V. О поминовении умерших. Св. Церковь , заповедуя нам молиться за умерших, установила и особые дни для поминовения. С самой глубокой древности – со вр. апостольских такими днями были: 3-й день по смерти, 9-й, 20-й, 40-й, полугодичный и годичный: в 3 день – в память воскресения И. Христа, в 9-й, чтобы душа преставльшагося молитвами и ходатайством 9 ангельских чинов в небесные селения вселилась и 20-й как половина 40 дней, – в 40-й: как Моисей чрез 40-дневный пост приблизился в Богу для принятия закона, как Спаситель 40 дневным постом победил диавола, – так умершей 40 дневными молитвами достигает престола Божия, где обитают души праведных; поминовение усопшего творится еще в день смерти чрез год, чтобы возобновить память о нем, почтить этот день, как день рождения его для новой вечной жизни. Особые дни для общего поминовения – родительские субботы: мясопустная (пред масленицей) и накануне Троицына дня (песнопения см. л. 50–55) и субботы 2, 3 и 4-й нед. В. поста. VII. Церковные песнопения из служб в праздники богородичные и великих святых Обрезание Господа нашего Иисуса Христа и память Св. Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (1 января) Стихиры на Господи воззвах, гл. 8. Сходяй Спас к роду человеческому, прият пеленами повитие, не возгнушася плотскаго обрезания, осмодневен по Матери, безначальный по Отцу. Тому, вернии, возопиим: Ты еси Бог наш, помилуй нас. – Сошедший (с неба) Спаситель для спасения человечества, – как младенец был повит пеленами, не погнушался (принять) и плотское обрезание на восьмой день (по рождении) от Матери, будучи безначальным (вечным) по Отцу. Ему, верные, и воззовем: Ты – наш Бог, помилуй нас! – Не устыдеся всеблагий Бог плотским обрезанием обрезатися, но даде Самаго Себе образ и начертание всем ко спасению; ибо закона Творец законная исполняет и пророков проречения, яже о Нем. Иже вся содержай горстию и пеленами повивыйся, Господи, слава Тебе! – Всеблагий Бог не устыдился принять плотское обрезание и послужил образом и примером всем ко спасению; ибо, будучи Творцом закона, Он (Сам) исполняет требования закона и (тем) оправдывает предсказания о Нем пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В подавляющем большинстве статей нормы поста приводятся нормы поста, предписываемые Типиконом, но едва ли практикуемые в жизни мирян сегодня: Во время поста нельзя есть мясо, рыбу, яйца, молоко, постное масло, вино и есть больше чем раз в день . Продолжим: В российских церквах на период Великого поста подают записки “О здравии” и “О упокоении”, в которых надо поименно перечислить своих крещеных сродников по плоти. Заметим, что как раз во время Великого поста записки подают на субботу и воскресенье, когда служится Литургия свт. Иоанна Златоуста или Василия Великого и вынимаются частицы о здравии и упокоении. В течение же всего года записки могут подаваться на Литургию каждый день. Стилистическое построение фраз нередко удивляет: Перед началом Великого поста православный мир отмечает прощенную неделю. Православная церковь чрезвычайно учредила   и прощенный день. Первый день поста, он ведь самый сугубый . ( 1 канал) Сравнительный анализ состояния своей души преподобный Андрей Критский помогает нам сделать чтением Великого покаянного канона. Запевом служат тайные слова самого царя Давида. Великий покаянный канон исполняется в храмах уже почти 1200 лет. Основное количество публикаций повествуют о кухне православного поста, о гастрономической составляющей, нередко называемой диетой. Особое внимание во время поста уделяют сушеной и соленой зелени, пряностям. В некоторых статьях супружеский пост православных во время великого поста явно перемешивается с постом мусульманским: Во время Великого Поста разрешены только поцелуи между женой и мужем, и то лишь в темное время суток. Интересны и календарные подсчеты авторов статей: Пост в этом году продлится чуть больше месяца и завершится 8 апреля Пасхой. (Регнум) С Пасхой все это заканчивается. За аскезой и ограничениями наступает время праздника, с вином, гуляниями, выбросом адреналина. Вот тогда народ и отыгрывается за 48 самоограничительных дней. (Алтайское информационное агентство) Теперь перейдем к самому главному: во многих статьях выстраивается целая система предписаний того, что можно и нельзя делать, активно воспринимаемая многими читателями и перерастающая затем в крепчайшие суеверия.

