328. Телеграмма Св. синоду викария Киевской епархии, епископа Чигиринского Никодима (Кроткова) 567 3 марта 1917 г. Как поминать на службах? Епископ Никодим РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. I отдел. V стол. Л. 1. Подлинник. 329. Телеграмма Св. синоду архиепископа Кишиневского и Хотинского Анастасия (Грибановского) 4 марта 1917 г. Почтительнейше прошу указаний относительно церковного объявления манифестов 568 и поминовении [на] Богослужении царствующего дома. Анастасий, архиепископ Кишиневский РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Л. 2. Подлинник. 330. Телеграмма Св. синоду архиепископа Алеутского и Северо-Американского Евдокима (Мещерского) 569 4 марта 1917 г. Kindly advise form of church commemoration of governmental power. Archbishop Evdokim 570 РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Л. 4. Подлинник. 331. Телеграмма Св. синоду епископа Архангельского и Холмогорского Нафанаила(Троицкого) 4 марта 1917 г. Прошу указаний относительно прочтения в церквах высочайшего манифеста об отречении Государя Императора от престола и относительно поминовения за богослужениями. Нафанаил, епископ Архангельский и Холмогорский РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Л. 11. Подлинник. 332. Телеграмма Св. синоду епископа Якутского и Вилюйского Евфимия (Лапина) 4 марта 1917 г. Почтительнейше прошу дать указания относительно действий [в] настоящем положении. Епископ Евфимий РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Л. 12, 13, 15, 19. Подлинники; четыре экземпляра. 333. Телеграмма Св. синоду экзарха Грузии, 571 архиепископа Карталинского и Кахетинского Платона (Рождественского) 572 4 марта 1917 г. Гражданской властью края сегодня обнародованы два манифеста. Прошу незамедлительно дать мне указания. Экзарх Грузии архиепископ Платон РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Л. 14. Подлинник. 334. Телеграмма Св. синоду епископа Рижского и Митавского Иоанна (Смирнова I) 573 4 марта 1917 г. Прошу указаний, как совершать царское возглашение на богослужении. Епископ Иоанн 574

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Постановление Временного Правительства «О свободе июля 1917 г.]//Церковные Ведомости. 1917. 31. 29 июля. С. 247-248. Временное положение о преподавании Закона Божия в правительственных, общественных и частных с правом правительственных, учебных заведений Министерства народного просвещения [заслушано на заседании Государственного комитета 29 июля 1917 г.]//ГАРФ. Ф. 1803. Оп. 1. Д. 22. Л. 31; То же//Бюллетени Государственного Комитета по народному образованию при Министерстве народного просвещения. 1917. 4-5. С. 9. Докладная записка Департамента народного просвещения о некоторых изменениях в постановке учебной части в учебных заведениях ведомства Министерства народного просвещения, в связи с постановление Временного правительства от 14 июля 1917 г. о свободе совести (6 сентября 1917 г.)//ГАРФ. Ф. 1779. Оп. 2. Д. 409. Л. 1. Из «Вестника Временного Правительства»//Педагогические известия. 1917. 3-4 (октябрь-ноябрь). С. 73-74. Выписка из протокола 3 съезда учащих г. Мариуполя и уезда, 9 августа 1917 г.//ГАРФ. Ф. 1803. Оп. 1. Д. 26. Л. 219. Резолюция 1-го Всероссийского родительского съезда в Москве (7-10 августа 1917 г.) [секции по религиозно-нравственному обучению и воспитанию]//ГАРФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 397. Л. 4. Выписка из протокола Соборного совета от 28 сентября 1917 г. за 15//ГАРФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 397. Л. 38. Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о правовом положении Православной Российской Церкви 2 декабря 1917 г.//Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996. С. 14. Постановление Наркомпроса РСФСР «О передаче всех учебных заведений в ведение Народного Комиссариата по просвещению» от 23 февраля 1918 г. [Электронный ресурс] URL: http://law-news.ru/cp/c25/page_243.html (дата обращения: 28.10.2008). [Декрет ВЦИК «Об единой трудовой школе РСФСР» (Положение) 1918 г.]//Систематический сборник важнейших декретов. 1917-1920. М., 1920. C. 187; Постановление Народного Комиссариата по Просвещению от 23 апреля 1921 г. (Протокол Коллегии Наркомпроса 17-го заседания)//ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 6. Д. 19. Л. 59; Циркулярное разъяснение Наркомюста, НКВД и Наркомпроса 200 всем Губисполкомам об использовании зданий, предназначенных для богослужебных целей и других надобностей. (по дате заверенной копии - 17 октября 1921 г.)//ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 6. Д. 19. Л. 61; Разъяснение V отдела Наркомюста 227, 8 мая 1922 г.//Гидулянов П.В. Отделение Церкви от Государства в СССР. Полный сборник декретов, ведомственных распоряжений и определений Верхсуда РСФСР и других советских социалистических республик...[Систематизированный сборник действующего в СССР законодательства]/Под ред. П.А. Красикова. М.,1926. С. 368-369; Циркуляр НКВД 336 всем губотделам управления (по губликвидкому) от 31 июля 1923 г.//ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 55. Л. 344.

