Во 2-й пол. XII в. при поддержке королей из англ. династии Плантагенетов, к владениям к-рых относились в тот период Лимузен и Нормандия, а затем и франц. королей орден Г. быстро распространился по территории Франции и к нач. XIII в. насчитывал уже ок. 100 дочерних мон-рей (cellae) во Франции, 3 в Англии и 2 в Наварре. В период расцвета орден объединял ок. 1200 членов. Короли Англии были щедрыми благотворителями Г., к-рые с момента основания ордена были известны и как bonshommes Grandmont. Самый ранний из мон-рей ордена был основан в 1164 г. в Венсенском лесу (ныне в черте Парижа) франц. кор. Людовиком VII. В сер. XVI в. этот мон-рь перешел во владение францисканцев , к-рые впосл. также стали называться bonshommes. Вопреки уставу орден приобрел за счет дарений значительные земельные владения и ренты, в окрестностях Гранмона возникло неск. жен. мон-рей со схожими правилами общежития. Дочерние келлии, представлявшие собой небольшие обители, первоначально возглавлялись диспенсаторами (dispensatores), к-рые избирались из числа конверсов, а с 1216 г.- корректорами (correctores) из числа монахов. Ежегодно проводился генеральный капитул, на к-рый от каждой обители посылали 1 монаха и 1 конверса. Результатом конфликта между монахами и конверсами ордена, длившегося с 70-х гг. XII в. до сер. XIII в., стало утверждение нового устава ордена (1188) и канонизация Стефана Тьерского (1189) папой Климентом III . При папе Иннокентии III и его преемниках было введено управление дочерними мон-рями монахом в священническом сане (corrector), отвечавшим за соблюдение церковной дисциплины, и конверсом (curiosus), ответственным за ведение хозяйства. В 1247 г., при папе Иннокентии IV , был введен новый устав ордена, смягчивший правила общежития. Во 2-й пол. XIII-XIV в. папы пожаловали ордену неск. привилегий, внеся изменения в его устав и статуты. Так, в 1-й четв. XIV в., при папе Римском Иоанне XXII , мон-рь Гранмон был преобразован в аббатство с 60 монахами, на основе его дочерних филиалов было создано 39 приоратов с 16-18 монахами в каждом. Главой ордена стал приор Гранмона, возведенный в сан аббата. Число конверсов по-прежнему было значительным, однако они потеряли часть своих хозяйственных полномочий и были низведены до помощников. Конвенты аббатства и приоратов производили выборы аббата и приоров и принимали новых членов ордена. В XIV в. было утверждено право монахов обучаться в ун-тах; для их материального обеспечения выделялись бенефиции.

http://pravenc.ru/text/166377.html

О существовании к.-л. преемственности между древним и новым Киндитскими царствами ничего не известно. Возникновение последнего напрямую связано с экспансией Химьяритского царства в Зап. и Центр. Аравии в 20-30-х гг. V в. по Р. Х., при царе Абикарибе Асаде, сыне Малкикариба Юхамина, подчинившем своей власти племенную конфедерацию мааддитов. Проводником химьяритского влияния в их кочевьях стали К. во главе с Худжром, сыном Амра, принявшим, судя по его единственной надписи, найденной в районе Наджрана (см.: Gajda. 1996), царский титул. В арабо-мусульм. традиции он известен под прозвищем Акиль аль-Мурар - «пожиратель горького колоквинта (верблюжьей колючки)»: это несъедобное для человека растение он якобы стал поедать с горя, когда узнал об измене своей жены Хинд. Наследником Худжра стал его сын Амр, получивший прозвище аль-Максур - «приневоленный», т. к. он стал царем против собственного желания. Он правил недолго и был убит в бою. Наиболее ярким было правление аль-Хариса, сына Амра, продолжавшееся ок. 40 или даже 60 лет. По поручению химьяритов он вмешался в междоусобные распри в крупном североаравийском племени бакр ибн ваиль и сумел их прекратить. Согласно арабо-мусульм. традиции, в самом нач. VI в. он с большим войском совершил поход через страну мааддитов на Хиру , столицу царства Лахмидов , и включил ее в состав владений К. Аль-Харису удалось временно отстранить Лахмидов от власти благодаря тактическому союзу с Маздаком (см. ст. Маздакизм ) и его сторонниками, а также с покровительствовавшим им сасанидским шаханшахом Кавадом I (488-496, 499-531). Ослабление движения маздакитов и окончательное его подавление буд. шаханшахом Хосровом I (531-579) сыграли роковую роль в судьбе аль-Хариса: лахмидский царь аль- Мунзир III изгнал его из Хиры, он укрылся среди калбитов и ок. 528 г. был ими убит. Очевидно, аль-Мунзир III был непосредственно причастен к его гибели. Со смертью аль-Хариса новое Киндитское царство распалось на неск. владений, во главе к-рых встали его сыновья. Между ними начались междоусобные распри; наибольшим ожесточением отличалась борьба между Шарахбилом и Саламой.

