Конечно, есть великие имена русской литературы конца XIX – начала XX вв., следующие этой заветной линии русской литературы, в основе которой —православное мировоззрение. Переворот и смута 1917 г. потрясли духовные устои русского народа, разорвали нравственную связь поколений, что не могло не отразиться в литературе. Однако и в этот период оставались великие писатели, которым, вопреки довлеющей коммунистической идеологии, удалось остаться на пути, указанном Пушкиным, Гоголем и Достоевским. В данном случае в первую очередь нужно сказать о М. А. Шолохове и М. А. Булгакове. Конец ХХ – начало XXI вв. характеризуются ускорением процессов глобализации. Но русская литература не имеет с этим ничего общего, она совершенно иного духа. И даже в нынешнее апостасийное время русская литература представлена именами литераторов, произведения которых верны ее многовековым традициям. Изучая и русскую историю, и русскую литературу, мы не можем не почувствовать следов заботливого попечения Божия о России. Религиозный смысл и русской литературы, и русской государственности далеко превосходит узко национальные границы. И первое, и второе теряют смысл своего существования, если не находятся в служении Богу и православному народу. Многие великие русские деятели сознавали, что гуманистический эгоизм и человеческая самонадеянность как следствие первородного греха на самом деле является болезнью. Понять это они могли только при наличии должного критерия, который обрели в полноте Христовой Истины, а без нее Россия неизбежно идет к прогрессированию болезней и смерти. Русская литература доказала, что Православие и есть «Удерживающий», о котором говорит апостол Павел: «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Фес. 2:17). Великие русские писатели понимали, что центром этого сдерживающего начала (удерживающего воцарение сына погибели — антихриста) является именно Россия как православное государство. Часто они приходили к этому пониманию через трудные духовные подвиги и поистине очищающий огонь. Несмотря на огромные усилия, ни одна богоборческая теория не смогла опровергнуть фундаментальные положения русской православной концепции искусства, прежде всего, литературы. Искусство активно работает на просторах этой борьбы добра и зла, веры и неверия. Искусство (в нашем случае литература) здесь либо служит добру, либо выступает на стороне отступничества, по слову Евангелия: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30).

http://ruskline.ru/opp/2023/12/01/derzha...

Впрочем, одна из других находок этого проекта – «выпадение добра», снижение его нормативной ценности в обществе; непонятность и нарастающая архаичность употребления в коммуникативных практиках. Социальный релятивизм демаркации « доброго » и « не доброго » — тревожный сигнал. Где искать ориентиры? Работающие пенсионеры живут по заповедям В 2013 году Служба Среда провела всероссийский опрос (полевые работы: ФОМ), в котором россиян спрашивали о соблюдении ими Божиих заповедей. Как оказалось, один из самых высоких показателей «жизни по заповедям» свойственен работающим пенсионерам. Возможно, они могут стать духовным стержнем, носителями «символического капитала», дефицитного ресурса, необходимого для доверия в обществе, для здорового морального климата, для успешности программ социальной интеграции и мобилизации, и даже, может быть, для демографического роста. Неожиданный ресурс Экономическая эволюция происходит в новейшее время рывками: осваивается новое измерение «человеческого капитала», и на несколько поколений после этого возникает своего рода технологическое плато с более последовательными и предсказуемыми (хотя и стремительными на взгляд конкурирующих участников) изменениями. Конец XIX века и начало XX охарактеризовались всеобщей грамотностью и трудовой профессионализацией. Затем, в России после 1917 года, а в других странах после Второй мировой войны, из замкнутости домохозяйств на экономическую и политическую сцену вышли женщины. Возможно, первая половина XXI века ознаменуется прорывом в осмыслении социальной роли пожилых людей. Те страны и культуры, которые окажутся в авангарде, получат серьезное преимущество. Личное измерение старости Подводя итог сделанным наблюдениям, хотелось бы сделать вывод о желательности коррекции социального образа старости в России. Практическая и символическая ценность «седого ресурса» очевидно связаны между собой; искажение в одном направлении ведет к перекосу во втором. С чего может начаться такая коррекция? Прежде всего, с честности, со «смелости к старости». Изменение отношения к чужой старости начинается с отношения к собственной старости. 

http://pravmir.ru/tsennost-starosti-v-to...

