Введение Для филолога история языка богослужения XIX-XX веков представляет интерес по следующим причинам: –      Вплоть до 1917 г. подавляющее большинство населения России в той или иной степени владело церковнославянским языком. Этот язык звучал во время богослужения, на нем заучивались молитвы, в ряде случаев с него начиналось изучение письменного языка. Перепись 1897 г. выявила, что в Российской империи было более 83 млн. православных (Общий свод I, с. 248), которые, пусть нерегулярно, присутствовали при богослужении и знали некоторое количество молитв. –      В течение XIX-XX вв. на церковнославянском языке было создано огромное количество новых, непереводных текстов (церковных служб, акафистов и молитв). –      Вопрос о языке богослужения периодически становился темой общественной полемики. 1 –      Церковнославянский язык нового времени оказывал и оказывает влияние на русский литературный язык. 2 –      Церковнославянские фрагменты включаются в произведения, написанные на русском литературном языке, как в оригинальные 3 , так и в переводные. 4 Церковнославянский язык представляет интерес и для историков. Вопрос о литургическом языке и исправлении богослужебных книг периодически оказывался в центре общественных конфликтов. Этот вопрос неоднократно приобретал знаковый характер. Изучать историю обновленчества первой половины XX в., так же как и раскола XVII в., не касаясь вопросов о богослужебном языке, нельзя. Между тем работ, посвященных истории церковнославянского языка XIX-XX веков, практически нет. Отсутствие работ по истории церковнославянского языка нового времени объясняется следующими причинами. Во-первых, церковнославянский традиционно привлекал внимание ученых либо в своем древнейшем варианте (старославянский язык) как источник для изучения праславянского языка, либо как средневековый литературный язык (со времени первых переводов с греческого на славянский и до XVIII в.). Церковнославянский как богослужебный (то есть утративший функции литературного языка) исследователей не интересовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " #2566cc2537 Закрыть Разночинец на распутье Размышления над статьей Рустема Вахитова «Интеллигенция и мещанство, или два лика русского разночинства» Андрей Костерин   08:35 13.12.2021 7353 Время на чтение 10 минут Фото: из личного архива автора « Во всякой истории есть больше, чем одна сторона» (Роджер Желязны «Хроники Амбера») В новой статье левоевразийского философа, колумниста «Советской России» Рустема Вахитова предложена довольно остроумная точка зрения на историю России последних 150 лет. По свежести идей и оригинальности суждений статья напомнила замечательную, хоть и несколько разухабистую книгу донецкого писателя-фантаста и публициста Вадима Кирпичева «Зеркало для России» (где русская история представлена как футбольный «матч века» геополитических сборных «Империя» и «Русь»). Короткое эссе профессионального философа Вахитова получилось куда глубже экстравагантной беллетристики профессионального математика Кирпичева, поэтому давайте остановимся на главных идеях статьи уфимского евразийца Рустема Вахитова (сокращённо Р.В.). Р.В.: « Разночинство между тем сыграло огромную роль в политической истории и XIX века, и века ХХ-го. Собственно, оно определило судьбы всех русских революций – несостоявшейся народнически-социалистической 1860-70-х гг., полусостоявшейся 1905 года и, наконец, состоявшихся большевистской 1917 и либерально-буржуазной 1980-х-90-х». «Локомотивом истории» и движущими силами социальных потрясений «первой волны» (конец XIX – начало XX века) и «второй волны» (конец XX века) являются разночинцы, продукт разложения традиционного сословного общества. Разночинство оформилось в «опасный класс», который общество не смогло абсорбировать и который в итоге уничтожил породившее его общество. Проблема «лишних людей» была своевременно отрефлексирована как в русской литературе XIX века, так и в послеоттепельной литературе и особенно кинематографе «морального беспокойства», – и в обоих случаях «мастера культуры», за редким исключением, приняли сторону разночинцев (как «униженных и оскорбленных»).

http://ruskline.ru/news_rl/2021/12/13/ra...

