111-112 МЦХЕТА первая столица восточногруз. царства Картли (Иберия) (IV-III вв. до Р. Х.- нач. VI в.), военно-политический, религиозный, экономический, просветительский центр Грузии 112-121 МЦХЕТСКИЙ (ВОСТОЧНОГРУЗИНСКИЙ) КАТОЛИКОСАТ [Картлийский Католикосат, Картлийская Церковь] Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (60-е гг. V в.- 1811), древняя правосл. Церковь на территории Вост. Грузии 121-131 МЦХЕТСКО-ТБИЛИССКАЯ ЕПАРХИЯ [до 1936 Мцхетско-Тифлисская] Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрами в городах Мцхета и Тбилиси 131-134 МЫГЛИЖСКИЙ МОНАСТЫРЬ во имя свт. Николая Чудотворца жен. мон-рь Старо-Загорской епархии Болгарской Православной Церкви 134-135 МЫТАРСТВА [мытарь - сборщик податей; мыто - пошлина, налог], испытания, к-рые постигают душу после смерти 135-143 МЫТЫРЯ И ФАРИСЕЯ НЕДЕЛЯ в послеиконоборческом византийском богослужении первое из 4 воскресений, предваряющих Великий пост 143-144 МЫШЦЫН Василий Никанорович (1866-1936), д-р церковного права, правосл. богослов, библеист, канонист 144-148 МЬЯНМА [Республика Союз Мьянма; бирманское Пьидаунзу Тханманда (Тамэда) Мьянма Найннгандо; до 1989 - Бирма], гос-во в Юго-Вост. Азии на северо-западе Индокитая 148-160 МЭТЬЮС Томас Фрэнсис (род. 7.01.1934), амер. византинист, специалист по истории раннехристианского искусства и архитектуры и армянской миниатюры 160-161 161-163 МЮНХЕНСКОЕ (ШТУТГАРТСКОЕ) ВИКАРИАТСТВО Мюнхенское (Штутгартское) викариатство Берлинской и Германской епархии Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) МЮНЦЕР (ок. 1490 - 1525), нем. проповедник, религ. и общественный деятель; один из лидеров радикальной Реформации 164-201 МЮРИД [мурид, араб.- «тот, кто желает»], последователь, ученик суфийского шейха (муршида, араб.- «указывающий правильный путь») 201-202 202-203 203-204 МЯСОПУСТНАЯ НЕДЕЛЯ предваряющее Великий пост воскресенье перед Сырной седмицей, когда происходит заговенье на мясную пищу 204-205 МЯТИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 1 окт.), чудотворный образ Божией Матери, прославившийся на Волыни с 60-х гг. XVIII в.

