— Это камешек президента ГМИИ в огород директора музея? — Нет, я открыто заявляю позицию, все коллеги ее знают. И с Мариной Лошак мы многократно говорили на эту тему. На мой взгляд, определенную роль играет предварительная подготовка руководителя. Марина Девовна — филолог, литературовед, в течение долгих лет возглавлявшая галереи и никогда не работавшая в музеях. Тут все-таки другая специфика. Галерея практически не несет просветительских функций, может позволить себе показывать все в расчете, что кто-нибудь клюнет на что-нибудь. Вы пришли, посмотрели и ушли. А музей — прежде всего выбор, начиная с того, что приобретается, и заканчивая тем, что показывается. Поэтому прямо говорю, что мы сделали несколько совершенно ничтожных выставок. Если художник сам по себе еще терпим, то как он внедряется в музейное пространство, недопустимо. В ГМИИ сейчас живого места не осталось. Все залы во всех трех помещениях используются под выставки. Это неправильно. У нас другая миссия. Самое печальное — в музее не обсуждаются результаты того, что делается, чего мы в итоге добились, как реагирует на все публика, что она о нас думает. — А что входит в президентские обязанности? Это почетная должность за заслуги перед отечеством? — Ни в коем случае. В моей компетенции — концепция развития музея, внешние функции, включая представительство за рубежом. В 2016-м контракт со мной продлили еще на три года. На три ли? Посмотрим… На минуту отвлекусь, расскажу почти анекдотичную историю. Недавно мне выдали новые водительские права взамен старых, срок которых истек. Я автоматически взяла карточку, даже не посмотрев на дату. Потом глянула и обомлела: они выписаны до 2025 года. Никто не удосужился поинтересоваться моим возрастом, сколько мне будет через восемь лет. Я так хохотала! — Вы продолжаете садиться за руль? — Ну конечно! А зачем иначе переоформляла бы права? Признаться, у меня есть служебная машина, но по выходным езжу сама. И в театр по вечерам. Водитель не обязан ждать. — Автоматической коробкой передач пользуетесь?

http://pravmir.ru/irina-antonova-kakaya-...

Выставка «Реликвии святого Эчмиадзина» открывается в Москве 31 марта 2006 г. 11:27 В Москве в рамках празднования года Армении в России откроется выставка «Реликвии святого Эчмиадзина». Она будет проходить в Греческом дворике Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина с 31 марта по 20 апреля, сообщили в пресс-службе музея. Эчмиадзин — резиденция Католикоса, главы Армянской Церкви. Город расположен в Араратской долине, в 18 километрах от столицы Армении Еревана. Христианство в Армении было принято в IV веке. Созданный в 405 году Месропом Маштоцем алфавит стал основой армянской письменности и бережно хранится народом. На выставке экспонируется Киликийское Четвероевангелие 1293 года, Четвероевангелие 1374 года, записанное Григором Татеваци на горе Сепух Дарангияц (иллюстрации к последнему выполнены художником Хачатуром Кесараци), а также Четвероевангелие, созданное Георгом Скевраци, музыковедом и каллиграфом (оклад рукописи — XVIII век). Значительное место в экспозиции занимают реликварии. В них хранились святыни Христианской Церкви - частицы Истинного Креста, фрагменты Ноева ковчега, Святого копья, мощи святых. В реликварии «Хотекарац Сурбншан» (изготовлен в 1300 году) находится частица Истинного Креста, на котором, по преданию, был распят Христос. В другом реликварии, согласно легенде, хранится фрагмент Ноева ковчега. Выставлены также два реликвария в форме длани: с мощами святого апостола Фаддея и Акопа Мцбинского. Интересна в художественном отношении и литургическая утварь: потиры, сосуды для мирры, кадила, ладаницы, рипиды, инкрустированные драгоценными камнями. Богато и многообразно представлено литургическое облачение. Экспонируются также предметы, принадлежащие высшему руководству Армянской Церкви (в том числе Патриарший двуглавый орел, инкрустированный драгоценными камнями и украшенный эмалью). Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ) имени А.С. Пушкина связан с культурой и искусством Армении давно. Еще в начале 50-х годов прошлого века была организована археологическая экспедиция на городище урартского города Эребуни (VIII век до н.э.), которая просуществовала свыше 20 лет. Раскопки выявили дворцовый и храмовый комплексы с парадными расписными залами, хозяйственные помещения и 23 надписи клинописью. Само название Эребуни (в другой транскрипции — Эревуни) сохранилось в имени столицы Армении — Ереван. Некоторые находки из раскопок, переданные на хранение в ГМИИ, экспонируются в зале Древних цивилизаций. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/101426.htm...

