И. Священник в духовной жизни русской деревни. СПб., 2003. 63 Завитновский И. В. Церковная революция 1917 года в Тверской епархии. Дисс. маг. обр. РГПУ. СПб., 2002; Он же. Тверской епископат и «весна церковной революции» 1917 года//Герценовские чтения 2001: актуальные вопросы социальных наук. СПб., 2001; Он же. I Церковное украинство и церковная революция//Вестник молодых ученых. СПб., 2002. 65 Соколов А. В. Временное правительство и Русская православная церковь (1917 год). Автореферат дисс. канд. ист. наук. СПб., 2002. С. 25–26. Этой же теме посвящено и диссергационное исследование О. Ю. Редькиной. См.: Редькина О. Ю. Вероисповедная политика Временного правительства России (февраль – октябрь 1917). Автореферат дисс. канд. ист. наук. М., 1996. В последнее время появляются работы, в которых церковно-государственные отношения рассматриваются не только через призму политики самого правительства См. например: Ковырзин К. В. Поместный Собор 1917–1918 годов и поиски принципов церковно-государственных отношений после Февральской революции//Отечественная история. 2008. 4. С. 88–97. 67 Бабкин М. А. Свержение монархии в России в 1917 году и Православная Церковь . Автореф. дисс. канд. ист. паук. М., 2003. С. 26–27; Он же. Приходское духовенство Российской Православной Церкви и свержение монархии в 1917 г.//Вопросы истории. 2004. 6; Он же. Святейший Синод Православной Российской Церкви и революционные события февраля – марта 1917 г.//Клио. СПб., 2002. 2 (17). 69 Российское самодержавие и свержение монархии в 1917 году: Материалы и архивные документы по истории Русской православной церкви. М., 2006. 70 Бабкин М. А. Духовенство Русской Православной Церкви и свержение монархии. (Начало XX в. – конец 1917 года). М., 2007. 71 Бабкин М. А. Духовенство Русской Православной Церкви и свержение монархии. (Начало XX в. – конец 1917 года). М., 2007. С. 409. 73 Freeze L. Gregory The Parish Clergy in Nineteenth-Century Russia. Crisis, Reform, Counter-Reform. Princeton U. 1983. См.: Глава «Реформы и революция».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Биржевые ведомости. Вечерний выпуск. 1917. 16133. С. 1. Цит. по изд.: Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. Материалы и архивные документы по истории Русской Православной Церкви/сост. М. А. Бабкин. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 2008. С. 476. Можно заметить, что архиепископ Андрей (Ухтомский) был канонизирован Русской Православной Церковью за рубежом в 1981 году. Протоиерей Философ Орнатский канонизирован Русской Православной Церковью в 2000 году. Ахеронт или Ахерон — в греческой мифологии название реки, через которую души мертвых безвозвратно попадали в подземное царство Аида. Адамович Г. В. Василий Алексеевич Маклаков. Париж, 1959. Цит. по изд.: Религия и Церковь в Сибири: Сб. науч. ст. и документальных материалов. Вып. 11. Тюмень, 1998. С. 60–63. Константин (Зайцев), архимандрит. Чудо Русской истории, 2002. С. 266. Цит. по изд.: Бабкин М. А. Священство и Царство (Россия, начало XX века — 1918 г.). Исследования и материалы. М., 2011. С. 606. Польской М., протопр. Новые мученики Российские. В 2 т. Джорданвилль, 1949–1957. 