http://pravenc.ru/vol/XLVIII.html

В. В. скончался во Владимире, траурную процессию в Ярославль провожали вел. кн. св. Александр Ярославич Невский , братья Васильковичи - князья Борис Ростовский и Глеб Белозерский и их мать - кнг. Мария, дочь убитого монголами в Орде в 1246 г. вел. кн. св. Михаила Всеволодовича Черниговского. 8 февр. 1250 г. В. В. был похоронен в Ярославле, в соборе Успения Пресв. Богородицы, отпевание совершил Ростовский еп. св. Кирилл. Там же ок. 1257 г. был похоронен брат В. В. св. кн. Константин Всеволодович. Св. блгв. князья Феодор с чадами Давидом и Константином, Василий и Константин Ярославские и прп. Макарий Унженский в молении перед Толгской иконой Божией Матери. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ЯХМ) Св. блгв. князья Феодор с чадами Давидом и Константином, Василий и Константин Ярославские и прп. Макарий Унженский в молении перед Толгской иконой Божией Матери. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ЯХМ) От брака с кнг. Ксенией у В. В. было 2 детей - кн. Василий, умерший, вероятно, малолетним, а также дочь Мария (в Крещении Феодосия), в нач. 60-х гг. XIII в. выданная замуж за св. Феодора Ростиславича Чёрного , вел. кн. Смоленского и Ярославского. В 1501 г. произошло обретение мощей В. В. и Константина Всеволодовича. После пожара, в к-ром сгорел Ярославский кремль и Успенский собор, под полом собора были обнаружены нетленные останки князей (имена были установлены по позднейшим надгробным плитам). Житие св. князей сообщает о 15 чудесах, происшедших при обретении мощей. На время строительства нового собора мастерами вел. кн. Иоанна III Васильевича мощи князей были перенесены в деревянную Борисоглебскую ц. В 1504 г. вел. кн. Иоанн III приезжал в Ярославль для поклонения мощам В. В. и Константина Всеволодовича, помещенным во вновь отстроенном Успенском соборе, между столпами в правой стороне, под древними родовыми иконами членов Ярославского княжеского дома. (Местное предание связывает со св. князьями-братьями 3 иконы, перед к-рыми они молились и к-рые впосл. находились у их раки: Спаса Вседержителя, Ярославская икона Божией Матери и образ свт. Николая Чудотворца. Икона Вседержителя (ЯХМ) датируется нач. XIII в. и может считаться семейной реликвией ярославских князей; Ярославская икона Божией Матери (ЯХМ) - XVI в., список с древней, не дошедшей до нас иконы; образ Николая Чудотворца не сохр.) По-видимому, к нач. XVI в. следует отнести установление местного почитания св. князей-братьев. Их память отмечена под 8 июня в Коряжемских святцах (РГБ. Унд. 237. Л. 203 об., 1621 г.), в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в.: под 8 июня - обретение мощей и под 3 июля - память святых (РГБ. МДА. 201. Л. 319 об., 322 об.). Во имя В. В. и Константина Всеволодовича в 1674 г. был освящен холодный юж. придел Успенского собора; в 1833 г. Ростовский и Ярославский архиеп. Авраам (Шумилин) освятил этот придел во имя св. князей-братьев после перестройки.

http://pravenc.ru/text/150795.html

Прп. Сергий благословляет строительство ц. в честь Зачатия Пресв. Богородицы Высоцкого мон-ря. Миниатюра из Лицевого жития прп. Сергия Радонежского. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21. Л. 254) Прп. Сергий благословляет строительство ц. в честь Зачатия Пресв. Богородицы Высоцкого мон-ря. Миниатюра из Лицевого жития прп. Сергия Радонежского. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21. Л. 254) В В. м. делались богатые вклады. В 1627 и 1628 гг. патриарх Московский Филарет пожертвовал книги, деревянный резной крест и деньги, в 1637 г. царь Михаил Феодорович дал 100 р. на помин отца, патриарха Филарета. Вкладчиками В. м. были землевладельцы Серпуховского и соседних уездов - князья и бояре Воротынские, Ахамашуковы-Черкасские, Засекины, Лобановы-Ростовские, Лыковы, Сонцевы, Патрикеевы, Тутолмины, Бутурлины, Воейковы; в 60-х гг.- царский тесть И. Д. Милославский, боярин Б. И. Морозов. В 70-х гг. особо богатые вклады поступили от Нарышкиных, вотчина к-рых находилась на Серпуховской земле. В 1675 г. царица Н. К. Нарышкина пожертвовала «по родителям своим» 52 пуда меди для переливки колокола и 295 р. за работу мастеру. В 1697 г. брат царицы Л. К. Нарышкин пожертвовал 580 р. на возобновление соборного иконостаса. Боярыня М. Т. Нарышкина украсила окладом Тихвинскую икону Божией Матери, пожертвовала шитую золотом, серебром, шелком и жемчугом плащаницу, а также дала 450 р. на строительство ц. во имя прп. Афанасия Афонского. Согласно вкладной книге мон-ря, в 1655 г. во время морового поветрия умерли неск. старцев. Часть оставшихся после них денег была положена в монастырскую казну на помин, др. часть роздана с той же целью по церквам. Высоцкий мон-рь. Фотография. 2004 г. Высоцкий мон-рь. Фотография. 2004 г. В 1678 г. к В. м. было приписано 400 дворов, доход составлял 90 р. 35 к., в 1700 г.- 379 дворов, в 1744 г.- 2963 крестьянина; в кон. XVII - нач. XVIII в. к В. м. был приписан серпуховской Владычный мон-рь , 2 часовни на р. Наре и на Тульском тракте. В Москве, на Пятницкой ул., В. м. имел деревянное подворье, на к-ром в 20-х гг. XVIII в. проживали «на постое» военные. Мон-рь владел обширной вотчиной, в т. ч. селами и деревнями Заборье, Игумново, Борисово, Бутурлино, Гольцы, Нефёдова, Собакино, Стромилово, Новинки, Ивановское, Паниково, Дракино, Мартьянова, Арнеева и Княгинина, Навсходы и др., мельницей на р. Наре. В 1760 г. на монастырской земле купец Кисельников построил суконную фабрику, за к-рую обязался вносить в обитель арендную плату 60 р. в год. В 1764 г. В. м. был отнесен к 3-му классу, лишился вотчин, существовал на штатное содержание и пожертвования; к кон. XIX в. владел 166 дес. земли. Ежегодно мон-рь получал из казны 711 р. 72 к.