http://bogoslov.ru/article/1040742

Ист.: Определения Святейшего Синода за 6 марта - 4 окт. 1917 г.//ЦВед. 1917. 9-42; Сб. указов и постановлений Временного правительства. Пг., 1917. 2 вып.; Собор, 1918. Деяния. Т. 1; Жевахов Н. Д. Восп. тов. обер-прокурора Св. Синода. М., 1993. 2 т.; Любимов Н. , протопр. Дневник о заседаниях вновь сформированного Синода (12 апр.- 12 июня 1917 г.)//Рос. Церковь в годы революции (1917-1918). М., 1995. С. 15-120. (Мат-лы по истории Церкви; Кн. 8); Февральская революция: Сб. док-тов. М., 1996; Грюнберг П. Н. О положении епископата РПЦ при Временном правительстве: (По новооткрытым источникам)//Из истории рос. иерархии: Ст. и док-ты. М., 2002. С. 69-163. Лит.: Титлинов Б. В. Церковь во время революции. Пг., 1924; Карташёв А. В. Временное правительство и Рус. Церковь//Из истории христ. Церкви на родине и за рубежом в XX ст.: Сб. М., 1995. С. 9-27. (Мат-лы по истории Церкви; Кн. 5); Фруменкова Т. Г. Высшее правосл. духовенство России в 1917 г.//Из глубины времен. СПб., 1995. 5. С. 74-94; она же. Синод и Февральская революция//Февральская революция: Сб. науч. ст. СПб., 1995; она же. Деятельность В. Н. Львова на посту обер-прокурора Св. Синода//Рос. интеллигенция на ист. переломе: 1-я треть XX в.: Сб. СПб., 1996; Бовкало А. А. Февральская революция и проблемы взаимоотношений Церкви и гос-ва//Церковь и гос-во в рус. правосл. и зап. лат. традициях: Мат-лы конф. 22-23 марта 1996 г. СПб., 1996; Смолич. История РЦ. Кн. 8. Ч. 2. С. 720-743; Редькина О. Ю. Политика Временного правительства (февр.-окт. 1917 г.) в отношении инославных и иноверных исповеданий//Гос-во, религия, Церковь в России и за рубежом: Информ.-аналит. бюл. 1998. 5. С. 64-85; Одинцов М. И. На пути к Поместному Собору (февр.-авг. 1917 г.)//Религиоведение. 2001. 2. С. 9-30; Соколов А. В. Св. Синод и Временное правительство: Февр.-апр. 1917 г.//Вестн. молодых ученых: Ист. науки. 2001. 2; Гайда Ф. А. Рус. Церковь и полит. ситуация после Февральской революции 1917 г.: (К постановке вопроса)//Из истории рос. иерархии: Ст. и док-ты. М., 2002. С. 60-68; Бабкин М. А. Духовенство РПЦ и Февральская революция 1917 г. М., 2002; Фирсов С. Л. Рус. Церковь накануне перемен: (Кон. 1890-1918 гг.). М., 2002. С. 485-565.