http://pravmir.ru/velikij-post-v-svetski...

Богослужение великопостное (период пения Постной Триоди) Древность поста и его значение Пост св. Четыредесятницы называется Великим по особой важности его значения. Древние христианские писатели единогласно свидетельствовали, что пост св. Четыредесятницы установлен Апостолами в подражание сорокадневному посту Моисея ( Исх. 34 ), Илии ( 3Цар. 19 ), а главным образом – посту, совершенному Господом Иисусом Христом в Иудейской пустыне ( Мф. 4, 2 ). О том, что это установление апостольское, свидетельствует 69-е правило св. Апостолов, повелевающее поститься в св. Четыредесятницу перед Пасхой. Кроме того, на апостольское установление поста св. Четыредесятницы и соблюдение его всей первенствующей Апостольской Церковью указывают отцы Церкви I–IV веков: св. Игнатий Богоносец (I век), Виктор, епископ Римский (II век), Дионисий Александрийский , Ориген (III век), блаж. Иероним, Кирилл Александрийский (IV век) и многие другие. О том, что продолжительность поста с самого начала его установления была сорокадневной, мы имеем свидетельства, идущие из глубокой древности. Само название Четыредесятницы встречается весьма часто в древних письменных памятниках. Св. Василий Великий и св. Григорий Нисский утверждают, что пост Четыредесятницы в их время существовал повсюду. Но еще более очевидное свидетельство о древности этого поста представляет пасхальный круг св. Ипполита Римского (III век), начертанный на его седалище и содержащий указание на древность обычая. Сорокадневный пост св. Четыредесятницы соблюдался, однако, в древней Церкви не в одно и то же время, что зависело от неодинакового исчисления дней поста, в которые он назначался. Но уже в IV веке в восточных Церквях установился существующий и доныне порядок соблюдения поста Четыредесятницы с понедельника после сырной седмицы до Великой Субботы. Таким образом, Великий пост состоит собственно из сорока дней поста Четыредесятницы и поста Страстной седмицы «ради спасительных страстей» Христовых (св. Симеон Солунский ). В «Апостольских Постановлениях» (кн. 5, гл. 1) о Великом посте говорится: «Да совершается этот пост (т.е. Четыредесятница) прежде поста Пасхи (т.е. Страстной седмицы), начиная со второго дня (т.е. с понедельника), и оканчивая в пятницу, потом начинается св. седмицы Пасхи (т.е. страданий Христовых), постясь во время ее все со страхом и трепетом, принося ежедневно моление о согрешающих». В тех же «Апостольских Постановлениях» ясно обозначается продолжительность Великого поста, состоящего из сорокадневного поста и Страстной седмицы. Св. Епифаний Кипрский также пишет, что Четыредесятница продолжается до Пасхи (до Страстной Недели). Эти дни Церковь обыкновенно проводит в посте. Сверх того, и шесть дней Пасхи (Страстную седмицу) весь народ проводит в сухоядении (изложение Кафолической веры, XXII).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Сл. 39, 1, 1–12; 3, 3–4, 14; SC 358, 150–154=1.532–534. 628 Мр. 1:10. 629 Сл. 39, 14, 1–13; 15, 1–3; 16, 1–4; SC 358, 178–184=1.539–541. 630 Ср. 1 Кор. 10:2. 631 Сл. 39, 17, 1–26; 186–188=1.541–542. 632 Карфагенский диакон Новат, отлученный от Церкви в 251 г., вместе с римским пресвитером Новацианом отвергал возможность прощения виновных в отступничестве, блуде и убийстве. 633 Сл. 39, 19, 9; 192=1.543. 634 Сл. 39, 19, 18–23; 194=1.543. 635 Ср. Ис. 1:16–18. 636 Сл. 39, 20, 1–9; SC 358, 194=1.543–544. 637 Это учение пришло в Восточную Церковь из латинской схоластики и начало входить в обиход не ранее XIII в. См. Meyendorff. Byzantine Theology, 191–192. 638 Ср. Bernardi. Predication, 215–216. 639 1 Пет. 3:21. 640 Сл. 40, 3, 4–4, 9; SC 358, 200–202=1.545. 641 Сл. 40, 8, 1–29; 212–214=1.547–548. 