Бюрократ глазами либерала: российское правительство в восприятии парламентской оппозиции (1911-1917 гг.)//Петр Андреевич Зайончковский. Сборник статей и воспоминаний к столетию историка/[сост. Л.Г. Захарова, С.В. Мироненко, Т. Эммонс]; МГУ им. М.В. Ломоносова, Ист. фак-т. – М., 2008. С. 647-656. [Рец.:] Селезнев Ф.А. Конституционные демократы и буржуазия (1905 – 1917 гг.): Монография. – Нижний Новгород: Издательство Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2006. – 227 с.//Отечественная история. 2008. 4. [Рец.:] Бабкин М.А. Духовенство Русской Православной церкви и свержение монархии (начало XX в. - конец 1917 г.). М.: Государственная публичная историческая библиотека, 2007. 532 с.//Отечественная история. 2008. 5. Русская политическая общественность последних лет Империи о вере и Церкви//Материалы Международной научной конференции «1917-й: Церковь и судьбы России. К 90-летию Поместного Собора и избрания Патриарха Тихона». М.: Изд-во ПСТГУ, - 2008. С. 16-24. Либеральная оппозиция и проблема парламентского большинства в период кризиса третьеиюньской системы (1911-1917)//Российский либерализм в региональном измерении: идеи, структуры, тактики, лидеры: Всероссийская научно-практическая конференция 10-12 сентября 2008 г., ЯГУ им. П.Г. Демидова: сборник докладов и материалов конференции. Отв. ред. В.М. Марасанова. М., 2008. С. 151-154. Русская церковь и русская А.И. Солженицын: размышления над Февральской революцией. М., 2007//Русский сборник: Исследования по истории России/Ред.-сост. О.Р. Айрапетов и др. Т. VI. М., 2009. С. 310-316. Правящая бюрократия в восприятии российских консерваторов в период кризиса третьеиюньской системы//Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2009. 2. С. 3-13. Внутриправительственные конфликты в период кризиса третьеиюньской системы (1911-1917)//Российская история. 2009. 4. С. 77-90.   Публикации, справочные издания: Схема развития епархиального устроения Русской Православной Церкви от основания древних епархий на ее канонической территории по настоящее время./Приложение к журналу «Богословский сборник». М.: Издательство ПСТБИ, - 1999. 7 п.л. В соавт. с П.Н. Грюнбергом.

http://bogoslov.ru/person/288437

В качестве литературы церковно-исторического направления использовался значительный ряд трудов, в числе которых находятся работы таких авторов, как Денисов Л.И. (справочник по православным монастырям Российской империи Смолич И.К. (история РПЦ история монашества Зырянов П.Н. (о русских монастырях и монашестве Регельсон Л. (история РПЦ 1917–45 гг. Шкаровский М.В. (история РПЦ в XX в. и некоторые другие. Анализировались и брались за основу письма, проповеди , обращения и размышления свщмч Иоанна Восторгова , прпмч Кронида (Любимова), свт Тихона (Беллавина), ныне здравствующего Св Патриарха Кирилла. В настоящей работе устанавливается ряд нестроений церковной жизни в исследуемый период в целом и ее миссионерской составляющей, в частности. С одной стороны свидетельства того, что церковная среда в конце XIX – начале XX вв. и позднее была подвержена общим духовным болезням, можно найти в современных исследованиях целого ряда авторов. С другой стороны, весьма часто авторская позиция выражается предвзято, с уклонением в идеологизированное толкование ряда фактов истории РПЦ, с позиций воинствющих, но не примиряющих общество в христианском смиренномудрии. В частности, автор Бабкин М.А., в своей книге «Духовенство Русской Православной Церкви и свержение монархии (начало XX в. – конец 1917 г.)» утверждает, что раскол в среде рядового духовенства начался задолго до революционной катастрофы: одна его часть внутренне отгораживалась от революции, а другая вовлекалась в оппозиционные настроения. По существу, в этой спорной книге делается попытка доказать, что многие священники Русской Православной Церкви, и даже ее епископат, были охвачены тем же мятежным духом, что и представители как образованных, так и необразованных слоев общества. Следует полагать, что за некоторым небольшим исключением, приведенная точка зрения не является верной. Общему значению и оценке миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, в исследуемый в настоящей работе период, посвящен ряд изданий, однако, концентрированно и кратко вопросы изложены всего в двух работах с. 438–462; 137], где изучению вопросов православной миссии отведены несколько разделов (параграфов).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

