Креативная пресс-секретарша продолжила креативить, и появились сообщения, что ущерб, нанесенный двум работам Вадима Сидура на выставке «Скульптуры, которых мы не видим» в Манеже, эксперты оценили аж в миллион рублей. «По заключению экспертизы Центра Грабаря, стоимость реставрации работ, поврежденных 14 августа, составит 1 млн 100 руб», – рассказала собеседница агентства. До кучи объявился в прессе еще один эксперт – уже не из Центра Грабаря, а из ГМИИ Пушкина, который сообщил, что повреждены не линогравюры, а совсем уже бесценные доски. Интервью эксперта было проиллюстрировано фотографиями все тех же чугунных изваяний, которые так никто и не смог повредить. Сообщалось там же, что линолеум (который вроде бы никто не повреждал) восстановить вообще невозможно, а «оценку повреждений я не проводил - моя работа заключалась в ином …», блистательно завершил свое выступление эксперт. Но по прошествии некоторого времени суд объявил опять о разбитии бесценного – на этот раз фарфоровых статуэток, непонятно откуда взявшихся (и куда девшихся), стоимость которых оказалась сильно меньше – «ущерб, причиненный четырем экспонатам выставки, составил около 196 тысяч рублей». Опять-таки по результатам экспертизы, вроде как проведенной страховыми экспертами. При этом с самого начала отмечалось в прессе, что «поврежденные экспонаты не были застрахованы на период экспонирования», хотя страховались на время доставки к месту выставки. По словам специалиста, обычно в практике страхования музейных ценностей применяется страхование " с момента упаковки произведения искусства в музее, в котором оно постоянно находится, и до возвращения на это же самое место, то есть дорога в оба конца и весь период экспонирования " . Почему на этот раз был выбран для страхования только этап транспортировки, он затруднился сказать. При таком количестве совпадений и загадок в простой истории о посещении выставки «скульптур, которые лучше бы и не видеть», уже не приходится удивляться сообщениям, что Следственный комитет России проводит проверку фондов музейно-выставочного объединения «Манеж» на признаки возбуждения религиозной ненависти. Правда, сообщения эти – опять со ссылкой на креативщицу из выставочной пресс-службы. Так что, может быть и не проводит. Хотя это следовало сделать с самого начала.

http://radonezh.ru/analytics/o-sovpadeni...

2431. Воробьев В., прот. А. Б. Салтыков: К 40-летию со дня кончины//БСб. 1999. 3. С. 275–277. 2432. Квливидзе Н. В. Историография русского церковного искусства//ИВ. 2000. Вып. 3–4(7–8). С. 238–263. 2433. Кызласова И. Л. Историк православного искусства Александр Иванович Кирпичников//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 314–332. 2434. Матюшкина М. Л., Павлова К. Н. Методологический аспект работы А. Н. Грабара «Император в византийском искусстве»//ИХМ. 1998. Вып. 2. С. 139–145. 2435. Матюшкина М. Л., Павлова К. Н. А. А. Фролов: Эмигрантская судьба русского ученого//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 333–341. 2436. Озолин Н., прот. Два аспекта иконологии Л. А. Успенского //ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 9–16. 2437. Пятницкий Ю. А. К истории бытования византийских памятников из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина//УЗ РПУ. 1998. 5. С. 50–58. 2438. Силовьев В., прот. Некоторые аспекты работы Искусствоведческой комиссии при Епархиальном совете Москвы//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 155–160. Символика христианского искусства 2439. Букин Н. Происхождение древле-христианской символической живописи и значение ее в истории искусств//АиО. 1997. 2(13). С. 324–339. 