«Второе пришествие» История человечества делится, по Муну, на три периода: эпоха Авраама – формирование рода человеческого, эпоха Иисуса – развитие человечества; наконец, эпоха Муна, который явился на землю, чтобы завершить священную миссию и освободить людей от сатаны 84 . Когда же закончилась «эпоха Иисуса» и наступила «эпоха Муна»? Для ответа на этот вопрос надо познакомиться с некоторыми взглядами Муна на историю XX века, излагаемыми им, как всегда, лапидарно. Согласно Муну, результаты Первой мировой войны таковы: «Подъем коммунистического мира со Сталиным в центре как с символическим представителем Господа Второго пришествия на стороне сатаны, стремящимся создать псевдовыражение Царства Небесного на земле». Результаты Второй мировой войны: «Разгром Гитлера и его государства и распространение коммунизма на мировом уровне со Сталиным в центре предвещают конец духовного царства, сосредоточенного на Иисусе, и начало эпохи возникновения новых небес и земли, сосредоточенных на Господе Второго пришествия» 85 . А в межвоенное время произошло событие, ради которого и был совершен экскурс в историю. Это рождение Мессии, Господа Второго пришествия, которое «должно было прийтись на период между 1917 и 1930 гг. 86 Мысль эта для Муна не случайна, она кочует из книги в книгу: Второе пришествие наступило «приблизительно в период между 1917 и 1930 [годами]» 87 . Кстати сказать, Мун не оставляет своим последователям сомнения в том, что третья мировая война неизбежна, однако возможны два варианта ее развития, и один из них – это «внешняя вооруженная борьба» против коммунизма и всех врагов Муна. Но, чтобы не уподобляться свидетелям Иеговы с их учением о неизбежном Армагеддоне, мунисты предлагают иной – мирный, облегченный – ее вариант. Это может быть «внутренняя идеологическая конфронтация –> полное разрешение –> осуществление идеального мира» 88 . Тем не менее, подобно лидерам движения «Свидетели Иеговы», Мун и его последователи тоже занимаются предсказанием конца света. Вначале было предсказано, что в 1967 году наступит Тысячелетнее Царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Великий русский историк, выдающийся подвижник и мыслитель» В Санкт-Петербурге проводили в последний путь Игоря Яковлевича Фроянова 11.12.2020 1747 Время на чтение 4 минуты Вчера в Санкт-Петербурге, на Смоленском кладбище Васильевского острова, прошли похороны Игоря Яковлевича Фроянова , сообщил на своей странице в Фейсбуке известный политик, лидер «Российского общенародного союза» Сергей Николаевич Бабурин. По его словам, это был «великий русский историк, выдающийся русский подвижник, мыслитель и несокрушимый в принципах человек». «Когда в 2001 его по фальсифицированным основаниям снимали на Ученом Совете Петербургского университета с поста декана Исторического, обвинив одновременно в антимарксизме и антисимитизме, уже проголосовали, всё было предрешено. Последними словами И.Я.Фроянова были: " Вы думаете, что это конец? Нет, это только начало! Конец придёт вам! " » - напомнил Сергей Николаевич Бабурин. В последний путь великого учёного пришли проводить помимо Сергея Николаевича: профессор, доктор технических наук, доктор юридических наук, заслуженный изобретатель Российской Федерации Олег Гурьевич Каратаев; русский писатель, публицист, театровед и общественный деятель, вице-президент Международного фонда славянской письменности и культуры Марк Николаевич Любомудров; председатель «Петербургского исторического клуба» телерадиокомпании «Петербург», доктор философских наук, кандидат исторических наук, профессор Андрей Леонидович Вассоевич; доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик и другие известные общественные деятели, политики и учёные В интервью телеканалу «Санкт-Петербург» Сергей Бабурин отметил, что анализ Игоря Яковлевича древней русской истории «позволяет нам сегодня понимать, что происходит, потому что его оценки государства, его оценки великой смуты XVII века, потом смуты XX, его книга о 1917 годе как и книга " Погружение в бездну " это, если хотите, камертон».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/12/11/ve...

