БОГОСЛУЖЕНИЕ ВЕЛИКОПОСТНОЕ (Период пения Постной Триоди) Древность Великого поста и его значение Пост перед праздником Святой Пасхи (или Святая Четыредесятница), называется Великим по особой важности его установления. Древние христианские писатели единогласно свидетельствуют, что Святая Четыредесятница установлена апостолами в подражание сорокадневному посту Моисея (Исх.:34 гл.), Илии (3 Цар.:19 гл.), а главным образом – Господу Иисусу Христу, постившемуся в Иудейской пустыне сорок дней (Мф. 4:2). О том, что Великий пост – установление святых апостолов, свидетельствует и 69-е Апостольское правило, повелевающее поститься в Св. Четыредесятницу. Кроме того, на апостольское установление Св. Четыредесятницы и соблюдение ее всей первохристианской Церковью указывают святые отцы Церкви I-IV веков: Игнатий Богоносец (I в.), Виктор, еп. Римский (II в.), Дионисий Александрийский (IV в.) и многие другие. О том, что с самого начала продолжительность Великого поста была сорокадневной, мы имеем свидетельства, идущие от глубокой древности. Само название Четыредесятницы встречается весьма часто в древних письменных памятниках. Святители Василий Великий и Григорий Нисский утверждают, что Великий пост в их время существовал повсюду. Но еще более непререкаемое свидетельство о древности этого поста представляет пасхальный круг св. Ипполита Римского (III в.), начертанный на его седалище. Сорокадневный Великий пост соблюдался, однако, в Древней Церкви не в одно и то же время, что зависело от неодинакового исчисления дней поста, в которые он назначался. Но уже в IV веке в восточных Церквах установился существующий и доныне порядок соблюдения Великого поста: с понедельника (после Недели сыропустной) до Великой Субботы. Таким образом, Великий пост состоит собственно из сорока дней поста Четыредесятницы и поста Страстной седмицы – «ради спасительных Страстей Христовых» (св. Симеон Солунский). В Апостольских Постановлениях (кн. 5, гл. I) о Великом посте говорится: «Да совершается этот пост (т.е. Св. Четыредесятница) прежде поста Пасхи (т.е. Страстной седмицы), начиная со второго дня (т.е. понедельника) и оканчивая в пятницу: потом начинается св. седмица Пасхи (т.е. страданий Христовых), постясь во время её все со страхом и трепетом, принося ежедневно моление о согрешающих». В этих Апостольских Постановлениях ясно обозначается продолжительность Великого поста, состоящего из сорокадневного поста и Страстной седмицы. Св. Епифаний Кипрский пишет о том, что Четыредесятница продолжается до Пасхи (то есть до Страстной седмицы). Эти дни Церковь обыкновенно проводит в посте. Сверх того, и шесть дней Пасхи (Страстную седмицу) весь народ проводит в сухоядении (Изложение кафолической веры, XXII).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3277...

Петров пост установлен в память первоверховных апостолов Петра и Павла. Он начинается с понедельника после недели Всех святых и завершается праздником апостолов Петра и Павла, который совершается 29 июня. Начало этого поста не имеет фиксированной даты в календаре, зависит от дня празднования Пасхи, а окончание поста имеет постоянную дату. Продолжительность этого поста составляет от шести недель до одной недели и одного дня. Этот пост менее строгий, чем Великий пост. Во весь этот период разрешается вкушение рыбы, кроме среды и пятницы. Петров пост упоминается в памятниках IV–V в. – «Апостольских постановлениях», творениях Афанасия Великого , Амвросия Медиоланского , Льва Великого . Согласно указанным авторам, причиной установления этого поста было подражание посту апостолов, которые воздержанием готовились ко всемирной проповеди. Успенский пост Успенский пост установлен в честь и память Божией Матери. Этот пост имеет неизменные дни начала и окончания и одинаковую продолжительность. Начинается он 1 августа, а завершается праздником Успения Божией Матери, который отмечается 15 августа. Во время этого поста запрещается вкушать рыбу, кроме праздника Преображения. Пост установлен в подражание Богоматери, Которая проводила всю свою жизнь в посте и молитве. Древнейшее упоминание этого поста находится у Льва Великого (V в.), который называет его древним установлением. Рождественский пост Рождественский пост подготавливает христиан к достойной встрече праздника Рождества Христова. Как и Успенский пост, данный пост имеет неизменные дни начала и окончания и постоянную продолжительность. Начинается он на следующий день после памяти святого апостола Филиппа. Именно поэтому имеется народное наименование этого поста Филиппов пост, или Филипповка. Продолжается пост сорок дней – от 14 ноября до 24 декабря. Строгость этого поста такая же, как и Петрова поста. Впервые этот пост упоминается у авторов IV века. Однодневные посты Кроме среды и пятницы, есть еще несколько однодневных постов. Отмена поста в среду и пятницу