Вся эта совокупность событий привела в конце концов к февральской революции. Причем мы помним, что эту революцию очень многие приветствовали. Думали, что революция поможет покончить с войной, что революция приведет к установлению новых отношений, к установлению сословных различий. Даже в Церкви многие приветствовали февральскую революцию. Никто не представлял, к каким страшным последствиям она может привести. Е. Грачева: Почему вышло так, что крещеные представители титульной нации равнодушно отнеслись, а многие, как Вы подчеркнули, приветствовали гонения революционеров на Церковь? Митрополит Иларион: Не думаю, что гонения революционеров на Церковь приветствовались широкими массами, как раз наоборот. Давайте вспомним, что гонения начались в 1917 году. Первые новомученики Церкви Русской были уже в декабре 1917 года. И в течение 20 лет продолжались жесточайшие гонения на Церковь, жесточайшие репрессии. Закрыты были почти все храмы и все монастыри. Была разрушена вся система духовного образования. Большинство епископов и священников было репрессировано. Наступил 1937 год. Перепись населения. И в графе «вероисповедание» 56 процентов людей обозначают себя верующими православными христианами. Что это такое? Ведь их никто не тянул за язык, никто не заставлял говорить о своем вероисповедании в кровавом 1937 году. Значит, гонения на Церковь были не из-за того, что народ этого хотел. Это власть шла против народа. Думаю, главный грех большевистской власти против русского народа в том, что большевики покусились на самое святое, что было у людей. А когда это произошло, когда сломали нравственный хребет, на котором держалось наше государство на протяжении тысячи лет, тогда все стало дозволено и начался разгул террора, репрессии, геноцид своего народа. Е. Грачева: В условиях, когда произошел этот надлом в обществе в феврале 1917 года, как можно оценить роль Церкви в тех событиях сегодня, век спустя? Митрополит Иларион: С одной стороны, мы можем говорить о том, что Церковь была очень влиятельной, могущественной, и на протяжении всего своего исторического бытия вплоть до XIX и начала XX века показывала замечательные плоды святости. Достаточно вспомнить Серафима Саровского (начало XIX века), Иоанна Кронштадтского (конец XIX – начало XX века). Церковь в лице лучших своих представителей всегда была на высоте.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4811079...

8 . Петров Андрей (по кафедре Библеистики на тему: «Послание святого апостола Павла к Колоссянам в русской библеистике»); 9 . Сергий (Матвейчук), иеромонах (по кафедре Церковной истории на тему: «Лемки и Православие в XX веке»); 10 . Яковлев Алексей, иерей (по кафедре Церковно-практических дисциплин на тему: «Формирование ценностной ориентации курсантов высших военных учебных заведений на основах православной культуры»); 11 . Ясеницкий Василий, иерей (по кафедре Богословия на тему: «Деятельность митрополита Андрея Шептицкого по установлению восточного обряда после 1917 года»). 3ащитили кандидатские диссертации выпускники Академии 2003/2004 учебного года и выпускники прошлых лет по сектору заочного обучения: 1 . Алексий (Никоноров), иеромонах (по кафедре Церковной истории на тему: «История христианства в Кавказской Албании»); 2 . Алексий (Трегубенко), игумен (по кафедре Библеистики на тему: «Труды Н. Н. Глубоковского в области истолкования Апостола и Апокалипсиса»); 3 . Безруких Олег, протоиерей (по кафедре Церковно-практических дисциплин на тему: «Храмы города Томска. Опыт церковного историко-архитектурного исследования»); 4 . Василий (Саяпин), иеромонах (по кафедре Богословия: «Взгляды И. В. Киреевского на соотношение веры и знания в контексте православной святоотеческой традиции»); —693— 5 . Евдокимов Андрей, иерей (по кафедре Богословия на тему: «Преподобный Симеон Новый Богослов как представитель аскетико-созерцательного направления в византийском богословии»); 6 . Кулемин Георгий, иерей (по кафедре Церковно-практических дисциплин на тему: «Храмы Балашихинского благочиния Московской епархии. Опыт церковно-археологического исследования (история, архитектура, святыни); 7 . Матюшин Сергий, иерей (по кафедре Церковной истории на тему: «Церковный некрополь Ваганьковского кладбища г. Москвы»); 8 . Пимен (Клыков), иеродиакон (по кафедре Богословия на тему: «Этико-богословское раскрытие понятия блага в философском наследии Н.О. Лосского»); 9 . Сергий (Агриков), иеромонах (по кафедре Богословия на тему: «Служение Богу и людям Оптинских старцев (конец XIX – начало XX)»);