http://pravenc.ru/text/161091.html

Источники и история изучения Основным источником для реконструкции предыстории храма со II по нач. IV в. и истории строительства является жизнеописание равноап. имп. Константина, составленное Евсевием Кесарийским ( Euseb. Vita Const. III 34-39) вскоре после кончины императора (337); намерение дать полное описание храма Евсевий не исполнил (Ibid. IV 4-6). Также сохранились сведения в сочинениях отцов Церкви, в многочисленных ранневизант. и средневек. хождениях паломников, в более поздних записках путешественников. Представление об иконографии раннего периода храма дает карта Иерусалима в напольной мозаике ц. вмч. Георгия в Мадабе (Иордания, VI в.) и, возможно, мозаика в ц. Санта-Пуденциана в Риме (нач. V в.), где изображена внешняя зубчатая ограда храма (?) (о более поздней иконографии см. в ст. Гроб Господень , разд. Архитектурная история). Важный источник сведений об устройстве храма - наблюдения, сделанные при археологических раскопках и архитектурных реставрациях кон. XIX-XX в. В нач. XX в. Н. П. Кондаков подчеркивал значение храма как памятника, стоящего во главе истории восточнохрист. и древнехрист. искусства ( Кондаков. 1904. С. 143). План храма Гроба Господня План храма Гроба Господня Наиболее обоснованной среди работ XIX в. была реконструкция Р. Уиллиса (опубл. в 1849), использовавшего первые натурные обследования Иерусалима, зарисовки Дж. Дж. Скоулза, разрезы Э. Пьеротти и крупномасштабный план, изданный в России. В 1865 г. Ч. Уилсон опубликовал новый, но недостаточно точный обмерный план храма. На протяжении 80-90-х гг. XIX в. вокруг храма много работал К. Шик (результаты опубл.). В кон. XIX-XX в. систематизацию всех видов источников осуществили Ф. М. Абель и Л. Ю. Венсан , их материалы использовали авторы, писавшие о храме вплоть до сер. ХХ в. Большое внимание уделялось и анализу ранней иконографии храма (работы Г. Дальмана , А. Грабара и др.). Однако до проведения регулярных архитектурно-археологических обследований представление об истории храма оставалось неполным. Лишь в 60-70-х гг. XX в., с началом проведения реставрации и сопряженных с нею раскопок, Дж. Уилкинсон смог воссоздать картину поэтапного развития храма в серии планов и аксонометрий, а накопление натурных данных и публикация источников привели к более надежным архитектурным версиям и реконструкциям, основанным на последних обмерах (Т. Болл, Ш. Куаснон, С. Эшли, М. Биддл).

http://pravenc.ru/text/Гроба Господня ...

