В 640 г. храм мог сильно пострадать при захвате города арабами, после чего и был, вероятно, возведен новый собор в виде крестово-купольного триконха. Капитель патриаршего дворца, расположенного к северу от кафедрального собора. Сер. VII в. Капитель патриаршего дворца, расположенного к северу от кафедрального собора. Сер. VII в. В этом соборе, раскопанном в 1907-1908 и 1937-1939 гг., отчасти использованы основы стен древней постройки. Собор приобрел более компактную структуру, его алтарная часть по сравнению с прежней была сдвинута на 9 м к западу. Посередине продольных стен базилики были пристроены экседры, к-рые акцентировали ось «север-юг» в вытянутом с запада на восток сооружении. В центре появилось 4 мощных столпа, к-рым соответствовали новые пилястры на стенах. Алтарной экседре шириной 7,60 м предшествовала глубокая, почти квадратная в плане вима, по ее сторонам располагались пастофории размерами 3,10×5,60 м. Они сообщались с апсидой дверными проемами, а от боковых нефов отделялись тонкими глухими стенами ( Арутюнян. 1950. С. 52) - редкое явление для арм. архитектуры. В соборе было 5 дверей: одна - по оси зап. фасада и по 2 - в продольных стенах, по сторонам от экседр; они открывались в пастофории и зап. угловые компартименты. Крестово-купольная 3-конховая композиция собора в Д. находит ближайшую параллель в соборе в Талине (70-е гг. VII в.) (Там же. С. 55; Казарян. 2005. С. 17). Своими размерами (внутренние - 40,05×18,36 м) собор в Д. сопоставим лишь с храмом в Багаване (631-639; 26 ´ 47 м). Среди источников пространственной композиции храма исследователи отмечают продольно вытянутые крестово-купольные храмы Армении V - 1-й пол. VII в. (Текор, Багаван, Мрен (639) и др.), собор Эчмиадзин в Вагаршапате (IV, 80-е гг. V в., нач. VII в.) с выступающими наружу гранеными экседрами, собор Рождества Христова в Вифлееме (после реконструкции сер. VI в. приобретший структуру базилики с трифолием внешних стен). Вероятно, в 648 г. в этом здании в Д. состоялся Собор (см. ст. Двинские Соборы ), отклонивший халкидонский символ веры, и здесь же католикос Нерсес III по требованию прибывшего в Армению имп. Константа II провел литургию по греч. образцу (653). Храм был разрушен землетрясением 893 г. Намерениям католикоса Ованнеса V Драсханакертци восстановить кафедральный собор помешал местный эмир Юсуф. В нач. X в. католикос оставил Д.