http://pravenc.ru/text/1684646.html

2) История русского раскола, известного под именем старообрядчества. Изд. 7-е, вновь исправленное и дополненное. СПБ, 1914 г. 1–206+I-II стра. Ц. 1 р. 15 коп. с перес. 3) Руководство по обличению русского раскола, известного под именем старообрядчества. С опровержением употребительных раскольнических возражений. Изд. 8-е, вновь исправленное и дополненное. Петроград, 1915 г. 1–240+I-II стр. Ц. 1 р. 20 коп. с перес. Примечание. 2-я и 3-я книги в первых 2-х изданиях Учебным Комитетом при Св. Синоде одобрены к употреблению в духовных семинариях в качестве учебного пособия и к приобретению в библиотеки тех церквей, где имеются старообрядцы, а 1-е издание их Ученым Комитетом Мин. Нар. Просв. рекомендовано к приобретению в фундаментальные библиотеки гимназий, прогимназий, городских училищ учительских институтов и семинарий. 4) Краткое руководство по расколоведению. В вопросах и ответах. Для миссионерских курсов, второклассных школ, дьяконов, псаломщиков, учителей, учительниц и др. лиц, желающих познакомиться с расколом и подготовиться к борьбе с ним. Издание 3-е, вновь исправленное. СПБ, 1913 г. 1–96+I-II стра. Ц. 50 коп. с перес. Учебю Комитетом при Св. Синоде 1-е изд. допущено в фундаментальные и ученические библиотеки духовных семинарий тех епархий, в которых находятся старообрядцы. 5) Дополнительные сведения (против раскола) по Закону Божию, с примерным распределением их в курсе Закона Божия (для нач. народ. школ). Изд. 4-е, вновь перераб. и дополн. Петроград, 1915 г. 1–32 стр. Ц. 12 коп. с перес. 6) Миссионерские поучения к Прологу. Вып. 1 (месяцы: сентябрь-декабрь), ц. 60 коп. с перес., вып. II (январь-апрель), ц.35 коп. с перес. и вып. III (май-август), ц.35 коп. с перес. СПБ, 1904–1905 гг. 1–108, 1–57, 1–61+I-II стр. В этих поучениях содержится множество интересных повествований по Прологу из житий святых, с выводами против раскола. Таким образом, это не обычные беседы с раскольниками и не общепринятые противораскольнические прововеди, а глубоконазидательные краткие поучения миссионерского характера, в которых затронуты почти все предметы полемики с раскольниками. Книга эта представляет из себя, с одной стороны, весьма важное дополнение к миссионерским «справочникам» и «руководствам» по обличению раскола, а с другой – вполне самостоятельный сборник поучений для народа, необходимый каждому приходскому овящеинику и в храме, и в школе, и дома, и в народной читальне. (Полоц. Еп. Вед. 1904 г. 7 – 8. стр. 227–228).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Ж. М. де Вогюэ, посетивший их в 60-х гг. XIX в. Определяющую роль в исследовании М. г. сыграли труды французского археолога русского происхождения Ж. Чаленко, опубликованные в 1953 г. Он впервые составил описание многих из М. г., определил различные типы зданий, реконструировал основные этапы развития этой местности, высказал ряд предположений о причинах ее расцвета и упадка. Следов постоянного заселения на нагорьях до эпохи Римской империи (рубеж Р. Х.) не обнаружено. Хозяйственное освоение этих земель началось лишь в кон. I - нач. II в. по Р. Х. Население М. г. до прихода арабов-мусульман в средние века было смешанным: большинство составляли сирийцы, но присутствовали и греки. В поселениях встречаются надписи по-гречески и по-сирийски, но греческим владела только зажиточная часть населения, возможно хозяева больших вилл, чиновники и духовенство. Во II в. появляются поселения, впоследствии ставшие наиболее крупными, такие как Мааз (Могиза), который во II-III вв. даже претендовал на статус полиса, но официально городом так и не стал. Расцвет переживали также сел. Банабиль (араб.  ), Рафада (  ) и несколько других. Значительную роль в развитии районов М. г. сыграла сеть римских дорог, проходивших поблизости от них. Важнейшим был путь, связывавший Антиохию и Верою и проходивший через гористый район Эль-Халака; до наст. времени сохранился участок этой римской дороги. Почтовая станция, по-видимому, находилась в сел. Эд-Дана (араб.  ; древняя Аддана; греч. Αδδνα), которое было полностью перестроено в позднейшие эпохи, но сохранило мавзолеи рим. времени. Поселения в горах Симъан, Бариша и Эль-Ала развивались в ближайшей зоне досягаемости от этой дороги и могли использовать ее для экспорта своих товаров на рынки Антиохии, Верои и других близких крупных полисов ( Лаодикия , ныне Латакия; Кирр ; Халкида и др.). Вторая важная для населения дорога связывала Верою и Апамею и проходила через горный массив Эз-Завия, что также способствовало развитию этой местности. Первыми известными поселенцами в М.