2440. Журавский А. В. К вопросу об использовании полумесяца (луны) в христианской символике//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 31–35. 2441. Звездина Ю. Н. «История о животных бессловесных» [М., 1803] – источник по христианской морально-назидательной символике//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 192–200. 2442. Луковникова Е. А. Древнехристианская изобразительная символика//АиО. 1995. 3(6). С. 160–168. См. также 2225, 2885. Архитектура 2443. Берташ А. В. Содержание и эволюция русского стиля в церковной архитектуре середины XIX – начала XX в.//ИХМ. 1998. Вып. 2. С. 113–124. 2444. Георгий (Данилов), еп. Нижегородский и Арзамасский. Патриарший архитектурно-реставрационный центр: Тез. докл./Архим. Георгий (Данилов)//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 161–162. 2445. Корноухов А. Д. Современная практика работы в храмовой архитектуре//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 180–184. 2446. Крашенинников А. Ф. Архитектор В. Н. Максимов и его деятельность по церковному строительству//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 349–357.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Выставка «Шедевры русской иконописи XIV-XVI веков из частных собраний» открылась в музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина 18 февраля 2009 г. 17:18 В Отделе личных коллекций Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина открылась выставка «Шедевры русской иконописи XIV-XVI веков из частных собраний». Это совместный выставочный проект ГМИИ имени А.С. Пушкина и Благотворительного фонда «Частный музей Русской иконы». На выставке представлено большое число экспонатов — более 100 икон XIV-XVI веков из таких крупнейших иконописных центров Руси, как Новгород, Псков, Ростов, Москва, Тверь, Рязань, а также с Русского Севера и ряда городов Поволжья — Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода. Больше половины представленных икон будут впервые показаны зрителям. Хронологические рамки выставки объясняются тем, что XIV-XVI века — это время расцвета русской иконописи. Иконы, написанные в этот период, всегда были гордостью любой коллекции. Их особо ценили знатоки и любители древней живописи. Широк и разнообразен состав самих коллекционеров, владельцев крупных собраний иконописи. Это М.Ю. Абрамов, Н.А. Воробьев, М.Е. Елизаветин, В.М. Момот и другие. Некоторые из них, принимавшие участие в знаменитой московской выставке 1974 года, — маститые знатоки и собиратели, другие, напротив, относятся к новому поколению коллекционеров. Но всех отличает высокий профессиональный уровень собирания, реставрации, изучения и публикации своих памятников. К выставке благотворительный фонд «Частный музей Русской иконы» издал каталог, благодаря которому опубликованные работы войдут в историю русского искусства и научный оборот. Инициатива проведения выставки «Шедевры русской иконописи XIV-XVI веков из частных собраний» принадлежит открывшемуся три года назад в Москве первому Частному музею Русской иконы, уже хорошо известному благодаря крупным выставочным проектам. Совершившееся благодаря энтузиазму частных лиц в начале XX века открытие русской иконы как произведения искусства сделало ее предметом широкого собирательства, породив в начале века настоящий иконный бум. Первыми подлинными ценителями и знатоками иконы были русские меценаты: к началу XX в. относится создание крупных иконных коллекций, многие из которых были доступны для осмотра и даже названы их владельцами «музеями русской иконописи». В первую очередь это И.С. Остроухов, С.П. Рябушинский, А.В. Морозов и П.М. Третьяков в Москве, а также Н.П. Лихачев в Санкт-Петербурге. Эти собрания вскоре пополнили крупнейшие музеи страны.

http://patriarchia.ru/db/text/561964.htm...