Митрополит Антоний (Храповицкий) и Россия вне России Что определило русскую историю новейшего времени? Русско-японская война 1904-1905 годов? Революция 1905 года? Начало Первой мировой войны в 1914? Октябрьский переворот в 1917? 6 февраля, 2014 Что определило русскую историю новейшего времени? Русско-японская война 1904-1905 годов? Революция 1905 года? Начало Первой мировой войны в 1914? Октябрьский переворот в 1917? Часто говорят, что начало и конец века – понятия не календарные, а событийные. Так, XX век лишь формально начался в 1901 году. Что определило русскую историю новейшего времени? Русско-японская война 1904-1905 годов? Революция 1905 года? Начало Первой мировой войны в 1914? Октябрьский переворот в 1917? Распад Империи и возникновение СССР в 1922? XX век Русской Церкви Для Русской Церкви XX столетие может отсчитываться с 4 декабря 1917 года (вступление на Патриарший престол первого после Синодального периода Патриарха Московского и всея Руси – Святейшего Тихона), или с мая 1919 года (создание в Ставрополе Высшего Церковного управления – структуры, ставшей фундаментом Русской Православной Церкви заграницей), или даже с 1927 года (разрыв общения между Русской Православной Церкви за границей и Московской Патриархией из-за неприятия Декларации митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности советской власти). Закончился XX век 17 мая 2007 года подписанием исторического Акта о каноническом общении Русской Православной Церкви Заграницей с Русской Православной Церковью Московского Патриархата Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром. Страница разделения перевернута. Понимание этого периода еще не пришло или, по крайней мере, только начато. Границы Церкви, богословие в диаспоре и богословие диаспоры, русская история глазами соотечественника на родине и в изгнании – все эти темы нуждаются в проговаривании, осмыслении и усвоении. 4 февраля в Доме Русского зарубежья им. А. С. Солженицына в Москве состоялось открытие выставки «К истории создания Русской Православной Церкви заграницей», которая проводится при участии Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле, и прошла презентация книги «Митрополит Антоний (Храповицкий) – архипастырь русского рассеяния». Россия вне России

http://pravmir.ru/mitropolit-antonij-xra...

Родился в Москве в 1973 году. В 1995 г. с отличием закончил исторический факультет Московского педагогического университета. В 1997 досрочно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Проблемы государственной власти в концепции русских консервативных мыслителей конца XIX – начала ХХ вв. (исторический аспект)». В 2006 защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук на тему «Консервативные концепции переустройства России в контексте исторического процесса кон. XIX – нач. XX вв.». С 1999 г. преподает в высшей школе. В 2000-2001 гг. старший научный сотрудник «Центра политической и экономической истории России» Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИСИНП). В настоящее время (2013) заместитель начальника Центра документальных публикаций Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ). Профессор Российского университета театрального искусства (ГИТИС). Автор и соавтор более 500 опубликованных научных работ. Печатался в журналах: «Вестник архивиста», «Отечественные архивы», «Отечественная история», «Российская история», «Новая и новейшая история», «Вопросы истории», «Исторический архив», «КЛИО. Журнал для ученых», «Ab imperio». « «Русское время. Журнал консервативной мысли», «Россия XXI», «Россия и современный мир», «Вопросы философии», «Москва», «Наш современник», «Аврора» и др. Автор книг: Консервативная концепция российской государственности (М., 1999); «Эстетический аморализм» в произведениях К.Н.Леонтьева (М., 1999); Консервативные представления о переустройстве России (конец XIX — начало ХХ веков) (М., 2006); Консервативные концепции переустройства России (М., 2007), Две жизни Льва Тихомирова (М., 2011, в соавторстве с О.А. Милевским). Составитель и автор комментариев к книгам П.Н.Милюкова «История второй русской революции» (М., 2001) и С.П.Мельгунова «На путях к дворцовому перевороту. Заговоры перед революцией 1917 г.» (М., 2003). Составитель, автор вступительной статьи, комментариев и примечаний к книге «Дневник Л.А. Тихомирова 1915–1917 гг.» (М., 2008). Один из составителей, авторов вступительной статьи и комментариев к книге «Тюремная одиссея Василия Шульгина: материалы следственного дела и дела заключенного» (М., 2010). Ответственный секретарь, член редакционной коллегии и редакционного совета, а также автор ряда статей энциклопедий: «Общественная мысль России XVIII – начала ХХ века» (М., 2005); «Общественная мысль Русского зарубежья» (М., 2009); «Русский консерватизм середины XVIII – начала ХХ века» (М., 2010). Составитель, автор вступительной статьи и комментариев к книгам: Данилевский Н.Я. «Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к германо-романскому» (М., 2010, в соавторстве); Леонтьев К.Н. «Избранное» (М., 2010); Победоносцев К.П. «Избранное» (М., 2010); Тихомиров Л.А. «Монархическая государственность» (М., 2010); Шарапов С.Ф. «Избранное» (М., 2010).

http://ruskline.ru/author/r/repnikov_ale...