2-е репр. изд. М., 1994. Т. 1. С. 260. Мф. Гл. 10. Ст. 38–39. Дневники Императора. Т. 2. Ч. 1. С. 53; Ч. 2. С. 189. Древнерусские княжеские жития/подготовка текстов, пер. и коммент. В. В. Кускова. М. 2001. С. 65, 66. Мф. Гл. 26. Ст. 52–54. Подробнее см.: Федоров Г. П. Собр. соч. В 10 т. Т. 8. Святые Древней Руси. М., 2000. С. 16–27; Древнерусские княжеские жития/подготовка текстов, пер. и коммент. В. В. Кускова. М. 2001. С. 44–70, 91–131. Юсупов Ф. Ф. Конец Распутина. Воспоминания. Париж, 1927. Цит. по изд.: Григорий Распутин. Сб. исторических материалов. В 4 т. Т. 4. М., 1997. С. 213. Чтобы перечислить примеры оскорблений Императорской четы, потребуется отдельная книга. Приведем один пример. В марте 1917 года член Государственной думы от фракции правых (позднее беспартийных) епископ Енисейский и Красноярский Никон (Бессонов) в речах неоднократно именовал свергнутого Императора Николая II «Иродом, упивавшимся вином», а Императрицу, мать пятерых детей, ни много и ни мало как «беснующейся Иродиадой». Его речи были опубликованы в епархиальной прессе. С «зарей свободы» многие «потеряли голову». Пример владыки Никона — пример крайности, но по-своему показательный. В июле 1917 года владыка снял с себя сан и монашество, обвенчавшись с бывшей ученицей подведомственного ему духовного заведения, скандал об отношениях с которой разгорелся еще до революции. После свадьбы жена бывшего владыки была убита. После этого в конце 1917 года бывший архиерей возглавил Министерство исповеданий Украинской Рады и подрабатывал в газетах театральным критиком. См.: Енисейская церковная нива. 1917. 3. С. 20–22; Забайкальские епархиальные ведомости. 1917. 9/10. С. 309–310. Цит. по изд.: Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. Материалы и архивные документы по истории Русской Православной Церкви/сост. М. А. Бабкин. Изд. 2-е испр. и доп. М., 2008. С. 292–293.

http://pravmir.ru/posle-2-marta-romanovy...

29 Конец рабочей истории?//International Review of Social History. M., 1996. Vol. 38. Приложение 1/Под ред. М. ван дер Линдена; Кирьянов Ю. И. Менталитет рабочих России на рубеже XIX-XX вв.//Рабочие и интеллигенция России в эпоху реформ и революций, 1861 – февраль 1917 г. СПб., 1997. С. 55–77; Полищук Н. С. Обычаи и нравы рабочих России//Там же. С. 114–131; Фирсов С. Л. Рабочие и Православная Церковь в России в начале XX века//Там же. С. 327–340. 31 Зелник Р. «Непривычному глазу»: вера и безверие у петербургских рабочих в 1870-е гг.//Личность, протест, история: Сб. ст. СПб., 2007. С. 145–178. 32 Зорина К. И. Частное пространство городского рабочего в кон. XIX – нач. XX века//Экономическая история. 2002. 8. С. 101 – 105; Канфер Е. Повседневное общение рабочих на предприятии и за его воротами: Прохоровская мануфактура и завод Гужона в конце XIX – нач. XX в.//Социальная история: Ежегодник, 2004. М., 2005. С. 141 – 163; Постников С. П., Фельман М. П. Социокультурный облик промышленных рабочих России в 1900–1941 гг. М., 2009. 33 Леонтьева Т. Г. Народная трезвость и церковный приход//История и время. Тверь., 2004. С. 58–70; Софронов В. Ю. Государство и Церковь – непримиримые союзники в борьбе за народную трезвость//Проблемы истории Сибири: сб. науч. трудов, посвященных 80-летию профессора Ю. П. Прибыльского. Тобольск, 2006. С. 126–140; Зубанова С. Г. Служение Русской Православной Церкви в XIX в. М., 2001. 34 Лашенцев Д. А. Приходские попечительства в России в XIX веке//Ученые записки МГСУ. Вып. 1. М., 1996. С. 141 – 146; Панкрат Т. В. Благотворительная деятельность приходских попечительств Москвы (вторая половина XIX – начало XX столетия). М., 2011; Панкрат Т. В. Приходские попечительства Москвы: возникновение и особенности организации//Российская история. 2010. 2. С. 111–128. 