Ю.И. Белоногова Литература Андреев Г.Л. Христианская периодическая печать на русском языке. 1801–1917 годы. Нью-Йорк, 1997. Т. 1–3. Андреева Ю. С. Деятельность православного духовенства по воспитанию трезвого образа жизни среди населения Оренбургской епархии во второй половине XIX – начале XX вв.//Культура и искусство в памятниках и исследованиях. Челябинск, 2006. Вып. 4. С. 66–73. Антология социальной работы. М., 1994. Анфимов A.M. Динамика землевладения в России, 1906–1914 гг. М., 1989. Анфимов A.M. К вопросу о характере аграрного строя Европейской России в начале XX в.//Исторические записки. М., 1959. Т. 65. Анфимов A.M. Налоги и земельные платежи крестьян Европейской России в начале XX века (1901–1912 гг.)//Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. 1962 г. Минск, 1964. С. 489–505. Анфимов A.M. Российская деревня в годы Первой мировой войны (1914 – февраль 1917). М., 1962. Бабкин М.А. Духовенство русской Православной Церкви и свержение монархии (начало XX в. – конец 1917 г.). М., 2007. Баранова О.Г. Рождественско-святочная обрядность русского населения Вятского края (XIX-XX вв.)//Малые города России: Культура, традиции. М.; СПб., 1994. Басин И. Пастырь на рубеже эпохи//Православная община. 1996. С. 75–91. Белозеров Н.А. Проблема корпоративного сознания приходского духовенства (по материалам Русского Севера)//Религия и Церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера. Киров, 1991. Белоусов А.Ф. Образ семинариста в русской культуре и его литературная история (от комических интермедий XVIII в. до романа Надежды Хвощитской «Баритон»//Традиции в фольклоре и литературе. СПб., 2000. Белякова Е.В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. М., 2004. Бердинских В.А. Приходское духовенство в развитии краеведения в XIX веке//Вопросы истории. 1988. 10. Бердяев Н. Судьба России. М., 1990. Беркевич А.Б. Крестьянство и всеобщая мобилизация в июле 1914 г.//Исторические записки. М., 1947. Т. 23. С. 3–43. Бернштам Т.А. Приходская жизнь русской деревни : Очерки по церковной этнографии М., 2005.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 6. Высшая церковная власть и церковнославянская книжность: поместный собор 1917–1918 гг. и послесоборный период Если с одной стороны, было бы несправедливо представлять себе богослужение чем-то омертвело неподвижным и навсегда законченным, (...) то с другой стороны, изменение и дополнение в богослужении никак не могут быть делом отдельных лиц и обществ; это есть дело всей Церкви, которое долго зреет в глубинах недр церковных, испытуется и приемлется сознанием всей Церкви и осуществляется духовно-правомощными органами Церкви, каковым органом в нашей Российской Церкви является Поместный Собор. (...) Бывший в 1917–1918 гг. Церковный Собор в Москве приступил к рассмотрению возникших запросов об исправлениях в нашем богослужении, но не имел времени закончить своих работ. Это предстоит завершить будущему Собору, когда он состоится. Из обращении Патриарха Тихона к архипастырям и пастырям Православной Российской церкви ноября 1921 г.) 6.1. Поместный Собор 1917–1918 гг. Предыстория В предыдущих разделах были проанализированы дискуссии о языке богослужения и языковая практика справщиков и составителей богослужебных и молитвенных текстов. Между тем, как уже говорилось выше, существенным компонентом истории языка являются нормативные документы тех институтов, которые занимаются контролем за изданием богослужебных книг. До 1917 года таким органом был Св. Синод. После избрания Патриарха и роспуска Синода высшим органом церковной власти стал Поместный Собор Русской Православной церкви, работавший с 15 августа 1917 г. по 7/20 сентября 1918 г. Поместный Собор является прямым наследником церковных дискуссий начала XX в. В процессе работы Собора была предпринята попытка дать ответы (в форме соборных определений) на поставленные в предшествующие годы вопросы. Принятые или подготовленные решения Собора можно рассматривать как завершение дискуссий начала века. Материалы Собора имеют совершенно иной статус, нежели опубликованные в периодической печати полемические тексты. Собор – высший орган церковной власти, и его решения (деяния) являются не частным мнением, а точкой зрения Русской Православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Коллектив авторов Скачать epub pdf От редакции. Патерик новоканонизированных святых 1 Канонизация святых в Русской Православной Церкви (Исторический обзор канонизации святых в Русской Православной Церкви) Период от крещения Руси до макариевских Соборов Характерная особенность православного вероучения – почитание святых. Святые – это друзья