642 Сл. 40, 10, 34–36=1.549. 643 Сл. 40, 11–13; 218–226=1.550–551. 644 Сл. 40, 14, 10–21; 226=1.552. 645 Мф. 20:1–15. 646 Сл. 40, 20, 4–20; 240–242=1.555–556. 647 Сл. 40, 23, 17–21; 248=1.558. Григорий, таким образом, не согласился бы с мнением о том, что все некрещеные по необходимости попадают в ад. В сочинении Григория Нисского " " О младенцах, преждевременно похищаемых смертью " " содержится сходная точка зрения на посмертную участь некрещеных младенцев. 648 Сл. 40, 4, 13–26, 17; 250–256=1.558–560. 649 Т. е. рождает к новой жизни. 650 Фил. 2:7. 651 Сл. 40, 26, 22–27, 6; 258=1.560–561. 652 Сл. 40, 17, 15–16; 232=1.554. 653 Сл. 40, 28, 4–21; 262–264=1.562. 654 Сл. 40, 38, 1–3; 284=1.569. 655 Сл. 40, 38, 3–40, 26; 284–292=1.569–570. 656 Ср. Мф.15:22. 657 Ср. Лк. 13:11. 658 Ср. Ин. 5:7. 659 Ин. 11:43. 660 Aphtistos — непросвещен. 661 Ср. Пс. 12:4. 662 Ср. Пс. 35:10. 663 Сл. 40, 33, 1–34, 23; 272–276=1.565–566. 664 Т. е. таинственный прообраз. 665 Сл. 40, 46, 1–7; 308=1.574. Ср. Мф. 25:1–13. 666 Сл. 45, 30; PG 36, 664=1.680. 667 " Вчера " " , т. е. в ночь с субботы на воскресение. Проповедь Григория, очевидно, предназначалась для произнесения за Литургией в самый день Пасхи. 668 Сл. 45, 2; PG 36, 624–625=1.662. 669

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

В древнем народном предании, как сообщает авторитетный толковый словарь В.И. Даля, нередко встречается число 40 и придается ему символическое значение. В русском языке применяется выражение «сорок сороков», имеющее смысл понятия «много». Встарь в народе пользовались особыми мерами измерения – «сроками» для подсчета событий, ценностей, объема, веса, времени, возраста и т.п. Тоже можно отметить в православном предании, например, на сороковые сутки душа умершего человека окончательно покидает этот мир. В православии число 40 во многих случаях используется для установления количества молитвенных действий (например, сорокоуст). В церковно-славянском языке ровно 40 букв. В Священном Писании слово «сорок» встречается сто пятьдесят раз, а число 40 воспринимается как важное священное, знаменательное, и, кроме своего прямого значения, порой иносказательно понимается как «много». Приведем наиболее значимые места Библии, где указано это число, и которые, зачастую, получают весьма интересные толкования: – 40 дней и ночей шел дождь при Ное, и земля очистилась от всего существующего, кроме тех, кто был в ковчеге ( Быт.7.12 ); – 40 лет странствовали евреи в пустыне, и лишь тогда вступили в землю обетованную ( Нав.5.6 ); – 40 дней и ночей провел Моисей на Синае и получил скрижали закона ( Исх.24.18; 34.29 ); – в 40-й день от рождения еврейские первенцы были посвящаемы Богу ( Лев.12.2–4 ); – 40 лет сыны Израилевы ели манну в пустыне ( Исх.16.35 ); – 40 серебряных подножий были сделаны под брусья Храма ( Исх.26.19 ); – 40 лет царствовал Давид над Израилем ( 2Цар.5.4 ); – 40 лет царствовал Соломон над Израилем ( 3Цар.11.42 ); – 40 локтей имела длину передняя часть Храма ( 3Цар.6.17 ); – 40 дней и ночей шел пророк Илия к горе Хориву и удостоился видения Господа в веянии тихого ветра ( 3Цар.19.8 ); – 40 дней и ночей в пустыне был искушаем от диавола и постился Сам Господь Иисус Христос ( Мф.4.2 ); – 40 дней пребывал Господь Иисус Христос на земле после Своего Воскресения, являясь Своим ученикам и говоря им о Царствии Божием ( Деян.1.3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

