Сообразно печали, яже по Бозе, и чтобы содействовать нам к соблюдению поста, Церковь издревле постановила в эти дни, кроме суббот, воскресных дней и праздника Благовещения, совершать Литургию неполную — преждеосвященных даров, чтобы радостное священнодействие полной Литургии, за которой в первые времена тотчас следовала и радостная вечеря любви (Деян. 2, 46), не умаляло сокрушения о грехах и пощения, потребных в дни Великого поста. Постановление Церкви совершать полную Литургию по воскресным дням и субботам Великого поста издревле освящено примером Церкви первенствующей, непрерывно в каждую субботу и в каждый воскресный день приносившей бескровную Богу жертву благодарения — в субботу в воспоминание создания мира, а в день воскресный — в воспоминание искупления его, запечатленного воскресением Христовым (Деян. 2, 46). Но по субботам Четыредесятницы, когда обыкновенно бывают многие причастники тела и крови Христовых, торжествуя с ними и согласно с этим великим торжеством доставляя им покой от седмичных трудов поста и стояния, Церковь совершает более краткую Литургию св. Иоанна Златоустого. Разделив же с причастниками духовную радость и покой по субботам, в воскресные дни Великого поста, кроме Вербного, в который бывает дванадесятый праздник, Церковь совершает пространнейшую Литургию Василия Великого, внушая, что в самые воскресные дни Четыредесятницы прилично нам продолжительнейшее стояние на молитве при богослужении. Посему самый пост в воскресные и субботние дни Четыредесятницы издревле ослабляется. На ослабление поста в эти дни Церковь указывает также и богослужением полной Литургии и без соединения с вечернею. Так дни субботний и воскресный во время Великого поста издревле служат днями отдохновения от седмичных подвигов поста. Св. Златоуст говорит:«Премудрое устройство по отношению к нам имеет св. Четыредесятница. Как на больших дорогах есть постоялые дворы и гостиницы, в которых утомившиеся путники могут отдохнуть и успокоиться от трудов, чтобы потом продолжать путь; как на море есть берега и пристани, где мореходы могут несколько отдохнуть, чтобы потом опять начать плавание, так и в настоящее время св. Четыредесятницы вступившим на путь поста Господь даровал эти два дня (субботний и воскресный) в седмице, как бы гостиницы, как бы берега и пристани для краткого отдохновения, чтобы они, и тело успокоив несколько от трудов поста и душу одобрив, опять по прошествии этих двух дней, с усердием вступали на тот же путь и продолжали это прекрасное и спасительное путешествие».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Если ты отказываешь себе в пище, но при этом тебя не наполняет нечто другое, то тогда у тебя не будет никакой радости от поста. Не может голодный человек быть радостным, если у него кроме голода ничего нет. Я замечаю, что на богослужения Великого поста приходит очень мало людей. Но ведь великопостные службы способны человека сильнейшим образом насыщать, по-настоящему его просвещать. «Свет сый, Христе, просвети мя Тобою», – обращаемся мы ко Христу как к Свету и просим посветить наше сердце, помраченное страстями. Один раз придешь на великопостную службу, услышишь эту молитву и потом всю неделю ходишь и внутри себя ее повторяешь, она начинает внутри тебя звучать. Постоять в великопостной тишине Одно какое-нибудь молитвенное воззвание, которое человек услышит в стихирах Великого поста, так может проникнуть в сердце, что он живет этим всю неделю, проживает это каждый день, и оно наполняет сердце светом и радостью. Поэтому при всякой возможности нужно ходить на какую-то, хотя бы небольшую, часть великопостной будничной службы. Для каждого христианина важно сделать это правилом Великого поста. Во многих храмах Москвы есть утренние и вечерние службы, где вечером служится Великое повечерие и утреня Великого поста, например, в Даниловом монастыре, в Новодевичьем монастыре. Возвращаясь с работы, заглянуть в храм на какое-то время, постоять в великопостной тишине, вслушаться в звучание великопостных молитв, постового распева. Тогда пост становится таким радостным, таким необходимым, таким важным, хочется все больше и больше поститься и никогда от этого не отступать. Нельзя Великим постом только ничего не есть, а потом в воскресенье послаблять себе креветками и вином. Бессмысленно, потому что воскресенье и суббота – это не пост. Воскресные и субботние великопостные службы – это как раз отмена поста. Это выход из поста на воскресную радость. И само состояние поста, само звучание поста в субботних, воскресных службах совсем другое. А вот сама великопостная, постническая молитва – это, конечно, будничные седмичные службы, это трипеснецы великопостные, каноны, чтение Ветхого Завета... Если нет возможности пойти в храм, прочтите сегодняшнюю службу в Интернете, прочтите канон великопостный, еще что-то. Хоть немножечко побудьте в этом призыве к свету, которым наполнен Великий пост.