35 Колоухин С. О. Власть духовная и власть светская: направления взаимодействия с последней трети XIX века по февраль 1917 года (по материалам Московской епархии): дис. ... канд. ист. наук. Коломна, 2012; Ершов Б. А. Русская Православная Церковь в системе государственных отношений в XIX – начале XX в. (на материалах Центрально-Черноземных губерний): дис.... канд. ист. наук. Курск, 2012.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дискуссии, проходившие как на самом Поместном Соборе, так и в предшествовав­ший ему период, свидетельствовали о том, что вопросы, касающиеся отношений Церк­ви и государства, являются одними из наиболее болезненных для церковного сознания. Единства во взглядах на желательную перспективу развития этих отношений церков­ной общественности достичь не удалось. Между тем большинство представителей цер­ковной интеллигенции, духовенства и мирян выступили принципиальными сторонни­ками союза Церкви и государства, рассматривая проблему церковно-государственных отношений как ключевой вопрос государственного строительства в новой России. По этой причине клир и паства Православной Российской Церкви были психологически не готовы принять идею безрелигиозного государства. Принцип полного отделения Церкви от государства был неприемлем для церковного сознания и с практической, и с принципиальной точек зрения. В качестве альтернативы Церковь предложила ко­операционную модель церковно-государственных отношений, основные черты кото­рой были намечены в определении Поместного Собора «О правовом положении Пра­вославной Российской Церкви» 2 декабря 1917 г. Примечания 1 Подробнее см.: Фирсов СЛ. Русская Церковь накануне перемен (кон. 1890-х—1918 гг.). М., 2002. С. 228-229. 2См.: Бабкин М.А. Духовенство Русской Православной Церкви и свержение монархии (начало XX в. - конец 1917 г.). М., 2007; Бовкало А.А. Февральская революция и проблемы взаимоотношения Церкви и государ­ства // Церковь и государство в русской православной и западной латинской традициях. Материалы кон­ференции 22-23 марта 1996 г. СПб., 1996. С. 62-76; Гайда Ф.А. Русская Церковь и политическая ситуация после Февральской революции (к постановке вопроса) // Материалы по истории русской иерархии: Статьи и документы. М., 2002. С. 60-68; Лавров В.М., Лобанов В.В., Лобанова И.В., Мазырин А.В. Иерархия Рус­ской Православной Церкви, патриаршество и государство в революционную эпоху. М., 2008; Лобанова И.В. Восстановление патриаршества в России в контексте политических событий начала XX века // Отече­ственная история. 2005. 3. С. 139-143; Одинцов М.И. На пути к Поместному Собору (февраль-август 1917 г.) // Религиоведение. 2001. 2. С. 9-30; Рогозный П.Г. Февральская революция 1917 года и высшее духовенство Российской Православной Церкви. Автореф. дис.... канд. ист. наук. СПб., 2005; Соколов А.В. Временное правительство и Русская Православная Церковь (1917 год). Автореф. дис. ... канд. ист. наук.(95)

http://bogoslov.ru/article/352898

Иоксимович Ч. М. Мануфактурная промышленность в прошлом и настоящем. М., 1915. Кавторин В. Первый шаг к катастрофе. Л.: Лениздат, 1992. Кандидов Б. П. Московское восстание 1905 г. и Церковь . Пенза: Атеист, 1930. Кандидов Б. П. Церковь и 1905 год. М.: Науч. о-во «Атеист», 1926. Каннингем Дж. В. С надеждой на Собор: Русское религиозное пробуждение начала века/Пер. с англ. Г. Сидоренко. London: Overseas publ. interchange, 1990. Канфер E. Повседневное обшение рабочих на предприятиях и за его воротами: Прохоровская мануфактура и завод Гужона в конце XIX – начале XX века//Социальная история. Ежегодник. 