http://pravenc.ru/text/171488.html

Почитание Исцеления, происходившие у могилы Е., стали поводом для начала процесса ее канонизации. Вероятно, инициатором процесса был Конрад Марбургский. Он пригласил Майнцского архиеп. Зигфрида III на освящение 2 алтарей новой капеллы при Марбургском госпитале (авг. 1232). Во время торжеств архиепископ и др. присутствовавшие прелаты выслушали показания свидетелей об исцелениях у гробницы Е., записав наиболее достоверные и заверив их печатями. Тогда же был составлен отчет о 60 чудесных исцелениях с приложением краткого жизнеописания Е., к-рый иерархи отправили папе Римскому Григорию IX. Папа поручил архиеп. Зигфриду III Майнцскому, Раймунду, аббату мон-ря Эбербах, и Конраду Марбургскому провести новый опрос свидетелей. К папскому письму от 13 окт. 1232 г. был приложен формуляр для сбора свидетельств. В др. папском послании содержалось распоряжение подробно изучить жизнь Е. и проверить все чудеса с выяснением имен и мест рождения исцелившихся, когда и в чьем присутствии произошли чудеса, а также к кому и в каких словах были обращены их молитвы. Записанные свидетельства надлежало хранить в запечатанном виде до нового распоряжения из Рима. Рождение Елизаветы. 1474-1477 гг. Неизв. художник (собор св. Елизаветы в Кошице, Словакия) Рождение Елизаветы. 1474-1477 гг. Неизв. художник (собор св. Елизаветы в Кошице, Словакия) К нач. 1233 г. члены комиссии выслушали ок. 700 свидетелей. Каждое сообщение о чуде записывалось на особом листке пергамена и заверялось членами комиссии. Частично сохранились протоколы, записанные аббатом Раймундом (из 106 зафиксированных исцелений 43 заверены им), который исцелился от боли в спине у гробницы Е. Протоколы должны были храниться у членов комиссии до востребования Римской курией, однако вопреки папскому указанию Конрад Марбургский сразу после окончания опроса свидетелей отсылал в Рим копии протоколов. Комиссия подготовила последовательное описание чудес, к которому Конрад приложил краткое жизнеописание Е., ставшее основой позднейших компиляций. В 1233 г. подготовка к канонизации была приостановлена (возможно, из-за убийства Конрада 30 июля того же года). В 1234 г. хранителем гробницы Е. стал Тевтонский орден, чему способствовал деверь Е., Конрад Тюрингский (вступил в орден в 1234, вел. магистр ордена в 1239-1240).

http://pravenc.ru/text/189793.html

На рубеже XIX-XX вв. были открыты древности христиан Египта, Нубии и Эфиопии. Внимание привлекли памятники письменности, ткани (напр., из раскопок 80-х гг. XIX в. в Ахмиме ), копт. храмы Каира (90-е гг. XIX в.- 10-е гг. XX в.; А. Дж. Батлер) и древнейшие христ. мон-ри (Асуан, Асьют, Бауит, Багават). Рус. путешественник В. С. Голенищев и сотрудник ГЭ В. Г. Бок начали сбор и атрибуцию копт. древностей; Й. Стржиговский составил их каталог в Каирском музее. В нач. XX в. приступили к изучению Эфиопии (германская экспедиция Кренкера и Э. Литтманна в 1906); в Нубии при строительстве Асуанской плотины (10-е гг. XX в.) англо-американ. группа провела систематическую разведку и массовые раскопки некрополей; сводку христ. памятников составил У. Моннере де Виллар. В 1-й трети XX в. предметами исследований стали архитектура, иконография и погребения мон-рей (напр., Вади-эн-Натрун ; экспедиции музея Метрополитен под рук. Э. Уайт). Как одна из областей А. х., христ. древности Египта получат особое развитие в 60-80-х гг. XX в. У. М. Рамсей У. М. Рамсей Национальные и конфессиональные научные сообщества соперничали в полевой деятельности. Гордостью франц. школы стали работы Ш. М. де Вогюэ в Сирии и Ш. С. Клермона-Ганно в Иерусалиме. Важнейшим предприятием австр. школы А. х. стали многолетние раскопки в Эфесе с его «двойной базиликой», пещерой Семи спящих отроков эфесских и мавзолеем над могилой ап. и евангелиста Иоанна Богослова. Стремление доказать историчность текстов Свящ. Писания было основой деятельности и англ. ученых сер. XIX в.: пастор Р. Уиллис создал исследование о храме Гроба Господня в Иерусалиме; У. М. Рамсей соединил методы исторической географии с археологией на примере евангельского рассказа о странствиях ап. Павла в М. Азии. Находки последнего уточнили обстоятельства истории ранней Церкви и показали их реальность ( Аверкия эпитафия , надгробия Сев. Фригии III - нач. IV в.). Начались исследования раннехрист. храмов (Г. Белл и др.) в труднодоступных районах Каппадокии. Триумф Мардохея. Роспись синагоги Дура-Европос (Сирия). Ок. 250 г.

http://pravenc.ru/text/археологии ...