http://pravenc.ru/text/155432.html

1. Конец какого угнетения и какого наказания от руки Господа должны проповедовать, по пророку, священники Иерусалимские народу Иудейскому? – По мнению многих толковников, здесь предсказывается конец плена Вавилонского, которым наказаны были Иудеи главным образом за грех богоотступления в идолопоклонство. Это мнение подтверждается контекстом речи в дальнейших главах книги пр. Исаии (см. 43:14; 44:26 и 28 и друг.). Но нужно иметь в виду: во-первых, то, что в третьей части книги пр. Исаии (гл. 40–66) пророческий взор его обнимает судьбы Иерусалима и Церкви Божией на земле в совокупности во все времена от плена Вавилонского и первого явления Мессии до явления небесного Иерусалима и открытия царства славы при втором пришествии Мессии; во-вторых, то, что и в данном пророчестве сороковой главы конец угнетения Иудеев и конец их наказания за грехи связывается с совершившимся удовлетворением правды Божией, конечно, страданиями Мессии, раба Иеговы, как поясняется у Исаии далее в главе пятьдесят третьей (ст. 5–7), и с пришествием Мессии уже во славе (40:5 и 10); в-третьих, наконец, то, что возвращение из плена мыслится в разбираемом пророчестве, как совершившийся уже факт: Иудеи уже в Иерусалиме и в городах своих (ст. 9). Да и в действительности конец плена Вавилонского не был концом угнетения Иудеев от язычников и концом карательного наказания их от Бога за «сугубые грехи их». Этот конец приблизился было для Иудеев во время первого пришествия Мессии, Господа во плоти; но народ избранный «не узнал тогда времени посещения своего» Господом, и подвергся тягчайшему угнетению и навлек на себя своими сугубыми грехами тягчайший гнев Божий, который тяготеет над ним до ныне и будет тяготеть до тех пор, пока Иерусалимляне не встретят отвергнутого ими Иисуса Назарянина восклицанием: «благословен грядый во имя Господне ( Мф.23:35–39 )!» И так конец угнетению Иудеев и конец состоянию их под карательным гневом Божиим проявился и проявится в истории народа Божия после пр. Исаии трояко: во-первых, возвращением Иудеев из плена Вавилонского; во-вторых, явлением Мессии Господа во плоти, как это ожидали и предсказывали свящ. Захария, отец Иоанна Предтечи ( Лк.1:68–71 ), праведный Симеон (2:29–32) и другие, и, – третьих, принятием народа Иудейского в Церковь Христову по «окончании времен язычников», когда «войдет в Церковь полное число язычников», как это предрек сам Господь Иисус Христос ( Лк.21:28 и 24) и Его апостол ( Рим.11:25 и 15). В данном разбираемом пророчестве Исаии предсказывается главным образом конец «смирения» Иудеев и конец карательного гнева Божия на них, имевший наступить в первое явление Мессии, и это предсказывается так, что конец плена сам собою подразумевается, как факт уже совершившийся, а третий конец, конец отриновения Иудеев Богом за сугубые грехи их, за убиение Мессии, чрез принятие их в Церковь Христову прообразовательно предуказывается.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

По примеру светских иллюстрированных развлекательных изданий, получивших распространение в кон. XIX – нач. ХХ в., в это же время появился ряд популярных духовно-назидательных журналов: «Русский паломник» (СПб., 1885–1917), «Воскресный день» (М., 1887–1917) прот. Симеона Уварова, «Кормчий» (М., 1888–1917), «Приходская жизнь»(Ярославль, 1899–1918), «Сеятель» (Уфа, 1913–1917) и др. Часть подобных Ж. д. выходила при правосл. мон-рях, которые выпускали до 1918 г. более 30 периодических изданий (включая листки), из них 8 – Почаевская в честь Успения Пресв. Богородицы лавра, 4 – Троице-Сергиева лавра, 8 – рус. обители Афона и их подворья (в т. ч. 4 – Русский вмч. Пантелеимона мон-рь). В духовно-назидательных журналах богословские и церковно-общественные вопросы отступили на 2-й план, а главное место заняли духовные рассказы, описания паломнических поездок, миссионерских путешествий. В нач. ХХ в. церковными братствами и об-вами трезвости, а также частными лицами выпускалось ок. 40 наименований журналов и листков, посвященных борьбе с пьянством и пропаганде трезвого образа жизни, в т. ч. «Друг трезвости» (СПб., 1900–1901), «Отдых христианина»(СПб., 