Божии, которые своими подвигами воплотили Евангельский идеал совершенства ( Мф 5:48 ). И ныне они сияют своими добродетелями и чудесами на духовном небосводе, сподобившись Благодати Божией и прославляемые земной Церковью , своими соотечественниками. Как на небе многие звезды сияют ярко, а другие видны только вооруженным глазом, так и помимо святых, канонизированных в Церкви, много и таких, имена которых ведает только Сам Господь. Святые – это радость Церкви, они своими непрестанными подвигами постоянно “осоляют” ( Мф 5:13 ) нашу жизнь. Особая радость в Церкви – канонизация ее членов, то есть причисление их к лику святых; это неотъемлемая сторона жизни Церкви. История канонизации русских святых в XX столетии, можно сказать, уже нуждается в своем осмыслении. Конец XIX – начало XX вв. – это царствование последнего Всероссийского самодержца Николая II (†1918). В сравнении с государями, его предшественниками, при нем в Русской Церкви было совершено более всего канонизаций. Первым в этом столетии был причислен к лику святых преподобный Серафим Саровский (†1833; пам. 2 января), затем последовало прославление в 1911 г. епископа Иоасафа Белгородского (†1754; пам. 10 декабря), в 1913 – патриарха Ермогена (†1612; пам. 17 февраля), в 1914 – святителя Питирима Тамбовского (†1698; пам. 28 июля), в 1916 – митрополита Иоанна Тобольского (†1715; пам. 10 июня). На Поместном Соборе 1917–1918 гг. были канонизированы святитель Иосиф Астраханский (†1672; пам. 10 мая) и Софроний Иркутский (†1771; пам. 30 марта). Важным литургическим и канонизационным соборным деянием явилось установление общей памяти в честь Всех святых в земле Российской просиявших во вторую неделю после Святой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ф.Н. Покровский Содержание Пролог Поместный Собор РПЦ Гражданская война Красный террор Епархиальный дом Приложение 1. Биография Приложение 2. Тематика выступлений прот. Константина Аггеева на Поместном соборе 1918 гг.     В этой небольшой книжке автор, рассказывая о судьбе своего деда – священника Константина Агеева, чье служение пришлось на конец XIX – начало XX в., поведал о страшных событиях, произошедших в России в этот период. Автор использует публикации средств массовой информации той поры, материалы исследователей, воспоминания очевидцев, письма героя повествования. Трагические судьбы позволяют почувствовать противоречивость различных течений православной мысли, интенсивный поиск в нелегких условиях правильного направления деятельности Церкви ее лучшими представителями. Брошюра написана по инициативе и при поддержке светлой памяти Николая Евгеньевича Емельянова, создателя Базы Новомученики и Исповедники РУсской Православной Церкви XX века. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей Православия в Отечестве.     Совсем недавно, восстанавливая родословную своей семьи, я узнал, что по материнской линии мой двоюродный дедушка – протоиерей Константин Маркович Аггеев, погибший во время Гражданской войны. С первых лет Советская власть осуществляла жестокие гонения на Церковь и священнослужителей – разорялись и разрушались храмы, были арестованы, сосланы и расстреляны священники и монахи. Даже упоминание в анкетах граждан о наличии среди родственников служителей Православной Церкви приводило в советское время к возникновению осложнений в приеме на работу, учебу, в предоставлении жилой площади, в медицинском обслуживании… Поэтому очень часто священники, во избежание неприятностей своим родным, уходили из семьи и просили о них не упоминать, а дети, внуки, племянники, невестки и зятья становились «отказниками» – устно или письменно отказывались от своей родни в священном сане. Константин Маркович Аггеев родился в семье Марка Пименовича Аггеева, предположительно сельского священника Тульской губернии. Окончил Тульскую семинарию, Киевскую Духовную академию со степенью магистра богословия, служил иереем сначала в Сувалке (Литва), потом в Санкт-Петербурге, Москве. Был председателем Учебного комитета Священного Синода РПЦ, членом Предсоборного Совета, членом Поместного Собора 1917–1918 гг., активным деятелем движения за введение Патриаршества в Русской Православной Церкви 1 . Примкнул к Белому движению. Расстрелян как контрреволюционер.  