В. м. осуществлял широкую благотворительную деятельность. Во время голода 1891-1892 гг. и в годы русско-япон. войны проходили бесплатные трапезы, открылись лазареты, делались значительные пожертвования в епархиальные комитеты Красного Креста и др. орг-ции. На средства мон-ря были отремонтированы здания и выстроена церковь в Шацком ДУ, почетным блюстителем к-рого с 1877 г. был архим. Аркадий. В. м. учредил и содержал церковные школы в имении Нарышкиных Быкова Гора, в дер. Купле (в 2-этажном каменном доме с храмом, квартирами для учителей, общежитием), в селах Золотая Поляна и Шаморга. Ежегодно мон-рь жертвовал по 300 р. на церковные школы Шацкого у. и по 1000 р. на школы в Тамбовской епархии. При принесении Вышенской Казанской иконы в Тамбов 1/3 пожертвований направлялась на духовно-учебные заведения епархии. Мощи свт. Феофана в Успенской церкви. Фотография. 2005 г. Мощи свт. Феофана в Успенской церкви. Фотография. 2005 г. В 1865 г. В. м. владел 398 дес. земли, в нач. XX в.- 1348 дес. земли (в т. ч. 508 дес. пахотной и 300 дес. луговой земли на р. Цне), большая часть к-рой сдавалась в аренду. К 1905 г. у В. м. имелся неприкосновенный фонд в 265 030 р. На берегу р. Цны мон-рь построил деревянную часовню с домом для пономаря и сторожа лесных угодий. К 1905 г. в В. м. проживало ок. 70 чел., к 1917 г.- ок. 100 чел. После кончины в 1907 г. архим. Аркадия (похоронен у алтаря Рождественской ц.) настоятелем стал игум. Ипатий. В 1919 г. В. м. был закрыт, часть братии изгнана, территория передана лесхозу, свиносовхозу, детскому городку им. III Интернационала (учителя жили в братском корпусе, дети - в трапезной). По благословению игум. Августина (Щеглова) монашескую общину в В. м. с 1923 г. возглавлял иером. Дорофей (Аникин), к-рый вместе с иеромонахами Арсением (Егоровым), Иовом (Мироновым), Макарием (Шешляковым), мон. Пахомием жил в маленькой комнате на территории обители, совершал богослужения. Часть насельников жили в близлежащих селах, в т. ч. игум. Августин (Щеглов), иеромонахи Сергий (Васильев), Феофан (Яркин), Леонтий (Купряшкин), мон. Аркадий (Эктов). Ок. 1930 г. большая часть братии была арестована. Успенский и Рождественский храмы, нек-рое время действовавшие как приходские, к 1938 г. были закрыты. С 1938 г. в В. м. находилась психиатрическая больница, в к-рой в 60-х гг. содержались более 900 чел. В Казанском и Рождественском соборах были размещены больничные склады. В 1973 г. усердием неск. священнослужителей, в т. ч. настоятеля Сергиевской ц. в с. Эммануиловка прот. Г. Глазунова, были обретены и тайно перенесены в Троице-Сергиеву лавру мощи свт. Феофана. С 1988 г. мощи святителя находились в Сергиевском храме Эммануиловки. У алтаря храма были погребены и обретенные в В. м. нетленные останки архим. Аркадия (Честонова). С 1947 г. в том же храме находится сохраненная 2 монахинями Вышенская Казанская икона Божией Матери. Паломники со всей России и из-за рубежа приезжали в сельскую церковь для поклонения святыням.