1901–1917), «Трезвая жизнь» (СПб., 1905–1914), «Трезвые всходы» (СПб., 1908–1914), «Заря трезвости» (Воронеж, 1914–1917). Некоторые из духовно-назидательных журналов по примеру светских изданий имели множество тематических приложений в виде книг, брошюр и листков. В посл. четв. XIX в. и особенно в нач. ХХ в. возникло немало специальных Ж. д. Из миссионерских изданий выделяются «Миссионер» (М., 1874–1879), еженедельно выпускавшийся Православным миссионерским обществом; «Братское слово», основанное проф. Н. И. Субботиным и посвященное изучению старообрядчества (М., 1875–1876, 1883–1899, 1906–1917); «Миссионерский сборник» (Рязань, 1891–1918), издававшийся братством св. Василия, еп. Рязанского; противосектантский ж. «Миссионерское обозрение» (К., 1896–1916), основанный и редактировавшийся В. М. Скворцовым. Христ. апологетике были посвящены журналы «Вера и Церковь » (М., 1899–1907) прот. Иоанна Соловьёва, «Православно-русское слово» (СПб., 1902–1906; в 1906–1907 гг. «Церковный голос»), «Голос истины» (СПб., 1909–1916) Скворцова, «Ревнитель» (Х., 1911–1916) Л. З. Кунцевича, «Голос Церкви» (М., 1912–1918) И. Г. Айвазова и архим. Арсения (Жадановского ; впосл. епископ Серпуховской). Лучшие журналы по церковной педагогике выходили в основном в Юго-Зап. России: «Церковно-приходская школа» (К., 1887–1906), «Западно-русская начальная школа» (К., 1906–1917), «Законоучитель» (Житомир, 1912–1917). Всероссийский законоучительский союз успел издать только 7 номеров ежемесячного ж. «Религия и школа» (Пг., 1917–1918). Выпускались и Ж. д. для детей, напр. «Божия нива» (Сергиевский посад, 1902–1917) с приложением «Зернышки» (1903–1917) Вологодского архиеп. Никона (Рождественского) , «Маленький христианин» (Сергиевский посад, 1909–1916), «Незабудка» (СПб., 1914–1917) прот. Аполлинария Темномерова.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В каком-то смысле можно сказать, что конец всему уже пришел Воплощением Христа. Конец может значить две вещи: или последний момент какой-то линии времени, какой-то последовательности событий — конец книги; конец столетия; конец частной жизни. Это момент, когда все приходит к какому-то окончанию, когда прерывается какая-то чреда. Но конец может значить тоже нечто другое: цель, конец пути; это не только момент, когда путь прерывается, это момент, когда незачем идти дальше, потому что цель достигнута. И в этом отношении, когда Священное Писание нам говорит что Христос есть Альфа и Омега, начало и конец, оно нам говорит о том, что Христос есть Начало нашего бытия, Слово, которым все стало, Образ, сообразно которому сотворен человек. Но вместе с этим Он является и Омегой — концом, завершением, полнотой, не только Тем, Который придет в конце времен, а Тем, к Которому все времена устремлены, Тем, к Которому мы идем с надеждой, с ожиданием, с тоской... Но Он уже пришел, и в каком-то смысле можно сказать, что конец времен уже имел место Воплощением Христа; конец времен уже присутствует в нашем времени. С тех пор, как Христос жил среди нас, как Бог стал человеком, мы одновременно находимся в том бывании, в том длении, в том времени, которое течет и стремится к своему завершению, и вместе с этим в точке совершенного покоя, где все уже совершено, где все дано. И только потому еще существует и дление и время, и устремленность и тоска, что все, что дано, нами еще не взято, что все нам дано, но не все воспринято. В Новом Завете, в книге Откровения апостол Иоанн постоянно делает одну грамматическую ошибку в тексте, который других ошибок не знает. Когда он употребляет слово “конец”, которое по-гречески — среднего рода, он все время его ставит в мужском роде; для него конец — не “нечто” а “некто”, это Кто-то, а не то, что во времени — мгновение или событие. И в этом смысле, да, конец уже пришел. И то время, в котором мы находимся, это время, где вечность присутствует, это уже не ночь; как Исаия пророк говорил — ночь проходит, уже брезжит свет... Это еще не полдень, это еще не полное сияние вечности; но вечность уже вошла, и тьма вся пронизана светом, тьма горит, нет тьмы; она не темна до конца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=705...