Отенский муж. мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Отенский муж. мон-рь. Фотография. Нач. XX в. В 1419/20 г., по сообщению новгородского владычного летописания, «поставлены быша две церкви древяны, святы Никола, в Ионине (в Новг. IV летописи: Оттне.- М. П.) пуст., и святый Онуфрей, на Красномь острове» (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 172; ср.: Там же. Т. 4. Ч. 1. С. 427). В источниках получила распространение т. зр., согласно к-рой О. м. изначально был основан на месте, называвшемся «Красный остров», о чем свидетельствует существование впосл. монастырских престолов во имя Трех святителей, прп. Онуфрия и свт. Николая Чудотворца (менее вероятен перенос престолов из пустыни, основанной архим. Харитоном на Красном острове, на место буд. О. м.). Важный этап в истории О. м. связан с деятельностью его постриженика игумена свт. Ионы Отенского, как свидетельствует его Житие (датируется исследователями периодом от посл. трети XV до 1-й трети XVI в.), ставшего игуменом этого мон-ря. Уже под 1420 г. О. м. летописец называет Иониной пуст., однако скорее всего это указание владычного летописца на место пострижения свт. Ионы, а не на время его игуменства в мон-ре. 1 февр. 1459 г. свт. Иона был хиротонисан во архиепископа Новгородского и Псковского, будучи игуменом новгородского Белого во имя святителя Николая Чудотворца монастыря в Неревском конце (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 197). Новая деревянная ц. свт. Николая Чудотворца с трапезной была возведена в О. м. «повелением и тщанием» (т. е., очевидно, на его личные средства) нареченного владыки в 1458 г. (Там же. Стб. 198). Появление в мон-ре трапезной (или ее строительство в камне вместо деревянной) свидетельствует о принятом в обители общежительном уставе. Согласно владычной летописи времени свт. Ионы, в апр. 1462 г. его «повелением и тщанием» был заложен, а 15 авг. того же года, в праздник Успения Пресв. Богородицы, достроен каменный храмво имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. 21 нояб. того же года свт. Иона и игум. Симеон его освятили. В 1468 г. по повелению свт. Ионы был расписан притвор этой церкви (Там же. Стб. 210, 211, 222). В позднейшей Новгородской III летописи (датируется 2-й пол. XVII в.) говорится, что в 1462 г. в О. м. были возведены также каменные ц. св. Иоанна Предтечи (видимо, являлась приделом при Трехсвятительском соборе - Секретарь. 1998. С. 329-331) и ц. прп. Онуфрия Великого (в Сказании об обретении мощей свт. Ионы о последней, однако, говорится как о деревянной, сгоревшей в пожаре кон. 60-х гг. XVI в., см.: Там же. С. 331), а в следующем году построена 2-этажная Никольская ц. с трапезной (НовгорЛет. С. 275-276; возможно, каменная Никольская ц. с трапезной была возведена только после пожара в XVI в.- Секретарь. 1998. С. 332). Сообщение этого источника о возведении каменной Трехсвятительской ц. в 1452 г., при архиеп. свт. Евфимии II Вяжицком , ошибочно (Там же. С. 274. Примеч.).

http://pravenc.ru/text/2581699.html

Учебные заведения БПЦ: Софийская ДС во имя прп. Иоанна Рыльского; Пловдивская ДС. Церковная печать представлена следующими изданиями: «Църковен вестник» (офиц. орган БПЦ), «Духовна култура» (ежемесячный ж.), «Годишник на Духовната Академия» (ежегодник). Церковь в период 1-го Болгарского царства (IX - нач. XI в.) Принятие христианства Болгарская Православная Церковь Болгарская Православная Церковь в Болгарии произошло в правление св. кн. Бориса . Оно было обусловлено ходом внутреннего развития страны. Внешним толчком послужили военные неудачи Болгарии, окруженной сильными христ. державами. Первоначально Борис и поддерживавшая его группировка знати склонялись к принятию христианства от Зап. Церкви. В нач. 60-х гг. IX в. Людовик Немецкий, кор. Восточно-франкского гос-ва, сообщил папе Римскому об обращении в христианство мн. болгар и о том, что сам их князь намерен принять крещение ( Jaff é. RPR. N 2084). Однако в 864 г. под военным нажимом Византии кн. Борис был вынужден заключить с ней мир, обязавшись, в частности, принять христианство из К-поля. Болг. послы, прибывшие в К-поль для заключения мирного договора, были крещены и вернулись в столицу Болгарского гос-ва Плиску в сопровождении епископа, множества священников и монахов. Кн. Борис крестился вместе со всем семейством и приближенными, приняв христ. имя Михаил в честь правящего визант. имп. Михаила III (ГИБИ. Т. 4. С. 335; Т. 5. С. 157; Т. 6. С. 137, 238). Относительно точной даты Крещения Болгарии в историографии существуют различные т. зр. (с 863 по 866). Мн. ученые (В. Златарский, И. Снегаров и др.) относят это событие к 865 г.; такова и офиц. позиция БПЦ. В ряде исследований также приводится 864 г. (см.: История на България. Т. 2. С. 215). Предполагают, что Крещение было приурочено к празднику Крестовоздвижения - 14 сент. (В. Златарский) или к субботе Пятидесятницы (Т. Василевский). Поскольку Крещение болгар представляло собой не единовременный акт, а длительный процесс, различные источники отразили разные его этапы. Решающим моментом стало крещение князя и его двора, что означало признание христианства гос. религией. За этим последовало массовое крещение народа (сент. 865). Вскоре в 10 областях (комитатах) Болгарии вспыхнуло восстание против введения новой религии. Оно было подавлено Борисом, и 52 знатных предводителя мятежа были казнены (март 866).

