На Западе. Первые сведения о праздновании В. Г. встречаются в проповедях еп. Хроматия Аквилейского (388-407) (CCSL. 9A. P. 32-37) и в «Книге о различных ересях» еп. Филастрия Брешианского (383-391) (CCSL. 9. P. 304, 312), где среди великих господских праздников названы Рождество, Богоявление, Пасха и «день Вознесения», в к-рый «Он взошел на небо около Пятидесятницы», что может указывать на неразделенность 2 праздников (В. Г. и Пятидесятницы). В др. месте Филастрий говорит, что В. Г. справляется именно на 40-й день, причем ему предшествует и последует пост. Видимо, появление нового рубежа в пасхальном периоде (В. Г., празднуемого на 40-й день) вызвало недоумение относительно времени начала поста - до или после Пятидесятницы; к VI в. было признано правильным начинать поститься только после Пятидесятницы, хотя символически 40-дневный период радости противопоставлялся 40 дням Великого поста ( Ioan. Cassian. Collat. 21. 19-20; Leo Magn. Serm. 77. 3). К V в. практика празднования В. Г. утвердилась на Западе окончательно - напр., блж. Августин называет «четыредесятницу Вознесения» (Quadragesima Ascensionis) праздником «древнейшим и повсеместным» ( Aug. Ep. 54; ок. 400 г.). Святоотеческие проповеди на праздник В. Г. Вознесение Господне. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Сер. IX в. (ГИМ. 129. Л. 46 об.) Вознесение Господне. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Сер. IX в. (ГИМ. 129. Л. 46 об.) Известны в числе неск. десятков; они были написаны сщмч. Мефодием Олимпийским (CPG, 1829), святителями Афанасием Александрийским (CPG, 2280), Григорием Нисским (CPG, 3178), Епифанием Кипрским (CPG, 3770), Иоанном Златоустом (CPG, 4342, 4531-4535, 4642, 4737, 4739, 4908, 4949, 4988, 5028, 5060, 5065, 5175. 18, 5180. 21), Проклом К-польским (CPG, 5820, 5836), Кириллом Александрийским (CPG, 5281), Софронием Иерусалимским (CPG, 7663), Григорием Паламой (PG. 151. Col. 275-286), прп. Иоанном Дамаскином (CPG, 8091) и др. древними церковными авторами (CPG, 2636, 4178, 5733, 6078. 3-5, 6107, 7037 и т. д.). Нек-рые из этих проповедей вошли в богослужебную традицию правосл. Церкви и приводятся в патристических Лекционариях или Торжественниках - сборниках святоотеческих слов, расположенных по принципу литургического года.

http://pravenc.ru/text/155108.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГОД ЦЕРКОВНЫЙ система праздников , постов и рядовых дней, составляющая основу литургической жизни Церкви. Посвящен воспоминанию событий Свящ. истории, почитанию памятей святых, что служит назиданию верных через ознакомление их с истинами веры. Несмотря на нек-рое внешнее сходство с праздничными календарными циклами, существующими в др. религиях, Г. ц. тесно связан с христ. пониманием времени . Термин «Г. ц.» (или «христианский год») появился в XVI в. в связи с возросшей секуляризацией жизни и разделением церковного и «светского» времени ( Kranemann. 1991). С XIX в. в научной лит-ре начинает использоваться термин «литургический год». При этом до 2-й пол. XX в. изучение Г. ц. чаще всего ограничивалось фактографическими описаниями его отдельных составляющих (праздников, постов, памятей святых; ср.: Дебольский. 1846; Kellner. 1901; Pascher. 1963), тогда как внутренние связи и происхождение периодов Г. ц. стали предметом исследования только благодаря росту научного знания в области древних календарных систем ( Strobel. 1977; Talley. 1986). Основные элементы Г. ц. Формирование структуры христ. года заняло неск. столетий. Хотя в разных литургических традициях сложились свои наборы праздников и постов, в основе Г. ц. и на Востоке, и на Западе лежат: солнечный юлианский год (3651/4 дня), лунно-солнечный пасхальный цикл (к-рый с VI в. почти повсеместно был привязан к 19-летнему периоду) и 7-дневный недельный цикл. На них построены годовой неподвижный богослужебный круг , к-рый составляют праздники, имеющие фиксированную дату по солнечному календарю, и годовой подвижный богослужебный круг с элементами, зависящими от даты празднования Пасхи, привязанной к лунно-солнечному пасхальному циклу и от года к году меняющей положение в солнечном календаре. В каждой литургической традиции принято деление Г. ц. на неск. периодов, разных по продолжительности (напр., 40-дневный период Великого поста), обычно зависящих от великих праздников (Рождества Христова, Богоявления, Пасхи, Пятидесятницы и др.). Вокруг господских и Богородичных праздников и нек-рых памятей святых образуются особые группы дней, предваряющие (т. н. предпразднства , навечерия , вигилии и т. п.) и завершающие ( попразднства , отдания праздников , октавы) основной день праздника. В средние века во мн. традициях установились различные варианты классификации праздников по степени значимости.