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Экуменизм до экуменического движения Речь на акте Православного Богословского Института в Париже, 11-го декабря 1955 года. На призыв Петра Великого Россия ответила не одним только Пушкиным. Девятнадцатый век показал всему миру, что Россия не какое-то азиатское ханство, а полноправное европейское государство. Русская наука и искусство блеснули именами мировой известности. Начало XX в. некоторые склонны были называть «ренессансом». Но русский бунт 1917 г. положил всему этому конец. Вместо цветения христианской цивилизации началось строительство на основах диалектического материализма. Одно из самых ярких явлений XIX в. и начала XX в. это богатейшие плоды на ниве духовного просвещения. Наши Духовные Академии за сто лет своего существования (с 1809 г.) прославили русскую церковь такими именами, что европейская наука теперь справедливо изумляется величием наших духовных школ. Русская эмиграция также способствовала этому. Благодаря встречам инославных европейцев с представителями православного духовенства и науки за эти 35 лет, римскому католичеству и протестантизму открылся мало дотоле известный мир. Но не следует, однако, обобщать этого факта. Не только благодаря так наз. экуменическим съездам Европа узнала просвещенное русское духовенство и сокровища русской богословской науки. Задолго до этого наше заграничное духовенство старалось знакомить западный мир с Православием и с богатством нашего богословия. Имена этих священнослужителей вошли в историю и долг справедливости требует напомнить хотя бы некоторые из них. Если не считать посольства нашей первой духовной миссии в Китай в 1684 г., так как ее положение было совсем особым, то можно думать, что старейшей церковью на чужбине является Стокгольмская. Уже Столбовским мирным договором 1617 г. было утверждено законное положение русского священника в Русском дворе («Ryssgarden») в Стокгольме для обслуживания русских торговых людей. Богослужение совершалось в «молитвенных анбарах», снимаемых русскими купцами у шведского городского управления. Известен некий «поп Емельян» в 1651 г. Но это было делом частным и приезжавшие тогда вместе с русскими купцами священники являлись, конечно, людьми случайными. Настоящая, более или менее постоянная русская церковь при дипломатическом нашем представителе в Швеции основана была в 1700 г., с какого времени богослужение совершалось для русских почти постоянно 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/d...

Беседа 20. Искушение политикой Сегодня, после значительного перерыва, мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж». И мы будем читать 22-ю главу Евангелия от Матфея с 15-го по 22-й стих. Тема, с которой мы начинаем нашу беседу, называется Искушение политикой; вторая тема: Радость и веселье в деле нашего спасения. Подобное искушение, искушение политикой очень актуально в наши дни, ибо сам характер власти в России за последние 350 лет изменился, отойдя от православных христианских начал в сторону секуляризма (XVIII век) и даже воинствующего антиклерикализма (конец XIX – начало XX веков), что и породило революцию 1917 года. В советское время (1917–1991 гг.) у нас в стране был воинствующий госатеизм, потом с 1991-го (произошла буржуазная революция) делались попытки растащить Церковь по разным политическим «квартирам». Теперь Церковь отождествляют с «партией власти», а Патриарха называют «рупором Кремля» – и это только потому, что Церковь все делает для того, чтобы страна не скатилась в пропасть гражданской войны или олигархического крепостного права. В передаче «Слово пастыря» (эфир 9 апреля 2011 года) Патриарх Кирилл обратил внимание на то, что до недавнего времени Церковь обвиняли в социальной пассивности, ставя нам в пример западное христианство с их гуманитарными шоу и всевозможными формами терпимости. «Но то была не забота об эффективности Церкви, а просто желание сказать нечто, что отвратило бы людей от Церкви», – убежденно заявил наш Предстоятель. Теперь, когда Церковь вступила в диалог с властью и называет вещи своими именами, проявляя социальную активность, это тоже кому-то не нравится, «раздается еще более яростная критика – теперь уже за эту активность», – восклицает Патриарх. Сказано: «Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали» ( Лк.7:32 ). Создается впечатление, что противникам христианства плохо все, что бы Церковь ни делала. Причину такого неприятия Евангелия Его Святейшество, видит не в «идеологическом несоответствии доктрин», но именно в неприятии Церковью греха, отказ от его легализации, полное неприятие греха в себе и других. «Кто-то откликается на эту проповедь и старается изменить свою жизнь, – отметил Патриарх, – а кто-то восклицает: “Нет, это вы (то есть христиане. – О.