http://pravenc.ru/text/149675.html

Царь Соломон и Китоврас. Клеймо Васильевских врат. 1335–1336 гг. Царь Соломон и Китоврас. Клеймо Васильевских врат. 1335–1336 гг. При архиеп. Новгородском Макарии (кон. 20-х - 30-е гг. XVI в.) В. в. были перенесены в придел Софийского собора во имя святых Гурия, Самона и Авива, отремонтированы и переделаны. прямоугольное завершение заменили на полукруглое, древние пластины (напр., Сошествие Св. Духа; «Царь Давид порази Голиафа») - на новые, нек-рые были добавлены (4 пластины вверху и образы святых Гурия, Самона и Авива ). В сюжетах дополнительных пластин (Моления праведных Иоакима и Анны, Рождество Богородицы, Введение Богородицы во храм, святые Гурий, Самон и Авив) подчеркивалась тема Рождения Спасителя, благословения брака и семьи, что, очевидно, было связано с «молением о чадородии» - ожиданием наследника в семье вел. кн. Василия III Иоанновича. Техника исполнения новых пластин была иной: черневой рисунок фигур процарапывался по золотому фону. стиль изображений, по мнению М. В. Щепкиной, отличался от древнейших пластин и был близок миниатюрам макариевских лицевых рукописей. Вероятно, после присоединения Вел. Новгорода к Москве техника и декорация В. в. оказали влияние на рус. искусство и традиции храмового убранства, послужили образцом для церковных дверей Успенского (нач. XVI в.) и Благовещенского (сер.- 2-я пол. XVI в.) соборов Московского Кремля, а также Троицкого собора Ипатьевского мон-ря в Костроме (кон. XVI в.). После 1570 г., по-видимому, уже в Александровской слободе, В. в. были дополнены новыми изображениями: на валике ниже фигур Спасителя и Богородицы появилась фигура небесного покровителя царя Иоанна IV Грозного - св. Иоанна Предтечи (тип «Ангел пустыни»). Возможно, тогда же было добавлено изображение Св. Троицы на центральном валике, хотя Лазарев склонялся к мнению о появлении его в 60-х гг. XVII в. в связи с переосвящением храма. Ист.: НПЛ. С. 347; Штаден Г. О Москве Ивана Грозного. М., 1925. С. 91. Лит.: Мурзакевич Н. Н. Васильевские двери в г. Александрове//ЖМНП. 1837. 10-12; Лазарев В. Н. Васильевские врата 1336 г.//Сов. Арх. 1953. Т. 18. С. 386-442; Николаева Т. В. Прикладное искусство Моск. Руси, XIV-XVI вв. М., 1976; Чернецов А. В. Золоченые двери XVI в. М., 1992; Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода: Худож. металл XI-XV вв. М., 1996. С. 297-326; Макарий, архим. Васильевские врата//Макариевские чтения: Русская культура XVI в.- эпоха митр. Макария: Мат-лы Х Российской науч. конф., посвященной памяти свт. Макария. Можайск, 2003. Вып. 10. С. 111-117.