http://pravenc.ru/text/165235.html

Он начинается сразу после Богоявления и продолжается до Пасхи; входящий в состав этого периода общецерковный 40-дневный пост, оканчивающийся в Великий четверг, проводится более строго. Принятые в V-VI вв. в Риме для В. п. 6 седмиц без воскресений дают в совокупности только 36 дней, поэтому не позднее VII в. В. п. в Римской Церкви был удлинен еще на 4 дня - его начало с 6-го воскресенья (к-рое собственно и называется Quadragesima - Четыредесятница) до Пасхи было перенесено на предшествующую среду. В таком виде В. п. стал в лат. Церкви общепринятым, хотя первоначально практика пощения в разных областях различалась (напр., в Испании В. п. длился 5 седмиц, а в Милане - 6, без прибавочных 4 дней). В VI-VII вв. В. п. был дополнен подготовительным периодом - предварительными воскресеньями т. н. 70-цы, 60-цы и 50-цы (Septuagesima, Sexagesima, Quinquagesima), к-рые являются воскресными за 3, за 2 и за 1 (или за 1/2) седмицы до поста. В итоге период аскетической подготовки к Пасхе достиг продолжительности в 9 седмиц. Месса в течение В. п. первоначально совершалась, видимо, только по воскресеньям. По средам и пятницам В. п. в Риме в IV в. совершалась только литургия Слова; в V-VI вв. к этим дням были добавлены понедельник, вторник и суббота; после VI в. во все эти дни уже совершалась полная месса; при папе Римском Григории II (715-731) мессу стали совершать и по четвергам В. п. В позднейших памятниках месса совершается во все дни В. п. (единственные дни без мессы в рим. обряде - Великие пятница и суббота). В Риме, как и в др. городах христ. мира, В. п. был связан с огласительным циклом, а также с принятием кающихся. Днями, особо связанными с оглашением, были среда, пятница и суббота 3-й и 4-й седмиц В. п. (соответствуют визант. 4-й и 5-й седмицам). Оглашаемые принимали Крещение на Пасху (см. ст. Великая суббота ), кающиеся же допускались к покаянию в среду перед воскресеньем Quadragesima и вновь принимались в церковное общение в Великий четверг . С течением времени огласительные обряды вышли из практики, что повлияло на структуру великопостного рим.

