели», во время которого слепые и слабовидящие люди тактильно осматривают памятники, а про некоторые объекты, например, Шуховскую башню, узнают с помощью макетов. Школьники с ослабленным зрением в музее «Огни Москвы». Фото: schsi2.mskobr.ru Музей-заповедник “Царицыно”: выставка работ наивных художников и людей с аутизмом Многие крупные музеи экспериментируют и с программами арт-терапии — социальной адаптации и творческой реабилитации людей с особенностями через средства изобразительного искусства. Проекты на стыке искусствоведения, психологии, педагогики есть у Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Русского музея, Эрмитажа.

http://pravmir.ru/ded-mazay-na-oshhup-in...

– Возможно ли возрождение детского и юношеского кино? Хорошо помню студию имени Горького, где каждый павильон был занят, где стояла очередь из режиссёров с отличными сценариями в руках…  – Тогда совсем другая была система. Студия в советские годы была продюсерской компанией, производящей фильмы. Сейчас фильмы производят частные компании, студия же сдаёт им в аренду площади. Студия превратилась из завода в заводской ангар, в котором цехи сдаются в аренду тем, кто ведёт работу. Поэтому нет фильмов производства студии имени Горького. Мы дали им сейчас заказ на кино детское. На основании конкурсов дали два заказа студии «Ленфильм», и «Мосфильм» получил. Но они не могут, как в советские времена, производить десятки фильмов – людей и ресурсов нет, и на этом зарабатывать. Они живут сдачей в аренду и оказанием сопутствующих услуг. К примеру, Карен Шахназаров оказывает много сопутствующих услуг, он в рынке, поэтому «Мосфильм» чувствует себя относительно уверенно. А студия Горького таких услуг оказывает меньше и чувствует себя менее уверенно. «Ленфильм» вообще в трудном положении, разорился, разворован. Надеемся, что новый менеджмент, получив огромный государственный кредит на льготных условиях, хотя бы доведёт студию до уровня «Мосфильма», уже было бы неплохо. Но планов у них громадьё, хотят Голливуд сделать. Как говорится, безумству храбрых поём мы песню… – Поговорим о громких назначениях, которые произошли быстро и решительно, слегка ошарашив общественность: Большой театр, ГМИИ им. Пушкина, Политехнический музей. Скажите, за этим стоит принципиальная, системная политика или в каждом конкретном случае кадровые решения диктовались субъективными обстоятельствами? – И субъективные обстоятельства, которые определяют выбор тех или иных кандидатов, и общая политика на обновление кадров при сохранении по возможности потенциала кадров старых. При этом – обращаю особое внимание – мы не назначаем просто эффективных менеджеров, мы назначаем менеджеров из отрасли. Буквально перед интервью с вами встречался с новым директором Государственного музейного объединения РОСИЗО (бывшая Росизопропаганда – громадная в прошлом структура, отвечавшая за всю выставочную политику, такой минкультовский внешторг, музейные коллекции закупала и распределяла тоже она). Структура полностью развалилась за последние десять лет, сейчас остатки музейных фондов хранятся в неподобающих условиях, выставок не ведут никаких, персонал в ужасном состоянии, собственность утеряна. Мы сейчас туда назначили Зельфиру Трегулову, человека, который на протяжении всей жизни занимался профессиональной выставочной деятельностью.

http://pravmir.ru/vladimir-medinskij-my-...

У нее хорошее университетское образование, она из нашего цеха и очень окрепла в последние годы, но понимаете, в чем дело… Зельфира сейчас в какой-то мере повторяет наш путь. Что она делает? Проводит монографические выставки художников, которые любимы в первую очередь народом. Серов, Айвазовский… — Но потом же был Ватикан. Это поляна Пушкинского музея, насколько понимаю. — Вот смотрите: в нашей стране всю жизнь было негласное разделение: Эрмитаж и ГМИИ — Третьяковка и Русский музей. Тут — мировое искусство, там — отечественное. Первыми, кто начал это правило нарушать, были мы. В 1972 году Пушкинский музей провел выставку портрета. Тогда я, одержимая мыслью, что наше искусство недостаточно ценится за рубежом, решила его продвигать. Никогда не забуду реакцию Тани Назаренко, Левы Кербеля, увидевших рядом «Девочку с персиками» Серова и картину Ренуара со схожим сюжетом, портреты Гойя и Аргунова. Никто не допускал, что их можно сравнивать! Дима Жилинский подошел и сказал: «Ирина Александровна, не боитесь, что мы проигрываем на этом фоне?» Я ответила, что нет, не боюсь, наоборот — хочу показать два пути развития. По тому же принципу мы сделали выставки пейзажа, натюрморта, где вперемежку вывешивались полотна русских и западных художников. Затем были «Москва — Париж» и «Москва — Берлин», о которых уже вспоминала. Задача была показать, что мы такие же европейцы и участвуем в общем движении… Поэтому Трегулову никак нельзя назвать нарушительницей концессии. При этом не считаю правильным, что они сделали выставку из музеев Ватикана. Дело не в ревности. Вопрос в другом. Чтобы организовать и на уровне провести такой серьезный проект, должны быть специалисты соответствующего уровня. А в Третьяковке их нет. Ватикан — не их тема. Там ведь и Мелоццо да Форли, и Караваджо… Понимаете, мало развесить шедевры по стенам, надо знать, что именно ты хочешь сказать. — Но народ же ломился, билеты размели. — На что ломится народ — это совсем другая проблема. К нам огромные очереди стояли на восемь картин Рафаэля, хотя то, что мы показали, нельзя назвать выставкой. Случайная подборка, которую наш коллектив даже не готовил.