С.) должны уйти из общественного пространства. Я слышать не хочу. Вы мне мешаете, вы бросаете вызов моей идентичности. Я грешник, это моя суть, но я не хочу, чтобы мой грех называли злом”». Здесь Патриарх совершенно точно передает психологическую внутреннюю позицию врагов Закона Божия, почему они не приемлют Церковь , Евангелие, а значит, и Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Г. Э. Щеглов Содержание К читателю Список сокращений Глава 1. Формирование мировоззрения и начало научной деятельности (1867–1899) 1.1. Детство и годы учебы 1.2. Санкт-Петербургская духовная академия и первые научные труды 1.3. Определение на службу и расширение церковно-общественной деятельности 1.4. Магистерская диссертация 1.5. Последние труды по истории православия на Беларуси 1.6. «Народная Академия» Глава 2. На вершине творчества (1900–1907) 2.1. Большие замыслы и новые горизонты 2.2. Доктор церковной истории 2.3. Архив Александро-Невской Лавры. Религиозно-философские собрания. Взгляд на церковную жизнь Петровской эпохи 2.4. Предсоборное Присутствие Глава 3. Служба (1908–1914) 3.1. Особые поручения 3.2. В Учебном комитете 3.3. К вопросу о кодификации церковных законов 3.4. В духовных семинариях 3.5. Юбилеи. Летописец Александро-Невской Лавры Глава 4. Великий перелом (1914–1924) 4.1. Война. Утраты 4.2. Подготовка к Всероссийскому Поместному Собору 4.3. Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917–1918 годов 4.4. Делегация Высшего церковного управления 4.5. Архивы Высшего церковного управления Послесловие Библиография. Источники 1. Опубликованные 1.1. Печатные труды С.Г. Рункевича Издания под редакцией С.Г. Рункевича Готовились к печати (в 1914 г.) Статьи С.Г. Рункевича в «Православной богословской Энциклопедии» 1.2. Отзывы на труды С.Г. Рункевича 1.3. Делопроизводственная документация 2. Архивные материалы 3. Фотоматериалы Литература Приложение Труды С.Г. Рункевича, вышедшие отдельными изданиями Под редакцией С.Г. Рункевича     Монография посвящена жизни и трудам крупнейшего церковного деятеля и ученого Степана Григорьевича Рункевича (1867–1924). Это глубокая и сложная фигура, ознакомление с которой дает возможность проследить не только судьбу отдельного человека, формирование его мировоззрения, становления С.Г. Рункевича как ученого, но и позволяет через него проследить судьбу Русской Православной Церкви в ее наиболее сложный период – конец XIX–haчaлo XX века, вплоть до революционных потрясений и начала гонений на Церковь . Книга написана главным образом на основе многочисленных архивных и опубликованных источников.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Хоста. Церковь Спаса Преображения. Свято-Преображенский храм Карта и ближайшие объекты Храм Преображения Господня — православный храм в микрорайоне Хоста Хостинского района Сочи. Приход принадлежит Сочинскому благочинию Екатеринодарской епархии РПЦ. Храм построен в 1914 г. по инициативе супруги крупного сановника, министра юстиции царской России И.Г. Щегловитова Марии Фёдоровны – в те годы их дача располагалась в Хосте неподалеку от места, где ныне находится храм. Она организовала попечительский совет, активно собирала средства. На его строительство император Николай II специально выделил 4 тыс. золотых рублей. Храм спроектирован в подражание Иерусалимскому Храму Гроба Господня. После 1917 г. церковь закрыли и позже в ней разместилась АТС. В 1991 г. подвал здания отдали верующим, а в 2001 г. — весь храм полностью.   Это место издавно влекло к себе людей: тисово-самшитовая роща, величественные горы, искрящиеся водопады, пробковые дубы и, конечно, море – невозможно остаться равнодушным к такой природе. Недаром селились здесь и античные греки, и римляне, и византийцы, и генуэзцы, и турки. От генуэзцев остались руины старинной крепости с четырьмя башнями. Византийцы, обращавшие местных жителей в христианство, построили три церкви, позже разрушенных турками. Многое повидала древняя Хоста за две с половиной тысячи лет… Конец XIX и начало XX веков – время интенсивного освоения побережья Чёрного моря. «Сенатор Н.С. Абаза… обратил внимание на счастливое местоположение этого уголка, на довольно широкую площадку у моря и глубокую в этом месте морскую излучину… Тут решено было создать город: провели улицы, дороги; наметились церковный, школьный, торговые участки; нарезали 175 городских участков, большая часть которых отведена была в 1901-1903 годах частным лицам с обязательством в трёхлетний срок расчистить, огородить и застроить полученную землю», – так описано возникновение курортного посёлка в книге Ф.П. Доброхотова «Черноморское побережье Кавказа», изданной в 1916 году. Хоста, приписанная к приходскому селению Адлер, своего храма не имела, что создавало бесчисленные неудобства для местных жителей.

http://sobory.ru/article/?object=05832

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010