http://pravenc.ru/text/161125.html

Храмовый комплекс близ дер. Таршин. Ок. 3600 г. до Р. Х. Храмовый комплекс близ дер. Таршин. Ок. 3600 г. до Р. Х. Первые следы пребывания человека на М. относятся к V тыс. до Р. Х. Здесь найдены одни из древнейших в Европе мегалитических построек (напр., в Мнайдре и Таршине на о-ве Мальта и Джгантия на о-ве Гоцо, датируемые приблизительно сер. IV - сер. III тыс. до Р. Х.). В нач. II тыс. до Р. Х. острова обезлюдели. В сер. II тыс. до Р. Х. произошло новое заселение из Сицилии и Юж. Италии. Ок. VIII в. до Р. Х. Мальтийский архипелаг был подчинен финикийцам, в VI в. до Р. Х.- Карфагену. Нек-рое влияние на М. оказали греки. В 218 г. до Р. Х. острова были захвачены римлянами и в дальнейшем романизировались. Название о-ва Мальта, как и его древней «столицы» (Мелит), выводят из финик. malet (гавань, пристанище); др. этимология - от греч. μλιτος или лат. mel (мед), поскольку острова издревле славились медом. Христианизация началась ок. 60 г. по Р. Х., когда, как считается, на М. в течение 3 месяцев проповедовал св. ап. Павел, попавший на острова после кораблекрушения (Деян 27-28). Его по-дружески встретил «начальник острова» Публий , к-рый, согласно преданию, принял христианство и стал 1-м епископом Мелита. Христ. общины зафиксированы не позднее IV в. Колонна, на которой усечена глава ап. Павла (собор кораблекрушения ап. Павла в Валетте) Колонна, на которой усечена глава ап. Павла (собор кораблекрушения ап. Павла в Валетте) После раздела Римской империи (395) М. оказалась в ее зап. половине и в церковном отношении подчинялась Риму. С сер. V в. подвергалась набегам вандалов и вскоре стала частью Вандальского королевства. С его завоеванием в 533-535 гг. византийцами являлась владением Вост. Римской империи и тяготела к К-польской Патриархии. В 598 г. папа Григорий I Великий сместил еп. Мелита Туцилла (по др. версии - Люцилла), на смену к-рому был избран Траян, аббат мон-ря в Сиракузах. В 870 г. М. была завоевана арабами. Часть христ. населения была вывезена на территорию совр. Туниса и на Сицилию, Мелитский еп. Манас был брошен арабами в тюрьму Палермо. Хотя имена Мелитских иерархов в период араб. господства неизвестны, церковная орг-ция, по всей видимости, сохранялась. Предположительно, большинство христиан проживали на о-ве Гоцо, тогда как на о-ве Мальта преобладали мусульмане и евреи (Tristia ex Melitogaudo. 2010. P. XCV-XCVII). Главным городом стала Медина (Мдина), возникшая на месте разрушенного Мелита; однако экономическим центром М. постепенно стал район больших гаваней на севере острова, связывающий его с Европой. С того времени на архипелаге доминировал диалект араб. языка, ставший основой для совр. мальтийского языка. Арабы принесли с собой новые сельскохозяйственные культуры, в т. ч. хлопок и цитрусовые, но сохранилось немного материальных памятников их присутствия,