170 – ок. 236), отца и учителя Церкви Иустина Мученика. Ириней Лионский († 202) в послании папе Виктору (сохранилось в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (260–340)) замечает, что готовившиеся к Пасхе христиане постились день или два, а некоторые несколько дней; святитель подчеркивает, что различия в продолжительности говения произошли «не в наше время, но гораздо прежде у наших предков». Полемикой православных с монтанистами было вызвано целое сочинение «О постах» («De jejuniis») христианского апологета Тертуллиана (ок. 160 – 220), кроме того, он касается постов и в других трактатах. Тертуллиан сообщает о посте продолжением в «нескольких дней» перед Пасхой, а также о постах в случае чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, например). Ориген (ок. 185 – 231) называл среду и пятницу постными днями и сам слыл постником. Есть у Оригена и свидетельство о 40-дневном посте. Святитель Дионисий Александрийский († 265) в послании к епископу Василиду писал, что пост перед Пасхой продолжался шесть дней и носил название «предпасхального». Как видно, уже в эпоху ранних христиан были широко распространены разные посты. Они не только применялись в качестве рекомендованной меры благочестия, но и входили в очистительную практику перед особыми событиями в жизни христианина. Важнейшее место среди постов занимал пост перед Пасхой, впоследствии получивший название Великого, или Четыредесятницы. На основании имеющихся источников уверенно прослеживается эволюция продолжительности этого поста. Указания на 40-дневный пост, тогда еще не повсеместный, но применявшийся в ряде христианских областей, относятся к III веку, хотя ряд библеистов смотрит на них критически (например, упоминание Четыредесятницы Оригеном). По мнению некоторых исследователей, в частности русского историка Церкви начала ХХ века М.Н. Скабаллановича, установление 40-дневной практики Великого поста, первоначально произошедшее в Палестине и в течение III века широко распространившееся, с начала IV века становится повсеместным в христианском мире.

http://pravoslavie.ru/4314.html

л. 13. В понедельнк сиропустный. Поучение св. Феодора. Нач. Понеже ныне убо св. пост грядет, яко основание некое Господь полагает. л. 14 об. В пяток сыропустной недели. Слово св. отца Ефрема о наказание. Нач. Братие, внемли(те) зело не погубити первого пути, еже не ходити путем темным. л. 16. В субботу сыропустную. Слово св. Отец о постницех, и о пустыницех, и о черноризцех о мученицех. Нач. Се приспе, братие, преславная память и препод. отец наших св. черноризец. л. 17 об. В неделю сыропустную. Память творим св. Епископ. Нач. Братие, послушайте умные двери отверзше и слуха душевная открывше. См. 9 л. 6. л. 21. В понедельник 1 недели поста. Поучение. Нач. Братие, се приспе время доброго поста Господня, се бо начинается первый день постный понедельник. л. 22. В вторник 1 недели поста. Нач. Братие, блаженный Павел велегласно вопиет, глаголя: нощь успе, а день приближися. л. 26. В среду 1 недели поста. Поучение о св. посте. Нач. Братие, послушайте смыслено и разумно Пророка глаголюща о сем св. посте. л. 29. В четверток 1 недели поста. Поучение о св. посте. Нач. Братие, послушайте приспе время доброго исповедания и поспеха еже к Богу. См. 142 л. 25. л. 33. В пяток 1 недели поста. Наказание Епифания, емуже ангел. счиво вари, якоже недостоит исходити от церкви до отпущения. Нач. Послушайте, братие, смыслено и разумно; недостойно бо нам отходити от церкви до отпущения ерейска. В Обозр. Кормчей Розенкампфа стр. 217 озаглавливается: Св. Феодора Студита наказание и повесть о Епифании, емуже и проч. л. 37 об. В субботу 1 недели поста. Память творим св. Феодора Тирона о чюдеси бывшего. Нач. Улияну законопреступному и злочестивому оставльшему свет, а тмю возлюбившему. л. 40. Поучение 2 недели поста. Нач. Видесте ли, возлюблении, от самех вещий постную пользу. См. 142 л. 34. л. 43 об. В понедельник 2 недели поста. Поучение Иоанна Лествичника . Нач. Чада моя, радуется сердце мое о вас, якоже аще творите вы 40 дни, плод ваш бывает всего лета. л. 45 об. В вторник 2 недели поста. Поучение (о) посте. Нач. Тако Господь Пророком глаголет: доко(ле) убо согрешаете и прикладаете грехи на грехы? Отселе до самого конца ркп. идут те же слова и поучения, какие показаны под предыд. 