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Большинство исследователей придерживается той схемы, которая была предложена в обновленческих публикациях 20-х годов. 264 Согласно этим работам, события развивались следующим образом: в начале века в связи с подготовкой Поместного Собора начинается дискуссия по вопросам церковной реформы. В ходе этой дискуссии выясняется тот круг требований, тот перечень необходимых церковных преобразований, которые станут знаменем обновленческого движения. Одновременно формируется кружок наиболее активных сторонников реформ, члены которого позже встанут во главе обновленческого движения. То есть обновленцы двадцатых годов воспринимаются как прямые наследники церковных дискуссий начала века. В 70-е годы эта схема подхватывается как атеистическими (Шишкин 1970), так и церковными (Левитин и Шавров 1996) авторами. В последние десятилетия эта схема использовалась в ряде общих работ по истории Русской Церкви XX века. Мы полагаем, что наследником дискуссий начала века явился Поместный Собор, в то время как истоки обновленческого движения следует искать в так называемом «церковном большевизме». Церковным большевизмом в 1918 г. называли выступления клириков против священноначалия под революционными лозунгами и обращение их к настроенной против Церкви гражданской власти. 265 В движении участвовали не только низшие клирики, но и отдельные архиереи. Среди выступлений такого рода следует назвать «Исполнительный комитет духовенства» в Москве, «илидоровщину» в Царицыне (Шкаровский 19996, с. 77–78) и т.д. Наиболее известной группой является пензенская «Народная церковь », которую возглавил архиеп. Владимир (Путята), в апреле 1918 г. низвергнутый Собором из сана. 266 «Народная церковь » была одним из первых опытов создания подчиненной государству церковной организации. Революция 1917 г. дала движению церковного большевизма шанс создать, пользуясь поддержкой властей, альтернативное Высшее церковное управление. В архивах создаваемых большевиками управленческих структур содержится ряд составленных клириками и мирянами документов (относящихся к 1918–1921 гг.), в которых выражается поддержка политики большевиков и предлагаются способы создания новой революционной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

В связи с тем что используемый в РГБ библиотечно-библиографический классификатор не располагает подробной детализацией православной литературы, расположим эти 140 книг по рубрикам согласно рубрикатору, применяемому библиотекой Московской духовной академии и рядом приходских православных библиотек . Рубрикатор православных книг, полученных Российской государственной библиотекой из Российской книжной палаты в июле 2007 года Рубрика Количество книг  1. Библия. Ветхий и Новый Завет. Библеистика  2. Патрология  3. Догматическое богословие  4. Основное богословие. Апологетика      в т.ч. история нехристианских религий  5. Нравственное богословие  6. Сравнительное богословие  7. Сектоведение  8. Литургика      в т.ч. молитвословы           каноны           акафисты 30 9 4 11  9. Пастырское богословие. Аскетика 10. Гомилетика 11. Церковная история 12. Церковное право 13. Церковное искусство 14. История Как видно из таблицы, издатели уделяют наибольшее внимание выпуску книг по патрологии (творения святых отцов), апологетике, сектоведению (раскрытию вреда от лжеучений), церковной истории и литургике. Среди лучших издательств, выпускающих книги по патрологии, назовем издательство Сретенского монастыря (серия «Письма о духовной жизни») и издательство Свято-Троицкой Сергиевой лавры (серия «Новопрославленные радонежские святые»). В числе книг по библеистике отметим «Жизнь и труды святых славных и всехвальных двенадцати апостолов Господних, семидесяти меньших апостолов и прочих благовестников Христовых» (М.: Артос-Медиа, Лествица, 2007). Среди изданий по церковному искусству – монографию О.В. Стародубцева «Церковное искусство» (М.: Лепта Книга, 2007). В числе книг по церковной истории в течение наблюдаемого периода были представлены второй том монографии В.И. Охотниковой «Псковская агиография XIV–XVII веков» (СПб.: Дмитрий Буланин, 2007) и книга М.А. Бабкина «Духовенство Русской Православной Церкви и свержение монархии (начало XX века – конец 1917 года)» (М.: ГПИБ, 2007). Отрадно, что 600-летие преставления преподобной княгини Евфросинии Московской, благоверной супруги святого князя Димитрия Донского (июль 2007 года), издатели отметили выпуском книг, посвященных ее жизнеописанию, таких например, как книга А.А. Трофимова «Небесная покровительница Москвы. К 600-летию преставления Евфросинии Московской» (М.: Паломник, 2007).