В. Н. Лазарев. Фотография. 60–70-е гг. XX в. Виктор Никитич (22.08.1897, Москва - 1.02.1976, Там же), искусствовед, специалист по истории визант., древнерус. и западноевроп. живописи, педагог. Окончил отд-ние истории искусства историко-филологического фак-та Московского ун-та (1920), участвовал в первой мировой и гражданской войнах. В 1924 г., после аспирантуры в Ин-те археологии и искусствознания РАНИОН, защитил диссертацию на тему «Происхождение портрета в итальянском искусстве». Свое научное становление Л. связывал с такими рус. учеными, как В. К. Мальмберг, Н. И. Романов, В. Н. Щепкин, Д. В. Айналов, М. И. Ростовцев. Профессиональному росту Л. способствовала длительная командировка в страны Зап. Европы, Грецию и Турцию в 1925-1926 гг., где он посетил крупнейшие музеи и научные учреждения, познакомился с учеными, историками искусства (Б. Беренсоном, Г. Милле, Р. Лонги, Дж. Фьокко, К. Г. Вейгельтом). С 1926 по 1930 г. Л. объехал основные художественные центры России и Кавказа, предприняв систематическое изучение памятников средневековой живописи. Л. преподавал историю искусства в вузах Москвы: с 1925 г.- на различных фак-тах МГУ им. М. В. Ломоносова (c 1935 профессор, с 1960 зав. кафедрой истории зарубежного искусства на историческом фак-те), с 1935 по 1948 г.- профессор и зав. кафедрой истории искусства Московского ин-та изобразительных искусств (позднее МГХИ им. В. И. Сурикова). В 1924-1938 гг. Л. работал в московском Музее изящных искусств (позднее ГМИИ им. А. С. Пушкина), был хранителем отдела итал. живописи, затем - зав. картинной галереей и зам. директора по научной части. В период становления и активной реорганизации музея занимался пополнением и систематизацией его живописной коллекции, провел большую работу по атрибуции и реставрации мн. произведений. Принимал участие в написании и редактировании статей БСЭ, посвященных европейским живописцам, скульпторам и архитекторам (1927-1941). С 1943 г. член-корреспондент АН СССР, в 1945-1960 гг. зав. сектором живописи и скульптуры Ин-та истории искусства, один из авторов «Истории русского искусства» в 12 томах (автор всех разделов о живописи и скульптуре Др. Руси XI-XV вв.) и инициаторов ее издания.

http://pravenc.ru/text/2462503.html

Состоялась презентация программы в поддержку материнства и детства Москва, 14 ноября 2011. Благотворительный фонд Святителя Василия Великого представил программу «Живи, малыш», призывающую женщин сохранить жизнь еще не рожденного ребенка. В Центре эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» ГМИИ им. А.С. Пушкина состоялась премьера собственного фильма фонда «Живи, малыш» с участием звезд кино, телевидения, спорта и шоу-бизнеса. Героини фильма поделились своими непростыми историями, страхами и радостями ожидания, рождения и воспитания ребенка. “Наступление беременности – это, конечно, счастье безумное. Но появляются и определенные страхи: будет ли малыш здоров, хватит ли у тебя сил справиться со всеми сложностями, связанными с рождением ребенка”, - делится своими переживаниями ведущая новостей на телеканале НТВ Елена Винник. “Больше всего я боялась потерять работу. Я тогда работала в прайм-тайм на Первом канале. Я всю жизнь к этому шла. Но мы с сужем приняли решение, что мы рожаем ребенка”, - рассказала режиссер Наталья Метлина. Для демонстрации серии фильмов положительного характера фонд Святителя Василия Великого установит телемониторы во все женские консультации России. 1 августа 2011 года 36 телемониторов было подключено в медицинских учреждениях Вологодской области, 44 - в Рязанской области. В настоящий момент осуществляется монтаж 28 телемониторов в Амурской области, 79 – в Красноярском крае и 57 – в Новосибирской области. С 2003 года БФ Святителя Василия Великого финансирует кризисную службу по вопросам незапланированной беременности и телефон доверия 8 800 100 44 55. Будущие мамы могут также получить консультации по номеру (495) 665-0005 и электронной почте 6650005@mail.ru . За время деятельности службы 700 женщин сохранили беременность. «Программа “Живи, малыш” получила серьезную поддержку Минздрава РФ и городских администраций. Для нас это знак: проблема достигла таких размеров, что для ее решения объединяются власти, благотворительность и бизнес. Нам всем в этом помогает вера и религия», - сказал председатель Попечительского совета БФ Святителя Василия Великого Константин Малофеев. Реализация программы осуществляется в тесном сотрудничестве с Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Читайте также: В Москве представят фильм в поддержку материнства и детства 15 ноября 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/49848.html