обр. за пределами монастырских стен). Одним из древних обычаев, сохраняющихся на А., является монашеское гостеприимство. Каждый c вятогорский мон-рь принимает на ночлег всех приходящих паломников и туристов, независимо от вероисповедания, национальности и т. п. Им предоставляется место в гостинице (архондарике) и пища согласно монастырскому уставу. Прибывшим предлагается угощение - кофе, холодная вода в жаркое время года, сладости, небольшое количество (до 50 г) крепких спиртных напитков - узо (анисовая водка) или ципуро (крепкая виноградная водка). Прием гостей осуществляется бесплатно, во славу Божию. Все паломники приглашаются на богослужения (в мон-рях со строгим уставом неправославные могут посетить храм во внебогослужебное время). Православные могут исповедаться и причаститься Св. Таин, поклониться св. мощам. Все гости принимают пищу за общей трапезой с братией (неправославным обычно выделяется особый стол). Правосл. монахам и клирикам из числа паломников предоставляются лучшие места (иногда - отдельные покои). В нек-рых обителях для гостей устраиваются беседы и экскурсии. «Монастырская гостиница на Афонской горе». Неизвестный художник. Акварель. 1835–1839 гг. (ГМИИ) «Монастырская гостиница на Афонской горе». Неизвестный художник. Акварель. 1835–1839 гг. (ГМИИ) По святогорским правилам, каждый паломник может остановиться в любом мон-ре на 1 ночь; более длительное пребывание в обители возможно по благословению ее игумена. Дома для ночлега имеются в Дафни и Карее. Для посещения А. необходимо получить специальное разрешение (διαμονητριον), к-рое выдается в паломнической службе в Фессалонике . Поскольку предельное число паломников на А. ограниченно, в случае прибытия за разрешением без предварительного уведомления возможны задержки (особенно накануне церковных праздников и в летние месяцы). Клирикам для получения разрешения необходимо иметь письменное благословение К-польской Патриархии. На А. издревле действует строгий аватон , запрещающий вход на полуостров не только женщинам, но и самкам животных (ст.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Вынужденно отказавшись от коллекции, Г. не захотел оставаться в России и с 1910 г. жил в Ницце, с 1915 г.- в Каире и Луксоре. После 1917 г. дела Г., так и не получившего всех денег за коллекцию, пошатнулись, и он принял пост профессора в Каирском ун-те (1917-1947), заложив в нем основы академического изучения египтологии. Одновременно он преподавал в Археологической школе в Мунире и заведовал Отделом египтологии ун-та Фуада I в Заафаране, продолжая работу над изучением и изданием памятников Египетского музея (в частности, егип. иератических папирусов). Б-ка Г. осталась в России (в Гос. Эрмитаже), архив же поступил в Высшую образовательную школу в Париже, где основан «Центр Владимира Голенищева». Соч.: Die Metternichstelle in der Originalgrösse. Lpz., 1877; Об экземпляре «книги мертвых» Гор-а, сына Нес-па-гер-ан-а и Та-ган-ы//ИИАО. 1880. Т. 9. Вып. 1. С. 527-531; Об экземплярах «Книги мертвых» Гора, сына Неспагорана и Тагапы. СПб., 1880; Sur un ancient conte égyptien//Verhandlungen d. 5 Intern. Orientalisten-Congr., gehalten zu Berlin im Sept. 1881. B., 1881-1882. Bd. 2. P. 3-21; Эпиграфические результаты поездки в Уади-Хаммамат//ЗВОРАО. 1887. Т. 2. Вып. 1. С. 63-79; Опыт графического расположения ассирийского словаря. СПб., 1888. Вып. 1; Археол. результаты путешествия по Египту зимой 1888-1889 гг.//ЗВОРАО. 1890. Т. 5. С. 1-30; Ermitage Imperial: Inventaire de la Coll. Égyptienne. St.-Pb., 1891; Vingt-quatre tablettes cappadociennes de la collection W. Golénischeff. St.-Pb., 1891; Императорский Эрмитаж: Описание ассирийских памятников. СПб., 1897; Надпись древневанского царя Русы II//ЗВОРАО. 1901. Т. 13. С. 86-92; Le conte du Naufrage. Le Caire, 1912. Лит.: Струве В. В. К столетию со дня рождения В. С. Голенищева//ВДИ. 1957. 2. С. 3-7; он же. Значение В. С. Голенищева для египтологии//Из архива ГМИИ. М., 1987. Вып. 3: Выдающийся рус. востоковед В. С. Голенищев и история приобретения его коллекции в ГМИИ (1909-1912); Древний Египет: Сб. ст. [посвящ. памяти В. С. Голенищева]. М., 1960 [библиогр.].