http://pravoslavie.ru/904.html

Для членов Синода была составлена присяга: «Исповедую же с клятвою крайнего судию Духовной сей Коллегии быти самого Всероссийского монарха государя нашего всемилостивейшего» . Почти 200 лет эта присяга принималась русской иерархией. Известный русский ученый-канонист А.С. Павлов указывал: «Во главе Церкви, по законодательству Петра, стоит та же самодержавная власть, что и во главе государства» .  Святейший Правительственный Синод по своему существу был центральным органом церковного управления. Реальная церковная власть была сосредоточена в руках монарха, осуществлявшего ее посредством механизмов государственной системы управления, частью которой был Святейший Синод. Это было подтверждено уже Екатериной I, которая 14 июля 1726 г. изъяла из наименования Синода «Правительствующий» и «Святейший» [iv] , тем самым упразднив исключительное положение Синода в системе государственного управления и приравняв формально-юридически к другим государственным ведомствам. Справедливости ради нужно заметить, что позже это решение императрицы было отменено, но принципиально положение Синода это не меняло. Ст. 46 (65) Основных государственных законов гласила: «Самодержавная Власть действует посредством Святейшего Правительствующего Синода, Ею учрежденного» [v] . Осознание иерархами, государственными деятелями и российской общественностью ущербности высшего управления Российской Церкви привело к попыткам его преобразования и реформирования  с опорой на канонические нормы. Такие попытки имели место во второй половине XIX века, когда в России шел процесс государственного реформирования. В крупных городах проходили съезды епархиальных архиереев, на которых поднимались вопросы о возможных изменениях церковного строя. Новым этапом на пути реформирования высшего управления Российской Церкви стал конец XIX - начало XX века. В процесс поиска путей преобразования было  вовлечено все российское общество. Активную позицию в вопросе реформирования ВЦУ занял сам Святейший Синод, который 17 марта 1905 г. выступил с инициативой созыва церковного собора для обсуждения возможных преобразований в жизни Церкви. Предлагалось в частности восстановить соборное начало и институт патриаршей власти, образовать митрополичьи округа [vi] . Значительный вклад в дело подготовки Собора внесли «Отзывы епархиальных архиереев» 1905 г., Предсоборное Присутствие 1906 г., Предсоборное Совещание 1912-1917 гг. и Предсоборный Совет 1917 г.

http://bogoslov.ru/article/221155

Интересно отметить тот факт, что то, что сейчас происходит в Советском Союзе, в какой-то степени касается жизни именно исконной России, Православной России, и можно добавить при этом, что Православное возрождение там в какой-то мере связано и с будущим Русской Земли. В XIX веке и в начале XX, перед революцией 1917 года в России были пророчества духовно одаренных людей, касающиеся возникновения там атеизма, эпохи кровопролития и рабства, а также будущего России, в том случае, если люди русские раскаются в грехах своих и принесут повинную во всем том, что произошло. Давайте поэтому посмотрим эти пророчества и все те пути, которыми они связаны с событиями в современной России; и чего можно ожидать, согласно этим и другим, более общим, пророчествам, от событий, которые произойдут перед концом мира. Конец мира Но почему нам вообще следует говорить о конце мира? Неужели мы действительно живем в последние дни? И почему надо связывать будущее России с концом мира? Однако, теперь даже советские писатели говорят о «временах последних», апокалиптических. И правда, рассматривая проблемы, которые волнуют весь мир в наши дни – такие, как истощение запасов воды и питания, перенаселение, страшная суетность, мы не должны выпускать из виду общую картину всего происходящего. И теперь уже невозможно отрицать тот факт, что все эти проблемы указывают на приближение в человеческой истории огромного кризиса, могущего положить конец всему живому на земле. В это самое же время современные религиозные мыслители указывают на расцвет нехристианских религиозных движений и предсказывают начало «новой эры», в которой «новое религиозное сознание» овладеет человеческой мыслью и положит конец двухтысячелетнему царствованию Христианства. И самый факт приближения 2000 года вдохновляет многих мыслью, что вскоре должна наступить новая эпоха, во всем иная, непохожая на предыдущие. Астрологи называют эту эпоху «Aquarian Age» 2 . Между многими неправославными христианами эти идеи создали учение, называемое «хилиазмом» или «милленаризмом» – то есть верой в то, что Христос скоро придет на землю и будет царствовать со своими святыми тысячу лет до самого конца мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/p...