- Есть музеи крупнее, но Музей изящных искусств именно тем и уникален, что формировал духовный облик поколений. Огромное количество людей на протяжение своей жизни питают к нему особые чувства и считают именно его своей альма матер. Сюда возвращаются снова и снова. - Успех ваших выставок - показатель особого статуса. Экспозиции ГМИИ горячо обсуждаются в СМИ и в блогосфере... Идет активный процесс взаимодействия с обществом? Да, ведь ни в одном музее нет такого ажиотажа. Каждая выставка - событие. - А прерафаэлиты, видимо, побили рекорды последних лет? Многие искусствоведы называют эту выставку главным событием года. Я сама ходила на нее несколько раз, в сентябре очереди не стали меньше. Хотя, казалось бы, живопись прерафаэлитов - вовсе не массовое искусство... - Это очень приятно и как раз показывает, что эстетическое восприятие нужно воспитывать в музее. - На Западе музеи не живут на самоокупаемости. Они не прибыльны, хотя и привлекают туристов. А в России подход рыночный: считается, что музей должен сам зарабатывать деньги - вопреки заверениям о следовании европейским образцам в том числе и в музейном деле. Чем объяснить этот двойной стандарт? - Я знаю, что в дни бесплатного посещения в наших музеях случается огромный наплыв посетителей. Конечно, срабатывает психологический фактор, но немало и таких людей, которым трудно потратить большую сумму на походы в музеи. Да, доступность - огромный бонус для культурного обогащения. Но при этом в каждой стране своя специфика. В Америке, например, прекрасно работает закон о меценатстве. Он настолько эффективен, что там практически всю культуру содержат меценаты. Им это выгодно, потому что они получают за это от государства огромные бонусы. В Европе - Германии, Англии, Франции - все иначе. Там государство практически полностью содержит музеи. В Лондоне Британский и национальный музеи бесплатны, людям остается только позавидовать. Это самый лучший подход. Во Франции огромные, преимущественные дотационные средства вкладываются в культуру, огромная их часть идет именно на развитие музеев.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Во время акции по всей стране пройдет более 1,5 тыс. мероприятий 15 мая. ПРАВМИР. В рамках Всероссийской акции «Ночь музеев-2018» по всей стране пройдет более 1,5 тыс. мероприятий. В этом году акция называется «Шедевры из запасников», сообщает пресс-служба Минкультуры. Организаторы намерены познакомить россиян редкими, неэкспонируемыми музейными предметами. «Объем собраний российских музеев составляет на конец 2017 года 89 млн единиц хранения, из них экспонируется лишь 10,5% от основного фонда», — сообщил первый заместитель Министра культуры Российской Федерации Владимир Аристархов. В Москве в акции примут участие более 200 площадок, которые подготовят особенную программу. Российский национальный музей музыки покажет свыше 60 редких экспонатов, среди которых — 13 неизданных писем к Чайковскому. В ГМИИ имени Пушкина гости увидят редко выставляемую картину «Бегство в Египет» Мурильо и шедевр индийской пластики «Бог Вишну с предстоящими», подаренный Индирой Ганди. Москвичи смогут также увидеть во время «Ночи музеев» уникальные иконы и произведения прикладного искусства в Музее Андрея Рублева. В 2018 году акция «Ночь музеев» пройдет в России уже в двенадцатый раз. Расписание мероприятий акции можно узнать на специальном сайте.  День музеев, который по всему миру отмечается 18 мая, учрежден в 1977 году на XI Генеральной конференции Международного совета музеев по инициативе советской делегации. В преддверии этого дня с 1997 года во многих странах мира проходит «Ночь музеев». Российские музеи начали присоединяться к этой акции в 2007 году. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 17 мая, 2010 18 мая, 2012 14 мая, 2013 20 мая, 2016 16 мая, 2015 20 мая, 2013 1 июня, 2012 10 мая, 2011 7 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира»