http://pravenc.ru/text/2563160.html

Ко 2-й пол. XVI в. Б. ц., по-видимому, запустела и была разрушена, как и сам Вышгород. Пустошь на месте церкви принадлежала Преображенскому Межигорскому мон-рю, была вместе с ним передана во владение коронному писарю Е. Высоцкому (о чем сохранились грамоты Сигизмунда Августа от 1 сент. 1571 и 10 мая 1572). Руины Б. ц. в нач. XVII в. разбирались для строительства доминиканского костела св. Николая в Киеве. На месте храма, по-видимому, ставились деревянные церкви: первая упомянута в 1614 г., где в 1654 г. прославилась чудотворениями Киево-Братская икона Божией Матери , после 1662 г.- вторая. Это здание простояло до 1744 г., примерно в то же время была возведена 3-я деревянная церковь, разобранная в 1860 г. На ее месте в 1861-1863 гг. поставили небольшой каменный храм, сохранившийся до наст. времени. Попытки раскопок на месте храма известны с 1816 г.; перед строительством каменного здания в 60-х гг. XIX в. древние фундаменты были полностью открыты, частично описаны и сопоставлены с планами древнейших церквей Киева (св. Кирилла, мц. Ирины и собора Михайловского Златоверхого мон-ря). Для участников III Археологического съезда, проходившего в Киеве в сент. 1874 г., кладки фундаментов раскрывали под рук. А. С. Уварова . В 30-х гг. XX в. раскопки частей сооружения, лежавших вне здания 60-х гг. XIX в., проводил Институт археологии АН УССР, но методика и фиксация отрываемых кладок были крайне несовершенны. Полностью открыть фундаменты и представить план здания удалось во время проведения археологических работ экспедицией ИИМК под рук. М. К. Каргера в 1952 г. От храма, заложенного во 2-й пол. XI в., сохранились фундаментные рвы, части фундамента и зап. стены. В 90-х гг. XX в. было предпринято неск. попыток продолжить археологические исследования Б. ц. По размерам Б. ц. была одной из самых больших в домонг. Руси, сравнимой со Спасо-Преображенским собором в Чернигове (30-40-е гг. XI в.) и Софией Киевской (сер. XI в.). Это крестово-купольное здание, с нартексом, башней для подъема на хоры в сев.-зап.