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Центром этого периода, как и в др. традициях, является праздник Пасхи (Светлого Христова Воскресения). Период Великого поста продолжается 6 недель и завершается в пятницу перед Лазаревой субботой (нек-рые источники называют последним днем Великого поста Великую среду ). Далее следует пост Страстной (или Великой) седмицы, непосредственно предшествующей празднику Пасхи. Пасхальная седмица носит название Светлой (или Новой; греч. τς διακαινησμου, букв.- обновления) и завершается праздником Антипасхи (Неделей ап. Фомы); празднование Пасхи продолжается до среды перед праздником Вознесения Господня (на 40-й день после Пасхи), к-рый всегда приходится на четверг и празднуется до пятницы следующей недели; период Пятидесятницы замыкают Троицкая родительская суббота, Пятидесятница (или Троица), ее попразднство и отдание и праздник Всех святых в воскресенье после Пятидесятницы, вслед за к-рым сразу начинается Апостольский (или Петров) пост. Великому посту предшествует ряд подготовительных недель. К VII в. уже существовали Мясопустная и Сыропустная недели (воскресенья) (промежуток между ними уже является приготовлением к посту, когда прекращается вкушение мяса); в IX-X вв. подготовительный период открывался Блудного сына неделей , а не позднее XI в. перед ней было прибавлено еще одно воскресенье - Неделя о мытаре и фарисее, с к-рой в наст. время начинается пение Триоди Постной (в древнем иерусалимском богослужении притчи о блудном сыне и о мытаре и фарисее служили чтениями самого Великого поста). Как период Великого поста, так и период Пятидесятницы имеют сложную внутреннюю структуру, особыми посвящениями отмечены все воскресенья этих периодов и большинство суббот, а также ряд седмичных дней (напр., в среду 4-й седмицы по Пасхе совершается праздник Преполовения Пятидесятницы ). Период года вне Великого поста и подготовительных к нему недель, Пятидесятницы и Недели всех святых формально считается временем, когда памятей подвижного круга нет (его принято называть временем пения Октоиха), хотя подвижный круг определяет на весь год порядок следования гласов Октоиха и утренних воскресных евангельских чтений, а в значительной степени и порядок чтения Апостола и Евангелия. Неподвижный богослужебный круг

http://pravenc.ru/text/165235.html

Что особенно поучительного в этом евангелие, и каким образом оно приготовляет к посту? Им внушается: 1, что для прощения грехов, необходимо прощение обид. 2, – в чем состоит истинный, богоугодный спасительный пост, и 3 – что ваш долг – заботиться о приобретении небесных сокровищ, т.е. вечного спасения, таковыми внушениями оно и приготовляет к посту. Евангелие первой недели поста, недели православия Что нужно заметить о неделях, т.е. воскресных днях великого поста? Они посвящены каждая особенному воспоминанию и, кроме некоторых, применительно ко времени великого поста. Отличаются они одна от другой счетом порядка, в котором следуют, напр. первая неделя великого поста, вторая и т.д. Сообразно воспоминаниям положены и евангельские чтения в дни этих недель поста. Что необходимо сказать о самом великом посте? Установлен великий пост св. апостолами в честь и подражание Иисусу Христу. Он пред вступлением в общественное служение спасению рода человеческого, по крещении, 40 дней постился в пустыне; к 40 дням поста, от понедельника 1-й недели до Лазаревой субботы, присоединяется еще пост Страстной недели, посвященный воспоминанию страстей, т. е. страданий, и крестной смерти Христа. Назван этот пост великим и по продолжительности и по важности своей: так как продолжается он дольше и есть важнее всех других постов. Называется еще четыредесятницей от того, что продолжается четыредесять, т. е. 40 дней. У православных христиан обычай – преимущественно в сей пост освящать себя говением, т. е. пощением, хождением в течение целой избранной недели ко всем церковным службам, исповедью и причащением Христовых тайн. Какое евангелие первой недели великого поста? В этот день воспоминается восстановление почитания св. икон, разрушенного -было иконоборцами. Некоторые вообразили, что почитание икон, подобно поклонению идолам, запрещается 2-ю заповедью; а того не хотели понять, что иконы суть изображения во плоти истинного Бога и святых, а идолы -изображения ложных богов, и, поклоняясь иконам, покланяются не веществу, из которого сделаны иконы, а Самому Богу и святым, представляя их в уме своем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Скачать epub pdf ОТДЕЛ II. ВЕЛИКОПОСТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (период пения Постной триоди) ВВЕДЕНИЕ ПОСТ СВЯТОЙ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ. ДРЕВНОСТЬ ЕГО УСТАНОВЛЕНИЯ И ЗНАЧЕНИЕ Пост Святой Четыредесятницы называется Великим в виду особой важности его установления. Древнейшие христианские писатели единогласно свидетельствовали о том, что пост Святой Четыредесятницы установлен