142 с л. 38 до 252, кроме опущенного сказания о Знамении пресв. Богородицы, и в том же порядке, исключая слова архиеп. Евсевия с предисловием, которое здесь помещено в конце с тем же заключением (без надписи), начин. Зде положих конец книг сих святых, чтение и утешение.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Евангелие, аще ли високос, марта, [ М ] Рождество Христово в пяток. мясоястия 6 недель, и 3 дни. триодь починается ианнуария 24. мясопуст февруария 7. неделя сыропустная февруария 14. Аще високос: Рождество Христово в четверток. мясоястия 6 недель, и 4 дни. триодь починается ианнуария 25. мясопуст великий февруария 8. сыропуст февруария 15. Вруцелето 4. Евдокии в понедельник 3 недели поста. 40 мученик во вторник 4 недели поста. Алексия в среду 5 недели поста. благовещение в четверток 6 недели поста. пасха Христова априллиа 4. Георгия в пяток 3 недели по пасце. преполовение априллиа 28. Иоанна богослова в субботу 5 недели по пасце. вознесение маиа 13. пятьдесятница маиа 23. петров мясопуст маиа 30. петрова поста 4 недели, и день. Петра во вторник. Столп Евангелиа починается, иуниа, Евангелие воскресное, починается, августа, Евангелие, починается, септемвриа, Евангелие, починается, ноемвриа, Евангелие, починается, ианнуариа, Евангелие, починается, марта, Евангелие, аще ли високос, марта, [ Н ] Рождество Христово в четверток. мясоястия 6 недель, и 4 дни. триодь починается ианнуария 25. мясопуст февруария 8. неделя сыропустная февруария 15. Аще високос: Рождество Христово в среду. мясоястия 6 недель, и 5 дней. триодь починается ианнуария 26. мясопуст великий февруария 9. неделя сыропустная февруария 16. Вруцелето 3. Евдокии в неделю 2 поста. 40 мученик в понедельник 4 недели поста. Алексия во вторник 5 недели поста. благовещение в среду 6 недели поста. пасха Христова априллиа 5. Георгия в четверток 3 недели по пасце. преполовение априллиа 29. Иоанна богослова в пяток 5 недели по пасце. вознесение маиа 14. пятьдесятница маиа 24. петров мясопуст маиа 31. петрова поста 4 недели. Петра в понедельник. Столп Евангелиа починается, иуниа, Евангелие воскресное, починается, августа, Евангелие, починается, септемвриа, Евангелие, починается, ноемвриа, Евангелие, починается, ианнуариа, Евангелие, починается, марта, Евангелие, аще ли високос, марта, [ О ] Рождество Христово в среду. мясоястия 6 недель, и 5 дней. триодь починается ианнуария 26. мясопуст февруария 9. сыропуст февруария 16.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Считая Рождество Христово второй Пасхой 19 , церковный устав назначает пред ними и пост, по продолжительности равный предпасхальному, т. е. Великому, именно 40-дневный, называемый посему «четыредесятницей», но в отличие от Великого поста, «малой». Обнимая собою определяемый знаменательным числом 40 (числом дней, которым измеряли свой пост Моисей, Илия, сам Христос; ср. также сроки кар Божиих: потоп, сорокалетнее странствование по пустыне) период времени, этот пост, день за днем, углубляет в душе верующего ожидание праздника, непрерывно направляет на него мысль и чувство, заставляет переживать событие всей духовно-телесной жизнью. Занимая второе место в ряду постов, будучи первым после Великого поста по продолжительности и значению (как приуготовительный к важнейшему после Пасхи празднику), Рождественский пост не отвечает этому месту своему по