2004 г. М.: РОССПЭН, 2005. С. 141–163. Каптерев П. Ф. Современные задачи народного образования. М.: журн. «Нар. учитель», 1913. Карандашев Г. В. Трезвенное движение в губерниях Центрально-промышленного района России в конце XIX – начале XX века//Народ, политика, власть в истории России. Ярославль, 2007. С. 65–73. Кирьянов Ю. И. Жизненный уровень рабочих России (конец XIX – начало XX в.). М.: Наука, 1979. Кирьянов Ю. И. Менталитет рабочих России на рубеже XIX–XX вв.//Рабочие и интеллигенция России в эпоху реформ и революций 1861 – февраль 1917. СПб.: Рус.-Балт. информ. центр «БЛИЦ», 1997. С. 55–77. Кирьянов Ю. И. Об облике рабочего класса//Российский пролетариат. Облик. Борьба. Гегемония. М.: Наука, 1970. Ковалев Ф. М. Православие на службе самодержавия в России. М.: Безбожник, 1930. Ковальский М. О воскресном и праздничном отдыхе фабричных рабочих//Труды высочайше учрежденного Всероссийского торгово-промышленного съезда 1896 г. в Н. Новгороде. СПб., 1897. Т. 3. Вып. 5. С. 112–118. Козьминых-Ланин И. М. Грамотность и заработки фабрично-заводских рабочих Московской губернии/Сост. инж. И. М. Козьминых-Ланин, фабрич. инспектор Моск. губ. М.: Моск. губ. земство, 1912. Козьминых-Ланин И. М. Продолжительность рабочего дня и рабочего года на фабриках и заводах Московской губернии. М.: Постоян. комис. Музея содействия труду при Моск. отд-нии Имп. Рус. техн. о-ва, 1912. Конец рабочей истории?//International Review of Social History. Vol. 38. Приложение 1/Ред. Марсель ван дер Линден. М.: УЛИСС, 1991.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

111а. Смулов А.М. Русская Православная Церковь и ее монастыри: жизнь и данные статистики в миссионерском аспекте (конец XIX – 20-е гг. XX в.). – М.: Издательство «Перо», 2019. 111б. Смулов А.М. Кирилло-Мефодиевская миссионерская традиция: принципы, формы и методы православной миссии. – М.: Издательство «Перо», 2018. 111в. Смулов А.М. Миссионерские и монашеские съезды 1887–1917 гг., По-местный Собор 1917–18 гг. и их значение для миссии РПЦ. – М.: Издательство «Перо», 2021. 112 . Сухова Н.Ю. Монахи и наука 1917–18 гг./XX Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Т. 1. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2010. 113 . Сухова Н.Ю. Российское «ученое монашество» перед проблемами учености и монашества (1880–1910-е гг.)./Христианское чтение, 2018, 114 . Троицкий И. И. IV Всероссийский миссионерский съезд в Киеве. 12–26 июля 1908 года: (Из зап. чл. съезда прот. И. Троицкого ). – Киев: тип. Имп. Ун-та св. Владимира, 1908. 115 . Троицкий Иоанн, прот. Статьи о работе IV Всероссийского миссионерского съезда./Киевские епархиальные ведомости. 1908, 28–29, 13–20 июля. 116 . Троицкий Иоанн, прот. Статьи о работе IV Всероссийского миссионерского съезда./Киевские епархиальные ведомости. 1908, 27 июля. 117 . Троицкий Иоанн, прот. Статьи о работе IV Всероссийского миссионерского съезда./Киевские епархиальные ведомости. 1908, 3 августа. 118 . Феодор (Поздеевский) , архиеп. Об ученом монашестве. Сайт «Азбука веры». URL: обращения: 04.11.2021). 119 . Филимонов Д.Ф. Об инородческих монастырях и общинах Волжско-Камского края//Сотрудник братства святого Гурия, 1910, с. 757–763; с. 778–781; с. 790–795. 120 . Фирсов С.Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х – 1918 г.). – М.: Духовная библиотека, 2002. 121 . Шарафутдинов Д.Р. Исторические корни и развитие традиционной культуры татарского народа XIX – начало XXI вв./Автореферат на соискание ученой степени доктора исторических наук по спец. 07.00.02 «Отечественная история». – Казань, Казанский Государственный университет, 2005.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/osoben...