http://pravenc.ru/text/165251.html

На этом беседа прервалась, так как заглянувший в комнату отец Владимир Назаркин своим протодьяконским басом радостно провозгласил, что Президент приехал. В повседневной деятельности довольно часто приходилось прорабатывать и готовить предложения руководству Администрации по письмам Патриарха Алексия II, поступавшим вначале на имя Б.Н.Ельцина, а затем В.В.Путина. Поэтому во время одной из встреч, после текущих дел я решился обсудить с Патриархом давно родившуюся идею относительно этой эпистолярной формы его взаимосвязи с президентами. К счастью попытка оказалась успешной. Утром 8 июня 2007 г. я вновь по служебной необходимости просил протодиакона Владимира Назаркина помочь встретиться с Патриархом. О.Владимир через полчаса сообщил, чтобы я подъехал в Чистый переулок к 11.30. К этому времени Святейший Владыка подъедет из Переделкино. Естественно точно в срок я ждал у дверей резиденции. Беседа состоялась в хорошо уже знакомом рабочем кабинете. На хозяине кабинета темно-серый подрясник, поверх которого была одета коричневая тонкой шерсти поддевка на пуговицах. День был не по-летнему свежий, и врачи, видимо, советовали поберечь легкие. Мы вновь расположились в мягких креслах около овального столика с перламутровой крышкой. Я поблагодарил Святейшего Владыку за возможность встретиться и попросил разрешения проинформировать о вопросах, которое планировал с ним обсудить. Он кивнул. Сначала я передал ему приглашение в Георгиевский зал Большого Кремлевского Дворца в качестве почетного гостя на церемонии вручения Государственных премий Российской Федерации . Будучи образцом кротости и здравомыслия Патриарх поблагодарил и сказал, улыбнувшись: «Я, наверное, на вручение премий не пойду, чтобы не отсвечивать». Осмысливая по ходу дела этот удивительный образец самоиронии, я попросил совета в связи с поступившим на имя В.В.Путина письмом полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Г.С.Полтавченко. Он просил главу государства выделить для административных нужд Московской Патриархии старинный особняк, находящийся за зданием ГМИИ им. А.С.Пушкина. В советское время в этом здании размещался филиал института философии, а теперь оно было в ведении ГМИИ.

http://pravoslavie.ru/66568.html

Именно такую позицию занял доминиканец Амвросий Катарин (в миру Ланселот Полити ), еп. Минори и, позднее, архиеп. Концы ( 1553), опубликовавший в 1552 г. 2 небольших сочинения, обращенных к участникам Тридентского Собора, в к-рых говорил о необходимости присутствия в евхаристической молитве установительных слов как заповеди Христа, но об освятительном характере не их, а эпиклезы (у греков) и ее лат. аналога - молитвы «Quam oblationem», предваряющей в рим. каноне рассказ о Тайной вечере. Эту позицию полностью поддержал францисканец Кристоф де Шеффонтен,- занимавший одну из ключевых должностей в своем монашеском ордене, а впослед. ставший титулярным архиеп. Кесарийским ( 1595),- к-рый в 80-х гг. XVI в. опубликовал ряд сочинений в поддержку своего мнения (см.: Ibid. Col. 273-274). B XVII в. доминиканец Ф. Комбефис ( 1679), издатель текстов греч. отцов, также защищал эпиклезу как молитву, «осуществляющую установительные слова Христа». Однако влиятельные католич. богословы того времени Ф. Суарес ( 1617), Р. Беллармин ( 1621), П. Аркудий ( 1633) и др. считали, что эпиклеза представляет собой моление о даровании причащающимся даров Св. Духа и не имеет значения для освящения Даров. П. Ле Брен ( 1739) на основании изучения изданных Е. Ренодо текстов вост. литургий ( Renaudot. 1715-1716) однозначно высказался в поддержку мнения, что освящение происходит в момент призывания Св. Духа ( Le Brun P. Éxplication littérale, historique et dogmatique des prières et de cérémonies de la Messe. P., 1716-1726). Его сочинение, получившее широкую известность, вызвало многолетнюю дискуссию. Ряд католич. ученых XVIII-XIX вв. были согласны с позицией Ле Брена; важность эпиклезы подчеркивали и англикан. исследователи (в англикан. евхаристический чин эпиклеза была включена еще Т. Кранмером). Мадонна с гостией. 1841 г. Худож. Ж.-О. Д. Энгр. (ГМИИ) Мадонна с гостией. 1841 г. Худож. Ж.-О. Д. Энгр. (ГМИИ) Критика учения о тайносовершительной силе установительных слов не всегда приводила богословов к выводам об освятительном характере эпиклезы.