Новости На форуме в Москве обсудят 100-летие Поместного собора и крушение империи 25.10.2017 14:19 Москва, 25 октября. Международная научная конференция «Собор и соборность: к столетию начала новой эпохи» пройдет 13-16 ноября, в год столетия начала проведения Поместного собора Русской Православной Церкви, в главном здании Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, сообщили в среду РИА Новости в пресс-службе ПСТГУ. «Как видно из самого названия конференции, она посвящена наложившимся друг на друга событиям столетней давности: Поместному собору Русской Церкви и крушению Российской империи», — сказал председатель оргкомитета форума, декан богословского факультета ПСТГУ протоиерей Павел Хондзинский. В работе конференции примут участие известные отечественные и зарубежные ученые, специалисты в области истории Церкви, богословия и религиозной философии. По словам Хондзинского, такой многосторонний взгляд позволит получить качественно новое представление о Соборе 1917 года, его значении для истории Русской Православной Церкви и христианства в целом. Основным предметом конференции станут история и деяния Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов. Их рассмотрению отводится две из четырех предполагаемых секций: «Поместный Собор как итог синодальной эпохи» и «Поместный Собор 1917 года и начало эпохи гонений». Две другие секции будут посвящены обсуждению темам собора и соборности в русской религиозной философии XIX — XX веков и собора как церковного института на Востоке и Западе. Поместный собор Православной Российской Церкви, или Всероссийский поместный собор 1917-1918 годов заседал на фоне таких значимых для отечественной истории событий, как Первая мировая война, Октябрьская революция, начало эпохи гонений. Одним из важнейших его решений стало восстановление патриаршества, которое положило конец синодальному периоду в истории Русской церкви. На Соборе обсуждались различные актуальные проблемы, стоявшие перед Церковью в начале XX века, при решении которых использовался весь церковный опыт, накопленный за столетия. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Владимиро-Александровское. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:приблизительно 1894 - 1896. Адрес: Россия, Приморский край, Партизанский район, с. Владимиро-Александровское, ул. Лазо, 27 Координаты: 42.89305, 133.072557 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В числе первых построек селения, наряду с жильем, была построена православная церковь, церковно-приходская школа которой стала впоследствии и первым образовательным центром округи. После разрушительного наводнения 1903 года был заложен новый более крупный каменный храм, вокруг которого село стало вновь отстраиваться. 100 рублей на постройку храма пожертвовал праведный Иоанн Кронштадтский. Однако, в первые годы XX столетия храм не был построен до конца. В связи с революцией 1917 года священник уехал и не вернулся, строительство остановилось. В советский период церковь закрылась, но здание храма уцелело. Оно использовалось как пищепромкомбинат, затем как мастерская скорняжных работ. В 1964 году здесь расположился производственный цех мебельной фабрики, в конце 1960-х годов здесь находился бетоно-растворный узел. В 1970-х годах сделали второй этаж под контору ремонтно-строительного участка из Находки. Под конец советского периода служило гаражом и мастерской, на втором этаже действовала контора. В конце XX века пошло возрождение церковной жизни в регионе, вновь образовалась православная община. Приход прошёл государственную регистрацию 11 сентября 1992 года. В первой половине 1990-х годов здание храма было уже возвращено Церкви, на старом фундаменте достаточно быстро был восстановлен алтарь. На Пасху 1993 или 1994 года в обновленном храме состоялась первая служба. Восстановление Успенского прихода впоследствии возглавил священник Агафангел Гречишников. В 2001 году на возрождаемый храм был водружен купол. Ко времени его кончины в 2003 году при Успенском храме была создана одна из лучших в епархии воскресных школ; храм был расписан; устроена купель для крещения взрослых полным погружением; начата постройка приходского дома. Источник: http://drevo-info.ru/articles/19579.html Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=28179