http://pravenc.ru/text/153185.html

Сведения о религ. ситуации на территории Великого княжества Литовского в 1458-1459 гг. сохранились в посланиях, отправлявшихся сюда из Москвы. Первоначально ряд представителей местной правосл. знати (вдова и дети киевского кн. Александра Владимировича, кн. Юрий Семенович Гольшанский) заявили о своей верности митр. Ионе, но после приезда в Великое княжество Литовское Г. и после того как Казимир оказал ему полную поддержку и через своих послов стал добиваться отстранения митр. Ионы от управления и «московской» частью общерус. митрополии, положение стало меняться. Если Собор епископов, созванный в Москве в дек. 1459 г., решительно отверг притязания Г. на управление епархиями Сев.-Вост. Руси, то на территории Польско-Литовского гос-ва власть Г. утвердилась к нач. 1460 г. Т. о., на территории общерус. митрополии образовались 2 правосл. митрополичьи кафедры, между к-рыми все связи были разорваны. В Москве объявили, что православные, подчинившиеся Г.- «злому отступнику от Православия», сами отлучили себя от Церкви и «православная Церковь не имеет их за крестиани». Г. приехал в Киев с грамотами от папы Пия II, патриарха Григория Маммы и митр. Исидора, и признание власти новопоставленного Киевского митрополита означало подчинение правосл. населения Речи Посполитой власти Римского папы на условиях, выработанных на Ферраро-Флорентийском Соборе. Сведений об управлении Г. Западнорусской митрополией и о контактах его с Римом в этот период нет. В сер. 60-х гг. Г. направил в К-поль к патриарху Симеону Трапезундскому своего наместника в Киеве Мануила, «ищучи себе благословения и подтвержденья от Цареградского Патриарха», что свидетельствовало о решении Г. разорвать отношения с Римом и восстановить традиц. церковные связи с К-полем. Это решение отражало конечно же настроения правосл. населения Великого княжества Литовского и Польского королевства. К нач. 1467 г. переговоры между Киевским митрополитом и К-польским патриархом были успешно завершены. Грамотой от 14 февр. 1467 г. патриарх Дионисий I предложил всем рус. землям, и особенно Вел. Новгороду, принять Г. как единственного законного митрополита, признанного К-полем. Этот шаг привел в дальнейшем к осложнениям в отношениях между Москвой и К-полем. Московский вел. кн. Иоанн III Васильевич приказал не впускать в свои владения ни посла Г., ни посла патриарха и заявил о полном разрыве отношений с Патриархией («имеем от себя самого того патреярха чюжа и отречена»).

http://pravenc.ru/text/166632.html

Б. участвовал в подготовке вступления РПЦ в ВСЦ, входил в состав делегации РПЦ на III ассамблее ВСЦ (1961, Нью-Дели), когда Русская Церковь стала членом ВСЦ, избирался членом ЦК ВСЦ на последующих ассамблеях: в 1968 г. в Уппсале (Швеция), в 1975 г. в Найроби (Кения), в 1983 г. в Ванкувере (Канада) и в 1991 г. в Канберре (Австралия). В 1962 г. начал сотрудничество с Комиссией по международным делам ВСЦ, в 1968 г. стал членом этой Комиссии и членом ее исполнительного комитета, в 1970-1992 гг. являлся ее вице-председателем. С сер. 50-х гг. XX в. Б. активно участвовал в формировании Конференции европейских Церквей (КЕЦ), присутствовал на неск. генеральных ассамблеях КЕЦ. Начиная со 2-й пол. 50-х гг. способствовал учреждению международного христ. миротворческого движения - Христианской международной конференции с центром в Праге (ХМК), являлся членом ее Международного секретариата, Рабочего комитета, вице-президентом (1985), присутствовал на 6 конгрессах ХМК (1961-1985). В нач. 60-х гг. участвовал в создании межрелиг. Всемирной конференции «Религия и мир», был членом ее Международного совета и участником 1-3-й и 5-й ассамблей (1970-1989). В апр. 1983 г. присутствовал на проходившей в Уппсале (Швеция) Всемирной христ. конференции «Жизнь и мир», стал одним из учредителей центра по международным христ. исследованиям проблем сохранения мира между народами - ин-та «Жизнь и мир» (Уппсала), членом Совета ин-та. Б. являлся одним из организаторов миротворческих конференций в СССР, призванных уменьшить международное напряжение, вызванное «холодной войной»: конференции всех Церквей и религ. объединений в СССР (1952, ТСЛ), конференции представителей всех религий в СССР «За сотрудничество и мир между народами» (1969, ТСЛ), «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» (1977, Москва) и «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы» (1982, Москва). Был секретарем 1-5-й международных конференций по вопросам миротворчества и целостности творения (1983-1987, Москва).