http://pravenc.ru/text/150109.html

...На прошлом уроке мы говорили о Великом посте. Леонид, давайте напомним для тех, кто отсутствовал. Леонид: – На прошлом занятии мы обсуждали тему Великого поста, и один вопрос остался практически без ответа. Мы вспомнили, что прообразом Великого поста послужило библейское событие – 40-дневный пост Иисуса Христа после Его Крещения. А вопрос был следующий: после этого служение Христа продолжалось три с лишним года; почему тогда 40-дневный Великий пост у нас бывает каждый год? Христос постился один раз перед своим служением, а мы – каждый год? И я хочу напомнить о двух ответах, синтез которых, на мой взгляд, и дает правильный. Первый – это церковная традиция, связанная в основном с Крещением. А второй ответ вытекает из первого. Дело в том, что в ранних христианских общинах существовал институт оглашенных. Мы и сейчас слышим во время Божественной Литургии возглас «оглашенные, изыдите». Оглашенные, как вы знаете, это люди, которые готовились принять Таинство Крещения. Оглашение длилось, в основном, год или два, редко три. И Крещение происходило на Пасху, как раз в Пасхальную ночь. Почему? Потому что прообразом Крещения является смерть ветхого человека, который умирал со Христом и возрождался с Его Воскресением. К этому духовному подвигу по традиции себя готовили. Одним из способов такого рода физической и духовной подготовки как раз и был Великий пост. Так называться он стал не сразу, а, если я не ошибаюсь, приблизительно лет через 200. После того как христианство распространилось достаточно широко и детей начали крестить массово, институт оглашенных, к сожалению, стал утрачивать свое принципиальное значение. И тот возглас, который мы слышим в конце Литургии оглашенных, теперь никакой роли не играет, никто из храма не выходит. Но поскольку Пасха – наш самый важный ежегодный праздник, то с древней традиции крестить оглашенных раз в год осталась и традиция Великого поста перед Пасхой. Один из слушателей курсов поднимает руку: – Дело в том, что я и прошлый раз не был согласен, и сейчас возражаю против формулировки вопроса: «Почему мы постимся один раз, а не раз в три с половиной года?» А кроме того, не считаю верным прозвучавший ответ на вопрос. Потому что сегодня нам рассказали, для чего пост нужен. Чему никто не возражает. Но ответом на заданный вопрос может служить то, что ежегодно в богослужебном календаре Церковь отмечает все главные события жизни Христа Спасителя – от Рождения до Пасхи, в том числе и 40-дневный пост. Вот это, на мой взгляд, и является единственно верным ответом.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

По схеме, предложенной И. Мансветовым, за вычетом субботы и воскресенья или только субботы сложились следующие практики: 1. При 6 неделях по 6 дней в неделю (без сб.) получался 36-дневный срок, усиливавшийся постом в Великую субботу, итого 37 дней. 2. При 7 неделях по 5 дней в неделю (без сб. и вс.) получается 35-дневный срок, усиливавшийся постом в Великую субботу, итого 36 дней. 3. При 8 неделях по 5 дней в неделю (без сб. и вс.) получается 40-дневный срок, усиливавшийся постом в Великую субботу, итого 41 день. Первоначально фактическое несоответствие строго 40-дневному сроку компенсировалось представлениями о Великом посте как о десятине времени, приносимой Богу в течение года (36 из 365 дней), о чем замечательно написано в 15-м «Душеполезном поучении» аввы Дорофея . «Семь седмиц без воскресений и суббот становятся тридцатью пятью днями. Итак если добавить пост в великую субботу и половину яркой и светлой ночи, то становятся тридцатью шестью с половиной днями, что является десятой частью триста шестидесяти пяти дней в году с большой точностью» . Впоследствии в Византии появилось осознание целостности поста (ср. у свт. Кирилла Александрийского: «Для доказательства достаточен постоянный сорокадневный пост») и необходимости включения или неисключения в этот срок выходных дней. Такая позиция в более строгом виде привела к консолидации восточной практики, для реализации которой стало достаточно 6 недель (6 на 7=42 дня), и в менее строгом виде – западной, для реализации которой достаточно 7 недель (7 на 6=42 дня) , в то время как восьминедельный срок (8 на 6=48 или 8 на 7=56) оказался излишним. 2. Малые предварительные посты еретиков и их «антиподы» в Византии Однако в мире древних восточных Церквей, придерживавшихся, в частности, монофизитской доктрины, именно самый длинный срок из 8-ми недель получил наибольший авторитет. Этот авторитет усиливался и другими традициями малых постов, предшествовавших великому посту. Яковитская монофизитская церковь отмечала трехдневный Ниневийский пост, а Армянская – пятидневный Арцивур или Арачаворк. Особый срок для поста стал очень удобен как один из атрибутов или символов защиты своей веры.