апостолами в подражание сорокадневному посту пророка Моисея ( Исх. 34 ), пророка Илии ( 3Цар. 19 ), а главным образом – по примеру Господа Иисуса Христа ( Мф. 4, 2 ), постившегося сорок дней. О том, что установление это является апостольским, свидетельствует 69 правило Апостолов, повелевающее поститься в Святую Четыредесятницу перед Пасхой. Кроме того, об апостольском установлении поста Святой Четыредесятницы и соблюдении его всей Первенствующей Апостольской Церковью указывают Отцы Церкви I-IV веков: святой Игнатий Богоносец (I в.), Виктор, епископ Римский (II в.), святой Дионисий Александрийский, Ориген (III в.), блаженный Иероним , святой Кирилл Александрийский (IV в.) и многие другие. О том, что пост продолжался именно 40 дней с самого начала его установления, также сущестуют свидетельства самой глубокой древности. И само название «Четыредесятница» встречается весьма часто в древних письменных памятниках. Святые Василий Великий и Григорий Нисский утверждают, что пост Четыредесятницы в их время существовал повсюду. Но особое свидетельство о древности этого поста представляет пасхальный круг святого Ипполита Римского (III в.), начертанный на его седалище и содержащий указание на древность обычая прекращать пост Четыредесятницы по воскресным дням. Итак, пост Святой Четыредесятницы всегда составлял 40 дней. Начиная с IV века в восточных Церквах установился существующий и доныне порядок соблюдения Великого поста: с понедельника после сырной седмицы – до Великой Субботы включительно. Таким образом, Великий пост состоит из собственно из сорокадневного поста (Четыредесятницы) и поста Страстной седмицы «ради спасительных страстей» Христовых (святой Симеон Солунский ). В Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 1) о Великом посте говорится: «Да совершается этот пост (т. е. Четыредесятница) прежде поста Пасхи (т. е. Страстной седмицы), начиная со второго дня (т. е. с понедельника) и оканчивая в пятницу; потом начинается Святая седмица Пасхи (т. е. седмица страданий Христовых). Постясь во время ее все со страхом и трепетом, приносят ежедневно моление согрешающих». В этих постановлениях Великий пост представляется состоящим из сорокадневного поста и поста Страстной седмицы. Святой Епифаний Кипрский пишет: «Четыредесятницу до семи дней Святой Пасхи (до Страстной Недели) Церковь обыкновенно проводит в посте. Сверх того, и шесть дней Пасхи (Страстную седмицу) весь народ проводит в сухоядении (Изложение Кафолической веры, XXII).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Еще большее значение в этом отношении имеет общественное моление в храме, которое по какому-то недоразумению отрицается Л.Толстым. Здесь Церковь на помощь немощному человеку призвала, так сказать, все, что только можно, все пять чувств. Своды храма как бы уединяют вас от всего земного, со всех сторон смотрят на вас лики святых, исполненные кротости, любви, духовного благородства, церковнослужители провозглашают и читают исполненные вдохновения, чувства и поэтических образов духовные стихи, хор в стройном пении возносит свои мольбы к Богу. В такой обстановке невольно забудешь на время все земное и отдашься высшим мыслям и чувствованиям - духовной радости, умиления, сокрушения. Как известно из истории Государства Российского, даже послы князя Владимира, грубые язычники, во время богослужения в константинопольском Софийском соборе прониклись таким чувством, что не знали, где находятся - на небе или на земле. Но главное значение молитвы - чисто духовное. Во время молитвы и особенно в Таинствах Церковных на человека сходит БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ особая сила, без которой даже самому сильному человеку невозможно спастись, именно приблизиться не на словах, а на деле к истинному христианскому идеалу, победить в себе страсти и похоти человеческие. Это та сила, которая и слабым натурам давала возможность достигать венца мучеников, отказываться от всего земного и становиться великими подвижниками. Святитель Иоанн Златоуст свидетельствовал, что " молитва есть царица добродетелей " . Велико действие поста и молитвы на все существо человека. Но и то, и другое является не целью, а средством к спасению, средством ослабить действие злого начала, находящегося в нас, указанным премудрым Богом и Святою Церковью немощному и окаянному человечеству. Христос был лишен немощей духовных, для учеников достаточно было присутствие Его - Самого Бога - и потому они не соблюдали еврейских постов, но " отнимется у них Жених " ,- сказал Христос Господь, то есть будут предоставлены они самим себе со всеми немощами естества человеческого, и " они будут поститься " . Кроме этих слов Спасителя, мы должны помнить, что перед вступлением на проповедь Иисус Христос выдержа 40-дневный пост, тем самым подав нам пример и указав на значение поста для просветления и укрепления духовных сил человека.