http://pravenc.ru/text/153585.html

НАПИСАНИЕ О ПРАВОЙ ВЕРЕ («Написание о правой вере, изложенное Константином блаженным Философом учителем о Боге на славянском языке»), догматическое сочинение, приписываемое равноап. Кириллу (Константину Философу) НАСЕДКА (Наседкин; Шевелев Иоанн Васильевич, в монашестве Иосиф; ок. 1570 - ок. 1660), свящ., богослов, справщик Московского Печатного двора НЕККАМ (1157 - 1217), англ. регулярный каноник-августинец; богослов, философ, поэт; ведущий представитель европ. христ. гуманизма XII-XIII вв. НЕМЕСИЙ [Немезий] (IV - нач. V в.), христ. философ и богослов, предположительно епископ г. Эмеса (ныне Хомс, Сирия) НЕОПАТРИСТИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ Неопатристический Синтез, программа исторического богословия, сформулированная прот. Георгием Флоровским НЕОСХОЛАСТИКА консервативное движение в католическом богословии, развивавшееся с 20-х гг. XIX в. до публикации энциклики «Aeterni Patris» (1879), когда решением папы Римского Льва XIII официальной программой католической интеллектуальной культуры стал томизм НЕПОГРЕШИМОСТЬ ПАПЫ РИМСКОГО догмат Римско-католической Церкви о безошибочной и непреложной учительной власти ее верховного понтифика НЕПОТ [Арсинойский, Пентапольский, Египетский], епископ города и округа Арсиноя в Египте (оазис Файюм)(ок. 30-50-х гг. III в.), раннехрист. богослов, экзегет НИБУР Карл Пауль Рейнхольд (1892-1971), амер. протестант. теолог, проповедник, профессор, политический деятель, публицист НИКАНОР (Бровкович Александр Иванович; 1827 - 1890), архиеп. Херсонский и Одесский; религ. философ, богослов, публицист и мемуарист НИКИТА ВИЗАНТИЙСКИЙ [Никита Византиец] (IX в.), богослов, автор полемических сочинений, направленных против зап. христиан, армян-антихалкидонитов и мусульман НИКИТА МАРОНИЙСКИЙ (60-70-е гг. XII в.), визант. богослов, участник греко-лат. полемики, вероятный автор ряда канонических и агиографических сочинений НИКИТА МИРСИНИОТ Никита Мирсиниот, мирское имя митр. Нила Родосского (рубеж XIV и XV вв.), визант. богослова и полемиста - см. Нил, митр. Родосский