—101— под естеством, законом, законоположением и чином, ибо без устанавливающего Слова не бывает закона 679 . Итак, судится ли кто по закону, как во Христе судим будет, или вне закона, опять всё-таки в нём судим будет, ибо Слово, как Создатель, есть начало и средина и конец всего сущего и мыслимого и глаголемого. Вопрос XX Что означает неразумно, по-видимому, иссушённая смоковница, упоминаемая в Евангелии? 680 Что за неумеренность голода, не во время ищущего плода? К чему проклятие бесчувственного предмета? Ответ Всё премудро устрояющий ко спасению людей Бог Слово, Который сперва наставлял естество (человеческое) через закон, заключавший преимущественно телесное служение –, ибо не могло это (естество) принять истину без образных покровов по причине внедрившегося в него неведения и отчуждения от Первообраза вещей божественных, – впоследствии (же) и Сам явно стал человеком, пришедши с восприятием плоти, имеющей мысленную и разумную душу, и привёл естество, как Слово, к невеще ственному умозрительному (γνωστικν) служению в духе, – (сей Бог, конечно), не желал, чтобы в то время как Истина открылась в жизни, имела силу тень (истины) 681 , образом которой была смоковница. Потому-то и говорит (Писание); «Возвращаясь из Вифании в Иерусалим» 682 , т. е. после образного и —102— сеновного пришествия своего, сокровенного в законе 683 , снова приходя к естеству человеческому во плоти. Ибо так нужно понимать слова: «Возвращаясь, узрел смоковницу при пути, листья только имеющую» 684 , т. е. заключённое в сенях и образах телесное служение закона, лежащее, как на пути, на неустойчивом и мимолётном предании, и состоящее из одних преходящих образов и законоположений. Увидевши это служение (ν), обильно и пышно подобно смоковнице украшенное, как листьями, внешними покровами телесных преимуществ закона, и не найдя «плода», разумеется, правды, Он проклял его, как не питающее Слово, далее более того, приказал, чтобы не скрывалась более истина под преобладанием образов закона, – что и случилось, как показал ход вещей, когда совершенно иссохло законное велелепие, имевшее своё бытие в одних только образах, и погасло превозношение им иудеев, – ибо было неблагоразумно и неблаговременно, чтобы после того, как явно обнаружилась истина плодов правды, (служение закону) обманчиво привлекало и возбуждало листьями влечение тех, кто подобно пути проходит настоящую жизнь, чтобы они оставили съедобное благоплодие Слова. Посему и говорит (Писание): не бе время смоквам 685 , т. е. время, в которое властвовал над естеством человеческим закон, не было (временем) плодов правды, но изображало собою плоды правды и как бы возве-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Л. А. Секретарь. Софийская площадь и ее значение в жизни губернского Новгорода 1778-1917 гг.    123 И. А. Мельников. Старообрядчество Устюженского уезда Новгородской губернии в XIX-XX вв.: динамика расселения, конфессиональные взаимосвязи    153 А. Н. Кириллов. К истории высланных в Новгородскую губернию в первой половине 1890-х годов по обвинению в посредничестве в нелегальной эмиграции в Бразилию    182 Т. Н. Курочкина. Инновации в промышленности Новгородской губернии (вторая половина Х1Х-начало ХХ в.)    192 Я. А. Васильев. Новгородские ростовщики (конец XIX-haчaлo ХХ в.)    215 Т. А. Корешкова. Начало государственной поддержки сельского хозяйства Новгородской губернии. Деятельность уполномоченного МЗиГИ Э. А. Дидрикиля     244 Д. Б. Терешкина. Герои-«двоечники» в стенах Новгородской мужской гимназии (обзор документов Ф. 385 ГАНО)    254 Д. Ю. Асташкин. Гибель ленинградских детей при реэвакуации из Ленобласти: обстрел станции Лычково 18 июля 1941 года    275 В. Г. Колотушкин. Проблемы формирования и становления новгородских партизанских отрядов (1941-1942 гг.)    285   ДОКУМЕНТЫ ИЗ АРХИВА ТИХВИНСКОГО УСПЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ XVII — НАЧАЛА XVIII в. И. А. Поляков. Документы семьи Мининых — торговых людей Тихвинского посада XVII в.    299 Н. А. Шереметов. К истории взаимоотношений Тихвинского Успенского монастыря и помещика Петра Арцыбашева: материалы конфликта 1673 г.    329 А. В. Сиренов, И. А. Шалина. Росписи Тихвинского Успенского собора по архивным документам    349 Е. С. Дилигул. Новые сведения о чудесах Тихвинской иконы Богоматери в начале XVIII в.    387   ПУБЛИКАЦИИ Г. А. Замятин. Военные операции Ганса Мунка в Московском государстве в 1611-1612 гг. и контрмеры вождей Первого и Второго ополчений    394 Аннотации 457;  Summary 464;  Сведения об авторах 471;  Список сокращений 475   С материалами номера можно ознакомиться на сайте сборника Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры.

http://bogoslov.ru/event/6026700

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010