http://pravenc.ru/text/351651.html

Первый порыв – обвинить в этом родителей, что они “избаловали”. Но думать так – большая ошибка. Поэтому для сотрудников общественных мест нужно проводить специальные тренинги, объяснять, что ни ребенок, ни его родители не виноваты, и ужасное, с точки зрения неподготовленного человека, поведение – не что иное как расстройство. Существует набор несложных правил, которые можно соблюдать, чтобы всем было комфортно – и детям с ментальными расстройствами, и их родителям, и персоналу. А главное – необходимо информирование, это то, чего не хватает в обществе и чем занимается наша программа». Возможно, скоро Машиной маме уже не придется слышать, что Маше и другим детям с ментальными ограничениями, в музеях, в кинотеатрах, а парках и в развлекательных центрах — не место. По крайней мере, решить, в каком обществе мы хотим жить, можно уже сейчас.   Пушкинский музей объяснил «Правмиру инцидент». По словам представителя ГМИИ им. Пушкина свою роль сыграл человеческий фактор. В целом же музей — доступен посетителям с ограниченными возможностями и ведет собственные программы, призванные сделать доступной для всех посетителей музейную среду. Ольга Морозова, заведующая отделом эстетического воспитания детей и юношества ГМИИ им. Пушкина, кандидат искусствоведения: — В нашем музее ведется очень большая работа по созданию доступной среды для каждого посетителя. Директор Пушкинского музея Марина Лошак уделяет большое внимание тому, чтобы все сотрудники музея были предельно вежливы с каждым гостем. Музей разработал собственные программы для детей с ограниченными возможностями, более полутора тысяч человек смогли пройти занятия по арт-терапии в 2015-м  году, эта работа продолжается и расширяется.  С нами сотрудничает Фонд содействия решения проблем аутизма в России «Выход», который возглавляет Авдотья Смирнова. Сотрудники музея знали, что придет группа детей с ментальными нарушениями, Марина Девовна Лошак дала распоряжение о предоставлении бесплатных билетов не только детям, но и сопровождающим,  наш отдел предложил специалиста по работе с такими ребятами, если это будет необходимо.

http://pravmir.ru/nedostupnaya-sreda-dev...

De civ. Dei. XIX 1). Иное мнение, особенно распространенное среди сторонников и защитников кинизма, исходит из того, что, несмотря на всецело практический характер кинической философии, в ней представлено закономерное развитие ряда этических идей Сократа и реализован восходящий к его учению идеал познания теоретической истины через обращение к анализу практического блага. Для представителей 2-й позиции важное значение имело возведение кинизма через Антисфена к Сократу, поскольку оно позволяло уравнять кинизм в правах с др. сократическими школами и увеличивало его философский авторитет. Убежденными сторонниками происхождения кинизма от Сократа через Антисфена были представители стоицизма: т. к. основатель стоицизма, Зенон Китийский , учился у киника Кратета, обосновывая сократическое происхождение кинизма, стоики тем самым подчеркивали преемственную связь с Сократом Зенона и его школы. Одно из наиболее ранних свидетельств, подтверждающих такое преемство, содержится в трактате эпикурейца Филодема из Гадары (I в. до Р. Х.) «О стоиках», к-рый фрагментарно сохранился в составе геркуланских папирусов (P. Herc. 339; см.: SSReliq. V B 126; подробнее см.: Giannattasio Andria. 1980). Ранний кинизм Антисфен. Копия XIX в. скульптуры IV–II вв. до Р. Х. (ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва) О жизни предполагаемого основоположника кинизма Антисфена сохранились весьма скудные сведения. Согласно источникам, он был современником и старшим ровесником др. известных учеников Сократа: Платона, Ксенофонта, Аристиппа и Эсхина Сократика. Исследователи предполагают, что Антисфен род. ок. 445 г. и скончался ок. 360 г. до Р. Х. Антисфен являлся уроженцем Афин, однако не был полноправным афинским гражданином, поскольку его мать была фракиянкой ( D ö ring. 1998. S. 269; Navia. 2001. P. 20-22). Первоначально он обучался у ритора-софиста Горгия и достиг серьезных успехов в риторике; возможно, именно в этот период жизни им были созданы мн. несохранившиеся риторические и логические сочинения. В 20-х гг. V в.