http://bogoslov.ru/article/4446196

После кончины ее на месте ее жительства к тем сестрам, к ней пришедшим и после нее оставшимся, собрались другие, и основалась община, содержавшая устав и молитвенное правило, одинаковое с правилом Саровской пустыни. Между тем иеродиакон, впоследствии иеромонах Серафим, преуспевая в духовных и монашеских подвигах в пустынножительстве семнадцатилетнем, где сподобился перенести посты – 3-дневный и 7-дневный, двух-, трех-, четырех- и шестинедельный и наконец 72-дневный – и после того борьбу с бесами в течение 1001 дня и 1001 ночи и получил совершенную победу над ними, о чем мне самому из уст в уста передал. А в грядущее лето мы на сих трех грядочках поработаем с тобою». Объявив сестрам всем, что Божия Матерь меня назначила им быть питателем во всю жизнь мою, отпустил в Воронеж. По возвращении откуда узнал я по кончине его, что в Дивееве существуют две общины, а в Куликове, Тамбовской губернии Темниковского уезда, начинается третья, по благословению того же великого старца; и приняв на себя по заповеди его служение его собственной общине, Мельничной девической Дивеевской, а по моему собственному, не без воли впрочем Божией, о чем бы долго было здесь пояснять, и двум другим, я писал к господину обер-прокурору Святейшего Правительствующего Синода графу Николаю Александровичу Протасову от 14 января 1838 года о существовании трех различных общин, поименованных выше, и о различном в пользу их отдельном для каждой пожертвовании земель моих; и наконец, будучи особенным благодатным исцелением в ночь с 1 на 2 июня 1842 года, дарованным мне от тяжкого ушиба во всем теле и вывихе левой ноги и двух ребр в левом боку, удостоверил, что просьба моя от 1 июня того 1842 года справедлива и угодна Богу с приказанием послать ее непременно на имя преосвященного Иоанна, епископа Нижегородского и Арзамасского; я не только послал ее тогда, – а преосвященный немедленно в Святейший Правительствующий Синод, но и после того неоднократными просьбами о соблюдении всех моих условий при пожертвовании земельных, положенных мною и клонившихся лишь только к соблюдению заповеди великого старца Серафима и непременной воли Самой Божией Матери через него мне сначала, а потом уже и непосредственно чрез последнее, третье, благодатное наделение объявленные, неоднократно настаивал о возвращении обоим общинам Дивеевским их прежней самобытности, а чрез то о непременном навсегда непорушенном, чрез их устроение таковое, воли Божией всесовершенном исполнении, нарушенных несправедливым соединением; и все то не на словах, но на бумаге изъявлял, ссылаясь и на самые законы – в пользу мою говорившие – и делал то не через какое-нибудь низшее и светское место, но чрез Святейший Правительствующий Синод.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Игнатий Богоносец в приведенных словах порицает удаление от вина и мясных брашен, происходящее из-за мнения о них, как нечистых по своему существу; 3) из деяний Гангрского собора открывается, что такого заблуждения относительно вина и мясных брашен и супружества держался и еретик Евстафий и потому подвергся церковному отлучению (908 б –912 б ). (Гл. IV). 11) Пост св. Четыредесятницы, говорят протестанты, введен в церкви римским папою Телесфором, и как установление частного лица, не может быть обязательным для всех христиан. В ответ на это возражение «Камень веры» совершенно отрицает справедливость выраженной в нем мысли: пост св. Четыредесятницы имеет свое происхождение не от римского папы Телесфора, а от Самого Господа Иисуса Христа, постившегося сорок дней и сорок ночей. Последуя примеру Христа, св. Апостолы и установили правило об этом посте. Св. отцы церкви на вселенских и поместных соборах уже не узаконяют св. Четыредесятницы, а только вспоминают о ней, как об учреждении апостольском (913 аб ). 12) По мнению протестантов, 40-дневный пост Иисуса Христа не может служить для нас примером для подражания: если бы Он хотел указать нам этот пример, то постился бы, подобно нам, четыре раза в году. Христос, отвечает «Камень веры», был искушаем сатаною видимым образом только один раз; поэтому и постился однажды, научая нас постом вооружаться против искушений. А так как нам необходимо вести борьбу с последними, то и пост наш должен происходить ежегодно: «на всяко лето нам нужда есть Четыредесятницу постити» (914 а ). К приведенному возражению протестанты присоединяют еще некоторые частные возражения. Так, а) говорят: если православные пост Четыредесятницы производят от 40-дневного поста Иисуса Христа, то они, подобно Спасителю, должны во все продолжение поста совершенно воздерживаться от пищи. б) В Ветхом Завете Моисей постился сорок дней, но в подражание ему не было установлено Евреям 40 -дневного поста. в) Христос указал нам, как предмет подражания, Свою кротость и смирение, а не 40-дневный пост.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