Рогозный П. Г. Епископат Российской Церкви на Украине в 1917 году//Украинский вопрос в революционных событиях 1917 года. СПб., 2006 Рогозный П. Г. «Церковный большевизм». К изучению языка борьбы за власть в Российской Православной Церкви//Социально-политическая история России первой четверти XX века СПб., 2006 Рогозный П. Г. «Пред нашими взорами совершился суд над историей». (Проповедь профессора А. Л. Дмитриевского 5 марта 1917 года)//Вспомогательные исторические дисциплины. СПб., 2008. Т. XXX Рогозный П. Г. Несколько новых штрихов к биографии патриарха Сергия (Страгородского) //Политика. Общество. Человек. К 85-летию доктора исторических наук, профессора А. З. Ваксера. СПб., 2008 Сенин А. С. Гучков. МЦ 1996 Снигирева Э. А. От Февраля к Октябрю ( церковь и политика)//Атеизм, религия, современность. Л., 1973 Снигирева Э. А. Политическая переориентация русского православия в первое десятилетие советской власти (1917 – 1927 гг.) Автореферат дисс. канд. ист. наук. Д, 1974 Соколов А. В. Временное правительство и Русская православная церковь (1917 год). Автореферат дисс. канд. ист. наук. СПб., 2002 Смирнов Н. Н. На переломе: Российское учительство накануне и в дни революции 1917 года. СПб., 1994 Смолин И. К. Русская Церковь во время революции: с марта по октябрь 1917 г. и Поместный Собор 1917 – 1918 гг. (К истории взаимоотношений между государством и церковью в России)// Смолин И. К. История Русской Церкви 1700 – 1917. Ч. 2. М., 1997 Соболев Г. Л. Революционное сознание рабочих и солдат Петрограда. Л., 1973 Федоров В. А. Русская православная церковь  и государство. Синодальный период 1700 – 1917. М, 2003 Фирсов С. Л. Православная церковь  и государство в последние десятилетия существования самодержавия в России. СПб., 1996 Фирсов С. Л. Записка 32-х священников как источник по истории Православной Российской Церкви//Русское прошлое. СПб., 1996. 7 Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен. М., 2002 Фирсов С. Л. Церковь в империи. Очерки из церковной истории эпохи Николая II. СПб., 2008

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Голубцов Георгий, протоиерей. Поездка на Всероссийский церковный собор. Дневник: (29 января – 18 апреля 1918 г.)//Российская Церковь в годы революции. (1917–1918). Сборник/публ. М.И. Одинцов. М., 1995. С. 121–269. Дестивель Иакинф, священник. Поместный собор Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. и принцип соборности. М., 2008. Доклад Отдела о высшем и окружном церковном управлении об образовании новых епархий и викариатств//ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 174. Л. 42–43. Доклад Отдела о Высшем Церковном Управлении о будущих Соборах Российской Православной Церкви и их составе//ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 174. Л. 18–24. Доклад Отдела о Высшем Церковном Управлении в церковных округах//ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 174. Л. 31–34. Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 1. Кн. 1–2. Предсоборная работа 1917 года. Акты, определявшие порядок созыва и проведения Собора. М., 2012. Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 2. Протоколы Соборного Совета. М., 2013. Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 3. Протоколы Священного Собора. М., 2014. Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 4. Документы Совещания епископов и Судной комиссии Собора. М., 2015. Кравецкий А. Г. Церковная миссия в эпоху перемен (между проповедью и диалогом). Б. м., 2012. Кривошеева НА., Мраморнов А. И. Подготовка Всероссийского Церковного собора в апреле – середине августа 1917 года и документы о предсоборных трудах//Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 1. Кн. 1. Предсоборная работа 1917 года. Акты, определявшие порядок созыва и проведения Собора. М., 2012. С. 5–32. Леонтьева Т.Г. Вера и прогресс: православное сельское духовенство России во второй половине XIX – начале XX в. М., 2002. Манчестер Л. Поповичи в миру: духовенство, интеллигенция и становление современного самосознания в России. М., 2015. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XIX в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Конец апрелямай 1917 г. Чрезвычайный съезд духовенства и мирян Смоленской епархии, приступая к обсуждению вопросов переустройства церковной жизни на началах свободы и самоопределения, шлет свой горячий привет и сердечные пожелания благотворной работы Временному правительству, твердо стоящему на страже защиты прав величия и славы нашего Отечества и Православной церкви, в борьбе за раскрепощение Родины от всякого гнета, и принявшему на себя тяжелый труд вывести дорогую Родину на путь свободной, истинно христианской жизни. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 165. Л. 17. Подлинник. 380. Телеграммы Симбирского епархиального собрания духовенства и мирян 25 апреля3 мая 1917 г. Министру-председателю князю Г.Е. Львову: Симбирское епархиальное церковно-народное собрание приветствует демократизацию государственного строя, всей душой с Вами, несущими огромное бремя власти. Будьте непоколебимы. Прочь гибельное двоевластие. 670 Полное доверие Вам и вашим товарищам. Ждем Учредительного собрания. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 164. Л. 16. Подлинник; Церковная правда. Симбирск, 1917. 6. С. 2. Обер-прокурору Св. синода В.Н. Львову: Симбирская церковь напряженно ждет одновременно с Учредительным собранием созыва церковного [Поместного] собора. Тяготимся расстройством церковно-общественной жизни. Ждем с нетерпением коренных церковных реформ. Церковная правда. Симбирск, 1917. 6. С. 2. 381. Телеграммы Чрезвычайного съезда духовенства и мирян Астраханской епархии 2 мая 1917 г. Родзянко М.В.: Чрезвычайный Съезд духовенства и мирян Астраханской епархии приветствует в вашем лице Временное Правительство, выражает ему полное доверие и признательность за отмену смертной казни, сознавая многотрудность лежащей на нем задачи, желаетем крепости сил и мужества благополучно довести Государственный Корабль до Учредительного Собрания, и настоящую войну до победоносного конца. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 168. Подлинник; Журналы Астраханского епархиального 40-го съезда духовенства и мирян. 210 мая 1917 г. Астраханские епарх. ведомости. Астрахань, 1917 г. Приложение к 11. С. 17

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3 Балашов Николай, протоиерей. На пути к литургическому возрождению. Б. м., 2001; Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен: (конец 1890-х – 1918 гг.). Б. м., 2002; Белякова Е.В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. Б. м., 2004; Савва (Тутунов), игумен. Епархиальные реформы. Б. м., 2011; Кравецкий А.Г. Церковная миссия в эпоху перемен (между проповедью и диалогом). Б. м., 2012. 4 Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 1. Кн. 1–2. Предсоборная работа 1917 года. Акты, определявшие порядок созыва и проведения Собора. М., 2012; Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 2. Протоколы Соборного Совета. М., 2013; Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 3. Протоколы Священного Собора. М., 2014; Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 4. Документы Совещания епископов и Судной комиссии Собора. М., 2015. 5 О нем см.: Дестивель Иакинф, священник. Поместный собор Российской Православной Церкви... С. 208–212; Беглов А. Л. От соборного Определения – к Декрету СНК. К вопросу о генезисе государственно-церковных отношений советского периода//Альфа и Омега. 2007. 1(48). С. 146–170. 6 Шульц Г. Введение//Священный собор Православной Российской Церкви 19171918 гг. Обзор деяний. Вторая сессия. М., 2001. С. 7–22. 7 Шульц Г. Обзор деяний третьей сессии Поместного собора Русской Православной Церкви//Священный собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Обзор деяний. Третья сессия. М., 2000. С. 12–13. 8 См., например: Кривошеева НА., Мраморнов А.И. Подготовка Всероссийского Церковного собора в апреле – середине августа 1917 года и документы о предсоборных трудах//Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 1. Кн. 1. С. 26. 9 Положение о созыве Поместного Собора Православной Всероссийской Церкви в Москве 15 августа 1917 года//Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 1. Кн. 2. С. 1183.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010