http://pravmir.ru/irina-antonova-kakaya-...

Рассмотрим некоторые факты. Долгое время было принято считать, что прекратившийся выпуск монет на Боспоре в раннее Средневековье так и не возобновился 1414 . Однако крайняя редкость в Херсоне некоторых монетных типов (серии из монет двух номиналов с именем императора Маврикия Тиверия в легенде, со знаками стоимости D (4) и Н (8); монеты с именами василевса Ираклия и его сына, Ираклия Константина, с двухфигурной композицией на аверсе и фигурой с посохом, завершающейся хризмой, рядом со знаком стоимости Н (8) на реверсе; монеты с надчеканкой в виде монограммы из начальных букв имени Ираклия) при их преобладании на Боспоре заставляет внимательнее отнестись к предположению об их чеканке в оффицине Боспора в конце VI в. – 30-х гг. VII в., в период его нахождения в составе крымского дуката во главе с дуксом Херсона 1415 . В этой же связи следует обратить внимание на полуфоллисы (или фоллисы – судя по весу) Константа II и его сына – соправителя Константина IV (654–659) и бронзовые монеты конца VII – начала VIII в. с греческой литерой В, читаемой либо как «Воспор», либо как «Вардан», либо как обозначение номинала или года индикта 1416 . К настоящему времени известно не менее девяти монет Константа II с буквами К (20 нумий – полуфоллис или начальная литера имен Константа и Константина) и В на реверсе, причем большинство из них происходит из Керчи и ее окрестностей и лишь две – из Херсонеса 1417 . По мнению Вальтера Хана, поддержанному В.В. Гурулевой, все они были чеканены одной парой штемпелей и выпущены, скорее всего, в Херсоне 1418 . Однако не может не настораживать разность, и порой значительная, весового стандарта, а также чеканка экземпляра, хранящегося в ГМИИ им. A.C. Пушкина, иным штемпелем лицевой стороны, «что указывает на более многочисленный выпуск таких монет, чем можно было полагать ранее» 1419 . Следует согласиться c А.М. Гилевич, что сам факт находки таких монет в Херсоне не может служить надежным доказательством их местного выпуска, тем более некоторые экземпляры (например, из собрания И.И.Толстого) несут следы перечеканки, видимо, с фоллисов Ираклия, и встречаются в Восточном Крыму 1420 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этом году к акции присоединились более 20 новых учреждений и организаций, в том числе Еврейский музей и Центр толерантности, Музей землеведения МГУ, Музей МЧС РФ, Центр фотографии имени братьев Люмьер и другие. 18 апреля. ПРАВМИР. Московские музеи, среди которых Третьяковская галерея, ГМИИ имени Пушкина и Мультимедиа Арт Музей, сегодня будут работать бесплатно. «День культурного и исторического наследия» проводится в Международный день охраны памятников и достопримечательностей, сообщает РИА Новости . В пресс-службе Третьяковской галереи сообщили, что сегодня в учреждении пройдет праздничная программа для людей с ограниченными возможностями «Все начинается с весны». С коллекцией Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина также можно будет ознакомиться бесплатно, на некоторые выставки придется приобрести билет. В Пушкинском музее пройдут обзорные экскурсии по Галерее искусства стран Европы и Америки, где хранится коллекция импрессионистов, а вечером в Музее личных коллекций выступит актриса Анастасия Бусыгина. В Мультимедиа Арт Музее можно будет увидеть выставки в рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии», в том числе «Это Париж» и «Лиля Брик. Несостоявшееся путешествие», посетить игру-викторину и мастер-класс «Москва моей мечты», а также интерактивную лекцию по истории столицы. В ЦВЗ «Манеж» желающие смогут ознакомиться с только что открывшимися выставками «Одиссея для четырех. Шагал, Массон, Матисс и Эрни», «Ремизов. Возвращение» и «Размышляя о смерти», а Провиантских магазинах комплекса Музея Москвы — с выставкой «Мода в зеркале истории XIX-XX веков». В этом году к акции присоединились более 20 новых учреждений и организаций, в том числе Еврейский музей и Центр толерантности, Музей землеведения МГУ, Музей МЧС РФ, Центр фотографии имени братьев Люмьер и другие. В «День культурного и исторического наследия» можно будет посетить знаковые здания столицы, закрытые для посещения в другое время: здание правительства Москвы на Тверской улице, Петровский путевой дворец, музеи-соборы Московского Кремля. Для групп открыты здания 21 посольства, в том числе Великобритании, Франции, Испании, США, Индии.

http://pravmir.ru/moskovskie-muzei-segod...