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

3. Воскресенья великого поста    Каждое воскресенье Великого Поста имеет два значения. С одной стороны, каждое из них входит в тот ритм, которым выявляется духовная «диалектика» Поста. С другой стороны, в течение исторического развития Церкви почти каждое великопостное воскресенье обрело еще и второе значение. Так, в первое воскресенье Церковь празднует Торжество Православия, вспоминая победу над иконоборчеством и восстановление почитания икон в 843-м г., в Константинополе. Связь этого празднования с постом чисто историческая: первое Торжество Православия произошло именно в это воскресенье. То же можно сказать о посвящении второго воскресенья Поста памяти св. Григория Паламы. Осуждение его врагов и оправдание его учения было принято Церковью в XIV столетии как второе Торжество Православия, и поэтому его ежегодному празднованию было посвящено второе воскресенье Великого Поста. Хотя оба эти празднования очень важны, они сами по себе не зависят от Великого Поста как такового, и мы не будем здесь говорить о них отдельно. Память св. Иоанна Лествичника в четвертое воскресенье Поста и св. Марии Египетской в пятое воскресенье по существу имеют гораздо больше связи с Великим Постом. В обоих святых Церковь видит не только носителей аскетизма, но и самый совершенный его пример: у св. Иоанна Лествичника в его писаниях, а у св. Марии Египетской в ее жизни. Воспоминание этих святых во второй половине Поста явно должно служить ободрению и вдохновлению верующих в их духовной борьбе в течение всего великопостного подвига. И так как об аскетизме нельзя только вспоминать, но надо применять его на деле, и так как память обоих этих святых затрагивает наш личный постный подвиг, мы поговорим об этом отдельно в последней главе.    Первое же и главное значение великопостных воскресений раскрывается в чтениях Апостола и Евангелия. Чтобы понять их порядок, надо еще раз вспомнить первоначальную связь Поста с крещением, т. е. смысл Поста как приготовления к крещению. Эти чтения действительно составляли неотъемлемую часть раннего христианского оглашения; они объясняют и как бы подытоживают приготовление оглашенных к пасхальному таинству крещения. Крещение открывает вход в новую жизнь, дарованную Христом. Эта новая жизнь еще только возвещена и обещана оглашенному, и он ожидает и принимает ее верой. Он подобен людям Ветхого Завета, жившим верой в обещанное, исполнения которого сами они не увидели.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2630...

Итак, самая главная строгость поста — это отсутствие ежедневной полной литургии. Полная литургия совершается в недели Великого поста, это литургия Василия Великого. Все случаи, когда совершается литургия Василия Великого, легко запомнить: она совершается всего 10 раз в году: 5 недель Великого поста (5 воскресений), Рождественский и Крещенский сочельник (кроме совпадений их с субботой и воскресеньем: если сочельник попадет на субботу или воскресенье, то литургия Василия Великого переносится на самый день праздника), Великий Четверг и Великая Суббота. А десятый день очень простой — память самого Василия Великого, Обрезание Господне. Полная литургия совершается в субботу, потому что суббота — день не постный: не постный по устроению службы, не строго постный по еде — можно вкушать елей — и не постный по самому значению этого дня, о чем мы будем говорить впоследствии. В субботы Великого поста совершается литургия Иоанна Златоуста. Дни совершения Преждеосвященной мы с вами назвали те, которые приняты в нынешней редакции Устава. Но помните, что все будние дни Великого поста — это нормальное, законное место для Преждеосвященной, она возможна в любой будний день Великого поста. Если Благовещение Пресвятой Богородицы попадет на будний день или на субботу, то совершается литургия Иоанна Златоуста. Вербное воскресенье уже нельзя назвать неделей Великого поста, это уже не Великий пост, как и суббота Лазарева, это уже совсем особое время. Великий пост кончается в пяток ваий, в пяток перед Лазаревой субботой. 