http://pravenc.ru/text/1684656.html

составитель Ирина Хрулева Часть 4. Портреты преподобного Парфения Портреты Преподобного Парфения Чтобы найти портреты преподобного Парфения, пришлось просмотреть все имеющиеся в библиотеках Москвы, Санкт-Петербурга и Киева издания «Жизнеописания преподобного Парфения», а также издания его «Ежедневной молитвы и духовных наставлений». В некоторых из этих изданий были гравюры, ксилографии и литографии разных портретов преподобного Парфения (все без указания даты изготовления): ксилографии работы Янова (см. рис, IV), в разных изданиях несколько отличающиеся одна от другой и, похожая на них литография, выполненная Б.Чеховским (см. рис. V); гравюры И.Полонского, отличающиеся одна от другой, и другие литографии и ксилографии без указания автора. Первым изданием жизнеописания иеросхимонаха Парфения, как уже отмечалось, было «Сказание...», вышедшее одновременно в двух изданиях, из которых одно – с портретом старца и его факсимиле: «Буди благословен...». Эта литография иеросхимонаха Парфения, выполненная Ламерсье 146 , по-видимому, была первым изданным в печати портретом преподобного Парфения. В ЦАК МДА хранится такая же литография Парфения 147 , с его факсимиле, выполненная Ламерсье (она помещена в нашем издании). В ГМИИ им. А.С. Пушкина в отделе русской гравюры хранится офорт схимника Киево-Печерской Лавры Парфения, выполненный Л. Жемчужниковым в 1861 году. В НУБВ хранится пробный, неоконченный офорт схимника Парфения, награвированный им же в 1860 году. В изоотделе ГИМ хранятся офорты схимника Парфения, награвированные Л. Жемчужниковым в 1860 и 1861 годах; гравюра на дереве иеросхимонаха Парфения Киевского с его факсимиле « Господи! Сотвори сей день днем милосердия Твоего», выполненная И.Полонским; литография Парфения без факсимиле, выполненная В. Дарленгом (Лит. Ред. Русс. Воен. Хроники). Эта литография несколько отличается от литографии Парфения с факсимиле, выполненной В. Дарленгом (Печ.) и хранящейся в НУБВ. В настоящее издание не вошли офорты Парфения схимника, награвированные Л.Жемчужниковым (похожие на работы Янова и В. Чехонского), гравюра И.Полонского и литография, выполненная Кокором.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

О. Ю. Тарасов Таблицы Принятые сокращения БАН – Библиотека Академии наук, СПб. ВГВ – «Владимирские губернские ведомости», Владимир ВЕВ – «Владимирские епархиальные ведомости», Владимир ВОГА – Владимирский областной государственный архив, Владимир ВСМЗ – Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный музей-заповедник, Владимир ВУК – Высочайше учрежденный Комитет попечительства о русской иконописи и его задачи, СПб.. 1907 ГИМ – Государственный исторический музей, Москва ГМЗК – Государственный историко-архитектурный музей-заповедник «Коломенское», Москва ГМИИ – Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва ГМИР – Государственный музей истории религии, СПб. ГММК – Государственные музеи Московского Кремля, Москва ГМПИ – Государственный музей палехского искусства, пос. Палех ГРМ Государственный Русский музей, СПб. ГГ Г – Государственная Третьяковская галерея, Москва ГЭ – Государственный Эрмитаж, СПб. ДДЗ – Дневные дозорные записи о московских раскольниках. Сообщены А.А. Титовым //ЧОИДР ЕВГСК – «Ежегодник Владимирского губернского статистического комитета». Владимир ЖМНП – «Журнал Министерства народного просвещения», СПб. «Изограф» – журнал иконографии и древних художеств, СПб. ИКП – «Известия высочайше учрежденного Комитета попечительства о русской иконописи». СПб.-Петроград ИРЛИ – Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН ИС – Иконописный сборник. Изд. высочайше учрежденного Комитета попечительства о русской иконописи. СПб. ИЭ – История эстетики. М. КП – Кустарные промыслы. Текущая статистика за 1895–1896 гг. СПб., 1897 МВ – «Московские ведомости» MXI – Музей холуйского искусства (филиал ГМПИ), пос. Холуй НБ МГУ – Научная библиотека им. А.М. Горького МГУ, Москва ОДДС – «Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода», СПб. ОИКП – Отчеты и исследования по кустарной промышленности России ОР – Отдел рукописей ОРКиР – Отдел редких книг и рукописей ПДПИ – Памятники древней письменности и искусства, СПб.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010