http://pravenc.ru/rubrics/122390_16.html

Д. К. К. «Римская история» (Ρωμακ στορα, или Ρωμακ) написана по-гречески. История была разделена на 8 декад. Сохранились полностью или с незначительными пропусками книги 36-60 (события 68 г. до Р. Х.- 46 г. по Р. Х.), 78 и 79 (события 217-220 гг. по Р. Х.). Книги 1-21 и 44-80 дошли до нас в эпитоме Иоанна Зонары (XII в.); книги 36-80 - в эпитоме Иоанна Ксифилина (XI в.). Кроме того, нек-рые фрагменты сохранились в «Истории» Петра Патрикия (V в.), в «Мириобиблионе» свт. Фотия (IX в.), в различных энциклопедических трактатах визант. имп. Константина VII Багрянородного (X в.), в работах Максима Плануда (XIV в.) и др. В изложении событий эпохи Римской республики основными источниками Д. К. К. были младшие анналисты и монументальный труд Тита Ливия, дополненные сведениями Полибия, Дионисия Галикарнасского и Плутарха. Описывая события времен империи, Д. К. К. пользовался трудами Тацита и Светония, а также мемуарами императоров Августа, Адриана и Септимия Севера. Как исторический источник наиболее ценны последние книги «Римской истории» с описанием совр. автору событий кон. II - нач. III в. Д. К. К., обладавший огромным политическим опытом, был серьезным и добросовестным историком, стремился не только собрать все доступные ему источники, но и тщательно проанализировать ход событий, их внутреннюю связь, составить независимое суждение о политических деятелях, партиях, ходе военных действий и т. п. В повествовании Д. К. К. не придерживался строго хронологического порядка, часто группируя события по географическому признаку или по причинно-следственным связям. Главным лит. образцом для Д. К. К. стал Фукидид. Д. К. К. старался писать древним (аттическим) языком, однако у него присутствует много латинизмов, что отражает общее состояние греч. языка в период наибольшего влияния на него рим. государственно-правовой традиции. Изложение Д. К. К. подробно, отличается большой точностью и художественной силой. В целях достижения максимальной выразительности Д. К. К. стремился к драматизации рассказа, широко пользовался риторическими приемами, что отчасти стало недостатком его произведения.

http://pravenc.ru/text/178499.html

Из-за опасности нового нашествия персов А. и. была спрятана в Ацкурской крепости. В 1486 г. персид. правитель Якуб-бек с многочисленным войском вступил в Самцхе, опустошил Ацкури, но взять крепость не смог. Предложив местным жителям мир в обмен на ключи от крепости, он обманул их и истребил все население. Якуб-бек собственноручно снял богатое украшение с А. и. и бросил ее в огонь, к-рый погас, как только языки пламени прикоснулись к образу Пресв. Богородицы. Один из воинов хана, исповедовавший христианство, поместил икону у себя дома. Нек-рое время спустя он услышал голос, исходивший от нее: «Если ты не отвезешь меня на мою родину, тебя постигнет несчастье». Воин отправился в Самцхе и поведал обо всем атабагу (правителю) Кваркваре. Обрадованный известием, что А. и. нашлась, Кваркваре отправил в Персию доверенных лиц, они выкупили икону и вернули в Ацкури (Там же. Т. 1. С. 483-484). В 1545 г. имеретинский царь Баграт III после одной из военных экспедиций поместил А. и. в церковь в с. Цихисджвари, западнее Ацкури. Сын Баграта Георгий II (1565-1585) перевез икону в Имерети, в мон-рь Гелати . Через нек-рое время царь примирился с атабагом Кваркваре и вернул А. и. в Ацкурский храм. Но в кон. 60-х гг. XVI в. Георгий вновь вывез икону в Имерети, и уже вплоть до нач. XX в. она находилась в Гелатском мон-ре, откуда в 1952 г. была передана на хранение в Государственный музей истории искусств Грузии им. Ш. Я. Амиранашвили. А. и. с изображением Божией Матери Одигитрии с Младенцем на левой руке находится в центре чеканного трехчастного киота-складня. Живописные лики выполнены в поздний период поновлений. Общий размер складня 137 ´ 142 см, средника 46 ´ 38,5 см, створ 118 ´ 35 см. В качестве материала для оклада использованы червонное золото, серебро, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг. Стилистические особенности и надписи на А. и. относятся к разному времени. Иконографический тип Богоматери Одигитрии и тенденция к монументальности в изображении фигур продолжают традицию груз. чеканки XI в. Фон иконы, выполненный в технике низкого рельефа, и коврообразный растительный декор отражают влияние вост. мотивов XVI в. (периода Селевкидского Ирана), что позволяет говорить о возможном происхождении мастера из Вост. Грузии. На нижней полосе обрамления находится надпись (между 1578-1583), в к-рой упоминаются вкладчики иконы имеретинский царь Георгий II, его супруга царица Тамара и сыновья Александр и Мамия.

http://pravenc.ru/text/77236.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010