http://pravenc.ru/text/2561762.html

войсками вел. кн. Василия III Иоанновича имена Г. С. и Федора были внесены в великокняжеский синодик (РГАДА. Ф. 375. 89. Л. 1 об.). В кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVI в. рассказы Никоновской летописи (создана в 20-х гг. XVI в.) о борьбе Г. С. с Витовтом за Смоленск, о злодеянии, совершенном Г. С., о покаянии и о последующей богоугодной жизни князя были после переработки включены в Степенную книгу. В XVII-XVIII вв. рассказ об убийстве Г. С. кн. Симеона и кнг. Иулиании вошел в Житие блгв. княгини и в «Сказание о убиении святаго князя Симеона Мстиславича и целомудренные его княгини Иулиании и о князе Юрии Смоленском». Почитание Г. С. в Веневом мон-ре прослеживается со 2-й пол. XVII в. В 1698 г. юж. придел монастырского Никольского собора был освящен во имя вмч. Георгия; в XVIII - нач. XIX в. было украшено каменное надгробие князя. Очевидно, в 1-й пол. XVIII в. на основе Степенной книги было составлено краткое Житие Г. С., встречающееся в рукописных сборниках (напр.: РГБ. Ф. 209. 558, нач. XIX в.). После закрытия Венева мон-ря и преобразования Никольского собора в приходскую церковь (1782) был упразднен придел вмч. Георгия (1828), годом раньше обветшавшее надгробие Г. С. было заменено на деревянное. По наблюдениям Е. Е. Голубинского , в кон. XIX в. в Никольской ц. продолжали чтить память Г. С., на его гробнице служили панихиды. «В надписи, читаемой на гробнице князя Юрия и не особенно давно сделанной, совсем умалчивается об его злодеянии и говорится об его удалении из Торжка, что «преблагий Бог вложил в душу сего праведнаго оставить тщету века сего и искать место для спасения души его»» ( Голубинский. С. 343). В наст. время могила Г. С. утрачена. Ист.: ПСРЛ. Т. 3-35, 37, 39-43 (по указ.); Зотов Р. В. О черниговских князьях по Любецкому синодику и о Черниговском княжестве в татарское время. СПб., 1892. С. 26-27; Скрипиль М. О. Лит. история «Повести о Иулиании Вяземской»//ТОДРЛ. 1940. Т. 4. С. 170-175; ДДГ. 54. С. 164; [Доп.] С. 484; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста.

http://pravenc.ru/text/164465.html

Т. 18. С. 121). На принадлежность этого храма Чудову в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужскому монастырю указывает только Никоновская летопись; возможно, первоначально храм не был монастырским. О времени основания Чудова мон-ря точных сведений не имеется. Принято связывать это событие с рассказом, изложенным в Житии свт. Алексия, об исцелении митрополитом ханши Тайдулы и о передаче ему татар. подворья в Кремле. В 1378 г. свт. Алексий вопреки его воле был погребен в построенном им храме, к тому времени уже являвшемся монастырским. По мнению В. А. Кучкина, после 1409 г. в соборном храме появился Благовещенский придел ( Кучкин. 1980. С. 5-11). В 1431 г. «церковный верх святаго архистратига Михаила… от ветхости весьма обвалился». Храм был разобран до основания, на его месте поставлен новый собор, к-рый имел (как считал Н. Н. Воронин) 2 подклета, а отсюда и большую высоту, больший объем и специальные «всходы», но был уже, чем прежний (Житие митрополита всея Руси св. Алексия, сост. Пахомием Логофетом. СПб., 1877-1878. Т. 4. 1-2. С. 203-205, 212-213, 245-246. (Изд. ОЛДП; 4); Воронин. 1962. С. 181-182, 265-266). Строительство собора велось между 1431 и 1437 гг. (когда в Благовещенский придел новопостроенного храма были перенесены св. мощи свт. Алексия) ( Кучкин. 1980. С. 7-8). Храм был вновь перестроен в 1501-1504 гг., как предполагается, при участии итал. мастеров ( Баталов. 1996. С. 179). Сохранились выполненные ими декоративные детали, некогда размещавшиеся на фасадах. В XX в. собор был разобран, а украшавшие его терракотовые пояса в наст. время представлены на галерее при входе в выставочный зал Успенской звонницы. Между 1409 и 1459 гг. в Чудовом мон-ре была построена каменная трапезная палата, а в нач. 60-х гг. XV в.- каменные погреба, после 4 июля 1473 г., но до 16 февр. 1477 г. «близ трапезы» по повелению вел. кн. Иоанна III была возведена каменная ц. во имя свт. Алексия, куда в очередной раз переместили раку с его мощами ( Кучкин. 1980. С. 7-9). Пострадавшие в ходе пожаров 1476 и 1477 гг.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