строгости предписываемого в течение его воздержания. В этом отношении он уступает Успенскому посту. В Успенский пост предписывается уставом более строгое воздержание, чем в Рождественский, который в этом отношении вполне уравнивается с Петровым постом (исключая своих последних дней). При определении степени воздержания в тот или другой пост церковный устав вдается в подробности, которые могут показаться мелочными и неприложимыми к жизни (особенно мирян), но которые тем не менее хорошо выражают свою идею. Эта идея заключается в том, чтобы из всех дней недели а) особенно освятить строгостью воздержания понедельник, как день покаяния и первый день недели, и среду с пятницей, как дни страданий Христовых; и б) особенно почтить ослаблением воздержания субботу, как предпразднство воскресения и богоустановленный день покоя, и воскресенье. В этих целях для первых дней (понедельника, среды и пятницы) уставом предписывается в Рождественский пост вторая из существующих в уставе степеней воздержания, так называемое «сухоядение», т. е. воздержание от вареной пищи (за исключением вареной воды) и принятие пищи только раз в день. (Первая степень воздержания – полное неядение; она предписывается уставом только для 4 дней года: понедельника, вторника и четверга первой седмицы Великого поста и Великой пятницы).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

2 . Можете ли и вы поступить подобно тому, как поступали святые Зиновий и Плакилла, в своей жизни? Число 40 в Библии и Церковном Предании В Священном Писании мы нередко читаем о событиях, которые связаны с числом 40. 40 Потоп и Исход Ной переждал в ковчеге ужасный потоп, который покрывал всю землю после дождя, шедшего 40 дней и 40 ночей. Когда Моисей вел свой народ по исходе из Египта, сыны Израиля скитались по пустыне в течение 40 лет, пока не достигли Обетованной земли Ханаанской. Спаситель приуготовляется к служению и завершает его Христос постился в пустыне 40 дней и ночей, приготавляясь к работе Господней. После Своего Воскресения от смерти, Он оставался на земле 40 дней, вплоть до Своего Вознесения на небо. Периоды постов и Церковных празднеств В Церкви период Рождественского поста длится 40 дней. И время, следующее за праздником Рождества Христова до Сретения Господня, тоже равно 40 дням. Великий пост также длится 40 дней, но семь дней Страстной Седмицы добавляются ко времени этого поста в память о смерти и Воскресении Спасителя. В течение 40 дней между Пасхой и Вознесением мы продолжаем петь пасхальные песнопения, радуясь спасительному Христову Воскресению. В Церкви, помимо дней предпразднства, предшествующих торжеству, устанавливаются и дни попразднства, которые мы проводим, продолжая ликовать, радуясь празднику. Икона праздника остается в эти дни в центре храма, на аналое, и убирается в последний день, называемый днем отдания праздника. Времена пред и попразднства могут быть и совсем небольшими: иногда восемь дней или даже один день, обыкновенно они одинаковой продолжительности для данного праздника. Искушения Иисуса Христа Мы читали о некоторых людях Ветхого Завета, кто столкнулся с тяжелыми испытаниями в бесплодной пустыне. Авраам и его семейство следовали за гласом Господним из своего благоустроенного оживленного городка через неведомую пустыню, пока не достигли холмов Ханаана. Исаак и его сын Иаков находились в пустыне, когда неожиданно повстречали Бога и узнали Его волю по отношению к себе и народу Божию. Моисей, живя веселой жизнью Египетского вельможи, убежал в пустыню после того, как убил египтянина, избившего беззащитного еврейского раба. Он узнал Бога и сам услышал, что Господь хочет от него.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010