http://pravmir.ru/noch-muzeev-obeshhaet-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Неактуальный Самокиш Послесловие к юбилею 07.11.2010 375 Время на чтение 4 минуты 25 октября 2010 года исполнилось 150 лет художнику Николаю Самокишу. Он оставил нам в наследство более 11 000 картин, графических работ и книжных иллюстраций (перо, тушь, сепия, акварель). Действительный член Императорской Академии художеств. Обладатель пяти серебряных, двух малых и большой золотых медалей той самой Академии и серебряной медали Всемирной выставки в Париже. Лауреат первой премии графа С. Г. Строганова. Уже в студенчестве удостоен чести стать автором картины, которая была приобретена П. М. Третьяковым для его знаменитой галереи. Позднее его работы пополнят коллекции Зимнего дворца, Государственного Русского музея, ГМИИ им. А. С. Пушкина и многих других собраний России и Европы. Был организатором художественных экспедиций для создания циклов рисунков и картин в память о сражениях на Кавказе (вместе с И. Айвазовским и Ф. Рубо), на фронтах Русско-японской войны и Первой мировой. Создатель знаменитых полотен и графических работ, посвященных Отечественной войне 1812 года, русско-турецким войнам, нашей Гражданской войне века ХХ-го. Если Айвазовский был официальным историографом отечественного флота, то Самокиш фактически являлся официальным летописцем сухопутной армии России. Имел звание полковника кавалерии. Добавим к этому тысячи журнальных и книжных иллюстраций к произведениям русских и украинских классиков, к альбомам по истории Украины, художественное оформление очерков путешествий, знаменитой четырехтомной «Охоты на Руси» (вместе с И. Репиным, В. Суриковым, А. Бенуа и другими), многочисленные панно на зданиях и в интерьерах. Напомним о заслуженном авторитете выдающегося анималиста и общепризнанной репутации одного из создателей школы рисунка пером в стране. И это еще будет далеко не все. Может быть, его радостно и торжественно вспомнили в юбилейные дни в родном Нежине - черниговском городе, в котором он родился и закончил Гимназию при знаменитом Лицее князя Безбородко (том самом лицее, в котором когда-то учился Гоголь)? Он посвятит позднее родному городу отдельный альбом. Вероятно, самостоятельную юбилейную программу его памяти организовали в Харькове, потому что он стоял у истоков художественного образования в этом городе, или в Севастополе, который тоже станет темой отдельного альбома художника? Его юбилей, конечно же, широко и достойно отметила вся родная ему Украина , которую он лелеял и творчески запечатлевал снова и снова, возрождая ее художественные традиции и неутомимо иллюстрируя ее литературных классиков - Гоголя, Марко Вовчок, И. Нечуй-Левицкого и других?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Тураев Борис Александрович (1868–1920), востоковед-египтолог, ассириолог, эфиопист, коптолог, основоположник отечественной школы истории и филологии Древнего Востока и эфиопистики, магистр (1898), доктор (1902) всеобщей истории, член-корр. Петербургской АН (1913), академик РАН (1918). Приват-доцент (1896–1908), профессор (1908–1920) историко-филологического ф-та – ФОН Петербургского (Петроградского) ун-та, член АК (1901), почетный член Ученого к-та Постоянной комиссии народных чтений (с 1912). Хранитель собрания египетских древностей Музея изящных искусств (ГМИИ) (1912–1920). Преподаватель Петроградского богословского ин-та и Богословских курсов (1919–1920), член РАИМК (с 1919), председатель Об-ва по изучению древних культур в Москве (1920); Тургенев Иван Сергеевич (1818–1883), писатель, член-корр. Петербургской АН (1860); Тэн Ипполит Адольф (1828–1893), французский философ, эстетик, историк, искусствовед, литературовед, публицист, основатель культурно-исторической школы, родоначальник эстетической теории натурализма, член Французской академии (1878); Уварова (урожд. кн. Щербатова) Прасковья Сергеевна (1840–1924), графиня, археолог, коллекционер, общественный деятель, почетный член Петербургской АН (1894). Почетный член и председатель (с 1885), пожизненный председатель (с 1910) МАО, председатель Комиссий МАО по сохранению древних памятников (с 1890) и по изучению старой Москвы (с 1909), товарищ председателя Восточной комиссии. Редактор «Трудов» археологических