Жена К., Марья, скончалась к 28 сент. 1517 г., когда по ней был дан вклад в Троице-Сергиев монастырь (ВКТСМ. М., 1987. С. 48). Сын К., Афанасий († до 13 июня 1557), служил великокняжеским дьяком в 20-30-х гг. XVI в., к 1533 г. входил в ближний круг вел. кн. Василия III Иоанновича, впосл. принял монашество с именем Андроник; др. сын, Иван, служил дьяком в сер. XVI в. († не позднее 1553); сын последнего и внук К., Андрей, в 1550 г. был тысячником в Клину ( Лихачев. 1888. С. 86-89; Веселовский. 1975. С. 279-280; АРГ, 1505-1526. 108. С. 110; Алексеев А. И. Первая редакция вкладной книги Кириллова Белозерского мон-ря (1560-е гг.)//ВЦИ. 2010. 3/4(19/20). С. 50, 59). Ист.: Памятники дипломатических сношений др. России с державами иностранными. СПб., 1851. Т. 1. Стб. 8, 10-12, 26, 56, 80-82, 159-162, 165-167; Памятники дипломатических сношений Московского гос-ва с Польско-Литовским. СПб., 1882. Т. 1. С. 56, 60, 75, 91, 92, 105-107, 114-118, 138-144, 148, 150, 154, 162, 190, 229, 231, 233, 269-273, 276-277, 284-288, 198-299. (СбРИО; 35); Памятники дипломатических сношений Московского гос-ва с Крымскою и Ногайскою Ордами и с Турцией. СПб., 1884. Т. 1. С. 41-43, 47-51, 164, 238-239, 290. (СбРИО; 41); Иосиф Волоцкий, прп. Просветитель, или Обличение ереси жидовствующих. Каз., 1857, 1882, 1892, 1904; Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - нач. XVI в. М.; Л., 1955. Прил.: Источники по истории еретических движений XIV - нач. XVI в. (по указ.); ПСРЛ. Т. 8, 24, 25, 28, 32 (по указ.); Описи царского архива XVI в. и архива Посольского приказа 1614 г./Ред.: С. О. Шмидт. М., 1960. С. 47; АСЭИ. Т. 1. 427. С. 316; 523. С. 401; 642. С. 560; Т. 3. 291б. С. 315; Иоасафовская летопись. М., 1957. С. 123, 188. Лит.: Лихачев Н. П. Разрядные дьяки XVI в.: Опыт ист. исслед. СПб., 1888 (по указ.) 68, 86-87, 163; Ильинский Ф. М. Митр. Зосима и дьяк Феодор Васильевич Курицын//БВ. 1905. Т. 3. 10. С. 212-235; Сперанский М. Н. Тайнопись в югослав. и рус. памятниках письма.

http://pravenc.ru/text/2462297.html

1866. P. 139-145), датируемая предположительно 2-й пол. VI в., его не упоминает. Согласно версии, изложенной в араб. Житии Антиохийского патриарха Христофора (кон. X - нач. XI в.; Zayat, é d. 1952), центр Католикосата находился в Селевкии-Ктесифоне, откуда в связи со строительством Багдада в 60-х гг. VIII в. был перенесен в обл. Шаш (Чач), в Ромагирис (Румагирд; вероятно, район или пригород совр. Ташкента). С увеличением в Багдаде числа мелькитов, в основном из взятых в плен византийцев, между Багдадом и Ромагирисом началось противостояние за кафедру К. Как известно из др. источников, в нач. X в. багдадской общине, по-видимому, удалось одержать верх: в 912/3 г. Антиохийский патриарх Илия I направил в Багдад К. по имени Иоанн. Однако несторианский католикос-патриарх Авраам III добился распоряжения халифа о запрете на его пребывание в Багдаде ( Assemani. BO. T. 2. P. 440-441). Очередные прения проходили в Антиохии при патриархе Агапии (I) (953-960), а с восшествием на престол его преемника Христофора (960-967) вопрос был решен поставлением 2 К. Т. о., параллельное существование Католикосатов Ромагириса и Иринополя/Багдада можно констатировать приблизительно с 960 г. Аутентичность сообщаемой в Житии Христофора информации о ранних этапах существования Католикосата подверг критике Ж. М. Фие ( Fiey. 1977); ее достоверность отстаивали Ж. Насралла ( Nasrallah. 1983) и В. Клайн ( Klein. 1999). Католикос-патриарх Дынха IV, предстоятель Ассирийской Церкви Востока. Фотография. XXI в. титул «католикос» получил более широкое распространение. В Церкви Востока его появление обычно связывается с процессом эмансипации кафедры Селевкии-Ктесифона от Антиохийского Патриархата, однако такой взгляд не учитывает полицентрического принципа формирования епископий древней Церкви. В. де Врис указал на некорректность представления о том, что Поместные Церкви в древности обязательно должны «выделяться» из Патриархатов ( Vries. 1964. S. 430). В действительности Церковь в парфянских пределах, а затем в Иране развивалась вне прямой связи с церковными структурами в Римской империи или подчинения им.