В это же время началось развитие на Руси Кирилло-Мефодиевской миссионерской традиции в части множества форм и методов церковного миссионерского служения. Ключевыми стали личное служение свт Стефана Пермского (†1396), прп Сергия Радонежского (†1392) и продолженная его учениками «монастырская колонизация», в ходе которой было основано множество монастырей, ставших впоследствии начатками еще большего множества новых православных поселений, появившихся в их окружении. Именно монастыри и монастырская жизнь становились главными образцами для устроения правильной и полноценной приходской (сельской) жизни. Новый расцвет и развитие миссионерской традиции пришлись на конец XIX – начало XX вв. Среди многих выдающихся миссионеров и православных святых этого периода, следует назвать свт Иннокентия (Попов-Вениаминов), апостола Сибири и Америки, свт Николая (Касаткин , †1912), апостола Японии, свт Макария (Парвицкий-Невский) апостола Алтая, сыгравших выдающуюся роль в развитии внутренней и внешний миссий. Святители Иннокентий и Макарий, в бытность митрополитами Московскими, являлись одновременно и священноархимандритами Свято-Трицкой Сергиевой лавры, которая в течение долгих лет являлась основным источником выдвижения миссионерских подвижников и архиереев. Значительный теоретический вклад в разработку миссионерской традиции РПЦ внесли дореволюционные I-V Всероссийские миссионерские съезды, состоявшиеся в 1887–1917 гг., а также многочисленные миссионерские региональные (епархиальные, благочиний и уездов) съезды и собрания. К числу плодотворных деяний, связанных с развитием и реорганизацией православной миссии, можно отнести обмен опытом и решения I Всероссийского съезда монашествующих (1909 г.), Казанского миссионерского съезда по внешней миссии (1910 г.), Всероссийского съезда ученого монашества (1917 г.), Всероссийского съезда представителей от монастырей (1917 г.). О чем уже упоминалось выше. Особый вклад в развитие методологии и обобщение миссионерского опыта (миссионерской традиции) Церкви привнес Всероссийский Поместный Собор 1917–18 гг., приняв Определения о развитии внутренней и внешней миссии. В силу последующих историко-политических обстоятельств эти решения не были претворены в жизнь, но в постсоветский период были возрождены на Архиерейском Соборе 1994 г. и с принятием в 2005–2007 г. Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

32 . Андроник= Андроник (Никольский) , архиеп. О Церкви, России. Сост. В.А. Королев. Фрязино, 1997. 33 . Антоний= Антоний (Храповицкий) , архиеп. В чем продолжало отражаться влияние православия на последних произведениях гр. Л.Н. Толстого. Харьков, 1911. 34 . Антонов. Аннотированный список=Антонов В.В. Аннотированный список упоминаемых [в дневнике прот. Николая Чукова] лиц. Минувшее: Историч. альманах. М.-СПб., 1994. Т. 15. С. 599618. 35 . Антонов. Приходские братства=Антонов В.В. Приходские православные братства в Петрограде (1920-е годы). Минувшее: Историч. альманах. М.-СПб., 1994. Т. 15. С. 424445. 36 . АПТ=Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 19171943 гг. Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. 37 . Архангелов=Архангелов С.А. Наши заграничные миссии: Очерк о русских духовных миссиях. СПб., 2008. 38 . АС=Атеистический словарь. Под ред. М.П. Новикова. М., 1983. 39 . Афанасий=Собрание писем святителя Афанасия (Сахарова) , епископа Ковровского, исповедника и песнописца. М., 2001. 40 . Б.Т.=Б. Т[итлинов]. Наука и религия. ВСС. 1926. 5 (1). С. 1518. 41 . Бабкин. Духовенство=Бабкин М.А. Духовенство Русской Православной Церкви и свержение монархии (начало XX в.конец 1917 г.). М., 2007. 42 . Бабкин. Материалы=Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году: Материалы и архивные документы по истории Русской Православной Церкви. Сост. М.А. Бабкин. М., 2006. 43 . Багин=Багин С., свящ. Об отпадении в магометанство крещеных инородцев Казанской епархии и о причинах этого печального явления. Казань, 1910 [Оттиск из «Православного собеседника» за 1910 г.]. 44 . Багрицкий=Багрицкий Э. Стихи и поэмы. М., 1956. 45 . Балашов Е.=Балашов Е.М. Школа в российском обществе 19171927 гг.: Становление «нового человека». СПб., 2003. 46 . Балашов Н.=Балашов Н.В., прот. На пути к литургическому возрождению. М., 2001. 47 . БД ПСТГУ=Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века. База данных [Электронный ресурс:] http://kuz3.pstbi. ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/ans