Роскомнадзор разработал рекомендации для музеев относительно экспонатов «18+» 10 февраля, 2014. Новостная служба Предлагается также подготовить рекомендации для родителей, сотрудников учреждений культуры по обеспечению информационной безопасности детей и подростков в сфере современного искусства. А также подготовить и издать монографию «Осторожно! Искусство!». 10 февраля, ПРАВМИР. До конца 2015 году эксперты Роскомнадзора предложили разработать «методические рекомендации по экспонированию произведений искусства с учетом возрастной маркировки». Об этом говорится в документах ведомства, имеющихся в распоряжении «Известий». В действующем законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» записано, что его действие не распространяется на оборот «информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества». В «Целевой программе исследований в развитие Концепции информационной безопасности детей и подростков на 2014-2017 года» эксперты ведомства предлагают разработать для музеев рекомендации по этой теме. В Целевой программе предлагается проанализировать имеющийся опыт экспонирования произведений искусства для разновозрастной аудитории и разработать практические рекомендации для музеев. Они будут касаться показа экспонатов с учетном их возрастной маркировки. Предлагается также подготовить рекомендации для родителей, воспитателей, сотрудников учреждений культуры и учреждений дополнительного образования по обеспечению информационной безопасности детей и подростков в сфере современного искусства. А также подготовить и издать объемную (около 800 тыс. знаков) монографию «Осторожно! Искусство!». — Опасными для детей могут быть античеловечные произведения. К опасным может быть отнесена и порнография. Однако такие вещи, как правило, из понятия искусства выпадают. Хотя, что Роскомнадзор имел в виду — сказать сложно, — размышляет Ирина Антонова, президент ГМИИ им. Пушкина. Роскомнадзор в свою очередь заявил, что не намерен заставлять музеи скрывать от глаз детей скульптуры и картины, — сообщил ИТАР-ТАСС.

http://pravmir.ru/v-rossijskix-muzeyax-v...

внутренних дел с просьбой разрешить обратить жилой дом, пожертвованный Кичиным, в молельню… и другие документы. 22.01.1897–21.09.1906, б/д». Почерк, которым выполнен список, не принадлежит В.Г. Дружинину ; орфография новая. Материалом для рукописи послужили листы в клетку из школьной тетради. 124 Косцова А.С., Побединская А.Г. Русские иконы XVI – начала XX века с надписями, подписями и датами. Каталог выставки. Л., 1990. С. 21. Кат. 27–30. 125 Лучшева З.А. Старообрядческий лубок из коллекции В.Г. Дружинина (в собрании ГМИР)//Мир народной картинки (ГМИИ им. А.С. Пушкина. Материалы научной конференции «Випперовские чтения – 1997». Вып. XXX). М., б. г. С. 87–91; Она же. Старообрядческий рисованный лубок из коллекции В.Г. Дружинина в собрании Государственного музея истории религии. Каталог//Труды Государственного музея истории религии. СПб., 2005. Вып. 5. С. 15–45. 126 См.: Пивоварова Н.В. О коллекции старообрядческих резных «намогильных досок» из фонда Отдела древнерусского искусства Русского музея//Страницы истории отечественного искусства. XVI–XX века. СПб., 2005. Вып. XII. С. 21–31; Она же. О двух старообрядческих иконах из собрания Русского музея//Страницы истории отечественного искусства. Сборник статей по материалам научной конференции (Русский музей. Санкт-Петербург, 2007). СПб., 2009. Вып. XV. С. 28–43; Образы и символы старой веры: Памятники старообрядческой культуры из собрания Русского музея. Альманах. Вып. 217/Концепция и сост. издания Н.В. Пивоваровой. СПб., 2008. С. 24–25. Кат. 3–4; С. 35–36. Кат. 15–16; С. 37. Кат. 18–19. 127 В собрании Русского музея хранятся только две иконы, поступление которых связано с именем В.Г. Дружинина . Это образы «Святой Александр Невский» и «Святые Константин и Елена» из собрания И.А. Шляпкина. На обороте икон сохранились наклейки, указывающие о получении их из Археографической комиссии через В.Г. Дружинина в 1918 г. Иконы опубликованы: Образы и символы старой веры. С. 58. Кат. 47–48. 129 Подробный обзор архивных дел см.: Пивоварова Н.В. Новые архивные материалы по истории собрания В.Г. Дружинина : К 150-летию со дня рождения исследователя русского старообрядчества//Старообрядчество: история и современность. Материалы международной научно-практической конференции.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010