http://zavet.ru/deti/apraksin.htm

Обычай накануне Великого поста петь Пасху объясняется не одним желанием оживить в себе дух миролюбия, столь нужного для вступающих в пост, но вместе желанием ободрить себя к понесению предстоящих подвигов поста и покаяния. Истинный сын Церкви знает, как тяжки эти подвиги, какое потребно самоотвержение для подъятия их, если кто решается проводить время Великого поста, как требует Церковь . Требования Церкви в этом случае идут вразрез с правилами и обычаями мира. Мир с каждым годом придумывает разные льготы против поста, разные развлечения с целью, чтобы время поста прошло не скучно. Дошло до того, что любители развлечений Великим постом не почитают грехом убивать время в театральных увеселениях, скромных и нескромных. Устав о постной пище открыто нарушается с глумлениями над постящимися. Люди мира, хотя продолжают называться православными христианами, нимало не терпят никаких ограничений, налагаемых Церковью на чад своих во время Великого поста, не почитают для себя обязательными никаких подвигов, с ним соединённых. Церковь никогда не помирится с этими льготами, изобретаемыми на время Великого поста людским своеволием, и церковный человек никогда не увлечётся ими, никогда не забудет, что это время должно проводить в строгом говении. Он воздерживается не только от скоромной пищи, но смиренно подчиняется церковному уставу о родах постной пищи, употребляет одну растительную пищу, и ту в умеренном количестве и не каждый день. Он бдительно смотрит за своим душевным состоянием, усиливает самонаблюдение, подвиги молитвы домашней и общественной, чаще обыкновенного занимается духовным чтением, с самоотвержением борется со страстями, греховными искушениями и соблазнами, уклоняется даже от так называемых невинных развлечений, словом, живя в мире, на время поста делается как бы монахом. Что поддерживает в нём ревность к таким поистине тяжким подвигам, тем более тяжким, что он упражняется в них в продолжение всего длинного времени Великого поста, что он во всё это время находится в состоянии особенного духовная напряжения? К поддержанию этой неослабной ревности служат духовные утешения, какие получает он среди самых подвигов поста: чувство духовной свободы, мир совести, получаемый в молитве, в таинствах исповеди и причащения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   Святые мощи святителя Андрея Критского были перенесены в Константинополь и сохранялись в монастыре его имени, где их видели паломники еще в 1350 году.    Память святителя Андрея Критского, совершается 417 июля, а главнейшее произведение его — Великий Покаянный Канон — по Уставу читается в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого Поста на великом повечерии (частями) и в четверг пятой седмицы Великого Поста на утрени (полностью). Среда первой седмицы Великого поста     По средам и пятницам (и некоторым праздникам) в течение всего Великого поста совершается литургия Преждеосвященных Даров.    На первой седмице Великого поста по традиции большая часть православных христиан приступает к Святым Христовым Тайнам после особой сосредоточенной подготовки к исповеди и причастию, обычно в субботу или воскресение. За литургией Преждеосвященных Даров на первой седмице причащаются те, кто не может по болезни или по какой-либо другой основательной причине строго поститься пять дней этой особой недели Великого поста. В остальные седмицы Великого поста за литургией Преждеосвященных Даров могут приобщаться все желающие, кроме младенцев, которых причащают только за полной литургией. ПЕСНОПЕНИЯ ИЗ СЛУЖБЫ СРЕДЫ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА     Повержена мя Спасе, пред враты Твоими, поне на старость не отрини мене во ад тща, но прежде конца, яко Человеколюбец, даждь ми прегрешений оставление.    «Поверженного пред вратами Твоими, Спаситель, хоть в старости не отвергни во ад меня, пустого, но перед кончиной как Человеколюбец прости мои согрешения».     Безначальная, несозданная Троице, нераздельная Единице, кающася мя приими, согрешивша спаси, Твое есмь создание, не презри: но пощади и избави огненнаго мя осуждения.     Тропари из Великого Канона святого Андрея Критского из службы среды первой седмицы Великого поста     Веси создание наше, веси немощь нашу Человеколюбче: согрешихом, но не отступихом от Тебе Боже, ниже воздехом руки наша к богу чуждему, пощади нас Твоею благостию, Благоутробне.