http://pravenc.ru/text/149823.html

1 марта 1885 г., после ходатайства гр. Капниста, Синод благословил учредить при Богородице-Рождественском храме общину с больницей, богадельней и школой. 29 апр. того же года указом Синода начальницей общины стала мон. Олимпиада (Дмитриева Елена Андреевна; † 1915). 3-4 июня 1886 г. мон. Олимпиада с 20 послушницами прибыла в Козельщину из Красногорского Иоанно-Богословского мон-ря Золотоношского у. Полтавской губ.; состоялись торжественное открытие общины, которое возглавил Полтавский еп. Иларион (Юшенов), а также перенесение Козельщанской иконы из часовни в церковь. К нач. 90-х гг. XIX в. был изготовлен серебряный позолоченный оклад с драгоценными камнями и жемчугом, к-рый возлагали на икону в дни больших церковных праздников. Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы Козельщинского мон-ря. Фотография. 2010 г. Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы Козельщинского мон-ря. Фотография. 2010 г. В 1887-1888 гг. в обители были построены каменные странноприимный корпус для бедных богомольцев, дом церковного причта, ограда, а также 2-этажный келейный корпус (1887-1890) с зимней домовой церковью. 21 окт. 1890 г. еп. Иларион освятил левый придел во имя мц. Елисаветы, а 15-16 февр. 1891 г.- всю церковь в честь Преображения Господня и правый придел - во имя свт. Николая Чудотворца. Архиерею сослужили настоятель полтавского в честь Воздвижения Креста Господня мужского монастыря архим. Виталий, ректор Полтавской ДС, кафедральный протоиерей и др. Преображенский храм примыкал к центру вост. фасада келейного корпуса, основная его часть высокая, с 2-ярусными фасадами, в плане представляет собой равноконечный крест; в углах этого креста - одноярусные пристройки, приближающие общий план сооружения к квадрату; приделы храма расположены в 2 зап. пристройках, и входы в них сделаны прямо из корпуса. В 1888 г. при общине основана иконописная школа, 1-м учителем к-рой стал мастер Г. М. Глущенко, крестьянин из дер. Карловка Кобелякского у. Полтавской губ. Одновременно устроили 2-классную церковноприходскую женскую школу с б-кой. К кон. XIX в. в школе обучались ок. 60 чел.; при ней имелось общежитие на 30 девочек; бедные дети и сироты состояли на полном содержании общины. В школе помимо общеобразовательных предметов девочкам преподавали основы кулинарии, рукоделие и рисование. 17 окт. 1888 г. мон. Олимпиада ходатайствовала перед еп. Иларионом об учреждении при обители одноклассной церковноприходской школы для мальчиков - в «ознаменование особенной милости Божией, сохранившей жизнь» имп. Александра III с семьей при крушении поезда на ст. Борки. 21 нояб. того же года еп. Иларион прибыл в К. м. на открытие муж. школы, назначив законоучителем священника.

http://pravenc.ru/text/1841682.html

Житие И. Н. сохранилось в большом количестве списков XV-XVIII вв. (вероятно, не менее 60) преимущественно рус. происхождения (см.: Бегунов. 2005. С. 95-96). Старшие списки славяно-молдав. происхождения переписаны известным монахом-книгописцем Гавриилом Уриком: Архив СПб. ФИИ РАН. Колл. Н. П. Лихачева. 364 (1-я треть XV в., без конца); Бухарест. БАН Румынии. Слав. 164 (1438 г.), 314 (1450 г.). Старший рус. список входит в состав Минеи служебной 20-е гг. XVI в. на июнь (Вильнюс. БАН Литвы. 169). В XVII в. Житие И. Н. дважды переводилось на румын. язык: в нач. столетия (Бухарест. БАН Румынии. Рум. 34 - см.: Яцимирский. 1904. С. 462-463) и позднее митр. Молдавским свт. Варлаамом. Оно было опубликовано в последнем переводе в составе «Евангелия учительного» (Cartea româneasca de învtur - Cazania lui Varlaam) митр. Варлаама (Яссы, 1643), неоднократно переиздававшегося и позднее ( Бегунов. 2005. С. 95). Осуществлялись в это время и переводы Жития на греч. язык: Никифором , патриархом Александрийским, Мелетием Сиригом , К-польским патриархом Каллиником III (1757) и прп. Никодимом Святогорцем ( Гонис. 1984; Бегунов. 2005. С. 94). Службы И. Н. на греч. языке были составлены в XVI в. Иустином Декадионом (Венеция, 1792) и в сер. XVII в. патриархом Александрийским Никифором (Яссы, 1819). Вмч. Иоанн Новый, Сочавский. Икона. 1633 г. (ГММК) Вмч. Иоанн Новый, Сочавский. Икона. 1633 г. (ГММК) Помимо пространного Жития И. Н. митр. Григорий Цамблак написал также краткое Житие «Афлисис» с проложным стихом в начале текста. Оно читалось по 6-й песни канона во время богослужения. Мнение А. И. Яцимирского о том, что «Афлисис» был написан в 1534 г. нямецким игум. Феодосием ( Яцимирский. 1906. С. LIV; Бегунов. 2005. С. 213) в наст. время опровергнуто в связи с датировкой вильнюсского списка памятника 20-ми гг. XVI в. Проложное Житие сопровождает не все списки службы И. Н., из многих русских оно исключено. В 1534 г. игум. Вознесенского Нямецкого мон-ря Феодосием на основании Жития было составлено Похвальное слово И. Н., не получившее распространения в рукописной традиции (содержится в прибавлении 1574 г. к молдав. Минее служебной на май 1467 г. (РГБ. Унд. 81)). Почитание на Руси