15. Недели и Субботы Великого Поста. М ы рассмотрим литургические темы и особенности богослужения воскресений и суббот Великого поста. Прежде чем приступить к рассмотрению этого материала, а оно будет в основном носить описательно-иллюстративный характер, мы постараемся подумать над тем путем, который начертан нам богослужебной жизнью Церкви Великим постом. Еще в предыдущих главах, касающихся богослужения будних дней Великого поста и совершения Евхаристии в течение Великого поста, мы обращались к проблеме Евхаристии и поста, которая так ясно является нам в устроении богослужебной жизни Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Во 2-х, дни первой седмицы Великого поста. В них в понедельник, вторник, среду и четверток читается Великий канон св. Андрея Критского (Тип., послед., сих дней), а в пяток – канон Октоиха, покойный (Тип., послед. пятка 1-й сед. Вел. поста), который положен в Октоихе в последовании утрени и, кроме того, читается канон из Минеи святому, случившемуся в субботу или неделю этой седмицы (Там же). В первую неделю (воскресение) Великого поста на повечерии читается канон пророкам, положенный в Триоди наряду. В 3-х, пятки сырной седмицы и седмиц Великой Четыредесятницы, кроме седмицы ваий, и пятки седмиц Пятидесятницы, кроме седмицы пасхальной. В эти пятки полагаются на повечерии каноны покойные настоящего гласа той Недели, т. е. каноны за усопших из Октоиха, положенные там в последовании субботы на утрени (Тип., послед. пятка, сырнаго. Последование пятка 1-й седм. Великого поста и послед. 2-й седм. пр Пасхе пятка). Кроме того поются и каноны святых, прилучившихся в Недели или субботы (Тип., послед. пятка 1-й седм. Великого поста и Нед. св. ап. Фомы). В 4-х, дни от пятка седмицы ваий до дня Пасхи. В эти дни читаются трипеснцы и каноны Триоди Постной (Тип., послед. пятка недели ваий – послед. велик, понедельника и др.). В 5-х, в день Пятидесятницы читается канон не к Богородице из Октоиха, а канон Святому Духу из Триоди (Тип., послед. пят. и др.). В некоторые же дни в году полагаются на повечерие два канона, как это и видели из некоторых предыдущих указаний. К таким дням относятся: Во 1-х, дни от понедельника 2-й седмицы Великого поста до пятка седмицы ваий. В эти дни поются каноны тех святых, коих память случится в дни – от субботы Лазаря до недели св. ап. Фомы. Каноны святых поются с канонами Богородичными Октоиха. Прежде поется канон Богородицы, потом канон Минеи. По 3-й песни поется кондак и седален Минеи (Тип., послед. понед. 2-й седм. Велик. поста). Во 2-х, на повечерии с канонами Октоиха читаются каноны тех святых, коих память случится в недели (воскресения) 2-ю, 3-ю, 4-ю, 5-ю Великой Четыредесятницы (Тип., послед. пятка 1-й седмицы Вел. поста), также в среду 4-й седмицы (Тип., послед. вторника 4-й седмицы Великого поста), в четверток 5-й седмицы Великого поста (Тип., послед. 4-й нед. вечера).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Разумно проведённый физический пост приводит к обновлению человеческого организма. Но без духовных упражнений он не даёт положительных результатов. Поэтому время поста надо посвятить молитве, покаянию, прилежному посещению храма, усиленной борьбе со своими грехами, а не привычным развлечениям и страстям. Воздержание в пище даёт возможность проснуться духовным потребностям человека. Когда усмиряются плотские страсти, просветляется духовный разум человека, и он начинает лучше видеть свои недостатки, греховные дела и дурные привычки, возникает жажда очистить свою совесть, покаяться перед Богом. Святые отцы, объясняя важность воздержания в пище, всегда настаивали на том, что необходимо одновременно воздерживаться от пороков, ибо главная цель поста состоит в нравственном исправлении человека. «Подвиг поста, – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов) († l867), – не принадлежит исключительно телу; подвиг поста полезен и нужен не единственно для тела, он полезен и нужен преимущественно для ума и сердца». «Пользу поста, – учит св. Василий Великий († 379), – не ограничивай одним воздержанием в еде, потому что истинный пост есть устранение от злых дел. Разрешай всяк союз неправды. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. Ты не ешь мяса, но обижаешь брата. Будем поститься постом, угодным Богу. Истинный пост есть удаление зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи и клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост». Как через невоздержание наших прародителей мы пали и лишились рая, так через добровольно принимаемый на себя подвиг поста мы можем возвратить себе потерянное райское блаженство. Характер великопостного богослужения Церковь помогает христианину в подвиге поста, располагая его к покаянию. В великопостное время в храме всё иное, необычное: и состав церковных служб, и молитвы, и песнопения, и напевы, и поклоны, и вся обстановка храма. Священнослужители облачаются в тёмные ризы; Царские врата открываются реже, освещение ослабляется, звон к богослужению бывает редкий и унылый, песнопений мало, чаще слышится чтение псалмов и других молитв, располагающих человека к покаянию, часто повторяется молитва св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего...» с поклонами, молящиеся часто преклоняют колени. Праздничная пышность и торжественность уступают место сосредоточенному сокрушению о грехах, очищению совести. Полная литургия, как самая торжественная из всех церковных служб, совершается только по субботам и воскресеньям, по средам же и пятницам в течение всего поста совершается литургия Преждеосвященных Даров.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Л. В. Викторова В. В. Амфитеатрова Перед началом Великого поста Наступает Великий пост. Семь недель святого поста, стоящие преддверием великого праздника во славу Христа Спасителя, по выражению святых учителей Церкви,- лествица, по которой христиане должны восходить к духовным совершенствам. Сумевший и успевший пройти твердой стопой по этой лествице способен принять в себя дары Святаго Духа и созерцать величайшее таинство Христова Воскресения. Каков же должен быть наш пост, чтобы он был угоден Богу и спасителен для нашей души? Над решением этого вопроса человеку нет необходимости мудрствовать. Необходимые качества поста указаны в нынешнем Евангелии. Первое условие нашего говения и христианского поста - незлобие души. Человеку гордому, человеку немиролюбивому, строптивому не доступны утешения истинного поста. Когда душу нашу обуревают злые воспоминания и неблагожелательность, когда наше сердце беспокойно волнуется чувством гнева, мести и ненависти, то мы не постимся и не говеем. В этом состоянии человек, хотя бы уста его и повторяли слова молитв, а слух внимал церковным песнопениям, не замаливает свой грех, но усугубляет его. В этом состоянии человек - раб страсти. Истинный же пост возбуждает в душе чистейшие, благороднейшие чувства любви. Трезво и разумно проходит пред сознанием человека великость той цели, к какой он направил свою душу. Достижение этой цели обставлено величайшими качествами любви. На пути к этой цели желающему должным образом провести Великий пост нужно ни на минуту не забывать обязанности быть кротким. Кротость и уступчивость - это первые одеяния христианского поста. Умение сдержать гневный порыв, умение отдалить от себя зависть и соперничество, навык поступиться великодушно своими правами - это есть первое богоугодное начало поста христианского. Продолжая идти в том же направлении, человек-христианин во дни поста должен выработать себе еще ценное добродетельное качество - снисходительность. В забывчивости о своих личных недостатках мы часто являемся грозными и страшными к человеческим ошибкам и проступкам. Горьким словом, презрительным взглядом мы унижаем личность другого человека. Это есть тот грех, который губит любовь нашей души. Благо тому, кто во дни поста успеет сломать и сокрушить в себе этот грех и на его место водворит в душе благожелательность, дружескую услужливость и другие чистые и честные свойства Божественной любви. Таким образом, главное и первое условие поста - приобретение человеком любви к человеку. Любящая душа, озаренная светом благодати, украсится дарами Святаго Духа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2114...