съездов и повременных изданий МАО: «Древностей», «Археологических известий и заметок», «Материалов по археологии Кавказа», «Материалов по археологии восточных губерний», один из инициаторов создания Музея старой Москвы. С 1919 в эмиграции в Сербии; Угримов Александр Александрович (1906–1981), агроном, общественный деятель, мемуарист. Сын А. И. Угримова. Друг сына М. М. Богословского . В 1922 вместе с семьей выслан из России. Жил и работал в Германии, Франции, получил образование в области сельского хозяйства. Активный участник движения младороссов (1929–1937). Научный сотрудник (с 1937), «адъюнкт-профессор» (1938–1940) Высшей Французской мукомольной школы в Париже. В годы оккупации Франции участник Сопротивления, командир отряда «Дурданской группы» на правах лейтенанта (1944). В 1947 выслан из Франции в группе членов Союза Советских граждан во Франции. В 1947–1948 находился в советской зоне оккупации в Германии. В 1948 вернулся в Москву, направлен на работу в Саратов, где был арестован по обвинению в антисоветской деятельности, находился в заключении в Воркутинских лагерях (1948–1954). В 1954 освобожден и реабилитирован, вернулся в Москву. Работал по договорам, занимался переводами. С 1957 сотрудник Всесоюзного ин-та легкого и текстильного машиностроения. Хранитель архива А. И. Солженицына, переправлял на запад «Архипелаг ГУЛАГ». В тексте упоминается как Шушу;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

С " лермонтовским пером " была связана любопытная история... Её рассказали нам в музее. Один знаменитый иностранный гость, посетитель музея, режиссёр Антонио Гуэро очень хотел увезти его. Невозможно было для него, уезжая, не забрать это пёрышко с собой в Италию... Он очень просил. Но сотрудники музея тщательно берегут экспонаты. И перо осталось на месте.  Медведева Дарья Что за странные ступени? Среди разных моих наблюдений в Доме-музеее Лермонтова есть и это, и я хочу им поделиться с вами. Я была во многих музеях и видела разные лестницы. Я ходила по мраморным, широким и длинным ступеням лестницы ГМИИ им Пушкина, по крутым ступеням палат бояр Романовых (XVII в.), по лестнице, разрисованной различными персонажами из романа «Мастера и Маргариты», ведущей в музей Булгакова, но никогда я не видела такой лестницы, как в Доме-музее М.Ю. Лермонтова! Эта лестница вела в его кабинет. Она запомнилась мне тем, что была очень узкой. Моя стопа целиком не помещалась на ступеньке, и мне пришлось идти по ней почти что на носочках. Это натолкнуло меня на мысль, что, наверное, Лермонтов в 15 -18 лет был не очень высокого роста. Так как эта лестница слишком узка для широкой стопы высокого человека, а свод над лестницей в одном месте был довольно низкий.  Теперь мне интересно узнать, верно ли моё предположение?  Глухих Мария Одна музейная вещь. Перо. Недавно наш класс был в музее М.Ю. Лермонтова. Уже в конце экскурсии мы вместе с экскурсоводом поднялись в комнату поэта. В ней стояли стулья, шкафчики с книжками, диванчик и письменный стол. На столе лежали разные бумаги и подставка для принадлежностей. В ней лежало перо. Мне показалось, что перо не такое уж и старинное... Скоро выяснилось (из рассказа экскурсовода)...оно и точно не Лермонтова. Моё предположение было подтверждено. Оказывается, что этот старинный предмет вовсе не был личным пером поэта... Один раз в этот музей пришёл итальянский режиссёр Гуэро. Он хотел снимать фильм о русской литературе. Ему разрешили внимательно всё рассмотреть поближе и даже посидеть в комнате Лермонтова. Он сел на стул, взял перо и в своём воображении изображал М.Ю. Лермонтова. И он так вошёл в образ, что захотел взять это перо себе, увезти в Италию, чтобы оно его вдохновляло. Работники же музея стали убеждать именитого посетителя, что это перо достояние культуры, это памятник - и им писал сам Лермонтов. Гуэро кажется поверил... Ведь из музеев ничего и никому нельзя забирать! Неудобно было отказывать в просьбе гостю ... Пришлось сотрудником музея ввести в заблуждение увлечённого поклонника поэта. Но это сработало. Музейщики  отстояли экспонат и остались с этим обычным (не мемориальным!) и в то же время удивительным предметом. 

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/821...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010