http://pravenc.ru/text/471404.html

Лукия, мц. Сиракузская. Алтарь. 1473 г. Худож. Ф. дель Косса (Национальная галерея, Вашингтон) Лукия, мц. Сиракузская. Алтарь. 1473 г. Худож. Ф. дель Косса (Национальная галерея, Вашингтон) Самым ранним свидетельством почитания Л. является обнаруженная в катакомбах Сан-Джованни в Сиракузах надпись кон. IV - нач. V в., в к-рой говорится о том, что некая Евския скончалась на праздник святой Л. Из письма свт. Григория Великого, папы Римского, известно, что во 2-й пол. VI в. в Сиракузах существовал посвященный Л. мон-рь ( Greg. Magn. Reg. epist. VII 36). В кон. VI в. почитание Л. распространилось в Риме, здесь ей были посвящены ораторий рядом с гостиницей Анихий (лат. Anichiorum от греч. Ανκιος) и мон-рь. Свт. Григорий Великий добавил в число поминаемых в каноне мессы святых имена мучениц Агафии и Л. ( Aldhelm. De laud. virg. 42//PL. 89. Col. 142). В VI в. имя Л. было включено в каноны Милана и Равенны, а ее изображение присутствует на мозаиках Сант-Аполлинаре-Нуово (60-е гг. VI в.). Также имя святой было внесено в Григория Сакраментарий , а впосл. в календари и Мартирологи (напр., в малый Римский Мартиролог сер. IX в.). К Л. обращались за помощью от глазных болезней. Святая с древности считается покровительницей Сиракуз. В день ее памяти на Сицилии готовили кутью и кормили бедных выпечкой, к-рая называлась «глаза святой Лукии». Помимо Италии праздник Л. торжественно отмечался и в др. странах Европы. Из-за календарной близости к зимнему солнцестоянию день памяти Л. в Скандинавии стал отмечаться как праздник света и сопровождаться шествиями с зажженными свечами (имя Л. происходит от лат. lux - свет). В 1-й четв. VIII в. сполетийский герц. Фароальд II (703-724) во время похода на Сицилию увез мощи Л. из Сиракуз. Они были помещены в Корфинии (близ совр. Корфинио, обл. Абруццо). Между 970 и 972 гг. еп. Мецский Теодорих, сопровождавший в Италии своего двоюродного брата имп. Оттона I, перенес их в Мец. В 1042 г. рука мученицы была подарена имп. Генриху III для монастыря Лютбург. Согласно др. версии, в 1038 г. мощи Л. увез в К-поль визант. военачальник Георгий Маниак, а после захвата К-поля крестоносцами в 1204 г. дож Энрико Дандоло отправил их в Венецию, где они хранились в ц. Сан-Джорджо-Маджоре, в 1280 г.- в ц. Санта-Лучия у начала Большого канала, а в 1860 г.- в ц. прор. Иеремии. В 1513 г. венецианцы подарили франц. кор. Людовику XII главу Л., к-рая была помещена в кафедральном соборе Буржа. Однако др. источники утверждают, что хранящаяся в Бурже глава была привезена из Рима, куда она попала из Корфиния, где осталась основная часть мощей.

http://pravenc.ru/text/2110869.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010