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Изучая песнопения Триоди, удается понять, что пост совершается не ради поста, но что неотъемлемыми спутниками, без которых он теряет смысл, являются смирение, молитва и милостыня. Сам по себе пост ценен, но спасительный характер он приобретает только в сочетании с перечисленными добродетелями. Песнопения Триоди призывают к сугубому понуждению себя к добрым делам во время поста. Изучение Постной Триоди помогает понять значение поста для христианина. Пост помогает достичь духовного совершенствования. Во-первых, пост дает возможность победить грех , т.е. имеет очистительное значение, помогая очистить тело и душу от страстей. Во-вторых, пост является средством достижения просвещения души, что в свою очередь помогает достигнуть боговидения. В-третьих, истинно постящиеся получают от Бога благодатные дары. Первый аспект значения поста сводится к начальной ступени нравственного совершенствования человека – борьбе с грехом и страстями, что способствует восхождению на вторую ступень – просвещения и в итоге – достижения боговидения. Очищенная постом душа способна узреть Господа, так как она становится чистым сосудом, в который вселяется Святый Дух и Своей благодатью просвещает ее. Очищение души и тела приближает ко Христу, узреть же Его способен только просветившийся. Третьим аспектом значения поста является обретение человеком дарований, а в целом спасительной благодати Божией. Постная Триодь перечисляет, какие дары обретает во время поста христианин, если он постится усердно и истинно. Это и чистота, и любовь, и молитва, и тихое, мирное душевное устроение. В высшем смысле благодать Божия способствует достижению обожения, спасению человека и достижению Царствия Небесного. Тем самым достигается цель поста: утраченная в момент грехопадения целостность человеческой природы, восстанавливается во время поста, человек преодолевает тление и обретает спасение; избегает геенны и наследует Рай. Учение святых отцов о посте полностью соответствует учению Постной Триоди о сущности и значении поста. Идеи гимнографов, возникшие в ранние века христианства и изложенные в Постной Триоди, легли в основу учения о посте святых отцев Церкви и видных богословов XIX–XX вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ответ на возражение 3. Мужеству как особой добродетели надлежит переносить не всякий вид трудностей, но только тот, который сопряжён со смертельной опасностью. Что же касается тех трудностей, которые связаны с лишением осязательных удовольствий, то переносить их свойственно благоразумию и его частям, и таковой является трудность соблюдения поста. Раздел 3. Является ли соблюдение поста предметом предписания? С третьим [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что соблюдение поста не является предметом предписания. В самом деле, предписания не даются в отношении сверхдолжных добрых дел, которые являются предметом совета. Но соблюдение поста является исполнением сверхдолжного, в противном бы случае его надлежало соблюдать везде и всегда. Следовательно, соблюдение поста не является предметом предписания. Возражение 2. Далее, нарушающий предписание совершает смертный грех. Следовательно, если бы соблюдение поста было предметом предписания, то все, не соблюдающие его, совершали бы смертный грех, что означало бы, что на людей повсеместно расставлены силки. Возражение 3. Далее, Августин говорит: «Самой Премудростью Божией, Которой мы призваны к свободе, были установлены немногие спасительнейшие таинства, содержащие общество христианского народа, то есть людей свободных, под властью единого Бога» 321 . Но свободе христианского народа, похоже, могло бы препятствовать не только множество таинств, но и множество соблюдений. Ведь сказал же Августин: «Хотя Бог в милосердии Своём пожелал, чтобы нашу религию отличали её свобода и несомненность, а ещё – небольшое количество священных причастий, некоторые люди обременяют её рабскими бременами». Следовательно, похоже, что Церковь не должна была делать соблюдение поста предметом предписания. Этому противоречит следующее: Иероним, рассуждая о соблюдении поста, говорит: «Пусть всякая земля следует своим обычаям, но предписания пресвитеров она должна исполнять так, как если бы они были законами апостолов». Следовательно, соблюдение поста является предметом предписания.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010