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 3 (254) , (4) . в этом году (за прошлые годы с 2014-01-23) Описание: Икона Пресвятой Богородицы Молдавская. Написана, предположительно, в Гуслице. Покровский собор на Рогожском кладбище. Гуслицы (?). Конец XIX — начало XX в. Дерево, левкас, темпера 31,4х26,7 см. Иконография в точности следует чудотворному образу, который до 1917 г. находился в Спасо-Николаевском Молдавском монастыре (г. Николаев). Полное ее название — «Богоматерь Процветшая Сучавская Молдавская» (память 13/26 марта). В центре иконы — Богоматерь в поясном изображении, с младенцем Христом, который представлен почти нагим — в одной лишь набедренной повязке. Правая рука Марии покоится на небесной сфере, по которой движутся солнце и луна, левой рукой, на которой сидит Младенец, она держит скипетр. Правая рука Христа — в жесте прорицания, в левой руке — жезл с крестом в навершии, которым он поражает змея, обвившего череп Адама, изображенный внизу справа. Череп лежит на краю пещеры в горе; очевидно, это гора Голгофа. За стеной справа — ангел с чашей, слева — Иосиф, скрестивший руки и склонивший голову к Марии с Младенцем. Написанное золотом на верхнем поле название иконы: «ОБРАЗЪ ПР(Е)С(ВЯ)ТЫЯ Б(ОГОРО)Д(И)ЦЫ ПРОЦВЕТШАЯ, ИЖЕ ВОЗВА Г(ОСПО)ДЬ СЫНА СВОЕГО ИЗЪ ЕГИПТА И ВО3ВРАТИСЯ ИОСИФЪ», указывает на символические преобразования спасительной миссии Христа, которую ему предстояло осуществить по возвращении святого семейства из Египта. Неяркая цветовая гамма иконы строится на сочетаниях коричневых, красных, зеленых тонов; поля коричневато-зеленые. Личное письмо характерно для живописи конца XIX в., подражающей стилю конца XVI — первой половины XVII в. В.М. Сорогатый Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Процветшая (Сучавская, Молдавская) " .

http://pravicon.com/image-23233

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: Образ из сучавского старообрядческого монастыря по иконографии практически не отличается от иконы Божией Матери МОЛДАВСКАЯ " ПРОЦВЕТШАЯ " . Файл 2058.jpg:   Размер: 630x690, 0.43 MPix, 127 Kb. Дата: 2009-11-10, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (447) , (11) . Описание: Икона Пресвятой Богородицы Молдавская. Написана, предположительно, в Гуслице. Покровский собор на Рогожском кладбище. Гуслицы (?). Конец XIX — начало XX в. Дерево, левкас, темпера 31,4х26,7 см. Иконография в точности следует чудотворному образу, который до 1917 г. находился в Спасо-Николаевском Молдавском монастыре (г. Николаев). Полное ее название — «Богоматерь Процветшая Сучавская Молдавская» (память 13/26 марта). В центре иконы — Богоматерь в поясном изображении, с младенцем Христом, ко[...] Файл 23233.jpg:   Размер: 865x1024, 0.89 MPix, 218 Kb. Дата: 2014-01-23, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 3 (254) , (4) . Описание: Богоматерь Сочавская. XIX век. Дерево, левкас, темпера. 31 х 27 х 2 см. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Файл 32880.jpg:   Размер: 540x640, 0.35 MPix, 130 Kb. Дата: 2018-10-27, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (115) , (0) . Описание: Рис. 49. Икона Божией Матери «Процветшая» или «Молдавская» (явления в Сучаве), поздних Московских писем (исправленная). В лике св. Иосифа глаза полузакрытые, отличаются от обыкновенной иконописной манеры (Примечание 1: Семивершковая икона в собрании автора. Более поздний и худший снимок (с отменами в рисунке) издан автором в «Материалах для истории русского иконописания», табл. CXIII, Историческое значение итало-греческой иконописи, изображения богоматери в произведениях итало-г[...] Файл 34761.jpg:   Размер: 1007x1149, 1.16 MPix, 465 Kb. Дата: 2020-04-29, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (57) , (0) . Описание: Икона «Сучавская-Молдавская». Примечание 2: Наименование «Сучавской» иконы Божией Матери явлением «Процветшая» объясняется надписями, из которых главная обыкновенно делается над иконой мелкой, убористой вязью: «образ Прсвятыя Богородица Процветшая, иже возва Господь Сына своего от Египта и возвратися Иосиф с Mapieю паки в Назарет». Таким образом на иконе представлено Святое Семейство и при изображении Иосифа с жезлом, надпись гласит: «и процвете жезл Иосифов, стража Mapiuha». Крестом-трезубцем п[...] Файл 34762.jpg:   Размер: 653x745, 0.49 MPix, 196 Kb. Дата: 2020-04-29, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (52) , (0) .

http://pravicon.com/icon-274-photo

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010