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Шишкин (Шишкин 1970, с. 159–165), однако его наблюдения сводятся лишь к общим местам. Появившаяся недавно статья свящ. К. Буфеева «Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века» (Буфеев 1999) основывается на общеизвестных материалах и не решает поставленную задачу. 261 Подступами к этой работе являются Рослов 1994, Левитин и Шавров 1996, а также Шишкин 1970, Шкаровский 1999, Сергий 1964, Мануил обн. Очерки истории обновленчества содержатся также в общих работах по истории Русской Церкви (ИРЦ IX, Данилушкин 1997, с. 224–263, Поспеловский 1997, с. 62–102 и др.). 262 Так, А.А. Шишкин (1970) пользовался материалами Казанского епархиального управления, М.В. Шкаровский (Шкаровский 1995а, 1999) – Петроградского епархиального управления. В нашей работе используются материалы обновленческого Московского епархиального управления (ЦИАМ, ф. 2303, оп. I). 263 Здесь незаменимыми оказываются подготовленные Н. Н. Покровским и С.Г. Петровым материалы фонда Политбюро за 1922–1925 гг. (ЛК I-II) и посвященная взаимоотношениям Церкви и власти книга Н.А. Кривовой (Кривова 1997), а также материалы следственного дела Патриарха Тихона (Следственное дело 2000). 264 См., например, Введенский 1922, Введенский 1923, а также многочисленные статьи в обновленческой периодике. Эту мысль хорошо сформулировал активный участник обновленческого движения Б.В. Титлинов, в прошлом один из членов Собора: «Созванный в 1917 г. Церковный Собор в Москве оказался консервативным, и деятели церковного обновления на нем – в реакционном окружении» (Титлинов 1923, с. 48). «Оставалось одно – взять в свои руки церковную власть, – хотя бы путем революционным, и попробовать пойти путем революционным, продолжив прерванное Собором 1917–1918 гг. дело церковной революции. Внешние условия делали как раз такой исход возможным, так как сама революционная власть готова была поддержать, хотя и чуждое ей по существу, церковное начинание» (Титлинов 1923, с. 64). Аналогичную позицию занимает обновленческий синод в своем «Обращении архипастырям и пастырям Российской православной церкви» от 3 сентября 1924 г.: «Вспомните епархиальные съезды в период времени 1905 по 1917 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

19 См.: Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве: (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939–1964 годах). М.: Крутицкое Патриаршее подворье; Общество любителей церковной истории, 2005. С. 398. 21 Об этом, в частности, свидетельствует социальный состав осужденных. Из 936 750 осужденных в 1937 году: бывшие кулаки – 370 422, «бывшие» люди (помещики, дворяне, торговцы, жандармы и т.п.) – 114 674, служители религиозного культа – 33 382, единоличники – 27 209. [http://mozohin.ru/article/a-47.html] (Источник – см. примеч. 12) 22 Надежды немецких оккупантов на поддержку их режима со стороны духовенства и верующих не оправдались.Документы говорят о повсеместном сотрудничестве священнослужителей с партизанами, о помощи, которую они оказывали вышедшим из окружения и бежавшим из плена советским военнослужащим (Шкаровский М.В. Нацистская Германия и Православная Церковь . М., 2002) 23 В докладной записке Сталину 12.10.1943 уполномоченный по делам РПЦ Г.Г. Карпов писал: «Совет по делам Русской Православной Церкви, исходя из того, что обновленческое течение сыграло свою положительную роль на известном этапе и в последние годы не имеет уже того значения и базы, и принимая во внимание патриотические позиции Сергиевской церкви, считает целесообразным не препятствовать распаду обновленческой церкви и переходу обновленческого духовенства и приходов в Патриаршую Сергиевскую церковь ». На этом абзаце И. Сталин написал: «Тов. Карпову. Согласен с Вами». На Поместном соборе в ноябре 1944 года архиереи из бывших обновленцев составляли более половины участников. Впоследствии многие из них были уволены Патриархом Алексием I на покой. (Демидова Н.И. Кадровая политика Московской патриархии и состав епископата Русской православной церкви в 1940 – 1952 гг.: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. С. 16–17) 24 Бабкин М. А. Священство и царство (Россия, начало XX в. – 1918 г.) Исследования и материалы. М.: изд-во Индрик, 2011. Критика взглядов М.А.Бабкина сотрудниками ПСТГУ: Гайда Ф. А. Священство и царство в жанре фэнтези//Православие и мир, 11.12.2013; Репников А. В., Гайда Ф. А. Рецензия на: М. А. Бабкин. Духовенство Русской православной церкви и свержение монархии (начало XX в. – конец 1917 г.)//Отечественная история. 2008г. 5. C. 202–207 [Полный текст статьи];

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010