http://pravenc.ru/text/1683903.html

31 янв. 1465 г. в Бирштанах М. добился от кор. Казимира IV Ягеллончика возвращения в состав владений Смоленской епископии ее старинного имения Прости ( Rutkowska G. Itinerarium króla Kazimierza Jagielloczyka 1440-1492. S. 202), к-рое между 28 сент. 1395 г. и нач. 1396 г. литов. вел. кн. Витовт, «розгневався на первого владыку» (т. е. свт. Михаила ), отнял у нее и позднее отдавал в держание местным боярам и местичам, а «в казну и в посребничого деи не давали» (Lietuvos Metrika. Kn. Nr. 3 (1440-1498). Urašymu kn. 3/Par.: L. Anuyte ir A. Baliulis. Vilnius, 1998. С. 43-44). После несостоявшейся унии в ВКЛ митр. Григорий в февр. 1467 г. получил грамоту от К-польского патриарха Дионисия I , признавшего его единственным законным митрополитом на Руси, а в 1469 г. добился благословения от К-польского патриарха Симеона I . Это мешало планам римской курии и кор. Казимира IV Ягеллончика о подчинении правосл. епархий и их архиереев папской власти ( Chodynicki. 1934. S. 65). В 1470 г. впервые за 20 лет из Вильно через Полоцк и Витебск король приехал в Смоленск ( Rutkowska G. Itinerarium króla Kazimierza Jagielloñczyka, 1440-1492.//Itineraria Jagiellonóv. Warsz., 2014. S. 227). Возможно, что здесь Казимир IV провел переговоры с М., как с буд. преемником митр. Григория. В историографии иногда неточно относят время занятия М. Киевской кафедры к 1474 г. ( Строев. Списки иерархов. 34. Стб. 3; 14. Стб. 589), ко времени до 1476 г. ( Chodynicki. 1934. S. 66) или к 1476 г. ( Mironowicz. 2001. S. 320; 2003. S. 192, 291). Но вполне вероятно, что Смоленский архиерей занял ее почти сразу после смерти зимой 1472/73 г. Киевского митр. Григория. В Москве, по-видимому, учитывая поведение М. в 60-х гг. XV в., всерьез даже не рассматривали его кандидатуру после смерти митр. Московского Филиппа I , когда еще в 1472 г. наметилось новое сближение между папским двором, кор. Казимиром IV Ягеллончиком и вел. кн. Иоанном III. В апр. 1473 г. в Москве Собором рус. архиереев новым митрополитом Московским и всея Руси был избран свт. Геронтий . В это же время в Вильно состоялась встреча правосл. архиереев ВКЛ с папским легатом еп. Аяччо Антонио Бонумбре, возвращавшимся из Москвы в Рим после свадьбы (12 нояб. 1472) вел. кн. Иоанна III и вел. кнг. Софии (Зои) Палеолог . С легатом епископы и представители разных слоев правосл. знати отправили свое «писание», обращенное к папе Римскому Сиксту IV ( Chodynicki. 1934. S. 65-66).

http://pravenc.ru/text/2563368.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010