А сколько грехов мы постоянно совершаем по отношению к ближним нашим! Как часто мы осуждаем людей, ищем, по образному слову Спасителя, сучок в глазе брата, а бревна в своем глазу не замечаем (Мф. 7. 3; Лк. 6. 41-42)! Мы готовы осудить ближних за их небольшие проступки, хотя сами часто поступаем во много раз хуже их, и наши дела, слова и мысли гораздо более греховны, чем дела, слова и мысли наших ближних. Как часто мы раздражаемся на наших ближних, как часто мы их обижаем! ... Сегодня у нас есть благодатная возможность примириться друг с другом, испросив прощения, и с миром вступить на спасительное поприще Великого поста. Используем же эту возможность и постараемся найти тех, кого мы обидели и огорчили, на кого мы сердились, кого мы осуждали, и постараемся примириться с ними " . В другом материале, опубликованном на этом же сайте, рассказывается о том, как в Православной церкви появился пост Четыредесятницы. Материал взят из книги М. Скабаллановича " Толковый Типикон " . Обязательный 40-дневный пост перед Пасхой появляется в Церкви в III в: " Он если не возник, то удлинился до 40 дней под влиянием практики оглашения - из желания содействовать постом и молитвой приготовлению будущих христиан к таинству Крещения... Так как крещение приурочивалось в III в. к Пасхе, то пост этот и оказался предпасхальным... Однако хотя пост Четыредесятницы и возник в связи с подготовкой к крещению, уже в III в. на него смотрят, как на нечто самоценное. ... Удлинение поста до 40 дней могло первоначально произойти в Палестине. А так как Иерусалимская Церковь пользовалась большим авторитетом, то отсюда 40-дневный пост легко мог распространиться по всему христианскому миру. В самом начали IV в. он уже распространился по всем поместным церквам " . На сайте " Радонежа " публикуется проповедь святого праведного Иоанна Кронштадского " Зачем нужен Великий пост " . Святой Иоанн вопрошает своих слушателей: " Нужен ли пост как воздержание от беспорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? " И отвечает: " Если хочешь быть с Богом, если хочешь быть вечно благополучным: то ты должен согласиться, что тебе надобно попоститься душою своею, собрать свой ум, помышления исправить, мысли очистить, вместо рубища дел неправедных украсить себя драгоценною одеждою добрых дел.