Великий пост святой праведный Иоанн Кронштадтский Содержание СЛОВО В НЕДЕЛЮ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЙ БЕСЕДА В НЕДЕЛЮ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ БЕСЕДА В НЕДЕЛЮ О БЛУДНОМ СЫНЕ СЛОВО В НЕДЕЛЮ О БЛУДНОМ СЫНЕ СЛОВО В НЕДЕЛЮ О БЛУДНОМ СЫНЕ БЕСЕДА В НЕДЕЛЮ МЯСОПУСТНУЮ СЛОВО В НЕДЕЛЮ МЯСОПУСТНУЮ СЛОВО В НЕДЕЛЮ СЫРОПУСТНУЮ СЛОВО В НЕДЕЛЮ СЫРОПУСТНУЮ ПОУЧЕНИЕ В НЕДЕЛЮ СЫРОПУСТНУЮ ПОУЧЕНИЕ В НЕДЕЛЮ СЫРОПУСТНУЮ ПОУЧЕНИЕ В В СРЕДУ ПЕРВОЙ НЕДЕЛИ ВЕЛИКОГО ПОСТА БЕСЕДА О ПОКАЯНИИ БЕСЕДА О ПРИЧАЩЕНИИ СВЯТЫХ ТАИН БЕСЕДА В ПЕРВУЮ НЕДЕЛЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА, В НЕДЕЛЮ ПРАВОСЛАВИЯ СЛОВО В НЕДЕЛЮ ПРАВОСЛАВИЯ СЛОВО ВО ВТОРУЮ НЕДЕЛЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА БЕСЕДА ВО ВТОРУЮ НЕДЕЛЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА ПОУЧЕНИЕ ВО ВТОРУЮ НЕДЕЛЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА СЛОВО ВО ВТОРУЮ НЕДЕЛЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА ПОУЧЕНИЕ В ТРЕТЬЮ НЕДЕЛЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА СЛОВО В НЕДЕЛЮ КРЕСТОПОКЛОННУЮ СЛОВО В НЕДЕЛЮ КРЕСТОПОКЛОННУЮ ПОУЧЕНИЕ В ПЯТОК СРЕДНЕЙ — КРЕСТОПОКЛОННОЙ НЕДЕЛИ ПОУЧЕНИЕ В НЕДЕЛЮ КРЕСТОПОКЛОННУЮ СЛОВО В НЕДЕЛЮ КРЕСТОПОКЛОННУЮ СЛОВО В НЕДЕЛЮ ЧЕТВЕРТУЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА ОУЧЕНИЕ В НЕДЕЛЮ ПЯТУЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА СЛОВО В ПЯТУЮ НЕДЕЛЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА БЕСЕДА НА ПЕСНЬ " СЕ ЖЕНИХ ГРЯДЕТ В ПОЛУНОЩИ " БЕСЕДА В ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК ПОУЧЕНИЕ В ВЕЛИКУЮ СРЕДУ ПОУЧЕНИЕ В СВЯТОЙ И ВЕЛИКИЙ ПЯТОК ПЕРЕД ПЛАЩАНИЦЕЮ ПОУЧЕНИЕ ПЕРЕД ПЛАЩАНИЦЕЮ В ВЕЛИКИЙ ПЯТОК ПОУЧЕНИЕ В ВЕЛИКИЙ ПЯТОК ПЕРЕД ПЛАЩАНИЦЕЮ ПОУЧЕНИЕ ПЕРЕД СВЯТОЮ ПЛАЩАНИЦЕЮ В ВЕЛИКИЙ ПЯТОК ПОУЧЕНИЕ ВО СВЯТОЙ И ВЕЛИКИЙ ПЯТОК СЛОВО ВО СВЯТОЙ И ВЕЛИКИЙ ПЯТОК ПОУЧЕНИЕ В НЕДЕЛЮ ФОМИНУ СЛОВО В НЕДЕЛЮ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЙ Фарисей же став, сице в себе моляшеся, Боже, хвалу Тебе воздаю, яко несмъ якоже прочии человецы, хищницы, неправедницы, прелюбодее, или якоже сей мытарь (Лк 18, 11) Будучи учителями веры у Иудейского народа, фарисеи хвалились знанием закона, и между тем, более всех бесчестили Бога преступлением закона и своим крайним лицемерием. Спаситель прекрасно оценил их, сказавши, что они любят председания на сонмищах и целования на торжищах. Эта несчастная страсть превозношения происходила в них от ложного преувеличения своих достоинств, так как будучи общественными учителями веры, они знали хорошо закон Моисеев, которого весьма многие из Иудеев не знали. Мытари же были сборщиками податей, и, по своему званию, прибегали весьма часто к незаконным средствам своих поборов. В Евангелии мы видим изумительный пример смирения и самоотвержения одного мытаря в Закхее, старшине мытарей. Когда Спаситель пришел к нему в дом, Закхей, в глубоком чувстве раскаяния, сказал Господу:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2339...

Цель этого поста — освобождение человека от беззаконной тирании плоти, от подчинения духа телу и его требованиям, которое является трагическим последствием первородного греха, грехопадения человека. Только после продолжительных и терпеливых усилий понимаем мы, что «не хлебом одним… жив человек», и восстанавливаем в себе первенствующую роль духа. По самой своей природе это должен быть длительный и усиленный подвиг. Фактор времени очень важен здесь, т. к. действительно нужно много времени, чтобы с корнем вырвать и исцелить обычную и общую болезнь, которую люди стали считать своим «нормальным» состоянием. Наука аскетического поста, доведенная до совершенства в монашеской традиции, была принята всей Церковью. Здесь мы видим примененные к человеку слова Христа, сказавшего, что силы адовы, порабощающие человека, могут быть побеждены только «молитвою и постом». Это пост, основанный на примере Самого Христа, постившегося сорок дней и затем встретившегося лицом к лицу с сатаной; в этой встрече ниспровержена была покорность человека «только хлебу» и таким образом положено было начало духовного освобождения человека. Церковь выделила для такого аскетического поста четыре периода: Великий Пост перед Пасхой,  Рождественский пост — перед Рождеством, Петровский пост — перед праздником свв. апостолов Петра и Павла и Успенский пост — перед Успением Божией Матери. Четыре раза в год Церковь зовет нас очиститься и освободиться от порабощения телу святым лечением поста, и каждый раз успех этого лечения зависит от некоторых основных правил, главное из которых непрерывность и продолжительность поста. Различие этих двух видов поста должно помочь нам понять кажущееся противоречие канонов, определяющих порядок поста. Устав, запрещающий пост по воскресеньям, буквально означает то, что нарушает пост совершение Евхаристии, которая сама и есть завершение поста, его цель и его окончание. Это означает, что воскресенье, день Господень, вне поста, поскольку он как бы и вне времени. Другими словами, это означает, что воскресенье, как день Царства Небесного, не принадлежит тому времени, смысл которого, как странствия, и выражает пост; воскресенье, таким образом, остается днем не поста, а духовной радости.

http://pravmir.ru/liturgiya-prezhdeosvya...

Без дополнительных дней 364-дневный К. достаточно быстро разошелся бы с тропическим годом и календарные сезоны перестали бы соответствовать фактическим, а дни равноденствий и солнцестояний, равно как и сезонные праздники, утратили бы свое значение. Однако ни в одном из текстов нет ни намека на введение в К. дополнительных дней, недель или месяцев. Нек-рые исследователи предположили, что 364-дневный К. никогда не применялся на практике, представляя собой некую идеальную конструкцию ( Wacholder B. Z., Wacholder S. 1995), или же такой К. применялся, но в него не вносились дополнения ( Beckwith. 1996). Свидетельством в пользу этой теории могут служить слова из 1 Енох 80. 2-4, отмечающие факт расхождения К. с временами года. Вместе с тем эта теория сопряжена с определенными трудностями, поскольку, согласно представлениям членов кумран. общины, сезоны и праздники, как и К., были установлены Богом, а следов., их смещение было недопустимо (1QS 10). Др. исследователи считают, что К. подвергался корректировке ( Glessmer. 1999; Ben-Dov. 2001). Но в этом случае разрушилась бы гармония чисел, играющая в К. первостепенное значение, и началась бы путаница в 6-летнем цикле служения священников. На сегодняшний день вопрос, вносились ли в 364-дневный К. дополнительные дни, так и остается без ответа. В кон. I в. по Р. Х. 364-дневный К. полностью исчезает, вероятно, вместе с породившим его ессейством ( Stern. 2001). И авторы раввинистических текстов, и авторы Евангелий, и Иосиф Флавий, и Филон Александрийский пользовались лунным К. Так, свт. Филон говорил, что именно 7-дневные циклы Луны определяют неделю ( Philo. Leg. all. I 8), поскольку каждые 7 дней Луна обретает одну из совершенных форм ( Idem. De spec. leg. I 178). Упоминал Филон и праздник новомесячия (Ibid. II 41). Не много данных о К. и у Иосифа Флавия. Так, в «Иудейских древностях» он упоминал только то, что К. был лунно-солнечным ( Ios. Flav. Antiq. II 15. 2). Однако, говоря о евр. К. и датируя по нему исторические события, Иосиф пользовался названиями месяцев из сиро-македон.

http://pravenc.ru/text/1319949.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010