http://pravoslavie.ru/press/obzor35.htm

В честь Божией Матери установлено ок. 30 праздников. Среди них особо выделяются Благовещение Иоакиму о рождении Богородицы (7 Месоре/31 июля), Рождество Богородицы (двойной праздник: 1 Пашонса и 10 Тоута/26 апр. и 7 сент.), Введение Богородицы во храм (3 Хойака/29 нояб.), Ее явление в Зейтуне (24 Паремготепа/20 марта), Успение Девы Марии (21 Тобе/16 янв.) и Взятие Ее в небесную славу (16 Месоре/9 авг.), Освящение первого храма в честь Богородицы (21 Паоне/15 июня). Кроме того, 21-го числа каждого месяца по копт. календарю регулярно совершается празднование в честь Божией Матери. Периоды поста схожи с периодами поста в визант. традиции. К главным относятся Великий пост (7 недель перед Пасхой, включая Страстную седмицу), Апостольский (с понедельника после праздника Пятидесятницы до праздника апостолов Петра и Павла (5 Эпепа)), Рождественский (43 дня начиная с 16 Хатора/12 нояб.; при этом первые 3 дня называются постом Авраама, Александрийского патриарха (976-979)) и пост перед праздником Взятия Богородицы в небесную славу (15 дней начиная с 1 Месоре/25 июля). Строгий пост совершается накануне праздника Богоявления. Вероятно, из сир. традиции заимствован 3-дневный пост ниневитян (за 10 недель до Пасхи) и 7-дневный пост Ираклия (за 8 недель до Пасхи; этот пост считается также 1-й седмицей Великого поста, к-рая компенсирует отсутствие поста по субботам и воскресеньям). Постными являются среды и пятницы в течение года (кроме периода Пятидесятницы). В богослужении копт. Церкви отразилось и древнеегип. деление года на 3 больших периода: разлив Нила (12 Паоне - 9 Паопе/6 июня - 6 окт.), сев (10 Паопе - 10 Тобе/7 окт.- 5 янв.), урожай (11 Тобе - 11 Паоне/6 янв.- 5 июня). В зависимости от периода в состав литургии включаются особые молитвы. В копт. календаре помимо общехрист. имеется множество имен егип. и сир. святых, среди к-рых есть и монофизитские деятели (Севир Антиохийский, Тимофей Элур, Диоскор, Иаков Нисибинский и др.). Памяти арх. Михаила, обоих апостолов с именем Иаков (Зеведеев и брат Господень), мц. Феклы повторяются неск. раз в год. Среди оригинальных праздников - исцеление Иова (1 Тоута/29 авг.), чудо свт. Василия (13 Тоута/10 сент.), открытие церквей Константином (10 Паоне/4 июня), вознесение Еноха (24 Эпепа/18 июля), видение прор. Иезекииля (27 Эпепа/21 июля) и др. На каждый месяц приходится неск. воспоминаний освящения храмов. Эфиопское богослужение

http://pravenc.ru/text/165235.html

Во всей ли древней русской церкви практиковалось совершать крещение после более или менее, продолжительного времени, нельзя сказать за отсутствием, фактических данных; но почти несомненно, что «это правило митрополита Иоанна, как главного иерарха церкви русской, не могло остаться незамеченным и в течение долгого или короткого времени, несомненно существовало в богослужебной практике церкви русской» 1957 . Однако, с течением времени, эта практика русской церкви во многом изменилась. Еще во время митрополита Иоанна мы не встречаем факта крещения после трех лет, а в XIV веке про это правило уже нет упоминания. В греческой церкви, к этому времени, как мы видели выше, 40-дневный срок не соблюдался, и на него смотрели даже и епископы почти безразлично. На этом основании можно думать, что младенцев около XIV века «принято, было, крестить, как можно скорее» 1958 . Правда г. Одинцов, на, основании одной заметки в одном служебнике, где сказано после воцерковления, совершавшегося в 40-й день: «и тако кум, взем е (т.е. дитя), нисходить ко крещению» 1959 , замечает, что и в это время, срок был тот же, как и прежде, т. е. 40 дней. Но большая снисходительность русской церкви этого периода к больным, имеющим креститься, более или менее говорить за то, что воззрение ее на срок за это время стал более безразличным. Конечно, с тем можно согласиться, что отдаленность местности жительства родителей дитяти от церкви и затруднительность путей сообщения сами собою заставляли их заботиться о том, чтобы крещение и воплощение его младенца их были совершены в один день, т.е. сороковой. Но с одной стороны эта отдаленность не всегда могла быть, так как известно, что древняя Русь была, богата храмами и потому приходами, а с другой, – эта случайная причина, не может служить основанием для заключения о всеобщей практике того времени. Что касается до XV века, то в этом случае мы имеем положительное свидетельство, что 40 дневный срок в это время уже не соблюдался. Это свидетельствуют уже известные нам слова в поучении Фотия: «и о семь еще священницы пишу нам: без лености всегда, и на всяк час к новорожденным детям с молитвою посвяшайте и крещайте, да не умрет кое отроча без крещения» 1960 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010